Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ '

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / осмотр места дорожно-транспортного происшествия / дорожно-транспортное происшествие / технические средства / протокол осмотра места происшествия / протокол осмотра места совершения административного правонарушения / процессуальные документы / traffic safety / inspection of the scene of a traffic accident / traffic accident / technical means / protocol of inspection of the scene of an accident / protocol of inspection of the place of an administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.А. Карев

в статье рассматриваются вопросы применения современных технических средств при оформлении дорожно-транспортных происшествий в условиях возросших требований к оформлению и содержанию процессуальных документов. С развитием технологий появляются все новые и новые технические средства, предоставляющие возможность пользователям существенно расширить границы своих возможностей, в том числе и при осуществлении правоохранительной деятельности. Предметом исследования выступили отдельные аспекты применения современных технических средств в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Цель работы – повысить информативность, значимость и качество составленных по результатам осмотра места дорожно-транспортного происшествия процессуальных документов, предложив использование современных и, к сожалению, не используемых в повседневной правоохранительной деятельности технических средств. Автором приведены примеры конкретных технических средств, которые могли бы быть использованы сотрудниками правоохранительных органов для повышения результативности работы. Методологическую основу работы составили статистический метод, метод анализа, синтеза и сравнения. В результате проведенной работы сделаны обоснованные выводы о необходимости применения в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия наряду с повсеместно применяемыми фотоаппаратом, измерительной рулеткой, лазерным дальномером, курвиметром и современных технических средств, таких как очки дополненной реальности, квадрокоптер, портативный 3D-сканер и персональный трекер-коммуникатор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.А. Карев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS IN RECORDING ROAD ACCIDENTS

the article deals with the use of modern technical means in the registration of traffic accidents in the face of increased requirements for the design and content of procedural documents. With the development of technology, more and more new technical means appear that provide users with the opportunity to significantly expand the boundaries of their capabilities, including in the implementation of law enforcement activities. The subject of the study was certain aspects of the use of modern technical means during the inspection of the scene of a traffic accident. The purpose of the work is to increase the information content, significance and quality of the procedural documents drawn up based on the results of the inspection of the site of a traffic accident by proposing the use of modern and, unfortunately, technical means that are not used in everyday law enforcement activities. The author gives examples of specific technical means that could be used by law enforcement officers to increase the effectiveness of their work. The methodological basis of the work was the statistical method, the method of analysis, synthesis and comparison. As a result of the work carried out, reasonable conclusions were made about the need to use during the inspection of the scene of a traffic accident, along with the commonly used camera, measuring tape, laser rangefinder, curvimeter, and modern technical means, such as augmented reality glasses, a quadrocopter, a portable 3D scanner and a personal tracker communicator.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ »

2023'3

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ

ПРОИСШЕСТВИЙ

TO THE QUESTION OF THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS IN RECORDING ROAD ACCIDENTS

УДК 343.132

Е.А. КАРЕВ

(Владимирский юридический институт

ФСИН России, Россия, Владимир) karev_ea@mail.ru

EVGENY A. KAREV

(Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения современных технических средств при оформлении дорожно-транспортных происшествий в условиях возросших требований к оформлению и содержанию процессуальных документов. С развитием технологий появляются все новые и новые технические средства, предоставляющие возможность пользователям существенно расширить границы своих возможностей, в том числе и при осуществлении правоохранительной деятельности. Предметом исследования выступили отдельные аспекты применения современных технических средств в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Цель работы - повысить информативность, значимость и качество составленных по результатам осмотра места дорожно-транспортного происшествия процессуальных документов, предложив использование современных и, к сожалению, не используемых в повседневной правоохранительной деятельности технических средств. Автором приведены примеры конкретных технических средств, которые могли бы быть использованы сотрудниками правоохранительных органов для повышения результативности работы. Методологическую основу работы составили статистический метод, метод анализа, синтеза и сравнения. В результате проведенной работы сделаны обоснованные выводы о необходимости применения в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия наряду с повсеместно применяемыми фотоаппаратом, измерительной рулеткой, лазерным дальномером, курвиметром и современных технических средств, таких как очки дополненной реальности, квадрокоптер, портативный 3D-сканер и персональный трекер-коммуникатор.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, осмотр места дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное происшествие, технические средства, протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, процессуальные документы.

Для цитирования: Карев Е.А. К вопросу использования современных технических средств при оформлении дорожно-транспортных происшествий // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 3. - С. 80-84.

