Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мониторинг / правовой мониторинг / критерии оценки / цели / задачи / контроль / наблюдение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлупова А.В., Маремкулова Р.Н., Мамбетова К.М., Исаков А.Р.

Актуальность исследования правового мониторинга вызвана необходимостью изменения качества правоприменения, которое возможно лишь при проведении хорошо мотивированного, положительно воспринимаемого обществом совершенствования законодательной системы, с помощью правового мониторинга. Существует большое количество нормативных актов, и многие из них не согласованы между собой, что создает ситуации, когда два и более закона противоречат друг другу или даже в рамках одного закона имеются противоречия, что приводит к образованию действительных правовых коллизий. Цель исследования определение сущности и внутренней структуры мониторинга закона. Методология: основу исследования составили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, частнонаучные: логический, социологический, так и специальные методы, такие как сравнительно-правовой, метод правового прогнозирования. Авторы приходят к выводу, что правовой мониторинг сложное структурированное явление, которое имеет многоэлементные предмет и объект, а также необходимость проведения его на всех стадиях жизни закона, со стадии внесения законопроекта до стадии реализации DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-64-68 NIION: 2018-0076-1/22-380 MOSURED: 77/27-023-2022-1-579 65 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022 закона, регулирования им общественных отношений. Для эффективности организации и проведения правового мониторинга важны анализ, сбор информации и оценивание опыта субъектов законотворческого процесса, правоприменения и правового мониторинга как в Российской Федерации, так и в других государствах. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки организационных основ правового мониторинга законодательства законодательными и исполнительными органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

О^ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^О

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-64-68 ТЛУПОВА Асият Владимировна,

2018-0076-1/22-380 кандидат юридических наук,

M0SURED: 77/27-023-2022-1 -579 преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

МАРЕМКУЛОВА Рузанна Натарбиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

имени Х.М. Бербекова», е-mail: mail@law-books.ru

МАМБЕТОВА Карина Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

имени Х.М. Бербекова», е-mail: mail@law-books.ru

ИСАКОВ Аслан Русланович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

имени Х.М. Бербекова», е-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация. Актуальность исследования правового мониторинга вызвана необходимостью изменения качества правоприменения, которое возможно лишь при проведении хорошо мотивированного, положительно воспринимаемого обществом совершенствования законодательной системы, с помощью правового мониторинга. Существует большое количество нормативных актов, и многие из них не согласованы между собой, что создает ситуации, когда два и более закона противоречат друг другу или даже в рамках одного закона имеются противоречия, что приводит к образованию действительных правовых коллизий. Цель исследования - определение сущности и внутренней структуры мониторинга закона.

Методология: основу исследования составили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, частнонаучные: логический, социологический, так и специальные методы, такие как сравнительно-правовой, метод правового прогнозирования. Авторы приходят к выводу, что правовой мониторинг - сложное структурированное явление, которое имеет многоэлементные предмет и объект, а также необходимость проведения его на всех стадиях жизни закона, со стадии внесения законопроекта до стадии реализации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

закона, регулирования им общественных отношений. Для эффективности организации и проведения правового мониторинга важны анализ, сбор информации и оценивание опыта субъектов законотворческого процесса, правоприменения и правового мониторинга как в Российской Федерации, так и в других государствах. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки организационных основ правового мониторинга законодательства законодательными и исполнительными органами государственной власти.

Ключевые слова: мониторинг, правовой мониторинг, критерии оценки, цели, задачи, контроль, наблюдение.

TLUPOVA Asiyat Vladimirovna,

PhD in Law, Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MAREMKULOVA Ruzanna Natarbievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University

MAMBETOVA Karina Mikhailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Kabardino-Balkarian State University

ISAKOVAslan Ruslanovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University

TO THE QUESTION OF LEGAL MONITORING OF LEGISLATION IN MODERN REALITIES

Annotation. The relevance of the study of legal monitoring is caused by the need to change the quality of law enforcement, which is possible only with a well-motivated, positively perceived by society improvement of the legislative system, with the help of legal monitoring. There are a large number of regulations, and many of them are not coordinated with each other, which creates situations where two or more laws contradict each other or even within the framework of one law there are contradictions, leading to the formation of real legal conflicts. The purpose of the study is to determine the essence and internal structure of law monitoring.

Methodology basis of the study was such general scientific methods as analysis, synthesis, comparison, particular scientific methods: logical, sociological, and special methods, such as: comparative legal, the method of legal forecasting. The authors come to the conclusion that legal monitoring is a complex structured phenomenon that has a multi-element subject and object, as well as the need to conduct it at all stages of the life of the law, from the stage of introducing a bill to the stage of implementing the law, regulating public relations. For the effectiveness of the organization and conduct of legal monitoring, it is important to analyze, collect information and evaluate the experience of the subjects of the legislative process, law enforcement and legal monitoring both in the Russian Federation and in other states. The results of the study can be used in the process of developing the organizational framework for legal monitoring of legislation, legislative and executive bodies of state power.

