Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / магистратура / мотивационно-целевой / содержательнотехнологический / диагностическо-оценочный / результативно-итоговый компоненты. / model / master's degree / motivational-target / content-technological / diagnosticevaluation / effective-final.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов Абдулхалим Хамидович, Абелкосимова Мухаррам Хамидовна

В статье раскрывается сущность и содержание педагогической модели формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Модель состоит из мотивационно-целевого, содержательно-технологического, диагностическо-оценочного и результативно-итогового компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES

In thw article is revealed the essence and content of the pedagogical model of undergraduate’s readiness formation for research activities. The model consists of motivational-target, content-technological, diagnostic-evaluation and effective-final components.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

г

v.

Махмудов Абдулхалим Хамидович,

руководитель проекта Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук (УзНИИПН) имени Т.Н. Кары Ниязи, доктор педагогических наук Абелкосимова Мухаррам Хамидовна, преподаватель кафедры "Инженерные коммуникации и монтажи" Наманганского инженерно-строительного института

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 37; 378; 378.20

МАХМУДОВ А.Х., АБЕЛКАСИМОВА М.Х. МАГИСТРАНТЛАРНИ ИЛМИЙ-ТАДЦИЦОТ ФАОЛИЯТГА ТАЙЁРГАРЛИГИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ МАСАЛАСИГА

Мак,олада техник мутахассислик магистрантларни илмий-тадк,ик,от фаолиятга тайёргарлигини шакллантиришнинг педагогик моделининг мазмун ва мак,сади келтирилган. Модель куйидаги ком-поненталарни уз ичига олади: мотивацион-мак,садли, мазмунли-технологик, диагностик-бах,оловчи, натижавий.

Таянч суз ва тушунчалар: модель, магистратура, мотивацион-мак,садли, мазмунли-технологик, диагностик-бах,оловчи, натижавий.

МАХМУДОВ А.Х., АБЕЛКАСИМОВА М.Х. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается сущность и содержание педагогической модели формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Модель состоит из мотивационно-целевого, содержательно-технологического, диагностическо-оценочного и результативно-итогового компонентов.

Ключевые слова и понятия: модель, магистратура, мотивационно-целевой, содержательно-технологический, диагностическо-оценочный, результативно-итоговый компоненты.

MAKHMUDOV A.H., ABЕLKАSIMOVА M. H. TO THE QUESTION OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES

In thw article is revealed the essence and content of the pedagogical model of undergraduate's readiness formation for research activities. The model consists of motivational-target, content-technological, diagnostic-evaluation and effective-final components.

Key word and concepts: model, master's degree, motivational-target, content-technological, diagnostic-evaluation, effective-final.

Актуальность темы исследования.

Происходящие в республике коренные изменения в системе высшего образования направлены «...на поднятие на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами ...»1.

Поставленные в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года задачи охватывают и магистерскую подготовку. Потому, что магистерские программы, являясь особо важным звеном в системе многоуровневого образования (школа - среднее профессиональное образование - бакалавриат - магистратура), призваны предоставить студенту возможность приумножить свои профессиональные знания, умения, а также развить свои способности, личностный потенциал в общекультурном, интеллектуальном плане. Интеллектуальное и нравственное развитие студента на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Поэтому на уровне магистратуры готовность к исследовательской деятельности (ИД) становится одним из важных и системообразующих элементов профессиональной подготовки, так как является не только целью, но и средством эффективного развития личности магистранта.

Постановка решаемой научной проблемы.

Важно также учитывать, что магистратура является базой для подготовки не только специалистов высокой профессиональной квалификации, но и будущих ученых, уровень общей и профессиональной подготовки которых должен быть адекватен требованиям постоянно изменяющегося общества. В этой связи, выдвигается проблема обеспечения качества образовательного процесса в магистратуре, ориентированного на подготовку творческих специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации, умением ставить исследовательские задачи, планировать проведение исследований, выполнять исследовательские действия, анали-

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года №УП-5847 «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

зировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Цели исследования.

