Научная статья на тему 'К уточнению понятия «Гражданственность»'

К уточнению понятия «Гражданственность» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRI-OTISM / MORALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шунгалов Булат Жулдасович

Рассматривается сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм», определяются условия их формирования, теоретически показана актуальность проблемы, а также выделяются и уточняются понятия «гражданственность», «патриотизм», «нравственность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шунгалов Булат Жулдасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Specify the Concept of "Civic Consciousness"

The concepts of "civic consciousness" and "patriotism" are discussed. Conditions of their formation are defined. It is shown theoretically that the problem is topical. The concepts of "civic consciousness", patriotism" and "morality" are separated and specified.

Текст научной работы на тему «К уточнению понятия «Гражданственность»»

УДК 371.4 ББК 74.200.522

Б.Ж. Шунгалов

К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»

Рассматривается сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм», определяются условия их формирования, теоретически показана актуальность проблемы, а также выделяются и уточняются понятия «гражданственность», «патриотизм», «нравственность».

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, нравственность.

Одной из стратегических задач федеральной системы образования является подготовка подрастающего поколения в условиях новой государственности, зарождающегося в России гражданского общества. Гражданственность как мета-качество личности может проявляться в широком диапазоне: от лояльности по отношению к демократическому строю, государственности до высокосознательной патриотической деятельности [8].

Хотя в последние годы наблюдается тенденция к изменению жизни и деятельности общеобразовательных школ т всех видов, однако, необходимо признать, Её что школа и сегодня ещё очень далека ^ от выполнения одной из основных задач ^ - готовить образованного, высоконрав-ш ственного, культурного гражданина, ра-

ботника, семьянина. Не может оставить равнодушным низкий уровень культурных запросов молодежи. У молодежи стали непопулярны театр, изобразительное искусство, классическая музыка, литература. Свободное время многих учащихся и студентов - это преимущественно пустое времяпрепровождение.

Эта проблема усугубляется сложившимися противоречиями, с одной стороны, между потребностью современного общества в социальной и активной лично -сти и необходимостью в этой связи совершенствования гражданственности и патриотизма с другой. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что высшая сфера патриотизма - гражданственность. Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне

грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей.

В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.

Психологические особенности формирования личности и создания условий осознания целесообразности регуляции ее поведения как условия формирования гражданственности и нравственности исследованы в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Элько-нина и других.

Проблемы гражданского и патриотического воспитания рассматривают в своих работах Ю.К. Бабанский, М.Н. Берулава, А.С. Гаязов, Г.Я. Грев-цева, В.П. Зинченко, С.Е. Матушкин, А.В. Мудрик, М.В. Панасенко, А.В. Усова, Ф.Р. Филиппов, Ф.Ф. Харисов, И.Ф. Харламов, В.М. Шепель, В.А. Черкасов и др.. А.В. Усова в своих работах отмечает, что каждый учитель, независимо от того, какой учебный предмет он преподает, должен быть воспитателем личности своих учащихся, чутким и отзывчивым руководителем их учебной деятельности и всей их жизни.

Организуя процесс обучения, учитель должен понимать, что «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера, - как указывал И.А. Ильин, - не формирует человека, а портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, бездарный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин - есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная «образован-

ность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [3, с. 281].

Итак, патриотизм и гражданственность. Как они соотносятся друг с другом? «Гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой» [1, с. 78].

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм» [4].

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; вос-

га

ч:

*

га а.

питывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (флагу, гербу и гимну) страны [5].

В самом общем виде патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь «человек (общность) - среда обитания и развития и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т. п. представлений, собственно и оцененных в понятии «Родина», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать [1].

Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н. Гумилев справедливо отмечал, что «...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ m производства определяется теми экого номическими возможностями, которые ^ имеются в природных условиях терри-^ тории, кормящей племенную группу или uû народность. Род занятий подсказывается

ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности» [3, с. 284].

Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на себя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Тогда как гражданственность понимается в аналогичном ключе как принятие ответственности не только за себя лично, но и за себя как гражданина своей страны.

Патриотизм, являясь нравственной категорией, на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, поведении. Патриотизм тесно связан с таким качеством личности, как гражданственность. Проявляется патриотизм, прежде всего, в поступках, деятельности человека. Мы полностью поддерживаем точку зрения философа Л.П. Буевой о необходимости воспитания детей «нравственными, социально заинтересованными, т.е. такими, которые, помимо своих личных забот, ориентировались бы и на общественные ценности... человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности». В определениях понятия патриотизм, данных в ряде других словарей, также утверждается представление о том, что это качество характеризуется не только чувством любви к своему Отечеству, своему народу, но и преданностью им, гордостью за прошлое и настоящее страны, а главное - готовностью подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, стремлением своими действиями верно служить ей и защищать ее.

