Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ФОРМ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовой мониторинг / мониторинговые формы / законодательство / классификация / законодательные органы / законодательный процесс

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цолоев Т.С., Богатырев А.З., Тлупова А.В.

Значение правового мониторинга законодательства все больше возрастает в связи с необходимостью достижения единого правового пространства РФ, т.к. большое количество существующих в настоящее время нормативных актов зачастую противоречат друг другу либо являются фактически не нужными. С каждым годом количество законов в России увеличивается. И большинство принимаемых законов дополнения к ранее принятым законам, что свидетельствует о наличии проблем в законотворческой системе и законодательстве в целом. Такая практика законотворческого процесса является неплодотворной, неэффективной и дорогостоящей. Для сведения подобных ситуаций к минимуму, преодоления повторения как законотворческих ошибок, так и ошибок в практике применения законов, необходим хорошо организованный, правильно, качественно проводимый правовой мониторинг. Вопросы определения правовой природы мониторинга законодательства, его организации и осуществления являются объектом исследования ученых: правоведов, политологов, философов, социологов. В последние годы мы можем отметить возрастание в РФ интереса к закону со стороны различных институтов гражданского общества. Можно говорить об эффективности закона, если он действует, развивается и обновляется. Актуальность исследования правового мониторинга вызвана необходимостью изменения качества правоприменения, которое возможно лишь при проведении хорошо мотивированного, положительно воспринимаемого обществом совершенствования законодательной системы, с помощью правового мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-65-68 ЦОЛОЕВ Тамерлан Султанович,

NIION: 2018-0076-3/22-511 доктор исторических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2022-3-710 профессор кафедры конституционного и

административного права Института права экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова», e-mail: tsoloev64@mail.ru SPIN-код: 1836-7163, AuthorlD: 469896

БОГАТЫРЕВ Алим Забидович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова», e-mail: azbogat@mail.ru SPIN-код: 4165-2274, AuthorlD: 276300

ТЛУПОВА Асият Владимировна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: asiiat@mail.ru SPIN-код: 3851-9713, AuthorlD: 582015

К ВОПРОСУ ФОРМ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Значение правового мониторинга законодательства все больше возрастает в связи с необходимостью достижения единого правового пространства РФ, т.к. большое количество существующих в настоящее время нормативных актов зачастую противоречат друг другу либо являются фактически не нужными. С каждым годом количество законов в России увеличивается. И большинство принимаемых законов - дополнения к ранее принятым законам, что свидетельствует о наличии проблем в законотворческой системе и законодательстве в целом. Такая практика законотворческого процесса является неплодотворной, неэффективной и дорогостоящей. Для сведения подобных ситуаций к минимуму, преодоления повторения как законотворческих ошибок, так и ошибок в практике применения законов, необходим хорошо организованный, правильно, качественно проводимый правовой мониторинг.

Вопросы определения правовой природы мониторинга законодательства, его организации и осуществления являются объектом исследования ученых: правоведов, политологов, философов, социологов. В последние годы мы можем отметить возрастание в РФ интереса к закону со стороны различных институтов гражданского общества. Можно говорить об эффективности закона, если он действует, развивается и обновляется. Актуальность исследования правового мониторинга вызвана необходимостью изменения качества правоприменения, которое возможно лишь при проведении хорошо мотивированного, положительно воспринимаемого обществом совершенствования законодательной системы, с помощью правового мониторинга.

Ключевые слова: правовой мониторинг, мониторинговые формы, законодательство, классификация, законодательные органы, законодательный процесс.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

TSOLOEV Tamerlan Sultanovich,

D.Sc. in History, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University

BOGATYREV Alim Zabidovich,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University

TLUPOVA Asiyat Vladimirovna,

PhD in Law, Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TO THE QUESTION OF FORMS OF LEGAL MONITORING OF LEGISLATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The importance of legal monitoring of legislation is increasing more and more, due to the need to achieve a unified legal space of the Russian Federation, because a large number of currently existing regulations often contradict each other, or are actually unnecessary.

The issues of determining the legal nature of monitoring legislation, its organization and implementation are the object of research by scientists: lawyers, political scientists, philosophers, sociologists. In recent years, we can note an increase in interest in the law in the Russian Federation from various institutions of civil society. We can talk about the effectiveness of the law if it operates, develops, and is updated. The relevance of the study of legal monitoring is caused by the need to change the quality of law enforcement, which is possible only with a well-motivated, positively perceived by society improvement of the legislative system, with the help of legal monitoring. The relevance of the study of legal monitoring is caused by the need to change the quality of law enforcement, which is possible only with a well-motivated, positively perceived by society improvement of the legislative system, with the help of legal monitoring.