Анализ состояния и развития магистратуры в высших образовательных учреждениях республики, имеющейся научно-педагогической литературы, обобщение опыта данной области свидетельствует2, что профессиональная подготовка магистров предполагает активное включение магистрантов в систематическую исследовательскую деятельность как основной вид учебной деятельности магистрантов, базируется на концептуальных идеях фундаментализа-ции, гуманизации, профессионализации, информатизации образовательного процесса. Результатом профессиональной подготовки будущих магистров является компетентность выпускника, включающая группу компетенций: научно-профессиональную, научно-исследовательскую, духовно-мировоззренческую и социально-экономическую. В данной группе компетентности магистра важную роль играет исследовательские компетенции, которая детерминируется уровнем сформированной готовности магистранта к исследовательской деятельности (ИД). С этой точки зрения нами были определены ключевые понятия нашего исследования: «исследовательская деятельность магистранта», «готовность магистрантов к ИД» и «процесс формирования готовности магистрантов к ИД».

Изучив содержание магистерских образовательных программ, мы пришли к выводу, что понятие «исследовательская деятельность» на уровне магистратуры является более широким понятием и представляет собой синтез учебно-исследовательской деятельности (УИД) и научно-исследовательской деятельности (НИД). Они различаются между собой степенью самостоятельности при выполнении исследования3. Учитывая указанную специфику, под исследовательской деятельностью магистрантов мы понимаем специально-организованную деятельность по овладению методологией научного познания и

2 Махмудов А.Х. Совершенствование дидактического обеспечения компетентностной подготовки будущих магистров, дисс:... д-ра. пед. наук. - Ташкент, 2017. - 226 с.

3 Махмудов А.Х. Компетентностный подход к подготовке магистров технических специальностей (методологические и дидактические аспекты). Монография, ^N-978-9943-10-749-6, Ташкент, 2012.- 168 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

организации исследовательского поиска, результатом которой является соответствующий уровень сформированности исследовательских знаний, умений и профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование этой деятельности.

Методы исследования.

При определении структуры исследовательской деятельности магистрантов мы опирались на концептуальную модель деятельности, разработанную А.Н.Леонтьевым1. Структура исследовательской деятельности магистрантов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: потребность, мотив, цель, действия, операции, условия. Ее успешное выполнение предполагает у магистранта сформированность готовности к исследовательской деятельности, которая определяется в нашем исследовании как целостное личностное образование магистранта, отражающее отношение и результат его внутреннего интеллектуального и личностного развития, включающее мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности, систему методологических знаний и исследовательских умений, профессионально-значимые личностные качества, обеспечивающие успешность исследовательской деятельности.

На основе эмпирических (изучение деятельности студентов с помощью наблюдения, анкетирования, устных и письменных опросов) методов исследования в структуре готовности магистрантов к ИД мы выделили следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный, включает совокупность устойчивых мотивов (познавательных, личностных, социально-значимых, профессионально-ценностных), которые определяют не только интерес, положительное отношение магистранта к ИД, но и отражают общую направленность личности, его поисково-творческую, исследовательскую позицию, которая заключает в себе убежденность в профессиональной и социальной значимости исследовательской деятельности и в осознании необходимости активного участия в ней;

- содержательно-технологический, включает общенаучные методологические знания и умения, конкретно-научные исследовательские

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: «Просвещение», 1977. - 342 с.

знания и умения, знания процедур и владение техникой научно-педагогического исследования;

- результативно-оценочный, включает в себя систему сформированных профессионально значимых личностных качеств педагога-исследователя, такие как: самоорганизация, самоконтроль, активность, способность к рефлексии и результативно-итоговый, включающий теоретическую, практическую готовность и личностные качества. Совокупность этих компонентов составляет феномен готовности магистрантов к исследовательской деятельности.

Теоретические (анализ предмета и проблемы исследования; моделирование и проектирование процесса обучения в магистратуре и их обобщения) исследования позволили сделать вывод о том, что готовность магистрантов к ИД не образуется самостоятельно, а требует целенаправленных усилий по её формированию. При этом, под формированием готовности магистрантов к ИД мы понимаем процесс, направленный на мотивационно-ценностное отношение магистрантов к ИД, овладение магистрантами методологическими исследовательскими знаниями и умениями; развитие профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успех и результативность исследовательской деятельности.

