УДК 371.4 ББК 74.200.522
Б.Ж. Шунгалов
К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»
Рассматривается сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм», определяются условия их формирования, теоретически показана актуальность проблемы, а также выделяются и уточняются понятия «гражданственность», «патриотизм», «нравственность».
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, нравственность.
Одной из стратегических задач федеральной системы образования является подготовка подрастающего поколения в условиях новой государственности, зарождающегося в России гражданского общества. Гражданственность как мета-качество личности может проявляться в широком диапазоне: от лояльности по отношению к демократическому строю, государственности до высокосознательной патриотической деятельности [8].
Хотя в последние годы наблюдается тенденция к изменению жизни и деятельности общеобразовательных школ т всех видов, однако, необходимо признать, Её что школа и сегодня ещё очень далека ^ от выполнения одной из основных задач ^ - готовить образованного, высоконрав-ш ственного, культурного гражданина, ра-
ботника, семьянина. Не может оставить равнодушным низкий уровень культурных запросов молодежи. У молодежи стали непопулярны театр, изобразительное искусство, классическая музыка, литература. Свободное время многих учащихся и студентов - это преимущественно пустое времяпрепровождение.
Эта проблема усугубляется сложившимися противоречиями, с одной стороны, между потребностью современного общества в социальной и активной лично -сти и необходимостью в этой связи совершенствования гражданственности и патриотизма с другой. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что высшая сфера патриотизма - гражданственность. Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне
грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей.
В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
Психологические особенности формирования личности и создания условий осознания целесообразности регуляции ее поведения как условия формирования гражданственности и нравственности исследованы в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Элько-нина и других.
Проблемы гражданского и патриотического воспитания рассматривают в своих работах Ю.К. Бабанский, М.Н. Берулава, А.С. Гаязов, Г.Я. Грев-цева, В.П. Зинченко, С.Е. Матушкин, А.В. Мудрик, М.В. Панасенко, А.В. Усова, Ф.Р. Филиппов, Ф.Ф. Харисов, И.Ф. Харламов, В.М. Шепель, В.А. Черкасов и др.. А.В. Усова в своих работах отмечает, что каждый учитель, независимо от того, какой учебный предмет он преподает, должен быть воспитателем личности своих учащихся, чутким и отзывчивым руководителем их учебной деятельности и всей их жизни.
Организуя процесс обучения, учитель должен понимать, что «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера, - как указывал И.А. Ильин, - не формирует человека, а портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, бездарный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин - есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная «образован-
ность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [3, с. 281].
Итак, патриотизм и гражданственность. Как они соотносятся друг с другом? «Гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой» [1, с. 78].
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм» [4].
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; вос-
га
ч:
*
га а.
питывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (флагу, гербу и гимну) страны [5].
В самом общем виде патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь «человек (общность) - среда обитания и развития и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т. п. представлений, собственно и оцененных в понятии «Родина», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать [1].
Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н. Гумилев справедливо отмечал, что «...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ m производства определяется теми экого номическими возможностями, которые ^ имеются в природных условиях терри-^ тории, кормящей племенную группу или uû народность. Род занятий подсказывается
ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности» [3, с. 284].
Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на себя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Тогда как гражданственность понимается в аналогичном ключе как принятие ответственности не только за себя лично, но и за себя как гражданина своей страны.
Патриотизм, являясь нравственной категорией, на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, поведении. Патриотизм тесно связан с таким качеством личности, как гражданственность. Проявляется патриотизм, прежде всего, в поступках, деятельности человека. Мы полностью поддерживаем точку зрения философа Л.П. Буевой о необходимости воспитания детей «нравственными, социально заинтересованными, т.е. такими, которые, помимо своих личных забот, ориентировались бы и на общественные ценности... человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности». В определениях понятия патриотизм, данных в ряде других словарей, также утверждается представление о том, что это качество характеризуется не только чувством любви к своему Отечеству, своему народу, но и преданностью им, гордостью за прошлое и настоящее страны, а главное - готовностью подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, стремлением своими действиями верно служить ей и защищать ее.
Патриотизм может рассматриваться как идеология. В условиях России важно, чтобы он стал фактором, объединяющим граждан одной страны: людей разных национальностей, вероисповедания.
