Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халезов Н. Л.

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупционным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Халезов Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMATION OF THE STATE POLICY OF COMBATING CORRUPTION CRIMES

The article discusses the historical aspects of the formation of the state policy of the Russion Federation of counteract corruption

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_137 УДК 351.74:005

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ On the issue of formation of the state policy of counteraction corruption crimes

ХАЛЕЗОВ Николай Львович,

адъюнкт, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: n_khalezov@mail.ru;

Khalezov Nikolay,

Academy of Management of the Interior Ministry of Russia.

125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8.

E-mail: n_khalezov@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты формирования государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупционным преступлениям.

Abstract: the article discusses the historical aspects of the formation of the state policy of the Russion Federation of counteract corruption

crimes.

Ключевые слова: противодействие коррупционным преступлениям, коррупция, должностные преступления, должностное лицо, преступление.

Keywords: countering corruption crimes, corruption, official crimes, official, crime.

Для цитирования: Халезов Н.Л. К вопросу формирования государственной политики противодействия коррупционным преступлениям //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 137-140. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_137.

For citation: Khalezov N.L. On the issue of formation of the state policy of counteraction corruption crimes // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 137-140. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_137.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ все главы Российской Федерации уделяли внимание тому, что коррупционные преступления создают реальные препятствия на пути создания правового государства и полноценного развития экономики. В своем Послании ФС РФ в январе 2020 года В.В. Путин вновь указал на необходимость совершенствования государственной политики противодействия коррупционным преступлениям [1].

Является несомненным и неоспоримым факт того, что противодействие коррупционным преступлениям в рамках соответствующей государственной антикоррупционной политики следует вести не только по линии профессиональной деятельности правоохранительных органов и судов, но и путем совершенствования законодательных и подзаконных норм права, полноценной социально-воспитательной работы и с подрастающим поколением и с взрослым населением страны в плане целенаправленного формирования неприятия коррупционной модели мышления и соответствующего поведения, результатом которых становятся коррупционные уголовно-правовые деликты. Дополнительно следует указать, что элементом такой государственной политики противодействия коррупционным преступлениям должно стать обеспечение более прозрачной и подконтрольной общественным институтам работы должностных лиц органов государственной и муниципальной власти. На данные факты в своем исследовании прямо указывал Ф.Ф. Смирнов, изучавший проблемы влияния коррупционных преступлений на качество управленческой деятельности должностных лиц государственного аппарата [2].

В Российской Федерации за относительно небольшой промежуток ее существования в постсоветский период были разработаны несколько вариантов государственной политики противодействия коррупционным уголовно наказуемым деяниям. Либеральный вариант такой политики предусматривал смягчение уголовных наказаний и общую либерализацию уголовно-правовых норм об ответственности за коррупционные преступления. Предусматриваемый таким вариантом государственной антикоррупционной политики «учет социальных факторов» в изобличении и уголовно-процессуальном преследовании субъектов данных деликтов, сопровождался попытками найти политическую составляющую в любом, сколь-нибудь значимом, коррупционном преступлении. Такой либеральный подход к практической реализации государственной политики противодействия коррупционным преступлениям показал свою неэффективность в решении проблем коррумпированности государственного и муниципального аппарата.

Как отмечают авторы монографии, посвященной проблемам либерального варианта государственной политики противодействия коррупционным преступлениям, «крен» судов в сторону назначения кратных штрафов субъектам данных преступлений себя никак не оправдал, «либеральная модель государственной антикоррупционной политики не выполняет своего предназначения» [3]. На данную проблему указывал и Глава государства, отмечавший в своем выступлении, что уголовное наказание в виде лишения свободы на определенный срок с исполнением его в условиях изоляции от общества за совершение коррупционного преступления назначается судами менее, чем в десяти процентах случаев. Более того, указал Президент Российской Федерации, назначаемые судами кратные сумме предмета взятки штрафы фактически не возмещаются, их доля не превышает одного процента от назначенных сумм. Либеральная модель государственной политики противодействия коррупционным преступлениям показала свою неэффективность и требует серьезной корректировки, отметил Верховный главнокомандующий [4].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

Исходя из того, что коррупционные преступления представляют собой реальную угрозу правам, свободам и законным интересам граждан, общества и государства, закрепленным в Конституции РФ, государственная политика по противодействию данной разновидности преступной деятельности должна в полной мере соответствовать требованиям полноценности и системности. Системные меры по противодействию коррупционным преступлениям, направленные на реализацию данной политики должны разрабатываться и реализовываться в практической плоскости с учетом социальной обоснованности и грамотности.

