Тувинский государственный университет _
УДК 371+371.38.035.3
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
ШКОЛЬНИКА
Ликтан В. Т.
Тувинский государственный университет, Кызыл
MODERNIZAION OF THE CONTENT OF TECHNOLOGY EDUCATION AS MEANS OF SOCIAL AND LABOR ADAPTATION OF SCHOOLPUPIL
Liktan V.
Tuvan State University, Kyzyl
В научной статье представлены проблемы технологического образования, обусловленные, в первую очередь, процессами модернизации российского образования: переходом на предпрофильную подготовку и профильное обучение в общем среднем образовании и реализацией идей Болонского соглашения - в высшем.
Ключевые слова: система образования, модернизация технологического образования, формирования навыков, знаний и умений, социально-трудовая адаптация школьников, подготовленность к труду, предпринимательская деятельность.
The article gives the problems of technological education firstly conditioned by the process of modernization of the Russian education: the transition to the preprofile training and profile education in general secondary education and the implementation of the ideas of the Bologna agreement in the higher education.
Key words: system of education, modernization of technology education, the skills, knowledge and ability, social and labour adaptation of students, readiness to work, entrepreneurial activity.
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Авторы под социальной адаптацией школьника понимают его приспособление к определенным видам деятельности, которые происходят в данном социуме, иными словами, усвоение им «социального опыта в целом, той среды (микросреды), к которой он принадлежит» [1].
В рамках различных определений «социальной адаптации» [1-3] наблюдается общность ключевых понятий: «приобщение» и «усвоение» (Г.П. Медведев), «вхождение» (А.Г. Мороз); «взаимодействие и согласованность» (Д.В. Ольшанский)
человека в ту или иную социальную среду. Применительно к выпускникам школ -это коллективы тех организаций, где они собираются начать свою трудовую деятельность.
Для полноценной реализации требования социально-трудовой адаптации школьника необходимо осуществление модернизации содержания технологической подготовки учащихся, направленной на развитие их социально-трудовой адаптации. Эта адаптация школьника означает владение знаниями и опытом в общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:
• умение планировать свою деятельность;
• умение самостоятельно выполнять работу для достижения определенного результата;
• умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
• умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владение различными способами контроля и оценки деятельности.
С целью подготовки личности, адаптированной к труду в условиях рыночных отношений, в учебный план школы, как правило, дополнительно вводятся социально-экономические дисциплины, модернизируется содержание образовательной области «Технология». Эти меры дают некоторый положительный результат, но полностью не решают проблемы. Известны попытки создать модель выпускника, адаптированного к труду. При составлении модели выпускника школы, способного адаптироваться к труду в новых экономических условиях, анализируют пути, по которым идут выпускники школы. Рассматриваются три показателя:
1) теоретические знания;
2) практические умения и навыки;
3) социальные качества.
В деятельности школы обычно присутствует ряд направлений работы педагогического коллектива, которые составляют основу формирования способности школьника к социально-трудовой адаптации:
1. Формирование экономического и инновационно-технологического стиля мышления школьников.
2. Экономическое образование и воспитание учащихся.
3. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время.
4. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.
5. Привитие школьникам навыков НОТ.
6. Профессиональная ориентация учащихся школ.
Одним из существенных условий социально-трудовой адаптации школьников является формирование их экономического мышления.
Экономическое мышление - это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности [2, с. 12-13]. В структуре экономического мышления Л.С. Бляхман, выделяет три составляющие:
• познание экономической действительности;
• усвоение обобщенной информации о явлениях, категориях и законах общественного производства;
• претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении [2, с. 26].
Тувинский государственный университет _
Экономической подготовке школьников способствует включение в программу образовательной области «Технология» раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства».
Большое значение для социально-трудовой адаптации школьников имеет практическое внедрение элементов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может достигаться как с помощью деловых игр непосредственно на занятиях, так и при обучении в условиях школьных малых предприятий.
