УДК 373.2 Зверькова Е.И., Елисеева Е.В.
Зверькова Е.И.
магистрант,
Высшая школа педагогики и истории, Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
Елисеева Е.В.
канд. пед. наук, доцент
Высшей школы педагогики и истории, Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается воспитание культуры детей средствами хореографии. С помощью изучения истории образования и искусства хореографии, выявлена роль исторического обзора для современного образования. Исследуются методология и процесс воспитания детей средствами хореографии в системе дополнительного образования. Развитие системы дополнительного образования происходит в интересах формирования, воспитания духовно богатой творческой личности ребенка. Именно эта система образования обладает значительными возможностями в решении задач культурного воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: воспитание, дошкольный возраст, культура, хореографическое искусство, дополнительное образование.
В современном мире, когда настал период развития технологий, цифровизация общества привела к изменениям в мышлении и поведении человека. Техника, влияя на человека и развитие его интеллекта, вытесняет
духовную сферу. С одной стороны, с развитием технологий и доступностью информации, дети сегодня сталкиваются с огромным потоком впечатлений и разнообразными влияниями. С другой стороны, дети не задумываясь используют клише, не проявляя себя как личность. В связи с этим перед родителями и педагогами стоит множество вызовов и задач в воспитании детей дошкольного возраста [1, с 23].
В период «дошкольного возраста» у ребенка: формируется баланс между умением соблюдать социальные нормы и проявлять свободную активность (инкультурация), происходит целенаправленное развитие воображения (дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при этом целостную картину мира), приумножаются сферы использования своей неуёмной энергии и увеличиваются возможности ребенка для ее реализации, формирование системы ценностей (дети притворяют в жизнь свои «шедевры» (рисунки, фигуры из пластилина и многое другое), а именно отдают предпочтение между одними вещами и явлениями вместо других - это и есть система ценностей, она определяет наш выбор в жизни, побуждая нас делать одно вместо другого) [2, с 110].
В настоящее время у большинства детей не сформирована система ценностей. Поэтому в современной педагогической науке и практике ведется активный поиск альтернативных форм и средств обучения подрастающего поколения, с целью решения задач современной школы, а именно воспитание культуры и формирование системы ценностей [3, с 154]. Одним из эффективных средств духовного развития детей является искусство хореографии. Будучи синтетическим искусством, соединяя в себе: пластику (движения), музыку (духовное и эстетическое начало), актерское мастерство (фантазия, воображение), оно представляет собой мощный инструмент. Хореография способствует не только физическому развитию, но и формированию: ценностей (духовному развитию), культуры поведения (инкультурации), эстетическому восприятию и творческому мышлению у детей [4, с 20].
Для плодотворной работы и гармоничного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, мы обратились к истории образования, истории искусства хореографии. Исторический обзор педагогической практики показал, что имеется положительный опыт применения средств искусства для решения проблем в образовании [5, с 205]. Использование потенциала хореографического искусства в обучении и воспитании подрастающего поколения практиковалось с Древних времен. Тогда, также, как и сейчас, искусство являлось источником гармонизации душевных состояний личности (формирование духовных ценностей) и эффективным средством влияния на развитие, обучение, воспитание растущего человека в духе морально-этических ценностей [6, с 188].
При Екатерине II был создан «Институт благородных девиц». В данном заведении использовали комплексный подход в обучении, девочек из знатных семей, при помощи искусства танца. Именно поэтому основными целями Института являлись: воспитание, образование, приобщение к культуре и манерам, в соответствии с правилами этикета и морали. Хореография имела особое значение для девочек и использовалась как средство для развития и формирования культуры, поскольку помогала им в выражении эмоций, развитии координации движений, создании красивого и утончённого облика. В ходе занятий девочки учились не только техническим аспектам танца, но и развивали свою художественную вкусовую культуру, воображение, эстетическое восприятие, понимание музыки, ритма и гармонии. При помощи нравственного воспитания на уроках хореографии прививались: дисциплина, самоконтроль, порядочность. Также занятия способствовали формированию грациозности и элегантности в поведении девочек, развивали их интеллектуальные способности. За время обучения девочки обретали новые навыки, раскрывали свой творческий потенциал, формировали систему ценностей, становились уверенными в себе личностями, «парфетками» [7, с 11].
