Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ'

К ВОПРОСУ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы / ЕАЭС / евразийское пространство / образование / креативная экономика / высокопрофессиональные специалисты / этнопедагогика / regions / the EEU / the Eurasian space / education / creative economy / highly professional specialists / ethnopedagogics.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ»

Кирсанова Н.П.1

К ВОПРОСУ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ

Ключевые слова: регионы, ЕАЭС, евразийское пространство, образование, креативная экономика, высокопрофессиональные специалисты, этнопедагогика.

Keywords: regions, the EEU, the Eurasian space, education, creative economy, highly professional specialists, eth-nopedagogics.

Во многих исследованиях последних лет повторяется тезис о том, что экономика XXI в. развивается в условиях четвёртой промышленной революции. Для обозначения современной экономики изобретают различные определения, одним из которых является экономика знаний. Это определение стали применять в отношении особого сектора экономики, основанного на интеллектуальной деятельности. В последние годы термин «экономика знаний» стали заменять термином «креативная экономика». Наиболее распространено мнение о том, что понятие «креативная экономика» ввёл в августе 2000 года журнал «Business Week». Креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, подразумевающего проектное мышление, креативное воображение, практическую направленность2.

Исследователи утверждают, что креативная экономика призвана создать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т.д. Они пишут о том, что в рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы. Как видим, творческая составляющая занимает в этой сфере едва ли не самое главное место. В связи с этим отметим, что большинство современных исследователей определяют творчество как «неожиданное, незапланированное, новое движение, мысль, восприятие, язык и чувство, которое

3

создает человек» и делают вывод, что «посредством креативности открываются совершенно новые, кажущиеся на первый взгляд абсурдными, и в то же время рациональные связи. Креативность проявляется в активизации творческого потенциала человека, его способности творчески подходить к генерированию идей и решению проблемных ситуа-

« 4

ций» .

В экономических словарях к креативной экономике относят следующие отрасли хозяйственной и социокультурной деятельности современного человека: реклама, дизайн, интерактивные развлекательные программы, ремёсла, создание моделей одежды, пресса, программное обеспечение и вычислительные системы и др. Мы приводим этот перечень, выделив те, которые в настоящее время чаще других составляют предмет исследования. Эти же сферы производственной деятельности носят и другое наименование - творческие (креативные) индустрии.

Креативная экономика - это экономика идей, экономика, где главным, самым ценным и самым дорогим продуктом выступают идеи. По мнению экспертов, отсутствие новых качественных идей есть основная причина наступившего мирового кризиса. По этой причине современная экономика крайне нуждается в креативных работниках, умеющих создавать новые знания на базе уже имеющихся.

Экономические справочники в число основных характеристик креативной экономики, как правило, включают:

• высокую роль новых технологий и открытий в разных областях жизнедеятельности человека;

• высокую степень неопределённости;

• большой объём уже имеющихся знаний и острую необходимость генерации нового знания.

Мы кратко перечислили эти характеристики для того, чтобы более понятной стала их связь с соответствующей сферой профессионального обучения и воспитания в высшей школе. Профессиональная подготовка специалистов данной сферы должна носить тот же творческий характер. Принцип творчества следует включить и в учебно-воспитательный процесс обучения рекламистов, специалистов по связям с общественностью, дизайнеров и др.

Термином «креативные индустрии» определяют деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное

1 Кирсанова Наталия Павловна - к.соц.н., декан факультета бизнес-коммуникаций, Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург. E-mail: kirsanovan@mail.ru

2 Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. Зоны ответственности концептуального развития «креативной экономики» и «творческих индустрий» // Креативная экономика. 2015. - Т. 9, № 3. - С. 265-278.

3 Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 192 с. - (Менеджмент для лидера).

4 Степанов А.А., Савина М.В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития // Управление экономическими системами. 2013. - № 12.

творческое начало, навык или талант и которое несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»1.

