Научная статья на тему 'Предупреждение и тушение пожаров на железнодорожном транспорте'

Предупреждение и тушение пожаров на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
3441
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и тушение пожаров на железнодорожном транспорте»

Список используемой литературы

1. Абдурагимов, И. М. Физико-химические основы развития и тушения пожаров / И. М. Абдурагимов, В. Ю. Говоров, В. Е. Макаров. - М.: ВИПТШ МВД СССР, 1980. - 255 с.

2. Патент 2264242 Российская федерация. МПК7 А62 С 5/033, Способ тушения пожара и состав для его осуществления / Борисов П. Ф., Росоха В. Е., Абрамов Ю. А., Киреев А. А., Бабенко А. В. Заявка № 2003237256/12. Заявл. 23.12.2003, Опубл. 20.11.10.2005, Бюл. № 32.

3. Юреев, О. О. Обгрунтування вибору систем для дослщження явища ге-леутворення при розробщ нових рщинних засобiв пожежогасиння / О. О. Юреев, О. В. Бабенко // Проблемы пожарной безопасности. - 2002. -вып.12. - С.107-110.

4. Киреев, А. А. Исследование концентрационных областей быстрого геле-образования в огнетушащих системах на основе силиката натрия / А. А. Киреев, В. Н. Романов, Г. В. Тарасова // Проблемы пожарной безопасности.- 2004.-Вып. 15. - С. 107-110.

5. Киреев, А. А. Определение областей быстрого гелеобразования в огне-тушащих системах: Ка2О^Ю2 - MgCl2 - Н20 и Ка2О^Ю2 - FeSO4 - Н20 / А. А. Киреев, В. Н. Романов, А. В. Александров // Проблемы пожарной безопасности. - 2004.- Специальный выпуск. - С. 34-37.

6. Франк-Каменецкий, Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике (2-е издание) / Д. А. Франк-Каменецкий - М.: Наука, 1967. - 492 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Л. А. Маркова, преподаватель ТОГБОУ СПО «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова»,

г. Мичуринск, Тамбовской области

Сегодня связь между современным, качественным образованием и эффективной экономикой очевидна, в связи с этим система профессиональной подготовки кадров нуждается в опережающем развитии. В настоящее время в образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов для работы в системе безопасности. С 2011 года в Железнодорожном колледже реализуется программа по подготовке специалистов МЧС. Главной задачей подготовки техников- спасателей является повышение их готовности к ведению спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для формирования основополагающих знаний о теории горения и взрыва и опасности этих процессов и с целью приобретения знаний, умений и навыков для обеспечения пожарной безопасности студенты изучают профессиональную дисциплину - Теория горения и взрыва. На уроках студенты изучают проблемы

пожарной безопасности и рисков, связанных с пожарной опасностью; овладевают приёмами предупреждения и локализации пожаров и взрывов, ориентированными на снижение их антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения безопасности личности и общества.

Теория горения и взрыва - научная дисциплина, изучающая теоретические аспекты процессов горения и взрыва. При этом рассматриваются физико-химические процессы, лежащие в основе явлений взрыва и пожара и различные механизмы горения и взрыва. Большое внимание уделено процессам образования продуктов горения, их свойствам и возможным негативным последствиям при воздействии на производственные и природные системы.

Железнодорожный профиль колледжа нацелил творческий коллектив студентов взяться за исследование на тему: «Предупреждение и тушение пожара на железнодорожном транспорте». Цель исследовательской работы заключалась в следующем:

• выяснить основные причины пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте

• изучить особенности тушения пожаров в вагонах с опасным грузом, в цистернах со сжатыми и сжиженными газами, в вагонах со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами, в пассажирских, рефрижераторных, дизель и электропоездах

• определить меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте

В ходе исследования было выяснено, что основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов - теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60 % всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10 % приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т. п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав.

Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80 % общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

^ При обнаружении пожара в вагоне груженом хлопко-волокном и другими аналогичными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте первичными средствами пожаротушения. Как правило, следует ликвидировать пламенное горение и пролить тюки водой без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на станциях.

Наиболее эффективным средством тушения кип хлопковолокна, ваты и других волокнистых грузов является вода со смачивателем и без смачивателя в виде распыленных струй, а также пена, средней или высокой кратности.