Опыт «Института благородных девиц» представляет пример успешной практики использования искусства хореографии в воспитании и обучении. Комплексный подход в обучении, может быть адаптирован и использован нами
в современном мире, для воспитания и развития детей дошкольного возраста, средствами хореографии в системе дополнительного образования. Такой подход формирует культурные и моральные ценности - эти аспекты являются важными элементами развития личности и способствуют формированию культуры ценностей, чего так не хватает детям в современном развитом обществе.
Немаловажную роль в истории хореографического искусства сыграла Айседора Дункан. Выдающаяся фигура, ставшая основоположником современной хореографии. Именно создание современного танца помогло многим детям определить и расставить приоритеты ценностей для себя. Методика Айседоры Дункан является уникальной и эффективной, включает в себя использование свободных и естественных движений, призванных помочь ребенку раскрыть свой потенциал и самовыразиться в обществе.
Благодаря созданию «живых картин», Айседора знакомила детей с искусством танца и культурой ценностей. С помощью данной танцевальной игры воспитанники развивали умение проявляться в поведении, выражать в жизненных и игровых ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признание его как ценности. Используя в «живых картинах»: наглядный метод - наблюдение за исполнением заданий других воспитанников (для формирования эстетического идеала, образца), практический метод - исполнение заданий воспитанниками (для развития коммуникативных способностей воспитанников), словесные приемы - вопросы к детям, указания, педагогическое объяснение (для самопознания, самореализации личности).
Также использовала иллюстративный метод наглядности, концепция из ее книги, которая сопутствовала построению верной картины ценностей, формированию идеала: «С этой целью я поместила в моих школах различные идеальные изображения, выбрав скульптуры танцующих детей, показывающих детскую форму, как это представлялось живописцем и скульпторам всех исторических эпох» [8, с 96].
Дункан считала, что через танец можно развивать в детях духовные, этические, художественные и эстетические ценности. Вспомогательным средством, для достижения данной цели, являлось использование на уроках хореографии симфонической и оперной музыки, которая стимулировала обучаемость и развитие личности в целом.
В качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров и ценностной картины мира личности выступает семья. Идея Айседоры в том, что родители - пример для детей (метод положительного примера), как раз-таки семья способствует усвоению традиций и истории своего народа, знание истории и культуры помогает детям понять свою идентичность и место в обществе, построить систему ценностей. Она считала, что дети наблюдают за взрослыми, копируют их поведение и ценности. Поэтому важно, чтобы взрослые были образцом культурного и морального поведения, для развития гармонично развитой культурной личности ребенка. Важно научить детей брать во внимание чувства и потребности окружающих, а также проявлять уважение к различиям в культуре и мнениях (понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества - в этой связи важно воспитать уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным ценностям).
Опыт Айседоры Дункан является уникальным. На сегодняшний день ее идея о том, что семья выступает ведущим институтом для развития детей, социализации личности, формирования ценностных ориентиров является очевидной. Поэтому в нашей работе с детьми мы должны не только самостоятельно воспитывать детей, используя искусство хореографии, но и привлекать родителей. Положительный процесс семейного влияния будет гармонично развивать личность [9, с 114]. Именно тогда ребенок сможет сформировать ценностную картину мира.
В нашем современном обществе очень важна инкультурация, взаимодействие личностей, понимание их ценности и правильно выстроенные ориентиры. Благодаря созданию танцевальной игры «живые картины», дети
могли не только познакомиться с искусством танца, но и развить важные социальные навыки. Данная игра может быть использована нами не только как форма творчества, но и как важное вспомогательное средство для формирования позитивных ценностей у детей.
