Научная статья на тему 'Инфраструктура в сфере таможенных услуг: концептуальная модель управления и методические подходы к оценке эффективности'

Инфраструктура в сфере таможенных услуг: концептуальная модель управления и методические подходы к оценке эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура в сфере таможенных услуг / взаимодействие / концептуальная модель сервисно ориентированного таможенного администрирования инфраструктуры / модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры / infrastructure in the sphere of customs services / interaction / conceptual model of service-oriented customs administration of infrastructure / model of complementarity of interests of infrastructure subjects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисица Анна Анатольевна

В статье обоснована необходимость смены традиционных подходов к построению отношений таможенных органов с субъектами бизнеса, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Рассмотрено понятие инфраструктуры в сфере таможенных услуг с точки зрения системообразующих связей ее субъектов. Отмечено значение инфраструктуры в развитии системы таможенного администрирования и возможностей экономического развития территорий. Автором сформирована концептуальная модель управления инфраструктурой на основе сервисно ориентированного подхода. Разработана модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры сферы таможенных услуг, позволяющая соотносить целевые установки и ресурсные ограничения каждого субъекта, участвующего в реализации таможенных процессов, что создает возможности как для прогнозирования поведения каждого отдельного субъекта в случае изменения инфраструктуры, так и для определения состояния внешнеторговой системы в целом. Рассмотрены методические подходы к оценке и анализу инфраструктуры. Сделаны выводы о возможности применения существующих методик к оценке и анализу инфраструктуры в сфере таможенных услуг. Разработана модель системы требований к качеству таможенных услуг в концепции инфраструктуры в сфере таможенных услуг, позволяющая гибко управлять инфраструктурой с учетом ограниченности ресурсов и баланса интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastruct ure in the Sphere of Customs Services: Conceptual Model of Management and Methodological Approaches to Efficiency Assessment

The article substantiates the necessity to change traditional approaches to building relations between customs authorities and business entities operating in the field of customs affairs. The concept of infrastructure in the sphere of customs services from the point of view of system-forming relations of its subjects is considered. The importance of infrastructure in the development of customs administration system and opportunities for economic development of territories is noted. The author has formed a conceptual model of customs administration of infrastructure on the basis of service-oriented approach. The model of complementarity of interests of the subjects of infrastructure of the sphere of customs services is developed, which allows to correlate target settings and resource limitations of each subject participating in the implementation of customs processes, which creates opportunities both for predicting the behaviour of each individual subject in case of changes in the infrastructure, and for determining the state of the foreign trade system as a whole. Methodological approaches to the assessment and analysis of infrastructure are considered. The conclusions are drawn about the possibility of applying the existing methodologies to the assessment and analysis of infrastructure in the field of customs services. The model of the system of requirements to the quality of customs services in the concept of infrastructure in the sphere of customs services is developed, which allows to manage the infrastructure flexibly taking into account the limited resources and the balance of interests.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура в сфере таможенных услуг: концептуальная модель управления и методические подходы к оценке эффективности»

первые шаги в науке

FIRST steps IN SCIENCE

УДК 338.465

инфраструктура в сфере таможенных услуг: концептуальная модель управления и методические подходы к оценке эффективности

а. а. лисица1, 2

1 Уссурийская таможня, Уссурийск, Приморский край, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье обоснована необходимость смены традиционных подходов к построению отношений таможенных органов с субъектами бизнеса, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Рассмотрено понятие инфраструктуры в сфере таможенных услуг с точки зрения системообразующих связей ее субъектов. Отмечено значение инфраструктуры в развитии системы таможенного администрирования и возможностей экономического развития территорий. Автором сформирована концептуальная модель управления инфраструктурой на основе сервисно ориентированного подхода. Разработана модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры сферы таможенных услуг, позволяющая соотносить целевые установки и ресурсные ограничения каждого субъекта, участвующего в реализации таможенных процессов, что создает возможности как для прогнозирования поведения каждого отдельного субъекта в случае изменения инфраструктуры, так и для определения состояния внешнеторговой системы в целом. Рассмотрены методические подходы к оценке и анализу инфраструктуры. Сделаны выводы о возможности применения существующих методик к оценке и анализу инфраструктуры в сфере таможенных услуг. Разработана модель системы требований к качеству таможенных услуг в концепции инфраструктуры в сфере таможенных услуг, позволяющая гибко управлять инфраструктурой с учетом ограниченности ресурсов и баланса интересов.