Термин «креативная или творческая индустрия» начал использоваться в 1990-е годы. Его стали применять для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект традиционного хозяйствования, но основное внимание уделяют современной культуре. Считается, что без эксперимента, без вовлечённости в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в условиях стремительной глобализации быстро меняющегося мира. Итоговым мнением экспертов следует считать следующее: креативная экономика - это творческие индустрии, являющие собой ключевой сектор инновационной экономики и - одновременно - тип социокультурных практик, имеющих существенное значение для обеспечения устойчивого роста евразийских государств.

Опираясь на это положение, мы выдвигаем утверждение, что профессиональная подготовка специалистов для творческих индустрий составляет важнейшее направление в современном образовании, она неизбежно должна содержать компонент творчества, эксперимента, актуальности, оригинальности, т.п. Так формируется особая система подготовки специалистов в сфере рекламистики, различных видов туризма, дизайна, социокультурной деятельности, актуализации традиционных видов хозяйствования, развития креативной экономики, сохранения историко-культурного наследия и т. п.

В практической образовательной деятельности такое утверждение коррелирует с некогда имевшей широкое распространение теорией развивающего обучения В.В. Давыдова и Э.Д. Эльконина. Их теория стала в середине 1990-х годов государственной системой обучения в начальной школе. Термином «развивающее обучение» называли тогда инновационный тип освоения обучающимися знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение строилось на активной деятельности самого ребёнка. Учитель не передавал готовые знания, а «учил учиться»: формировал познавательную самостоятельность, развивал способности индивидуума, способствовал выработке идей и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение популярно и сегодня. Одним из его методов является парное обучение, всё более широко применяемое современными научно-педагогическими работниками.

Одним из важнейших компонентов подобной образовательной системы является, прежде всего, опора на исторический опыт, включая этнопедагогические методы обучения. Этнопедагогика сегодня рассматривается как область педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер и строящаяся на взаимодействии различных гуманитарных наук: педагогики, этнологии, теории коммуникации, конфликтологии и др.2. Этнопедагогическая деятельность по характеру, используемым средствам оказывается во многом близка деятельности художественно-творческой, образно-созидательной. Недаром Г.Д. Гачев считал, что этнопедагогическое воздействие лишь в том случае будет эффективным, если не ограничиваться воздействием на уровне разума, логики, но активно использовать образную сторону мировосприятия3. Применение этнопедагогики обладает неоценимым значением в формировании высокообразованной, интеллигентной личности. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного образования, подлинного образования через всю жизнь.

Сегодня «чистый» профессионализм перестал быть главной целью образования. В современных условиях в полиэтническом мире, особенно в многонациональной России, педагогика может эффективно функционировать преимущественно только в качестве этнопедагогики, по сути своей являющейся, с одной стороны, педагогикой национального возрождения, с другой, - педагогикой гармонизации межнациональных отношений. Этнопедагогика даёт возможность воспользоваться многими своими исследованиями для формирования инновационных гуманитарных технологий. Наука и практика педагогики свидетельствуют: традиционные технологии могут служить инновационным методом повышения качества профессионального (гуманитарного, художественного, технического) образования. Особость педагогического воздействия при этом тесно связана с личностно-ориентированным обучением. Именно в процессе традиционного обучения широко применялись методы вариативности, поиска оригинальных инновационных решений, творческого подхода к решению разнообразных хозяйственных, образовательных, психологических и культурных задач, соединения науки и практики. Применение этнопедагогических методов обучения должно начинаться в семье, продолжаться в общеобразовательной школе и составлять важную часть методологии обучения в высшей школе, чем обеспечивается преемственность всей образовательной системы того или иного государства.

Для нас важно включить в практикуемую на факультете бизнес-коммуникаций систему профессиональной подготовки опыт не только российской многонациональной педагогики, но и воспользоваться достижениями обучения и воспитания думающего, инициативного, нравственного, добросовестного работника в других евразийских государствах. Так, например, при проектировании того или иного рекламного продукта следует учитывать не только особенности культуры (в широком смысле слова) разных страт российского общества, но и национальный менталитет различ-

1 Зеленцова Елена. Творческие индустрии — один из ключевых инструментов городского развития. - http://vseon.com/analiti ka/mnenie-eksperta/523-i

2 См. работы Волкова Г.Н.: Этнопедагогика. Учебник. — М.: Academia, 2000; Педагогика любви. Избранные этнопедагоги-ческие сочинения, в 2-х т. - М.: Магистр-Пресс, 2002.

