Научная статья на тему 'Коррупционные риски: классификация, оценка и меры, направленные на их предотвращение'

Коррупционные риски: классификация, оценка и меры, направленные на их предотвращение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5146
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ РИСКАМ / CORRUPTION / CORRUPTION RISKS / CLASSIFICATION SIGNS / ASSESSMENT METHODS / ANTI-CORRUPTION RISKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прозументов Лев Михайлович, Добрусина Маргарита Ефимовна, Набеева Надия Галлимуловна

Рассматриваются коррупционные риски в контексте их классификации и оценки, предлагаются мероприятия по противодействию коррупционному поведению членов общества. Данное исследование было проведено на основе изучения антикоррупционного законодательства, анализа и обобщения специальной литературы и статистических данных. Авторы считают, что коррупция всегда связана с нарушением норм права, а наступлению и распространению коррупционных нарушений способствует коррупционный риск. Именно он означает возможность реализации коррупционного замысла. В соответствии с этим важно своевременное выявление коррупционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прозументов Лев Михайлович, Добрусина Маргарита Ефимовна, Набеева Надия Галлимуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption Risks: Classification, Assessment and Measures for Their Prevention

The aim of this article is to consider the risks of corruption and methods for their assessment, the development of preventive measures to counter the corrupt behavior of employees. This study was conducted based on the use of the following methods: the study of legal documents, analysis and synthesis of special literature and statistical data. The authors believe that the basis of corruption lies in the economy, but it is always associated with the violation of the rule of law. Corruption is the entry into an unlawful social and economic relationship between the employer, the employee and the government. At the same time, researchers argue that it is corruption risk that contributes to the emergence and spread of corruption-related offenses. Corruption risk means the possibility of implementing a corruption plan. Identification and prevention of corruption risks, according to the authors, is based on the development and practical application of legal, organizational and preventive methods. The legal regulation of anti-corruption activities in the Russian Federation is reflected in regulatory documents. In countering corruption, the timely identification of corruption risks has an important role. According to the authors, they can be classified according to five criteria: by object, by type, by reason of occurrence, by scale of coverage, by the size of financial theft in accordance with the law. Each feature requires a special in-depth study. This article focuses on the risks of corruption in the field of social and labor relations. Among corruption violations, a special place is occupied by personnel corruption. It is one of the most common forms of violation of the human right to work. Corruption risks can be associated with hiring new employees for a vacant position, appointing an employee to a management position, and illegal managerial activities of a manager. In order to counter corruption in an organization, it is necessary to conduct an assessment of corruption risks. It allows to ensure the compliance of anti-corruption measures with the specifics of the organization's activities. The main methods for assessing corruption risks are statistical and expert assessment methods. According to the authors, to combat corruption in the field of labor relations, an effective form is the system of personnel motivation. To prevent corruption and minimize corruption risks, the following preventive measures are proposed: (1) effective monitoring of facts and forms of corruption; creation of a special website; (2) training of employees in anti-corruption literacy; holding of round tables and conferences; (3) periodical sociological surveying and anonymous questioning of the employees; (4) careful selection of employees that control and ensure the implementation of measures to combat corruption; (5) enhanced control over employees whose activities are associated with increased corruption risk; (6) analysis and evaluation of the effectiveness of anti-corruption measures, including with the involvement of the public. Countering corruption risks implies coordinated joint efforts of the state, business, employers and employees. They should be systemic.

Текст научной работы на тему «Коррупционные риски: классификация, оценка и меры, направленные на их предотвращение»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 210-216. Б01: 10.17223/15617793/445/32

УДК 331.101: 328.185+343.352

Л.М. Прозументов, М.Е. Добрусина, Н.Г. Набеева

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

Рассматриваются коррупционные риски в контексте их классификации и оценки, предлагаются мероприятия по противодействию коррупционному поведению членов общества. Данное исследование было проведено на основе изучения антикоррупционного законодательства, анализа и обобщения специальной литературы и статистических данных. Авторы считают, что коррупция всегда связана с нарушением норм права, а наступлению и распространению коррупционных нарушений способствует коррупционный риск. Именно он означает возможность реализации коррупционного замысла. В соответствии с этим важно своевременное выявление коррупционных рисков.