Key words: monitoring, legal monitoring, evaluation criteria, goals, tasks, control, observation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

С каждым годом правовой мониторинг законодательства приобретает все большее значение в связи с необходимостью достижения единого правового пространства РФ и возникающих противоречий друг другу нормативных актов.

Вопросы определения правовой природы мониторинга законодательства, его организации и осуществления являются объектом исследования ученых: правоведов, политологов, философов, социологов.

Прямо и косвенно в своих работах рассматривали правовой мониторинг законодательства такие авторы, как Д.Б. Горохов, В.С. Елисеева, Н.М. Зарубина, Е.А. Магомедова, А.В. Фирагина, Н.Н. Губернатова и др. [2; 3; 4; 5; 10].

Мы не можем не выделить работы Ю.А. Тихомирова, который первым обратил внимание на важность исследования правового мониторинга. Современная правовая наука не выработала единого определения понятия правового мониторинга. Содержащиеся в научной литературе понятия мониторинга сходятся в том, что рассматриваемое явление представляет собой наблюдение.

Невозможно не согласиться с каждым из этих определений, однако, по-нашему мнению, они являются неполными. К такому выводу мы приходим при анализе мониторинга как общественного явления, для чего выявляем его стадии, а также определяем его цель. Говоря о стадиях мониторинга, нужно отметить, что в научной литературе есть определения, в которых в качестве первых стадий указываются разные действия, так в одном определении указывается первой стадией наблюдение [1, с. 13], в другом - сбор фактических данных об объекте [8, с. 7].

По нашему мнению, первой стадией является сбор фактических данных, т.е. получение информации об объекте мониторинга необходимой для его проведения, являющейся основой для дальнейшего осуществления других элементов мониторинга, в т.ч. и наблюдения.

Следующая стадия - контроль, т.е. проверка, с целью выяснения соответствия проверяемого объекта (того, что есть) ожидаемому (тому, что должно быть), и эффективности функционирования этого объекта. Стадией, следующей за контролем, является прогнозирование. Прогноз - это вывод о возможном развитии чего-либо на основании определенных фактов и данных [9, с. 326]. Из приведенного определения прогноза мы можем сделать вывод о том, что прогнозирование есть разработка прогноза, предположения о предстоящем развитии какого-либо явления.

Последней стадией мониторинга определяем выработку приемов и способов достижения

оптимального состояния объектом правового мониторинга. Считаем, что мониторингом является наблюдение за определенным объектом, сбор получаемых в процессе этого наблюдения данных, их анализ, с целью прогнозирования, а также определения необходимых способов действия для изменения в лучшую сторону рассматриваемой ситуации. Для дачи наиболее полного понятия мониторинга нами были рассмотрены определения понятия мониторинга правовых явлений, в т.ч. и законодательства, встречающиеся в научных материалах, и определены цели и задачи мониторинга законодательства.

«Мониторинг законодательства и правоприменительной практики - это систематическая деятельность органов государственной власти по анализу состояния и прогнозу развития российского законодательства, а также практики его применения на различных уровнях правового регулирования» [7, с. 5].

В вышеприведенном определении под мониторингом понимается деятельность, которая направлена на наблюдение, систематизацию, а также оценку уже имеющихся законов, а также правоприменительной практики. Так же мы находим и другой подход к определению мониторинга: «мониторинг - это система постоянного наблюдения и контроля за процессом правотворчества и правоприменения» [6].

Данное определение, по нашему мнению, наиболее полно отражает содержание рассматриваемого института, т.к. он должен проводиться не только по отношению к уже имеющимся законам и правоприменению, но и в процессе создания этих законов. То есть мониторинг законодательства направлен как на сам имеющийся действующий закон, так и на его проект, процесс его создания, принятия.

На каждой из стадий законодательного процесса должен проводиться мониторинг. Это объясняется тем, что не всегда все ошибки могут быть выявлены на одном этапе законодательной процедуры, для этого необходимо проведение мониторинга на всех ее стадиях. Однако мониторинг не исчерпывает себя на четырех этапах законодательного процесса. Его необходимо продолжать и дальше. Когда закон начинает «жить», когда он становится применяемым обществом. Для того чтобы дать определение понятия правового мониторинга законодательства, нам также необходимо определить его цели и задачи.

Целью мониторинга законодательства можно определить создание эффективного действующего законодательного процесса, наиболее полно отражающего общественные потребности. Для выполнения поставленной перед мониторин-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2022

гом цели необходимо исполнение следующих задач:

1. Оценивание степени соответствия объекта мониторинга закона социально-экономическим и иным условиям, потребностям, вызвавшим необходимость его принятия.

2. Оценивание степени соответствия объекта мониторинга закона ожидаемым при разработке закона социально-экономическим и иным результатам.

3. Оценивание настоящего состояния объекта мониторинга закона.

4. Оценивание перспективного, будущего состояния объекта мониторинга закона.

5. Оценивание эффективности деятельности участников и субъектов мониторинга закона в ходе его организации и проведения.

6. Оценивание эффективности законодательного процесса и правоприменительной деятельности.

