Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ОБЯЗАННОСТЬ / НАЗНАЧЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Присич Ирина Владимировна

Уголовно-исполнительная политика России направлена на расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, одним из которых выступает ограничение свободы. В настоящей статье исследуются уголовно-правовые и пенитенциарные аспекты исполнения наказания в виде ограничения свободы на основании законодательства России и Республики Беларусь. В рамках исследования проведен сравнительный анализ уголовно-исполнительного и уголовного законодательства России и Республики Беларусь в области назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы. Автором предложено рассмотрение вопроса об изменении правового регулирования наказания в виде ограничения свободы в России, с учетом положительного опыта его исполнения в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL REGULATION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION OF FREEDOM IN THE LEGISLATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS

The penitentiary policy of Russia is aimed at expanding the scope of non-custodial punishments, one of which is the restriction of liberty. This article examines the criminal law and penitentiary aspects of the execution of punishment in the form of restriction of freedom on the basis of the legislation of Russia and the Republic of Belarus. Within the framework of the study, a comparative analysis of the penitentiary and criminal legislation of Russia and the Republic of Belarus in the field of imposing and executing punishment in the form of restriction of freedom was carried out. The author proposes to consider the issue of changing the legal regulation of punishment in the form of restriction of freedom in Russia, taking into account the positive experience of its execution in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 343.241.2

РО! 10.23672/т7124-1351 -2487-Ь

Присич Ирина Владимировна

преподаватель кафедры

уголовно-исполнительного

и уголовного права,

Воронежский институт Федеральной

службы исполнения наказаний России,

irinkaprisich@mail.ru

Сравнительный анализ

правового регулирования наказания в виде ограничения свободы в законодательстве россии и республики беларусь

Irina V. Prisich

Lecturer of the Department

of Penal Enforcement and Criminal Law,

Voronezh Institute of the Federal Penitentiary

Service of Russia

irinkaprisich@mail.ru

Comparative analysis of the legal

regulation of punishment in the form of restriction of freedom in the legislation of russia and the republic of belarus

Аннотация. Уголовно-исполнительная политика России направлена на расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, одним из которых выступает ограничение свободы. В настоящей статье исследуются уголовно-правовые и пенитенциарные аспекты исполнения наказания в виде ограничения свободы на основании законодательства России и Республики Беларусь. В рамках исследования проведен сравнительный анализ уголовно-исполнительного и уголовного законодательства России и Республики Беларусь в области назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы. Автором предложено рассмотрение вопроса об изменении правового регулирования наказания в виде ограничения свободы в России, с учетом положительного опыта его исполнения в Республике Беларусь.

Ключевые слова: наказание, ограничение свободы, уголовно-исполнительная инспекция, ограничение, обязанность, назначение, исполнение.

Annotation. The penitentiary policy of Russia is aimed at expanding the scope of non-custodial punishments, one of which is the restriction of liberty. This article examines the criminal law and penitentiary aspects of the execution of punishment in the form of restriction of freedom on the basis of the legislation of Russia and the Republic of Belarus. Within the framework of the study, a comparative analysis of the penitentiary and criminal legislation of Russia and the Republic of Belarus in the field of imposing and executing punishment in the form of restriction of freedom was carried out. The author proposes to consider the issue of changing the legal regulation of punishment in the form of restriction of freedom in Russia, taking into account the positive experience of its execution in the Republic of Belarus.

Keywords: punishment, restriction of freedom, penal inspection, restriction, duty, appointment, execution.

В свете продолжающегося реформирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России проведение законодательного анализа иных стран представляется актуальным, а в доктринальном аспекте представляет интерес для научных и практических работников.

Уголовно-исполнительная политика большинства стран мира, в том числе, и России уже несколько десятилетий одним из приоритетных направлений выделяет совершенствование видов и повышение эффективности применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, одним из которых является ограничение свободы.

В этой связи, целесообразно ознакомиться с особенностями национального законодательства республики Беларусь о применении уголовного законодательства в виде ограничения свободы и

провести сравнительный анализ с правовым регулированием указанного наказания в России.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы в России назначается в соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. При этом в качестве основного наказания ограничение свободы может быть назначено сроком от двух месяцев до четырех лет, а в качестве дополнительного к основному, в виде принудительных работ или лишению свободы на срок от полугода до двух лет [1].

