Научная статья на тему 'К вопоросу о дошкольных общеобразовательных организациях для детей с особенностями здоровья'

К вопоросу о дошкольных общеобразовательных организациях для детей с особенностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISABILITY / CHILDREN / PRESCHOOL ORGANIZATIONS / SPECIAL CHILDREN / HEALTH / DEVELOPMENTAL DISABILITIES / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF A SPECIALIZED ORIENTATION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Анна Андреевна, Жданова Ирина Викторовна, Уварова Полина Олеговна

В условиях жизни современного общества нередко встает вопрос о состоянии здоровья человека, о его жизнедеятельности и работоспособности. По статистике, с каждым годом в Российской Федерации (РФ) наблюдается тенденция роста населения, в частности детей, с различными отклонениями в организме. На это влияют многие отрицательные факторы: вредные привычки, питание, малоактивный образ жизни, неблагоприятная среда, психоэмоциональные нагрузки, а также различного вида мутации в роду. Людям, относящимся к категориям некоторых нарушений развития организма, приписывают инвалидность. Чаще всего в группу риска попадают дети. В статье описывается статистические показатели детской инвалидности, группы заболеваний и самые распространенные отклонения в здоровье. А также затрагивается вопросы: какие виды вариативных форм детских общеобразовательных организаций бывают в РФ, что такое лекотека и куда обращаться за психологической помощью родителям особенных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Анна Андреевна, Жданова Ирина Викторовна, Уварова Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT PRESCHOOL GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS FOR CHILDREN WITH HEALTH FEATURES

In the conditions of life of modern society, the question often arises of the state of human health, of its life and working capacity. According to statistics, every year in the Russian Federation (RF) there is a growing trend in the population, in particular children, with various deviations in the body. This is influenced by many negative factors: bad habits, nutrition, inactive lifestyle, adverse environment, psycho-emotional stress, as well as various types of mutations in the genus. People belonging to the categories of certain disorders of the development of the body are credited with disability. Most often, children are at risk. The article describes the statistical indicators of childhood disability, disease groups and the most common health deviations. And also, what types of variable forms of children’s educational institutions are in the Russian Federation, what is a lecture room and where to turn for parents of special children for psychological help.

Текст научной работы на тему «К вопоросу о дошкольных общеобразовательных организациях для детей с особенностями здоровья»

УДК 72.01:[502.22+721] (Теория, философия, эстетика архитектуры. Техносфера. Культуросфера. Искусственно созданная среда. Здания вообще. Проектирование. Планирование. Дизайн. Части зданий, предназначенные для определенных целей. Помещения)

К ВОПОРОСУ О ДОШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2020 А.А. Кузнецова, И.В. Жданова, П.О. Уварова

Кузнецова Анна Андреевна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура жилых

и общественных зданий». E-mail: amore 86@mail.ru Жданова Ирина Викторовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура жилых и

общественных зданий».

E-mail: zdanovairina@mail. ru Уварова Полина Олеговна, магистр1 года обучения кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий».

E-mail: poly.uvarova2017@yandex.ru

Самарский государственный технический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 30.03.2020

В условиях жизни современного общества нередко встает вопрос о состоянии здоровья человека, о его жизнедеятельности и работоспособности. По статистике, с каждым годом в Российской Федерации (РФ) наблюдается тенденция роста населения, в частности детей, с различными отклонениями в организме. На это влияют многие отрицательные факторы: вредные привычки, питание, малоактивный образ жизни, неблагоприятная среда, психоэмоциональные нагрузки, а также различного вида мутации в роду. Людям, относящимся к категориям некоторых нарушений развития организма, приписывают инвалидность. Чаще всего в группу риска попадают дети. В статье описывается статистические показатели детской инвалидности, группы заболеваний и самые распространенные отклонения в здоровье. А также затрагивается вопросы: какие виды вариативных форм детских общеобразовательных организаций бывают в РФ, что такое лекотека и куда обращаться за психологической помощью родителям особенных детей. Ключевые слова: инвалидность, дети, дошкольные организации, особенные дети, здоровье, отклонения в развитии, дошкольная общеобразовательная организация специализированной направленности, инклюзивное образование. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-27-32

Введение. Инвалидность - это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности, вследствие физических и психических патологий, человек не способен выполнять различного рода деятельность [2].Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно если речь идет о детях.

