Антикоррупционная устойчивость экономических агентов как фактор повышения их конкурентоспособности
Николаев Сергей Владиславович
специалист отдела внутреннего контроля департамента безопасности ПАО [email protected],
«ФСК
ЕЭС»,
В данной статье представлена авторская позиция антикоррупционной устойчивости экономических агентов, выделены ее особенности относительно экономической системы в целом и ее отдельных элементов в частности. Проведен анализ действующей нормативной правовой базы, закрепляющей правовые основы для реализации мер, направленных на вскрытие и нейтрализацию коррупционных проявлений в экономике, сковывание коррупционной активности отдельных граждан (групп лиц, бизнеса, организаций). Изучены отдельные элементы (субъектный состав) институциональной системы по противодействию коррупции, выделены отдельные подсистемы и их особенности. Исследование показывает, что в целях недопущения реализации угроз безопасности и формирования условий, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности экономических агентов, государственный механизм формирует специализированную институциональную систему, обеспечивающую антикоррупционную устойчивость экономических агентов.
Ключевые слова. Коррупция, антикоррупционная устойчивость, экономические агенты, конкурентоспособность.
Введение.
В соответствии со Стратегией экономической безопасности на период до 2030 года коррупция рассматривается как вызов и угроза экономической безопасности [4]. Однако, действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения антикоррупционной устойчивости экономических агентов, и соответственно критериев ее оценки.
Антикоррупционная устойчивость: основные понятия и исследования.
Ранее рядом авторов предпринимались попытки исследования данного вопроса. Так, например, заслуживают внимания работы российских исследователей, а именно: Мухамедьяровой Л.В., Газизовой О.В. и Шедько Ю.Н. В частности, рассматривая феномен коррупции в общественной сфере, Мухамедьярова Л.В. и Газизова О.В., связывают антикоррупционную устойчивость с антикоррупционным поведением, культурой, основываясь в больше степени на социально-поведенческий анализ коррупции как явления, [9]. Исследование Шедько Ю.Н. ориентировано на изучение антикоррупционной устойчивости с точки зрения обоснованности и законности принятия государственным и муниципальным служащим управленческих решений [13].
По мнению автора, антикоррупционная устойчивость как неотъемлемое свойство (характеристика) может быть присуща не только физическим лицам, но и юридическим лицам, в том числе публично-правовым образованиям (например, органам государственной власти).
Антикоррупционной устойчивостью могут обладать как экономическая система, так и отдельные ее элементы. Кроме того, ее следует рассматривать применительно к экономическим агентам, являющимся участниками экономического процесса: фирма, домохозяйство, государство. В данном случае их антикоррупционная устойчивость может выступать одним из ключевых критериев достижения конкурентоспособности национальной экономики либо отдельного макрорегиона (региона).
Наряду с этим антикоррупционную устойчивость предполагается рассматривать как один из критериев эффективности и результативности осуществляемых государственными и неправительственными структурами мер по противодействию, предупреждению и борьбы с коррупцией, минимизации, ликвидации последствий коррупционных проявлений.
Таким образом, антикоррупционная устойчивость может представлять собой качественную и (или) количественную характеристику для различного субъектного состава. В частности, применительно к административно-территориальному делению речь может
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
идти об антикоррупционной устойчивости России как государства в целом и об ее отдельных субъектах в частности. Наряду с этим, касаясь основ федерализма и местного самоуправления, антикоррупционная устойчивость может распространяться на отдельные органы федерального либо регионального уровней, а также органы местного самоуправления. В дополнение к этому, как отмечалось ранее, необходимо учитывать правовой статус государственных и муниципальных служащих.
Анализ российского законодательства в области противодействия коррупции.
Основу антикоррупционного российского законодательства формируют как внутренние нормативные правовые акты, так и составляющие ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.
Так, например, Россией ратифицирован ряд международных соглашений по вопросам противодействия коррупции, среди которых - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.; Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.[7]
В целом, данные конвенции содержат комплекс мер, которые могут применяться всеми государствами в целях укрепления их режимов борьбы с коррупцией. После их ратификации Российский Федерацией были внесены существенные изменения в значительный перечень нормативных правовых актов с целью приведения национального законодательства в соответствие с основополагающими международными документами.
Так, примером может служить образование в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В настоящее время на уровне субъектов федерации созданы аналогичные специализированные подразделения.
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, были разработаны и утверждены 8 ноября 2013 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [7].
