4. CyberLeninka / Electronic resource /. ( Access mode : https://cyberleninka.ru/artide/ri/perspektivy formirovaniya-integrigri-rovannyh -struktur-v-apk-regionanapravleniy (address date 13.03. 2020).
5. RANHIGS / Electronic resource /. - Access mode: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rol-agroholdingov-v-rossijskom-selskom-hozyajstve/ (address date 13.03. 2020).
6. Russia's modern financial policy: issues of theory and practice. Laktionova O.E., Ogorodnikova I.I., Oleynikova I.N., Omelchenko L.S., Ryazantseva M.V., Shevtsov V.V. / O.E. Laktionova, I.I. Ogorodnikova, I.N. Oleynikova, L.S. Omelchenko, M.V. Ryazantsev, V.V. (Novosibirsk, 2013.
7. The Accounts Chamber of Russia: the draft changes presented by the Ministry of Agriculture to the state program of agricultural development do not eliminate the existing systemic shortcomings. (Access mode: http://www.kgk.gov.by/special/ru/au-dit-en/view/Schetnaja-palata-Rossii-Predstavlennyj-Minselxozom-proekt-izmenenij-gosprogrammy-razvitija-selskogo-9581/ (date: 06.07.2019). 2005. No 7. S. 10-11.
8. Shevtsov V.V. Grain production as an indicator of the quality of the external economic environment. Grain farming. 2003. No. 4. S. 2-4.
9. Shevtsov V.V. Grain production as an indicator of the quality of the external economic environment. Grain farming. 2003. No. 4. S. 2-4.
10. Shevtsov V.V. Recovery or Bankruptcy? The economy of agricultural and processing plants. 2003. No. 4. S. 36-37.
11. Shevtsov V.V., Karpenko G.G. Large Russian agricultural holdings and their priorities. Current problems and prospects for economic development: Russian and foreign experience. 2019. No 5 (24). S. 7-11.
12. Shevtsov V.V., KarpenkoG.G. About some aspects of the work of large agricultural groups. Herald of The University of Volga. V.N. Tatishcheva. 2019. T. 2. No 3. S. 142-151. VAV
13. Shevtsov V.V. On some of the results of modern agro-integration / International Scientific Journal "Innovation Development," 2018, No. 8.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10298
В.М. Шишкова - магистрант факультета анализа рисков и экономической безопасности имени проф. В. К. Сенчагова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации / менеджер по комплаенс, ООО «Рош Диабетес Кеа Рус», victoriashitkova@yandex.ru,
V.M. Shitkova - master's degree student of the Faculty of Risk Analysis and Economic Security named after prof. K. Senchagov, Financial University under the Government of the Russian Federation / wmpliance manager, Roche Diabetes Care Rus LLC;
Научный руководитель: О.В. Коновалова - доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ov-konovalova@fa.ru,
Academic advisor: O.V. Konovalova - Associate Professor of the Department "Risk Analysis and economic security", PhD of economics, Financial university under the Government of the Russian Federation.
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС СИСТЕМЫ
МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОМПАНИЯМИ В РОССИИ THE PROBLEM OF BUILDING AN ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE SYSTEM BY INTERNATIONAL COMPANIES IN RUSSIA
Аннотация. Последствия несоблюдения нормативно правовых требований в настоящее время велики как никогда. Практика показывает, что проблемы в области нормативно правового соответствия могут привести к ущербу репутации, оттоку клиентов и большим штрафам для организаций. В данных условиях могут серьезно пострадать и партнеры тех компаний, которые оказались замешаны в коррупционном скандале. Статья посвящена анализу норм построения антикоррупционной комплаенс программы в дочерних компаниях иностранных бизне-гигантов, зарегистрированных на территории РФ. Цель работы - раскрыть основные требования различных стран к внутриорганизационной системе противодействия коррупции. Авторами сделан вывод о сходстве подходов регуляторов к антикоррупционной комплаенс программе. Предложены этапы построения эффективной системы предупреждения и противодействия коррупции на российских предприятиях отрасли.
