Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / хореография / воспитание / организация обучения / педагогические условия / additional education / choreography / education / training organization / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверькова Е.И., Елисеева Е.В.

В статье рассмотрена роль хореографии в процессе воспитания ребенка в системе дополнительного образования. Проведен анализ школы балета «Балет с двух лет», с целью определить каким образом занятия в данной школе способствуют развитию личностных характеристик ребенка. Предложены основные рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF STUDENTS IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article examines the role of choreography in the process of raising a child in the system of additional education. The analysis of the ballet school "Ballet from the age of two" was carried out in order to determine how classes at this school contribute to the development of personal characteristics of the child. The main recommendations for improving the educational process at school are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.2 Зверькова Е.И., Елисеева Е.В.

Зверькова Е.И.

магистрант, Высшая школа педагогики и истории, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

Елисеева Е.В.

канд. пед. наук, доцент Высшей школы педагогики и истории, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

К ВОПРОСУ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрена роль хореографии в процессе воспитания ребенка в системе дополнительного образования. Проведен анализ школы балета «Балет с двух лет», с целью определить каким образом занятия в данной школе способствуют развитию личностных характеристик ребенка. Предложены основные рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса в школе.

Ключевые слова: дополнительное образование, хореография, воспитание, организация обучения, педагогические условия.

Образование является неотъемлемой частью процесса передачи культурного наследия от поколения к поколению. В этом контексте становление и развитие системы дополнительного образования детей представляет собой яркое подтверждение данного тезиса. Дополнительное образование, как вид

образования, направлен на всестороннее развитие личности в духовно-нравственном и профессиональном аспектах.

В настоящее время специфика процесса воспитания детей заключается в формировании духовных и социальных отношений. Это процесс целенаправленного становления личности, подготовки ее к активному участию в культурной жизни общества. Формирование у воспитанников взглядов, потребностей, чувств, привычек и мотивов поведения является важной задачей в рамках данного процесса.

Современная система дополнительного образования динамично развивается, основываясь на потребностях и интересах общества. Именно здесь культурное воспитание приобретает особое значение, поскольку образ гармонично развитой личности становится важным ориентиром, а человек возводится к нормам морально-нравственных и духовных идеалов. Комплексная работа по раскрытию потенциала учащегося, систематизация полученных знаний, приобретение навыков и умений открывают перспективы для его "будущего".

В современном обществе воспитание детей имеет колоссальное значение. Воспитание представляет собой процесс развития и становления личности. Под развитием понимается процесс качественных и количественных изменений генетических и приобретенных признаков, а также качеств человека. Именно собственная деятельность учащегося играет решающую роль в его развитии. Таким образом, развитая личность - это индивид, способный стать отличным специалистом в любой отрасли.

Обращаясь к вопросу формирования и развития личности, необходимо рассмотреть терминологию хореографического искусства. Танец как массовое искусство, доступное всем и каждому, играет значительную роль в воспитательном процессе современного общества. Хореография, определяемая как искусство танца, его сочинение и сценическая постановка, занимает важное место в воспитании подрастающего поколения. Танцевальное искусство

многогранно, сочетая в себе средства пластического, музыкального, этического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития [2, с 1].

Первоочередной задачей хореографии является эстетическое воспитание. Как отмечает В.И. Петрушин, "несмотря на кажущуюся непрактичность искусства, оно удовлетворяет очень важные глубинные общественные потребности, без удовлетворения которых люди просто не смогут жить. Эта потребность получила название эстетической" [10, с 65]. Таким образом, хореографическое воспитание выступает как эстетическое, способствуя всестороннему развитию личности и воспитанию творческого начала в человеке.

Второй задачей хореографического воспитания является обучение детей основам танцевального искусства, формирование соответствующих знаний, умений и навыков с учетом возрастных особенностей [8, с 103].

Третья задача состоит в развитии естественных двигательных навыков, таких как бег, прыжки, ходьба, а также в воспитании правильной осанки ребенка. Залог здорового тела - это правильное сознательное владение движением, поэтому так важно прививать ребенку эти навыки с детства [4, с 15].

Хореографическое искусство обладает уникальными возможностями для всестороннего развития личности ребенка. В танце красота линий, совершенство форм тесно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила воспитательного воздействия. Хореография способна приносить глубокое удовлетворение, эстетическое наслаждение. Исполняя танцевальную композицию, ребенок должен понимать ее содержание, какую мысль и чувства выражает произведение. Это поможет ему в воспитании и укреплении нравственных качеств, а также в формировании характера - наделит его положительными чертами (трудолюбие, внимание к окружающим, терпение, доброжелательность, скромность, вежливость, дисциплинированность, ловкость, хорошая память, большие амбиции).

