К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ
Богомаз О.В., ГУО «Командно-инженерный институт» МЧС Республики
Беларусь
Профессия спасателя считается одной из самых опасных. Деятельность специалиста в области ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) связана с работой в экстремальных ситуациях с риском для жизни, ответственностью за жизни и здоровье людей. В процессе ликвидации ЧС спасатель непрерывно сталкивается с различными видами опасностей для жизни: существует вероятность поражения электрическим током, опасность взрыва, получение травм и ожогов различной степени тяжести.
В экстремальных условиях спасателю необходимо оценить ситуацию, принять правильное решение и при этом иметь адекватное существующей обстановке поведение. Эффективность профессиональной деятельности специалистов в области ликвидации ЧС зависит как от генетически обусловленных свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе их деятельности.
Профессиональная деятельность спасателей, обеспечивающих ликвидацию последствий ЧС, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа факторов стресса, влияние которых при недостаточном развитии профессиональных качеств, приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушением, а в последующем - и снижению уровня безопасности в условиях ликвидации ЧС.
Анализ работы аварийно-спасательных служб МЧС Республики Беларусь показывает [ 1], что наиболее частыми обстоятельствами, способствующими получению травм личным составом подразделений по ЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: обрушение конструкций, воздействие высоких температур, падение с высоты, взрыв газовых баллонов и емкостей с нефтепродуктами, отравление продуктами горения, поражение электрическим током (рис.).
4%
29%
29%
□ обрушение конструкций
□ взрыв газовых баллонов
Ш взрыв (резервуара с нефтью,
бензобака) ■ падение с высоты
33 отравление
03 воздействие высоких
температур О поражение электротоком
Рисунок - Обстоятельства, способствующие гибели и получению травм личным составом.
осуществляющим ликвидацию ЧС
Попытаемся определить структуру безопасной деятельности специалиста в области ликвидации ЧС, т.е. выявить те компоненты, которые определяют понятие «безопасность». По нашему мнению, структура безопасной деятельности спасателей должна включать в себя следующие компоненты [2]:
профессиональная надежность - уровень безотказности, безошибочности и своевременности совершения рабочих операций специалиста в области ликвидации ЧС в процессе ликвидации ЧС;
устойчивость - способность возвращаться в исходное состояние (положение равновесия) после прекращения действия возмущающих сил ЧС (интенсивного теплового воздействия, высокой концентрации дыма, интенсивного светового излучения, звуковых вибраций и т.д.);
время реакции - определяющее время между обнаружением фактора воздействия и началом выполнения действий спасателем;
осознание неинструментальной информации (вибрации, запахи, температура, звуки);
уровень интеллекта - уровень умственных способностей, направленных на применение полученных знаний с целью управления окружающей обстановкой, к примеру, в условиях ЧС, или способность мыслить абстрактно.
Следовательно, безопасность может быть выражена следующей функциональной зависимостью:
Безопасность = ^(ПН, У,ВР,НИ,И)
где ПН - профессиональная надежность;
У - устойчивость;
ВР - время реакции;
НИ - осознание неинструментальной информации;
И - уровень интеллекта.
Таким образом, статистические данные свидетельствуют о том, что обеспечению соответствующего уровня безопасности специалистов в области ликвидации ЧС не всегда уделяется должное внимание. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять особое внимание компонентам безопасной деятельности спасателя, анализировать их, а также прогнозировать наиболее опасные ситуации для спасателей с целью предупреждения их травматизма и гибели. Наиболее эффективным путем борьбы с несчастными случаями является целенаправленное предупреждение спасателей в процессе обучения об опасностях, которые они могут встретить в процессе ликвидации ЧС, а также проведение детального и всестороннего анализа конкретных несчастных случаев, произошедших с работниками.
Список литературы
1. Ласута Г.Ф. Тактика проведения аварийно-спасательных работ. Охрана труда и техника безопасности : учеб. пособие / Г.Ф. Ласута [и др.] ; М-во по чрезв. ситуац. Респ. Беларусь, КИИ МЧС РБ. - Минск, 2011. - 318 с.
2. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / В.Д.Небылицин -М : Педагогика, 1990. - 408 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бондаренко Р.В.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Становление интеллекта человека на современном этапе развития общества связано с динамическими преобразованиями и изменениями в начале нового века, необходимостью успевать за этими преобразованиями и адекватно реагировать на них, сохраняя и накапливая интеллектуально-творческий потенциал [1]. Нельзя не отметить, что эта проблема - насущная для любой страны, где сегодня очень актуальна необходимость преобразования устаревших, ригидных ментальных моделей мира.
Общественная актуальность проблемы исследования
интеллектуального развития и коммуникативной компетентности именно в юности, то есть в период начала самостоятельной жизни, существенно возросла в связи с перестройкой системы образования, которая требует соответствующего психолого-педагогического обеспечения. Необходимо формирование специальных знаний, умений, навыков, необходимых при профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность создает социально-психологическую основу взаимодействия и способствует интенсивному включению личности в деятельность, обеспечивая ее качественный результат [2].
Эмпирическая часть исследования базируется на использовании теста Амтхауэра и методики диагностики коммуникативной социальной компетентности, что позволило узнать об уровне интеллекта и коммуникативной компетентности студентов и курсантов Национального университета гражданской защиты Украины.
Проведенное исследование позволило нам выявить средние показатели интеллектуального развития испытуемых по каждой шкале (рис.1).