Abstract. The consequences of non-compliance with legal requirements are now greater than ever. Practice shows that problems in the field of regulatory compliance can lead to damage to reputation, customer outflow and large fines for organizations. In these circumstances, the partners of those companies that were involved in the corruption scandal may also be seriously affected. The article analyzes the norms for building an anti-corruption compliance program in subsidiaries of foreign business giants registered in the territory of the Russian Federation. The purpose of this work is to reveal the main requirements of various countries to the internal anti-corruption system. The authors conclude that regulators ' approaches to the anti-corruption compliance program are similar. The stages of building an effective system for preventing and countering corruption at Russian enterprises in the industry are proposed.
Ключевые слова: антикоррупционный комплаенс, антикоррупционная система организации, зарубежное законодательство, противодействие коррупции.
Keywords. anti-corruption compliance, anti-corruption system of the organization, foreign legislation, anticorruption.
Вопросы коррупционных проявлений являются одними из ключевых факторов сдерживания экономического роста страны, бизнеса и развития здоровой конкуренции на рынке, а также представляют угрозу национальной безопасности каждого государства. За последние двадцать лет нормы комплаенса постепенно стали неотъемлемой частью принципов управления организацией.
В современных условиях отмечается повсеместное ужесточение регулирования в области противодействия коррупции и повышения контроля за надлежащим ведением бизнеса, на лицо усиление давления со стороны международных движений и активизация общественного контроля (анонимные информаторы, активисты, журналистские расследования). Подобные тенденции повышают актуальность и необходимость создания надежной антикоррупционной программы в деятельности хозяйствующего субъекта. Последствия несоблюдения нормативно-правовых требований сегодня велики как никогда. Практика показывает, что подобное поведение может привести к ущербу репутации, оттоку клиентов и большим штрафам для организаций. Согласно отчету за 2018 год, подготовленному Институтом Понемона (англ. Ponemon Institute), несоблюдение нормативно правовых требований может обойтись компании в 2,7 раза дороже, чем их соблюдение. По сравнению с 2011 годом этот показатель вырос на 45% [2].
Согласно исследованиям в 2018 году по объему продаж в денежном выражении на территории РФ вошли иностранные производители со штаб-квартирами в США, Великобритании, Франции и Швейцарии. Нормативно-правовые акты, принятые в перечисленных зарубежных странах, оказывают большое влияние на практику ведения бизнеса и за пределами их штаб-квартир. Стоит отметить, что именно данные нормативные акты во многом формируют основные подходы в области построения антикоррупционных комплаенс программ в крупных компаниях. Рассмотрим специфику требований законодательства данных стран.
Компании, чьи штаб-квартиры зарегистрированы на территории США или чьи акции размещены на американских биржах, в обязательном порядке должны следовать требованиям экстерриториального Закона США «О коррупционных практиках за рубежом» (FCPA) 1977 года, который содержит норму о запрете в адрес любого «иностранного должностного лица давать обещания о выплатах или передаче денежных средств или чего-либо, представляющего ценность», для того чтобы приобрести или сохранить возможности ведения бизнеса или получения иного незаконного преимущества [5].
Начиная с 2011 года по сентябрь 2018 года Комиссия по ценным бумагам США и Министерство юстиции США выявили множество нарушений коррупционной направленности.
С целью предотвращения подобных ситуаций руководство компаний всё больше внимания уделяет использованию ряда мер, которые направлены на внедрение и развитие внутрикорпоративных стандартов и программ, призванных обеспечить противодействие коррупции. Подобные шаги позволяют уменьшить размер штрафов, избежать назначения внешнего антикоррупционного контроля и мониторинга. Стоит обратить внимание, что при выявлении нарушений наличие у организации подобных комплаенс программ учитывается регуляторами как положительный факт при принятии решения относительно порядка рассмотрения обвинений. Например, практика показывает возможность получения ряда послаблений в виде отсроченного судебного преследования и/или соглашения об отказе от преследования и определении испытательного срока для организации.
На территории Российской Федерации отмечается высокий интерес компаний к требованиям американского законодательства, что обусловлено рядом коррупционных скандалов.
