ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
УДК 338
О.Б. Иванов
Формирование системы противодействия коррупции в ОАО «Российские железные дороги»
В статье исследуется практика ОАО «РЖД» по противодействию коррупции; изложены основные принципы построения эффективной системы противодействия коррупции в компании; показаны условия, параметры и этапы формирования нормативной правовой базы; дан анализ организационных мероприятий в указанной сфере.
Ключевые слова: Антикоррупционная хартия российского бизнеса, антикоррупционная политика, коррупция, противодействие коррупции, система внутреннего контроля, нормативные правовые акты, Национальный план противодействия коррупции.
Корпоративные мошенничества, коррупция — одна из достаточно серьезных, носящих тотальный характер угроз для развития компаний и экономик целых стран. Практически каждая компания — вне зависимости от ее размера, отраслевой специализации и местонахождения — подвержена коррупционным рискам. Такая ситуация характерна для всего мира.
Надо отметить, что ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе анализирует, обобщает и представляет наиболее опасные для мирового сообщества риски. Форум, на протяжении уже ряда лет, одним из глобальных рисков определяет повсеместное засилье коррупции.
Почему же эти риски отнесены мировыми экспертами к категории глобальных? Всего несколько цифр. На Давосском форуме отмечалось, что коррупция на 10 % увеличивает стоимость контрактов в сфере закупок, а в развивающихся странах эта цифра достигает 25 %. По данным ООН совокупные ежегодные потери стран мира от коррупции превышают 2,6 трлн долларов США, или 5 % мирового ВВП. В России также проблема коррупции оценивается как одна из серьезнейших угроз национальной безопасности страны.
На уровне компании актуальность обозначенной предметной области обусловлена рядом тенденций во внешней среде ОАО «РЖД», определяющих прямую зависимость результатов деятельности от эф-
© Иванов О.Б., 2015
26
Формирование системы противодействия коррупции...
фективности системы внутреннего контроля и работы по противодействию коррупции.
Так, стремление деловых партнеров и клиентов ОАО «РЖД» к повышению прозрачности сделок и эффективности бизнес-процессов подталкивает компанию к мобилизации и вовлечению в хозяйственный оборот своих скрытых резервов, а также пресечению противоправных действий, в том числе коррупционной направленности, наносящих прямой материальный и репутационный ущерб.
Сокращение возможностей федерального бюджета и соображения безопасности национального суверенитета Российской Федерации побуждают органы государственной власти к реализации мероприятий по декриминализации российской экономики и усилению борьбы с коррупцией.
Направлением «особого внимания» в сложившихся условиях является реализация крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния.
В свете последних геополитических событий и их экономических последствий для российской экономики, потенциальной зоной риска и правовым механизмом оказания дополнительного давления на отечественные компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, в частности осуществляющие заимствования на зарубежных финансовых рынках, являются правовые акты зарубежных государств, имеющие экстерриториальное действие (например, закон США «О коррупционных практиках за рубежом» — Foreign Corrupt Practices Act, 1977 — FCPA; закон Великобритании «О взяточничестве» — The Bribery Act 2010 of the United Kingdom, 2010).
Согласно требованиям международных регуляторов, бирж, кредитных организаций и рейтинговых агентств необходимым условием для выхода на крупные рынки капитала является внедрение функции внутреннего аудита в компании, которая должна оценивать систему процедур внутреннего контроля, в том числе направленных на обеспечение требований в области противодействия коррупции.
Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция повышения активности институтов гражданского общества в лице общественных организаций и объединений по контролю над расходами компаний с участием Российской Федерации, в том числе это в полной мере касается и ОАО «РЖД».
Согласно лучшей отечественной и зарубежной корпоративной практике адекватный выбор стратегии взаимодействия с общественными объединениями позволяет компаниям создавать положительный общественный резонанс, преодолевать недоверие инвесторов и придавать дополнительный стимул к развитию своей деловой активности. Основные направления работы по противодействию коррупции в ОАО «РЖД» на разных уровнях показаны на рисунке 1.