Сущность рассматриваемого наказания заключается в установлении осужденному ряда ограничений, содержащихся в перечне ст. 53 УК РФ и обязанности в виде явки в орган, исполняющий данное наказание в целях регистрации с периодичностью, определенной судом от одного до четырех

раз в месяц. Помимо указанной обязанности, судом в приговоре обязательно устанавливаются ограничения в виде запрета на изменение места проживания (пребывания), работы или учебы, а также, выезда за пределы определенного приговором суда муниципального образования без получения на вышеуказанные действия разрешения органа, исполняющего данное наказание. Кроме того, суд, учитывая материалы уголовного дела, суть совершенного преступления и характеристику личности осужденного наряду с обязательными ограничениями вправе запретить:

- покидать место проживания в определенное судом время суток;

- посещать определенные мероприятия, а также участвовать в массовых и иных мероприятиях в границах установленного муниципального образования;

Кроме того, законодательно запрещено применять рассматриваемый вид наказания в отношении военнослужащих, лиц без гражданства, а также, не имеющих Российского гражданства, либо в случае отсутствия у лица места постоянного проживания на территории России.

Отбывается наказание в виде ограничения свободы по месту постоянного проживания, либо пребывания осужденного. Обязанность надзора за отбыванием рассматриваемого вида наказания согласно ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) возлагается на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, призванных наблюдать за поведением осужденных, контролировать исполнение ими установленных ограничений и, в случае возникновения необходимости принять законодательно установленные меры воздействия [2].

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции вправе по своему решению применить в целях надзора аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля в отношении осужденного.

Динамика назначения ограничения свободы в России, согласно статистическим данным за 5 лет следующая: в качестве основного вида наказания было осуждено в 2015 г. - 21461 лиц, а в 2020г. - 21239. В качестве дополнительного вида наказание в виде ограничение свободы в 2015 г. было назначено 8423 лицам, а в 2020 г. 7485.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы в Республике Беларусь назначается в соответствии со ст. 55 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) лицам, совершившим преступления по своей тяжести, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления. В отличие от России, законодательство Республики Беларусь не предусматривает назначение ограничения свободы в качестве дополнительного вида, только лишь в качестве основного на срок от шести месяцев до шести лет [3].

Режим отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовным законодательством Республики Беларусь дифференцирован на следующие виды:

- с направлением в исправительное учреждение открытого типа;

- без направления в указанное учреждение.

Данный вид отбывается по месту постоянного жительства осужденного. При этом, согласно положений ст. 1141 УК РБ, несовершеннолетним осужденным не может быть назначено ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение, лишь без направления на срок от шести месяцев до трех лет [3].

Наибольший интерес представляет рассмотрение порядка исполнения ограничения свободы без направления осужденного в исправительное учреждение открытого типа.

Итак, функции контроля и надзора за исполнением ограничения свободы в Республике Беларусь возложены на уголовно-исполнительные инспекции совместно с территориальными органами внутренних дел.

Суть наказания в виде ограничения свободы в Республике Беларусь без направления в учреждение открытого типа в соответствии со ст. 481 УИК РБ заключается в установлении осужденному следующих обязанностей:

- прибыть в уголовно-исполнительную инспекцию с целью постановки на учет и далее являться с целью регистрации в указанный орган с периодичностью, определенной инспекцией до четырех раз в месяц;

- проходить медицинское освидетельствование на предмет определения наличия или отсутствия какого-либо опьянения по требованию сотрудников органов внутренних дел;

- уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о трудоустройстве, поступлении для обучения в образовательное учреждение, а также об изменении мест работы или учебы в течении пяти р а б очих дней;

- прибыть и уведомить инспекцию об изменении места проживания за три дня до его фактической перемены;

- убывать к месту прохождения учебы при предъявлении в уголовно-исполнительную инспекцию справки-вызова на имя осужденного выданной образовательным учреждением, где он обучается;

- в нерабочее время постоянно пребывать в месте жительства, либо на определенном уголовно-исполнительной инспекцией расстоянии от жилища. При этом, с двенадцати часов ночи до шести утра следующего дня - в своем жилище;

- не препятствовать входу сотрудникам инспекции и территориальных органов внутренних дел в жилище с целью контроля исполнения наказания;

- быть постоянно трудоустроенным, если осужденный подлежит обязательному привлечению к

труду;

- постоянно носить средства электронного контроля в случае его применения к осужденному постановлением начальника территориальных органов внутренних дел и являться для их технического обслуживания;

- осуществлять общение с сотрудниками органов внутренних дел посредством телефонных звонков;

- нести за повреждение средств электронного мониторинга материальную ответственность и, в случае их утраты, повреждения или технических неисправностей незамедлительно уведомить об этом территориальный орган внутренних дел;

- в течение 15 дней самостоятельно найти работу. Если же трудоустроиться своими силами не получилось, то зарегистрироваться в комитете по труду, занятости и социальной защите для поиска постоянного места работы;

- являться в медицинское учреждение с целью прохождения принудительного лечения от алкогольной и иных видов зависимостей [4].