Во-первых, в истории применения экстерриториального антикоррупционного законодательства уже были примеры разбирательств с крупными компаниями, предметом которых стали действия на территории России. Это актуализирует необходимость знания требований FCPA и ожиданий американского регулятора в отношении антикоррупционной программы для дочерних компаний международных производителей на территории РФ.
Во-вторых, применение законодательства США в отношении одной из крупнейших европейской авиастроительной компании Airbus. Общая сумма штрафа в пользу Национальной финансовой прокуратуры Франции (PNF), Британского Бюро по борьбе с крупным мошенничеством (SFO), а также в адрес Минюста и Госдепа США составила около 3,9 млрд. долларов США, что послужило ярким примером использования «территориальной юрисдикции» в случае, когда любое коррупционное действие, включая обещание, предложение, авторизация платежа, происходит на территории США [4].
В этой связи рассмотрим политику правоприменения положений FCPA для юридических лиц (FCPA Corporate Enforcement Policy), которая определяет следующие ключевые направления в области эффективной комплаенс программы:
- комплаенс-культура организации, в том числе в части осведомленности сотрудников о нетерпимости к неправомерному поведению;
- ресурсы, привлеченные для реализации комплаенс-программы;
- качество работы и опыт сотрудников, ответственных за комплаенс, в том числе понимание и распознавание сделок и ситуаций, которые могут представлять потенциальный коррупционный риск;
- наличие властных полномочий и автономности у подразделений и должностных лиц, ответственных за комплаенс, а также закрепленное локальным нормативным актом предоставление регулярных экспертных отчетов комплаенс в органы управления организации;
- наличие эффективных проводимых компанией мероприятий по оценке коррупционных рисков и способов совершенствования комплаенс-программы организации по результатам оценки рисков;
- наличие вознаграждения и поощрения сотрудников, ответственных за комплаенс, с учетом их ролей, обязанностей, эффективности работы и иных факторов;
- проведение аудита комплаенс-программы на предмет ее эффективности;
- наличие налаженной системы отчетности для всех сотрудников, вовлеченных в комплаенс, в том числе привлекаемых к работе на контрактных условиях [3].
Критерии эффективной комплаенс программы получили развитие на основе положений Руководства для прокуроров по оценке корпоративных комплаенс программ, обновленного в апреле 2019 года [11]. В данном документе рекомендуется оценивать комплаенс программу по трем основным вопросам, для каждого из которых предусмотрены свои точки контроля (12 тем руководства для прокуроров по оценке корпоративных комплаенс программ):
1. Комплаенс программа организации разработана надлежащим образом?
1.1. Оценка рисков, включая управление рисками, распределение ресурсов на основе риск-ориентированного подхода, переоценка и пересмотр,
1.2. Политики и процедуры, включая их разработку, комплексность и доступность, а также их операционное внедрение,
1.3. Обучения и коммуникации, в том числе риск ориентированный поход в обучении, форма, содержание и эффективность тренингов, коммуникации о нарушениях, доступность получения консультаций по вопросам соблюдения требований,
1.4. Конфиденциальность сообщения о нарушении и процедура расследований, включая эффективность механизмов, доступных для сотрудников компании, чтобы сообщить о потенциальном проступке, процедуры Компании для расследования сообщенных вопросов, и как именно компания реагирует на результаты расследования.
1.5. Управление третьими лицами, включая процедуры компании, связанные с привлечением, проверкой, мониторингом и управление третьими лицами на основе профиля риска и любых сопутствующих красных флагов.
1.6. Слияния и поглощения, включая политики и процедуры, связанные с выявлением комплаенс-рисков в сделках по слияниям и поглощениям.
2. Комплаенс программа организации реализуется эффективно? (неукоснительно и добросовестно)
2.1. Приверженность высшего и среднего руководства, включая поведение «наверху», общие обязательства, контроль.
2.2. Автономность и ресурсы комплаенс функции, включая структуру, статус, опыт и квалификации, финансирование и ресурсы, автономность.