7. Оценивание действий участников законодательного процесса и правореализационной деятельности в ходе подготовки, принятия и применения объектов мониторинга закона.

На основании вышеизложенного проведенного нами исследования, можно определить правовой мониторинг законодательства следующим образом. Правовой мониторинг законодательства представляет собой деятельность, состоящую из совокупности наблюдения, контроля, оценивания, прогнозирования действия закона, с целью разработки способов, приемов приведения системы законодательства в требуемое состояние, ликвидации и минимизации негативных последствий действия закона. Необходима тщательная обработка имеющихся законов и нормативных актов, проектов нормативных актов, создание специального органа, главным направлением деятельности которого был бы правовой мониторинг. По нашему мнению, будущее эффективно действующей законодательной базы, единого устойчивого правового пространства РФ во многом зависит от мониторинга законодательства. Вот почему необходимо уделять ему достаточное внимание.

Именно для решения всех перечисленных проблем и необходим мониторинг законодательства, исследованный нами с целью определения его понятия, который должен проводиться на всех этапах «жизни» закона: от законодательной инициативы до применения его на практике. Только тогда мониторинг будет решать стоящие перед ним цели: создание эффективного законотворческого процесса, качественной законодательной базы, достижение максимальной эффективности применения закона, создание единого правового пространства на территории Российской Федера-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ции, а также повышение правовой культуры всего общества, законодателей и правоприменителей.

Список литературы:

[1] Абрамовских Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.06. - Екатеринбург, 1999.

- 183 с.

[2] Горохов Д.Б. Правовой мониторинг как приоритетное направление науки и государственной политики // Адвокат. - 2008. - № 11. - С. 113 -120.

[3] Елисеева В.С. Мониторинг правовой основы экономической безопасности в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2020. - № 3. - С. 236 - 237.

[4] Зарубина Н.М. О проблемах активизации защиты общественных интересов в гражданском и административном судопроизводстве: правовой мониторинг // Мониторинг правоприменения. -2019. - № 3. - С. 43 - 48.

[5] Магомедова Е.А. Правовой мониторинг как инструмент повышения эффективности правового регулирования // Проблемы права. - 2019.

- № 5. - С. 48 - 50.

[6] Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (23 июня 2003 г., г. Москва) [Электронный ресурс] // Elibrary.ru - научная электронная библиотека - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23193062 (дата обращения: 05.01.2021).

[7] Некрасов Е.Е., Жужгов И.В. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики // Бюллетень Министерства юстиции РФ. -2005. - № 8. - C. 5.

[8] Сладкова О.Б. Информационный мониторинг. - М., 2012. - 124 с.

[9] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - 848 с.

[10] Фирагина А.В., Губернатова Н.Н. Понятие, предмет и правовое регулирование налогового мониторинга // Наука, техника и образование.

- 2021. - № 8. - С. 84 - 85.

Spisok literatury:

[1] Abramovskih N.V. Pedagogicheskij monitoring vospitaniya poznavatel'noj gotovnosti starshih doshkol'nikov k obucheniyu v shkole: dis. ... kand. ped. nauk. 13.00.06. - Ekaterinburg, 1999. - 183 s.

[2] Gorohov D.B. Pravovoj monitoring kak prior-itetnoe napravlenie nauki i gosudarstvennoj politiki // Advokat. - 2008. - № 11. - S. 113 - 120.

[3] Eliseeva V.S. Monitoring pravovoj osnovy ekonomicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii

// Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhego-rodskoj akademii MVD Rossii. - 2020. - № 3. - S. 236

- 237.

[4] Zarubina N.M. O problemah aktivizacii zash-chity obshchestvennyh interesov v grazhdanskom i administrativnom sudoproizvodstve: pravovoj monitoring // Monitoring pravoprimeneniya. - 2019. - № 3.

- S. 43 - 48.

[5] Magomedova E.A. Pravovoj monitoring kak instrument povysheniya effektivnosti pravovogo reg-ulirovaniya // Problemy prava. - 2019. - № 5. - S. 48

- 50.

[6] Monitoring pravovogo prostranstva i pravo-primenitel'noj praktiki: metodologiya i mirovozzrenie: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. (23 iyunya

2003 g., g. Moskva) [Elektronnyj resurs] // Elibrary.ru

- nauchnaya elektronnaya biblioteka - Rezhim dos-tupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23193062 (data obrashcheniya: 05.01.2021).

[7] Nekrasov E.E., Zhuzhgov I.V. Monitoring zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki // Byul-leten' Ministerstva yusticii RF. - 2005. - № 8. - C. 5.

[8] Sladkova O.B. Informacionnyj monitoring. -M., 2012. - 124 s.

[9] Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. - M.: Russkij yazyk, 1984. - 848 s.

[10] Firagina A.V., Gubernatova N.N. Ponyatie, predmet i pravovoe regulirovanie nalogovogo monitoringa // Nauka, tekhnika i obrazovanie. - 2021. - № 8.

- S. 84 - 85.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.