Научная статья на тему 'Особенности обучения детей балету в Китае'

Особенности обучения детей балету в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балет / обучение детей / балетная школа / Китай / Сюйчжоу / ballet / teaching children / ballet school / China / Xuzhou

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фэн Юйди

Балет является одним из классических европейских танцев. В условиях развития международных культурных и педагогических обменов, балетная школа в Китае прошла по пути от заимствования основных теоретико-методических принципов обучения балету, до создания собственной системы балетной педагогики. В статье был изучен процесс адаптации мировой педагогической практики балетной хореографии в Китае, выявлены инновации в балетной педагогике в Китае. Методика исследования основана на наблюдении за педагогическим процессом в балетных школах и проведении интервью с китайскими преподавателями балета. Эмпирической базой исследования выступили специализированные хореографические классы Школы танцев Ван Хань, Школа балета Xuzhou Art Space Ballet School, Школа танцев Сюйчжоу (город Сюй Чжоу, провинция Цзянсу). В результате исследования автор делает вывод о том, что на современном этапе особенностью обучения детей балету в Китае выступает интеграция европейской методики и национальной китайской хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING CHILDREN BALLET IN CHINA

Ballet is one of the classical European dances. In the context of the development of international cultural and pedagogical exchanges, the ballet school in China has gone from borrowing the basic theoretical and methodological principles of teaching ballet to creating its own system of ballet pedagogy. The article studied the process of adaptation of the world pedagogical practice of ballet choreography in China, identified innovations in ballet pedagogy in China. The research methodology is based on observing the pedagogical process in ballet schools and conducting interviews with Chinese ballet teachers. The empirical basis of the study was the specialized choreographic classes of the Wang Han Dance School, the Xuzhou Art Space Ballet School, and the Xuzhou Dance School (Xu Zhou City, Jiangsu Province). As a result of the study, the author concludes that at the present stage, a feature of teaching children ballet in China is the integration of European methods and national Chinese choreography.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения детей балету в Китае»

Особенности обучения детей балету в Китае

Фэн Юйди,

аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: 404420614@qq.com

Балет является одним из классических европейских танцев. В условиях развития международных культурных и педагогических обменов, балетная школа в Китае прошла по пути от заимствования основных теоретико-методических принципов обучения балету, до создания собственной системы балетной педагогики. В статье был изучен процесс адаптации мировой педагогической практики балетной хореографии в Китае, выявлены инновации в балетной педагогике в Китае. Методика исследования основана на наблюдении за педагогическим процессом в балетных школах и проведении интервью с китайскими преподавателями балета. Эмпирической базой исследования выступили специализированные хореографические классы Школы танцев Ван Хань, Школа балета Xuzhou Art Space Ballet School, Школа танцев Сюйчжоу (город Сюй Чжоу, провинция Цзянсу). В результате исследования автор делает вывод о том, что на современном этапе особенностью обучения детей балету в Китае выступает интеграция европейской методики и национальной китайской хореографии.

Ключевые слова: балет, обучение детей, балетная школа, Китай, Сюйчжоу.

Балет - это классический танец, возникший в Европе. С развитием и распространением в разных странах, в том числе в Китае, балет сохранил в себе характерные для него традиционные танцевальные культурные элементы, а также приобрел национальные специфические черты.

В настоящее время в связи с ростом международных взаимодействий в сфере культуры и педагогики, растет актуальность обмена стран опытом по воспитанию балетных талантов. Поэтому анализ особенностей обучения балету детей в Китае позволит внести вклад в продвижение китайского опыта балетной хореографии в мировом педагогическом пространстве.

Рассматривая специфику обучения балету детей в Китае, необходимо, прежде всего изучить историю становления балетного искусства и педагогики в Китае.