Благодаря хореографическому искусству дети знакомятся с произведениями танцевального искусства, одновременно развивая художественный вкус. Как отмечается в детской энциклопедии, "Есть

композиторы, чьи сочинения мы редко слышим вне балетных постановок. Но есть и такие, чья музыка звучит повсюду, хотя сами балеты могут быть малоизвестны" [7, с 16]. Обучение хореографии развивает у детей художественные способности и формирует мировоззрение. По словам А.Н. Малюкова, "Воспитательные возможности художественной культуры - как содержания, способа организации, метода, условия, фактора становления личности кроются в том, что ее сердцевину - искусство - в первую очередь интересует человек в его отношениях к миру и к самому себе, его становление и развитие" [1, с 156].

Хореография - это искусство пластического самовыражения, и именно на уроках дети знакомятся со своим "Я", параллельно изучая элементы и развивая танцевальные навыки. В повседневной жизни особенно важно влияние хореографии на формирование внутренней культуры человека, его мировоззрения и самосознания.

Исполнение танцевальной композиции содержит в себе элементы художественного творчества. Юный исполнитель в изящной, эстетичной форме выражает свое настроение, чувства, испытывая ощущение легкости и свободы движений [9, с 26]. Осваивая танцевальную лексику, учащиеся воспринимают прекрасное не пассивно, а преодолевая трудности. Умение владеть телом, точность, грация и пластичность в исполнении сложных па доставляют танцовщику истинное удовольствие. Это все является источником эстетического наслаждения ребенка.

Огромная роль искусства заключается в развитии творческого воображения детей. Ведь с появлением творческой инициативы всегда повышается результативность обучения. Поэтому правильно построенное занятие пробудит у детей желание добиваться высоких результатов, но только при понимании их значимости. Педагог должен ставить перед учениками конкретные цели, когда ребенок видит их, преодоление трудностей становится легче и приносит удовольствие от процесса обучения.

Петровский А.В.: "Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как робость и неуверенность в себе." [5, с 36]. Танец помогает решить данную проблему, поскольку тесно связан с освоением этических норм, правил поведения и общения. Творческая атмосфера на занятиях благотворно влияет на обстановку в коллективе и на приобретение коммуникативных навыков. Именно благодаря этой обстановке появляется заинтересованность детей к движению под музыкальную композицию, что помогает им активно взаимодействовать на занятиях друг с другом. Занятия хореографией носят коллективный характер, что развивает у учащихся чувство ответственности перед сверстниками.

Всеохватывающий процесс обучения и воспитания предполагает приобретение ребенком творческих качеств, таких как собственное видение, фантазия при работе, эстетический вкус, широкий кругозор, владение актерским мастерством.

Регулярные занятия хореографией способствуют формированию всесторонне развитой личности, культурному обогащению и здоровому развитию учащегося. Благодаря занятиям ребенок развивает фигуру, а также исправляет физические недостатки, что в наше время встречается все чаще [6, с

7].

В учебном процессе особенно важно уделять внимание дисциплине и организованности для получения максимального результата учащихся. Как говорила Ваганова А.Я.: "Характер у меня, может быть, как тут выражались, ужасный. Но мне, кажется, мягкотелые, приятные люди дисциплины не ведут. Дисциплина важна в каждом деле, а в нашем - особенно!" [3, с 100]. Я полностью согласна с ее высказыванием, без дисциплины нет прогресса в обучении и воспитании.

Результат учебного процесса представляет собой уровень развития личности. Только проделав огромную работу, учащийся познает красоту

творчества - прикоснется к прекрасному. Параллельно приобретет художественный вкус и эстетические оценки жизни станут более зрелыми.

Благодаря уникальным возможностям хореографии, она по праву занимает одно из ведущих мест в системе дополнительного образования, выступая действенным средством всестороннего воспитания и развития подрастающего поколения. Синтез физического, интеллектуального и духовного начал, присущий танцевальному искусству, способствует формированию гармоничной, творческой и эстетически-ориентированной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. 1999. - 251 с;

2. Игумнова, М. А. Роль хореографии в творческом развитии детей [электронный ресурс] / http://festival.1september.ru/articles/602763;

3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. 2000. - 192 с;

4. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. 2003. - 256 с;

5. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / УП. 1987. -288 с;

6. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца. 1981. - 263 с;

7. Детская энциклопедия Балета. 2022. - 96 с;

8. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. 2021. - 125 с;

9. Громов, Ю. Н. Танец и его роль в воспитании пластической культуры. 2000. - 180 с;

10. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества. 2006. - 640 с.

Zverkova E.I., Eliseeva E. V.

Zverkova E.I.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

Eliseeva E.V.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

ISSUE OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF STUDENTS IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: the article examines the role of choreography in the process of raising a child in the system of additional education. The analysis of the ballet school "Ballet from the age of two" was carried out in order to determine how classes at this school contribute to the development of personal characteristics of the child. The main recommendations for improving the educational process at school are proposed.

Keywords: additional education, choreography, education, training organization, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.