Ключевые слова: инфраструктура в сфере таможенных услуг, взаимодействие, концептуальная модель сервисно ориентированного таможенного администрирования инфраструктуры, модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры.

infrastructure in the sphere of customs services: conceptual model of management and methodological approaches to efficiency assessment

a. a. Lisitsa1, 2

1 Ussuri Customs, Ussuriysk, Primorsky territory, Russian Federation

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the necessity to change traditional approaches to building relations between customs authorities and business entities operating in the field of customs affairs. The concept of infrastructure in

© Лисица А. А., 2023

the sphere of customs services from the point of view of system-forming relations of its subjects is considered. The importance of infrastructure in the development of customs administration system and opportunities for economic development of territories is noted. The author has formed a conceptual model of customs administration of infrastructure on the basis of service-oriented approach. The model of complementarity of interests of the subjects of infrastructure of the sphere of customs services is developed, which allows to correlate target settings and resource limitations of each subject participating in the implementation of customs processes, which creates opportunities both for predicting the behaviour of each individual subject in case of changes in the infrastructure, and for determining the state of the foreign trade system as a whole. Methodological approaches to the assessment and analysis of infrastructure are considered. The conclusions are drawn about the possibility of applying the existing methodologies to the assessment and analysis of infrastructure in the field of customs services. The model of the system of requirements to the quality of customs services in the concept of infrastructure in the sphere of customs services is developed, which allows to manage the infrastructure flexibly taking into account the limited resources and the balance of interests.

Key words : infrastructure in the sphere of customs services, interaction, conceptual model of service-oriented customs administration of infrastructure, model of complementarity of interests of infrastructure subjects.

ВВЕДЕНИЕ

В теории и практике таможенного дела сервисная концепция таможенного администрирования получает все большее распространение и рассматривается как ключевой принцип деятельности таможенных органов. Данная концепция использует понятия «таможенные услуги», «сервисная таможня» применительно к деятельности таможенной службы. Значительная роль в практической реализации концепции в современных условиях принадлежит инфраструктуре - системе, обеспечивающей создание условий для функционирования и развития сферы внешней торговли.

С одной стороны, анализ и обобщение современных исследований позволяет рассматривать инфраструктуру в сфере таможенных услуг (ИСфТУ) как часть ресурсного потенциала, совокупность физически созданного материального капитала (объектов, элементов), который вместе с факторами производства обеспечивает процессы оказания государственных и коммерческих таможенных услуг. В этом случае ключевыми критериями, характеризующими инфраструктуру и отличающими ее от другого имущества, являются длительный срок полезного использования объектов и привязанность к конкретной территории и осуществляемому процессу. С другой стороны, инфраструктуру можно понимать как систему - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активов (материальных и нематериальных) и подсистем таможенных органов и коммерческих организаций околотаможенной сферы, образующих целостность в выполнении целевой функции - формировании общих условий, необходимых для нормального воспроизводства таможенных услуг.

Рассматривая ИСфТУ в качестве системы, следует отметить, что ее экономические и социальные признаки, а также выполняемые функции производны и зависимы от характера отношений институтов сферы таможенных услуг и их системообразующих связей. Данное обстоятельство определяет проблемные аспекты, рассматриваемые в настоящем исследовании с позиции несоответствия между:

- традиционным бюрократическим подходом к построению отношений в самой системе таможенных органов Российской Федерации (РФ);

- отношениями таможенных органов и субъектов бизнеса в сфере таможенных услуг, сформированными на основе модели классического администрирования;

- приоритетными направлениями развития РФ в области цифровизации и интеллектуализации экономики и системы государственного управления.

