ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ _(учебно-методические разработки)_
УДК 614.8:373.01
С.В. Горбунов, д.т.н., доц.
Академия гражданской защиты МЧС России
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В КУРСЕ ДИСЦИПЛИН ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ АКАДЕМИИ
В работе рассматриваются методические аспекты изучения вопросов обеспечения безопасности спасательных работ при подготовке слушателей Академии по специальностям «Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты» и «Государственное и муниципальное управление». Кратко раскрывается основное содержание проблемных тем, таких, как характеристика производственной среды при ликвидации ЧС, обеспечение безопасности деятельности по ликвидации ЧС, принципы обеспечения безопасности, социально-экономические аспекты охраны труда спасателей. Существенное внимание уделено вопросам управления безопасностью спасательных работ.
S.V. Gorbunov
PROBLEMS ON TEACHING RESCUE OPERATIONS SAFETY IN A SET OF COURSES AT CIVIL DEFENSE ACADEMY
This paper covers methodical aspects on teaching how to provide rescue operations safety in the course of such disciplines as "Command and Staff Operative of the Civil Defence Forces" and State and Municipal Management". The article briefly describes problems related to assessing industrial environment, providing rescue operation safety in emergencies, as well as rescue safety principles, social and economic aspects of rescue 's labor protection. Special attention is given to the issues on rescue operation security management.
Вопросы обеспечения безопасности спасательных работ рассматриваются в курсе дисциплин кафедры аварийно-спасательных работ: «Организация и ведение аварийно-спасательных работ» - для подготовки слушателей в рамках специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты» и «Организация и ведение аварийно-спасательных работ для подготовки слушателей очного и заочного обучения в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление».
Анализ тематических планов и программ изучения указанных дисциплин показывает, что в существующем варианте при подготовке слушателей по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты» вопросы обеспечения безопасности спасательных работ рассматриваются только в контексте технологий ведения работ, а специальные занятия по проблематике в плане отсутствуют.
Это входит в прямое противоречие с требованиями нормативных документов, так как обеспечение безопасности спасательных работ является одной их основных задач руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации. Особенно остро вопросы обеспечения безопасности ставятся в практическую плоскость при ведении работ в условиях локальных военных конфликтов и террористических актов.
В этой связи в учебную программу изучения дисциплины «Организация и ведение аварийно-спасательных работ» для слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» включена тема, посвящённая рассмотрению вопросов обеспечения безопасности спасательных работ в объеме 12 часов. Тема содержит 3 лекции, 1 четырехчасовое групповое занятие и завершается проведением семинара.
__77
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты
На лекционных занятиях изучаются характеристики производственной среды при ведении АСДНР, принципы управления безопасностью спасательных работ, средства обеспечения безопасности, структура системы технической защиты от опасных и вредных факторов, социально-экономические вопросы обеспечения безопасности спасательных работ.
На групповом занятии сначала рассматриваются содержание плана обеспечения безопасности спасательных работ, порядок расследования несчастных случаев. Во второй части занятия слушатели самостоятельно разрабатывают отдельные, наиболее важные документы плана обеспечения безопасности спасательных работ и акт о расследовании несчастного случая в соответствии с индивидуальным заданием.
На семинарском занятии рассматриваются наиболее важные вопросы темы, слушатели готовят рефераты, доклады, сообщения по тематике, указанной в задании к семинару. Кроме этого, по согласованию с преподавателем слушатели могут представлять рефераты и по другим вопросам темы.
Международный опыт регулирования охраны труда и промышленной безопасности. Законодательство по охране труда начало формироваться в большинстве развитых промышленных стран (Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция) еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции в этих странах. Одним из первых законов в области охраны труда стал закон «О здоровье и морали учеников», принятый в Великобритании в 1802 г. В Бельгии в 1888 г. был принят законодательный акт под названием «О вредных и опасных предприятиях». В этом документе различные типы производств классифицированы по двум категориям в зависимости от степени потенциальной опасности.
