Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К БАЗОВЫМ ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.4 УК РФ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К БАЗОВЫМ ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.4 УК РФ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силкин Артем Михайлович

В статье рассматривается необходимость законодательной регламентаций понятий государственных и муниципальных нужд в рамках ст. 200.4 УК РФ для однозначного и правильного подхода к квалификации указанного деяния. Автором обосновывается вывод о необходимости дополнить ст. 200.4 примечанием, где следует раскрыть понятия «государственные и муниципальные нужды» с сохранением их в прежней редакции, используемой в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силкин Артем Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN LEGISLATIVE APPROACHES TO THE BASIC FEATURES OF THE OBJECTIVE SIDE OF THE CORPUS DELICTI PROVIDED FOR IN ARTICLE 200.4 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION: TOPICAL ISSUES FOR PROPER QUALIFICATION

The article considers the need for legislative regulation of the concepts of state and municipal needs within the framework of Article 200.4 of the Criminal Code of the Russian Federation for an unambiguous and correct approach to the qualification of this act. The conclusion is substantiated that it is necessary to supplement Article 200.4 with a note where to disclose the concepts of state and municipal needs while preserving them in the previous version used in Federal Law № 94-FZ of July 21, 2005.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К БАЗОВЫМ ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.4 УК РФ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 340

DOI 10.23672/h1569-0142-8138-1

Силкин Артем Михайлович

адъюнкт кафедры

уголовного права и криминологии,

Краснодарский университет

МВД России

timsil@ya.ru

Artem M. Silkin

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia timsil@ya.ru

Современные тенденции

законодательных подходов к базовым признакам объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 200.4 ук рф: актуальные вопросы для правильной квалификации

Current trends in legislative

approaches to the basic features of the objective side of the corpus delicti provided for in article 200.4 of the criminal code of the russian federation: topical issues for proper qualification

Аннотация. В статье рассматривается необходимость законодательной регламентаций понятий государственных и муниципальных нужд в рамках ст. 200.4 УК РФ для однозначного и правильного подхода к квалификации указанного деяния. Автором обосновывается вывод о необходимости дополнить ст. 200.4 примечанием, где следует раскрыть понятия «государственные и муниципальные нужды» с сохранением их в прежней редакции, используемой в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Ключевые слова: контрактная система, должностные лица, муниципальные закупки, государственные закупки, криминализация деяний, законодательная регламентация, преступления коррупционной направленности.

Annotation. The article considers the need for legislative regulation of the concepts of state and municipal needs within the framework of Article 200.4 of the Criminal Code of the Russian Federation for an unambiguous and correct approach to the qualification of this act. The conclusion is substantiated that it is necessary to supplement Article 200.4 with a note where to disclose the concepts of state and municipal needs while preserving them in the previous version used in Federal Law № 94-FZ of July 21, 2005.

Keywords: contract system, officials, municipal procurement, public procurement, criminalization of acts, legislative regulation, corruption crimes.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе стратегических национальных интересов страны, а также, стратегических национальных приоритетов указано укрепление законности и искоренение коррупции [1].

По оценкам экспертов Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ объем коррупционного рынка при осуществлении государственных закупок составляет 6,6 трлн руб., что эквивалентно трети бюджета России. В среднем, по их расчетам, взятка обходится компании, претендующей на госконтракт, в 22,5 процента его суммы. Для сравнения: 6,6 трлн - это 6,2 % ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3 % от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Объем коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы консолидированного бюджета на образование или здравоохранение. С коррупцией при прохождении конкурсных

процедур сталкивались более двух третей (71 %) поставщиков [2].

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные закупки представляют собой совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд [3]. Согласно данным Всемирного банка, в 2018 г. на государственные закупки пришлось 11 трлн долл. США, что эквивалентно 12 % от общего объема мирового ВВП в 90 трлн долл.

Уголовно-правовая политика государства по противодействию преступлениям в сфере государственных закупок показательна процессом криминализации деяний, совершаемых лицами не являющихся должностными. Так, в рамках

реализации Федерального закона от 23.04.2018 № 99-ФЗ была установлена ответственность за преступления в сфере государственных закупок как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом № 44-ФЗ, так и для лиц, которые подкупают таких работников в своих интересах. Целью нового закона стало усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [4]. Таким образом, Уголовный кодекс РФ пополнился новыми статьями 200.4 и 200.5, которые пополнили Гл. 22. Правовой предпосылкой включения указанных статей в Особенную часть УК РФ, послужил вышеуказанный Закон № 44-ФЗ. Однако назвать такой подход законодателя оптимальным вряд ли возможно. Ученые не согласились с включением новых статей в Главу 22 в связи с нарушением принципа системности. И обоснованно предложили, исключив новеллы из Гл. 22, дополнить Гл. 30 УК РФ новыми составами аналогичного содержания [5]. Соглашаясь с мнением автора, по нашему мнению, такой подход был правильным с точки зрения законодательной техники.

Рассматриваемые составы преступлений, согласно Указания Генеральной прокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 г. «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности», были включены в Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности [6].

Содержание Указания свидетельствует о том, что данные деяния являются исключениями, которые хотя и не отвечают указанным признакам коррупционных, перечисленным в п. 1 Перечня, но относятся к таковым в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также, связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также - лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды [7].

