Научная статья на тему 'ТРАНСГРАНИЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АСПЕКТЫ'

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / РЕСУРСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Лисица Анна Анатольевна

В статье проанализирована концепция трансграничного таможенного взаимодействия в качестве интегрирующего типа взаимоотношений государств с целью сохранения и развития внешней торговли в сложных геополитических условиях. Выделены ключевые факторы развития таможенного взаимодействия, ценностная основа, элементы механизма взаимодействия, формы и инструменты формирования совместных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Лисица Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER CUSTOMS INTERACTION: THEORETICAL APPROACHES AND ASPECTS

The article analyzes the concept of cross-border customs cooperation as an integrating type of relations between states in order to preserve and develop foreign trade in difficult geopolitical conditions. The key factors of the development of customs cooperation, the value basis, elements of the mechanism of interaction, forms and tools for the formation of joint projects are highlighted

Текст научной работы на тему «ТРАНСГРАНИЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АСПЕКТЫ»

УДК 334

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АСПЕКТЫ

Бойкова Майя Владимировна

Российская таможенная академия, заведующий кафедрой управления, канд. пед. наук, доцент, e-mail: mayya.boykova@yandex.ru

Лисица Анна Анатольевна

Дальневосточное таможенное управление, Уссурийская таможня, заместитель начальника таможенного поста ДАПП Полтавка, аспирант кафедры управления Российской таможенной академии, e-mail: lisitsa108@mail.ru

В статье проанализирована концепция трансграничного таможенного взаимодействия в качестве интегрирующего типа взаимоотношений государств с целью сохранения и развития внешней торговли в сложных геополитических условиях. Выделены ключевые факторы развития таможенного взаимодействия, ценностная основа, элементы механизма взаимодействия, формы и инструменты формирования совместных проектов

Ключевые слова: трансграничное таможенное взаимодействие; субъекты взаимодействия; типы взаимодействия; инструменты взаимодействия; таможенное администрирование; ресурсная концепция стратегического менеджмента

CROSS-BORDER CUSTOMS INTERACTION: THEORETICAL APPROACHES AND ASPECTS

Boikova Maya Vladimirovna

Russian Customs Academy, Head of the Department of Management, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, e-mail: mayya.boykova@yandex.ru

Lisitsa Anna Anatolyevna

Far Eastern Customs Administration, Ussuri Customs, Deputy Head of the customs post DAPP Poltavka, postgraduate student of the Department of Management of the Russian Customs Academy, e-mail: lisitsa108@mail.ru

The article analyzes the concept of cross-border customs cooperation as an integrating type of relations between states in order to preserve and develop foreign trade in difficult geopolitical conditions. The key factors of the development of customs cooperation, the value basis, elements of the mechanism of interaction, forms and tools for the formation of joint projects are highlighted

Keywords: cross-border customs interaction; subjects of interaction; types of interaction; tools of interaction; customs administration; resource concept of strategic management

Для цитирования: Бойкова М.В., Лисица А.А. Трансграничное таможенное взаимодействие: теоретические подходы и аспекты // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 11-17.

Международное сотрудничество является общепризнанной мировой практикой, ключевым принципом деятельности, в том числе таможенных администраций, закрепленным в Уставе ООН [1].

Вариативность логистики современной мировой экономики, вызванная санкционной политикой ряда иностранных государств и международных организаций, пандемией COVID-19, ростом электронной торговли обусловливает необходимость расширения рамок сотрудничества.

На повестке дня международных таможенных форумов - имплементация инновационных теорий и передового опыта трансграничного таможенного взаимодействия. Термин «взаимодействие» (interaction, cooperation, interplay, reciprocity, intercommunion) употребляется в данном случае в значении многогранности, многоаспектности взаимоотношений таможенных администраций различных государств и международных сообществ в рамках «стратегии скоординированного

управления границами по всей цепочке поставок» [2].

Концепция трансграничного таможенного взаимодействия закреплена в качестве одной из «опор» Рамочных стандартов обеспечения и облегчения глобальной торговли (SAFE Framework) Всемирной таможенной организации (ВТамО) «Customs to Customs» (C-1-C).