27
Формирование системы противодействия коррупции...
Современные тенденции и тренды Внешний контур ОАО «РЖД» . -
Г Усиление борьбы с 1 ( Контроль за расходованием коррупцией 21адСТВ' ВЫДвЛГНЫХ И3 . рг/ 4 { федерального бюджета . и Г ■Ч Государство
Повышение активности институтов общественного контроля 0 Г Ч Гражданское общество
Открытостей прозрачность сделок и бизнес-процессов 0 Деловые партнеры, инвесторы и клиенты .
Экстерриториальное применение законодательных актов иностранных государств 0 Международно е сообщество ‘ j
Рисунок 1. Основные направления работы по противодействию коррупции в ОАО «РЖД»
Высокая степень интеграции ОАО «РЖД» в профессиональное сообщество позволяет своевременно изучать лучшую практику организации противодействия коррупции и принимать адекватные меры с целью совершенствования соответствующей внутрикорпоративной работы, формирования в компании антикоррупционной культуры
Выражая неприятие коррупционных проявлений, ОАО «РЖД» выступило участником и подписало Антикоррупционную хартию российского бизнеса (рисунок 2), предполагающую внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики. Это своего рода глобальное заявление компании о неприятии коррупции.
Источник: http://against-corruption.ru/ru Рисунок 2. Антикоррупционная хартия российского бизнеса
28
Формирование системы противодействия коррупции...
Работа по созданию в компании организационных основ и системы мер в указанной сфере деятельности в современных условиях приобрела целенаправленный характер. Разработан и утвержден План мероприятий ОАО «РЖД» по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы».
Планом ОАО «РЖД» предусмотрено осуществление ряда комплексных мер, в частности: совершенствование организационно-методологической основы противодействия коррупции, проведение мероприятий по информированию работников работодателем об антикоррупционных процедурах и требованиях, реализация комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками ограничений и запретов, организация обучения и повышения квалификации работников ОАО «РЖД» в области профилактики коррупционных правонарушений, реализация комплекса контрольных мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных проявлений, создание самостоятельного структурного подразделения по организации противодействия коррупции.
Методологическая основа противодействия коррупции в ОАО «РЖД» формируется с учетом принципов организации функциональной вертикали управления и процедур управления на горизонтальном уровне на основе гармонизации лучшего мирового опыта и правоприменительной практики Российской Федерации.
В компании разработаны и актуализированы нормативные документы, направленные на совершенствование организационных основ противодействия коррупции. В частности:
кодекс деловой этики ОАО «РЖД» в новой редакции, актуализированный с учетом изменений и дополнений в части создания этических основ предотвращения коррупции и соответствия требованиям российского законодательства в области противодействия коррупции;
положение об информационной политике ОАО «РЖД» в новой редакции, подготовленное с учетом дополнений в части раскрытия информации о мерах, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции;
распоряжение о мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»;
порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений;
порядок сообщения работниками ОАО «РЖД» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, о сдаче и оценке подарка;
29
Формирование системы противодействия коррупции...
положение о Комиссии по вопросам деловой этики ОАО «РЖД»; положение об Уполномоченном по вопросам деловой этики.
Также утверждено соответствующее распоряжение ОАО «РЖД» о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 613, которым определен порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению.
Особое место в системе организации мер по противодействию коррупции занимает Антикоррупционная политика ОАО «РЖД», которая является ключевым документом, определяющим следующие главные принципы работы по противодействию коррупции: соответствие законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам; неприятие коррупции; регулярная оценка рисков коррупции; применение адекватных процедур противодействия коррупции; должная осмотрительность при осуществлении деятельности и принятии управленческих решений; регулярный мониторинг эффективности процедур по противодействию коррупции; неотвратимость наказания; отказ от ответных санкций; непрерывное информирование и обучение.
Политика базируется на Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, подготовленных Минтрудом России во исполнение указов Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”», «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также учитывает международную практику и законодательные акты зарубежных государств, имеющие экстерриториальное действие.
Антикоррупционная политика является важнейшим идеологическим документом. ОАО «РЖД» размещает ее на корпоративном сайте в сети Интернет и открыто заявляет о неприятии коррупции.
Антикоррупционная политика ОАО «РЖД» разработана в целях: формирования у руководителей и работников, членов совета директоров, инвестиционного сообщества и иных лиц единообразного понимания неприятия ОАО «РЖД» коррупции в любых формах и проявлениях;
обеспечения соответствия деятельности ОАО «РЖД» законодательству Российской Федерации в области противодействия коррупции; минимизации рисков коррупции.
Самым важным моментом Антикоррупционной политики является то, что ОАО «РЖД» придерживается принципа неприятия коррупции во
30
Формирование системы противодействия коррупции...
всех ее формах и проявлениях при осуществлении любых видов деятельности. Указанный принцип означает полный запрет на совершение руководителями и работниками ОАО «РЖД», а также контрагентами ОАО «РЖД» непосредственно, либо через третьих лиц, коррупционной деятельности, включая посредничество в ее осуществлении, независимо от сложившейся практики ведения бизнеса в той или иной стране. Руководители и работники ОАО «РЖД» также должны воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного нарушения в интересах или от имени ОАО «РЖД».
Поскольку экономические, отраслевые, законодательные и операционные условия постоянно меняются, выявление и оценка рисков коррупции осуществляются постоянно в порядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД». При проведении оценки рисков коррупции анализируется вся доступная информация, связанная с рисками коррупции, как из внутренних, так и из внешних источников. Информация о выявленных рисках служит основанием для разработки новых и анализа существующих процедур противодействия коррупции. Целью оценки рисков является определение конкретных бизнес-процессов и операций ОАО «РЖД», в рамках осуществления которых наиболее высока вероятность совершения руководителями и работниками ОАО «РЖД» коррупционных правонарушений Реализация принципа должной осмотрительности при взаимодействии с ассоциированными лицами предполагает разумные усилия с целью минимизации рисков коррупции; разработку процедур проверок ассоциированных лиц на предмет их соответствия принципам антикоррупционной политики ОАО «РЖД», в том числе:
проверка кандидатов на руководящие и иные должности на предмет соблюдения принципа неприятия коррупции;
периодические проверки руководителей и работников ОАО «РЖД» на предмет наличия конфликта интересов, соблюдения антикоррупционной политики ОАО «РЖД» и нормативных документов ОАО «РЖД» в области противодействия коррупции;
проверки юридического лица при приобретении ОАО «РЖД» доли в его уставном капитале на предмет соответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции.
При наличии сведений или подозрений о нарушении законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, антикоррупционной политики ОАО «РЖД», Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» и иных нормативных документов ОАО «РЖД» сотрудники компании должны незамедлительно сообщить об этом соответствующему руководителю.
Важнейшим условием эффективного функционирования системы мер по противодействию коррупции является создание в компании дей-
31
Формирование системы противодействия коррупции...
ственнои системы внутреннего контроля и аудита, правильно выстроенная внутрикорпоративная система антикоррупционного комплаенса. Это позволяет не только соответствовать международным стандартам корпоративного управления, минимизировать риски привлечения к ответственности компании и ее менеджмента за нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства, но и снизить вероятность корпоративных мошенничеств.
Компоненты системы внутреннего контроля, задачи, функции и взаимодействие ее ключевых составляющих показаны на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3. Ключевые компоненты эффективной системы противодействия коррупции
ОАО «РЖД»
Координация работы по вопросам противодействия коррупции;
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями;
Совершенствование работы канала сообщений («горячей линии»);
Центр «Желдораудит»
Центр «Желдорконтроль» Центр по организации
Постоянный мониторинг реализации мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков, а также оказание консультационной поддержки на основе анализа коррупционных рисков в бизнес-процессах и выявления причин их возникновения.