Методы обучения и воспитания детей Дункан эффективны. Ее подход использования на уроках хореографии симфонической и оперной музыки стимулирует обучаемость и развитие полноценной личности, помогая учащимся лучше понимать и воспринимать музыкальные произведения. В своей работе мы можем использовать сочетание танца и музыки, которые развивают музыкальный слух, внимание, координацию движений, а также чувство ритма.
При разработке концепции эстетического и культурного воспитания в Советской республике, вдохновленный Айседорой Дункан, Анатолий Васильевич Луначарский, мечтал ввести уроки «Свободного танца». Отголоски этих намерений нашли отражение в концепции «Единой Трудовой школы», где особенно подчёркивалась роль ритмического воспитания. Методические занятия «ритмическими движениями» приводят к общему закреплению воли и повышению жизненной энергии, характер становится более определённым и активным, чётким в действиях и настойчивым в стремлении к намеченной цели. Стоит отметить важность хореографического искусства, что именно через хореографию дети могут научиться ценить труд и усилия, необходимые для достижения успеха - дети видят, что усердная работа приводит к результату, что помогает им осознать важность целеустремленности, терпения и самодисциплины [10, с 157].
Концепция Луначарского А.В. может применяться и в наше время, для достижения поставленной нами цели. Все вышеперечисленные качества, приобретенные при занятиях хореографией, являются ценностями, которые обусловлены избирательным отношением ребенка к совокупности материальных и духовных общественных благ. На данный момент культура труда складывается из совокупности правил, норм, ценностей и традиций, которые определяют отношение человека к трудовой деятельности. Мы как
педагоги обязаны привить любовь к труду и сформировать такие важные качества, которые станут фундаментом для правильной системы ценностей детей: дисциплина, ответственность, терпение.
Одной из значимых личностей в искусстве хореографии является Кшесинская Матильда Феликсовна. Она была известным педагогом, хореографом, подчеркивала важность включения хореографии в образовательный процесс с самого раннего возраста, для развития эстетического восприятия, творческого мышления и построения системы ценностей у детей. Матильда Феликсовна верила, что хореография может стать мощным средством для воспитания культуры детей и развития их потенциала.
В своей книге «Воспоминания» она описывает воспитание культуры детей методами: мотивации ребенка на хороший результат - продуктивную работу, поощрения детей за проделанную работу и достижение поставленной цели, контроля над своими действиями и поступками [11, с 248].
На занятиях хореографией Матильда Феликсовна всегда поддерживала позитивный настрой и старалась создать дружескую атмосферу. Но все же требовала от детей дисциплинированности и ответственности за свои дела - это формировало у детей положительные качества характера, ценности личности в обществе.
Кшесинская уделяла большое внимание деталям, поэтому дети на занятиях учились выполнять танцевальные движения точно, запоминать музыкальное сопровождение и выражать эмоции через свои движения. Благодаря похвале, признанию хорошей работы, словам одобрения педагога напоминали детям об основных моментах, на которые следует обратить внимание - это помогало им стать более внимательными.
Матильда Феликсовна проводила занятия не только в студии (помещении), но и на открытом воздухе, в парках и скверах, чтобы дети чувствовали себя ближе к природе, частью ее. Именно такое отношение к окружающей среде формировало у воспитанников ценностные, гуманные
отношения к природе, а также духовные, нравственные, этические ценностные ориентиры.
Благодаря такой искусной работе с детьми (верно выстроенном общении и вниманию к деталям), Матильда Феликсовна достигла результата в искусстве хореографии. Она использовала в своей практике необычные методы, например, занятие хореографией на свежем воздухе. Практикуя этот метод, наши дети будут ближе к природе - ее частью, а значит сформируют духовные и этические ценностные ориентиры. В современном мире дети все чаще погружены в гаджеты, им так не хватает духовной составляющей природы, вдохновение ею, близости к ней.