В XX в. процесс формирования законодательства об охране труда существенно интенсифицировался, стали появляться как национальные, так и международные правовые акты, в которых существенное внимание уделялось вопросам охраны труда и обеспечению безопасности.
В настоящее время каждое государство имеет определенные правовые нормы, регламентирующие охрану природы и природопользование. Но лишь около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую политику страны, и образовали специализированные системы органов экологического управления и контроля. Среди наиболее известных законов можно назвать Закон о чистом воздухе (США, 1976 г.; Великобритания, 1968 г.), Закон о защите окружающей среды (Франция, 1976 г.; Нидерланды, 1980 г.; Норвегия, 1985 г.).
Факторы, влияющие на безопасность спасательных работ. Структура основных факторов, влияющих на безопасность спасательных работ, представлена на рис. 1 [2]. К ним относятся: группа организационно-технических факторов (производственная среда, технологии, средства механизации работ и др.); социально-экономические факторы (освоенные средства на повышение безопасности спасательных работ, формы и размер оплаты труда спасателей); человеческий фактор (моральное стимулирование, социально-психологический климат, структура коллектива и связи, метод, стиль и уровень руководства, состояние медико-санитарного обеспечения, продолжительность и характер внерабочего времени, способы проведения свободного времени).
Характеристика производственной среды при ведении спасательных работ [3]. Производственная среда является частью среды обитания человека и поэтому все сказанное ранее о среде обитания вообще относится и к производственной среде в частности. Конкретизируя определение среды обитания на случай производственной среды, можно сказать, что производственной средой является совокупность факторов материального мира, оказывающих существенное влияние на человека в процессе трудовой деятельности.
Применительно к этому общему определению производственной средой при проведении аварийно-спасательных работ является совокупность факторов чрезвычайной ситуации, оказывающих существенное влияние на личный состав в ходе ведения АСДНР.
Предметы
труда, материалы
Орудия труда
Технология
Формы организации труда
Производственная среда
Технологические приемы
Средства специальной защиты
(Т) М'ЭМПППГЧИиОЛИ'М© Ч'КЮпШ 1Ч/1 г! тС'\-»1\г1С'
Психол огические свойства
подготовка
Дисциплинированность
Инте
удовлетворенность трудом
Организационно-технические факторы
БСР
Социальные факторы
Освоенные средства на повышение БСР
Форма и размер зарплаты спасателей
Экономические антистимулы
Моральное стимулирование
Социально-психологический климат
Структура коллектива и связи
Метод, стиль и уровень руководства
Состояние меди ко-санитарного обеспечения
Продолжительность и характер
времени
Способы проведения свободного времени
Рис. 1. Факторы, влияющие на безопасность спасательных работ
Подобно среде обитания вообще, производственная среда при ведении спасательных работ состоит из совокупности естественных (природных) и антропогенных факторов. Эти факторы могут быть жизненно необходимыми, нейтральными, вредными и опасными. Непременным условием существования производственной среды является производственная деятельность человека. В то же время производственная среда при ведении работ по ликвидации ЧС имеет и свои существенные особенности. К ним относятся:
1. Воздействие факторов производственной среды при ведении АСДНР более агрессивно, чем в других видах деятельности. Из этого следует необходимость изучения условия производственной среды как предварительно (методом прогнозирования), так и в ходе ликвидации ЧС (по данным разведки), а также необходимость разработки специальных мер защиты личного состава при ведении работ в условиях воздействия факторов ЧС.
2. В производственной среде возрастает роль антропогенных факторов. Это обусловлено тем, что человек при ведении АСДНР вынужден находиться при постоянном воздействии производственной среды:
микроклиматические условия на рабочем месте. При ведении АСДНР понятие рабочего места относительно, так как само рабочее место непостоянно. В этой связи создание благоприятных условий с точки зрения гигиены и физиологии труда практически невозможно;
важнейшая роль для сохранения здоровья и жизни человека принадлежит использованию комплекса организационных методов и технических средств индивидуальной и коллективной защиты;
применение средств механизации и автоматизации требует от человека определенных умений и навыков;
условия ЧС требуют от личного состава и в первую очередь от руководителей работ на различных уровнях высокой психологической устойчивости, способности принимать от-
79
ветственные решения в сложной динамичной обстановке при интенсивном воздействии неблагоприятных факторов при остром дефиците времени;
деятельность человека по ликвидации ЧС оказывает существенное (часто негативное) влияние как на природную среду, так и на среду обитания человека в целом.