В связи с этим вопросы управления инфраструктурой в сфере таможенных услуг и ее развития приобретают особую актуальность, так как затрагивают интересы сразу всех участников отношений в сфере внешней торговли - государства, таможенных органов, околотаможенного бизнеса и непосредственно участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

инфраструктура в сфере таможенных услуг как объект управления

Социально-экономический механизм существования субъекта управления инфраструктурой в сфере таможенных услуг заложен в концептуальной модели управления качеством таможенных услуг [1], согласно которой между субъектом таможенной услуги (таможенные органы) и объектом (процесс оказания таможенной услуги) имеется обратная связь - вектор потребительской полезности. По своей экономической природе это регуляторный механизм, поскольку именно по этой связи, исходя из потребительской полезности объекта, субъект принимает решения относительно общих условий, необходимых для нормального функционирования процессов воспроизводства услуг в таможенной сфере.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) как главный системообразующий орган таможенной системы (субъект мезоуровня), интегрирует вокруг себя элементы инфраструктуры сферы таможенных услуг, определяет общие условия осуществления экономических процессов и характер взаимодействия ее институтов (субъектов управления мега- и микроуровней).

Институциональные отношения, которые выражены понятием «инфраструктура в сфере таможенных услуг», характеризуются взаимодействием:

- по вертикали - на разных организационных уровнях единой системы таможенных органов РФ (центральный аппарат ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и межправительственном уровне;

- по горизонтали - между группами субъектов ИСфТУ (таможенные органы и владельцы инфраструктуры околотаможенной сферы) в рамках технологий оказания таможенных услуг;

- субъектов ИСфТУ с государством и участниками ВЭД.

В экономических исследованиях категория «взаимодействие» рассматривается как точка возникновения социальных связей, направленных на удовлетворение интересов, реализацию возможностей, разрешение проблем, организацию совместной деятельности, поиск и обретение партнеров и дополнительных ресурсов в конкретно-исторических ситуациях [2].

Следует отметить, что взаимодействие в системе инфраструктуры таможенных услуг отличает:

- наличие схожих, а нередко и одинаковых функций и видов таможенных услуг на разных горизонтальных и вертикальных уровнях инфраструктуры;

- активная реакция на условия (внешние и внутренние), в которых находится не только инфраструктура, но и таможенные услуги;

- зависимость формы взаимодействия от вида таможенной услуги, которую обслуживает инфраструктура, и целей деятельности института.

С учетом того, что концепция сервисно ориентированного таможенного администрирования нацелена «с одной стороны, на сохранение и развитие организационной структуры государственного управления, с другой стороны, состоит в поддержании контактов с участниками ВЭД как потребителями таможенных услуг» [3], можно говорить о происходящей системной трансформации потребителя сферы таможенных услуг (услугополучатель - государство, общество, бизнес, гражданин), субъекта управления этой сферой - таможенного института и модели отношений, администрируемых в концепции ИСфТУ.

В условиях сервисной трансформации «регуляторных парадигм таможенных институтов, управленческих моделей и систем управления» [4] происходит смена парадигмы «официальных отношений консультативного характера и взаимодействия» между субъектами инфраструктуры и потребителями таможенных услуг на сервисную парадигму сотрудничества и стратегического партнерства (рис. 1).

г -у

Государство, общество, гражданин (услугополучатели)

........................................1.............................................

Инфраструктура в сфере таможенных услуг

Субъект управления (таможенные органы и иные субъекты таможенной инфраструктуры)

Субъект управления (институты околотаможенной

инфраструктуры) -

Объект управления (элементы ИСфТУ)

таможенных органов

коммерческих организаций

Таможенные услуги

Показатели эффективности ИСфТУ

Условные обозначения: I—целевая функция ИСфТУ; -таможенное администрирование;

-> требования (потребности) услугополучателей, ожидания субъектов околотаможенной сферы;

---> внешняя оценка эффективности функционирования ИСфТУ;

-----> внутренняя оценка эффективности функционирования ИСфТУ.