Ключевой Стандарт 7 «первой опоры» определяет трансграничное взаимодействие таможенных органов как «обязанность таможенных администраций предусмотреть применение совместимых механизмов коммуникации или обмена информацией в комплексном управлении цепью поставок товаров, что будет способствовать созданию системы взаимного признания результатов таможенного контроля» [3].

Кроме того, гл. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС, Союз) «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов» предполагает взаимодействие

и сотрудничество таможенных органов с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, с международными организациями (ст. 369 ТК ЕАЭС) и определяет направления такого взаимодействия в рамках Союза (ст. 368 ТК ЕАЭС).

Таможенные органы России в соответствии с гл. 53 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], в целях выполнения возложенных на них задач и исполнения функций осуществляют взаимодействие и сотрудничество, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями (ст. 308 ТК ЕАЭС).

Таким образом, нормативно закреплено самостоятельное употребление терминов «взаимодействие» и «сотрудничество» таможенных органов как имеющих различные понятия. Вместе с тем, отсутствует норма определения указанных терминов, на законодательном уровне. Не выработано также единой точки зрения в отношении понятий «трансграничное взаимодействие таможенных органов», «эффективность трансграничного таможенного взаимодействия» с точки зрения содержания и значения в рамках деятельности таможенных администраций.

В мировой экономике и международной политике взаимодействие является отправной точкой возникновения социальных связей, направленных на удовлетворение интересов, реализацию возможностей, разрешение проблем, организацию совместной деятельности, поиск и обретение партнеров

и дополнительных ресурсов [5].

Таможенные взаимоотношения объективно предполагают и трансграничный характер взаимодействий. «Таможня включена в мировые воспроизводственные процессы в качестве фильтра, замедляя или ускоряя их, в зависимости от технологической и инфраструктурной составляющих обработки пограничных товаропотоков и системы обеспечения экономической, социальной, экологической, технологической безопасности страны» [6].

Характер и интенсивность взаимодействия государства в области таможенного дела находится в прямой зависимости от активности его внешней торговли. Ключевые факторы развития трансграничного таможенного взаимодействия можно разделить на группы в зависимости от того, какие риски они характеризуют (см. таблицу).

Факторами, стимулирующими таможенные администрации к развитию трансграничного взаимодействия, выступают: динамика товарных рынков, ограниченность временных и материальных ресурсов, недостатки собственных компетенций и технологий, развитие информационно-коммуникационных технологий.

Понятие «трансграничное таможенное взаимодействие» указывает на субъектный состав, скла-дывающийтся между таможенными администрациями нескольких стран или международными организациями, межправительственными институтами и таможенными администрациями. К субъектам взаимодействия «таможенные администрации», в контексте положений статьи 8 Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли 11 декабря 2013 года (WTO Trade Facilitation Agreement) [7], следует также отнести единые ведомства, отвечающих за реализацию пограничного контроля и процедур, затрагивающих импорт, экспорт и

Таблица

Группа факторов Факторы

Макроэкономическая стабильность 1. Возможность ведения бизнеса и внешней торговли. 2. Развитость финансового рынка. 3. Низкая инфляция. 4. Структурность и емкость национального товарного рынка.

Зрелость экономики 1. Наличие политической воли руководства, стратегии развития. 2. Готовность и активность бизнеса.

3. Участие в мировых товарных цепочках и цепочках создания потребительской стоимости.

Качество институциональной среды 1. Степень унификации таможенного законодательства и таможенных процедур применительно к международным правовым нормам ВТО и стандартам ВТамО. 2. Членство в международных торговых и таможенных организациях. 3. Положительный опыт и потенциал международного производственного, торгового, научно- технического и таможенного сотрудничества и взаимной помощи. 4. Уровень развития информационных систем и технологий. 5. Наличие национальных механизмов упрощения торговых процедур, инструментов системы управления рисками.

Источник: составлено авторами.

Ключевые факторы развития трансграничного таможенного взаимодействия

транзит товаров, а также национальные комитеты обеспечения координации деятельности контролирующих приграничных органов (Служба таможенного и пограничного контроля США (СВР США), Канадское агентство пограничных служб (СВБЛ), Австралийская таможня и пограничная служба).