Согласно положению статьи 1 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ о присвоении инвалидности детям в 2020 году, инвалидом считается ребенок, имеющий нарушение здоровья, связанное с расстройством функций организма. К категории "ребенок-инвалид" относят де-

тей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии. Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка. В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии [5].

За последние несколько лет число взрослых россиян с инвалидностью уменьшилось, и в то же время среди детей данный показатель вырос [6-7]. Согласно информации ведомства, ежегодно в стране регистрируется тысяч случаев детской инвалидности. Многие из диагнозов связаны с врожденными

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

аномалиями, психическими и нервными расстройствами. Помимо этого, на формирование жизнедеятельности и здоровья ребенка так же влияет: неправильное питание, малоактивный образ жизни, частые хронические заболевания, высокая психоэмоциональная нагрузка. Стоит отметить, что больше всего заболеваний наблюдается у мужской половины населения.

Категория инвалидности присваивается не навсегда, а на определенный период. Согласно Федеральному Закону, в России инвалидность может присваиваться на 1 год, 2 года и 16 лет. Затем потребуется заново проходить обследование с целью подтверждения инвалидности. Но стоит отметить, т.к. речь идет о детях дошкольного возраста, присвоенная им инвалидность сохраняется в большинстве случаев на весь период их пребывания в детских организациях. Под перечень инвалидности попадают дети со следующими видами заболеваний, возглавили которые заболевание психики (рис. 1):

• психические расстройства и расстройства поведения - 24,3% от общей статистики;

• Неврологические заболевания - 23,2%;

• Врожденные аномалии, деформации, внешние физические уродства и хромосомные нарушения - 17,7%

Такие как нарушенная работа органов пищеварения, сердца, сосудов, кровеносной, иммунной систем, костно-мышечной системы;

• Болезнь уха - 4,7%

• Болезнь глаза и его придаточного аппарата -4,6%

• Болезнь эндокринной системы - 7,8%

• Болезнь органов дыхания - 3,7%

• Болезнь костно-мышечной системы - 3,7%

• И другие болезни - 10,3 %

Такие как: отсутствие нормального функционирования языка и речи; нарушение функций кожи и связанные с ним заболевания; заболевания, связанные с нарушением мочевыделительной функции [810].

Рис 1. Количество детей-инвалидов в процентном соотношении на территории РФ (The number of children with disabilities as a percentage in the Russian Federation).

С данным перечнем заболеваний ребенку присваивается определенная группа инвалидности, показывающая тяжесть его болезни. Всего существует три группы инвалидности. Первая - самая сложная категория инвалидности. Ее присвоение осуществляется лишь при сильном нарушении функционирования человеческого организма. Как правило,

инвалиды I группы в повседневной жизни не могут обойтись без помощи других людей. К этой категории присуще такие болезни, как полное или частичное отсутствие органов зрения; наследственные или врожденные заболевания, сильно повредившие работу ЦНС; отсутствие нижних конечностей; повреждение слуха на 80% и более. Вторая - к

этой категории относятся дети, которые могут выполнять повседневные функции и обязанности без помощи постороннего человека, но, возможно, при помощи специального оборудования. К данной категории можно отнести болезни: цирроз печени; нарушение работы органов зрения; паралич нижних конечностей; свищ; экзартикуляция бедра; наличие в организме одного легкого или легочная недостаточность второй степени.

Инвалидность третьей группы зачастую присваивается детям, которые имеют ограничения по причине ранее перенесенных заболеваний и полученных травм: нарушение речи; незначительные психические расстройства; туберкулез легких; нарушение сенсорного восприятия; незначительные проявления физического уродства.

А также, начиная с 2020 года, рассматривается закон о присвоении инвалидности детям, страдающим сахарным диабетом. Таким гражданам может быть присвоена первая или вторая группа в зависимости от тяжести течения болезни [10-12].

Соответственно, проанализировав информацию о категориях инвалидности, обнаруживаем, что дети, которым ранее была присвоена третья или вторая категория тяжести болезни, могут законно посещать дошкольные образовательные организации (ДОО) общего типа со специализированными направленностями.