В своей работе Матильда использовала методы, которые помогут нам при работе с детьми для реализации формирования положительных качеств личности, что даст фундамент для построения ценностных ориентиров в будущем. Именно благоприятная окружающая обстановка со стороны педагога и коллектива поможет искусству хореографии в достижении поставленной цели, а именно формированию культуры ценностей.
Подводя итог исторического обзора, можно уверенно утверждать, что погружение в мир знаний и творчества позволило нам познакомиться с новыми принципами и методами воспитания культуры детей: комплексный подход в образовании (использование хореографии в общеобразовательной программе), привлечение родителей в процесс воспитания детей (всестороннее развитие личности), использование танцевальных игр (развитие коммуникативных способностей, формирование эстетического идеала), использование симфонической и оперной музыки, сформировать важные качества личности -привить любовь к труду, верно вы-строенное общение - дружеская атмосфера на занятиях (мотивация, поощрение), занятия хореографией на природе (формирование духовных и этических ценностных ориентиров).
Еще, советский педагог, профессор - Захар Ильич Равкин, писал, что история педагогики - это ключ к решению проблем современной системы образования. Поэтому мы тоже обратились к истории образования и истории
хореографии, для того чтобы найти в этом опыте, то ценное, что поможет нам решить проблемы современного образования, в частности воспитание культуры детей, формирование системы ценностей у подрастающего поколения.
Анализ в историческом аспекте соединения искусства и педагогики показывает, что искусству отводится огромная роль в формировании личности в целом. В двадцатом веке, исследователи, педагоги, врачи, дефектологи, культурологи, психологи стали рассматривать искусство не только как средство развития и одухотворения человека, но и как сферу человеческой деятельности.
Сегодня, в современном мире, понятие культуры детей дошкольного возраста расширилось и обогатилось новыми знаниями и методами. Хореография остаётся важным средством воспитания культуры детей дошкольного возраста и может успешно применяться в современном образовательном процессе. Она помогает детям стать гармонично развитыми личностями, обладающими не только физическими, но и эмоциональными и духовными качествами. Актуальны традиции использования искусства хореографии как средства воспитания культуры детей дошкольного возраста. Множество исследований показывают, что занятия танцем не только способствуют физическому развитию детей, но и улучшают их память, внимание, концентрацию и самовыражение.
Таким образом, используя хореографию как средство воспитания культуры детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования, мы можем формировать у них ценностные ориентиры и активизировать их творческие способности, которые будут помогать им стать ответственными, умными и творческими личностями в будущем. Также занятия хореографией формируют у них эстетический вкус, чувство ритма, координацию движений. Кроме того, участие в хореографических мероприятиях способствует социализации детей и помогает им освоить правила коллективного взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. 2020. С. 23-25;
2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Психология развития человека. 2004. С. 110-113;
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. 2020. С. 154;
4. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся. Воспитание дошкольников. 2008. С. 20-21;
5. Выготский Л.С. Психология искусства. 1998. С. 205-208;
6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми. 2000. С. 188;
7. Кацалова Н.Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт - первое женское учебное заведение // Актуальные вопросы современной педагогики. 2011. С. 11-13;
8. Дункан А. Моя жизнь. 1989. С. 96-99;
9. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. 2019. С. 114;
10. Луначарский А.В. Хрестоматия по педагогике: Основные принципы трудовой школы. 1976. С. 157-158;
11. Кшесинская М.Ф. Воспоминания. 2023. С. 248-250.
Zverkova E.I., Eliseeva E. V.
Zverkova E.I.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
Eliseeva E.V.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
FOSTERING CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract: the article discusses the education of children's culture by means of choreography. Through the study of the history of education and the art of choreography, the role of historical review for modern education is revealed. The methodology and process of educating children by means of choreography in the system of additional education are investigated. The development of the system of additional education takes place in the interests of the formation and upbringing of a spiritually rich creative personality of a child. This education system has significant opportunities in solving the problems of cultural education of preschool children.
Keywords: upbringing, preschool age, culture, choreographic art, additional education.