Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность - важнейший элемент готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в современной поликультурной среде'

Этнокультурная компетентность - важнейший элемент готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в современной поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТАНОВЛЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Э. В.

Автор обращает внимание современной профессиональной педагогической общественности на актуальнейшую проблему теории и практики педагогики формирование готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в современной поликультурной среде посредством такого инновационного инструмента, как развитие этнокультурной компетентности. Исследователем представлен теоретический анализ проблемы. Выделены структурные компоненты этнокультурной компетентности. Раскрыты сущностные черты данного феномена в русле инновационной образовательной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность - важнейший элемент готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в современной поликультурной среде»

Реализация психолого-педагогического сопровождения мобильности молодежи и подростков в ходе социализации окажется эффективной при условии развития ценностно-смысловых и общекультурных компетенций средствами профессионального образования:

• психолого-педагогическая компетенция (знания и умения своей специальности, профессионально-индивидуальные качества, проявления как индивида: темперамент, задатки, воля; гражданские качества и социальная ориентированность; интерактивные качества; статусно-ролевые и позиционные особенности; положение, роль и отношения в коллективе; деятельностно-предметные и внешнеповеденческие показатели;

• личностно ориентированная компетенция - самообразование педагога как постоянное практическое расширение профзнаний и компетенций, творческое усвоение педагогом своей социально ориентированной роли и адекватного ее выполнения;

• субъектно-развивающая компетенция - позволяющая обеспечить индивидуальным и групповым субъектам социализации осуществлять общественно значимую деятельность, где формируются множественные связи и отношения, условия для развития каждой личности;

• общественно значимая компетенция - умение организовывать социальные акции, волонтерское движение, студенческие отряды, общественно значимые мероприятия, и при этом заинтересовать участников проекта, выделяя из круга проблем наиболее значимую для общества.

Список литературы

1. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/rossiyskoe-obrazovanie-2020-model-obrazovaniya-dlya-innovatsionnoy-ekonomiki-material-dlya-obsuzhdeniya (дата обращения: 19.11.2018).

2. Шипко А. Л., Смирнов Д. В. Процесс социализации "кочевого архетипа" в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1. С. 39-64.

3. Смирнов Д. В., Сяба М. В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 4 (10). С. 48-52.

Э. В. Хомякова

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Автор обращает внимание современной профессиональной педагогической общественности на актуальнейшую проблему теории и практики педагогики -формирование готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в современной поликультурной среде посредством такого инновационного инструмента, как развитие этнокультурной компетентности.

© Хомякова Э. В., 2018 44

Исследователем представлен теоретический анализ проблемы. Выделены структурные компоненты этнокультурной компетентности. Раскрыты сущностные черты данного феномена в русле инновационной образовательной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, готовность будущих учителей начальных классов, профессиональная педагогическая деятельность, элементы, инновационный образовательный подход, становление, поликультурная образовательная среда.

В современном поликультурном обществе становится актуальным определение личности как компетентной или некомпетентной, способной или неспособной выполнять профессиональные и личные обязанности. Для формирования готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в поликультурной среде важное значение имеет определение объёма знаний и умений, создание модели формирования индивидуального стиля деятельности и разработка технологии формирования готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде.

В связи с тем, что аспекты этнокультурной деятельности в поликультурной образовательной среде рассматриваются как особые виды деятельности, методологию данного исследования определяют положения деятельностного подхода (М. Я. Басов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Этнокультурная компетентность представляется как субъектный параметр деятельности педагога. Этнокультурнокомпетентная личность (как результат функционирования системы образования) владеет не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и способна адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания, способна взять ответственность за собственную деятельность в поликультурной образовательной среде.

Структурными компонентами этнокультурной компетентности мы выделяем:

• личностно-гуманитарную направленность этнокультурной деятельности;

• системное восприятие этнокультурной реальности и системная этнокультурная деятельность в ней, что обеспечивает возможность целостного, структурированного видения логики этнокультурных моментов педагогического процесса, понимания тенденций и закономерностей развития системы стратегического проектирования этнокультурного развития регионов;

• умение интегрировать различный опыт (способность соотносить собственную этнокультурную деятельность с тем, что разработано на уровне отечественной и мировой этнокультуры; формировать инновационный опыт, обобщать и передавать другим);

• креативность как способ бытия в этнокультуре (желание и умение создавать новую этнокультурную реальность на уровне целей, содержания, технологий и др.);

• способность к рефлексии (сознание, мысли, раздумья над собственными поступками и др.) и проч.

Иными словами, этнокультурная компетентность проявляется и может быть оценена только в процессе работы в поликультурной образовательной среде. Как свидетельствует опыт автора, выделенные в процессе исследования компоненты этнокультурной компетентности возможно сформировать на достаточном уровне при помощи разных форм обучения и участия в запланированных социокультурных мероприятиях.

Массовые формы повышения этнокультурной компетентности работников культуры, педагогов - это конференции, выставки, школы.

Этнокультурная компетентность как часть профессиональной компетентности не являлась объектом пристального внимания современной профессиональной педагогики и психологии. Следовательно, нам необходимо схематично рассмотреть это понятие, связав его изучение с родственными понятиями: «культурная компетентность», «этнопедагогическая культура», «этнопедагогическая компетентность» и др.

Впервые внимание на «культурную компетентность» личности обратил А. Я. Флиер. Известный культуролог определяет её как достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида, позволяющих ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) и специализированных знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев и запретов и т. п.