2.3. Меры стимулирования и дисциплинарные меры, включая процесс по работе с персоналом, последовательное применение, система вознаграждений.
3. Комплаенс программа применима на практике в деятельности организации?
3.1. Непрерывное совершенствование, периодическое тестирование и обзор, включая внутренний аудит, контрольное тестирование, регулярное улучшение, комплаенс культура,
3.2. Расследования нарушений, включая надлежащий порядок проведения квалифицированными сотрудниками, реагирование на расследование.
3.3. Анализ и устранение нарушений, включая анализ первопричин, система оплат, управление контрагентов, корректирующие меры, ответственность.
Другим не менее важным законом в формировании антикоррупционной системы в организации является экстерриториальный законодательный акт Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act, UK BA), принятый в апреле 2010 г. Ст. 7-9 закона предусматривают ответственность за неспособность коммерческой организации предотвратить любые попытки взяточничества, которые могут быть предприняты в интересах данной организации или от ее имени. В соответствии с законом в случае, если любое лицо, связанное с организацией, осуществляет попытку подкупа иного лица, имея намерение организовать или сохранить деловые отношения, а также приобрести преимущество в осуществлении этих отношений в целях деятельности коммерческой организации, данная коммерческая организация признается виновной в совершенном преступлении.
В защиту организации может быть использовано доказательство того факта, что в своей деятельности она применяет адекватные процедуры, имеющие своей целью максимально не допустить неправомерное поведения лиц, связанных с деятельностью организации. При этом, организация, признанная виновной на основании нарушения закона, признается неспособной препятствовать преступному поведению - взяточничеству, которое было совершено в ее интересах или от ее имени. В данном случае по обвинительному акту в качестве наказания назначают выплату штрафа.
В соответствии со ст. 9 UK BA в 2011 году было разработано руководство Министерства юстиции Великобритании, в котором закреплены шесть основных принципов предотвращения взяточничества [10]. Коммерческие организации могут использовать в своей деятельности данные принципы при разработке механизмов предотвращения дачи взяток лицам, связанным с ними:
1. Адекватные (соразмерные, пропорциональные): процедуры (четкие, эффективно используемые в деятельности организации и ее сотрудников политики, и процедуры, имеющих своей целью снизить риск коррупции как в деятельности организации, так и в поведении связанных с ней лиц.
2. Тон сверху (заинтересованность и участие топ-менеджмента): для формирования у своих сотрудников высоких этических стандартов делового поведения руководство организации должно само транслировать пример поведения, не сопряженного с коррупционными проявлениями.
3. Оценка рисков:
3.1. Проводить идентификацию и оценку уязвимостей для страны и отрасли, в которых организация ведет свою хозяйственную деятельность
3.2. Проводить периодический и своевременный контроль адекватности, используемых с целью недопущения коррупционных проявлений, процедур в деятельности организации, а также обеспечивать их совершенствование. совершенствование.
4. Углубленная проверка (Due diligence) деятельности компании и благонадежности контрагента: в рамках предупреждения взяточничества на постоянной основе обеспечить проведение оценки контрагента на предмет уровня неприятия им данных коррупционных проявлений в поведении. В том числе оценивать наличие и степень адекватности используемых им политик и процедур по противодействию коррупционным преступлениям.
5. Внутренние коммуникации и обучение: донести до всех своих сотрудников антикоррупционные стандарты поведения и обеспечить понимание ими отрицательных последствий подобных проявлений коррупционного риска. Сотрудники должны понимать также смысл и цели внедрения антикоррупционных мер и процедур в их деятельности и деятельности организации. Обеспечить антикоррупционное просвещение сотрудников инструментами приобщения к советующей документации и обучения.
6. Регулярный контроль и мониторинг, пересмотр и улучшение процедур: при выявлении взяток обеспечить использование инструментов антикоррупционного аудита и финансового контроля. По результатам проверок своевременно принимать решения о пересмотре используемых политик и процедур. Использовать в данной деятельности и практику внешних проверок.
