Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности студентов в учебной деятельности'

К вопросу об ответственности студентов в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
736
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД / МОТИВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД / ЗРЕЛОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сагиндикова Н. Ж.

Данная статья посвящена раскрытию роли ответственности у учащихся, рассмотрено значение самого понятия «ответственность» с позиций педагогики и психологии. Автором определены особенности подросткового - юношеского возраста, как наиболее благоприятного периода для формирования чувства ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности студентов в учебной деятельности»

Психология

Чеверикина Елена Александровна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», старший научный сотрудник, кандидат психологических наук. Тел.: (843)555-66-54. E-mail: cheverikina@mail.ru

Cheverikina Elena Alexandrovna (Kazan), Institute for Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE, senior researcher, candidate of psychological science. Tel.: (843) 555-66-54. E-mail: cheverikina@mail.ru

УДК 378

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Ж. Сагиндикова

Ташкентский Государственный педагогический университет имени Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Данная статья посвящена раскрытию роли ответственности у учащихся, рассмотрено значение самого понятия «ответственность» с позиций педагогики и психологии. Автором определены особенности подросткового - юношеского возраста, как наиболее благоприятного периода для формирования чувства ответственности.

Ключевые слова: личность, индивидуальные психологические особенности, учебная деятельность, ситуативный подход, мотив, ответственность, социализация, типы ответственности, юношеский период, зрелость, самооценка.

ON THE LIABILITY OF STUDENTS IN TRAINING ACTIVITY

N.Zh. Sagindikova

Tashkent State pedagogical university of a name Nizami, Tashkent, Republic of Uzbekistan

This article is devoted to disclosure of a role of responsibility of pupils, discusses the importance of the concept of «responsibility» from the standpoint of pedagogy and psychology.The author defined features offeature of the youthful age, as optimum period for formation of a sense of responsibility.

Key words: personality, specific psychological peculiarities, educational activity, situational approach, motive, responsibility, socialization, responsibility types, youthful period, maturity, self-

assessment.

Каждый человек как личность проявляется по-разному. Люди отличаются друг от друга своим темпераментом, характером, умственными и творческими способностями, жизненными потребностями и личными интересами. Каждой личности присущи индивидуальные психологичес-

кие свойства, и одно из них - чувство ответственности. Это качество имеет большое значение в достижении жизненных целей человека, в осуществлении любой деятельности, в утверждении социального статуса личности. Ответственность считается одним из основополагающих принципов нрав-

155

Казанский педагогический журнал

5' 2014

ственных установок личности. В тоже время из-за отсутствия теоретических разработок, связанных с формированием этого качества, осложняется его изучение. Существует стереотип, когда ответственность связывают со своего рода наказанием за неисполнение каких-либо обязательств или за некоторые проступки. Ожидание наказания за невыполнение обязанностей приводит к тому, что человек испытывает дискомфорт, и слово «ответственность» ассоциируется у него с чем-то негативным. С педагогической точки зрения формирование ответственности следует рассматривать как средство развития и воспитания социальной личности, ибо это качество не только характеризует индивидуальную сущность человека, но и просто необходимо для его жизни в обществе.

В научных исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна «ответственность» рассматривается не только с точки, зрения достижения результатов в выполняемой работе, но и как необходимое условие формирования и развития самой деятельности. С.Л. Рубинштейн относит «ответственность» к закономерностям человеческой психики и человеческого поведения и определяет связанные с этим свойством внутренние и внешние факторы. Ученые Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлина, С.И. Кудинова и другие характеризуют «ответственность» как психологическое явление, которое входит в сложную психологическую структуру и определяют её как системный принцип. Гуманистический принцип детерминизма как основу социальных условий

и содержания жизнедеятельности личности изучали А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь и Р. Мэй [1; 2; 3].

В философском аспекте содержание категории ответственности обычно связывают с самостоятельностью, долгом, порядком и дисциплиной, общественными отношениями, социальной активностью. Исследование ответственности с социальных позиций направлено на изучение общественных процессов, происходящих в коллективе, где ответственность рассматривается как движущая сила общественного развития. По утверждениям А.И. Ореховского, А.Т. Панова, В.А. Шабалина, Г.В. Фартухова, Л.С. Шилова, С.В. Быкова, ответственность личности имеет социально-исторические корни, она зародилась вместе с возникновением общественных отношений и является проявлением взаимосвязи общества и личности.