Кроме того, в данных методических рекомендациях содержатся обобщенные данные в отношении особенностей правоприменительной практики требований международных соглашений, а также приведен краткий перечень материалов, подготовленных рядом международных организаций (Управление оОн по наркотикам и преступности (далее - УНП ООН), ОЭСР, Всемирный банк, Международная торговая палата) в целях эффективной реализации положений международных соглашений при разработке антикоррупционной политики в российских организациях.
К их числу относятся материалы, разработанные УНП ООН, ОЭСР, Всемирным банком - пособие по противодействию коррупции и внедрению процедур
комплаенс для бизнеса, Международной торговой палатой - практическое пособие по обучению в сфере этики и комплаенс, УНП ООН - практическое руководство «Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий» [14], [15], [16].
Основу национального законодательства в области противодействия коррупции составляет значительный перечень нормативных правовых актов: законов и подзаконных актов.
К числу наиболее известных из них относятся принятые Федеральные законы: «О противодействии коррупции» (в 2008 году), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 году), «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в 2009 году) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами» (в 2012 году) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (в 2013 году) [1].
К основополагающим подзаконным актам следует отнести следующие Указы Президента России: «О мерах по противодействию коррупции» (в 2008 году) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в 2002 году), «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в 2009 году), «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в 2009 году), «О реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (в 2013 году) [3].
С 2008 года также введена практика утверждения главой государства такого документа программного характера в области противодействия и предупреждения коррупции, как Национальный план противодействия коррупции. Данный план рассматривает Торгово-промышленную палату Российской Федерации как платформу и механизм интеграции деятельности ее членов по внедрению в сферу антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплаенса, что соответствует требованиям статьи 13.3 Закона «О противодействии коррупции», возлагающей на российские компании обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции [12].
Таким образом, практика применения антикоррупционного комплаенса ориентирована на создание механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения установленных требований законодательства в указанной сфере, что в дальнейшем снижает риски со-
вершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности, нанесения экономического ущерба, возникновения репутационных рисков.
Кроме того, в 2016 году Росимуществом были утверждены Методические рекомендации по организации процессов управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции применительно к членам советов директоров, представляющим интересы государства в акционерных обществах и исполнительным органам Общества.
Следует также отметить, что при выработке указанных рекомендаций использовались положения Международного стандарта по организации систем управления комплаенс (ISO 19600:2014 - Compliance management systems - Guidelines) [В].
Таким образом, действующая в настоящее время в Российской Федерации нормативная правовая база, состоящая из внутренних и внешних источников права, составляет правовую основу функционирования Институциональную систему по противодействию коррупции. По мнению автора, ее следует рассматривать как совокупность государственных органов (структур), негосударственных (общественных) образований и коммерческих (некоммерческих) организаций, их должностных лиц (работников, сотрудников и т.д.), задействованных в рамках компетенции и полномочий в реализации государственной политики и специальных программ (проектах) по противодействию коррупции.
Организационно-управленческую структуру данной институциональной системы условно можно разделить на отдельные подсистемы (государственную и негосударственную).
Первую подсистему составляют различные органы государственной власти и государственные структуры федерального и регионального уровней (например, Президент Российской Федерации, главы субъектов федерации и др.)
Так, например, Президент России подписывает и обнародует принимаемые Государственной Думой федеральные законы, а также издает указы, касающиеся противодействия коррупции.
В 200В году, в соответствии Указом Президента России «О мерах по противодействию коррупции», по решению главы государства был образован Совет по противодействию коррупции, осуществляющий координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления по данной проблематике.
Под эгидой данного Совета с привлечением специалистов органа финансовой разведки (Росфинмонито-ринга) создана межведомственная рабочая группа по противодействию финансовым операциям, обеспечивающая эффективное взаимодействие органов государственной власти различных уровней и Банка России в сфере предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, противодействия незаконному выводу капитала за рубеж в теневой оборот [5].
Счетная палата Российской Федерации как высший орган внешнего государственного аудита (контроля) проводит аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг (далее - ТУР) в целях оценки обоснованности планирования объектами аудита (контроля) закупок ТУР.
Действующее законодательство возлагает на Федеральную антимонопольную службу и Федеральное
казначейство возложены функции контроля в сфере закупок, а именно: в части соблюдения процедур закупок и заключения контрактов - на ФАС России.
Наряду с этим за Казначейством России закреплены функции контроля в части финансового обеспечения закупок, их обоснования и нормирования, применения мер ответственности в рамках исполнения контракта, соответствия ТУР условиям контракта.