Объектом такого взаимодействия являются вопросы, входящие в компетенцию органов, уполномоченных в области таможенного дела.

Ценностной основой трансграничного взаимодействия таможенных администраций является обеспечение национальной (экономической, социальной, экологической, технологической) безопасности стран и содействие развитию международной торговли. Единство этих ценностей для всех субъектов международных таможенных отношений, а также их устойчивая, относительно независимая от субъективных факторов и внешних условий природа, создают фундамент для последовательного включения в процесс таможенного взаимодействия неограниченного числа таможенных администраций на протяжении всей цепочки движения товаров.

Более конкретными целями таможенного взаимодействия могут быть: облегчение и ускорение перемещения товаров и пассажиров; предотвращение, расследование и борьба с нарушениями таможенного законодательства; обеспечение точного исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов, взы-маемых при ввозе и вывозе товаров; обмен опытом и информацией в области таможенного дела.

Подходы к определению понятия «трансграничное таможенное взаимодействие» имеют место в теории и практике таможенного дела, где оно рассматривается как объект менеджмента, в частности, в ресурсной концепции стратегического менеджмента [8], в теории системного, процессного управления [9], в теории управления рисками [10], в теории управления качеством таможенных услуг [11].

Конфигурации международных цепей поставок предполагают неоднократное прохождение товаром пограничных, таможенных и иных формальностей. С точки зрения ресурсного подхода, взаимодействие таможенных администраций направлено на оптимизацию ресурсов государств, используемых в таможенном деле (организационных, материально-технических, кадровых, финансовых и т.д.) и поиск эффективных вариантов их дифференциации и координации.

С позиции таможенного риск-менеджмента, в рамках трансграничного таможенного взаимодействия возможна идентификация «противоположных» рисков (классификации, страны происхождения, таможенной стоимости), катего-рирование товарных партий и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по степени риска и предоставление законопослушному бизнесу благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу за счет разделения рисков

и затрат между сторонами взаимодействия.

В концепции «сервисной» таможни главной целью взаимодействия таможенных администраций как государственных учреждений, ориентированных на оказание качественных таможенных услуг государству и участникам ВЭД, является результативное содействие внешнеторговой деятельности, способное привести к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур.

С позиции системно-процессного подхода трансграничное таможенное взаимодействие предполагает выделение и согласование интересов и ответственности таможенных администраций в процессе таможенного оформления грузов по обе стороны границы.

Взаимодействие как процесс характеризует:

1. Координация действий партнеров: сторона взаимодействия, совершая определенное действие, принимает в расчет другие стороны и таким образом ориентирует свой процесс. Координирующую роль выполняют объединяющие нормы, конвенции, ценности, миссия, идеи, цели и пути их достижения, общие морально-этические нормы, правила делового общения;

2. Обмен результатами деятельности, в ходе которого достигается соотнесенность по смыслу и взаимная коррекция поведения сторон.

3. Информационная связь, наличие системы «проводников» опосредованные связи сторон.

4. Взаимовлияние: «каждая из сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие субъектов и их систем» [12].

5. Наличие структуры (модели) взаимодействия и механизмов регуляции.

Под механизмом регуляции социального взаимодействия в широком смысле понимается некий способ управления движением социальных отношений. Механизм включает в себя совокупность уровней, субъектов, типов, форм и инструментов, посредством которых осуществляется процесс взаимодействия, а также предполагаемые его результаты [13]. На рис. 1 приведены элементы общего механизма трансграничного таможенного взаимодействия. При этом каждый уровень взаимодействия организационно и технологически предусматривает более конкретизированную структуру такого механизма.

Процесс трансграничного таможенного взаимодействия происходит на общемировом (макро), региональном (мезо), двустороннем (микро) уровнях.

Из числа отношений социальных систем к типам отношений, характеризующих таможенное взаимодействие микроуровня можно отнести сотрудничество, нейтралитет, антивзаимодействие (в значении игнорирования, бездействия, конфликта), при этом тип взаимодействия микроуровня органически включен в общую повестку политических и экономических межгосударственных отношений.