Французские власти также уделяют большое внимание формированию экстерриториального антикоррупционного законодательства. В 2017 году перечень таких законов, которые необходимо учитывать при построении антикоррупционной комплаенс программы, расширился принятием Закона № 2016-1691 от 9 декабря 2016 года «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (Sapin-II), вступивший в силу с 1 июля 2017 года. В соответствии со ст. 17 высшее руководство французских компаний ответственно за использование в их деятельности ряда мер, нацеленных на предотвращение и предупреждение коррупции и взяточничества [7]. В соответствии с законодательными нормами организации, численность которых превышает 500 человек, а годовой оборот - 100 млн. евро, обязаны внедрить следующие 8 элементов антикоррупционной комплаенс программы:
1. Создание кодекса этики, включающего определение и характеристику поведения, которого следует избегать.
2. Внедрение системы информирования о нарушениях кодекса этики.
3. Выявление, анализ и оценка коррупционных рисков, в том числе в зависимости от сферы деятельности и географических районов, в которых компания ведет свою деятельность.
4. Проверка благонадежности третьих лиц 1-го уровня и посредников.
5. Контроль за ведением бухгалтерского учета.
6. Система тренингов по противодействию коррупции для менеджмента и сотрудников, подверженных коррупционному риску.
7. Система дисциплинарных наказаний за нарушение кодекса этики для сотрудников компании.
8. Мониторинг исполнения антикоррупционной комплаенс-программы.
При этом, французское агентство по борьбе с коррупцией, AFA, определят соответствует ли антикоррупционная программа компании вышеупомянутым требованиям. В случае неисполнения указанных требований Комиссия по санкциям Агентства по борьбе с коррупцией может выдать постановление в виде предупреждения, что комплаенс программа должна быть принята или пересмотрена. Кроме того, Комиссия по санкциям имеет полномочия наложить штраф в размере до 200 тыс. евро против физического лица и до 1 мил. евро против компании.
Стоит отметить, что в декабре 2017 года было принято Руководство Французского антикоррупционного агентства по оказанию помощи частному и государственному секторам в предотвращении и выявлении коррупции, влияния на торговлю, вымогательства со стороны государственных чиновников, незаконного получения процентов, незаконного присвоения государственных средств и фаворитизма, в котором проблеме низкого уровня приверженности высшего руководства к вопросам предотвращения коррупции посвящен отельный раздел. [6].
Рассматривая законодательство Швейцарии, стоит обратить внимание, что в ст. 102 (2) Уголовного кодекса Швейцарии (Swiss Criminal Code, SCC) определено в качестве нарушения непринятие со стороны компании всех организационных мер в области комплаенс, необходимых для предотвращения (среди прочих преступлений) активного подкупа должностных лиц внутри страны и за рубежом со стороны своих сотрудников. При этом необходимо отметить, что и иностранные компании подпадают под швейцарскую юрисдикцию, если они несут ответственность за соблюдение закона швейцарской дочерней компанией [9].
Однако, в законодательстве Швейцарии отсутствует четкое определение относительно мер, которые должна предпринять организация в рамках антикоррупционной комплаенс программы. Тем не менее, Государ-
ственный секретариат Швейцарии по экономике (SECO) при сотрудничестве с Федеральным министерством юстиции и полиции, Федеральным департаментом иностранных дел, Швейцарским межотраслевым промышленным объединением работодателей (Economicsuisse), Отделением Международной торговой палаты в Швейцарии, Неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции в Швейцарии (Transparency International Switzerland) и Университет прикладных наук (HTW Chur) издал брошюру «Предотвращение взяточничества - информация для швейцарских компаний, работающих за рубежом», в которой подробно представлены коррупционные преступления и их последствия. Брошюра также содержит меры, которые организации могут использовать в своей антикоррупционной практике как превентивные [8]. Среди них можно необходимо обратить внимание на следующие:
- организационные (обеспечение прозрачности бизнес- процессов, четкое определение компетенций и должностных обязанностей сотрудников, определение кадровых позиций с высоким риском вовлеченности в коррупционные действия, включение советующих антикоррупционных положений о добросовестности в контракты сотрудников);
- меры, связанные с управлением персоналом (обучение сотрудников по вопросам противодействия коррупции; специальная подготовка сотрудников, занимающих позиции с высоким риском вовлеченности в коррупционную деятельность; разработка чек-листа, в котором отражены типичные признаки коррупционного поведения; определение средство для сообщения о нарушении или подозрении);
- надзорные меры (регулярные выборочные проверки, тестирование знаний сотрудников по вопросам противодействия коррупции, анализ проблем и случаев коррупции, принятие корректирующих мер, проведение аудита антикоррупционной программы).