Определившись с основной терминологией, перед нами встала задача построения модели, формирования готовности магистрантов к ИД. Определяющим при ее разработке является выбор теоретико-методологической стратегии, отражающей направление научного поиска и его результат. Рассматривая формирование готовности магистрантов к ИД как сложный и многоаспектный процесс, полноценное изучение которого не может осуществляться на основе одного подхода, мы опирались на сочетание системного, информационного и личностно-деятельностного подходов.

На основе указанных положений системного, информационного и личностно-деятельностного подходов, с учетом структуры готовности магистрантов к исследовательской деятельности, нами сконструирована модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности, включающая четыре основных компонента: мотивационно-целевой, содержательно-технологический, диагностическо-оценочный и результативно-итоговый (рисунок 1).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

Мотивационно-целевой компонент обеспечивает формирование у магистрантов исследовательской позиции, ценностного отношения к исследовательской деятельности, установки на исследовательскую деятельность. Этот компонент выполняет функции целеполагающую мотивирующую, прогностическую.

Мотивационная составляющая предполагает перевод внешних мотивов во внутренние, осуществляемый посредством специально организованных стимулирующих воздействий на магистрантов, обеспечивающих формирование лич-ностно значимых мотивов. Магистранты - это специалисты, уже имеющие высшее профессиональное образование (диплом бакалавра), определенный профессиональный опыт, имеют высокую мотивацию к обучению.

Следовательно, магистрант рассматривается нами не как обучаемый, а как обучающийся: стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению; обладает всесторонним опытом, который используется как источник обучения; обучается, чтобы решить важную жизненную проблему для достижения конкретной цели. Поэтому на уровне освоения магистерских программ в мотивационной составляющей должны быть актуализированы совершенно иные методы, приемы и средства, направленные на самообразовательную деятельность. Учитывая это, мы использовали мотивационно-ценностные личностные элементы, которые составляют неотъемлемую часть исследовательской деятельности: проблем-ность, критичность, открытость для дополнения, самоактуализируемую субьектность.

Развитие мотивационной составляющей реализуется в условиях субъект-субъектного, равно-партнерского взаимодействия педагога и обучающихся. Такая организация обучения требует высокого мастерства педагогов: занимательность изложения, создания эмоциональной благоприятной атмосферы во время обучения, ситуаций спора и дискуссии. С целью формирования осознания профессиональной значимости ИД, необходимости овладения исследовательскими знаниями, умениями и установку на их реализацию, учебные занятия строились в диалогово-поисковом режиме. В процессе непосредственного осуществления поиска решения проблем, их осмысления магистрантами формируется мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности.

Содержательно-технологический компонент обеспечивает формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности в процессе изучения конкретных учебных дисциплин, исследовательской и педагогической практик, в ходе написания магистерской диссертации. Данный компонент выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции.

Диагностично-оценочный компонент предполагает разработку критериев и уровней сформированной готовности магистрантов к ИД на определенных этапах ее формирования. Исходя из цели нашего исследования, структуры и содержания готовности к ИД, мы определили критерии, по которым можно судить об уровне сформированной готовности к ИД: мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный и профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя. На основании выделенных критериев мы выявили три уровня сформированной исследуемой готовности: алгоритмический, интерпретационный и исследовательский.

Результативно-итоговый компонент включает в себя теоретическую, практическую готовность магистранта к ИД, а также формирование у них профессионально-значимых личностных качеств.

Научная значимость статьи.

Научно обоснован тезис о том, что формирование исследовательской компетентности магистров целесообразно рассматривать как непрерывный поэтапный процесс от побуждения магистрантов к исследовательской деятельности до активного творчества в учебной и научно-исследовательской работе.

С точки зрения цели и задач исследования определены ключевые понятия «исследовательская деятельность магистранта», «готовность магистрантов к ИД» и «процесс формирования готовности магистрантов к ИД», которые послужили методологической базой к построению модели.

Определены состав и структура модели формирования готовности магистратов к исследовательской деятельности, включающая: мотивационно-целевой, содержательно-технологический, диагностическо-оценочный и результативно-итоговые компоненты.