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Концептуальная модель управления инфраструктурой в сфере таможенных услуг

Наличие таких отношений в сервисно ориентированном таможенном администрировании определяет формирование векторов обратной связи между субъектами ИСфТУ и информационными потоками оценки качества таможенных услуг ее потребителями.

Представленная концептуальная модель управления инфраструктурой включает организационные структуры, взаимосвязи и отношения между хозяйственными единицами; институциональные структуры, раскрывающие взаимосвязи с внешней средой; информационные потоки, отражающие совокупность возникающих организационных и самоорганизационных процессов.

Важным аспектом концептуальной модели является возможность ее интеграции:

- в технологии международного сотрудничества, тогда объектом управления становится инфраструктура международной цепи поставок, а услугополучателя-ми - государства и трансграничный бизнес;

- в проекты регионального сотрудничества с участием региональных, муниципальных организаций, фондов развития, некоммерческих организаций гражданского общества, главной целью которых является развитие трансграничной, региональной или локальной инфраструктуры социального развития и внешней торговли.

Сервисно ориентированное таможенное администрирование ИСфТУ в условиях стратегических перспектив цифровизации и интеллектуализации представляет собой замкнутый цикл: создание инфраструктуры в соответствии с государственной политикой в области внешней торговли и потребностями бизнеса (формирование системы инфраструктуры с учетом горизонтальных и вертикальных связей и подсистем) ^ создание условий для оказания таможенных услуг (проектирование, создание и сопряжение алгоритмов, технологий, механизмов и элементов инфраструктуры) ^ оценка эффективности функционирования инфраструктуры с точки зрения достижения целей субъектов инфраструктуры и удовлетворения потребностей субъектов сферы ВЭД ^ корректировка условий воспроизводства таможенных услуг.

В дальнейшем для реализации полного цикла, представленного выше, целесообразно определить критерии оценки эффективности функционирования ИСфТУ с точки зрения достижения целей субъектов инфраструктуры и удовлетворения потребностей субъектов сферы ВЭД. Модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры сферы таможенных услуг приведена на рис. 2.

Очевидно, что интересы субъектов ИСфТУ и участников ВЭД взаимодополняемы и образуют систему интересов сферы таможенных услуг. Ценностной основой деятельности для всех субъектов инфраструктуры таможенного сервиса является участие в обеспечении национальной (экономической, социальной, экологической, технологической) безопасности и результативное содействие внешнеторговой деятельности.

Представленная обобщенная модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры позволяет соотносить целевые установки и ресурсные

ограничения каждого субъекта, участвующего в реализации таможенных процессов, что создает возможности как для прогнозирования поведения каждого отдельного субъекта в случае изменения инфраструктуры, так и для определения состояния внешнеторговой системы в целом.

/ \ Безопасность государства С N Получение прибыли ч

Ч Содействие международной торговле ч / с Эффективное перемещение товарных потоков

Снижение транзакционных издержек ВЭД Снижение транзакционных издержек ВЭД

Таможенные процессы

Таможенные органы

Околотаможенная сфера

Безопасность '(экономическая, социальная)"

Снижение транзакционных издержек ВТД

Эффективное перемещение товарных потоков

Участники ВЭД

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Модель комплементарности интересов субъектов инфраструктуры сферы таможенных услуг (фрагмент)

методические подходы к оценке эффективности функционирования инфраструктуры в сфере таможенных услуг

Приоритетом субъекта управления любого уровня и института инфраструктуры является максимальная эффективность хозяйствования. Как экономическая категория эффективность представляет собой соотношение достигнутого результата и затрат ресурсов на его получение. Очевидно, что целевые ориентиры субъектов управления - это стремление к максимизации эффекта, с одной стороны, минимизация затрат ресурсов и инвестиций в инфраструктуру - с другой.

