Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ ПОКИДАТЬ МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ СУТОК'

К ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ ПОКИДАТЬ МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ СУТОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / НОЧНОЕ ВРЕМЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ / МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыкова Регина Айдаровна

Статья посвящена рассмотрению обязанности осужденного к ограничению свободы не покидать место постоянного проживания или пребывания в определенное время суток. Анализируется действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство по указанному вопросу. Обращается внимание на возможные трудности, возникающие при исполнении наказания в виде ограничения свободы, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садыкова Регина Айдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EXECUTION OF THE RESTRICTION NOT TO LEAVE THE PLACE PERMANENT RESIDENCE OR STAY AT A CERTAIN TIME OF DAY

The article is devoted to the consideration of the obligation of a person sentenced to restriction of freedom not to leave the place of permanent residence or stay at a certain time of the day. The current criminal and penal enforcement legislation on this issue is analyzed. Attention is drawn to possible difficulties arising in the execution of punishment in the form of restriction of freedom, and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ ПОКИДАТЬ МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ СУТОК»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_126 УДК 343.8

К ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ ПОКИДАТЬ МЕСТО ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ СУТОК ON THE ISSUE OF THE EXECUTION OF THE RESTRICTION NOT TO LEAVE THE PLACE OF PERMANENT RESIDENCE OR STAY AT A CERTAIN TIME OF THE DAY

САДЫКОВА Регина Айдаровна,

научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: reginas26@mail.ru;

Sadykova Regina Aydarovna,

Researcher, Department for Improving the Legal Regulation of the Activities of the Criminal Executive System of the Center for the Study of Management Problems and the Organization of the Execution of Sentences

in the Criminal Executive System Federal Government Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: reginas26@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению обязанности осужденного к ограничению свободы не покидать место постоянного проживания или пребывания в определенное время суток. Анализируется действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство по указанному вопросу. Обращается внимание на возможные трудности, возникающие при исполнении наказания в виде ограничения свободы, предлагаются пути их решения.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the obligation of a person sentenced to restriction of freedom not to leave the place of permanent residence or stay at a certain time of the day. The current criminal and penal enforcement legislation on this issue is analyzed. Attention is drawn to possible difficulties arising in the execution of punishment in the form of restriction of freedom, and ways to solve them are proposed.

Ключевые слова: осужденный, уголовное наказание, ограничение свободы, ночное время, уголовно-исполнительная инспекция, место постоянного проживания, место постоянного пребывания.

Keywords: convicted person, criminal punishment, restriction of liberty, night time, penal inspection, place of permanent residence, place of permanent residence.

Для цитирования: Садыкова Р.А. К вопросу исполнения ограничения не покидать место постоянного проживания или пребывания в определенное время суток//Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 126-128. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_126.

For citation: Sadykova R.A. On the issue of the execution of the restriction not to leave the place of permanent residence or stay at a certain time of day // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 126-128. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_126.

Статья поступила в редакцию: 25.06.2022

Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года является гуманизация условий отбывания наказания [1, 2]. Ограничение свободы является уголовным наказанием альтернативным лишению свободы и заключается в выполнении осужденным налагаемых судом обязанностей и запретов. Функции по исполнению наказания в виде ограничения свободы возложены на уголовно-исполнительную инспекцию Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - УИИ). В УК РФ ограничение свободы предусмотрено статьей 53 УК с 2010 года.

Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) на учете в 2020 году на учете в УИИ состояло 463717 человек [3], из них осужденных к ограничению свободы 38559 человек, что составляет 8,3 % от общего количеств лиц, состоящих на учете в УИИ.

В качестве основного вида наказания ограничение свободы назначается за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести на срок от двух месяцев до четырех лет. В качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК Российской Федерации, ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до двух лет [4].

В свою очередь ограничение свободы может быть назначено и лицам с 14 до 18 лет, только в виде основного наказания и только на срок в пределах от 2 месяцев до 2 лет в соответствии с положением, закрепленным в ч. 5 статьи 88 УК Российской Федерации.