Рисунок 4. Основные задачи и функции комплаенса, внутреннего аудита и контроля в области противодействия коррупции
32
Формирование системы противодействия коррупции...
Надо подчеркнуть, что по оценкам отечественных и зарубежных экспертов в ОАО «РЖД» создана и функционирует одна из наиболее эффективных и компетентных служб внутреннего контроля и аудита в России, соответствующая требованиям международных профессиональных стандартов, базирующаяся на лучших мировых практиках.
Так, в 2014 году ОАО «РЖД» была присуждена ежегодная международная премия «LUCA AWARDS» в номинации «Лучшая компания по эффективности системы внутреннего контроля и аудита». Премию вручил в Лондоне Патрон Международного института сертифицированных финансовых менеджеров Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский. Также ОАО «РЖД» получило премию Национального объединения внутренних аудиторов и контролеров в номинации «Лучшая компания по эффективности системы внутреннего контроля и аудита — 2014».
В наиболее полном виде система противодействия коррупции включает в себя совокупность взаимодействующих между собой контрольных подразделений, в которую входят: внутренний аудит, служба безопасности, подразделение комплаенс и юристы. Подразделение комплаенс осуществляет контроль соблюдения политик и процедур и является своего рода системой раннего предупреждения. Она контролирует риск-индикаторы, которые сигнализируют о неблагополучии в том или ином бизнеспроцессе, выявляет инциденты и нарушения. При наличии в этих нарушениях признаков злоупотреблений и мошенничества привлекается служба внутреннего аудита, которая углубленно расследует состояние дел в бизнес-процессах, где были зафиксированы нарушения. Если в ходе проведения аудита подозрения подтверждаются, привлекается служба безопасности. Юристы могут подключаться на любом этапе проводимой работы.
В рамках совершенствования контрольной вертикали ОАО «РЖД» в целях эффективной организации работы по противодействию коррупции, учитывая ее разносторонний характер и многогранность, а также необходимость координации мероприятий в этой области на всех уровнях управления и во всех структурах компании, распоряжением президента компании определено должностное лицо, ответственное в ОАО «РЖД» за работу по противодействию коррупции — директор ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту, создано самостоятельное структурное подразделение — Центр по организации противодействия коррупции.
Система внутреннего аудита, контроля и противодействия коррупции показана на рисунке 5.
Прямое подчинение Центра директору ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту позволяет обеспечить организационный статус в системе управления компании, необходимый для имплементации принципа независимости и объективности, а также синхронизировать работу по противодействию коррупции с контрольной функцией Центра внутреннего контроля и аудиторской деятельностью Центра внутреннего аудита.
33
Формирование системы противодействия коррупции...
Рисунок 5. Система внутреннего аудита, контроля и противодействия коррупции
ОАО «РЖД»
С учетом антикоррупционного законодательства и других нормативных правовых документов Российской Федерации и ОАО «РЖД» определены следующие основные функции Центра:
координация работы подразделений ОАО «РЖД» и его дочерних обществ по вопросам противодействия коррупции;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями (Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минтрудом России, Национальным антикоррупционным комитетом, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и др.) по вопросам противодействия коррупции;
совершенствование информационно-аналитической функции, в том числе работы канала сообщений по принципу «горячей линии» о фактах коррупционных рисков и случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, а также прием, обработка и анализ поступающих уведомлений;
осуществление контроля за соблюдением подразделениями ОАО «РЖД» и его дочерними обществами требований (комплаенс) российского законодательства, кодекса деловой этики и иных обязательных для исполнения нормативных документов в области внутреннего контроля и противодействия коррупции;
проведение по специальным программам проверок надежности и эффективности функционирования систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля и аудита, противодействия коррупции в подразделениях компании и ее дочерних обществах;
34
Формирование системы противодействия коррупции...