3. Современная производственная среда механизирована и автоматизирована. Механизация и автоматизация производства - одно из основных условий развития человеческого общества на современном этапе. Механизация и автоматизация производственной деятельности человека облегчают его труд, делают условия труда более здоровыми и безопасными путем вывода человека из вредных и опасных зон производства. Однако механизация и автоматизация могут оказывать на человека и отрицательное воздействие.
4. Характерной особенностью современной производственной среды является ее высокая энергетическая насыщенность, степень которой быстро растет. Это проявляется в высоких мощностях технических средств механизации работ. Растут мощности транспортных средств (автомобилей, локомотивов, самолетов), энергетических установок, аварийно-спасательных машин, аварийно-спасательного инструмента и т.п.
Рост энерговооруженности предприятий имеет для человека двоякое значение: с одной стороны, он облегчает труд человека, а с другой стороны, рост энерговооруженности обычно увеличивает потенциальную опасность производства.
5. Современная производственная среда характерна высокой насыщенностью оборудованием, приводящей к стесненности условий труда. Загроможденность рабочих мест оборудованием, даже если она связана с совершенствованием технологического процесса ведения аварийно-спасательных работ, опасна вынужденным приближением спасателя к работающему оборудованию, особенно к тому, которое не находится под его производственным контролем. Все это увеличивает вероятность неожиданных контактов личного состава с работающим оборудованием и, как следствие, его травмирования. Характерным примером стесненности производственных условий являются условия ведения аварийно-спасательных работ в разрушенных зданиях и сооружениях, проделывании лаза в завалах, в тоннелях коммунально-энергетических сетей. Очевидны возникающие от такой стесненности опасности для личного состава.
6. Современная производственная среда в целом характерна высоким выделением вредностей и высоким уровнем опасности. Это связано с воздействием первичных и вторичных факторов чрезвычайной ситуации.
7. Производственная среда взаимодействует с человеком в процессе его трудовой деятельности. В этом взаимодействии все большую роль играет «человеческий фактор». Его значение определяется прежде всего воздействием человека на производственную среду. При этом увеличивается роль его психологических свойств и интеллекта. Важное значение приобретают те свойства человека, которые позволяют ему эффективно контролировать быстро меняющуюся обстановку, которая свойственна чрезвычайной ситуации. Высокий научно-технический уровень производства требует соответствующего интеллектуального развития спасателя. В связи с этим возрастает роль обучения. Растет психологическая и эмоциональная напряженность труда. С развитием технологии ведения АСДНР появляются профессии, для которых не всякий человек оказывается пригодным: появились понятия «профессиональная пригодность», «профессиональный отбор». Например, строгому профессиональному отбору подвергаются промышленные альпинисты, водолазы и лица других профессий, работа которых требует от человека особых качеств. Усиливается значение психологического фактора при комплектации аварийно-спасательных формирований, особенно при выполнении важных и длительных работ.
8. Во взаимодействии человека с производственной средой большое значение имеет социальный фактор: аварийно-спасательные работы проводятся в составе подразделений (не
в одиночку); возрастание роли трудовой дисциплины; строгое соблюдение установленных режимов труда и отдыха; учет особенностей производственной среды в реальных условиях ведения работ и ее воздействия на личный состав формирований; учет технологий ведения работ и способности личного состава к их осуществлению в сложных условиях обстановки; учет комплекса организационных и технических средств защиты, их изнуряющего и сковывающего воздействия на личный состав.