На осужденного возлагаются ограничения, перечень которых отражен в части первой статье 53 УК РФ и является исчерпывающим. Одним из таких ограничений является обязанность не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток. Рассмотрим указанное ограничение более подробно.

На осужденного к ограничению свободы, судом может быть возложена обязанность не покидать место постоянного проживания или пребывания в определенное время суток. Нельзя не согласиться с мнением Е.В. Салтыкова о том, что запрет выходить за пределы жилого помещения носит характер: территориальный и временный [5]. В качестве территории указывается место проживания (пребывания) осужденного, местом проживания не может являться гараж, постройки, не относящиеся к объектам капитального строительства. Временной промежуток судом обычно назначается в ночное время. Согласно статье 96 ТК Российской Федерации ночное время обозначено периодом с 22:00 часов до 06:00 часов [6].

Сотрудник УИИ обязан осуществлять контроль за исполнением осужденным установленным судом запретов и ограничений. В свою

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

очередь могут возникнуть небольшие трудности при контроле указанного запрета связанные с тем, что в соответствии с Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы [7] сотрудник УИИ может посещать в любое время суток жилище осужденного, за исключением ночного времени. Кроме того, у сотрудника УИИ, согласно установленному графику работы, не предусмотрена работа в ночное время. В связи, с чем проверки могут осуществляться лишь в дневное время. Не достаточно четкая правовая регламентация рассматриваемого вопроса приводит к следующему: сотрудник с одной стороны обязан осуществить контроль ограничения, наложенного на осужденного, с другой стороны может нарушить права осужденного и его близких родственников, проживающих с осужденным, осуществив проверку по месту жительства после 23:00 часов [8]. Обеспечить проведение должного контроля выполнения осужденным указанного ограничения можно при помощи специального оборудования.

В отношении осужденного к ограничению свободы в соответствии с ограничениями, установленными судом, могут быть применены технические средства контроля и надзора. Использование таких средств предусматривается так же и в других государствах при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы [9]. Такое решение принимается начальником инспекции на основании сведений, характеризующих личность осужденного и в случае, если имеется техническая возможность установки специального оборудования.

К техническим средствам, с помощью которых происходит отслеживание, относится, система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ), представляющая собой систему наблюдения и отслеживания посредством приемопередающих радиоустройств и индивидуальных средств идентификации лиц, к которым применено наказание, не связанное с изоляцией от общества. Данная система, согласно статистическим данным, является очень полезной системой, с помощью которой сотрудники УИИ фиксируют нарушения порядка отбывания наказания, хотя и в системе есть недостатки. Например, сбой технического обеспечения, неполадки сети, отсутствие координат места пребывания осужденного.

Рассмотрим проблему, связанную с несовершенством электронных средств надзора и контроля. Когда подконтрольное лицо отдаляется от стационарного контрольного устройства (далее - СКУ), больше чем на 10 метров, а так же при наличии преград в здании, которыми служат стены, перегородки, радиус действия прибора сокращается до 5 метров.

Сигнал между электронным браслетом и СКУ прерывается, что является причиной передачи сигнала тревоги на пульт оператора.

Еще одна проблема в том, что погрешность точности места нахождения подконтрольного лица, указываемое системой посредством спутников, составляет около 20 метров. В таком случае, точно установить местоположение подконтрольного лица, находится ли оно в запрещенной зоне или за пределами разрешенной зоны, невозможно, соответственно данный факт нарушения не может быть положен в качестве основы обвинения в суде, в случае нарушения определенных выше зон осужденным. К проблеме можно отнести и то обстоятельство, что значительное количество технических средств контроля своевременно не ремонтируется, из-за чего не эксплуатируется.

Подведя итог по данной проблеме, можно сделать вывод, что применение СЭМПЛ как средства контроля, в целом, наиболее эффективно позволяет контролировать обязанность осужденного не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, чем без ее применения. Однако использование СЭМПЛ требует дальнейшего совершенствования. Следует также отметить, что в большинстве случаев оборудование СЭМПЛ применяется в отношении подозреваемых и обвиняемых, находящихся под домашнем арестов. В связи с увеличением количества лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, оборудования СЭМПЛ для применения к осужденным к ограничению свободы может быть недостаточно. Поскольку по официальным данным ФСИН России по состоянию на 1 октября 2021 года в УИИ состояло на учете 7821 лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста [10]. В 2020 году в УИИ состояло 7721 подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в 2019 году - 6709 человек. Таким образом, при возрастающем числе лиц, в отношении которых применяется мера пресечения в виде домашнего ареста, может возникнуть проблема отсутствия необходимого количества специального оборудования.

В целях устранения трудностей, которые могут возникнуть при осуществлении контроля за исполнением осужденным к ограничению свободы обязанности не покидать место проживания (пребывания) в ночное время следует расширить права сотрудников УИИ в части исполнения приговоров судов, для установления надлежащего контроля за осужденными. Внести изменения в часть 2 статьи 60 УИК Российской Федерации разрешив посещать осужденных к ограничению свободы, в отношении которых, предусмотрена обязанность не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, в ночное время с целью осуществления контроля исполнения данного ограничения осужденными.

Библиогра фия:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 год» // СЗ РФ. 2021. № 20. Ст. 3397.

2. См., подробнее: Оленев М.Г. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с уголовно-исполнительной системой в сфере обеспечения прав человека // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11 (179). С. 73-75; Оленев М. Г. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с уголовно-исполнительной системой в сфере обеспечения прав человека в контексте положений концепции развития уголовно-исполнительной системы // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : в 10 т. 2019. С. 193-199.

3. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YИ/ (дата обращения 14.01.2022).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.2006 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Салтыков Е. А., Рабцевич О. И. Уголовный процесс: учебное издание. М.: Инфотропик. 2016. С. 187.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

7. Приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения

свободы» // Российская газета. 2010. № 243.

8. Садыкова Р.А., Бобров А.М. Некоторые вопросы прав и обязанностей сотрудника уголовно-исполнительной инспекции // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 52-54.

9. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. Международные стандарты исполнения наказаний в сфере исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества // Уголовно-исполнительные инспекции: история, современное состояние и вопросы совершенствования деятельности. Сборник материалов круглого стола, посвященного 100-летию создания уголовно-исполнительных инспекций. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019. С. 285-290.

10. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 14.01.2022).

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No. 1138-r "On the Concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" // SZ RF. 2021. No. 20. St. 3397.

2. See, in more detail: Olenev M.G. Interaction of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation with the penal enforcement system in the field of human rights // Law and the State: theory and practice. 2019. No. 11 (179). pp. 73-75; Olenev M. G. Interaction of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation with the penal enforcement system in the field of ensuring human rights in the context of the provisions of the concept of the development of the penal enforcement system // IV International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, correction" (to the 140th anniversary of the penal enforcement system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Sernce of Russia): in 10 vol. 2019. pp. 193-199.

3. Characteristics of persons registered in the criminal enforcement inspections // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII / (accessed

14.01.2022).

4. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.2006 No. 63-FZ // SZ RF. 1996. No. 25. St. 2954.

5. Saltykov E. A., Rabtsevich O. I. Criminal process: educational edition. M.: Infotropik. 2016. p. 187.

6. Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ dated 30.12.2001 // Rossiyskaya Gazeta. 2001. No. 256.

7. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 258 dated October 11, 2010 "On approval of the Instructions on the organization of the execution of punishment in the form of restriction of freedom" // Rossiyskaya Gazeta. 2010. № 243.

8. Sadykova R.A., Bobrov A.M. Some questions of the rights and duties of an employee of the penitentiary inspection // Penitentiary system and society: experience of interaction Collection of materials of the VII International scientific and practical Conference. 2020. pp. 52-54.

9. Yunusov E.A., Olenev M.G. International standards of execution of punishments in the sphere of execution of punishments without isolation of a convicted person from society // Penal enforcement inspections: history, current state and issues of improving activities. Collection of materials of the round table dedicated to the 100th anniversary of the creation of penal enforcement inspections. Moscow: FKU NIIIT FSIN of Russia, 2019. pp. 285-290.

10. Brief description of the penal enforcement system of the Russian Federation // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika / Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed 14.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.