После того, как Президентом страны либеральная модель государственной политики противодействия коррупционным преступлениям была подвергнута критике, перед разработчиками была поставлена задача того, чтобы указанная политика ни при каких условиях не рассматривалась ни государством, ни обществом в качестве очередной «громкой кампании». Стратегия реализации государственной политики предупреждения и противодействия коррупционным преступлениям должна была определять положительные перспективы на ее реализацию при соблюдении требований к ее научной обоснованности, четкой очерченности перспектив, на достижение которых она нацелена. Дополнительными требованиями, предъявленными к разработчикам нового варианта государственной политики, выступили ее комплексность и всеобъемлемость.

Коррупция как социально-правовое явление и коррупционные преступления фиксировались фактически на всех этапах российской государственности. В.Д. Андрианов в своей монографии отмечает не только сложность, вариативность и многоаспектность коррупционных преступлений, но прямо указывает, что особую опасность для российского государства и социума на фоне взрывного роста их числа и степени причиняемого вреда данные преступления представляли на этапе становления современной России и этапе «первоначального накопления капитала» - девяностых годов двадцатого века [5].

Создание полноценной общегосударственной политики противодействия коррупционным преступлениям можно отнести к началу становления современной нормативной правовой базы в девяностых годах прошлого века. В апреле 1992 года был издан указ Президента РФ, направленный на противодействие коррупционным преступлениям, совершаемым государственными служащими [6]. Несмотря на то, что в тексте данного документа было указано, что коррупционные преступления наносят вред развитию институтов государственной власти, он носил, скорее, декларативный характер.

В марте 1997 года, в Послании Федеральному собранию Российской Федерации, Б.Н. Ельцина, содержится прямое указание на необходимость противодействия коррупционным преступлениям и коррупции [7].

Завершение первого этапа (стадии) создания государственной политики противодействия коррупционным преступлениям связано с окончанием деятельности рабочей группы, чья работа была организована на принципе межведомственного сотрудничества. Данная рабочая группа была создана во исполнение февральского 2007 года указа Президента России [8].

Второй этап формирования государственной политики противодействия коррупционным преступлениям соотносится с указом 3-его Президента Российской Федерации в мае 2008 года, сформулировавшего перечень неотложных мер, направленных на противодействие коррупционным преступлениям^] и утвержденным в июле 2008 года Главой государства Национальным планом противодействия коррупции[10].

Национальный план противодействия коррупции- программный документ, который фактически впервые в современной российской истории закреплял перечень системных мер по противодействию коррупционным преступлениям.

Однако, мы полагаем возможным придерживаться позиции авторского коллектива, возглавляемого Т.Я. Хабриевой, сформулировавшего вывод о том, что практические результаты, к которым привел данный план, потребовали его существенной переработки, связанные с необходимостью важных изменений и дополнений [11], в связи с чем Президентом Российской Федерации в 2010 году была подготовлена Национальная стратегия противодействия коррупции, вносящая в Национальный план противодействия коррупции, ориентированный на 2010-2011 гг.[12] значительные дополнения и изменения.

В 2008 году были изданы нормативно правовые акты, определяющие основы государственной политики противодействия коррупционным преступлениям, включающие и федеральный закон «О противодействии коррупции» и антикоррупционные новеллы, как в федеральные законы, так и ФКЗ «О Правительстве РФ» [13].

Как полагают С.Н. Братановский и М.Ф. Зеленов, в это время была сформирована законодательная и подзаконная нормативно-правовая база государственной политики противодействия коррупционным преступлениям, совершаемым должностными лицами, находящимися на государственной и муниципальной службе [14].