Abstract: the article deals with the use of modern technical means in the registration of traffic accidents in the face of increased requirements for the design and content of procedural documents. With the development of technology, more and more new technical means appear that provide users with the opportunity to significantly expand the boundaries of their capabilities, including in the implementation of law enforcement activities. The subject of the study was certain aspects of the use of modern technical means during the inspection of the scene of a traffic accident. The purpose of the work is to increase the information content, significance and quality of the procedural documents drawn up based on the results of the inspection of the site of a traffic accident by proposing the use of modern and, unfortunately, technical means that are not used in everyday law enforcement activities. The author gives examples of specific technical means that could be used by law enforcement officers to increase the effectiveness of their work. The methodological basis of the work was the statistical method, the method of analysis, synthesis and comparison. As a result of the work carried out, reasonable conclusions were made about the need to use during the inspection of the scene of a traffic accident, along with the commonly used camera, measuring tape, laser rangefinder, curvimeter, and modern technical means, such as augmented reality glasses, a quadrocopter, a portable 3D scanner and a personal tracker communicator.

Keywords: traffic safety, inspection of the scene of a traffic accident, traffic accident, technical means, protocol of inspection of the scene of an accident, protocol of inspection of the place of an administrative offense.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ

НАУКИ

2023'3

For citation: Karev E.A. To the question of the use of modern technical means in recording road accidents // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 3. - P. 80-84.

Несмотря на развитие дорожной инфраструктуры Российской Федерации, общее количество происшествий, возникающих в процессе эксплуатации транспортных средств, остается достаточно высоким. В настоящее время дорожно-транспортное происшествие1, как с пострадавшими, так и без них, является обыденным явлением, но требующим затрат сил и материальных средств, в том числе для установления виновной стороны, а в последующем и реализации компенсационной функции права.

Согласно сведениям ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» в первом полугодии 2021 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 57 613 ДТП, в которых погибли и (или) ранены люди. В данных ДТП погибли 5 830 человек и получили ранения 72 958. Несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким - каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу (4 907). За аналогичный период 2020 г. на улицах и дорогах страны зарегистрировано 61 140 происшествий, в которых погибло 6 494 человека и получили ранения 77 892. За первое полугодие 2019 г. зарегистрировано 70 151 происшествие, в которых погибло 6 763 человека и ранено 90 1032.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения3 в качестве дорожно-транспортного происшествия определяется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что происшествие, случившиеся на дороге и прилегающей к ней территории, с участием транспортного средства относится к дорожно-транспортному. Обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия в зависимости от наступивших последствий в виде причиненного вреда здоровью человека подле-

1 Далее - ДТП.

2 Обзор дорожно-транспортной аварийности ФКУ «Научный центр БДД МВД России» [Электронный ресурс]. - URL: https://нцбдд.мвд.рф/news/ (дата обращения: 13.01.2022).

3 О Правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2022).

жит фиксации с помощью технических средств и отражению в процессуальных документах, таких как протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра места совершения административного правонарушения и (или) схема места совершения административного правонарушения. Как справедливо указывает А.А. Хохлов, осмотр представляет собой непосредственное восприятие с обязательной последующей фиксацией в согласовании с нормами процессуального права внешних признаков и характеристик объектов [6, с. 20].

В соответствии с ч. 8 ст. 28.1.1 КоАП РФ4 в ходе осмотра места ДТП инспектором дорож-но-патрульной службы в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, к которым также можно отнести и видеосъемку и видеоза-пись5. Аналогичные возможности применения технических средств предусмотрены и ст. 166 УПК РФ6 при составлении следователем (дознавателем) протокола осмотра места происшествия при выезде на место ДТП с пострадавшими. Вполне справедливое мнение высказывает А.Н. Сретенцев, что анализ практики расследования дорожно-транспортных преступлений свидетельствует о прямой зависимости успеха расследования от качества осмотра места происшествия [5, с. 121].

Рассматривая вопрос о применении видеосъемки, мы в первую очередь имеем в виду использование фотоаппарата и видеокамеры, с помощью которых происходит фиксация обстановки на месте ДТП, то есть получение первичных сведений о случившемся происшествии. Результаты фотосъемки приобщаются к протоколу осмотра места совершения административного правонарушения или к протоколу осмотра места происшествия в виде оформленной фототаблицы, которая является неотъем-

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2022).

5 Далее в статье под термином «видеосъемка» понимается фото- и киносъемка, видеосъемка и видеозапись.

6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2022).

НАУКИ

лемой частью составленного процессуального документа. Результаты видеосъемки могут быть приобщены к протоколу после записи на материальный носитель, которым может выступать неперезаписываемый оптический диск. К иным распространенным способам фиксации обстановки на месте происшествия вещественных доказательств, следов и иных объектов можно отнести применение технических средств в виде измерительной рулетки, лазерного дальномера (прибор для измерения расстояний с применением лазерного луча) и дорожного курвиметра.

Вместе с тем, на наш взгляд, применение вышеуказанных технических средств не всегда в полной мере позволяет зафиксировать обстановку на месте ДТП, а следовательно, в дальнейшем по результатам проведенного осмотра принять законное и обоснованное решение, то есть установить виновных в ДТП лиц и привлечь их к юридической ответственности.