3 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Соседи России. Польша, Литва, Эстония. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 29.

ных евро-азиатских народов. Следует точно представлять себе цветовые предпочтения, орнаментальные и композиционные решения, содержание текстовых рекламных обращений, их стиль, а также символику и семантику слова, цвета, изображения применительно к культурам разных этносов евразийского континента.

Воспитание и развитие способности к творческой деятельности в любой сфере человеческой работы (инженер, учёный, преподаватель, даже рабочий) становится важнейшей задачей эволюции образования. Раннее начало формирования профессионализма обусловлено задачами и целями, которые определены общемировым развитием производительных сил, расширением межгосударственных связей, ускорением социокультурных процессов, углублением и укреплением взаимосвязей в научных сферах познания, а также интернационализацией образования. Приоритетное значение имеет не высшее образование как таковое, а его результаты. В связи с этим актуализируется проблема включения этнопедагогики в процесс профессиональной подготовки специалиста.

Атмосфера обучения должна носить максимально комфортный для всех участников обучения характер, естественным образом включая доброжелательность, понимание, внимание к личности обучаемого, уважение к старшим, желание принять от них прошлые и текущие знания. Её следует насытить, напитать стремлением к поиску, желанием искать, находить, пробовать, творить, идти всё дальше и дальше по пути познания1. В такой среде старшее поколение должно обладать универсальными знаниями в своей отрасли и точно знать, как и что именно передавать своим ученикам. Преподаватели, ведущие обучение в сфере творческих индустрий, должны соединять в своей деятельности науку и практику, историю и современность, широкий общекультурный кругозор и углублённое владение предметом преподавания.

В содержание учебных программ профессионального цикла необходимо включать творческие задачи, выполнение которых будет способствовать развитию творческого мышления при решении разнообразных проблем в профессиональной деятельности будущего специалиста. Такие задачи выдвигаются (или обсуждаются) работодателями и научно-педагогическими работниками вуза. Часто они становятся основной темой научного поиска, который обучающийся осуществляет в продолжение всего периода обучения. Ознакомление с практической деятельностью той или иной организации обязательно дополняется затем научным обоснованием, формируемым в ходе учебно-научного сотворчества с научным руководителем. Итогом исследовательской работы студента становятся рефераты, курсовые и квалификационные работы. В последние годы обучающиеся активно участвуют в разного рода научных мероприятиях и публикуют научные статьи в сборниках материалов различных конференций.

В обязательном порядке преподаватели обеспечивают постоянное обновление содержания образовательных программ. С целью развития практических навыков профессиональной работы применяются такие формы обучения, как научно-учебные семинары. В них участвуют научно-педагогические работники (возможно и с других факультетов или институтов), сами обучающиеся и приглашаются практические работники (эксперты, специалисты). Совместное обсуждение актуальных проблем той или иной сферы деятельности человека стимулирует активную рабочую позицию будущего специалиста, его стремление расширить сферу профессиональных знаний и укрепить получаемые навыки практической профессиональной деятельности.

Умение учиться обучающиеся приобретают и в ходе проведения творческих педагогических мастерских, которые организовывают и проводят преподаватели вуза, ведущие профессиональную подготовку специалистов, например, в сфере связей с общественностью.

Мы назвали лишь некоторые инновационные методы, применяемые в процессе подготовки специалистов для творческих индустрий, которые помогают актуализировать профессиональное обучение в сфере креативной экономики. На этом педагогический поиск не прекращается и будет продолжен в будущем.

1 Спирина М.Ю. Система профессиональной подготовки художника традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практической конференции. СПб., декабрь 2004. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.