Социально-трудовая адаптация учащегося школы к новым экономическим условиям предполагает учет индивидуальных качеств личности. В зависимости от качеств личности учащегося, приобретенных им знаний, умений, навыков можно выделить три группы школьников:
К первой группе по возможностям социально-трудовой адаптации относятся выпускники школ, которые способны к освоению практических навыков работы и настроены на вполне определенный вид практической трудовой деятельности.
Ко второй группе по возможностям социально-трудовой адаптации относятся выпускники школ, обладающие предпринимательскими качествами, врожденными или приобретенными, уверенностью в своих силах, стремлением делать все качественно. Если они будут продолжать образование, то смогут стать руководителями малых предприятий, частных фирм.
К третьей группе по возможностям социально-трудовой адаптации относятся выпускники, обладающие следующими качествами: умением увидеть цель коллективной трудовой деятельности и выстраивать ее стратегию, большой работоспособностью и другими качествами административно-руководящего работника.
Модернизация содержания технологической подготовки школьников, направленной на развитие их социально-трудовой адаптации, затрагивает интересы и требует согласованности учебной деятельности всех звеньев цепи: школа — вуз — предприятие. Результативность деятельности каждого из звеньев данной образовательной цепи в социально-трудовой адаптации школьников определяется по следующим критериям:
1. Подготовленность к труду.
2. Психологическая устойчивость для включения в систему социальных отношений.
3. Самостоятельность в суждениях и действиях.
4. Социальная активность.
5. Стремление к учебе, самообразованию.
Перечисленные выше условия модернизации содержания технологического образования как средства социально-трудовой адаптации школьника выдвигают требования к организации педагогического процесса обучения технологии в средней школе, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученных через различные виды деятельности в конкретной сфере, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора из ряда альтернативных вариантов.
Библиографический список
1. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. [Текст] Киев: КТУ, 2003. 50 с.
2. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления [Текст]. М.: Политиздат, 2009. 271
с.
3. Введение в научное исследование по педагогике Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.Н. Розов и др. /Под ред. В.И. Журавлева [Текст] М.: Просвещение, 1988. 239 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Moroz A.G. Professionalnaya adaptatsiya vypusknika pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis.. dra ped. nauk. [Tekst] Kiev: KTU, 2003. 50 s.
2. Blyakhman L.S. Perestrojka ekonomicheskogo myshleniya [Tekst]. M.: Politizdat, 2009. 271 s.
3. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike YU.K. Babanskij, V.I. ZHuravlev, V.N. Rozov i dr. /Pod red. V.I. ZHuravleva [Tekst] M.: Prosveschenie, 1988. 239 s.
Ликтан Валериана Тараачиевна - к.э.н., доцент кафедры технологии и предпринимательства, и.о. директора КПИ Тувинского государственного университета, Кызыл.
Liktan Valeriana - Candidate of Economy, assistant professor of Technology and Business Department, acting as Director of Kyzyl Teacher Training Institute of Tuvan State University, Kyzyl.
УДК 371. 04+371.044.3 К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Иргит Е.Л., Попова А.Н.
Тувинский государственный университет, Кызыл
STUDIES ON THE FORMATION OF TEENAGE RESPONSIBILITY
Irgit E., Popovа A.
Tuvan State University, Kyzyl
Данная статья посвящена проблеме формирования ответственности у школьников подросткового возраста. Рассматриваются значения определения понятия «ответственность», представлены результаты проведенных диагностических методик по выявлению уровня ответственности детей подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, качество личности, ответственность, самостоятельность, уровни ответственности, формирование ответственности.
The article is devoted to the problem of formation of teenage responsibility. The meaning of the word "responsibility" is discussed; the results of the diagnostic methods to identify the level of teenage responsibility are presented.
Key words: adolescence, the quality of the person, responsibility, independence, levels of responsibility, the formation of responsibility.
Воспитание в век научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга не возможны, подчеркивал И.С. Кон. Следовательно, формирование у подростков самостоятельности, ответственности,