Мехами >м взаимодействия

Уровни вмимолгйгтвив' - СбиКЧИРОВОА (МШ901. • региональный <мсга), • манилматышй (ш>|М)

(vvwtiu •мюмдмкпм • таможенные администрации, • т.ч. единые •едим*!** (ннрани'иими кошриля и (аможенкыл процедур. • международные оргиисшши: • межправшельс! венные iiik-.hi viu

Типы

вшмолсйстми:

Инструменты •иичолжпил:

КМШСНШЮНПЫКЧ »UKUOjdlCTBIK.

- практическое napmepeieo.

- «MMiitiiiiiM;

- нитриинл.

- «иишыш лЛвригп:

- i.wiíiuiauiu

Формы 1 - дшивирная,

втаимояеиствия: | • вмедоговормая.

• обмен документами, cac/хинами. информации.

• »ылмиич- |фн пшик документ», мер и результате* таможенного контроля;

¡ifKinc.icKiic mMcvtnmu laMoaeiUMi о киамрила.

• обмен сотрудикками и жепертами; лелсчириванис полномочий.

• ии лал>вание и ееЧиыдеиие нирмливив времени на выполнение темюлогкческнх оперший.

- (viNKilivc ikih>.xi.mi«jiih< uOiaiua инфраструктуры и оборудования:

- vidente • iipwsoiipyiwjnnx hmchckjiwkv

- lUINA.VUrnHt К рлиилч npe.irTiMtTriWT» е

таможенными администрациями и бникс

сообществом стр,1Н>плртигрла;

- ipuw^rp ттммп*:

• согласование ммпкмииции физического кнгтроля я (пкмпмпи ot.viwhux категорий товаров;

• сикхронитация режимов работы и схем пропуска транспортных срогт» в «шрслслышх пунктах пршут

- npMi' k'Ulk' шрмипй |«|Алти С kiMrrpU гнтдии с учло нем |аМ1>*енныл алмшикчрший cipati 1ИЦ1ЦИМ

Рис. 1. Механизм трансграничного таможенного взаимодействия (рисунок авторский)

Для многосторонних систем трансграничного таможенного взаимодействия мезо-и макроуровней характерны более сложные гибридные типы сотрудничества или противодействия: конвенциональное взаимодействие (на основе согласия, достигнутого с учетом разногласий субъектов), интеграция (объединение на основе взаимной адаптации); консолидация (слияние части ресурсов в достижении определенной цели); стратегическое партнерство (согласование интересов при равном сотрудничестве), социальная общность (формирование коллективного субъекта социального действия), глобализация (интернационализация отношений).

Указанные типы таможенного взаимодействия

допускают более высокую неопределенность внешней среды, обеспечивают гибкие средства и способы достижения целей, одновременно предъявляя высокие требования к таможенным администрациям в вопросах доверия и вовлеченности в международную торговлю.

Объективно каждый из типов таможенного взаимодействия выполняет определенную конструктивную функцию, является источником развития международной таможенной системы в целом и ее элементов.

Так, сотрудничество [14], предполагая наличие общих целей, взаимные преимущества и системность в их достижении, формирует процессные, функциональные, технологические, информацион-

ные и инновационные связи таможенного администрирования торговых потоков. Развитие таможенного сотрудничества, как правило, описывается формулой синергетического эффекта (2 + 2 >4); интегрированная система как сочетание свойств взаимодействующих таможенных систем, благодаря возникновению у нее новых качеств, представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных систем. Актуальными проектами трансграничного таможенного сотрудничества являются инновационные технологии электронного администрирования ВТамО: «региональное единое окно», контроль по принципу «одной остановки», договоры взаимного признания институтов уполномоченных экономических операторов в масштабе региональных интеграционных объединений.

Тип взаимодействия - «нейтралитет» при наличии общих интересов, процессных и операционных связей не предусматривает общего целеполагания и институционально закрепленной системности действий сторон. Результат трансграничного взаимодействия подобного типа (2 + 2 = 4): не мешает, но и не способствует повышению эффективности национального таможенного администрирования. Такой тип связей характерен для взаимодействия таможенных администраций в рамках международных транзитных перевозок товаров, начинающихся и заканчивающихся за пределами территорий одного из государств.