Одновременно с развитием технологий появляются и новые технические средства, предлагающие по-новому посмотреть на дорожную обстановку и позволяющие зафиксировать ее на новом, более информативном, уровне. Примером таких технических средств могут выступать:

- очки дополненной реальности - гарнитура, наделяющая инспектора дорожно-патрульной службы, дознавателя или следователя новыми возможностями, такими как осуществление от первого лица непрерывной фото- и киносъемки, распознавание жестов, отдачу голосовых команд, прием и передачу информации. Применение гарнитуры (очков) в качестве технического средства позволит при возвращении с места происшествия зафиксировать результаты осмотра на материальный носитель в виде фотоснимков или видеозаписи, что, в свою очередь, при необходимости предоставит возможность дополнительно изучить дорожную обстановку, сложившуюся на месте ДТП. Как указывает Д.Г. Чекалин, существующие образцы пока несовершенны и имеют много недостатков, связанных с быстродействием и качеством изображения, но с развитием технологий большинство из них могут быть устранены [7, с. 21]. Вместе с тем, применение даже несовершенных образцов, по нашему мнению, повысит результаты процессуальной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так как любое средство фиксации, использованное на месте ДТП, позволит составить более четкую картину случившегося;

- квадрокоптер - малогабаритный беспилотный летательный аппарат с пультом дистанционного управления, предназначенный для масштабной фото- и киносъемки места ДТП сверху вниз. О простоте в использовании не требующего

специального обучения и подготовки данного аппарата говорит С.А. Лукьянчикова, отмечая, что дроном (квадрокоптером) может управлять любой человек [3, с. 256]. Применение квадрокопте-ра на месте происшествия в дневное время дает возможность посмотреть на дорожную обстановку сверху, а также обнаружить дополнительные следы транспортных средств, которые в обычной обстановке могут быть упущены или проигнорированы лицами, прибывшим на место ДТП с целью его осмотра. По мнению С.Н. Думнова, использование данного метода съемки, а именно метода, поскольку это будет считаться аэрофотосъемкой, будет отличным подспорьем для проведения автотехнической экспертизы, а именно установления обстоятельств и механизма дорожно-транспортного происшествия [2, с. 137-138].

- портативный 3D-сканер, анализирующий обстановку на месте происшествия и на основе полученных данных создающий его трехмерную модель. Как считают И.В. Степанов, А.В. Никишин, В.И. Селезнев, перспективно было бы широкомасштабное использование фотограмметрических технологий (получение из двухмерных снимков 3D-модели местности) и технологий 3D-сканирования. Данный метод довольно распространен во многих сферах геодезии, строительства, архитектуры и других как одно из наиболее точных и быстрых средств получения объемной модели объекта [4, с. 197]. Сканер на месте происшествия позволит детально зафиксировать именно те технические повреждения, которые возникли в результате столкновений на транспортном средстве. Не исключены случаи, что при дальнейшей транспортировке на эвакуаторе транспортного средства с места происшествия, а равно и в процессе погрузки и разгрузки на эвакуатор, могут образовываться дополнительные повреждения, которые будут необоснованно приняты во внимание при производстве судебных экспертиз, в том числе и автотехнической, назначенной для определения угла столкновения между транспортными средствами;

- персональный трекер-коммуниктор - компактное мобильное устройство спутниковой связи, обладающее функцией определения координат в системе ГЛОНАСС и передачи их заинтересованным лицам. По мнению Ю.Б. Дорофеева, С.В. Матвеева, Е.О. Романова, по таким характеристикам, как надежность системы, доступность ее навигационного поля, точность и оперативность навигационных определений ГЛОНАСС сопоставима с американской системой GPS [1, с. 83]. Нередки случаи, когда в ходе осмотра возникают проблемы в определении точного места происшествия, что в дальней-

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ

НАУКИ

2023 ' 3

шем может привести к признанию составленного протокола недопустимым доказательством и отмене принятого процессуального решения по факту случившегося ДТП, так как место происшествия достоверно не установлено. Например, значительное удаление места происшествия от стационарного ориентира, которым обычно на трассе выступает дорожный знак 6.13 «Километровый знак», что, в свою очередь, при замерах с помощью стандартной рулетки или одометра на автомобиле может привести к погрешностям. Использование трекера-коммуниктора на месте происшествия позволило бы продублировать полученные с помощью измерительной рулетки результаты замеров или достоверно определить расположение места ДТП.