Методологически проблематика обучения и нахождения детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации выверена. Но проведя анализ нормативного документа СП 252.1325800.2016, направленного на регулирование деятельности строительства ДОО, можно выделить отсутствие отдельной типологической единицы дошкольной организации для детей с нарушениями здоровья. Начиная с документа ВСН 49-86, отдельно выделялись специализированные направленности. Вводились типы специализированных дошкольный учреждений для особенных детей, которые существовали для таких заболеваний, как туберкулезная интоксикация, нарушение опорно-двигательного аппарата, заболевание глаза и его придаточного аппарата, заболевание уха, нарушение функционирования языка и речи, психические расстройства и расстройства поведения. С появлением новых нормативных документов ввели усредненное понятие специализированной направленности, что является некорректным аспектом закона, так как в этом случае невозможно создать универсальную среду для нахождения детей с недостатками в развитии в течении полного дня. Так, с документом МГСН 4.07-96 было введено понятие вариативных форм до-

школьных учреждений, из которых более подробно стоит остановиться на лекотеках.

Лекотека - произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция». Дословный перевод: - «собрание игрушек». Определяя название более научным языком, — это новая форма дошкольного образования для детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Иными словами, это еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом [2;12;13].

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и учителей было создано своеобразное собрание развивающих игрушек для особенных детей. Позднее, в 1980 году, Салли Де Венцентис и Шарон Дразнин в Эванстоне, штате Иллинойс основали первую американскую лекотеку, которая в последствии стала "Национальным центром лекотек".

Сейчас в США существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям - сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) [18] и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF) [1][17]. В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка № 9 г. Москвы [3;13-16].

На 2020 год в Российской Федерации (РФ) существует множество центр поддержки детской инвалидности, так называемых лекотеки. Подобного рода заведения чаще всего размещаются встроенной ячейкой в ДОО или жилой дом, и принимают детей от 2 месяцев до 7 лет. На некоторых примерах российских лекотек можно выявить скудность данных помещений и наборов кабинетов.

Встроенная лекотека Республиканского Кочпон-ского психоневрологического интерната в городе Сыктывкар (рис. 2) представляет собой реабилитационный комплекс, состоящий из нескольких зон таких как: двигательно-игровая, в которой дети могут играть в различного рода безопасные подвижные игры; сюжетно-ролевая, включающая в себя уголок с детской кухней, игровую парикмахерскую,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

больницу, магазин, уголок строителя, кукольный домик, а также место для игр с водой и сыпучими материалами; так же в лекотеку входит место для занятий со специалистами. Организация представ-

ляет собой одно большое помещение, зоны которого граничат между собой мебельными декоративными перегородками [4;16].

Рис. 2. Встроенная лекотека Республиканского Кочпонского психоневрологического интерната

в городе Сыктывкар

(Built-in lecture room of the Republican Kochpon psychoneurological boarding school

in the city of Syktyvkar)

Лекотека при центре психолого-медико-социального сопровождения детей и семей в городе Смоленск, открывшаяся в 2013 году, состоит из нескольких помещений для специалистов узкой направленности и игровой комнаты. Принцип данной организации состоит в помощи родителям в воспитании особенных детей и оказании нужных услуг для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности психоневрологического характера [7].

Еще одна организация, на которую стоит обратить внимание, - встроенная лекотека детского сада комбинированного вида №33 в городе Москва (рис. 3). Она направлена на реабилитацию детей с детским церебральным параличом (ДЦП), расстройством нервной системы и нарушением зрения. Помещения под лекотеку по функциональным составляющим имеет один просторный кабинет с набором развивающих игр и двигательно-игровой зоной [14-18].

Рис. 3. Лекотека детского сада комбинированного вида №33 в городе Москва (Lekoteka kindergarten combined type No. 33 in the city of Moscow)

Вывод. Таким образом, необходимо направить современные исследования в области дошкольных организаций для детей с нарушениями здоровья на создание современных групповых ячеек для каждого вида заболеваний, отвечающих мировым тенденциям универсального дизайна и без барьерной

среды. А также необходимо рассмотреть внедрение варианта форм лекотеки на территории РФ в соответствии с действующими нормативными требованиями проектирования и универсальным дизайном.