Природа антивзаимодействия определяется совокупностью условий, позволяющих таможенным администрациям разных стран существовать в системе глобальных поставок и побуждающих систему к выполнению определенных действий, что может отрицательно сказываться на качестве деятельности сторон взаимодействия (2+2<4) и, в конечном итоге, на качестве самой системы. Глобальная самоизоляция в период пандемии СОУГО-19 и растущая неопределенность в международных отношениях в связи с санкционной политикой ряда государств в отношении России усиливает тенденции деглобализации и протекционизма в международной таможенной системе. Дисфункциональность связей, с одной стороны, идентифицирует барьеры и ограничения в таможенной логистике, с другой - обозначает необходимость расширения вариативности трансграничного взаимодействия. Пакет рекомендаций ВТамО в области таможенного администрирования глобальных цепочек поставок [15] и опыт стран мира в период пандемии определяют векторы развития таможенного взаимодействия: плюрилатераль-ные (открытые) договоры, внедоговорные формы в соответствии с соглашениями, протоколами встреч, предусматривающие блокчейн - технологии обмена данными, определяющие синхронизацию работы и расстановку приоритетов в товарных потоках.

Рис. 2. Структура модели трансграничного таможенного взаимодействия (рисунок авторский)

В числе направлений трансграничного таможенного взаимодействия можно выделить: упрощение таможенного администрирования и содействие развитию международной торговли; защиту экономической безопасности государств; повышение эффективности таможенного контроля; координацию превентивных и профилактических мер в противодействии контрабанде и другим правонарушениям в области таможенного дела, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом; согласование таможенных систем и внедрение международных стандартов.

Инструментами реализации таможенного взаимодействия являются: обмен документами, сведениями и оперативной информацией; взаимное признание документов, мер и результатов таможенного контроля; проведение совместного таможенного контроля, создание единых ведомств; обмен сотрудниками и экспертами; делегирование полномочий; совместное использование объектов инфраструктуры и оборудования; участие в предотгрузочных инспекциях; согласование и соблюдение нормативов времени на выполнение технологических операций; взаимодействие в рамках представительств с таможенными администрациями и бизнес-сообществом стран-партнеров; трансфер технологий; согласование минимизации физического контроля в отношении отдельных категорий товаров; синхронизация режимов работы и схем пропуска транспортных средств в сопредельных пунктах пропуска; проведение запросной работы с контрагентами с участием таможенных администраций стран-партнеров. Следует отметить, что приведенный перечень инструментов не является исчерпывающим, он постоянно дополняется за счет имплементации инновационных рекомендаций ВТамО и международного передового опыта в практику таможенного администрирования глобальных цепочек поставок.

Механизм трансграничного таможенного взаимодействия всегда предусматривает связь с бизнес-сообществом и государством (рис. 2). Задача субъектов взаимодействия - сформировать национальные модели администрирования механизма таможенного взаимодействия, позволяющие обеспечить эффективный способ их сопряжения и взаимной координации посредством сочетания различных форм, инструментов, уровней и алгоритмов оценки.

Эффективность таможенного взаимодействия определяется уровнем обеспечения интересов государства (результативность, правомерность) и запросов бизнеса (сокращение издержек, связанных с таможенным оформлением, упрощение таможенных процедур) в рамках реализации международных проектов и инициатив в области таможенного дела. Так, проведенный в рамках исследования опрос участников внешнеэкономической деятельности (перевозчиков, декларантов, экспортеров, таможенных представителей) и должностных лиц пунктов пропуска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уссурийской таможни показывает, что несмотря на наличие многоуровневого нормативно и институционально закрепленного механизма таможенного си1рудничестваРосгийскойФеАерациииКи1айсвойНароднойРеспубь лики [16], внедряемые проекты малоэффективны, часть из них в настоящее время практически заморожена бизнесом [17]. Недостаточная эффективность существующего механизма приграничного таможенного взаимодействия России и Китая, по мнению бизнеса, связана, прежде всего, с несоответствием разработанных технологий и состоянием пунктов пропуска по обе стороны границы, с отсутствием реальных преимуществ от участия в совместных проектах.