Патриотизм может рассматриваться как идеология. В условиях России важно, чтобы он стал фактором, объединяющим граждан одной страны: людей разных национальностей, вероисповедания.

Настоящий патриотизм - это не просто чувство любви к Родине, а, прежде всего, высокое осознание гражданской

ответственности за ее судьбу. Мнимыми патриотами можно считать всех тех, кто по недомыслию или сознательно, целенаправленно совершает действия, ведущие к расколу в обществе, разжиганию национальной розни, ослабляющие его внутреннее единство, наносящие таким образом ущерб стране, государству. В нашей многочисленной стране патриотизм, как качество личности, неотделим от интернационализма и, как минимум, предполагает наличие у нее толерантности. Поэтому при оценке воспитанности личности школьника эти два качества -патриотизм и интернационализм - должны рассматриваться неотделимо друг от друга, в совокупности.

В этой связи важной задачей является воспитание поликультурной личности, знающей, уважающей культуру, традиции, национальное достоинство других народов, умеющей поставить себя на место человека другой национальности, исходя из принципов- заповедей: «Не делай другому человеку того, чего ты не хочешь, чтобы другие делали тебе», «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Настоящий патриот России исходит из понимания того, что национальные культуры обогащают общероссийскую культуру, а оценка человека определяется его личностными и деловыми качествами, а не цветом кожи, национальностью, вероисповеданием [6, с. 64].

Гражданственность неотделима от патриотизма - преданности Родине. Нельзя быть настоящим гражданином своей страны, не будучи ее патриотом. Но гражданственность - не только любовь к родной земле, но и грамотное, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских обязанностей и долга, постижение политической и правовой культуры, умелое использование своих прав и обязанностей.

В античном мире словом «гражданин» (греч. polites; лат. civis) называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в

соответствии с греческими и римскими законами. С развитием общества, как уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому, но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он, по своему характеру, консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось выше.

Гражданственность предполагает динамическую ценностно-правовую связь человека или общности людей как граждан с определенным государством и реализуется через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы и т. д.).

Гражданственность понимается как [8]:

• уровень нравственной культуры, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие (Л.М. Архангельский, Т.А. Шин-гирей и др.);

• интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых, индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, потребностями возможностями, принятыми правовыми и моральными нормами (Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов). Гражданственность подпитывается

патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценно-

га ч: И га а.

сти. Как видим, в литературе, в той или иной мере, сложились хотя и близкие, но разные определения понятия гражданственности. Мнения авторов сходятся в том, что гражданственность характеризует нравственно-правовую сторону развития личности. «Гражданственность» является производным словом от понятия «гражданство».

Итак, существует неоднозначное понимание сущности гражданственности: одни исследователи вкладывают в нее политический смысл, другие - социальный, третьи - правовой. Общими компонентами гражданственности в исследованиях являлись: общественный долг, активность, идейная убежденность, патриотизм и интернационализм, ответственность, социальное новаторство, единство прав и обязанностей. Содержательная наполняемость гражданственности представляется через отдельные идеи, такие, например, как «права человека», «гарантии безопасности личности», «социальная справедливость», «гражданское общество» и др. Уровень, характер и содержание нравственных, правовых, эстетических и иных знаний и навыков человека помогают ему осознать гражданские права и обязанности, а также определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом. Итак, гражданственность - это комплекс гражданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию школьников и их готовность к вождению в социальное общество [2].

Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правого государства и гражданского общества. со В заключение, определяя основные

го педагогические условия формирования Ц качеств гражданственности и патриотиз-^ ма, сделаем выводы относительно совре-ш менного состояния и перспектив их раз-

вития. По мнению В.А. Сухомлинского, аморальные явления в подростковой среде - это следствие ограниченности, убожества и примитивности мира чувств. Он признавался в том, что его рассказы о мире не только доносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли задуматься над судьбой мира, над тем, что его личное счастье, счастье семьи зависят от чего-то более значительного, нежели огород и приусадебный участок [6].

Основное условие успешности процесса формирования гражданственности и патриотизма состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления. Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.

Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики [5], воспитательно - образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений и, конечно же, воспитание в семье - ячейке общества. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом. Библиографический список:

1. Гревцева Г.Я., Кораблева Н.С. Культурно-исторические предпосылки возникновения проблемы гражданского воспитания // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 63-67.

2. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданина: теория и методика: метод. пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2008. - 165 с.

3. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в

современном российском обществе (опыт социолого-исторического анализа): дис. ... д-ра. социол. н. - СПб.: 2001. - 284 с.

4. Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 78.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М., 2000. - С. 11.

6. Семенов Г.С. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. - М.: Школьная Пресса, 2008.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979. - 335 с.

8. Филонов Г.Н. воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. - М., 2000. - 111 с.

:

а>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.