Учитывая бланкетность ряда норм принятых в 2008 году законодательных актов о противодействии коррупционным преступлениям, в течение последующих лет был принят значительный перечень нормативных правовых актов подзаконного характера, уточняющих и конкретизирующих положения ФЗ «О противодействии коррупции» и иных антикоррупционных законов. Так, в 2009 году в нормативном акте Президента Российской Федерации закреплялся порядок, согласно которому должностные лица органов государственной и муниципальной власти были обязаны предоставлять сведения о своих (и членов их семей) доходах, имущественном положении, и обязательствах имущественного характера [15]. В указе Главы государства были определены категории должностных лиц, чьи сведения о доходах подлежали открытому размещению в сети Интернет, порядок их публикации и требования к проверке данных сведений [16].

Для обоснованного и законного разрешения спорных ситуаций, возникающих в связи со спорной поведенческой активностью должностных лиц, имеющими место конфликтами интересов должностного лица и его служебными обязанностями, в июле 2010 года Президентом Российской Федерации было утверждено Положение о соответствующих комиссиях, на заседаниях которых подлежали рассмотрению обозначенные проблемные вопросы [17].

Очередной этап создания действенной государственной политики противодействия коррупционным преступлениям был связан с уточнением правовых норм, которые предусматривали ответственность за совершение различных коррупционных правонарушений. Данные изменения внесли в уголовный кодекс и КоАП РФ в 2011 году [18].

В ноябре 2011 года был принят очередной законодательный акт, конкретизирующий государственную политику противодействия коррупционным преступлениям [19]. Нормами данного федерального закона введена ответственность за совершение коррупционного деликта в виде отстранения должностного лица от занимаемой им должности. Закон ввел обязанность работодателей предпринимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений. Вступление данного законодательного акта потребовало подзаконной регламентации, что было реализовано посредством принятия в апреле 2013 года нормативно-правового акта Президента РФ [20]. Данный указ неоднократно подвергался корректировкам.

Исполняя обязанность предоставлять в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, как своих, так и членов семьи, должностное лицо не было обязано отчитываться о своих расходах, которые у субъектов коррупционных преступлений могли превышать заявленные доходы. Данный законодательный пробел был исправлен в декабре 2012 года с принятием законодательного акта, получившего среди должностных лиц государственных и муниципальных органов название «закон о расходах» [21]. На законодательном уровне были определены и категории должностных лиц и основания предоставления сведений о расходах, понесенных ими и членами их семей.

Реализуемая в настоящее время государственная политика противодействия коррупционным преступлениям тесно связана не только с совершенствованием антикоррупционной нормативно-правовой базы и усилением контроля за коррупционноемкими направлениями деятельности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти. В условиях незаконно вводимых недружественными странами экономических и политических санкций в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц, все значимей становится проблема суверенитета России, независимости от международных потрясений ее чиновников различного звена.

Библиогра фия:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию" [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения 22.02.2023).

2. Смирнов Ф.Ф. Влияние коррупции на эффективность государственного управления России // Развитие института государственной и муниципальной службы в регионах. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Том 1. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - С. 171-176.

3. Коррупция: природа, проявления, противодействие : монография / Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. -М.: ИД «Юриспруденция», 2012.

4. Стенограмма выступления В.В. Путина на заседании Совета по противодействию коррупции 30.10.2013 г.[Электронный ресурс] // URL.:. http://www.kremlin.ru/events/president/news/19516 (дата обращения 20.02.2023).

5. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность : монография. «Экономика». - М., 2011, с. 29.

6. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/1158 (дата обращения 20.02.2023).

7. Послание Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36355 (дата обращения 20.02.2023).

8. Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2007 г. № 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/24960 (дата обращения 20.02.2023).

9. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/27498 (дата обращения 20.02.2023).

10. Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568) [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/supplement/566 (дата обращения 20.02.2023).

11. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография. Под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. «ИЗиСП», 2015, с.296.

12. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/30939 (дата обращения 20.02.2023).

13. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712.

14. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти РФ: монография. - М.: Проспект, 2016, с.94.

15. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 560 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2545.

16. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2542.

17. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/31341 (дата обращения 20.02.2023).

18. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/33102 (дата обращения 20.02.2023).

19. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/34334 (дата обращения 20.02.2023).

20. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36988 (дата обращения 20.02.2023).

21. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36431 (дата обращения 20.02.2023).