Материалы исследования выполненные в данной статье могут быть использованы в процессе проектирования учебного процесса магистрантов для совершенствования учебно-методических

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

ОЛИИ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 21

Рис. 1. Модель формирования готовности магистратов к ИД1.

Мотиваиионно-иелевой компонент

Требования общества, государства и работодателей

Современные тенденции развития науки и техники

-М-

Цель: Формирование готовности к ИД:

1 .Формирование мотивационно-целостного отношения к ИД

2. Формирование теоретической готовности к ИД

3. Формирование фактической готовности к ИД

Содержательно- технологический компонент

Содержател ьная составляющая

- овладение общенаучными фундаментальными знаниями;

- овладение знаниями конкретного научно-педагогического исследования;

- овладение знаний, процедур н техники научно-педагогического исследования.

Технологическая составляющая

1 1 „

Средства формирования готовности к ид Средства формирования готовности к ид Средства формирования готовности к ид

и 1 V

1.Информацио нные ресурсы. 2.Учебно-методические пособия. 3.Учебно-методическаие рекомендации. 1.Учебные занятия. 2.Внеаудитор-ные занятия 1 .Исследовате льские методы. 2.Проектные методы. 3.Проблемные методы.

Диагностико-оценочный компонент

Критерии

Мотивационно-ценностное отношение к ИД.

Когнитивно-операциональный (знания, умения ИД)

Личностные качества (самоопределение, самоорганизация).

Уровни

Алгоритмический.

Интерпретационный.

Исследовательский.

Результативно-итоговый компонент

Цель: Формирование готовности к ИД

Теоретическая готовность к ИД. Практическая готовность к ИД. Профессионально-значимые личностные качества.

1 Разработана авторами.

материалов в части усиления их исследовательской направленности.

Практическое внедрение модели.

Процесс практического внедрения модели формирования готовности магистратов к ИД в учебный процесс подготовки магистров достаточно сложный и включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной и корректировочный. На подготовительном этапе проводятся организационно-методические мероприятия, включающие в себя: 1) разработку проблемных лекций, направленных на формирование у магистрантов общенаучных фундаментальных знаний и овладение знаниями конкретного научно- педагогического исследования; 2) разработку креативных семинаров, практических занятий и исследовательских лабораторных занятий, способствующих формированию у магистрантов научно-исследовательских умений и навыков.

На основном этапе в учебный процесс подготовки магистров внедряются проблемные лекции, креативные семинары, практикоориентирован-ные практические занятия и исследовательские лабораторные работы.

На корректировочном этапе делаются обобщения, анализируется эффективность внедряемой модели и вносятся необходимые корректировки в учебный процесс.

В настоящее время практическое внедрение модели находится на первом (подготовительном) этапе.

Выводы и предложения:

1. Предлагаемая модель, наряду с традиционными свойствами (целостность, вариативность гибкость, открытость, динамичность, управляемость и т.д.) характеризуется направленностью на субъектный опыт магистранта, активное его стимулирование к исследовательской деятельности.

2. Особенностями данной модели являются планируемость результата (планируемость результата на каждом направлении в процессе формирования готовности магистрантов к ИД), воспроизводимость (возможность воспроизвести модель в образовательном процессе магистратуры), амбивалентность (соотношение теории и практики, рациональное объединение которых повышает результативность процесса формирования готовности к ИД), адаптивность (приспособляемость модели к процессам профессиональной подготовки магистрантов).

3. Проведенное исследование показало значимость полученных результатов для образовательного процесса в магистратуре. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении, в частности дальнейшего исследования требуют проблемы совершенствования подготовки магистрантов в условиях кредитной технологии обучения, а также теоретического обоснования педагогических условий способствующих формированию методологических знаний магистрантов.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года №УП-5847 «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

2. Махмудов А.Х. Совершенствование дидактического обеспечения компетентност-ной подготовки будущих магистров, дисс:... д-ра. пед. наук. - Ташкент, 2017. - 226 с.

3. Махмудов А.Х. Компетентностный подход к подготовке магистров технических специальностей (методологические и дидактические аспекты). Монография, ^N-978-9943-10-749-6, Ташкент, 2012.- 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М: "Просвещение", 1977. - 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.