Несмотря на важность рассматриваемого вопроса, к настоящему моменту в научной литературе единых методических подходов к анализу и оценке эффективности ИСфТУ не выработано. Следует отметить, что в научных исследованиях неоднократно рассматривалась гипотеза о существовании прямой положительной связи между развитием объектов таможенной инфраструктуры и «показателями социально-экономической безопасности Российской Федерации» [5], идея которой состоит в расширении производственной функции за счет включения инфраструктурного капитала и внешних эффектов соседних регионов.

Вместе с тем В. В. Кафидов [6], И. В. Караваева, Е. А. Коломак [7] предлагают рассматривать возможность использования в качестве методического подхода оценку эластичности экономического роста. При анализе показателей эластичности экономического роста не всегда признают непосредственную связь

между инвестициями в инфраструктуру и темпами отдачи от нее. Разработанные в отдельных научных трудах эконометрические модели, связывающие объемы финансирования в развитие таможенной инфраструктуры и критерии оценки деятельности таможенных органов, выявили статистически значимую прямую положительную связь [7], однако показывают серьезные расхождения по количественным оценкам. Очевидно, что существует оптимальный размер инвестиций в инфраструктуру (инфраструктурный капитал), который стимулирует экономическую эффективность сферы таможенных услуг, превышение этого уровня означает неэффективное использование финансовых ресурсов и снижение показателей с точки зрения ее производственно-функционального аспекта.

Данный методический подход характерен для анализа и оценки социальной и производственной инфраструктуры, однако для сферы таможенных услуг он не может быть применен в существующем виде и требует методической и научной адаптации.

Анализ зарубежного опыта развития таможенной инфраструктуры подтверждает гипотезу о наличии устойчивой положительной связи между уровнем таможенной инфраструктуры и уровнем развития внешнеторговой деятельности. И. Н. Банных [8], В. В. Пилипчуком, Н. К. Семеновой [9], Е. Э. Толиковой, Ю. Е. Шабашевой [10] и другими авторами в рамках проведенных исследований отмечается положительная взаимосвязь между развитием инфраструктуры в сфере таможенных услуг и развитием отдельных отраслей, а также территорий. Следует отметить, что в зарубежной практике существует интегративный подход к оценке и анализу инфраструктуры, заключающийся в комплексной оценке всех компонентов инфраструктуры, используемых в таможенных целях, - транспортной, портовой, складской, логистической, информационной, социальной и т. д.

Методические подходы и модели управления инфраструктурой, используемые в зарубежной практике при оценке таможенной инфраструктуры, более применимы к отечественной практике, однако также не могут быть применены в существующем варианте, так как не учитывают особенностей региональной инфраструктуры, ресурсный потенциал территорий и изменения политического характера при трансформации логистических потоков.

Результаты анализа развития отечественной таможенной инфраструктуры в условиях изменения международных логистических потоков показывают устойчивую положительную связь между уровнем таможенной инфраструктуры и развитием внешнеторговой деятельности. Кроме того, большинство авторов отмечают устойчивый положительный мультипликативный эффект для всей внешнеторговой деятельности от инвестиций в инфраструктуру, связанную с оказанием таможенных услуг.

Данное направление исследований позволяет выделить еще один методический подход к оценке и анализу инфраструктуры в сфере таможенных услуг -социальный. Развитие инфраструктуры напрямую связано с созданием рабочих мест и развитием территорий, что является особенно актуальным аспектом применительно к условиям России.

Этот подход в настоящее время не разработан, поскольку существуют определенные сложности теоретико-методологического характера в оценке требований всех субъектов инфраструктуры, нахождении баланса интересов государства и бизнеса.

В рамках проведенного исследования нами разработана модель системы требований к качеству таможенных услуг в концепции ИСфТУ, которая сохраняет свой двойственный характер (удовлетворение требований участников ВЭД и выполнение функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики), а также учитывает степень соответствия результатов ее эксплуатации ожиданиям владельцев околотаможенной инфраструктуры (рис. 3) и требованиям стратегических перспектив развития.