Отдельный блок брошюры «Предотвращение взяточничества - информация для швейцарских компаний, работающих за рубежом» посвящен разработке и внедрению кодекса поведения и сопутствующих процедур, уточняющих положения данного кодекса.
Стоит помнить, что международным компаниям, зарегистрировавшим на территории РФ отдельное юридическое лицо, представительство или филиал, следует имплементировать не только соблюдение требований в области антикоррупционного комплаенс, применимых для материнской компании, но и внедрить собственные меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии коррупции". Данные меры могут включать:
- выделение подразделений и назначение должных лиц, отвечающих за профилактику коррупции;
- сотрудничество с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение стандартов и процедур, на практике направленных на обеспечение её добросовестной работы;
- утверждение кодекса этики и служебного поведения работников;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В 2014 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало и представило бизнесу документ «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», цель которого была определена как формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. В 2019 году Минтруд обновило методические рекомендации и выпустило документ «Меры по предупреждению коррупции в организациях», который уточнил элементы антикоррупционной комплаенс программы и способы их внедрения [1].
Как видно из обзора антикоррупционного законодательства зарубежных стран существуют достаточно серьезные различия в отношении именно статуса антикоррупционной программы. Так, во Франции внедрение мер по предотвращению является обязательным, и неисполнение данного требования может привести к соответствующим санкциям. В Великобритании и Швейцарии организации несут наказание только в том случае, если они не приняли все необходимы меры для предотвращения нарушения в условиях, когда это оно было совершено. Регулятор в США рассматривает эффективность антикоррупционной комплаенс программы как критерий для определения размера штрафа.
В России законодательно утверждено требование о принятии организацией мер по противодействию коррупции, при этом на сегодняшний день формулировка закона оставляет за организацией выбор мер к внедрению из предложенного перечня. При этом, с одной стороны, есть практика признанием организации виновной в неисполнении требований, однако она не является повсеместной. С другой стороны, суды не имеют единой позиции в отношении рассмотрения наличия антикоррупционной программы в качестве обстоятельства, которое снижает ответственность для самой организации или позволяет доказать, что организация сделала все от нее зависящее. Это вносит определенный скептицизмы к внедрению антикоррупционной комплаенс системы в организации и приводит к формальному использованию утверждённых локальных документов. Выходом из данной ситуации, может стать продвижение со стороны государства нормы о внедрении антикоррупционных мер как позволяющей снизить потенциальные штрафы, если доказана ее эффективность.
Таким образом, анализ антикоррупционного законодательства США, Великобритании, Франции и Швейцарии, компании которых являются лидерами отрасли, а также осуществляют свою крупною деятельность
на территории РФ, показал, что непосредственно перечень требований и рекомендаций в отношении антикоррупционных комплаенс программ организаций, действующих как на территории, где компания зарегистрирована, так и за рубежом, можно определить, как похожие и во многом совпадающие друг с другом по основным проблемным вопросам. Данное наблюдение позволяет сделать вывод о положительной повсеместной тенденции со стороны законодательства разных стран к синхронизации и гармонизации требований, выдвигаемых в области противодействия коррупции.
Стоит помнить, что ключевой составляющей при построении антикоррупционной комплаенс программы в компании является успешная интеграция общих мер по противодействию к коррупции и специальных требований и ограничений в области взаимодействия с работниками.