Таким образом, в рамках институциональной системы по противодействию коррупции можно выделить отдельную подсистему - систему контроля в сфере закупок, имеющей многоуровневую структуру. Так, центральное звено на федеральном уровне сформировано из двух федеральных органов исполнительной власти (ФАС России и Казначейство России) и их территориальных органов. На уровне субъектов федерации и муниципальных образований предусмотрена возможность создания самостоятельного контрольного органа в сфере закупок либо наделения контрольными функциями уже существующих органов власти и местного самоуправления.
Наряду с вышеуказанными государственными органами и структурами, в институциональную систему по противодействию коррупции могут быть интегрированы субъекты общественного контроля, которые следует рассматривать как звенья негосударственного сектора указанной системы [2].
В настоящее время к субъектам общественного контроля на федеральной уровне относятся Общественная палата Российской Федерации, в субъектах федерации, то есть региональном уровне, - собственные общественные палаты, в муниципальных образованиях - общественные палаты (советы).
Общественной палатой Российской Федерации проводится активная работа по оценке эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. Так, например, открыта горячая линия «Стоп коррупция», проводятся опросы общественного мнения, исследуется блогосфера и т.д. [6].
Также при федеральных органах исполнительной власти также могут создаваться общественные советы; на региональном уровне - при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Среди общественных организации (негосударственных образований) заметную роль играет Общероссийский народный фронт (ОНФ). С 2013 года под его эгидой реализуется проект «За честные закупки». Так, согласно официальной отчетности, за последние 6 лет активистами проекта, численность которых достигает 14 тысяч, удалось отменить заведомо экономически необоснованных закупок на общую сумму более 315 млрд. рублей. При этом выявлено закупок с признаками антиконкурентных соглашений на общую сумму более 450 млрд рублей [11].
Выводы.
Коррупция, рассматриваемая законодателем как угроза экономической безопасности Российской Федерации, по-прежнему оказывает негативное воздействие на функционирование национальной экономической системы в целом, и отдельных элементов частности, препятствует устойчивому развитию различных экономических агентов и формированию условий для повышения их конкурентоспособности.
X X
о
го А
с.
X
го m
о
м о
M
о
о
CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
Реализация государственной политики в области противодействия коррупции в указанной сфере обеспечивается за счет формирования и совершенствования специализированной нормативной правовой базы и функционирования институциональной системы, направленной на обеспечение антикоррупционной устойчивости экономических агентов.
Литература
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 26 июля 2019 г.) «О противодействии коррупции» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8295 9/ (дата обращения: 01.12.2019).
2. Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1658 09/ (дата обращения: 01.12.2019).
3. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 (ред. от 13 мая 2019 г.) «О мерах по противодействию коррупции» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7706 6/ (дата обращения: 01.12.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2166 29/ (дата обращения: 01.12.2019).
5. Распоряжение Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 344-рп «О межведомственной рабочей группе по противодействию финансовым операция» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35803 (дата обращения: 01.12.2019).
6. Материалы к проекту Доклада об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики/ URL: https://www.oprf.ru/files/dokuiTient2011/A-k_Doklad_PR0EKT_03112011.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
7. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. URL: https://base.garant.ru/70499600/ (дата обращения: 01.12.2019).
8. Методические рекомендации по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2536 39/ (дата обращения: 01.12.2019).
9. Мухамедьярова Л.В., Газизова О.В. Основные детерминанты коррупционного поведения и формирование антикоррупционной устойчивости. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-determinanty-korruptsionnogo-povedeniya-i-formirovanie-antikorruptsionnoy-ustoychivosti (дата обращения: 01.12.2019).
10. Нарышкин П.А., Шаламова А.Н. Роль общественного контроля и его институтов в механизме противодействия коррупции URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obschestvennogo-kontrolya-i-ego-institutov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii/viewer(дата обращения: 01.12.2019).
11. Проект ОНФ «За честные закупки» [Электрон. ресурс]/ Общероссийский народный фронт. URL: https://onf.ru/projects/results/ (дата обращения: 01.12.2019).
12. Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции. URL: https://cyberleninka.ru/ai"ticle/n/rol-torgovo-promyshlennyh-palat-v-formirovanii-partnerstva-gosudarstva-i-biznesa-v-protivodeystvii-korruptsii/viewer(дата обращения: 01.12.2019).
13. Шедько Ю.Н. Антикоррупционная устойчивость государственных и муниципальных служащих в системе устойчивого развития региона. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15432 (дата обращения: 01.12.2019).