Для обеспечения прозрачности процедур государственной закупки, расширения конкуренции, снижения издержек потенциальных поставщиков законодателем принят Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ, в рамках которого было предложено перевести закупки в электронную форму с начала 2019 года [8].

Следуя по пути дальнейшего совершенствования закона о государственных закупках Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ явившейся оптимизационным, призванным усовершенствовать закупки, осуществляемые в рамках Федерального закона № 44-ФЗ [9].

Говоря о законодательной трансформации, в рамках которой система государственных закупок динамично совершенствуется и реформируется, тем не менее, необходимо отметить, что действующая на сегодня система мер по противодействию рассматриваемым преступлениям видеться недостаточной при реализации мер по их предупреждению для осуществления правильной квалификации и формировании устойчивой судебной практики применения соответствующих уголовно-правовых норм.

Непосредственным объектом ст. 200.4 УК РФ выступает установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Этот аспект общественной опасности и стал определяющим для введения указанной нормы, равно как и для ст. 200.5 в Особенную часть УК РФ.

В качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, выступают такие категории, как товар, работы и услуги.

Объективная сторона изложена в диспозиции ст. 200.4 УК РФ - это нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае, диспозиция ст. 200.4 УК РФ носит исключительно бланкетный характер, отсылая правоприменителя к Федеральному закону от 03 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10], сменившему Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Базовые признаки понятия рассматриваемого состава, формирующие содержание объективной стороны этого преступления, заложены в вышеуказанном Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Необходимо отметить, что в ранее действовавшем законе содержались понятия государственных и муниципальных нужд. Под первыми понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе, для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее, также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах,

необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее, также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимались обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений [11]. Под муниципальными нуждами понимаются - обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или)законами субъектов Российской Федерации, функции и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений

Литература:

1. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках. РБК. Экономика. 20 декабря 2021 г. URL : https://www.rbc.ru/economics/20/12/ 2021/61bc5d059a794770833e7b51 (дата обращения 05 мая 2022).

3. Ч. 1. п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Шурпаев Ш.М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : дис... канд. юрид. наук. М., 2021. С.14.

6. Указания Генеральной прокуратуры России № 35/11, МВД России №1 от 24.01.2020г. «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности». Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности. URL : //https://sudact.ru/law/uka zanie-genprokuratury-rossii-n-3511 -mvd-rossii/priloz henie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi

понимались обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

К сожалению, ни новый ФЗ-44, ни ФЗ-З60 таких понятий не содержат, что, по сути, не раскрывает уголовно-правовой смысл и не понятен правоприменителю, в связи с чем, возникает вопрос о целесообразности такого законодательного решения для целей уголовного закона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет точного понимания всех признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления. По нашему мнению, для однозначного и правильного подхода к квалификации указанного деяния видеться необходимым дополнить ст. 200.4 примечанием, в котором раскрыть понятия «государственные и муниципальные нужды» с сохранением их в прежней редакции, используемой в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». Access from help.- the legal system «ConsultantPlus».

2. Experts estimated the average size of kickbacks in public procurement. RBC. Economy. December 20, 2021 Internet resource. URL : https://www. rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a7947708 33e7b51 (date of application May 05, 2022).

3. Part 1. Paragraph З. Article З of Federal Law № 44-FZ dated 05.04.2013 «On the contract system in the field of procurement, goods, works, services for State and Municipal Needs. Access from help.- the legal system «ConsultantPlus».

4. Explanatory Note to the Draft Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation». Access from help.-the legal system «ConsultantPlus».

5. Shurpaev Sh.M. Criminal-legal and criminological characteristics of corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs : dis. ... cand. jurid. M., 2021. P. 14.

6. Instructions of the Prosecutor General's Office of Russia № 35/11, the Ministry of Internal Affairs of Russia №1 dated 24.01.2020. «On the entry into force of the list of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting». List № 23 of corruption-related crimes. URL : //https://sudact.ru/law/ukazanie-genprokuratu ry-rossii-n-3511 -mvd-rossii/prilozhenie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi

7. Силкин А.М. Реформа законодательства о государственных и муниципальных закупках как катализатор совершенствования норм уголовного законодательства в рамках статей 200.4 и 200.5 УК РФ в современных условиях.

8. Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL : //https://www.ga rant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792

9. Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/47053

10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от «03» апреля 2013 г № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Гпадких В.И. Преступление в сфере экономической деятельности / В.И. Гладких, А.К. Есаян. М., 2020. С. 319.

7. Silkin A.M. Reform of legislation on state and municipal procurement as a catalyst for improving the norms of criminal legislation within the framework of Articles 200.4 and 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation in modern conditions.

8. Federal Law № 504-FZ dated 31.12.2017 «On Amendments to the Federal Law «On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, services for State and Municipal Needs». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4013 25792

9. Federal Law № 360-FZ dated 02.07.2021 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». URL : http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47053

10. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs: Federal Law № 44-FZ of April 03, 2013. Access from help.- the legal system «ConsultantPlus».

11. Gladkikh V.I. Crime in the sphere of economic activity / V.I. Gladkikh, A.K. Yesayan. M., 2020. P. 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.