Во второй ХХ столетия Китай распахнул свои двери для проникновения иностранного опыта в развитие различных сфер социальной и культурной жизни, включая балетное искусство. В связи с тем, что в этот период Китай имел особо дружественные отношения с СССР, в страну приехали советские балетные педагоги и в 1954 г. в Китае была организована первая специализированная школа танца при Пекинской хореографической школе, в которой был открыт класс балета. Благодаря усилиям Н.М. Сокольского в Китае впервые появилась практика профессионального обучения классическому танцу, что заложило основу для создания системы китайского танцевального искусства. В то же время была укоренена строгая педагогическая методика русской балетной школы [4].

Со временем балетное искусство в Китае развивалось, что обусловило необходимость развития собственных педагогических талантов. После постановки на ключевых сценах страны «Лебединого озера» и других известных балетных произведений, популярность балета в Китае начала стремительно расти, что привело к появлению талантливых танцоров и к культивированию ряда в последующем ставших известными преподавателей балета. Успешное освоение западного опыта балета способствовало повышению интереса китайских композиторов к балетной форме. Стали появляться музыкальные произведения для балета - «Седоволосая девушка», «Красный женский отряд», «Русалка». Тем самым, сформировалась национальная китайская специфика балетной школы.

В последние несколько десятилетий балет в Китае достиг высоких результатов. Он распространился по всей стране и поставил перед китайски-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

ми педагогами важную задачу формирования комплексной системы обучения балету, решение которой было сложным ввиду отсутствия каких-либо учебных и методических материалов по балетной педагогике. Педагоги понимали, что для полноценного формирования собственной системы обучения балету создание теоретико-методической базы является необходимым. На современном этапе, как отмечает Ц. Лун, «все чаще теоретики искусства говорят о необходимости формирования новой хореографической школы, основанной на школе европейского балета, сочетающейся с переосмысленной базой традиционного танцевального искусства Китая» [3].

Один из известных балетных педагогов Китая Го Лэй отметил, что «китайская школа балета до настоящего времени занималась тем, что понемногу впитывала в себя элементы из основных балетных школ мира» [1]. Поэтому на современном этапе особенности обучения балету в Китае сводятся к интеграции классической, современной и традиционной китайской хореографии [2].

Присутствие балета Китая на мировой арене и его вклад в современное балетное образование свидетельствует о том, что к настоящему времени балетная педагогика в Китае достигла определенных успехов. Согласно неофициальной статистике, сегодня в КНР балетом занимаются порядка двухсот миллионов детей [1]. Кроме этого, в Китае есть система внешкольного образования, которая включает в себя самые разнообразные занятия для детей, в том числе и балет. И только в этой системе в Китае занимаются приблизительно около 80 миллионов детей [1]. Следовательно, изучение особенностей обучения балету в Китае, существующих на современном этапе, является необходимым.

Методология исследования

Особенности обучения в специализированных хореографических классах, обучающих балету детей разных возрастных групп, были выявлены в ходе наблюдения и интервью с преподавателями.

В диссертационном исследовании Чэнь Цзин отмечено, что в настоящее время обучение классическим европейским танцам, включая балет, получило особое развитие в Пекинской академии танца и Шанхайской танцевальной школе, являющихся крупнейшими государственными учебными заведениями Китая. Подготовка детей, как правило, осуществляется в специализированных хореографических классах средней школы [5]. Поэтому эмпирической базой исследования особенностей обучения балету детей стали специализированные хореографические классы города Сюй Чжоу (провинция Цзянсу). Выборку исследования составили следующие школы:

- Школа танцев Ван Хань;

- Школа балета Xuzhou Art Space Ballet School;

- Школа танцев Сюйчжоу.

В каждой из школ в период с 03.05.2021 по 05.06.2021 гг. были проведены наблюдения, за-

вершившиеся интервью с педагогами. Интервью было проведено с 10 преподавателями балета. В ходе беседы им были заданы вопросы, относительно специфики современной балетной хореографии в Китае.

Результаты исследования

В результате наблюдения процесса обучения в школах балета города Сюйчжоу и интервью с преподавателями балета, были обнаружены следующие особенности балетной педагогики Китая.