Государство

Результативность Безопасность

Эффективность Стабильность

о

Сфера таможенных услуг

Государственные таможенные услуги Коммерческие таможенные услуги

о

о

Участники ВЭД

Простота и прозрачность Экономичность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивость ^ ^ Адекватность

Владельцы околотаможенной инфраструктуры ^

Эффективность Безопасность

Стабильность Адекватность

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Модель системы требований к качеству таможенных услуг в концепции инфраструктуры в сфере таможенных услуг

Особое внимание в данной модели сосредоточено на возможности гибкого управления ИСфТУ, учитывая возможные изменения требований субъектов. Однако дальнейшие исследования данного направления требуют решения задач методического обоснования и оценки эффективности ИСфТУ на мезо-, макро- и микроуровнях.

заключение

Подводя итог, можно констатировать, что осуществляемая на современном этапе деятельность государства по развитию инфраструктуры направлена на достижение целей стратегического характера, изложенных в Указе Президента РФ от

07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Развитие таможенной инфраструктуры, являющейся неотъемлемой частью инфраструктурного капитала, определяет вектор развития внешнеторговой деятельности и ресурсные возможности территориального развития.

Результаты проведенного теоретического исследования показывают, что ИСфТУ - это специфический объект управления, экономические отношения в котором должны строиться в сервисной парадигме сотрудничества и стратегического партнерства с учетом стратегических перспектив развития цифровизации и интеллектуализации.

Поскольку ФТС России является главным системообразующим органом таможенной системы и центром формирования таможенных услуг, интегрирующим разнообразные элементы таможенной и околотаможенной инфраструктуры, необходимо применять системный подход, обеспечивающий эффективное управление, внутреннее единство и скоординированность действий институтов, системообразующих связей, информационных потоков.

Выявленные в ходе исследования методические противоречия в подходах к анализу и оценке таможенной инфраструктуры позволяют сформулировать вектор дельнейшего исследования - комплексный социально-экономический подход к анализу и оценке эффективности таможенной инфраструктуры с учетом ком-плементарности интересов всех субъектов и направления развития - цифровиза-ции и интелектуализации.

Модель комплементарности интересов ИСфТУ требует дальнейшего детального исследования, учитывающего анализ и оценку интересов субъектов и участников ВЭД в условиях ограниченности ресурсов и баланса интересов всех участников модели. Ценностной основой деятельности субъектов инфраструктуры таможенного сервиса должно стать обеспечение национальной безопасности и результативное содействие внешнеторговой деятельности.

Развитие теоретико-методического обоснования анализа и оценки таможенной инфраструктуры будет способствовать дальнейшему повышению устойчивости и национальной конкурентоспособности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Гупанова Ю. Е. Концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3. С. 5-10.

2. Трубицына Т. И. Категория «взаимодействие» в системе экономического знания // Известия Саратовского университета. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2007. Т. 7. № 1. С. 3-11.

3. Бойкова М. В. Соотношение категорий «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование» в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 126-133.

4. Макрусев В. В., Александров Д. А. Управление деятельностью таможенных органов: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2019. 448 с.

5. Караваева И. В., Иванов Е. А., Лев М. Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 8. С. 2179-2198.

6. Кафидов В. В. Особенности оценки эффективности инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 11 (47). С. 36-42.

7. Коломак Е. А. Эффективность инфраструктурного капитала в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 74-93.

8. Банных И. Н. Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 106-114.

9. Пилипчук В. В., Семенова Н. К. Текущее состояние и возможности развития таможенного потенциала Дальневосточного региона // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4 (93). С. 17-29.

10. Толикова Е. Э., Шабашева Ю. Е. Инструменты совершенствования таможенной инфраструктуры в целях обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4. № 4. С. 1259-1276.

информация об авторе

Лисица Анна Анатольевна - заместитель начальника таможенного поста ДАПП Полтавка, Уссурийская таможня, Российская Федерация, Приморский край, 692519, Уссурийск, улица Ленина, 103; аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: lisitsa108@mail.ru, тел.: 8 (924) 265-82-40.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Лисица А. А. Инфраструктура в сфере таможенных услуг: концептуальная модель управления и методические подходы к оценке эффективности // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 181-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.