Every year the number of laws in Russia increases. And most of the adopted laws are additions to the previously adopted laws, which indicates the presence of problems in the legislative system and legislation in general. This practice of the legislative process is not fruitful, inefficient and costly. To reduce such situations to a minimum, to overcome the repetition of both legislative errors and errors in the practice of applying laws, a well-organized, correct, high-quality legal monitoring is needed.

Key words: legal monitoring, monitoring forms, legislation, classification, legislative bodies, legislative process.

С каждым годом количество законов в России увеличивается, и большинство принимаемых законов являются дополнениями к ранее принятым законам, что свидетельствует о плохом качестве законодательства. Такая практика законотворческого процесса является неплодотворной, неэффективной и дорогостоящей. Для сведения подобных ситуаций к минимуму, преодоления повторения, как законотворческих ошибок, так и ошибок в практике применения законов, необходим хорошо организованный, правильно, качественно проводимый правовой мониторинг законодательства.

Правовым мониторингом законодательства является система наблюдения, контроля, оценивания, прогнозирования состояния жизненного цикла закона, включающего законодательный процесс (от внесения законодательной инициативы до официального опубликования закона) и действия закона, выражающегося в его применении; а также действий субъектов законодательства, конечная цель которой - выработка приемов и способов приведения законодательства в оптимальное состояние, устранение нежелательных последствий применения закона.

Правовой мониторинг законодательства мало разработан как теоретически, так и практи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

чески, поэтому очень важна его теоретическая разработка с последующим воплощением в жизнь, несмотря на попытки исследования рассматриваемого правового явления рядом авторов [2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10].

Правовой мониторинг законодательства является сложным, системным, структурированным, многогранным явлением и соответственно может выступать, проводиться в различных формах и видах. Проводить классификацию форм правового мониторинга законодательства можно по различным основаниям и критериям:

По объекту правового мониторинга законодательства:

1. Правовой мониторинг законотворчества. Правовой мониторинг, проводимый на всех стадиях законотворческого процесса, от стадии внесения законодательной инициативы до стадии официального обнародования;

2. Правовой мониторинг действовавших и действующих законов. Правовой мониторинг, проводимый в отношении уже сложившейся системы законов, получивших официальную силу.

3. Правовой мониторинг правоприменительной деятельности. Правовой мониторинг, направленный на исследование, изучение практики применения законов, их реализации органами государственной власти, должностными лицами.

По субъекту правового мониторинга законодательства:

1. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый органами государственной власти, который, в свою очередь, подразделяется на:

а) мониторинг, осуществляемый органами государственной власти, для которых его осуществление является главным, основным направлением деятельности;

б) мониторинг, осуществляемый органами государственной власти, для которых его осуществление не является главным, основным направлением деятельности.

2. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый общественными организациями [1, с. 35].

По времени действия исследуемого закона [5, с. 5]:

1. Правовой мониторинг действующих законов, практики их применения.

2. Правовой мониторинг ранее действовавших законов, практики их применения. Правовой мониторинг, направленный на ранее действовавшие законы, с целью выявления прошлых ошибок, для выработки приемов, способов преодоления их в настоящем.

По территориальному признаку осуществления правового мониторинга законодательства:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

1. Федеральный правовой мониторингзако-нодательства. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый на территории всей Российской Федерации;

2. Региональный правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый на территории субъекта Российской Федерации;

3. Местный правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый на территории муниципального образования.

По продолжительности осуществления правового мониторинга законодательства:

1. Постоянный правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, проводимый постоянно, непрерывно.

2. Срочный правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, проводимый в рамках определенного отрезка времени, срока.

По направленности выносимых решений, предложений:

1. Обязательный правовой мониторинг законодательства. По результатам проведения такого правового мониторинга законодательства выносятся обязательные для реализации решения;

2. Рекомендательный правовой мониторинг законодательства. По результатам проведения такого правового мониторинга законодательства выносятся рекомендации, предложения желательные, но не обязательные для реализации.

По цели проведения правового мониторинга законодательства:

1. Прогнозный правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, проводимый для составления прогноза будущего состояния законодательства;

2. Итоговый правовой мониторинг законодательства. Правовой мониторинг законодательства, осуществляемый для резюмирования, подведения итогов о текущем состоянии законодательства.