Было выявлено, что в методике преподавания балета детям в Китае находят отражение четыре принципа западной балетной школы. Это обусловлено тем, что в 1950-х годах в Китае была введена западная система преподавания балета, которая обеспечила учебный стандарт для установления методики преподавания дисциплины классического танца, а также привела к развитию большого числа танцевальных талантов, занятых преподаванием, исполнением и хореографией. В настоящее время в Китае продолжают действовать принципы: «открытость», «растяжка», «прямолинейность», «стойкость».

Во-первых, принцип «открытость» предполагает разгибание наружу пяти суставов тела, а именно пальцев ног, голеностопного, коленного, поперечного и плечевого суставов. Каждый сустав раскрывается наружу и и имеет соответствующие основы движений и требования. Точное положение стопы - самое основное требование балета. В состоянии параллельной линии от лодыжки до колена, мышцы поддерживаются напряженными и близко друг к другу, а мышцы бедра и таз открыты для расширения внешнего вращения. Во время практики танцоры должны преобразовывать основные движения в действия, чтобы гарантировать, что каждое базовое движение сознательно находится на своем месте. Когда производительность ограничена на сцене, танцоры могут показать благородный стиль и элегантную позу танцоров балета. Поэтому обучение балету детей направлено на выполнение следующих задач:

- раскрытие суставов и связок. Лучшим периодом для тренировок является возраст 8-12 лет. Кости суставов и опорно-двигательный аппарат у маленьких детей на ранней стадии развития еще не полностью окостенели, а мышцы и суставы связок находятся на начальной стадии развития. Тренировка силы и мягкости в этот период хорошо не только снимает боли в мышцах, но и позволяет практиковать основательные базовые навыки. Конкретные тренировки следует проводить поэтапно, используя метод «нажатия, истощения, движения, метания, ударов ногами», чтобы гарантировать, что каждое движение происходит своевременно, а также избежать деформации и повреждения тела в будущем;

- координация внешнего вращения мышц. Способность к внешнему открытию зависит от со-

стояния соответствующих мышц во время внешнего вращения ноги. Амплитуда зависит от строения таза танцора. Следовательно, во время работы костей и суставов танцора мышцы ног должны сознательно тянуть ногу, чтобы вращаться наружу. Это учитывается в процессе обучения детей балету в Китае;

- «раскрытие» плеч. Мягкое раскрытие плечевых суставов, груди и талии осуществляется методом «надавливания, бросания, утомления». Во время тренировки танцорам следует активно открывать лопатки назад, выпрямлять спину, опускать плечи, поднимать шею и держать осанку прямо. Тонкая шея и плоская спина придают танцорам балета прямое и позитивное психическое состояние.

Во-вторых, основное внимание при обучении детей балету в Китае уделяется растяжке. «Растяжка» относится к сжатию и разгибанию мышц пальцев ног, подъемов стопы, голеностопных, коленных суставов и ног, при этом колени и подъемы стопы «растягиваются». «Растягивающие» движения улучшают мышечный контроль, делая мышечные линии более растянутыми, стройными и тонкими. В современных китайских балетных школах существуют следующие основные методы тренировки «растяжки»:

- выполнение упражнений, направленных на достижения одновременно жесткого, гибкого, плотного состояния мышц. Во время тренировки внимание учеников обращено на напряжение и выпрямление мышц тела, сохраняя при этом гибкость;

- акцентируется внимание учеников на избегании ошибки «вытягивания ступней». При обучении детей достаточно часто возникает проблема с растяжкой ступней, поэтому, когда они растягивают подъем, нужно обращать внимание на силу движения пятки вперед, открывать щиколотку, разгибать пальцы ног так, чтобы ноги и ступни находились на прямой линии. Правильное движение при растяжении стопы должно поддерживать вертикальную стабильность центра тяжести всего тела при выполнении таких движений, как eleve, passe, prouette. Правильность выполнения данного управления строго контролируется педагогом, чтобы избежать травм ступней при прыжках на носках.