Как справедливо отмечают И.В. Степанов, А.В. Никишин, В.И. Селезнев, необходимо совершенствовать существующие на данном этапе развития технические средства осмотра места ДТП и разрабатывать более новые, которые бы устраняли недостатки и неточности предыдущих, что, в свою очередь, в значительной степени упростило бы работу сотрудников органов внутренних дел и снизило роль человеческого фактора при осмотре места ДТП, а также дальнейшее его расследование [4, с. 198]. Качественно проведенный осмотр места ДТП

на первоначальном этапе расследования уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении предоставит возможность сотрудникам органов внутренних дел выбрать тактические приемы процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств ДТП.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в практическую деятельность органов вну-треннних дел уже сейчас необходимо внедрять современные технические средства, для чего потребуется:

- совершенствовать материальную базу, пополняя ее новыми, современными техническими средствами;

- совершенствовать нормативную базу, разрабатывая ведомственные инструкции и методические пособия по практическому применению новых технических средств, в том числе по применению очков дополненной реальности, квадрокоптера, портативного 3D-сканера и персонального трекер-коммуниктора;

- провести с личным составом курс практических занятий по применению новых технических средств.

Реализация данных мероприятий, по нашему мнению, приведет к повышению эффективности всей деятельности органов внутренних дел.

Литература

1. Дорофеев Ю.Б. Об использовании возможностей ГЛОНАСС для создания социально-ориентированной навигаци-онно-информационной системы «Социальный ГЛОНАСС» // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. - 2014. - Т. 1. - № 3. - С. 82-91.

2. Думнов С.Н. К вопросу применения метода лазерного 3D-сканирования при производстве судебной автотехнической экспертизы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2019. - №. 3 (90). - С. 133-145.

3. Лукьянчикова С.А. Особенности осмотра места происшествия при ДТП и обеспечение личной безопасности сотрудников при их производстве // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. - 2021. - Т. 1. - № 1 (3). - С. 250-258.

4. Степанов И.В. Современные технические средства расследования дорожно-транспортных происшествий, их использование при осмотре места ДТП / Право, экономика и управление: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 21 мая 2020 года - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 196-198.

5. Сретенцев А.Н. Возможности современных технических средств фиксации и их использования при осмотре места ДТП // Наука и практика. - 2014. - № 2 (59). - С. 120-123.

6. Хохлов А.А. Методика осмотра места происшествия по делам о ДТП / Научные тенденции: Юриспруденция: Сборник научных трудов по материалам XVIII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20 июля 2019 года. - Санкт-Петербург: Центр Научных Публикаций Международной Объединенной Академии Наук, 2019. С. 19-22.

7. Чекалин Д.Г. Дополненная реальность: виды и технологии формирования изображения // Мир техники кино. - 2018. -Т. 12. - № 2. - С. 16-28.

References

1. Dorofeev Yu.B. Ob ispol'zovanii vozmozhnostej GLONASS dlya sozdaniya social'no-orientirovannoj navigacionno-informacionnoj sistemy «Social'nyj GLONASS» // Raketno-kosmicheskoe priborostroenie i informacionnye sistemy. - 2014. - T. 1. - № 3. - S. 82-91.

2. Dumnov S.N. K voprosu primeneniya metoda lazernogo 3D-skanirovaniya pri proizvodstve sudebnoj avtotekhnicheskoj ekspertizy // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2019. - №. 3 (90). - S. 133-145.

3. Luk'yanchikova S.A. Osobennosti osmotra mesta proisshestviya pri DTP i obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrudnikov pri ih proizvodstve // Sovremennoe ugolovno-processual'noe pravo - uroki istorii i problemy dal'nejshego reformirovaniya. - 2021. - T. 1. - № 1 (3). - S. 250-258.

НАУКИ

4. Stepanov I.V. Sovremennye tekhnicheskie sredstva rassledovaniya dorozhno-transportnyh proisshestvij, ih ispol'zovanie pri osmotre mesta DTP / Pravo, ekonomika i upravlenie: ot teorii k praktike: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Cheboksary, 21 maya 2020 goda - Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2020. S. 196-198.

5. Sretencev A.N. Vozmozhnosti sovremennyh tekhnicheskih sredstv fiksacii i ih ispol'zovaniya pri osmotre mesta DTP // Nauka i praktika. - 2014. - № 2 (59). - S. 120-123.

6. Hohlov A.A. Metodika osmotra mesta proisshestviya po delam o DTP / Nauchnye tendencii: Yurisprudenciya: sbornik nauchnyh trudov po materialam XVIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 20 iyulya 2019 goda. - Sankt-Peterburg: Centr Nauchnyh Publikacij Mezhdunarodnoj Ob»edinennoj Akademii Nauk, 2019. S. 19-22.

7. Chekalin D.G. Dopolnennaya real'nost': vidy i tekhnologii formirovaniya izobrazheniya // Mir tekhniki kino. - 2018. - T. 12. - № 2. - S. 16-28.

(статья сдана в редакцию 27.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.