осуществление специальных контрольных мероприятий в сферах с высоким коррупционным риском;
проведение проверок по фактам несоблюдения работниками ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
организация проведения оценки коррупционных рисков в подразделениях ОАО «РЖД» и в установленном порядке в его дочерних обществах;
системный мониторинг реализации в холдинге мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков, а также оказание консультационной поддержки на основе анализа коррупционных рисков в бизнес-процессах и выявления причин их возникновения.
Деятельность Центра по организации противодействия коррупции строится на основе эффективного взаимодействия с центрами «Желдор-аудит» и «Желдорконтроль», Департаментом безопасности, Правовым департаментом и Департаментом управления персоналом, что позволяет обеспечить эффективное проведение мероприятий по выявлению злоупотреблений в финансово-экономической сфере и организацию финансовых расследований по фактам мошенничества и коррупции.
Причастными подразделениями ОАО «РЖД» по кругу ведения реализуется комплекс контрольных мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных проявлений. Организован контроль над исполнением установленного порядка приема, учета и оценки подарков, полученных работниками ОАО «РЖД» в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей. Проводятся проверки по фактам несоблюдения работниками ОАО «РЖД» ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Обеспечиваются контрольные мероприятия по выявлению и пресечению фактов злоупотреблений, коррупционных проявлений и соблюдению интересов ОАО «РЖД».
Системой специального контроля охвачен весь периметр ОАО «РЖД», как отдельные структурные единицы: дирекции, филиалы, так и бизнеспроцессы.
Организована разработка комплексной программы по профилактике, предупреждению и пресечению фактов злоупотреблений в финансовоэкономической сфере деятельности и обеспечению соблюдения интересов компании с учетом требований к организации внутреннего контроля, предъявляемых законодательством Российской Федерации.
В компании работает единый информационный ресурс («горячая линия» для работников ОАО «РЖД»), личный блог президента ОАО «РЖД», «горячие линии» при железнодорожных комплексах, а также раздел «Общественная приемная» официального сайта ОАО «РЖД», отдел по работе с письмами и обращениями граждан, организация их личного приема. Физические и юридические лица могут сообщить сведения по вышеуказан-
35
Формирование системы противодействия коррупции...
ным каналам обратной связи о противоправных действиях, в том числе коррупционной направленности (в среднем на «горячую линию» поступает более 25,5 тысячи обращений в год).
Кроме того, осуществляется непрерывный мониторинг информации в СМИ. Уполномоченные работники на непрерывной основе осуществляют мониторинг информации в СМИ о вовлечении компании и ее сотрудников в коррупционную деятельность; осуществляется оценка указанной информации, опубликованной в СМИ и принимается решение о необходимости публикации соответствующих официальных комментариев.
В компании реализуется комплекс мер по разъяснению антикоррупционных требований и процедур, проведению системной информационно-разъяснительной работы по недопущению работниками ОАО «РЖД» коррупционных проявлений, в том числе поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дать взятку, согласие принять взятку, либо как просьбу о даче взятки; проводится системная работа по формированию у работников компании отрицательного отношения к коррупции, в частности организован и осуществляется контроль за соблюдением работниками норм поведения, закрепленных Кодексом деловой этики ОАО «РЖД».
Департаментом управления персоналом совместно с Центром внутренней политики и развития корпоративной культуры разработаны брошюры «Антикоррупционная политика ОАО “РЖД”» и «Кодекс деловой этики ОАО “РЖД”», которые распространяются среди всех работников ОАО «РЖД» для самостоятельного изучения; актуализирована образовательная программа «Корпоративная культура ОАО “РЖД”», которую в текущем году пройдут более 250 работников компании на базе АНО «Корпоративный университет ОАО “РЖД”»; в план подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов холдинга включено обучение работников в области профилактики коррупционных правонарушений по 40-часовой программе; организовано кураторство и наставничество новых и молодых работников компании в целях отрицательного отношения к коррупционным проявлениям; проводится другая работа в этом направлении.