Ключевые слова: коррупция; коррупционные риски; признаки классификации; методы оценки; противодействие коррупционным рискам.

Введение

Одной из глобальных социально значимых проблем современного общества является коррупция. Она реально угрожает национальной безопасности и конституционному строю, разрушает моральные ценности, является причиной роста теневой экономики. Коррупция имеет давнюю историю. Первые упоминания о коррупции относятся ко второй половине XXIV в. до н. э. Она зародилась еще в древности и существует практически во всех странах мира [1. С. 178-179].

Коррупция (согтрйо) - слово латинского происхождения и дословно - подкуп, порча. Основа коррупции лежит в экономике, но она всегда связана с нарушением норм права. Коррупция - это вступление в незаконные социально-экономические отношения работодателя с работником и властью. При этом следует иметь в виду, что способствует наступлению и распространению коррупционных нарушений коррупционный риск. Он означает возможность реализации коррупционного замысла.

Выявление и предупреждение коррупционных рисков включает разработку и практическое применение правовых, организационных и профилактических методов.

Основная часть

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности

Принятие антикоррупционного законодательства -это важный шаг в реформировании не только механизма реагирования на лиц, совершивших коррупционные правонарушения, но и механизма выявления и устранения причин и условий, которые способствуют возникновению коррупционных рисков.

В России ратифицированы антикоррупционные конвенции: «Конвенция ООН против коррупции» (2003 г.) [2] и «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (1999 г.) [3; 4. С. 216]. Однако до сих пор не ратифицирована конвенция Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», заключенная в Страсбурге 4 ноября 1999 г. [5].

Ежегодно, начиная с 2004 г., 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Он был

провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № А/КБ8/58/4 от 21 ноября 2003 г.). Целью учрежденного Международного дня, как отмечается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблем коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

В России на законодательном уровне впервые дано определение коррупции в Федеральном законе РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 25 января 2008 г. [6]

В соответствии с законом под коррупцией понимаются следующие действия: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения. Однако, понятие «коррупция» не ограничивается только взяточничеством. Формами ее проявления являются «кумовство», «фаворитизм», «система откатов», вошло в практику и «телефонное право».

Данным законом определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, установления запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, а также ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Правовое регулирование антикоррупционной деятельности в нашей стране находит отражение в нормативно-правовых документах:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором уточнены запреты, связанные с гражданской службой. Например:

- участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществление предпринимательской деятельности;

- представление интересов в делах третьих лиц в государственном органе, в котором лицо замещает должность гражданской службы и др.

В данном законе также дано определение конфликта интересов: ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заин-

тересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества [7].

2. Федеральный закон от 17.06.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [8].

3. Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065: «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [9].

4. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» [10].

5. Указы Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [11] и от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [12]. Во исполнение этих указов были разработаны и приняты: «Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования», «Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

6. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [13]. Отличительной особенностью данного плана, как отмечает Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, является то, что он принимается на три года. Главное в этом документе - бюджетная дисциплина и персональная ответственность. Он ориентирован на решение следующих задач:

- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- обеспечение единообразного применения законодательства;

- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;

- систематизацию и актуализацию нормативно-правовой базы по вопросам противодействия кор-

рупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции и др.

Национальные планы противодействия коррупции стали приниматься с 2012 г. Они явились прорывными, так как изменили систему контроля за исполнением антикоррупционных норм.

Реализация названных выше документов способствовала:

- разработке паспортов программ приоритетных проектов противодействию коррупции;

- установлению перечней нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования к антикоррупционному поведению;

- регламентации административных процедур исполнения функций (дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами);

- определению ограниченных сроков для принятия управленческих решений;

- нормативному закреплению обязанностей декларирования доходов и расходов и др.

В противодействии коррупции важную роль имеет своевременное выявление коррупционных рисков. Коррупционный риск - это предполагаемая основа для коррупционной деятельности. Коррупционные риски, по нашему мнению, можно классифицировать по пяти признакам (таблица).

Безусловно, каждый признак требует специального глубокого изучения. Однако необходимо остановиться более подробно на коррупционных рисках в сфере социально-трудовых отношений. Они в большей степени скрыты, чем в других областях деятельности. Поэтому их трудно обнаружить и искоренить.

Среди коррупционных нарушений особое место занимает кадровая коррупция. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения прав человека на труд.

Коррупционные риски, возникающие в данной сфере, распространяются на всех работников организации вне зависимости от занимаемой должности.

Коррупционные риски могут быть связаны с наличием в организации работников, оформленных в соответствии с требованиями трудового законодательства, которые по факту не выполняют свои трудовые обязанности, но при этом получают заработную плату. При выявлении таких рисков особое внимание необходимо уделить работникам, оформленным по совместительству и гражданско-правовым договорам (договор подряда, страховой договор), так как данная категория работников чаще всего не обременена необходимостью фактического присутствия на рабочем месте.

При найме новых работников на вакантное место коррупционным риском является:

- Заинтересованность работников организации в получении незаконного вознаграждения за установление необоснованных исключений при приеме на работу, в том числе прием на работу без установления испытательного срока.

- Прием на работу близких родственников лиц, ответственных за принятие решений в организации.

- Попытки внедрения в организацию лиц, связанных с правоохранительными, надзорными и контролирующими органами, органами власти и органами местного самоуправления, представите-

лями международных общественных организаций, а также партнерами, контрагентами организации и лицами, связанными с организованной преступностью.

Классификация коррупционных рисков

№ п/п Признаки классификации Характеристика

1 По объекту - сфера социально-трудовых отношений; - хозяйственная деятельность с учетом отраслевых особенностей; - управленческая деятельность; - финансовая деятельность

2 По видам - получение или передача имущества в аренду; - распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности; - злоупотребление своим служебным положением; - незаконная управленческая деятельность руководителя; - осуществление финансовых операций; - заключение договоров страхования; - сфера закупок недвижимого имущества, техники; машин и оборудования, нематериальных активов, сырья и материалов, услуг; - разновидность консалтинга; - проведение научно-исследовательских, строительно-монтажных работ; - оказание образовательных услуг

3 По причинам возникновения - нравственные принципы конкретной личности; - объем должностных полномочий; - нарушения бюджетной дисциплины; - профессиональный круг общения; - наличие «взяткодателей»; - действующая система контроля качества документооборота; - недостатки в научно-производственной сфере.

4 По масштабу охвата - международный (межгосударственный); - в пределах страны, в том числе субъекта Федерации, региона, организации

5 По размеру финансового хищения в соответствии с нормами права - крупный; - средний

Коррупционные риски организации также могут быть связаны с повышением работника путем назначения на руководящие должности. В подобном случае распространенными коррупционными рисками являются:

- Заинтересованность работников организации в получении незаконного вознаграждения за установление необоснованных исключений при принятии решения о повышении в должности.

- Повышение в должности близких родственников лиц, ответственных за принятие решений в организации, при наличии кандидатов, которые обладают большей компетенцией и опытом работы.

- Попытки продвижения на руководящие должности организации лиц, связанных с правоохранительными, надзорными и контролирующими органами, органами власти и органами местного самоуправления, представителями международных общественных организаций, а также партнерами, контрагентами организации и лицами, связанными с организованной преступностью.

Коррупционные риски могут возникнуть в результате незаконной управленческой деятельности руководителя. К таким рискам относятся:

- Привилегированное или заведомо предвзятое отношение к отдельным работникам.

- Хищения денежных средств, имущества организации.

- Применение репрессивных мер воздействия (увольнение, перевод и изменение условий труда и т. п.) в отношении лиц, оказывающих помощь в предотвращении и противодействии коррупции.

- Сокрытие коррупционных действий подчиненных.

- Получение должностными лицами предприятия подарков от подчиненных.

- Использование труда работников организации в личных целях.

Любая организация может быть подвержена коррупционному воздействию. В целях противодействия коррупции в организации необходимо производить оценку коррупционных рисков. Именно она позволит обеспечить соответствие антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации.

Целью выявления и оценки коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации. При их реализации существует высокая вероятность совершения ее работниками коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и получения выгоды организацией.

Основными методами оценки коррупционных рисков являются:

1. Статистический метод. Информацию о том, что деятельность является коррупционно опасной, можно получить из статистических данных по результатам рассмотрения сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению, из материалов, представленных правоохранительными органами о случаях коррупции в различных сферах деятельности.

Анализ обращений, жалоб, писем, уведомлений, содержащих информацию о возможном или случившемся коррупционном правонарушении как со стороны, так и от сотрудников организации, установление должности сотрудника, участвовавшего в коррупци-

онных отношениях. Определение мотивов коррупционного поведения сотрудника, если такие уже случались в организации. Проведенный анализ позволит получить данные о возможных случаях проявления коррупционного поведения в организации.

2. Метод экспертных оценок. Основан на обобщении мнений специалистов - экспертов в данной области о величине вероятности риска. В рамках данного метода проводится опрос компетентных лиц. При его проведении учитываются мнения, знания тех, «кто причисляется к числу экспертов в силу их должностных и статусных обязанностей и те, кто сам влияет на понимание причин и последствий коррупции и помогает пониманию этой проблемы». Данный опрос позволяет в короткие сроки получить достоверную информацию [15. С. 99].

Работа с коррупционными рисками должна быть построена в следующей последовательности:

- Идентификация коррупционных рисков и их оценка.

- Управление коррупционными рисками.

- Разработка антикоррупционных программ и планов, контроль за их реализацией [16. С. 161].

Под идентификацией коррупционных рисков понимается процесс выявления, понимания и осознание коррупционных рисков работниками организации. Оценка коррупционных рисков заключается в определении возможных и реальных последствий для определенных сфер деятельности в случаях несоблюдения его работниками требований антикоррупционного законодательства.

«Управление коррупционными рисками - это определение и отбор наиболее эффективных мер противодействия и предотвращения коррупционных правонарушений» [Там же].

На стадии планирования соответствующих антикоррупционных программ и планов, а также контроля за их реализацией осуществляется разработка дальнейших шагов организации по идентификации, оценке и управлению коррупционными рисками.

На этой стадии проводится анализ эффективности введенных ранее мер противодействия и предотвращения правонарушений и осуществляется контроль за их выполнением.

Для того чтобы выявить коррупционный риск в деятельности организации, следует использовать внутренние и внешние информационные ресурсы, а также руководствоваться информацией, имеющейся у организации.

При использовании имеющейся у организации информации необходимо осуществлять подробный анализ следующих составляющих:

- Предыдущая незаконная деятельность в организации. Проводится для того, чтобы выявить, какие мотивы стали причиной совершения сотрудниками коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией, и с помощью каких мер, процедур и решений правонарушения осуществлялись; определить план действий, по которому осуществлялось устранение последствий коррупционных правонарушений, совершенных такими сотрудниками.

- Результаты внешних и внутренних проверок, расследований. Заключаются в анализе справок, актов и других документально оформленных результатов проведенных мероприятий, чтобы подробно изучить деятельность организации на предмет вероятности совершения коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией.

- Письма, жалобы, обращения, поступившие от физических и юридических лиц, содержащие информацию о сферах и направлениях деятельности организации, в которых возможно совершение коррупционных правонарушений. При этом особое внимание необходимо уделять жалобам на деятельность отдельных сотрудников. Это позволит определить системность их недобросовестного поведения.

- Нормативные и организационно-распорядительные документы, регулирующие деятельность организации, на предмет наличия в них положений, которые могут способствовать совершению коррупционных правонарушений.

- Характер и объем полномочий должностных лиц организации. Предусматривает изучение должностных инструкций таких лиц, а также их сопоставление с осуществляемой деятельностью и реальным объемом компетенций.

Использование внутренних ресурсов организации предусматривает проведение:

- Общих или анонимных опросов в рамках анкетирования работников организации с целью определения областей возникновения риска.

- Личных бесед с отдельными работниками, которые, учитывая свой опыт, компетенцию и выполняемые обязанности, имеют возможность более подробно осветить потенциально рискованные сферы деятельности организации.

- Обсуждения на совещаниях или заседаниях вопросов, связанных с коррупционными рисками в деятельности должностных лиц предприятия, а также совместный поиск путей их минимизации и устранения.

Использование внешних ресурсов предусматривает периодическое проведение:

- Анализа способов и положительных методов управления коррупционными рисками, их устранение.

- Общих и анонимных опросов представителей общественности и субъектов хозяйствования, которые имели непосредственный опыт взаимодействия с данной организацией на предмет эффективности реализации соответствующих процедур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Анализа отечественных и международных исследований, а также изучение и обобщение выводов и рекомендаций по результатам независимых социологических, научных, экспертных и других наработок в антикоррупционной сфере» [17. С. 57].

С целью устранения коррупционных рисков в организации необходимо использовать следующие общие правила:

- Совершенствование организационно-распорядительных и нормативных документов.

- «Разработка и внедрение положений о механизмах предупреждения, выявления и урегулирования конфликтов интересов и правил получения подарков, другой благотворительной помощи, перио-

дический пересмотр и обновление этих положений» [16. С. 162].

По результатам анализа организации на вероятность возникновения коррупционных рисков возможен следующий порядок осуществления оценки коррупционных рисков:

- рассмотрение деятельности предприятия в виде отдельных бизнес-процессов;

- определение лиц, реализующих каждый конкретный бизнес-процесс;

- определение степени риска для каждого бизнес-процесса.

Дополнительно для каждого процесса, реализация которого связана с коррупционным риском, следует составить описание возможных коррупционных правонарушений, включая:

- Характеристику неправомерной выгоды или преимуществ, которые могут быть получены организацией или сотрудником по результатам совершения коррупционного правонарушения.

- Должности в организации, которые являются привлекательными для потенциального совершения коррупционного правонарушения, т. е. участие которых является необходимым для того, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным.

В противодействии коррупции в сфере трудовых отношений действенной формой является система мотивации труда персонала. Она должна «базироваться на принципе баланса удовлетворения интересов и потребностей работодателя и конкретного работника» [18. С. 63]. Если их интересы не совпадают, то появляется вероятность коррупционного поведения. Склонность к такому поведению определяется личностной готовностью человека к выбору коррупционного поведения в конкретной жизненной ситуации, а не только в ситуации коррупционного давления. Под коррупционным давлением понимается «совокупность внешних и внутренних факторов воздействия на человека, приводящих к ситуации выбора между злоупотреблением властью для получения личной выгоды или отказу от него» [19. С. 20].

Потребности человека всегда являются уникальными, учесть которые в рамках организации достаточно сложно. Однако, разрабатывая систему мотивации и стимулирования трудовой активности персонала, всегда нужно учитывать структуру мотивов работника.

Для того чтобы эффективно противодействовать коррупционному риску в организации, необходимо, во-первых:

- при оформлении гражданско-правовых договоров и договоров по совместительству проанализировать круг обязанностей работника, которые обозначены в его должностных инструкциях;

- проконтролировать их фактическое исполнение именно тем работником, за которым они закреплены;

- провести личную беседу с работником по поводу выполнения им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

Во-вторых, при приеме нового работника в организацию (или при повышении в должности работника) провести анализ профессиональной компетенции

нанимаемого работника путем оценки уровня образования, опыта работы и его соответствия предлагаемой вакантной должности. Источником информации об образовании служат документы об окончании учебных заведений (при условии их подлинности), курсов повышения квалификации, тренингов и других обучающих программ. Опыт работы оценивается по записям в трудовой книжке. Определить круг близких родственников претендента и аффилированных лиц, связанных с претендентом, с целью предупреждения возможного возникновения конфликта интересов. Данную информацию можно получить на основе анкеты претендента или личного листка по учету кадров, а также средств массовой информации.

Противодействие коррупции требует долговременной и кропотливой работы. Временные нескоор-динированные действия не приведут к необходимому результату. Для создания антикоррупционной организационной среды и противодействия коррупционному поведению персонала необходимо:

- осуществлять отбор персонала на основе компе-тентностного подхода и учета сформировавшейся мотивационной структуры работника;

- создавать такие условия в организации, при которых обеспечивалась бы гарантия для достойной жизни работников;

- проводить обучение сотрудников с целью повышения их информированности о методах противодействия и борьбе с коррупцией;

- отслеживать и проводить мониторинг склонности персонала к коррупционному поведению.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы, во-первых, по предупреждению и выявлению коррупционных рисков и, во-вторых, по раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений.

Для противодействия коррупции, минимизации коррупционных рисков можно выделить следующие профилактические мероприятия:

- действенный мониторинг о фактах и формах коррупции; создание специального сайта;

- обсуждение с сотрудниками предприятий, учреждений, организаций коррупционных правонарушений на заседаниях, встречах;

- обучение сотрудников антикоррупционной грамотности. Проведение круглых столов и конференций;

- установление усиленного контроля за сотрудниками, деятельность которых связана с повышенным коррупционным риском;

- периодическое проведение среди сотрудников социологических исследований, анонимного анкетирования с целью определения культуры поведения, степени удовлетворенности работой;

- осуществление строгого кадрового отбора специалистов для контроля и обеспечения выполнения мероприятий по противодействию коррупции, соблюдению норм этического кодекса;

- анализ и оценка эффективности антикоррупционных мероприятий, в том числе и с привлечением общественности.

Действенный анализ и оценка коррупционных рисков позволяют повысить эффективность российской экономики, деятельности субъектов хозяйствования на качественно новом уровне. Однако для этого необходимы согласованные совместные усилия госу-

дарства, бизнеса, работодателей и работников. Они должны носить системный характер. Отмеченное выше в полной мере относится к антикоррупционной деятельности на уровне каждого региона [14] и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прозументов Л.М. Уголовно-правовое противодействие коррупции в России: история и современное состояние // Вестник Томского

государственного университета. 2016. № 405. С. 178-183.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октяб. 2003 г. Электрон.

дан. М., 2003. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию: заключена в Страсбурге 27 янв. 1999 г. Электрон. дан. М., 1999.

Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

4. Прозументов Л.М., Карелин Д.В. О некоторых изменениях уголовного антикоррупционного законодательства // Вестник Томского госу-

дарственного университета. 2018. № 433. С. 216-219.

5. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: заключена в Страсбурге 04.11.1999 г. // Электрон.

фонд правовой и нормативно-технической документации. Электрон. дан. М. : Кодекс, 1999. URL: http://docs.cntd.ru/document/901858911 (дата обращения: 17.01. 2019).

6. О противодействии коррупции : федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая си-

стема. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

7. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018, с изм. и

доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер.

закон от 17 июня 2016 № 324-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М.,2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

9. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной

государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению : указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 09.08.2018) // Кон-сультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

10. О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 ( ред. от 19 марта 2013 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

11. Вопросы противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 (ред. от 15.07.2015) // Консуль-тантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

12. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции : указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 (ред. от 19.09.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

13. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 // Кон-

сультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

14. Об утверждении региональной программы противодействия коррупции в Томской области на 2018-2023 годы: распоряжение Администрации Томской области от 18 мая 2018 № 324-ра // Департамент труда и занятости населения Томской области. URL: https://rabota.tomsk.gov.ru/pages/front/view/id/29078 (дата обращения: 14.01. 2019).

15. Оконов Б. А. Экспертный опрос как метод выявления коррупционных рисков // Вестник института комплексных исследований аридных территорий. 2014. № 2. С. 98-102.

16. Буслаев С.И., Прасолов В.И. Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 1. С. 159-166.

17. Блинов А. Промышленные предприятия и их экономическая безопасность // Экономист. 2014. № 1. С. 56-60.

18. Мюллер Е.В. Управление персоналом и проблемы минимизации влияния коррупционных процессов. М. : Мир науки, 2015. 187 с.

19. Алмаева Ю.О. Коррупция в сфере труда как проблема современного российского общества // Политика, государство и право. 2015. № 3. С. 16-24.

Статья представлена научной редакцией «Право» 21 мая 2019 г.

Corruption Risks: Classification, Assessment and Measures for Their Prevention

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 445, 210-216. DOI: 10.17223/15617793/445/32

Lev M. Prozumentov, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Margarita E. Dobrusina, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Nadiya G. Nabeeva, Directorate for Economic Security and Combating Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia in

Tomsk Oblast (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: corruption; corruption risks; classification signs; assessment methods; anti-corruption risks.

The aim of this article is to consider the risks of corruption and methods for their assessment, the development of preventive measures to counter the corrupt behavior of employees. This study was conducted based on the use of the following methods: the study of legal documents, analysis and synthesis of special literature and statistical data. The authors believe that the basis of corruption lies in the economy, but it is always associated with the violation of the rule of law. Corruption is the entry into an unlawful social and economic relationship between the employer, the employee and the government. At the same time, researchers argue that it is corruption risk that contributes to the emergence and spread of corruption-related offenses. Corruption risk means the possibility of implementing a corruption plan. Identification and prevention of corruption risks, according to the authors, is based on the development and practical application of legal, organizational and preventive methods. The legal regulation of anti-corruption activities in

the Russian Federation is reflected in regulatory documents. In countering corruption, the timely identification of corruption risks has an important role. According to the authors, they can be classified according to five criteria: by object, by type, by reason of occurrence, by scale of coverage, by the size of financial theft in accordance with the law. Each feature requires a special in-depth study. This article focuses on the risks of corruption in the field of social and labor relations. Among corruption violations, a special place is occupied by personnel corruption. It is one of the most common forms of violation of the human right to work. Corruption risks can be associated with hiring new employees for a vacant position, appointing an employee to a management position, and illegal managerial activities of a manager. In order to counter corruption in an organization, it is necessary to conduct an assessment of corruption risks. It allows to ensure the compliance of anti-corruption measures with the specifics of the organization's activities. The main methods for assessing corruption risks are statistical and expert assessment methods. According to the authors, to combat corruption in the field of labor relations, an effective form is the system of personnel motivation. To prevent corruption and minimize corruption risks, the following preventive measures are proposed: (1) effective monitoring of facts and forms of corruption; creation of a special website; (2) training of employees in anti-corruption literacy; holding of round tables and conferences; (3) periodical sociological surveying and anonymous questioning of the employees; (4) careful selection of employees that control and ensure the implementation of measures to combat corruption; (5) enhanced control over employees whose activities are associated with increased corruption risk; (6) analysis and evaluation of the effectiveness of anti-corruption measures, including with the involvement of the public. Countering corruption risks implies coordinated joint efforts of the state, business, employers and employees. They should be systemic.

REFERENCES

1. Prozumentov, L.M. (2016) Legal counteraction to corruption in Russia: history and current state. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-

teta - Tomsk State University Journal. 405. pp. 178-183. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/405/26

2. Konsul'tantPlyus. (2003) Konventsiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsiy protiv korruptsii: prinyata General'noy Assambleey OON 31 oktyab.

2003 g. [United Nations Convention against Corruption: Adopted by the UN General Assembly on 31 October 2003]. Moscow: Kon-sul'tantPlyus.

3. Konsul'tantPlyus. (1999) Konventsiya Soveta Evropy ob ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu: zaklyuchena v Strasburge 27 yanv. 1999 g.

[Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption: Concluded in Strasbourg on 27 January 1999]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

4. Prozumentov, L.M. & Karelin, D.V. (2018) On some changes in the criminal anti-corruption legislation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta - Tomsk State University Journal. 433. pp. 216-219. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/433/29

5. Docs.cntd.ru. (1999) Konventsiya Soveta Evropy o grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za korruptsiyu: zaklyuchena v Strasburge 04.11.1999 g.

[Council of Europe's Civil Law Convention on Corruption: Concluded in Strasbourg on 11 April 1999]. Moscow: Kodeks. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/901858911. (Accessed: 17.01. 2019).

6. Konsul'tantPlyus. (2008) O protivodeystvii korruptsii: feder. zakon ot 25 dek. 2008 g. № 273-FZ (red. ot 30.10.2018) [On the fight against corrup-

tion: Federal Law No. 273-FZ of 25 December 2008 (as amended on 30 October 2018)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

7. Konsul'tantPlyus. (2019) O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 27 iyulya 2004 № 79-FZ (red. ot

11.12.2018, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) [On the state civil service of the Russian Federation: Federal Law No. 79-FZ of 27 July 2004 (as amended on 11 December 2018, as amended, addended, effective from 01 January 2019)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