Проблемы и принципы обеспечения безопасности спасательных работ [3]. К основным проблемам обеспечения безопасности спасательных работ можно отнести следующие: невозможность заранее учесть специфику факторов опасности, существенное различие факторов опасности при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, террористических акций в условиях войны и военных конфликтов; нечеткие данные о реальных условиях обстановки; интенсивность воздействия поражающих факторов ЧС; необходимость использования специальных средств защиты, оказывающих сковывающее и изнуряющее действие на личный состав и существенно снижающих производительность работ; высокая ответственность за принятие правильных решений, адекватных реальной обстановке; быстрая смена обстановки, внезапное, часто непредсказуемое возникновение новых факторов опасности; острый дефицит времени для принятия решений; непостоянство рабочего места и стесненность рабочего пространства и др.
Идеология технической защиты человека в процессе АСДНР состоит в следующем. Прежде всего, стараются исключить из производства неблагоприятные факторы и процессы. Если исключение неблагоприятных условий производства невозможно, осуществляется попытка нейтрализации вредностей (опасностей) в источниках их возникновения. Например, при проливе опасных химических веществ на подстилающую поверхность в атмосферу начинают поступать пары и аэрозоли ОХВ. Постановка водяных завес позволяет существенно сократить зону распространения облака зараженного воздуха. Наконец, если невозможна и нейтрализация вредностей (опасностей), последние будут воздействовать на работающих. В этом случае защита человека осуществляется применением специальных технических средств и способов, предохраняющих человека от неблагоприятного воздействия производственных факторов.
Защита человека должна быть организована таким образом, чтобы он был защищен в максимальной степени, чтобы опасности, возможные в данных условиях, были полностью исключены или сведены к минимуму. В этом состоит главный принцип организации защиты человека - принцип максимальной защиты, или минимальной опасности. Общий принцип максимальной защиты может быть сформулирован в виде двух базовых положений. Во-первых, необходимо не допустить (предотвратить) воздействие на личный состав опасных факторов, возникающих в ходе проведения АСДНР, а во-вторых, снизить до допустимых, научно обоснованных значений воздействие вредных факторов. Для наиболее эффективной реализации принципа максимальной защиты требуется выполнение двух непременных условий.
Во-первых, должны быть использованы современные достижения науки и техники. Научно-технический прогресс дает большие возможности в этом плане, задача и моральный долг руководителей использовать их в полной мере.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что не существует единого способа, который защитил бы спасателя одновременно от опасности обрушения разрушенного здания, поражения электрическим током, опасных химических веществ, ионизирующих излучений и радиоактивной пыли, водителя инженерной машины - от вибрации, высокой температуры в кабине и неудобной позы. Этого можно достичь лишь применением комплекса средств защиты. Только комплексная, всесторонняя защита человека от всех неблагоприятных факторов позволит сделать условия труда человека максимально защищенными.
Управление безопасностью спасательных работ [1,2]. Принципы обеспечения безопасности спасательных работ находятся в прямом соответствии с общими принципами безопасности деятельности по ликвидации ЧС, которые по признаку их реализации можно условно разделить на четыре класса: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относятся следующие принципы: гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности.
Технические принципы основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. К ним относятся принципы: блокировки, вакуумирования, герметизации, дублирования, защиты временем, защиты расстоянием, компрессии, недоступности, прочности, резервирования, слабого звена, флегмати-зации и ингибирования, экранирования.
Организационные принципы направлены на реализацию положений научной организации труда. Это принципы: информации, компенсации, несовместимости, нормирования, профессионального отбора и профпригодности, последовательности, рациональной организации труда, эргономичности.
Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы: адекватности, иерархичности, контроля, обратной связи, однозначности, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности.
В совокупности все эти принципы в их системной взаимосвязи представляют собой теоретическую основу системы обеспечения безопасности труда. Характеризуя отдельные, наиболее важные принципы, необходимо выделить следующие.
Принцип гуманизации деятельности нацелен на освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда. Находится в непосредственной связи с принципом гуманизма и милосердия при ведении аварийно-спасательных работ.
Принцип деструкции состоит в разрушении системы, приводящем к опасному результату, за счет исключения из нее одного или нескольких элементов. Технические способы, при помощи которых воплощается данный принцип, весьма разнообразны. Например, для такого системного явления, как горение (пожар), необходимы горючее вещество, окислитель (кислород воздуха) и источник воспламенения. Если устранить хотя бы один компонент из этой системы, то система будет разрушена и пожар не состоится.
Принцип замены оператора (человека) состоит в передаче функций оператора промышленным роботам или изменении технологического процесса таким образом, чтобы выполнение его протекало без участия человека.
Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Классификация упрощает процесс изучения явлений окружающего мира и принятие решений по созданию безопасных условий жизнедеятельности человека. В области ликвидации ЧС используется ряд классификаций: например, классификация чрезвычайных ситуаций по различным классификационным признакам, классификация спасательных работ по степени тяжести и напряженности и т.д.
Принцип вакуумирования предполагает проведение технологических процессов в условиях вакуума, т. е. пониженного по сравнению с атмосферным давления. Вакуумирование применяется при перекачке жидких, агрессивных материалов, транспортировке сыпучих, пылеобразных материалов, сушке взрывоопасных, горючих и склонных к пылению веществ и др. При ведении спасательных работ и использовании средств индивидуальной защиты чаще используется противоположный принцип - принцип компрессии (создания избыточно-
го давления) с тем, чтобы предотвратить или существенно снизить подсос наружного зараженного (загрязненного) воздуха в подкостюмное пространство или в коллективные средства защиты (убежища, обитаемые отсеки инженерных, разведывательных, командно-штабных машин и т.п.).
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Элементами, используемыми в качестве слабого звена, являются, например, предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.
Принцип флегматизации и ингибирования основывается на применении веществ, создающих среду, не поддерживающую горение (взрыв), или замедляющих скорость протекания различных процессов (реакций).
Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Примерами реализации этого принципа могут служить: обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования, плакаты и др.
Принцип несовместимости реализуется путем зонирования территории, выделением опасных зон, их обозначением и ограждением, ограничением времени доступа в опасную зону и продолжительности пребывания в ней.
Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров (норм), соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Примерами воплощения данного принципа являются предельно допустимые уровни воздействия вредных факторов при ведении спасательных работ, например, установлением норм планируемого повышенного облучения личного состава при ведении работ в зонах радиоактивного загрязнения.
Принцип иерархичности базируется на положении, что любая система имеет, как правило, иерархическую (многоуровневую) структуру. Иерархическую структуру образуют также и причины, порождающие ту или иную опасность. При решении практических задач рекомендуется выделять ограниченное число ступеней иерархии, руководствуясь логической целесообразностью.
Принцип ответственности. Для обеспечения безопасности деятельности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в управлении безопасностью. Так, в Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» установлены права и обязанности спасателя, руководителя ликвидации ЧС.
Принцип эффективности. В области безопасности деятельности различают эффективность инженерно-техническую, экономическую, социальную и др. [1,3]. Принцип эффективности предполагает сопоставление фактических результатов с намеченными (плановыми), оценку достигнутых показателей по критериям затрат и выгод.
Методы обеспечения безопасности деятельности по ликвидации ЧС [1,2]. При описании методов обеспечения безопасности используются термины: гомосфера - пространство (рабочая зона), в котором находится человек в процессе рассматриваемой деятельности; ноксосфера - пространство, в котором создаются (постоянно существуют или периодически возникают) опасности. Совмещение гомо- и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами.
Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомо- и ноксо-сферы. Это достигается путем механизации и автоматизации производственных процессов, применения средств дистанционного управления оборудованием, использования манипуляторов и роботов, создания гибких автоматизированных производств.
Метод Б означает адаптацию ноксосферы (среды) к человеку, т. е. воздействие на среду в целях приведения ее характеристик в соответствие с характеристиками человека. Метод анализируется применением средств коллективной защиты от газа, пыли, шума, элек-
трического тока, различных излучений и других опасностей, а также созданием безопасной техники.