Следовательно, авторы считают возможным использовать самые действенные требования антикоррупционной законодательной базы и предложить следующий алгоритм действий при построении антикоррупционной программы в компаниях на территории РФ:
1. Определить применимость антикоррупционного законодательства с учетом требований, выдвигаемых к комплаенс программе в области противодействия коррупции;
2. Разработать и обеспечить внедрение антикоррупционной системы комплаенс с учетом выявленных коррупционных рисков и применяемых законом требований;
3. Проводить регулярный мониторинг эффективности, внедренной комплаенс программы, и ее постоянный пересмотр на соответствие возникающим требованиям с учетом лучших практик.
Источники:
1. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. "Меры по предупреждению коррупции в организациях" // URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (дата обращения: 20/04/2020).
2. 2018 Report to the Nations. Global study on occupational fraud and abuse // Association of Certified Fraud Examiners URL: https://s3-us-west-2.amazonaws.com/acfepublic/2018-report-to-the-nations.pdf (дата обращения: 20/04/20).
3. 9-47.120 - FCPA Corporate Enforcement Policy // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/file/838416/download (дата обращения: 15/05/2020). 7
4. Airbus Agrees to Pay over $3.9 Billion in Global Penalties to Resolve Foreign Bribery and ITAR Case // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/opa/pr/airbus-agrees-pay-over-39-billion-global-penalties-resolve-foreign-bribery-and-itar-case (дата обращения: 15/05/2020).
5. Foreign Corrupt Practices Act of 1977 (15 U.S.C. §§ 78dd-1, et seq.) // URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/crim-inal-fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-english.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
6. French Anti-Corruption Agency guidelines to help private and public sector entities prevent and detect corruption, influence peddling, extortion by public officials, unlawful taking of interest, misappropriation of public funds and favouritism. Version 12-2017 // URL: https://www.agence-francaise-anticorruption.gouv.fr/files/2018-10/French_Anticorruption_ Agency_Guidelines.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
7. Loi n° 90-615 du 13 juillet 1990 tendant à réprimer tout acte raciste, antisémite ou xénophobe NOR: JUSX9010223L Version consolidée au 22 avril 2020 // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000532990 (дата обращения: 15/05/2020).
8. Preventing corruption - Information for Swiss businesses operating abroad // State Secretariat for Economic Affairs SECO URL: https://www.seco.admin.ch/dam/seco/en/dokumente/Publikationen_Dienstleistungen/Publikationen_Formu-lare/Aussenwirtschaft/Broschueren/korruption_vermeiden_de.pdf.download.pdf/korruption_vermeiden_en.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
9. Swiss Criminal Code of 21 December 1937 (Status as of 3 March 2020) // URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/index.html#a260/ (дата обращения: 15/05/2020).
10. "The Bribery Act 2010. Guidance about procedures which relevant commercial organisations can put into place to prevent persons associated with them from bribing (section 9 of the Bribery Act 2010)" // https://www.justice.gov.uk/downloads/leg-islation7bribery-act-2010-quick-start-guide.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
11. U.S. Department of Justice Criminal Division. Evaluation of Corporate Compliance Programs Guidance. Document Updated: April 2019 // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/page/file/937501/download (дата обращения: 15/05/2020).
References:
1. Information of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation dated September 18, 2019 "Measures to prevent corruption in organizations" / / URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (accessed 20/04/2020).
2. 2018 Report to the Nations. Global study on occupational fraud and abuse // Association of Certified Fraud Examiners URL: https://s3-us-west-2.amazonaws.com/acfepublic/2018-report-to-the-nations.pdf (дата обращения: 20/04/20).
3. 9-47.120 - FCPA Corporate Enforcement Policy // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/file/838416/download (дата обращения: 15/05/2020).
4. Airbus Agrees to Pay over $3.9 Billion in Global Penalties to Resolve Foreign Bribery and ITAR Case // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/opa/pr/airbus-agrees-pay-over-39-billion-global-penalties-resolve-foreign-bribery-and-itar-case (дата обращения: 15/05/2020).