В психологической литературе основное внимание уделяется условиям формирования ответственного поведения, начиная с раннего возраста, с учетом национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей. К.А. Абульханова-Славс-кая, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалёв, Л.И. Бажович, А.А. Де-ркач, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и другие изучали психологические закономерности и механизмы формирования ответственности как ведущего компонента в обучении личности. Психолог Н.С. Сафаев раскрыл значение национального самосознания студентов в формировании у них чувства ответственности.

156

Психология

Проблему ответственности в 90-е годы исследовали Е.Д. Дорофеев, И.А. Куренков, Е.Н. Михайлов, Н.Н. Семенко, Т.Н. Сидоров, Фалах РасмиАбдул-РахимМохамед, О. А. Шу-шерина, Ю.В. Клюева, О.А. Казанцева. Зарубежные психологии Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Хелк изучали ответственность в основном в рамках когнитивной концепции. В частности, ответственность интересовала ученых с точки зрения формирования нравственного сознания. В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера также можно встретить различные научные суждения в контексте темы ответственности [4].

Психологи Ж.Л. Нанси, К. Муз-дыбаев, В. Розонова, В. Дружинин, К. Фелькман, Ф. Хайдер, Е.Д. Дорофеев, К. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, М. Дворецкая, Л.И. Дементий, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский,

Н.М. Тен, В.И. Новосельцев, В.А. Шапошников, М.В. Панасенко, О.В. Мух-лынина, Н.С. Сафаев и другие изучали вопросы, связанные с чувством ответственности, как научную проблему.

Значение понятия «ответственность» чрезвычайно многогранное. Обычно это слово применяют для оценки качества характера или характеристики отношения к выполнению задания отдельного субъекта либо группы. В этом случае слово носит положительный оттенок. Данное слово используется в словосочетаниях: внутренняя и внешняя ответственность, индивидуальная и групповая, ретроспективная и перспективная, административная и гражданская, дисциплинарная, уголовная, мате-

риальная ответственность и другие. Ж.Л. Нанси, К. Муздыбаев, В. Разоно-ва и другие выделили вышеназванные типы ответственности.

Чувство ответственности появляется уже у младших школьников (а сейчас и у дошкольников). При подготовке к школе и с начала занятий в школе детям объясняют, что теперь их основная деятельность не только игра, но и учебные занятия. С этого момента у ребенка постепенно формируется чувство ответственного отношения к учёбе. В этот период на жизненном пути ребёнка встречается много трудностей, но вместе с родителями и учителями они преодолеваются. Наблюдая за развитием и изменениями в жизни ребёнка, его родные и близкие выбирают «идеал» или образец личности стремятся воспитать своего ребёнка, похожим на этот идеал. В учебной деятельности учащихся, помимо обязательных мотивов необходимости учения, присутствуют и другие внешние мотивы, связанные с основными.

Подростковый и юношеский периоды характеризуются как этап взросления, достижения зрелости. В этом период учащиеся оказываются перед сложным выбором: определения своего места в жизни, будущей профессии, и разумеется, большое влияние на них оказывают их родители и близкие люди. Известно, что в данном возрасте значительную часть времени ребята проводят среди своих сверстников, по совету которых часто принимаются жизненно важные решения. Перед родителями юноши и девушки чувствуют ответственность в основном по домашним делам и заботам.

157

Казанский педагогический журнал

5' 2014

Что касается их учебной деятельности, то ответственность формируется, прежде всего, в процессе выполнения учебных заданий, организационных работ и существенных поручений.

Но всё-таки наиболее ценный практический совет о своей дальнейшей жизни молодые люди смогут получить от самых близких людей, которые объяснят им, что выбранный ими путь и профессия-это не прямая и ровная дорога, что в жизни встретится много трудностей и что преодолевать их можно, только имея сильную волю и высокое чувство ответственности. Взрослые должны найти убедительные искренние слова и доводы, чтобы донести до молодежи необходимость ответственности. Ответственность

формируется у человека уже в детские годы, но в период юношества она проявляется особенно ярко и как бы проходит испытание. Для достижения цели в первую очередь появляется мотив, а для реализации мотива требуется чувство ответственности. Следовательно, мотив и ответственность взаимосвязаны.

Многие ученые в области психологии вели научные исследования проблемы мотива. Р. Вудвортс пытался определить двоякую природу возникновения мотива деятельности человека. Во-первых, это потребности человек, которые, с одной стороны, являются следствием его естественных (органических) потребностей и, с другой - возникают в результате воздействия на человека окружающей природной и социальной среды [5].

Во-вторых, характер деятельности человека таков, что человек получа-

ет не только материальную отдачу от своего труда, но и удовлетворение от содержания и результатов деятельности. Для подростков-юношей в большей степени характерно второе направление мотива, когда они по своему желанию выбирают профессию и для получения специальности поступают в высшее учебное заведение. В их жизни наступает период студенческой ответственности, а основной деятельностью студента является учебная деятельность.

Наряду с усвоением профессиональных и общих знаний у студентов в годы учебы интенсивно развиваются психологические качества: воля, убежденность, ответственность, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Направленность личности занимает важное место в деятельности субъекта при формировании ответственности. По определению психологов, направленность личности - это такое психическое состояние, в котором воплощаются потребности, мотивы, мировоззрение, позиции и цели жизни и деятельности. Для студентов направленность личности характеризуется в основном глубокими знаниями в избранной специальности, владением профессиональными умениями и навыками.

Известный русский лингвист, составитель знаменитого «Толкового словаря» С.И. Ожегов раскрывает значение понятия «ответственность» как необходимость отвечать за свои поступки и поведение. Привлечение же к ответственности означает «наказание за содеянное» [6].

158

Психология

Если человек отвечает за какую-либо вещь, он должен быть ответственным и перед каким бы то ни было человеком. Эту точку зрения поддерживает М. Брокманн. Человек постоянно бывает ответствен за какую-либо вещь или какого-либо человека сам должен отвечать перед другим человеком. Положительная сторона ответственности заключается в том, что она повышает самостоятельность студентов, делает содержательными и разнообразными их отношения со сверстниками и старшими, расширяет круг деятельности и сферу мышления, мировоззрения.

Особенность студенческого периода жизни состоит в том, что юноши и девушки самостоятельно «выходят» на новые общественные позиции и становятся сознательными членами общества. Одновременно формируется чувство ответственности за жизнь и поведение в обществе. После перехода от подросткового возрасте к юношескому в жизни молодых людей происходят резкие изменения. Они теперь уже не подростки и ощущают себя вполне взрослыми. И действительно, в этот период происходит не только интенсивное биологическое и психологическое развитие, но и возрастает роль молодежи в обществе, студенты обретают права, становятся полноправными гражданами страны. Теперь молодежь утверждает свой статус в семье, коллективе, среди друзей и старается накопить умственный потенциал.

Ученые Т.В. Слотина и С.В. Барсова в своей работе определили «уровень ответственности старших и младших подростков». Как полагают ученые, в

современной психологической науке понятие «ответственность» не устоявшееся, поскольку оно связано с психологией личности, подверженной субъективным изменениям. Понятие это можно отнести к многоаспектным и многомерным проблемам духовности. Процесс развития ответственности как одного из качеств социализации очень длительный. Начавшись в детстве, он продолжается еще долгие годы.

Ответственность - один из показателей зрелости личности, и излишне говорить о том, что процесс формирования всесторонне развитой личности будет не полным, если в нем нет места развитию чувства долга и ответственности [7].

Уверенность в своих силах, настойчивость, смелость дают возможность студентам объективно оценить свои способности и умения. Недооценка или завышенная оценка своих возможностей приводит к тому, что человек выходит за рамки общепринятых этических норм поведения. В первом случае (недооценка) студент чувствует неуверенность, колеблется в принятии решения, испытывает страх, боязнь, во втором случае он переоценивает свои силы, не просчитывает ситуацию, и результат может получиться отрицательным.

Решительность и настойчивость -это проявление особенностей нервной системы, они присущи разным психологическим типам людей. В учебно-воспитательном процессе в любой ситуации важно значение имеет мотивация для формирования ответственности, и в этом аспекте уместно подчеркнуть, что в современном обра-

159

Казанский педагогический журнал

5' 2014

зовании значительное место занимает самообразование.

Вопросы мотивации получения знаний студентами исследовали многие ученые. Так Л.В. Крылов изучал проблему воспитания социальной ответственности у студентов - будущих педагогов, О.А. Казанцева исследовала индивидуальные психологические особенности ответственности личности студентов, И. Панарин - социальную ответственность лидера молодежного движения. О.А. Басова выбрала темой своего исследования психологические особенности ответственности в процессе профессионального формирования личности.

В.Г. Сахарова изучала ответственность как личностный принцип, Н.В. Гришаева выявляла социальные и психологические факторы формирования ответственности у управленческих кадров (2010). О. Теняева (2011) проводила исследование по проблеме ответственности в подростково-юношеском возрасте, Н.Г. Сатонина (2005) изучала ответственность в качестве профессиональной особенности личности. Интересное исследование провел А.Н. Смертин (2012), которые изучил социально-психологические

принципы формирования социальной ответственности футбольных фанатов. Л.А. Барановская же посвятила своё исследование вопросам формирования ответственности у отстающих студентов.

Мотивацией для самостоятельного получения знаний может служить свобода, выбора интересных для студентов тем, самостоятельное определение форм работы над темой,

свободное изложение своих мыслей и результатов работы, вступление в общение на равных, то есть создание условий для полного раскрытия способностей студентов. В учебных ситуациях особенно ярко проявляется чувство ответственности будущих специалистов за правильность выбора и способов презентации учебного материала, за оригинальность суждений и умения обосновать и отстоять свои позиции.

Изучение и анализ степени активности студентов в учебно воспитательном процессе, при формировании ответственности показали, что одним из условий активизации деятельности студентов является внедрение ситуативного подхода, учитывающего быстрые изменения направлений деятельности [8].

В.С. Лазарев и М.М. Поташник раскрыли особенности ситуативного подхода, состоящие в прогнозировании результатов, которые необходимо получить и предварительном выявлении возможных проблем. Такой подход ускорит решение намеченных задач и обеспечит эффективность результатов [3].

Формирование личности и подготовка квалифицированных специалистов считается одной из главных задач современного общества. И в этом аспекте имеет большое значение учебная деятельность каждого молодого человека (с учетом особенностей возраста). В достижении эффективности учебного процесса значительная роль принадлежит интерактивным педагогическим технологиям. Их использование способствует не только повышению качества обучения, но и развитию

160

Психология

психологических свойств личности. Ведущим качеством личности учащегося и студента, помогающим достичь успехов в учебной деятельности, является ответственность. Именно чувство ответственности стимулирует решение сложных проблемных задач, используемых в интерактивных технологиях. В свою очередь, в процессе их выполнения у человека развивается ответственность за качественное решение проблем.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что формируя чувство ответственности в учебном процессе, мы тем самым создаем основу для достижения молодым поколением зрелости и совершенства.

Источники:

1. Гаврилушкин С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью. Автореф. к.психол.н. М.: 2012. С. 5-6. [Gavrilushkin S.A. Psychological specificity of manifestation of personal responsibility among students with different patriotic. Author’s abstract Candidate of Psychological Sciences Moscow, 2012. P.5-6. (In Russ.)]

2. Кухарев Н.В, Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Минск: Школа, 1996. 32 с. [Kukharev N.V., Reshet’ko V.S. Diagnosis of pedagogical skills and pedagogical creativity. Minsk: Shkola, 1996, 32p. (In Russ.)]

3. Лазарев В.С, Поташник М.М. Управ -ление развитием школы. М.: Просвещение, 1995. 441 с. [Lazarev V.S., Potashnik M.M. Managing the school development. Moscow: Prosveschenie, 1995. 441p. (In Russ.)]

4. Быков С.В. Социально-психоло-

гическая регуляция ответственности личности. Дисс. д.психол.н. Казань. 2006. С.24 [Bykov

S.V. Socio-psychological regulation of personal responsibility. Thesis Doctor of Psychological Sciences Kazan. 2006. P.24. (In Russ.)]

5. Жураев НС. Кичик мактаб ёши-даги у^увчиларда ^иш мотивларини шакллантиришнинг психологик хусусиятлари психол. ф. н. дисс. Т., 2009. 24б. [Zhuraev N.S. Thesis 2009. 24p. (In Russ.)]

6. Психология личности и образ жизни // Под ред. Е.В. Шороховой М.: Наука, 1987. С. 27-29. [Personality psychology and lifestyle//Under the editorship E.V. Shorokhova Moscow: Nauka, 1987. P.27-29. (In Russ.)]

7. Муздыбаев К. Психология ответственности. Наука. Ленинград. 1983. 8-9б

[Muzdybaev K. Responsibility psychology. Leningrad: Nauka. 1983. P.8-9. (In Russ.)]

8. Шодмонова ШС. Олий у^ув юртлари талабаларида мустадилликтафаккурини шакл-лантириш ва ривожлантириш (касб таълими йуналиши мисолида) / пед. ф. д. дисс. Т., 2010. 78-79 б. [Shodmonova S.S. Thesis 2010. P.78-79. (In Russ.)]

9. Каримова В., Акрамова Ф. Психология. Маърузалар матни. Т-2002 й., 43-44 б. [Karimova V., Akramova F. Psychology. 2002, P. 43-44. (In Russ.)]

10. Хекхаузен Х. Мотивация и дея-

тельность. В 2-х т. Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986.

Т. 2. 392 ^[Khekkhauzen Kh. Motivation and action. 2 Volumes Translation from German/Under the editorship B.M. Velichkovskiy. Moscow: Pedagogika, 1986. Vol. 2. 392 p. (In Russ.)]

References:

1. Gavrilushkin S.A. Psikhologicheskaya spetsifika proyavleniya otvetstvennosti lichnosti u studentov s razlichnoy patrioticheskoy napravlennost’yu. Avtoref. k.psikhol.n. M.: 2012. S. 5-6.

2. KukharevN.V, Reshet’ko V.S. Diagnostika pedagogicheskogomasterstva i pedagogicheskogo tvorchestva. Minsk: Shkola, 1996. 32 s.

3. Lazarev V.S, Potashnik M.M. Upravlenie razvitiem shkoly. M.: Prosveshchenie, 1995. 441 s.

4. Bykov S.V. Sotsial’no-psikhologicheskaya regulyatsiya otvetstvennosti lichnosti. Diss. d.psikhol.n. Kazan’. 2006. S.24

5. Zhyraev N.S. Kichik maktab eshidagi ytuvchilarda yysh motivlarini shakllantirishning psikhologik khususiyatlari psikhol. f. n. diss. T., 2009. 24 b.

161

Казанский педагогический журнал

5' 2014

6. Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni // Pod red. E.V. Shorokhovoy M.: Nauka, 1987. S. 2729.

7. Muzdybaev K. Psikhologiya otvetstven-nosti. Nauka. Leningrad. 1983. 8-9b

8. Shodmonova Sh.S. Oliy y^uv yurtlari talabalarida mustaEplliktafakkurini shakllantirish

va rivozhlantirish (kasb ta”limi yynalishi misolida) / ped. f. d. diss. T., 2010. 78-79 b.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Karimova V., Akramova F. Psikhologiya. Ma”ruzalar matni. T-2002 y., 43-44 b.

10. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel’nost’. V 2-kh t. Per. s nem. / Pod red. B.M. Velichkovskogo. M.: Pedagogika, 1986. T. 2. 392 s.

Зарегистрирована: 17.10.2014

Сагиндикова Наргиза Жубаткановна (г. Ташкент, Республика Узбекистан), Ташкентский Государственный педагогический университет имени Низами, кафедра психологии, старший научный сотрудник-исследователь. Тел.: (998712)254-92-02. E-mail: sagindikovan@mail.ru

Sagindikova Nargiza Zhubatkanovna (Tashkent, Republic of Uzbekistan), Tashkent State pedagogical university of a name Nizami, department of psychology, senior scientific employee-researcher. Ph.: (998712) 254-92-02. E-mail: sagindikovan@mail.ru

УДК 316.6

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Т.И. Палачева

Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ», г. Казань, Российская Федерация

В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению значимых личностных особенностей подростков, влияющих на их отношение к алкоголизации.

У подростков 13-летнего возраста в большинстве прошли первые пробы алкоголя, и их отношение к алкоголизации определяется их решением, формирование которого взаимосвязано с личностными особенностями. В рамках реагирования на стресс в качестве факторов, связанных с употреблением алкоголя подростками, было выявлено преобладание эмоциональных вариантов при относительном снижении распространенности когнитивных ответов и деятельностных вариантов реагирования у девочек, прослежена взаимосвязь формирующегося у подростков решения об алкоголизации с выраженностью аутоагрессивных и агрессивных тенденций, а также депрессивных проявлений в рамках совладания со стрессом. Навыки когнитивного и деятельностного подходов к выработке личностных стратегий совладания со стрессом необходимо развивать у ребенка в доподростковом возрасте, что позволит снизить риск принятия подростком решения об алкоголизации.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, личностные особенности подростков, психологические факторы риска.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.