При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагонах с легковоспламеняющимися грузами локомотивной бригадой одновременно с вызовом пожарной службы производится расцепка состава и удаление горящих вагонов или цистерн от других вагонов на расстояние более 200 м.

> При пожаре в цистернах со сжатыми и сжиженными газами (баллонах) работники станции (если пожар возник на станции), локомотивная бригада (если пожар возник в пути следования) обязаны одновременно с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на расстояние не менее 200 м приступить к тушению первичными средствами. Если пожар принял значительные размеры, то производить его тушение первичными средствами и выгружать баллоны до прибытия пожарных подразделений запрещается.

В таких случаях, локомотивная бригада или работники станции после удаления горящего вагона на расстояние более 200 м обязаны своими силами установить его охрану с целью недопущения подхода людей к вагону. Лица, назначенные для охраны, должны находиться за укрытием в безопасной зоне. Руководитель прибывшего пожарного подразделения обязан обеспечить подачу в зону горения мощных водяных струй. В целях предотвращения несчастных случаев от возможного взрыва (цистерн, баллонов), подача водяных струй должна осуществляться только из-за укрытия. Нахождение в прилегающей к месту пожара зоне людей, не занятых тушением пожара, запрещается.

> При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами в пути следования поезд должен быть остановлен в таком месте, чтобы горящие вагоны не смогли повредить станционные здания, сооружения, находящийся на путях подвижной состав, а также не вызвать отравления людей и животных.

Локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими взрывчатые материалы, обязана немедленно произвести расцепку поезда, отвести его хвостовую и головную части на расстояние не менее 300 м от горящего вагона, приступив к ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения, до прибытия пожарных подразделений, по аварийной карточке.

При обнаружении пожара в вагоне со взрывчатыми материалами на станциях, дежурный по станции и маневровый диспетчер обязаны немедленно вывести его в место, исключающее возможность распространения огня на другой подвижной состав, здания и сооружения, а также не создающее опасность для людей, организовать встречу пожарных подразделений и ознакомить руководителя тушения пожара с особенностями груза, находящегося в вагоне. Пожарные подразделения, прибывшие к месту пожара, уточнив род груза в вагоне, должны обеспечить максимальную подачу огнетушащих средств в очаг пожара. Определяя позиции подачи стволов и производя расстановку пожарной техники, личного состава, работающего на пожаре, руководитель тушения пожара обязан предусмотреть возможность их быстрого укрытия в случае необходимости,

а также обеспечение соответствующих условий по предотвращению отравления опасными для жизни веществами, которые выделяются при горении.

Мероприятия по организации и тушению пожара в вагонах сопровождаемых специалистами грузоотправителя, должны осуществляться совместно с ними. Ликвидация пожаров в вагонах с отравляющими веществами производится только в специальной защитной одежде, аппаратах сжатого воздуха или противогазах.

> При возникновении пожара в пассажирских, дизель и электропоездах, электровозах, тепловозах, рефрижераторных поездах, силами локомотивных и поездных бригад немедленно должен быть остановлен поезд, проведена эвакуация пассажиров, расцепка подвижного состава от горящих вагонов, ликвидация пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. Одновременно локомотивной бригадой сообщено дежурному по станции или поездному диспетчеру для вызова ближайшего пожарного подразделения. Запрещается останавливать поезда в местах затруднения подъезда пожарной техники, стоянки наливных составов и составов с опасными грузами, около взрывопожа-роопасных объектов.

Для ликвидации очагов горения внутри вагона, водяные или пенные стволы подаются через дверные, а в отдельных случаях через оконные проемы.

Наиболее эффективным способом тушения пожара в указанных вагонах является подача воды, пены в межпотолочное пространство через крышевые люки или отверстия, прорубленные в зависимости от обстановки в крыше вагона.

Тушение пожара на электровозах и электропоездах проводится после снятия напряжения, путем отключения токоприемника от контактной сети, только углекислотными, порошковыми и аэрозольными огнетушителями, не приближаясь.