Метод В означает адаптацию человека к ноксосфере, т.е. воздействие на человека с целью приспособления его к окружающей среде, повышения защитных свойств человека. Метод основан на обучении, воспитании, психологическом воздействии на человека и др. Усилить естественные характеристики человека помогают средства, защищающие как отдельные органы (голову, глаза, уши, органы дыхания, руки, ноги), так и все тело человека.
В реальных условиях не всегда удается обеспечить нужный уровень безопасности одним из указанных методов. В этих случаях используют все возможные комбинации названных методов, т.е. применяют комбинированный метод.
Принципы управления безопасностью [1, 3]. Управление безопасностью спасательных работ должно обеспечивать достижение следующих основных целей: постоянное и прогрессивное улучшение условий и безопасности труда, устойчивое снижение количества несчастных случаев, рост эффективности спасательных работ; сохранение устойчивой работоспособности каждого спасателя в течение смены, обеспечение профилактики переутомления; повышение престижа профессии спасателя; создание условий, в которых в коллективах обеспечивалась бы стабильность кадров; сокращение затрат, вызываемых авариями и несчастными случаями. Этих целей обеспечить можно, только если придерживаться определенных принципов.
1. Повышение безопасности труда следует рассматривать не только как техническую и экономическую, но и как важнейшую социально-политическую задачу, решение которой содействует повышению эффективности спасательных работ, сохранению высокой работоспособности, здоровья и жизни спасателей.
2. Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов, комплексного и системного подходов. Принятие и исполнение управленческих решений должны основываться на рекомендациях не только техники и технологии, но и физиологи и психологии, эргономики, социологии, других наук, изучающих трудовую деятельность человека и управление ею.
3. Работа по повышению безопасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии эффективного планирования в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.
4. Действия и вся работа по повышению безопасности спасательных работ должны иметь профилактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, опасности и вредности и приводящим к несчастным случаям.
5. Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в правовые документы подорвана.
6. Главное направление улучшения безопасности труда - создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющих тяжелый и монотонный труд, а также рациональной организации труда.
7. Необходимо обеспечивать участие членов коллективов в работе по созданию безопасных и здоровых условий труда.
8. Шире применять экономические методы для повышения безопасности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и за-
болеваний улучшает экономику АСР, сберегает фонд социального страхования и снижает расходы многих других государственных организаций.
В практике управления безопасностью спасательных работ названные принципы реализуются в управленческих функциях, управленческих действиях и мероприятиях, к основным из которых относятся: создание, укомплектование, совершенствование и определение направлений работы органов, принимающих участие в управлении безопасностью труда; планирование работ по повышению безопасности труда; подготовка личного состава к безопасному и безвредному ведению спасательных работ; стимулирование активности личного состава работе по улучшению охраны труда; лечебно-профилактическое обслуживание, санитарно-бытовое обеспечение личного состава; управление работами по профилактике и ликвидации аварий.
Важную роль для решения рассматриваемой проблемы играют средства обеспечения безопасности спасательных работ. К ним относятся:
организационные средства (профессиональный подбор и подготовку кадров, расстановку и профессиональное использование исполнителей на всех уровнях, повышение квалификации и совершенствование знаний и производственных навыков, повышение безопасности процессов и методов производства, совершенствование качества работы лиц, ответственных за безопасность, конкретизацию функциональных обязанностей, обеспечение надзора и контроля за состоянием охраны труда, совершенствование социальных, материальных и технических условий для нормального и безопасного ведения спасательных работ);
технические средства повышения безопасности труда преследуют цели облегчения физических затрат человека, повышения эффективности технологии работ, обеспечения эффективной индивидуальной и коллективной защиты личного состава, повышения эффективности производственных процессов и операций;
гигиенические средства (изучение влияния факторов окружающей среды и самих трудовых процессов на организм человека, установление физиологических и гигиенических критериев безопасности работ, регламентация и нормирование воздействия вредных факторов, разработка профилактических мероприятий для предотвращения утомления, организация и практическое осуществление контроля за состоянием производственной среды, оценка состояния и гигиеничесих средств индивидуальной защиты, обучение личного состава по вопросам оказания первой помощи пострадавшему);
социальные средства повышения безопасности труда связаны с жизнедеятельностью трудового коллектива (планирование и регулирование социального развития коллектива, организация и координация элементов социальной среды);
юридические средства повышения безопасности труда являются основой управления охраной труда и включают в себя законодательно-нормативные акты, нормативно-правовые и нормативно-технические документы, стандарты безопасности труда;
психологические средства повышения безопасности (обеспечение соответствующего психологического климата в коллективе, обеспечение психологической совместимости его членов, предотвращение стрессового состояния личного состава, в котором повышается вероятность возникновения аварийных и травмоопасных ситуаций);
этические средства повышения безопасности труда отражают взаимоотношения между участниками трудового процесса, членами коллектива. Формы отношений в коллективе могут быть: подчинение, сотрудничество, зависимость, взаимопомощь и другое.
