Библиографический список
1. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. [Текст] Киев: КТУ, 2003. 50 с.
2. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления [Текст]. М.: Политиздат, 2009. 271
с.
3. Введение в научное исследование по педагогике Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.Н. Розов и др. /Под ред. В.И. Журавлева [Текст] М.: Просвещение, 1988. 239 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Moroz A.G. Professionalnaya adaptatsiya vypusknika pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis.. dra ped. nauk. [Tekst] Kiev: KTU, 2003. 50 s.
2. Blyakhman L.S. Perestrojka ekonomicheskogo myshleniya [Tekst]. M.: Politizdat, 2009. 271 s.
3. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike YU.K. Babanskij, V.I. ZHuravlev, V.N. Rozov i dr. /Pod red. V.I. ZHuravleva [Tekst] M.: Prosveschenie, 1988. 239 s.
Ликтан Валериана Тараачиевна - к.э.н., доцент кафедры технологии и предпринимательства, и.о. директора КПИ Тувинского государственного университета, Кызыл.
Liktan Valeriana - Candidate of Economy, assistant professor of Technology and Business Department, acting as Director of Kyzyl Teacher Training Institute of Tuvan State University, Kyzyl.
УДК 371. 04+371.044.3 К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Иргит Е.Л., Попова А.Н.
Тувинский государственный университет, Кызыл
STUDIES ON THE FORMATION OF TEENAGE RESPONSIBILITY
Irgit E., Popovа A.
Tuvan State University, Kyzyl
Данная статья посвящена проблеме формирования ответственности у школьников подросткового возраста. Рассматриваются значения определения понятия «ответственность», представлены результаты проведенных диагностических методик по выявлению уровня ответственности детей подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, качество личности, ответственность, самостоятельность, уровни ответственности, формирование ответственности.
The article is devoted to the problem of formation of teenage responsibility. The meaning of the word "responsibility" is discussed; the results of the diagnostic methods to identify the level of teenage responsibility are presented.
Key words: adolescence, the quality of the person, responsibility, independence, levels of responsibility, the formation of responsibility.
Воспитание в век научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга не возможны, подчеркивал И.С. Кон. Следовательно, формирование у подростков самостоятельности, ответственности,
Тувинский государственный университет _
способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности является одной из актуальных проблем образования.
Ответственность как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности рассматриваются в работах Л.И. Дементиева, О.Ю. Гроголевой, Л.А. Радзиховского и др. [1, 2]. Основные критерии проявления ответственности в учебной деятельности изучали М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова.
Значение слова «ответственность» весьма многогранно. При этом в первую очередь ответственность понимается как обязанность, возлагаемая на человека извне. Так, в словаре под редакцией Д.Н. Ушакова ответственность определена как «положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в ходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств» [3]. Это объективная форма ответственности, ответственность как социальное отношение, в котором при более подробном рассмотрении фиксируется единство прав и обязанностей.
С.И. Ожегов рассматривает ответственность как «необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них» [4].
Краткий психологический словарь ответственность рассматривает как «специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействуя изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни» [5].
По педагогическому словарю ответственность - это «способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга» [6].
В философии ответственное отношение к жизни предполагает ориентацию на другого, который является соучастником этой деятельности, которая находит свое отражение в «отношениях ответственной зависимости» и является источником ответственности ее участников [7]. Б.В. Кортуа подчеркивает, что «личность несет ответственность в той мере, в какой она свободна определять свои действия и поступки, т.е. мерой ее ответственности является мера ее свободы, точно также как мерой свободы личности выступает мера ее ответственности» [1].
В психологии личности К.А. Абульханова определяет ответственность как задачу, которую ставит перед собой личность при осуществлении деятельности -удержаться на уровне определенного качества ее выполнения, отвечающего притязаниям личности в течение определенного времени и при наличии непредвиденных трудностей. С.Л. Рубинштейн понимает ответственность как способность видеть, выделять, ставить проблемы, которые возникают в процессе жизни, вовремя их осознавать и принимать ответственные решения, целостность нравственного содержания собственных чувств, уверенность в своей правоте [8].
Таким образом, ответственность рассматривается как черта морально-этической сферы личности, которая проявляется в определенных ситуациях,
требующих актуализации и конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках.
В процессе становления личности в первую очередь под ответственностью понимается именно социальное отношение - выполнение требований, ответственных заданий. Для формирования личной ответственности и волевой сферы личности в целом, проявляющихся в общественно значимой деятельности и определяющих процесс их социализации, особое значение имеет подростковый возраст, в течение которого возникают идеальные образцы поведения, создается нравственная основа, позволяющая человеку самому управлять своим поведением и развитием. Именно в этом возрасте происходит зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим исследование особенностей ответственности у подростков и ее формирование имеет особую практическую значимость.
С целью определения уровня ответственности у учащихся подросткового возраста было проведено исследование в одной из общеобразовательных школ г. Кызыла. В исследовании приняли участие 19 учащихся 9-го класса (5 девочек, 14 мальчиков), 14-15 лет.
Был использован опросник «Диагностика ответственности подростков» (М. Л. Осташева) [2]. Проведение данной методики позволило распределить детей по степени сформированности ответственности на 3 группы: с высоким уровнем (более 6.1 баллов); со средним уровнем (от 4,6 до 6 баллов); с низким уровнем (от 0 до 4,5 баллов).
Проведение анализа уровня сформированности ответственности у детей подросткового возраста позволило прийти к следующим заключениям. В подростковом возрасте большинство детей (57,9%) имеют низкий уровень сформиро-ванности ответственности (дети, набравшие после проведения опросника менее 4,5 баллов). Средний уровень ответственности проявили 42,1% подростков.