Кроме того, расписание выхода за пределы жилища устанавливается в соответствии с графиком работы осужденного, а в выходные и праздничные дни они обязаны находиться дома. В случае возникновения необходимости убытия осужденного в командировку за пределы установленной территории, его работодатель может ходатайствовать перед уголовно-исполнитель-ной инспекцией о разрешении выезда, а откомандированное лицо обязано зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел по месту пребывания [4].

Как известно, одной из проблем исполнения ограничения свободы в России является отсутствие возможности покидать пределы муниципального образования для работы или учебы. С этой точки зрения, правовое регулирование исполнения рассматриваемого наказания в Республике Беларусь нам представляется более компромиссным, нежели в России. Более того, в полномочия сотрудников уголовно-исполнитель-ных инспекций и органов внутренних дел согласно п. 1 ст. 481 УИК РБ в отношении осужденных к ограничению свободы включены следующие права:

- запрашивать от работодателя осужденного сведения о его трудовой деятельности и соблюдении им трудовой дисциплины, а образовательные организации, в которых осужденные проходят обучение, обязаны предоставлять информацию о посещении и поведении осужденного в период обучения;

- вызывать осужденного для проведения воспитательных мероприятий, бесед, а также - взятия письменных объяснений по каким-либо вопросам, связанным с отбыванием наказания;

- посещать в любое время суток жилище осужденного, а также его место работы или учебы;

- доставлять осужденного в медицинские организации для прохождения медицинского освидетельствования на предмет наличия различного рода опьянения;

- задерживать осужденного при обнаружении нарушения им порядка отбывания наказания на срок до трех часов для выяснения обстоятельств, а при необходимости до двадцати четырех часов;

- при изменении осужденным места проживания выдавать предписание, обязывающее стать на учет по новому месту жительства в органы, исполняющие ограничение свободы;

- использовать в отношении осужденного электронные средства надзора и контроля.

Согласно статистическим данным, динамика назначения ограничения свободы без направления в исправительные учреждения в Республике Беларусь за 5 лет такова: в 2015 г. 4790 лиц, а в 2020 г. 5 164.

Итак, рассмотрев законодательно установленный порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы в Республике Беларусь, необходимо отметить наиболее удачные и способствующие исправлению аспекты .

Так, на наш взгляд, удачно решен вопрос трудоустройства осужденных в Республике Беларусь, которое является обязательным условием отбывания данного вида наказания: в случае отсутствия у осужденного к моменту начала исполнения наказания постоянного места работы, он обязан трудоустроиться в течение пятнадцати дней. Если трудоустроиться самостоятельно за указанный период времени ему не удалось, то постоянное место работы осужденному находит трудовая инспекция, в этом случае отказаться от предложенной работы он не вправе. В России же осужденные к ограничению свободы обязательному привлечению к труду не подлежат.

Кроме того, в России существуют сложности, связанные с процессом изменения места жительства осужденным, поскольку эти действия осуществимы лишь после получения разрешения со стороны уголовно-исполнительной инспекции, однако, осужденный не всегда объективно может сообщить адрес будущего места проживания. Например, в том случае, если лицо проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма, который расторгается досрочно, при этом лицо обязано покинуть жилище, находящееся в собственности другого человека, и отсутствует время на ожидание согласия уголовно-исполнительной инспекции. Кроме того, сообщить адрес нового места проживания не представляется возможным до момента заключения нового договора найма жилого помещения. Поэтому, как утверждает С.Н. Минсафина, на практике осужденные к ограничению свободы зачастую извещают уголовно-исполнительные инспекции относительно уже состоявшегося факта

изменения места жительства без предварительного обращения за разрешением [5]. В Республике Беларусь аналогичной проблемы не возникает, поскольку осужденный обязан за три дня до момента наступления факта изменения места проживания уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию, не получая никаких разрешений. Тем временем, об изменении места работы или учебы осужденный обязан оповестить уголовно-исполнительную инспекцию в течение пяти рабочих дней уже по факту состоявшейся их перемены.

