Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / межгосударственное таможенное взаимодействие / таможенная инфраструктура / инфраструктура трансграничного таможенного взаимодействия / сервисно-ориентированное таможенное администрирование / международная цепь поставок / foreign economic activity / interstate customs cooperation / customs infrastructure / infrastructure of cross-border customs cooperation / service-oriented customs administration / international supply chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисица Анна Анатольевна

В статье анализируются национальные приоритеты внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в современных геополитических условиях и стратегические изменения в деятельности таможенной службы. Автором определена архитектура системы целеполагания и факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности. Проводится анализ сложившихся концепций к описанию таможенной инфраструктуры. На основе проведенного исследования сформулировано авторское определение инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия, предложена концептуальная модель сервисно-ориентированного таможенного администрирования качества инфраструктурной таможенной услуги в безопасной цепи трансграничных поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMING A MODEL OF INFRASTRUCTURE FOR INTERSTATE CUSTOMS INTERACTION

The article analyzes the national priorities of the foreign economic activity of the Russian Federation in modern geopolitical conditions and strategic changes in the activities of the customs service. The author defines the architecture of the goal-setting system and the factors influencing the development of foreign economic activity. The analysis of the existing concepts for the description of the customs infrastructure is carried out. On the basis of the conducted research, the author’s definition of the infrastructure of crossborder customs interaction is formulated, a conceptual model of service-oriented customs administration of the quality of infrastructural customs services in a secure cross-border supply chain is proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Лисица A.A.

УДК 339

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Лисица Анна Анатольевна

Уссурийская таможня Дальневосточного таможенного управления, заместитель начальника таможенного поста ДАПП Полтавка; Российская таможенная академия, аспирант 4 курса кафедры управления, e-mail: lisitsa108@mail.ru; LisitsaAA@ dvtu.customs. gov.ru

В статье анализируются национальные приоритеты внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в современных геополитических условиях и стратегические изменения в деятельности таможенной службы. Автором определена архитектура системы целепола-гания и факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности. Проводится анализ сложившихся концепций к описанию таможенной инфраструктуры. На основе проведенного исследования сформулировано авторское определение инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия, предложена концептуальная модель сервисно-ориентированного таможенного администрирования качества инфраструктурной таможенной услуги в безопасной цепи трансграничных поставок

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; межгосударственное таможенное взаимодействие; таможенная инфраструктура; инфраструктура трансграничного таможенного взаимодействия; сервисно-ориентированное таможенное администрирование; международная цепь поставок

ON THE ISSUE OF FORMING A MODEL OF INFRASTRUCTURE FOR INTERSTATE CUSTOMS INTERACTION

Lisitsa Anna A.

Ussuri Customs of the Far Eastern Customs Administration, Deputy head of the customs post DAPP Poltavka; Russian Customs Academy, 4th year Postgraduate Student of the Department of Management, e-mail: lisitsa108@mail.ru; LisitsaAA@dvtu.customs. gov.ru

The article analyzes the national priorities of the foreign economic activity of the Russian Federation in modern geopolitical conditions and strategic changes in the activities of the customs service. The author defines the architecture of the goal-setting system and the factors influencing the development of foreign economic activity. The analysis of the existing concepts for the description of the customs infrastructure is carried out. On the basis of the conducted research, the author's definition of the infrastructure of cross-border customs interaction is formulated, a conceptual model of service-oriented customs administration of the quality of infrastructural customs services in a secure cross-border supply chain is proposed

Keywords: foreign economic activity; interstate customs cooperation; customs infrastructure; infrastructure of cross-border customs cooperation; service-oriented customs administration; international supply chain

Для цитирования: Лисица А.А. К вопросу формирования модели инфраструктуры межгосударственного таможенного взаимодействия // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 42-47.

В структуре макроэкономического развития Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) остается важнейшим индикатором и фактором устойчивого развития государства, а также обеспечения его интересов в системе международных экономических отношений. В рамках корректировки приоритетов стратегического планирования мероприятия Государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» в 2022 г. в качестве направлений интегрированы в государственные программы (далее - ГП): ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]; ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [2];

ГП «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [3], а также в комплексные госпрограммы, направленные на развитие приоритетных отраслей или территорий.

Инновационная модель развития ВЭД наряду с интенсификацией и диверсификацией отечественной промышленности, предусматривает инновационное развитие инфраструктуры внешней торговли, рациональное использование международной кооперации, межгосударственного экономического сотрудничества, а также таможенного администрирования этих инструментов.

Национальные приоритеты внешнеэкономического развития страны определяют приоритеты деятельности таможенной службы. Основными

целевыми ориентирами Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия 2030) [4] являются:

- создание благоприятных условий для осуществления внешней торговли и эффективного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;

- полномасштабная цифровизация и автоматизация;

- эффективное противодействие угрозам экономической безопасности;

- передовые методы таможенного аудита, аналитики и управления информацией;

- гармонизация процессов таможенного контроля и таможенного администрирования с лучшими мировыми практиками.

Международное взаимодействие таможенных органов Российской Федерации рассматривается в стратегическом планировании в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего эффективную интеграцию страны в транснациональные производственные цепочки, динамику внешнеэкономических связей, а также инструмент защиты национальных экономических интересов.

В соответствии с Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», ведомственным проектом Министерства финансов «Развитие инфраструктуры Федеральной таможенной службы» и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года интегрирующей организационной формой, точкой сборки инновационных процессов во внешнеэкономической деятельности как на макро-, так и на микроуровне должна стать инновационная инфраструктура таможенных органов.

Необходимо отметить, что единства таможенной терминологии и нормативного закрепления термина «таможенная инфраструктура» либо «инфраструктура трансграничного таможенного взаимодействия» в действующих законодательных актах нет. Анализ сложившихся концепций к описанию таможенной инфраструктуры указывает на то, что в настоящее время среди исследователей не существует единого теоретико-методологического подхода к определению этого понятия.

Наиболее распространенным в отечественной экономической науке [5,6] является производственный (отраслевой) подход, основанный на технических, экономических и институциональных характеристиках инфраструктуры (от латинского «infra» - под, структура), как комплекса «тыловых» хозяйственных объектов и проводимых инженерно-технических мероприятий или как «совокупности отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также

жизнедеятельности людей» [7].

В рамках указанного подхода Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ст. 257) и Таможенный кодекс ЕАЭС (статья 353) относят к таможенной инфраструктуре здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения (элементы таможенной инфраструктуры), места базирования водных судов таможенных органов и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов.

В контексте производственного подхода инфраструктура межгосударственного таможенного взаимодействия включает совокупность материально-технических объектов, вовлеченных в организацию перемещения и контроль товаров и транспортных средств в рамках реализации международных инвестиционных программ, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и ключевых проектов таможенного сотрудничества в целях обеспечения ускорения прохождения контроля на границе и прослеживае-мости дальнейшего движения товаров.

Иной подход базируется на определяющих специфических функциях, выполняемых инфраструктурой (функциональный подход) [8, 9]. Согласно данной концепции, создание продукта (услуги) происходит в результате взаимодействия экономических субъектов друг с другом, а вклад каждого агента зависит от обеспеченности инфраструктурой. Инфраструктура определяется как вспомогательная часть экономики на всех четырех стадиях: производства, распределения, обмена и потребления, обеспечивающая функционирование всей системы.

Межгосударственное таможенное взаимодействие является одной из функций таможенных органов Российской Федерации (ст. 308 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Следовательно, в рамках функционального подхода инфраструктура межгосударственного таможенного взаимодействия может рассматриваться как совокупность различных условий (технико-технологических, институциональных, кадровых, финансовых, информационных, организационных), без которых невозможно выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела.

Общим концептуальным ядром всех приведенных исследований понятия инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия выступает понимание ее как совокупности материальных, технических, организационно-право-

вых и институциональных условий, обеспечивающих деятельность таможенных органов и существующих таможенных отношений (рис. 1).

Вместе с тем, изменение стратегических при-

оритетов развития таможенной службы требует применения к определению категориально-понятийного аппарата инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия систем-

Инфраструктура трансграничного таможенного взаимодействия

V

Подсистемы

_у_

Материально-техническая (здания, сооружения, помещения, площадки, ТСТК,

инженерные, информационные, телекоммуникационные системы, места базирования судов, социальные объекты)

_^_

Институциональная (таможенные администрации, межправительственные институты / комиссии по взаимодействию, международные организации; владельцы таможенной и околотаможенной инфраструктуры,

таможенные представители, перевозчики, таможенные перевозчики, УЭО)

V

Нормативно-правовая (правовые акты, международные договоры, соглашения, протоколы меморандумы)

V

V

т

о О

I" 3

О) О)

а *

^ О

* з

8 в

£ 3

1 I

о | ж е

М/_

Организационная

(механизм взаимодействия: технологии, проекты и инициативы таможенного взаимодействия

Рис. 1. Системы инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия (составлено автором)

ного подхода, как «наиболее оптимального для исследования механизма управления деятельностью таможенных органов в условиях смещения ориентации таможенного администрирования на повышение качества таможенных услуг, сопряженного с необходимостью повышения эффективности контроля на различных этапах реализации административных процедур» [10].