Возможно, данный факт связан с тем, что у детей этого возраста еще слабо развито осознание необходимости качественного выполнения поручений, которые имеют значение для других людей. Многие школьники нуждаются в контроле со стороны взрослых: опрошенные подростки в своем большинстве все же имеют лишь средний уровень ответственности, что свидетельствует о том, что данное качество еще находится в процессе формирования.
Таким образом, изучение сформированности ответственности подростков свидетельствует о том, что социальные институты, прежде всего, школа, семья, средства массовой информации, не всегда способствуют формированию у подростков четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. У подростков слабо сформированы умения быть ответственными, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения.
Результаты проведенного исследования еще раз доказывают, что во время обучения в школе идет активный процесс формирования личности ребенка. Поэтому важнейшей задачей системы воспитания является формирование у детей ответственности как свойства личности, которая в будущем будет способствовать сознательному и добровольному принятию человеком ответственности за свои поступки.
Тувинский государственный университет _
С учетом психолого-педагогических особенностей развития и проявления ответственности подростков, необходимым представляется использовать специально продуманную организацию общественно полезной деятельности, направленной на создание ситуаций, благоприятствующих усвоению подростками социальных ценностей и образцов поведения. Только создание подобных условий создает предпосылки для того, чтобы человек стремился быть ответственным не только за свою собственную жизнь, но за жизнь других. Кроме того, такая организация деятельности способствует непроизвольному усвоению подростками социально-педагогических стереотипов, в которых закреплен моральный опыт общества, что поможет им ориентироваться в различных социальных ситуациях.
Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что социально значимая деятельность, в частности направленная на помощь другим, как внешняя деятельность подростка отвечает всем требованиям, формирующим социальную ответственность как результат социальной компетентности личности.
Библиографический список
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н.Ушакова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//ushakovdictionari.ru
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Технологии. 2007. 486 с.
3. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 1988. 512 с.
4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. С. 229.
5. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М.Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). М., 1986. С. 86
6. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной психологии: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Омск.гос.ун-т, 2002. С.16-27
7. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-деликвентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 139-144.
8. Радзиховский Л.А. Воспитание чувства социальной ответственности у подростков / Л.А. Радзиховский // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. №2. С.43-48.
Bibliograficheskij spisok
1. Tolkovyj slovar russkogo yazyka / Pod red. D.N.Ushakova. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http//ushakovdictionari.ru
2. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka / S.I. Ozhegov, N.YU. SHvedova. M.: tekhnologii. 2007. 486 s.
3. Kratkij psikhologicheskij slovar / L.A.Karpenko, A.V. Petrovskij, M.G. Yaroshevskij. 2-e izd., ispr. i dop. Rostov n/D : Feniks, 1988. 512 s.
4. Kodzhaspirova G.M. Slovar po pedagogike / G.M. Kodzhaspirova, A.YU. Kodzhaspirov. M.: Ikts "Mart"; Rostov n/D: "Mart", 2005. s. 229.
5. Bakhtin M.M. K filosofii postupka / M.M.Bakhtin // Filosofiya i sotsiologiya nauki i tekhniki: Ezhegodnik (1984-1985). M., 1986. S. 86
6. Dementij L.I., Grogoleva O.YU. K probleme formirovaniya otvetstvennosti v mladshem shkolnom vozraste // Aktualnye problemy sovremennoj psikhologii: Sb. nauch. tr. / Pod obsch. red. L.I. Dementij. Omsk: Omsk.gos.un-t, 2002. S.16-27
7. Rean A.A. Kharakterologicheskie osobennosti podrostkov-delikventov / A.A. Rean // Voprosy psikhologii. 1991. 4. S. 139-144.
8. Radzikhovskij L.A. Vospitanie chuvstva sotsialnoj otvetstvennosti u podrostkov / l.a.radzikhovskij // Psikhologicheskie usloviya formirovaniya sotsialnoj otvetstvennosti shkolnikov. M., 1987. 2. S. 43-48.
Иргит Елена Ломбуевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики ТувГУ, г. Кызыл.
Попова Алена Николаевна - сотрудник отдела социальной защиты и воспитательной работы ТувГУ, г. Кызыл.
Irgit Elena - Candidate of Pedagogy, associate professor of Pedagogy Department of Tuvan State University.
Popova Alena - office-worker of social security and educational work Department of Tuvan State University.
УДК 378(571.52)(04)+378.180.6.1.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Комбу А.С.
КПИ Тувинского государственного университета
SOCIALIZATION OF COLLEGE KIDS IN STUDYING AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Kombu A.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State Universiy, Kyzyl
В данной статье описаны сущность, факторы, направления, условия социализации студентов в процессе обучения в вузе. Изучены критерии социализированности студентов. Приведены результаты эмпирического исследования уровня социализированности студентов.
Ключевые слова: социализация студентов, социализированное^ студентов, факторы социализации студентов, направления социализации студентов, критерии социализированности студентов, уровень социализированности студентов.
This article describes the essence, factors, trends, conditions of socialization of students in the learning process at the University. The criteria of student socialization are studied. The results of empirical research of a level of student socialization are given.
Key words: socialization of students, student socialization, the factors of socialization of students, tendency of socialization of students, criteria of student socialization, the level of student socialization.
В условиях трансформации российского общества изучение проблем социализации студенческой молодежи имеет важное теоретическое и практическое значение.
Для сохранения стабильности и дальнейшего развития общества необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений,