РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
УДК 091.16 .165
Б01: 10.18384/2310-7227-2019-3-18-24
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР В ФИЛОСОФСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ (ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ)
Бурмакин В. М.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская
Федерация
Аннотация. Целью статьи является раскрытие сущности коррупционных явлений, а также их внутренних взаимосвязей через призму воззрений античных мыслителей Платона и Аристотеля. Для достижения данной цели автором проведён сравнительно-описательный анализ. В статье раскрыты взгляды на коррупционные обстоятельства, введено понятие предкоррупционных ситуаций, выделены факторы, влияющие на развитие коррупционных ситуаций. Обозначено понимание коррупции как явления, нарушающего нормы справедливости. Проведённое исследование позволило построить модель процесса зарождения и реализации коррупционных рисков и выделить комплекс факторов происхождения коррупции.
Ключевые слова: Платон, Аристотель, коррупция, мораль, справедливость, закон, антикоррупционные меры, коррупционные ситуации
THE PROBLEM OF FORMING ANTI-CORRUPTION MEASURES IN PHILOSOPHICAL RETROSPECTIVE (PLATO AND ARISTOTLE)
V. Burmakin
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy st., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article considers the nature of corruption through the comparative and descriptive analysis of the philosophical works of ancient Greek thinkers Plato and Aristotle. The study particularly focusses on corruption circumstances and factors influencing corruption. Corruption
© CC BY Бурмакин В. М. , 2019 .
Visy
is understood as a phenomenon violating the norms of justice. The study allowed to build a model of the process of emergence and implementation of corruption risks and to identify a set of factors initiating corruption.
Keywords: Plato, Aristotle, corruption, morality, justice, state, law, anti-corruption measures, corruption situations
Коррупция как сложное социальное явление имеет свою корневую систему и способность разрастания с обретением новых технологий . «Коррупция может принимать разные формы, при этом какими бы не были масштабы коррупции, она подрывает развитие общественного устройства, усугубляет бедность и неравенство вследствие незаконного обогащения коррупционеров за счёт средств, которые могли бы быть направлены на социальные нужды» [5].
Крушение и ослабление моральных устоев в обществе ведёт и к пренебрежению нормами права, запрещающими коррупционные схемы и действия «Антикоррупционная стратегия современного правотворчества и правоприменения направлена не только на неотвратимость наказания за коррупционные действия, но и последовательную ликвидацию условий возникновения коррупции» [4].
Коррупционные технологии XXI в . , как и в более ранние эпохи, выстраиваются на несправедливом использовании политически значимыми лицами своих полномочий, на властолюбии в угоду себе, неспособности самого гражданина осознать последствия участия в коррупционных схемах и нарушении законов . Без осознания нравственной ответственности на разных социальных уровнях (от высоких должностных лиц, политически значимых персоналий до отдельно взятого гражданина) принимаемые антикор-
рупционные законодательные акты будут малоэффективными в противостоянии коррупции
К. С . Бельский характеризует коррупцию как системное явление [1].
«Коррупционные практики являются постоянно воспроизводимыми явлениями, именно поэтому возникают значительные затруднения при борьбе с ними» [7].
Анализ процесса становления и развития любого социального явления, в данном случае коррупции, «с необходимостью предполагает выявление её базовых элементов, а также исследование их истоков, которые обнаруживают себя в дохристианской культуре - в недрах античной философии» [2; 4].
Так, труды древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля в фило-софско-исторической ретроспективе рассматриваются как идейно-теоретические источники в понимании сложного социального феномена коррупции, «им характерен поворот от существовавшего понимания коррупции как индивидуального акта нарушения действующих социальных норм к практическим рекомендациям по созданию такого государственного порядка, при котором устраняются и сами коррупционные поступки, и даже истоки их возникновения» [8].
В настоящее время при разработке мер противодействия коррупции необходимо более детальное изучение эволюции данного феномена, и имен-
но античная философия способна пролить свет на обстоятельства, ведущие к росту и укреплению коррупции . Такие обстоятельства обозначим как «пред-коррупционные ситуации» .
Раскрывая понятие «предкорруп-ционная ситуация», необходимо отметить, что это такая ситуация, когда у действующих индивидов есть все возможности и предпосылки для совершения коррупционного преступления любого рода, и факт данного преступления зависит от свободной воли данных индивидов, внутренних качеств и внешних обстоятельств
К внутренним качествам относятся: правовая зрелость гражданина, идеологические ориентиры; нравственные качества К внешним обстоятельствам относятся: правовая зрелость общества; идеологические, политические и нравственные ориентиры общества; религиозные формы и традиции; общий уровень культуры общества; степень осознанности феномена коррупции, а именно - уровень теоретической и практической его изученности
Данные критерии указывают на особую значимость нравственных устоев отдельных индивидов и общества в целом в противодействии коррупции Здоровый духовно-нравственный климат в обществе, укоренённые гуманистические моральные традиции и развитое чувство справедливости способны укрепить доверие гражданина к власти . Отсутствие доверия приводит к обратному процессу и развитию коррупционных технологий
Комплексное изучение предкорруп-ционных ситуаций делает возможным детализацию причинно-следственных связей возникновения коррупцион-
ных элементов и технологий, разработку противокоррупционных методов и эффективных мер, предупреждающих рост коррупции и возможности для её возникновения
Указ Президента РФ № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»1 определил значимую роль просветительской и исследовательской работы в сфере противодействия коррупции, результатом которой являются антикоррупционное просвещение граждан, распространение антикоррупционных ценностей, научное обеспечение противодействия коррупции
«Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы»2 определяет конкретные задачи в этом направлении:
- популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
- использование современных технологий в работе по противодействию коррупции;
- повышение эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции;
- поиск форм и методов воздействия на различные слои населения в
1 Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Гарант Плюс [сайт]. URL: https://www. garant, ru/products/ ipo/prime/doc/71877694 (дата обращения: 27.05.2019).
2 Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг (утв указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 // Гарант Плюс: [сайт]. URL: http://www. garant, ru/products/ipo/ prime/doc/71877694/#ixzz5WDQNIqv6 (дата обращения: 27.05.2019).
V20y
целях формирования негативного отношения к данному явлению
Эффективность «системы мер по профилактике коррупции основана на формировании антикоррупционной культуры, тесного взаимодействия с представителями различных социальных групп» [6].
Однако вернёмся к античности . Всесторонний анализ условий возникновения благоприятных предкорруп-ционных ситуаций предполагает обращение к философско-историческому ракурсу феномена коррупции, а именно - к анализу его трактовок античными авторами в своих учениях об идеальном государственном устройстве
Знакомство с идеалистическими трудами Платона и политическими сочинениями Аристотеля позволило нам выявить ситуации, способствующие росту коррупционных элементов:
- тиранию, посредством которой происходит насильственный захват имущества;
- господство «дурных» вожделений, невоздержность, распущенность;
- стремление к насыщению с использованием должностных полномочий посредством нарушения законов справедливости;
- нацеленность бедняка разбогатеть любой ценой при получении им власти;
- удовлетворение корыстных интересов отдельных лиц;
- отсутствие контрольных мер со стороны среднего класса по отношению к должностному лицу;
- неспособность рассудительно мыслить, что приводит к неправильному выбору действий;
- недостаточность знаний о морали и нравственности;
- использование во зло возможностей, данных во благо;
- слабую информированность в процессе обсуждений при выборе решений
Обозначенные коррупционные составляющие, с точки зрения античных мыслителей, приводят к коррупционным обстоятельствам
Так, отсутствие меры контроля приводит к бесконтрольности, что, в свою очередь, ведёт к коррупции среди должностных лиц и снижает гражданское сознание . Недостаточность информации, мудрости, отсутствие моральных ориентиров и зрелых нравственных норм ведёт к духовному падению общества и государства Коррупционные действия подрывают экономическое развитие, правовое законодательство, нравственные устои, этические кодексы, гармоничное развитие общества, личности, государства [3].