Инфраструктура трансграничного таможенного взаимодействия обладает всеми признаками системы (целостность, сложность, структурность, наличие окружающей среды и обратной связи) и набором принципов (управляемость, адаптивность, сбалансированность).

Концепция «сервисной» таможни рассматривает таможенные органы как «учреждения, реализующие государственные функции, ориентированные на оказание качественных таможенных услуг государству и участникам ВЭД, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур, сохранению и развитию глобальных международных цепей поставок» [11].

Под таможенной услугой в широком смысле

понимается «общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля»; в контексте темы настоящего исследования - «содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом» [12].

Изучая нормативно-правовые акты межгосударственного таможенного взаимодействия можно заметить, что в них отсутствует понятие «инфраструктурная таможенная услуга». Если исходить в данном случае только из понятия таможенной услуги, то отсекается важный сектор инфраструктурных услуг, оказываемых околотаможенными институтами.

Для целей исследования автором предлагается под инфраструктурной таможенной услугой понимать продукт деятельности таможенных органов и околотаможенных институтов в рамках нормативно определенных компетенций по реализации экспортно-импортных, представительских, логистических, информационных, финансовых операций, которые осуществляются по запросам бизнеса в безопасной цепи поставок транс-

граничного таможенного взаимодействия.

Под цепью поставок (supply chain) в соответствии с международным стандартом ISO 28001:2007 и Национальным стандартом РФ ГОСТ Р ИСО 28001-2019 [13] понимается взаимосвязанный набор ресурсов и процессов, который начинается с оформления контракта на поставку, продолжается процессом получения сырья, производством, обработкой и заканчивается передачей товаров и относящихся к ним услуг конечному пользователю. Международная цепь поставок (international supply chain) - цепь поставок, которая в какой-то момент пересекает международную или экономическую границу.

С позиций сервисной таможни важным аспектом является определение понятий качества услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия и системы управления качеством.

В соответствии с международным стандартом ISO 9000-2011 [14] качество (quality) определяется степенью соответствия совокупности присущих характеристик требованиям (потребностям или ожиданиям), которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.

Индикатором успешности проекта либо технологии межгосударственного таможенного взаимодействия является удовлетворенность заказчиков (государств - партнеров) и потребителей (бизнеса, в лице участников ВЭД обеих стран) качеством предоставляемых услуг на протяжении соответствующей цепи трансграничной поставки.

Речь идет о равновесной модели услуг, которая включает услуги, предоставляемые таможенной службой, и услуги околотаможенной инфраструктуры. Система интересов качества такой услуги, сохраняя свой двойственный характер (удовлетворение требований участников ВЭД и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации национальной государственной политики стран-партнеров и целей взаимодействия), должна учитывать ожидания владельцев околотаможенной инфраструктуры (см. таблицу).

Под системой управления в международных стандартах ИСО 28000 понимается система организации для управления процессами или деятельностью, которая преобразует входные данные по ресурсам в продукцию или услугу, от-

вечающую целям организации. Под управлением качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству (ИСО 9001 Система менеджмента качества).

Стратегия таможенного администрирования качества услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия, на наш взгляд, соответствует концепции безопасности цепи поставок, введенной Рамочными стандартами безопасности и облегчения международной торговли ВТО. Правовая основа концепции была заложена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г. и программой «Таможня в XXI веке».

Безопасная цепь международных поставок в рамках концепции рассматривается как «безбарьерный процесс перемещения экспортных товаров от производителя к получателю», а стратегия управления - «ускорение роста и развития посредством упрощения торговли и обеспечения безопасности границ» является неотъемлемой частью стратегии управления в таможенных органах.

За основу построения концептуальной модели таможенного администрирования качества услуги инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия возьмем содержание понятия «таможенное администрирование как совокупность всех регуляторных требований таможенной службы, предъявляемых в сфере ВЭД для обеспечения безопасности государства и содействия развитию бизнеса» [10].

В контексте данного определения в систему управления целесообразно рассматривать традиционно как состоящую из двух элементов -субъекта управления (таможенные органы и иные субъекты инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия) и объекта управления (процесса оказания услуги). В качестве компонентов такого механизма выступают совокупность взаимосвязанных принципов, методов, средств и т.д. воздействия субъекта государственного управления на объект управления. В системе администрирования складываются информационные связи между ее элементами и существует обратная связь, которая позволяет определять эффективность управляющего воздействия (рис. 2).

Концептуальную модель таможенного адми-

Таблица

Система интересов в качестве услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия

Государства Участники ВЭД Владельцы околотаможенной инфраструктуры

Безопасность Адекватность Безопасность

Стабильность Простота и прозрачность Стабильность

Результативность Экономичность Адекватность

Эффективность Устойчивость Эффективность

Рис. 2. Концептуальная модель таможенного администрирования качества услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия (составлено автором)

нистрирования качества услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия необходимо рассматривать как непрерывный процесс реализации функций и задач таможенных органов, способный, с точки зрения процессного подхода, создавать необходимые условия не только для создания и реализации проектов и технологий взаимодействия, но и для их развития и совершенствования (модель PDCA «планируй - делай - проверяй - действуй»).

Совершенствование инфраструктуры межгосударственного таможенного взаимодействия достигается не только актуализацией ее организационной подсистемы. Условия развития экспортно-импортной деятельности и ускорения процессов экономической интеграции достигаются гармонизацией подхода к техническому оснащению объектов таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

Федеральные и ведомственные инфраструктурные проекты, направленные на реализацию инноваций во внешнеторговой деятельности, кроме ввода в эксплуатацию к 2030 году 9 объектов капитального строительства и 4 объектов недвижимого имущества ФТС России, предусматривают создание сопряженных цифровых логистических магистралей международной кооперации и экспорта, включающих инновационную инфраструктуру приоритетных отраслей и территорий опережающего развития, модернизацию пунктов пропуска, развитие околотаможенных, транспортных и социальных объектов приграничного сервиса, создание системы прослежи-

ваемости товаров на экономическом пространстве ЕАЭС, электронный безбумажный документооборот.

В условиях стратегических изменений в рамках межгосударственного взаимодействия осуществляется масштабное переформатирование интегрированных цепочек поставок, объединяющих производство, реализацию, логистику, таможенное оформление для обеспечения устойчивости и стабильности развития экономики страны, реализации транзитного потенциала ее территории, наращивания объемов внешнеторгового оборота, снижения финансовой и административной нагрузки на бизнес.

Инфраструктура таможенного взаимодействия является сложным объектом приложения принципов трансграничной интеграции цепей поставок, представляющим совокупность взаимосвязанных и структурированных подсистем и элементов, в которой качественные таможенные услуги являются ключевым фактором организации эффективного трансграничного таможенного сотрудничества в международной цепи поставок.

Таможенное администрирование качества услуг инфраструктуры трансграничного таможенного взаимодействия на основе представленной концептуальной модели необходимо осуществлять на основе программно-целевого и сервисно-ориентированного подхода, закономерными этапами которых выступает регулярный мониторинг состояния инфраструктуры таможенного взаимодействия, эффективность и качество таможенных услуг.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 10.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162191/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 (ред. от 31.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162176/

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/

5. Толикова Е.Э., Шабашева Ю.Е. Инструменты совершенствования таможенной инфраструктуры в целях обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2021. Том 4. № 4. С. 1259-1276.

6. Малевич Ю.В., Личман Е.А. Таможенная и логистическая инфраструктура: понятийная и функциональная трансформация в условиях цифровизации // Экономика и управление. 2022. № 28(3). С. 297-305.

7. Экономический словарь терминов. URL: https://gufo. me/dict/economics_terms/%D0%98%D0%9D%D0%A4% D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3% D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90»

8. Торриси Джанпьеро. Общественная инфраструктура: вопросы определения, классификации и измерения // Экономика, менеджмент и финансовые рынки. Том 4. № 3 (2009). С. 100-124.

9. Саргсян С.А., Татаева И.Ю. Место и роль таможенной инфраструктуры в развитии внешнеэкономической деятельности // Символ науки. 2021. № 9-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mesto-i-rol-tamo zhennoy-infrastruktury-v-razvitii-vneshneekonomich eskoy-deyatelnosti

10. Бойкова М.В. Развитие теории и методологии сервисно-ориентированного таможенного администрирования: дис. ...д-ра экон. наук: 08.00.05 / Бойкова Майя Владимировна. Люберцы, 2021. 543 с.

11. Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 152 с.

12. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный менеджмент: учебник. М.: Дашков и К. 2018. 348 с.

13. Национальный ГОСТ Р ИСО 28001-2019. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200171167

14. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст). URL: https://e-ecolog.ru/docs/Fr2LrMoDWXR6n6fD6MsqD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.