14. Anti-Corruption Ethics and Compliance Handbook for Business. URL: https://www.oecd.org/corruption/anti-corruptionethicscompliancehandbook.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
15. An Anti-Corruption Ethics and Compliance Programme for Business: A Practical Guide URL: https://www.unodc.org/documents/corruption/Publications /2013/13 84498_Ebook.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
16. ICC Ethics and Compliance Training Handbook -Anti-corruption guidance by practitioners for practitioners. URL: https://2go.iccwbo.org/icc-ethics-and-compliance-training-handbook-config+book_version-Ebook (дата обращения: 01.12.2019).
Economic agents' anti-corruption sustainability as a driver of
their competitiveness Nikolaev S.V.
PJSC "FSK UES"
The paper gives an overview of the author's vision on anticorruption stability of economic agents, highlights its peculiarities in relation to the economic system in general, and its single elements in particular. The analysis of the current legal framework, which establishes the legal basis for the implementation of measures aimed at opening and neutralizing corruption manifestations in the economy, constraining corruption activity of individual citizens (groups of individuals, business, organizations), has been carried out. Specific items (parties involved) of the anti-corruption institutional system have been studied, and separate subsystems and their features have been identified. The study shows that in order to prevent the realization of security threats and to create conditions that impede sustainable social and economic development and increase the competitiveness of economic agents, the state mechanism shapes a specialized institutional system that ensures anticorruption sustainability of economic agents. Keywords. Corruption, anti-corruption sustainability, economic
agents, competitiveness. References
1. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ (as amended
on July 26, 2019) "On Combating Corruption" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (accessed: 01.12 .2019).
2. Federal Law of July 21, 2014 No. 212-ФЗ (as amended on
December 27, 2018) "On the Basics of Public Control in the Russian Federation". URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (accessed: 01.12.2019).
3. Decree of the President of the Russian Federation of May 19,
2008 No. 815 (as amended on May 13, 2019) "On measures to combat corruption" URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (date of treatment December 12, 2019).
4. Decree of the President of the Russian Federation dated May
13, 2017 No. 208 "On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (date of access: 01.12.2019 )
5. The order of the President of the Russian Federation of July 28,
2012 No. 344-rp "On the interagency working group on counteracting financial transactions" URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35803 (accessed:
01.12.2019 )
6. Materials for the draft Report on the effectiveness of anti-
corruption measures and the participation of civil society institutions in the implementation of anti-corruption policies / URL: https://www.oprf.ru/files/dokument2011/A-
k_Doklad_PR0EKT_03112011.pdf (accessed: 01.12.2019).
7. Methodological recommendations on the development and adoption by organizations of measures to prevent and combat corruption. URL: https://base.garant.ru/70499600/ (accessed: 12/01/2019).
8. Methodological recommendations on the organization of risk
management and internal control in the field of preventing and combating corruption. " URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253639/ (accessed: 12/01/2019).
9. Mukhamedyarova L.V., Gazizova O.V. The main determinants
of corrupt behavior and the formation of anti-corruption stability. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-determinanty-korruptsionnogo-povedeniya-i-formirovanie-antikorruptsionnoy-ustoychivosti (accessed: 12/01/2019).
10. Naryshkin P.A., Shalamova A.N. The role of public control and its institutions in the anti-corruption mechanism URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obschestvennogo-kontrolya-i-ego-institutov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii/viewer(address: 01.12 .2019).
11. The ONF project "For fair procurement" [Electron. resource] / All-Russian Popular Front. URL: https://onf.ru/projects/results/ (accessed date: 12/01/2019).
12. The role of chambers of commerce in the formation of partnership between the state and business in the fight against corruption. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-torgovo-promyshlennyh-palat-v-formirovanii-partnerstva-gosudarstva-i-biznesa-v-protivodeystvii-korruptsii/viewer (date of access: 01.12.2019).
13. Shedko Yu.N. Anti-corruption stability of state and municipal employees in the system of sustainable development of the region. URL: https://science-education.ru/en/article/view?id=15432 (accessed: 12/01/2019).
14. Anti-Corruption Ethics and Compliance Handbook for Business. URL: https://www.oecd.org/corruption/anti-corruptionethicscompliancehandbook.pdf (accessed 12/01/2019).
15. An Anti-Corruption Ethics and Compliance Program for Business: A Practical Guide URL: https://www.unodc.org/documents/corruption/Publications/20 13/13 84498_Ebook.pdf (accessed 12/01/2019).
16. ICC Ethics and Compliance Training Handbook - Anticorruption guidance by practitioners for practitioners. URL: https://2go.iccwbo.org/icc-ethics-and-compliance-training-handbook-config+book_version-Ebook (accessed December 12, 2019).
X X
O
00 >
c.
X
00 m
o
ho o lo o