В своих трудах «Государство»1 и «Законы» Платон охарактеризовал виды государственного устройства и осуществил типологизацию индивидов в соответствии с видами государств-полисов Анализ данных работ позволил выделить следующие антикоррупционные условия в интерпретации античного мыслителя:
- обоснованную теорию идеального государственного строя;
- концепцию правового законодательства;
- подчинение законам всех граждан;
- распределение по справедливости;
- разъяснительное просвещение .
Практическая значимость трудов
Платона является определяющим условием в разработке антикоррупци-
1 Платон . Государство // Платон . Собрание сочинений. Т. III . М. : 1971.
V2V
онных стратегий, основывающихся на классификации типов индивидов и государств, с выделением обстоятельств, влияющих на морально-нравственные устои граждан, должностных лиц и ведущих к революционным изменениям государственного строя Описанные Платоном причинно-следственные связи, координирующие переход одного государственного строя к другому, становятся теоретическим фундаментом для разработки современной теории антикоррупционных практик
Аристотель - древнегреческий философ и учёный энциклопедист, логик, врач по одному из образований, эстет, ученик Платона, наставник Александра Македонского, автор социально-политических и исторических сочинений «Евдемова этика»1, «Политика»2, раскрывающих сущность правового регулирования в государственной политике, роль морально-нравственных устоев должностных лиц и граждан в развитии государств3 В своих трудах Аристотель, как и Платон, выделял главное антикоррупционное условие: жизнеспособность государственного устройства, определяющую возможность достижения общего блага в противовес удовлетворению корыстных интересов отдельных лиц
Аристотель разработал ряд рекомендаций по контролю над должностными лицами, которые он адресовал гражданам, представителям среднего класса, понимая их важность в общественной иерархии
1 Аристотель . Евдемова этика. М. , 2005. С. 448.
2 Аристотель . Политика // Аристотель . Сочинения . Т. 4. М. : Мысль, 1984. С 830.
3 История Философии, энциклопедия / сост. А . А . Грицанов . Минск, 2002. 1376 с .
Значимость философских сочинений Аристотеля в антикоррупционной политике отражается в концепции правового государства и особенностях организации государственного аппарата, частью которой стал запрет для государственного чиновника занимать одновременно несколько должностей
Античные философы впервые предложили свести воедино политические и моральные ценности, где центральным звеном являлось всеобщее процветание, а политически справедливым считалось только то, что легитимно и совершается во благо системы
Взгляд в прошлое на элементы коррупции позволяет в рамках нашей статьи выделить четыре основных, равнозначных по своей важности фактора, одновременное проявление которых приводит к зарождению коррупции, совершению коррупционного правонарушения и определяет сам характер и масштабы этой коррупции:
1. социально-экономический фактор проявляется в коэффициенте разрыва в уровне материальной обеспеченности социальных групп, что ведёт к увеличению коррупционного поля;
2. социально-культурный фактор проявляется в низком уровне социальной защиты, вырождении национальной культуры и традиций, что также увеличивает рост коррупционных составляющих;
3. фактор государства (деятельности государства по предупреждению и противодействию коррупции) проявляется в отсутствии законодательной базы, что, в свою очередь, увеличивает рост коррупционных элементов;
4. личностно-психологический фактор, или фактор «природы человека» заключается в личных качествах от-
дельного индивида, который попадёт в «предкоррупционную ситуацию» Если личностные качества такого индивида, его морально-нравственные воззрения противоречат коррупции, он откажется от коррупционных действий . В противном случае он совершит коррупционное правонарушение
Платоновские суждения и концепции Аристотеля звучат весьма актуально на современном этапе при выработке антикоррупционных мер . Безусловно, эти суждения отражают те политические реалии, в рамках которых творили эти мыслители, однако и сегодня они представляют собой ценный теоретико-методологический материал для моделирования противокоррупционных действий на основе анализа выявленных
причин и признаков возникновения коррупционных элементов и предкор-рупционных ситуаций
Вышеизложенное позволит уточнить и расширить данное ранее определение коррупции Коррупция - это социальное явление, развитию которого способствуют политическая стратегия, социальные факторы, этические ориентиры Коррупционный характер заключается в использовании политически значимым лицом, коммерческим представителем или гражданином своего статуса в целях личного обогащения или в групповых интересах, неприемлемых для общества и государства
Статья поступила в редакцию 29.05.2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вельский К. С. Об уточнении понятия «коррупция» // Государство и право. 2012. № 12 . С . 22-28.