Формирование модели взаимодействия можно также рассматривать как ресурс, предназначенный для лучшего понимания таможенными администрациями и бизнесом механизма существующего трансграничного таможенного взаимодействия, позволяющий находить эффективные способы его совершенствования.

Таким образом, в современных сложных геополитических условиях динамизм товарных рынков, инновационные процессы и информационно-коммуникационные технологии требуют и одновременно способствуют созданию более гибких и подвижных взаимоотношений различных государств для сохранения и развития внешней торговли. Интегрирующим фактором осуществления адаптивных типов сотрудничества и противодействия является взаимодействие.

В теории и практике таможенного дела концепция трансграничного таможенного взаимодействия получает все большее распространение и рассматривается в значении ключевого принципа деятельности таможенных органов по выполнению возложенных на них задач.

В заключение следует отметить: формирование модели администрирования механизма таможенного взаимодействия, учитывающей интересы государства и запросы бизнеса, позволяет обеспечить эффективные способы сопряжения национальных механизмов взаимодействия и их взаимную координацию для содействия глобальным цепочкам поставок. Управление механизмом взаимодействия на основании предложенной модели позволяет государствам продвигать и удерживать в поле своего контроля более широкое число технологических инициатив и инноваций в области таможенного администрирования глобальных цепочек поставок.

Библиографический список:

1. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121087 (дата обращения: 15.03.2022).

2. Послание Всемирной таможенной организации к Международному дню таможенника 2021 года. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/ pdf/about-us/international-customs-day/2021/

icd_2021_message-from-the-wco-secretary-general_ ru.pdf?db=web (дата обращения: 15.03.2022).

3. World Customs Organization (wcoomd.org) http://www. wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx (дата обращения: 15.03.2022).

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http:// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/?yscli d=l4u250irbp844551296 (дата обращения: 15.03.2022).

5. Харланова Е.М. Механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования // Молодой ученый. 2009. № 6 (6). С. 192-195.

6. Прущак С.Ф. Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности: Автореф. дисс. д-ра экон. наук: 08.00.05 ВАК РФ/ОПИТ РАГС М., 2007. URL: http://economy-lib.com/innovatsionnoe-razvitie-tampzhennogo-administrirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-(дата обращения: 07.03.2022).

7. Agreement on Trade Facilitation. URL: https://www.wto. org/english/docs_e/legal_e/tfa-nov14_e.htm (дата обращения: 19.03.2022).

8. Бойкова М.В. Стратегическое управление в системе таможенного администрирования // Вестник РТА. 2021. № 1(54). С. 28-39.

9. Макрусев В.В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография / В. В. Макрусев, Д.Г. Зеркин, М.А. Месяц. М.: Изд-во РТА, 2012. 169 с.

10. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Системный анализ таможенных рисков: монография. СПб: РИО СПб филиала РТА. 2006. 215 с.

11. Гупанова Ю.Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. М.: Изд-во РТА, 2011. 106 с.

12. Краткий психологический словарь. / [Карпенко А.А. и др.]; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд. испр. и доп. Москва: Политиздат, 1990. 494 с.

13. Горлачева Е.Н. Организационно-экономический механизм межфирменного взаимодействия // Экономические науки. 2021. № 2 (195). С. 36-40.

14. Ткаченко И.Е., Боброва О.Г. Содержание понятия «таможенное сотрудничество» и его значение для таможенных администраций // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4. 2013. №4. С. 84-90.

15. Joint WCO-ICAO Guidelines on Alignment of the Customs Authorized Economic Operator and AVSEC Regulated Agent. URL: http://www.wcoomd.org/-/med ia/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instrum ents-and-tools/tools/joint-wco-icao-brochure/icao-and-wco-joint-guidelines-on-alignment-of-aeo_ra_kc_en. pdf?la=en (дата обращения: 25.02.2022).

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи 3 сентября 1994 года. // URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/Cn RuTreaty/008/2011225220320_874706.htm (дата обращения: 27.02.2022).

17. Лисица А.А. Практические аспекты таможенного администрирования российско-китайских проектов развития взаимного сотрудничества // Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2020 г. М.: РИО РТА, 2020. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.