References:

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 15.01.2020 "Message of the President to the Federal Assembly" [Electronic resource] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959 / (accessed 22.02.2023).

2. Smirnov F.F. The impact of corruption on the effectiveness of public administration in Russia // Development of the Institute of State and municipal Service in the regions. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Volume 1. - Eagle: Publishing House of RANEPA, 2016. - pp. 171-176.

3. Corruption: nature, manifestations, counteraction : monograph / Ed. Academician of the Russian Academy of Sciences T.Y. Khabrieva. -M.: Publishing House "Jurisprudence", 2012.

4. Transcript of V.V. Putin's speech at the meeting of the Anti-Corruption Council on 30.10.2013[Electronic resource] // URL.:. http://www.kremlin.ru/events/president/news/19516 (accessed 20.02.2023).

ПРАВО M rOCyAAPCTBQ: meopun u npaKmuKa. 2023. № 4(220)

5. Andrianov V.D. Corruption as a global problem: history and modernity : a monograph. "Economics". - M., 2011, p. 29.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 361 dated 04.04.1992 "On combating corruption in the public service system" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/1158 (accessed 20.02.2023).

7. Message of the President of the Russian Federation dated 06.03.1997 [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36355 (accessed 20.02.2023).

8. Decree of the President of the Russian Federation No. 129 of 03.02.2007 "On the formation of an interdepartmental working group to Prepare Proposals for the Implementation in the Legislation of the Russian Federation of the provisions of the United Nations Convention against Corruption of October 31, 2003 and the Council of Europe Convention on Criminal Liability for Corruption of January 27, 1999" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/24960 (accessed 20.02.2023).

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 815 of 19.05.2008 "On measures to combat corruption" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/27498 (accessed 20.02.2023).

10. National Anti-Corruption Plan for 2010-2011 (approved by the President of the Russian Federation on July 31, 2008. No. Pr-1568) [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/supplement/566 (accessed 20.02.2023).

11. Anti-corruption standards of the Organization for Economic Cooperation and Development and their implementation in the Russian Federation: monograph. Edited by T.Ya. Khabrieva, A.V. Fedorov. IZiSP, 2015, p.296.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 460 of 13.04.2010 "On the National Anti-Corruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan for 20102011" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/30939 (accessed 20.02.2023).

13. Federal Constitutional Law of 17.12.1997 N 2-FKZ "On the Government of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation of December 22, 1997 N 51 Article 5712.

14. Bratanovsky S.N., Zelenov M.F. Administrative and legal aspects of the fight against corruption in the system of executive power of the Russian Federation: monograph. - Moscow: Prospect, 2016, p.94.

15. Decree of the President of the Russian Federation of May 18, 2009 N 560 "On the submission by citizens applying for leadership positions in state corporations, foundations and other organizations, persons holding leadership positions in state corporations, foundations and other organizations, information on income, property and property obligations" // Collection of Legislation Of the Russian Federation dated May 25, 2009, No. 21, Article 2545.

16. Decree of the President of the Russian Federation No. 557 of May 18, 2009 "On Approval of the List of Federal Civil Service Positions, when Replacing which Federal Civil Servants are Required to Provide information about Their Income, Property and Property Obligations, as well as information about income, Property and Property Obligations of Their Spouse and minor children" // Collection of legislation of the Russian Federation of May 25, 2009 N 21, Article 2542.

17. Decree of the President of the Russian Federation No. 821 dated 01.07.2010 "On commissions for compliance with the requirements for official conduct of federal Government employees and settlement of conflicts of interest" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/31341 (accessed 20.02.2023).

18. Federal Law No. 97-FZ of 04.05.2011 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the improvement of public administration in the field of combating corruption" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/33102 (accessed 20.02.2023).

19. Federal Law No. 329-FZ of 21.11.2011 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the Improvement of Public administration in the field of anti-corruption" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/34334 (accessed 20.02.2023).

20. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.04.2013 No. 309 "On measures to implement certain provisions of the Federal Law "On Combating Corruption"" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36988 (accessed 20.02.2023).

21. Federal Law No. 230-FZ dated 03.12.2012 "On control over the compliance of expenses of persons holding public positions and other persons with their incomes" [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36431 (accessed 20.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.