> Пожары, возникающие в подвижном составе на электрифицированных участках железных дорог, представляют особую опасность, так как провода и арматура контактной сети находятся под напряжением 27,5 кВ переменного тока и 3,3 кВ постоянного тока. Соприкосновение с этими проводами и арматурой непосредственно или через какие-либо предметы может привести к несчастным случаям. Это обстоятельство требует от всех работников, связанных с ликвидацией пожаров, строжайшего соблюдения установленных правил личной безопасности. Остановка поездов на путях перегонов и станций должна производиться по возможности с таким расчетом, чтобы горящие вагоны не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, а также на сопряжениях анкерных участков.

Система противопожарной защиты предназначена для быстрого обнаружения пожара, ограничения его развития, успешного тушения, защиты людей от воздействия опасных факторов и ограничения материального ущерба. Она также включает комплекс технических средств (систему обнаружения и извещения о пожаре, систему противодымной защиты, средства пожаротушения, конструкции объектов с регламентными пределами огнестойкости и горючестью и др.).

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро- и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками.

При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, неплотностей в дверях, люках, печных разделках и т. п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Для обеспечения бесперебойной работы пожарных подразделений при тушении крупных пожаров на базе локомотивных депо станций 1-11 класса созданы пункты запаса пенообразователя из расчета 5-10 т в каждом пункте.

В результате проделанного исследования сделаны следующие выводы:

1. Пожары на железнодорожном транспорте отличаются сложностью в организации боевых действий подразделений пожарной охраны, обусловленной задержкой введения огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и отключения контактной сети. Значительную опасность представляют пожары в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными газами, которые нередко приводят к взрывам, утечке и разливу продукта на значительной площади, поэтому совершенствование уровня пожарной безопасности на железнодорожном транспорте является особо актуальным.

2. Долгие годы считалось, что виновниками пожаров на железнодорожном транспорте являются люди: главным образом пассажиры и те должностные лица, которые выполняют функции контроля. А истинные виновники, не обеспечившие конструктивную защиту от технических причин пожара, оставались в тени. Отсутствие должной нормативной базы позволяло заказчику и конструкторам добиваться дешевизны стоимости машины или агрегата за счет игнорирования противопожарных мероприятий. Вот почему сегодня огромный парк находящихся в эксплуатации пассажирских вагонов, электропоездов не имеют конструкционной противопожарной защиты.

3. Изменения организационно-правовых форм служб и подразделений железнодорожного транспорта последних лет создают предпосылки для совершенствования существующих и разработки новых современных средств противопожарной защиты, оснащения ими подвижного состава. Кроме того, непременным условием гарантий качества противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта должна стать система сертификации поставщиков комплектующих агрегатов и исполнителей работ.

Список использованной литературы

1. Кимстач И. Ф. и др. Пожарная тактика: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны / И. Ф. Кимстач, П. П. Девлишев, Н. М. Евтюшкин. - М.:, 1984.

2. Крупенин С. С. Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте / С. С. Крупенин, К. Б. Кузнецов // Научно-технический и производственный журнал «Наука и техника транспорта». - М., 2004.

3. Обстановка с пожарами на подвижном составе железнодорожного транспорта Российской Федерации // В. В. Гармышев, А. В. Малыхин, В. А. Тарасенко, И. В. Черных. - М.: Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. -2001. - № 1. - С.48-52.

4. Руководство по тушению пожаров на жд транспорте.- М.: УВО МПС, ВНИИЖТ

СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С КАРНИЗОВ КРЫШ ЗДАНИЙ

Е. А. Овсянников, курсант М. В. Гомонай, д. т. н., профессор ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

В зимнее время на крышах зданий и сооружений образуются наледи и сосульки, их обрушение с карнизов крыш создает риск для жизни людей, вызывает повреждение не только имущества, но и собственно здания.

Причины образования наледей и сосулек известны - это перепад температуры. На первом этапе происходит накопление снежной массы. При оттепели снег начинает таять и оседать, ночью температура понижается, и он снова замерзает, покрываясь ледяной коркой. После каждого такого цикла возникают ледяные «пробки» на пути движения воды, что затрудняет её отвод. Начинают образовываться гирлянды сосулек. Наиболее благоприятной для образования сосулек считается температура от -100С до +50С.

Причиной образования сосулек может быть и тепло, исходящее от самого карниза, так называемые теплые чердаки. Если температура воздуха на чердаке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.