1. Благотворительный фонд развития филантропии "КАФ" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cafrussia.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

2. Ведущий образовательный портал России "Инфоурок" [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/prezentaciva-lekoteka-kak-novava-forma-socializacii-i-obrazovaniva-detev-s-ogranichennimi-vozmozhnostvami-zdorovva-391958.html (дата обращения: 15.03.2020).

3. Государственное бюджетное образовательное учреждение. Специальный (коррекционный) детский дом VIII вида № 9 ЮАО г. Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https ://detdom9.edusite.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

4. Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский кочпонский психоневрологический интернат" [Электронный ресурс]. - URL: https ://kpni.rkomi.ru/pages/lekoteka (дата обращения: 15.03.2020).

5. Желнакова, Л. В. Принципы экологизации архитектурной среды для детей с нарушениями физического здоровья на примере г. Москвы: дис. ... канд. Арх.: 05.23.21/ Л.В.Желнакова; Национ. исслед. Москв. Гос. Строит. ун-т -Москва., 2017.

6. Инвалидность и социальная защита [Электронный ресурс]. - URL: https://progavrichenko.ru/invalidnost/federalnvi-zakon-o-prisvoenii-invalidnosti-detvam-v-2Q17-godu.html (дата обращения 10.03.2020).

7. Информагенство "О чем говорит Смоленск" [Электронный ресурс]. - URL: https://smolensk-i.ru/societv/v-smolenske-otkrvilas-lekoteka 22Q7Q (дата обращения: 15.03.2020).

8. Кузбасский портал для людей с ограниченными возможностями и членов их семей "Лабиринт 42" [Электронный ресурс]. - URL: https://labirint42.ru/novosti/v-rossii/roditelei-detej-s-dcp-besplatno-nauchat-razvivat-rebvonka-v-domashnix-uslovivax.html (дата обращения: 15.03.2020).

9. Мосин, О. В. Архитектурная модернизация учреждений для детей-инвалидов на примере Саратовской области: автореф. дисс. ... канд. арх.: 05.23.21. Нижний Новгород, 2011. 25 с.

1Q. Национальный проект "Образование" [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.dov.ru/national-project/ (дата обращения: 9.03.2020).

11. Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" [Электронный ресурс]. URL: https ://perspektiva-inva.ru/ (дата обращения: 9.03.2020).

12. Российская лекотека [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lekoteka.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

13. Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» [Электронный ресурс]. - URL: https ://contact-autism.ru/ (дата обращения 15.03.2020).

14. Слышать сердцем [Электронный ресурс]. - URL: http://dedsad33.ru/lekoteka/ (дата обращения: 15.03.2020).

15. Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов" [Электронный ресурс]. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei ?territorv=1 (дата обращения 10.03.2020).

16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/ (дата обращения 10.03.2020).

17. Charities Aid Foundation "CAF" [Электронныйресурс]. - URL: https://www.cafonline.org/ (дата обращения: 15.Q3.2Q2Q).

18. Holtlnternational [Электронный ресурс]. - URL: https://www.holtinternational.org/ (дата обращения: 15.Q3.2Q2Q).

TO THE QUESTION ABOUT PRESCHOOL GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS FOR CHILDREN WITH HEALTH FEATURES

© 2020 A.A. Kuznetsova, I.V. Zhdanova, P.O. Uvarova

Anna A. Kuznetsova, PhD (Architecture), Associate Professor of the Architecture of Residential and Public

Buildings Department. E-mail: amore 86@mail.ru Irina V. Zhdanova, PhD (Architecture), Associate Professor of the Architecture of Residential and Public

Buildings Department. E-mail: zdanovairina@mail.ru Polina O. Uvarova, Bachelor of architecture, undergraduate year 1 learning of the Architecture of Residential

and Public Buildings Department. E-mail: poly.uvarova2017@yandex. ru

Samara State Technical University. Samara, Russia

Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences.

Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

In the conditions of life of modern society, the question often arises of the state of human health, of its life and working capacity. According to statistics, every year in the Russian Federation (RF) there is a growing trend in the population, in particular children, with various deviations in the body. This is influenced by many negative factors: bad habits, nutrition, inactive lifestyle, adverse environment, psycho-emotional stress, as well as various types of mutations in the genus. People belonging to the categories of certain disorders of the development of the body are credited with disability. Most often, children are at risk. The article describes the statistical indicators of childhood disability, disease groups and the most common health deviations. And also, what types of variable forms of children's educational institutions are in the Russian Federation, what is a lecture room and where to turn for parents of special children for psychological help.