2 . Бондарева Я . В . Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ . М. : ИИУ МГОУ 2011. 322 с.
3. Бурмакин В . М. Актуализация социально философского аспекта в исследовании и внедрении антикоррупционных практик: антикоррупционное просвещение // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Философские науки . 2019 . № 1. С. 52-59.
4. Противодействие коррупции: новые вызовы. / С. В. Иванов и др . М. , 2016 . 376 с.
5 Макаров О А Методологические основы борьбы с коррупцией применительно к сфере противодействия отмывания преступных доходов и финансированию терроризма . М . : Вече, 2012. 128 с.
6 . Семенихин А. Л. Формирование антикоррупционной культуры. СПб . , 2016. 167 с.
7. Токарев В. В . Социально-философское осмысление феномена коррупции: дис. . . . канд. филос. наук. М. , 2011. 193 с.
8 . Цырендоржиева Д . Ш. , Лугавцов К . В. Социально-философское осмысление феномена коррупции в трудах Платона и Аристотеля. Тамбов: Грамота, 2017. № 10 (84) . Ч . 2. C. 191-193 .
REFERENCES
1. Belsky K. S . [Clarification of the concept of «corruption»]. In: Gosudarstvo ipravo [State and Law], 2012, no. 12, pp. 22-28.
2. Bondareva Y. V. Metodologicheskie osnovy russkoi religioznoi filosofii: istoriko-filosofskii analiz [Methodological Bases of Russian Religious Philosophy: Historical and Philosophical Analysis], Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2011. 322 p.
3. Burmakin V. M. [The actualization of socio philosophical aspects of research and implementation of anti-corruption practices: anti-corruption education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta Seriya: Filosofskie nauki. [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2019, no . 1, pp . 52-59.
4. Ivanov S . B. et al. Protivodeistvie korruptsii: novye vyzovy [Anti-Corruption: New Challenges], Moscow, 2016. 376 p.
5 . Makarov O. A . Metodologicheskie osnovy borby s korruptsiei primenitelno k sfere
protivodeistviya otmyvaniya prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [Methodological Foundations of the Fight Against Corruption in the Field of Combating Laundering of Criminal Proceeds and Financing Terrorism], Moscow, Veche Publ. , 2012. 128 p.
6 . Semenikhin A. L. Formirovanie antikorruptsionnoi kultury [Forming Anti-Corruption
Culture], St . Petersburg, 2016. 167 p .
7 . Tokarev B . B. Sotsialno-filosofskoe osmyslenie fenomena korruptsii: dis. ... kand. filos. nauk
[Socio-Philosophical Understanding of the Phenomenon of Corruption: PhD Thesis in Philosophy], Moscow, 2011. 193 p .
8 . Tsyrendorzhieva D. S. , Lugavtsov K. V. Socialno-filosofskoe osmyslenie fenomena korrupcii
v trudah Platona i Aristotelya [Socio-philosophical understanding of the phenomenon of corruption in the writings of Plato and Aristotle], Tambov: Gramota, 2017, no. 10 (84), vol. 2, pp. 191-193.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Бурмакин Владислав Михайлович - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: 7204964@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vladislav M. Burmakin - postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: 7204964@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Бурмакин В. M . Проблема формирования антикоррупционных мер в философской ретроспективе (Платон и Аристотель) // Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Философия. 2019 . № 3. С. 18-24. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-18-24
FOR CITATION
Burmakin V. M. The Problem of Forming Anti-Corruption Measures in Philosophical Retrospective (Plato and Aristotle). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 3, pp. 18-24. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-18-24