Социально-экономические аспекты обеспечения безопасности спасательных работ. К социальным вопросам относятся: формирование производственных бригад, трудовое воспитание, укрепление дисциплины, рациональное использование внерабочего и свободного времени, социальное планирование, реабилитация инвалидов.
К экономическим мерам, стимулирующим соблюдение требований обеспечения безопасности, относятся: система дотаций из государственного бюджета, льготного кредитования и налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в улучшение условий труда; государственная система обязательного индивидуального страхования; система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, обеспечивающая полное возмещение ущерба, причиненного работнику; система штрафных санкций в связи с потерями, обусловленными недостатками новой техники и технологии производств в отношении условий труда, а также пренебрежением требованиями охраны труда со стороны как работодателя, так и трудящихся.
При изучении порядка расследований несчастных случае необходимо твердо усвоить методы анализа травматизма, их цели, задачи и результирующие выводы. Различают следующие методы анализа травматизма.
1. Технический - цель которого состоит в установлении причин и взаимосвязи технических факторов, приведших к травме, разработка технических рекомендаций. К способам (этапам) анализа относятся: количественная оценка определяющих факторов; установление качественной причины события; изучение обстоятельств травмы; изучение ситуации на месте; разработка рекомендаций по предотвращению травм. Примеряется при рассмотрении отдельных несчастных случаев и разработке мероприятий по их предупреждению.
2. Монографический (описание, изучение одного объекта) - целью является обеспечение безопасных условий труда при использовании данного технологического процесса, машины. Этапы: установление опасностей, связанных с использованием в трудовом процессе данного объекта; выяснение их причин; разработка мероприятий по их устранению. Используется на стадии проектирования объектов; при реконструкции и модернизации объектов; при нормальной эксплуатации.
3. Статистический - цель этого метода состоит в обобщенной оценке степени безопасности спасательных работ на основе достоверных исходных данных. Разновидностями статистического метода анализа являются: табличный, по коэффициентам травматизма, топографический, корреляционный. Находит применение в официальной статистической отчетности.
4. Сутью вероятностного метода анализа является оценка вероятности травмирования, оценка вероятной тяжести травм. Методы: интуитивного предвидения, качественное прогнозирование, количественное прогнозирование. Используется при планировании спасательных работ по фактору безопасности.
Планирование обеспечения безопасности спасательных работ. При ведении аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в ходе спасательных операций за рубежом, в условиях террористической акции и контртеррористических операций первоочередное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности руководства, оперативных групп, спасателей МЧС России, охране формирований в ПВД и на маршрутах выдвижения в район (на объект) проведения работ.
Литература
1. Субботин А.И. Управление безопасностью труда. Уч. пособие. - М.: Изд. Московского государственного горного университета. - 2004. - 266 с.
2. Горбунов С.В., Шляпин А.А. Обеспечение безопасности спасательных работ. Учебно-методическое пособие. Химки: АГЗ МЧС России. - 2009. - 140 с.
3. Горбунов С.В., Шляпин А.А. и др. Безопасность спасательных работ. Учебник. Кн. 1, 2. -Новогорск: АГЗ МЧС России. - 2005.