Keywords: disability, children, preschool organizations, special children, health, developmental disabilities, preschool educational institution of a specialized orientation, inclusive education. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-27-32

1. Blagotvoritel'nyy fond razvitiya blagotvoritel'nosti «KAF» (Charitable Foundation for the Development of Philanthropy "KAF") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.cafrussia.ru/.

2. Vedushchiy obrazovatel'nyy portal Rossii "Infourok" (Leading educational portal of Russia "Infourok") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://infourok.ru/prezentaciya-lekoteka-kak-novaya-forma-socializacii-i-obrazovaniya-detey-s-ogranichennyminikimi-vozmozhnostyami- Zdorovya-391958.html.

3. Gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye. Spetsial'nyy (korrektsionnyy) detskiy dom VIII formy № 9 Yuzhnogo administrativnogo okruga goroda Moskvy (State budgetary educational institution. Special (correctional) orphanage VIII, type No. 9, Southern Administrative District of Moscow) [Elektronnyy resurs] - rezhim dostupa: https: //detdom9.edusite .ru/.

4. Gosudarstvennoye byudzhetnoye uchrezhdeniye Respubliki Komi «Respublikanskaya kochponpsikhonevro-logicheskaya shkola-internat» (State budgetary institution of the Komi Republic "Republican Kochpon psychoneurological boarding school") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://kpni.rkomi.ru/pages/lekoteka.

5. Zhelnakova L.V. Printsipy ozeleneniya arkhitekturnoy sredy dlya detey s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnos-tyami na primere g. Moskvy (Principles of greening the architectural environment for children with impaired physical health on the example of Moscow): dis. ... kand. Arch .: 05.23.21 / L.V. Zhelnakova; Natsional'nyy issledovatel'skiy moskovskiy gos. Stroit. Universitet - Moskva., 2017.

6. Invalidnost' i sotsial'naya zashchita (Disability and social protection) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://progavrichenko.ru/invalidnost/federalnyj-zakon-o-prisvoenii-invalidnosti-detyam-v-2017-godu.html.

7. Soobshchit' agentstvu «O chem govorit Smolensk» (Information agency "What Smolensk is talking about") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://smolensk-i.ru/society/v-smolenske-otkryilas-lekoteka_22070.

8. Kuzbasskiy portal dlya invalidov i ikh semey «Labirint 42» (The Kuzbass portal for people with disabilities and their families "Labyrinth 42") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://labirint42.ru/novosti/v-rossii/roditelej-detej-s-dcp-besplatno-nauchat-razvivat -rebyonka-v-domashnix-usloviyax.htm1.

9. Mosin, O. V. Arkhitekturnaya modernizatsiya uchrezhdeniy dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami na pri-mere Saratovskoy oblasti (Architectural modernization of institutions for children with disabilities on the example of the Saratov region): avtoref. diss. ... kand. arka.: 05.23.21. NizhniyNovgorod, 2011.25 s.

10. Natsional'nyy proyekt «Obrazovaniye» (National project "Education") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://edu.dov.ru/national-project/.

11. Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya invalidov «Perspektiva» (Regional public organization of disabled people "Perspective") [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://perspektiva-inva.ru/.

12. Russkiy lekotek (Russian lekothek) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.lekoteka.ru/

13. Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya pomoshchi detyam s rasstroystvami autisticheskogo spektra «Kontakt» (Regional public organization to help children with autism spectrum disorders "Contact") [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: https: //contact-autism.ru/.

14. Uslysh' serdtse (Hearing from the heart) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://dedsad33.ru/lekoteka/.

15. Federal'naya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema «Federal'nyy reyestr invalidov» (Federal State Information System "Federal Register of Disabled Persons") [Elektronnyy resurs] - rezhim dostupa: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1.

16. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostu-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pa: http: //old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/.

17. Charities Aid Foundation "CAF" [Электронныйресурс]. - URL: https://www.cafonline.org/ (дата обращения:

15.03.2020).

18. HoltInternational [Электронный ресурс]. - URL: https://www.holtinternational.org/ (дата обращения: 15.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.