ОАО «РЖД» придерживается принципа непрерывного информирования и обучения руководителей и работников ОАО «РЖД». Руководители и работники ОАО «РЖД», а также прочие ассоциированные лица информируются в установленном ОАО «РЖД» порядке о необходимости соблюдения положений законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции и антикоррупционной политики ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» перед началом сотрудничества с контрагентами в установленном порядке информирует их о применяемых в компании антикоррупционных процедурах. Руководители и работники ОАО «РЖД» регулярно проходят обучение основам противодействия коррупции, законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, антикор-
36
Формирование системы противодействия коррупции...
рупционной политики ОАО «РЖД», Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», а также иных нормативных документов ОАО «РЖД» в области противодействия коррупции.
В своей деятельности ОАО «РЖД» демонстрирует жесткое и непримиримое отношение к коррупции. В основу принципа заложена неотвратимость ответственности виновных, придание каждого выявленного факта гласности внутри компании, показательные процессы: увольнение, предъявление исков в суд, инициирование уголовного дела (при наличии состава преступления). В своей деятельности ОАО «РЖД» прилагает все возможные законные усилия для обеспечения неотвратимости наказания руководителей и работников компании независимо от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений. Компания сотрудничает с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции.
При этом ОАО «РЖД» гарантирует, что к руководителям и работникам компании, либо иным ассоциированным лицам не будут применяться санкции за отказ в даче взятки, в осуществлении или участии в коммерческом подкупе, отказ в посредничестве во взяточничестве (коммерческом подкупе), в том числе в тех случаях, когда в результате такого отказа ОАО «РЖД» были причинены убытки либо не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества, а также за отказ в осуществлении прочих коррупционных нарушений в личных интересах или в интересах ОАО «РЖД»; а также за информирование о случаях склонения руководителя или работника ОАО «РЖД» к совершению коррупционных нарушений и нарушении антикоррупционной политики ОАО «РЖД» (за исключением случаев сообщения заведомо ложной информации).
Таким образом, высокая степень интеграции ОАО «РЖД» в профессиональное сообщество позволяет своевременно изучать лучшую практику организации противодействия коррупции и принимать адекватные меры с целью совершенствования соответствующей внутрикорпоративной работы. Реализуемый в ОАО «РЖД» подход к организации противодействия коррупции позволяет своевременно и в полной мере выполнять поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации задачи в этой области.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 апреля 2014 года № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы».
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 6 августа 2015 года).
3. Антикоррупционная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://against-corruption.ru/images/documents/
37
Формирование системы противодействия коррупции...
%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_21.09.12.pdf (дата обращения 20 марта 2015 года).
4. Иванов О.Б. Распространение действия закона Великобритании о борьбе со взяточничеством на зарубежные (в том числе российские) компании // Вопросы экономики и права. 2014. № 1. С. 95—100.
5. Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 года (редакция 8 апреля 2014 года).
6. При подготовке статьи использованы внутренние документы ОАО «РЖД» по противодействию коррупции.
References
1. Russian Federation Presidential Decree of 11 April, 2014 # 226 “On the National Anti-Corruption Plan for 2014-2015”. (in Russian).
2. Federal Law of December 25, 2008 # 273-FZ “On Countering Corruption”. Available at: http://base.garant.ru/12164203/ (accessed 6 July 2015) (in Russian).
3. Anti-Corruption Charter of the Russian Business. Available at: http://against-corruption.ru/images/documents/ %D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_21.09.12.pdf (accessed 6 July 2015). (in Russian).
4. Ivanov O.B. Extending the Scope of the UK Law on Combating Bribery of the Foreign (Including Russian) Companies. Voprosy ekonomiki i prava [Questions of Economics and Law], 2014, no. 1, pp. 95—100 (in Russian).
5. Guidelines of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on the development and adoption organizations, measures to prevent and counter corruption on November 8, 2013 (revised April 8, 2014) (in Russian).
6. The Internal Anti-Corruption Policy Documents of JSCo Russian Railways were used in the article.