В-третьих, в методике обучения детей балету в Китае основное внимание уделяется также «прямолинейности», что означает самое простое требование, которого нужно достичь в процессе обучения. Ключевой момент - выпрямить колено, то есть напрячь мышцы вокруг него. В ходе обучения в китайских школах используются следующие педагогические приемы достижения «прямолинейности»:

- при выполнении танцевальных движений растягиваются мышцы всего тела, включая опорную ногу, коленные суставы движущихся ног и заднюю часть туловища;

- уделяется внимание положению центра тяжести, которое должно быть вертикальным, то есть с морфологической точки зрения, тело вертикально к земле. Например, при выполнении Touren lair сначала необходимо напрячь мышцы всего тела, а проследить за тем, чтобы шея, спина, поясница и бедра были перпендикулярны земле, тем самым центр тяжести тела не деформировался. При вращении сила должна быть сосредоточена на средней линии тела. При отработке «прямолинейности» акцентируется внимание учеников на придании формы своему телу. Чтобы избежать проблем, связанных со свертыванием талии, груди и бедер, ученики подтягивают колени и туловище при выполнении разгибаний ног, чтобы их тела оставались в вертикальном положении. Уделяется внимание необходимости строго поддерживать вертикальный центр тяжести при выполнении таких движений, как наклон вперед и назад, падение влево и вправо.

И, наконец, при обучении детей балету в Китае преподаватель формирует понимание «стойкости». Это относится к поднятию талии. Это суть «подъема», и к ней нельзя относиться легкомысленно. Талия - это часть тела с наибольшим диапазоном движений. «Стояние» - это чувство растяжения: во время тренировки ступни с силой ставятся на землю, а шея вытягивается вверх, создавая ощущение шага по земле и взлета в небо.

Обсуждение результатов исследования

В результате исследования было выявлено, что в основе обучения балету в Китае значимую роль продолжают играть традиции балетной педагогики европейской школы. Что касается обучения детей балету в Китае, то в отличие от балетного образования в профессиональных школах, балетное образование в любительских школах не предъявляет столь же жестких требований к физическому состоянию учащихся. Оно в основном сосредоточено на формировании базовых балетных навыков и стилевом обучении учащихся. В соответствии с физическим состоянием и возрастными характеристиками учащихся, в разных возрастных группах ставятся разные цели. Это позволяет сделать вывод о существовании личносто-ориентированной системы балетной педагогики, в которой учитываются возможности учеников и исходя из них планируется весь процесс обучения балету.

После поэтапного обучения ученикам предлагается сформировать уникальное балетное чувство и темперамент, а также добиться постоянного развития и совершенствования линий тела, элегантной эстетики и артистических достижений. При общем отсутствии «врожденных навыков» ученики поощряются к «приобретению способностей», поэтому система обучения адаптируется под их способности. Только научная, строгая и стандартизированная балетная подготовка может побудить студентов обрести уникальную красоту.

сэ о со -а

I=i А

—i о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

Было выявлено, что при обучении детей балету не практикуется активное обучение балетным вариациям. Вместо этого формируется ряд базовых балетных навыков. Представляется вполне целесообразным формирование базовых балетных навыков в широкой детской аудитории, поскольку именно они представляют собой основу балетной подготовки - фундамент прочный, позволяющий наиболее талантливым ученикам в дальнейшем подняться до артистического уровня. Поэтому базовая подготовка балету очень важна при обучении детей.

На современном этапе обучение балету в Китае получило широкое распространение во многом благодаря особенностям учебной программы, основанной на базовой подготовке в обучении детей. С самых ранних этапов обучения, у детей формируется представление о том, что каждое балетное движение предъявляет уникальные профессиональные требования, поэтому необходимо не только стремиться достичь внешней формы тела, но и задействовать суставы и мышцы так, чтобы способствовать достижению красивых линий. Методика, построенная на принципах «открытость», «растяжка», «прямолинейность», «стойкость» способствует достижению строгих и стандартизированных движений, приближающих детей к стандартам балетного искусства. Поэтому проведение научной, строгой и стандартизированной базовой подготовки по балету детей представляет собой единственный способ привести новых учеников в зал балетного искусства.