Настоящий патриотизм - это не просто чувство любви к Родине, а, прежде всего, высокое осознание гражданской
ответственности за ее судьбу. Мнимыми патриотами можно считать всех тех, кто по недомыслию или сознательно, целенаправленно совершает действия, ведущие к расколу в обществе, разжиганию национальной розни, ослабляющие его внутреннее единство, наносящие таким образом ущерб стране, государству. В нашей многочисленной стране патриотизм, как качество личности, неотделим от интернационализма и, как минимум, предполагает наличие у нее толерантности. Поэтому при оценке воспитанности личности школьника эти два качества -патриотизм и интернационализм - должны рассматриваться неотделимо друг от друга, в совокупности.
В этой связи важной задачей является воспитание поликультурной личности, знающей, уважающей культуру, традиции, национальное достоинство других народов, умеющей поставить себя на место человека другой национальности, исходя из принципов- заповедей: «Не делай другому человеку того, чего ты не хочешь, чтобы другие делали тебе», «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Настоящий патриот России исходит из понимания того, что национальные культуры обогащают общероссийскую культуру, а оценка человека определяется его личностными и деловыми качествами, а не цветом кожи, национальностью, вероисповеданием [6, с. 64].
Гражданственность неотделима от патриотизма - преданности Родине. Нельзя быть настоящим гражданином своей страны, не будучи ее патриотом. Но гражданственность - не только любовь к родной земле, но и грамотное, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских обязанностей и долга, постижение политической и правовой культуры, умелое использование своих прав и обязанностей.
В античном мире словом «гражданин» (греч. polites; лат. civis) называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в
соответствии с греческими и римскими законами. С развитием общества, как уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому, но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он, по своему характеру, консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось выше.
Гражданственность предполагает динамическую ценностно-правовую связь человека или общности людей как граждан с определенным государством и реализуется через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы и т. д.).
Гражданственность понимается как [8]:
• уровень нравственной культуры, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие (Л.М. Архангельский, Т.А. Шин-гирей и др.);
• интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых, индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, потребностями возможностями, принятыми правовыми и моральными нормами (Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов). Гражданственность подпитывается
патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценно-
га ч: И га а.
сти. Как видим, в литературе, в той или иной мере, сложились хотя и близкие, но разные определения понятия гражданственности. Мнения авторов сходятся в том, что гражданственность характеризует нравственно-правовую сторону развития личности. «Гражданственность» является производным словом от понятия «гражданство».
Итак, существует неоднозначное понимание сущности гражданственности: одни исследователи вкладывают в нее политический смысл, другие - социальный, третьи - правовой. Общими компонентами гражданственности в исследованиях являлись: общественный долг, активность, идейная убежденность, патриотизм и интернационализм, ответственность, социальное новаторство, единство прав и обязанностей. Содержательная наполняемость гражданственности представляется через отдельные идеи, такие, например, как «права человека», «гарантии безопасности личности», «социальная справедливость», «гражданское общество» и др. Уровень, характер и содержание нравственных, правовых, эстетических и иных знаний и навыков человека помогают ему осознать гражданские права и обязанности, а также определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом. Итак, гражданственность - это комплекс гражданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию школьников и их готовность к вождению в социальное общество [2].
Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правого государства и гражданского общества. со В заключение, определяя основные
го педагогические условия формирования Ц качеств гражданственности и патриотиз-^ ма, сделаем выводы относительно совре-ш менного состояния и перспектив их раз-
вития. По мнению В.А. Сухомлинского, аморальные явления в подростковой среде - это следствие ограниченности, убожества и примитивности мира чувств. Он признавался в том, что его рассказы о мире не только доносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли задуматься над судьбой мира, над тем, что его личное счастье, счастье семьи зависят от чего-то более значительного, нежели огород и приусадебный участок [6].
Основное условие успешности процесса формирования гражданственности и патриотизма состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления. Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.
Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики [5], воспитательно - образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений и, конечно же, воспитание в семье - ячейке общества. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом. Библиографический список:
1. Гревцева Г.Я., Кораблева Н.С. Культурно-исторические предпосылки возникновения проблемы гражданского воспитания // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 63-67.
2. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданина: теория и методика: метод. пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2008. - 165 с.
3. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в
современном российском обществе (опыт социолого-исторического анализа): дис. ... д-ра. социол. н. - СПб.: 2001. - 284 с.
4. Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 78.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М., 2000. - С. 11.
6. Семенов Г.С. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. - М.: Школьная Пресса, 2008.
7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979. - 335 с.
8. Филонов Г.Н. воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. - М., 2000. - 111 с.
:
а>