A. Я. Флиер в структуре культурной компетентности личности выделил следующие компоненты: отношение к институциональным нормам социальной организации; отношение к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции; отношение к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности: моде, имиджу, символам, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и т. п.; уровень полноты и свободы владения языками социальной коммуникации [7].

Опираясь на теоретические исследования А. Я. Флиера, Т. К. Солодухина делает предположение, что культурная компетентность личности выражает степень её знакомства с социальным опытом нации, нормами межличностных отношений и оценочными иерархиями, выработанными этим опытом. В первую очередь сюда следует отнести опыт этнической педагогики [5].

Г. Н. Волков ввёл в научный лексикон понятие «педагогическая культура народа», определяя её как сферу материальной и духовной культуры народа, непосредственно связанную с воспитанием детей [1].

B. А. Николаев вводит термин «этнопедагогическая культура» как «социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания» [3].

М. Г. Харитонов расширил понятие «этнопедагогическая культура» за счёт введения термина «этнопедагогическая компетентность». Этнопедагогическая культура предполагает владение педагогом системой знаний, лежащих в основе осуществления процесса обучения на основе традиционной педагогической культуры, в соответствии с современными гуманистическими ориентациями. Автор выделяет этнопедагогическую образованность и этнопедагогический кругозор педагога, т. е. осведомленность его в наиболее актуальных проблемах обучения учащихся; этнопедагогическое мышление, отражающее определенный стиль мышления, ориентированный на отыскивание путей оптимальной организации процесса обучения обучающихся с использованием народного опыта воспитания, а также этнопедагогический опыт, т. е. умение принимать этнопедагогически грамотные решения [2].

В связи с этим этнопедагогическая компетентность специалиста включает знание:

• целей обучения учебным предметам на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях;

• психологических механизмов владения этнопедагогическими знаниями и способами их использования в процессе обучения;

• этнопедагогических понятий и факторов;

• критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания; наиболее типичных способов работы с различным этнопедагогическим содержанием;

• эффективных способов обучения традиционной педагогической культуре (инструментария, организационных форм обучения и контроля) различных категорий учащихся, дифференцированных как по уровню обучаемости, так и по характеру познавательных интересов;

• представленное понятие Т. К. Солодухина дополняет личностным компонентом отношения преподавателя к феномену этнической культуры, испытывающим высокий уровень комфортности при передаче ее феноменологических смыслов и традиций детям.

Таким образом, «этнокультурная компетентность» рассматривается как интегрированное качество личности, характеризующее степень усвоения организатором культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей, интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в этнокультурном становлении и развитии школьников, воспитании культуры толерантного отношения к полиэтническому окружению [6].

Формирование этнокультурной компетентности педагогов обусловливается процессом, в котором происходит преобразование внутренней сущности педагога через познавательную, духовно-практическую деятельность, основанную на системе ценностных ориентаций традиционной культуры, соответствующих природосообразному развитию всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, деятельностной, эмоциональной [4].

Уровень сформированности этнокультурной компетентности педагогов зависит от социально-культурных и психолого-педагогических предпосылок, под которыми понимается готовность педагогов к профессиональной деятельности по приобщению населения региона к социальному проектированию этнокультурного развития региона. Такая готовность характеризуется, прежде всего, сформированными личностными структурами, знанием традиционной культуры народа и закономерностей этнокультурного развития, освоением этнопедагогического опыта, творческим отношением к этнообразовательному проектированию.

Индивидуальные формы повышения этнокультурной компетентности: творческий отчёт, самообразование, этнокультурное консультирование, контрольный диалог и др. Индивидуальные формы работы предусматривают реализацию способности личности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Контрольные диалоги - это достаточно относительно новая организационно-педагогическая форма деятельности в повышении компетентности специалистов. Контрольный диалог является способом получения обратной информации по этнопедагогическим процессам в образовательных учреждениях; обучает педагогов, как создавать команду единомышленников, соединяя творчество и рационализм каждого члена коллектива. С другой стороны, контрольный диалог предоставляет возможность определить эффективность управленческой деятельности в этнокультурном проектировании: оптимальности используемых форм, методов, средств; перспективности и значимости цели этнопедагогических мероприятий и этнокультурного проектирования и др. Цель проведения контрольных диалогов - это проверка соответствия этнопедагогических процессов приоритетным направлением этнокультурного развития региона.

Использование интерактивных технологий повышения этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов требует такой организации обучения, при котором решаются конкретные практические задачи. Решая их, студент

получает специальные навыки и знания, ответы на которые невозможно найти в педагогической литературе.

Таким образом, этнокультурная компетентность представляет собой многофакторное и многокомпетентное явление, которое репрезентировано своим понятийно-терминологическим аппаратом, опираясь на знания разных отраслей наук - философии, социологии, психологии, культурологии, педагогики и проч.

Список литературы

1. Волков Г. Г. Этнопедагогика. М., 1999. 200 с.

2. Заркенова Ж. Т. Характерные тенденции в современных исследованиях процесса формирования этнокультурной компетенции в профессиональной подготовке будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 137-140.

3. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 408 с.

4. Русских Г. А. Подготовка учителя к моделированию современного урока // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 54-61.

5. Солодухин В. И., Солодухина Т. К. Основы этнопедагогики : учеб. пособие. Улан-Удэ, 2000. 70 с.

6. Третьяков А. Л. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодёжи // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 128-136.

7. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие. М., 2000. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.