Заключение

Таким образом, западная научная система балетного обучения внесла неизмеримый вклад в развитие балетной педагогики в Китае и позволила воспитать большое количество выдающихся танцоров. В настоящее время, как показали результаты исследования, влияние европейской педагогической традиции продолжает быть высоким. В китайских балетных школах акцент при обучении детей делается на формировании базовой балетной подготовки, закладывающей прочную физическую основу для других танцевальных стилей. Методика, построенная на принципах «открытость», «растяжка», «прямолинейность», «стойкость», практикуется во всех школах, составивших эмпирическую базу исследования. На современном этапе китайская балетная школа вышла на этап внедрения инноваций и, вполне возможно, в ближайшее время займет почетное место среди известнейших балетных школ России, Франции, Англии, Италии, сформировав собственную национальную систему обучения балету детей.

о с

U

Литература

1. Го Лэй: Китайская балетная школа неразрывно связана с русской [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tvbrics.com/shows/go-ley-kitayskaya-baletnaya-shkola-nerazryvno-svyazana-s-russkoy/.

2. Елисеева Я. Балетная революция профессора Сяо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/31/on-sviazal-russkuiu-klassicheskuiu-baletnuiu-shkolu-s-tradicionnoj-kitajskoj.html.

3. Лун Ц. Хореографическое образование в Китае: история, современное состояние, Актуальные методики // МНКО. - 2020. - № 4 (83). -С.176-178.

4. Чжан Тяньцзяо. Влияние Н.М. Сокольского на ранний китайский балет // Манускрипт. -2020. - № 4. - С. 149-155.

5. Чэнь Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 / Чэнь Цзин. - М., 2012. - 27 с.

FEATURES OF TEACHING CHILDREN BALLET IN CHINA

Feng Yudi

Herzen State Pedagogical University

Ballet is one of the classical European dances. In the context of the development of international cultural and pedagogical exchanges, the ballet school in China has gone from borrowing the basic theoretical and methodological principles of teaching ballet to creating its own system of ballet pedagogy. The article studied the process of adaptation of the world pedagogical practice of ballet choreography in China, identified innovations in ballet pedagogy in China. The research methodology is based on observing the pedagogical process in ballet schools and conducting interviews with Chinese ballet teachers. The empirical basis of the study was the specialized choreographic classes of the Wang Han Dance School, the Xuzhou Art Space Ballet School, and the Xuzhou Dance School (Xu Zhou City, Jiangsu Province). As a result of the study, the author concludes that at the present stage, a feature of teaching children ballet in China is the integration of European methods and national Chinese choreography.

Keywords: ballet, teaching children, ballet school, China, Xuzhou. References

1. Chen Jing. Pedagogical foundations for the development of national traditions of choreography in China: dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences 13.00.01 / Chen Jing. - M., 2012. - 27 p.

2. Long Ts. Choreographic education in China: history, current state, Actual methods // MNCO. - 2020. - No. 4 (83). - P. 176178.

3. Eliseeva Ya. Ballet revolution of professor Xiao [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2018/05/31/on-sviazal-russkuiu-klassicheskuiu-baletnuiu-shkolu-s-tradicionnoj-kitajskoj.html.

4. Zhang Tianjiao. The influence of N.M. Sokolsky on early Chinese ballet // Manuscript. - 2020. - No. 4. - P. 149-155.

5. Guo Lei: The Chinese ballet school is inextricably linked with the Russian [Electronic resource]. - Access mode: https://tvbrics. com/shows/go-ley-kitayskaya-baletnaya-shkola-nerazryvno-svyazana-s-russkoy/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.