5. Foreign Corrupt Practices Act of 1977 (15 U.S.C. §§ 78dd-1, et seq.) // URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/crim-inal-fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-english.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
6. French Anti-Corruption Agency guidelines to help private and public sector entities prevent and detect corruption, influence peddling, extortion by public officials, unlawful taking of interest, misappropriation of public funds and favouritism. Version
12-2017 // URL: https://www.agence-francaise-anticorruption.gouv.fr/files/2018-10/French_Anticorruption _Agency _Guidelines.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
7. Loi n° 90-615 du 13 juillet 1990 tendant à réprimer tout acte raciste, antisémite ou xénophobe NOR: JUSX9010223L Version consolidée au 22 avril 2020 // URL: https://ww.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000532990 (дата обращения: 15/05/2020).
8. Preventing corruption - Information for Swiss businesses operating abroad // State Secretariat for Economic Affairs SECO URL: https://www.seco.admin.ch/dam/seco/en/dokumente/Publikationen_Dienstleistungen/Publikationen_Formu-lare/Aussenwirtschaft/Broschueren/korruption_vermeiden_de.pdf.download.pdf/korruption_vermeiden_en.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
9. Swiss Criminal Code of 21 December 1937 (Status as of 3 March 2020) // URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/index.html#a260/ (дата обращения: 15/05/2020).
10. "The Bribery Act 2010. Guidance about procedures which relevant commercial organisations can put into place to prevent persons associated with them from bribing (section 9 of the Bribery Act 2010)" // https://www.justice.gov.uk/downloads/leg-islation7bribery-act-2010-quick-start-guide.pdf (дата обращения: 15/05/2020).
11. U.S. Department of Justice Criminal Division. Evaluation of Corporate Compliance Programs Guidance. Document Updated: April 2019 // U.S. Department of Justice URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/page/file/937501/downIoad (дата обращения: 15/05/2020).
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10299
Н. Т. Эльгайтарова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерскийучет», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, huttova75@mail.ru,
N. T. Elgaitarova - Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;
Б.Т. Хайтаев -к.э.н., доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, hutova75@mail.ru,
B.T. Khaytaev - Ph.D., Associate Professor, Department of Management FSBEI HE Chechen State University, Grozny.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА METHODICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF BUSINESS ACTIVITY AND PROFITABILITY OF
AGRICULTURAL COMPANIES
Аннотация. Рынок в современной ситуации мотивирует предприятия к инновационным действиям по освоению новых методов хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие представляет собой основной объект хозяйствования, независимого товаропроизводителя, экономическое пространство для которого ограничено, но также зависит от умения работать безубыточно. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. В статье рассмотрены основные вопросы результативности деятельности предприятия, которая отображает степень его доходности, проведен анализ деловой активности и рентабельности, содержащийся в исследовании уровней и динамики различных денежных коэффициентов, которые считаются относительными признаками денежных результатов деятельности компании. Проведенный анализ деловой активности позволил свидетельствует об эффективности использования собственных средств предприятием.
Abstract. The market in the current situation motivates enterprises to innovative actions for the development of new management methods, the restructuring of their activities. In market conditions, the enterprise is the main business entity, an independent producer, for which the economic space is limited, but also depends on the ability to break even. Profit ratios become critical for evaluating the production and financial performance of enterprises. They characterize the degree of his business activity and financial well-being. The article discusses the main issues of enterprise performance, which displays the degree of its profitability, analyzes the business activity and profitability contained in a study of the levels and dynamics of various monetary ratios, which are considered relative signs of the company's financial results. The analysis of business activity has allowed evidence of the effectiveness of the use of own funds by the enterprise.
Ключевые слова: финансы, финансовый анализ, финансовые коэффициенты; финансовые показатели; финансово-экономическая деятельность предприятия, рентабельность, инвестиционная привлекательность, деловая активность.
Keywords: Finance, financial analysis, financial coefficients; financial indicators; financial and economic activity of the enterprise, profitability, investment attractiveness, business activity.
По сути «деловая активность» означает спектр усилий, ориентированные на продвижение организации на рынке. С точки зрения анализа этот термин предусматривает текущую коммерческую деятельность предприятия. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего в скорости оборота его