Однако необходимо отметить, что правовой мониторинг законодательства, как правило, является комплексным, например, федеральный, постоянный, обязательный, итоговый правовой мониторинг разрабатываемых и действующих законов.

Подводя итог, мы приходим к выводу, что правовой мониторинг законодательства может осуществляться в различных формах, а также в процессе его проведения сочетать различные виды правового мониторинга, что дает возможность тщательного и детального исследования законодательства, а также получения полной информации о его состоянии.

Правовой мониторинг законодательства должен стать неотъемлемой частью законодательного процесса, только тогда будет достигнуто единство правового пространства на территории РФ, будут сделаны существенные успехи в преодолении коллизий, пробелов в законодательстве, а также ошибок в правоприменительной практике.

Список литературы:

[1] Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг. Концепция и организация // Журнал росс. права. - 2007. - № 5. - С. 25 - 38.

[2] Жужгов И.В. Правовой мониторинг общественных отношений // Материалы пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука - экономике России». - Ставрополь, 2005. -С. 8 - 10.

[3] Лукьянова В.Ю., Павлушкин А.В. Мониторинг законодательства Российской Федерации: динамика и тенденции развития в постсоветский период // Мониторинг правоприменения. - 2021. -№ 2 (39). - С. 4 - 12.

[4] Тихомиров Ю.А. Роль правового мониторинга в обеспечении эффективности правовой системы // Вестник Совета Федерации. Мониторинг права в Российской Федерации. - 2006. - № 4 - 5. - С. 23 - 24.

[5] Толмачева Н.Н. Мониторинг закона от практики к теории // Право и экономика. - 2006. -№ 7. - С. 3 - 11.

[6] Некрасов Е.Е., Жужгов И.В. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики // Бюллетень Министерства юстиции РФ. -2005. - № 8. - C. 5.

[7] Черепанова Е.В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал росс. права. - 2011. - № 3. - С. 124.

[8] Черногор Н.Н., Залоило М.В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. - № 3. - С. 8 - 18.

[9] Чернова Э.Р. Мониторинг законодательства как институт правовой системы России //

Право: ретроспектива и перспектива. - № 3. - С. 21 - 25.

[10] Чеснокова М.Д. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал росс. права. - 2010. - № 8. - С. 90.

Spisok literatury:

[1] Gorohov D.B., Spektor E.I., Glazkova M.E. Pravovoj monitoring. Koncepciya i organizaciya // Zhurnal ross. prava. - 2007. - № 5. - S. 25 - 38.

[2] Zhuzhgov I.V. Pravovoj monitoring obsh-chestvennyh otnoshenij // Materialy pyatoj mezhre-gional'noj nauchnoj konferencii «Studencheskaya nauka - ekonomike Rossii». - Stavropol', 2005. - S. 8 - 10.

[3] Luk'yanova V.Yu., Pavlushkin A.V. Monitoring zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii: dinamika i tendencii razvitiya v postsovetskij period // Monitoring pravoprimeneniya. - 2021. - № 2 (39). - S. 4 - 12.

[4] Tihomirov Yu.A. Rol' pravovogo monitoringa v obespechenii effektivnosti pravovoj sistemy // Vest-nik Soveta Federacii. Monitoring prava v Rossijskoj Federacii. - 2006. - № 4 - 5. - S. 23 - 24.

[5] Tolmacheva N.N. Monitoring zakona ot prak-tiki k teorii // Pravo i ekonomika. - 2006. - № 7. - S. 3 - 11.

[6] Nekrasov E.E., Zhuzhgov I.V. Monitoring zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki // Byul-leten' Ministerstva yusticii RF. - 2005. - № 8. - C. 5.

[7] Cherepanova E.V. Formirovanie modeli otraslevogo pravovogo monitoringa // Zhurnal ross. prava. - 2011. - № 3. - S. 124.

[8] Chernogor N.N., Zaloilo M.V. Pravovoj monitoring: instrumental'naya cennost' i vektory razvitiya // Vestnik MGOU. Seriya: Yurisprudenciya. - № 3. -S. 8 - 18.

[9] Chernova E.R. Monitoring zakonodatel'stva kak institut pravovoj sistemy Rossii // Pravo: retros-pektiva i perspektiva. - № 3. - S. 21 - 25.

[10] Chesnokova M.D. Monitoring zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki: opyt sub»ektov Rossijskoj Federacii // Zhurnal ross. prava. - 2010. -№ 8. - S. 90.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.