8. Konsul'tantPlyus. (2016) O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Feder-

atsii: feder. zakon ot 17 iyunya 2016 № 324-FZ [On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: Federal Law No. 324-FZ of 17 June 2016]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

9. Konsul'tantPlyus. (2018) O proverke dostovernosti i polnoty svedeniy, predstavlyaemykh grazhdanami, pretenduyushchimi na zameshchenie

dolzhnostey federal'noy gosudarstvennoy sluzhby, i federal'nymi gosudarstvennymi sluzhashchimi, i soblyudeniya federal'nymi gosudarstvenny-mi sluzhashchimi trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.09.2009 № 1065 (red. ot 09.08.2018) [On verification of the accuracy and completeness of information submitted by citizens applying for positions in the federal public service and by federal public servants, and compliance by federal public servants with the requirements for official conduct: Decree of the President of the Russian Federation No. 1065 of 09 September 2009 (as amended on 09 August 2018)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

10. Konsul'tantPlyus. (2013) O natsional'nomplaneprotivodeystviya korruptsii na 2012-2013 gody i vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam protivodeystviya korruptsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13.03.2012 g. № 297 (red. ot 19 marta 2013 g.) [On the national anti-corruption plan for 2012-13 and amendments of certain acts of the President of the Russian Federation on anticorruption issues: Decree of the President of the Russian Federation No. 297 of 13 March 2012 (as amended on March 19, 2013)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

11. Konsul'tantPlyus. (2015) Voprosy protivodeystviya korruptsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 08.07.2013 № 613 (red. ot 15.07.2015) [Anti-corruption issues: Decree of the President of the Russian Federation No. 613 of 08 July 2013 (as amended on 15 July 2015)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

12. Konsul'tantPlyus. (2017) O merakh po sovershenstvovaniyu organizatsii deyatel'nosti v oblasti protivodeystviya korruptsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 15.07.2015 № 364 (red. ot 19.09.2017) [On measures to improve the organization of activities in the field of anti-corruption: Decree of the President of the Russian Federation No. 364 of 15 July 2015 (as amended on September 19, 2017)]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

13. Konsul'tantPlyus. (2008) O Natsional'nom plane protivodeystviya korruptsii na 2018-2020 gody: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.06.2018 № 378 [On the National Anti-Corruption Plan for 2018-20: Decree of the President of the Russian Federation No. 378 of 29 June 2018]. Moscow: Konsul'tantPlyus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Department of Labor and Employment of the Tomsk Region Population. (2018) Ob utverzhdenii regional'noy programmy protivodeystviya korruptsii v Tomskoy oblasti na 2018-2023 gody: rasporyazhenie Administratsii Tomskoy oblasti ot 18 maya 2018 № 324-ra [On approval of the regional anti-corruption program in Tomsk Oblast for 2018-23: Decree of Tomsk Region Administration No. 324-ra of 18 May 2018]. [Online] Available from: https://rabota.tomsk.gov.ru/pages/front/view/id/29078. (Accessed: 14.01. 2019).

15. Okonov, B.A. (2014) Ekspertnyy opros kak metod vyyavleniya korruptsionnykh riskov [An expert survey as a method for identifying corruption risks]. Vestnik instituta kompleksnykh issledovaniy aridnykh territoriy. 2. pp. 98-102.

16. Buslaev, S.I. & Prasolov, V.I. (2017) Assessment of Corruption Risks in the Activities of Economic Subject. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) - MIR (Modernization. Innovation. Research). 8 (1). pp. 159-166. (In Russian). DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.159-166

17. Blinov, A. (2014) Promyshlennye predpriyatiya i ikh ekonomicheskaya bezopasnost' [Industrial enterprises and their economic security]. Ekonomist. 1. pp. 56-60.

18. Myuller, E.V. (2015) Upravlenie personalom i problemy minimizatsii vliyaniya korruptsionnykh protsessov [Personnel management and problems of minimizing the impact of corruption processes]. Moscow: Mir nauki.

19. Almaeva, Yu.O. (2015) Corruption in the sphere of the labor relations as a problem of modern Russian society and state. Politika. Gosudarstvo i pravo - Politics, State and Law. 3. (In Russian).

Received: 21 May 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.