Как известно, одной из основных проблем контроля за исполнением отбывания ограничения свободы в России является законодательная невозможность проверки исполнения ограничения в виде запрета покидать место жительства, поскольку, как правило, данный запрет установлен в ночное время суток, в которое посещать осужденного запрещено. Следует согласиться с мнением Р.В. Комбарова, пришедшего к выводу о необходимости разрешения сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций посещать место проживания осужденного не только в дневное, но и в ночное время суток [6].

Тем временем, аналогичной проблемы исполнения ограничения свободы в законодательстве Республики Беларусь не существует, поскольку, согласно пп. 3 п. 1 ст. 481 УИК РБ, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел наделены правом посещения осужденного по месту жительства с целью осуществления контроля в любое время суток, а лица, отбывающие ограничение свободы, в свою

очередь, обязаны не препятствовать входу в свое жилище сотрудникам указанных государственных органов.

Кроме того, запрет на употребление осужденным алкогольных напитков, наркотических и токсических средств в Республике Беларусь в период отбывания наказания очевидно положительным образом отразится на его исправлении. В России вопрос употребления различного рода одурманивающих веществ или алкоголя осужденным к наказанию в виде ограничения свободы законодательно не рассматривается.

На основании вышеизложенного, нам представляется целесообразным рассмотреть вопрос об изменении правового регулирования наказания в виде ограничения свободы в России с учетом положительного законодательного опыта исполнения указанного наказания в Республике Беларусь, а именно:

- рассмотреть вопрос об обязательном привлечении к труду осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;

- разрешить сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций посещать жилище осужденного в любое время суток с целью осуществления контроля за исполнением ограничения в виде запрета покидать место проживания;

- внести в перечень ограничений ст. 53 УК РФ запрет на употребление алкогольных напитков и иных одурманивающих веществ осужденными сроком на весь период отбывания наказания.

Литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 2. Ст. 198.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 года № 275-З (изменения и дополнения, вступившие в силу 19 июня 2021 г. и 09 сентября 2021 г.). URL : https://pravo.by/docu ment/?guid=3871 &p0=hk9900275 (дата обращения 23.02.2022).

4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 года № 365-З (внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 19 июня 2021 г. и 09 сентября 2021 г.) URL : https://etalonline.by/document/?regnum=HK000036 5 (дата обращения 23.02.2022).

5. Минсафина О.В. О проблемах исполнения наказания в виде ограничения свободы / С.Н. Минсафина // В сборнике: Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2-х частях. Самарский

Literature:

1. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law of June 13, 1996 № 63-FZ (ed. of 01.07.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

2. The Criminal Executive Code of the Russian Federation: feder. the law of 08.01.1997 № 1-FZ (ed. of 21.12.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 2. Art. 198.

3. Criminal Code of the Republic of Belarus № 275-Z of July 09, 1999 (amendments and additions that entered into force on June 19, 2021 and September 09, 2021). URL : https://pravo.by/docu ment /?guid=3871 &p0=hk9900275 (date of application 23.02.2022).

4. The Criminal Executive Code of the Republic of Belarus № 365-Z dated January 11, 2000 (amendments and additions entered into force on June 19, 2021 and September 09, 2021). URL : https://eta lonline.by/document/?regnum=HK0000365 (date of application 23.02.2022).

5. Minsafina O.V. On the problems of execution of punishment in the form of restriction of freedom / S.N. Minsafina // In the collection: Penitentiary security: national traditions and foreign experience. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference : in 2 parts. Samara Law Institute of the

юридический институт ФСИН России. Саратов, 2019. С. 152-154.

6. Комбаров Р.В. Исполнение наказания в виде ограничения свободы: проблемы теории и практики : монография / Р.В. Комбаров;. Вологодский институт права и экономики ФСИН России. Вологда, 2021. С. 58.

Federal Penitentiary Service of Russia. Saratov, 2019. P. 152-154.

6. Kombarov R.V. Execution of punishment in the form of restriction of freedom: problems of theory and practice : monograph / R.V. Kombarov; Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia. Vologda, 2021. P. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.