Научная статья на тему 'К теории механизма административно-правового регулирования'

К теории механизма административно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ / МЕТОД И СПОСОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL ACTION / LEGAL EXPOSURE / LEGAL REGULATION / SUBJECT / METHOD AND MANNER OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / LEGAL AND ADMINISTRATIVE REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов А. А.

Рассматриваются важнейшие начала административно-правового регулирования и механизма его реализации. Особое внимание уделяется базовым категориям данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE THEORY OF THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

The most important initials of the administrative regulation and the mechanism for its implementation are being considered in this article. Particular attention is paid to the basic categories of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «К теории механизма административно-правового регулирования»

К ТЕОРИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А. Иванов,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России П.Н. Шевченко,

соискатель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России Научный руководитель:доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ Михайлова Н.В.

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: alex.iv25@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются важнейшие начала административно-правового регулирования и механизма его реализации. Особое внимание уделяется базовым категориям данного явления.

Ключевые слова: правовое действие; правовое воздействие; правовое регулирование; предмет, метод и способ административно-правового регулирования; административно-правовой режим

ON THE THEORY OF THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

A.A. Ivanov,

doctor ofjurisprudence, the senior lecturer, the professor of chair of history of the state and the right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

P.N. Shevchenko, competitor of chair of history of the state and right of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The most important initials of the administrative regulation and the mechanism for its implementation are being considered in this article. Particular attention is paid to the basic categories of this phenomenon.

Keywords: legal action, legal exposure, legal regulation, subject, method and manner of administrative and legal regulation, legal and administrative regime

Действие права (правовое воздействие) — это все влияние, которое оказывает право на сознание людей и общественные отношения в целом.

Действие права — это содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-

психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Действие права является достаточно сложным механизмом. При этом можно выделить социальный, психологический и ценностно-ориентацион-ный механизмы действия права.

Социальный механизм действия права — это все условия, определяющие особенности проявления права в реальной жизни (условия и образ жизни людей, доминирующие в определенном социуме нравы и обычаи, традиции и др.).

Психологическая сторона действия права основана на учете психологических механизмов поведения человека, его восприятии тех или иных закономерностей правового регулирования, воздействия.

Ценностно-ориентационный механизмы действия права выражается в законодательном закреплении, обеспечении реализации и охране наиболее важных для человека и общества ценностей.

В зависимости от тех или иных функций права выделяются определенные сферы его действия. Такими сферами выступают: сферы регулятивного и охранительного действия права; сферы публичного и частного права.

Правовое воздействие — это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения норм права), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Регулирование в собственном смысле этого слова — это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленном правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений. Содержанием является специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по упорядочению (организации) общественных отношений, путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений (общее правовое регулирование и индивидуально-правовое регулирование).

Характерными для правового регулирования признаками можно назвать принадлежность к социальным регуляторам общественных отношений, но при этом неотъемлемую связь с государством и возможность использования мер его принуждения.

Правовое регулирование имеет свой объект,

предмет и методы. Если объектом правового регулирования выступает та сфера общественной жизни, в которой преимущественно складываются общественные отношения, то его предметом являются те отношения, которые подлежат нормативному государственному урегулированию.

В сферу правового регулирования попадают далеко не все отношения. Однако понимать такое положение как недосмотр государства совершенно не нужно. Дело в том, что при решении проблемы сферы правового регулирования важно правильно ответить на вопросы: «нуждается ли данное отношение в правовом регулировании» и «возможно ли его правовое регулирование». Поэтому можно отметить, что правовому регулированию подвергаются только те отношения, которые: возникают по воле людей, контролируются их сознанием (но не поведение психически больного человека); имеют значение не только для отдельного человека, объединений людей, но главным образом для всего общества (мелочная правовая регламентация бывает характерна для так называемого полицейского государства); складываются только между конкретными участниками, но не социальными явлениями, на которые можно только воздействовать, но которые невозможно регулировать (демографические, миграционные процессы, например); могут быть урегулированы правом (но не отношения дружбы, любви, большинства бытовых, досуговых действий); подконтрольны и подотчетны государству, а значит соблюдение создаваемых для них государственно-властных предписаний гарантировано возможностью применения его принудительной силы и др.

Таким образом, наиболее значимыми для правового регулирования сферами являются отношения в экономических, управленческих и правоохранительных аспектах жизни людей.

Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Такими приемами выступают:

• диспозитивный метод, который характеризуется независимостью и равенством сторон, которым самим предоставляется решение вопроса об особенностях характера своих взаимоотношений, и проявляется при регулировании, в основном, частноправовых отношений, то есть отношений между отдельными гражданами и их организациями («Все, что прямо не запрещено законами — дозволено» или «не запрещенное законом дозволено»);

• императивный метод основывается на иерархии участников правовых отношений — одну сторону (властную) всегда представляет государство в виде своих органов или должностных лиц, а другую (подчиненную) — граждане и их организации; это метод обязательных для исполнения предписаний, основанных на запретах, установлении обязанностей и угрозы применения мер государственного принуждения («Все, что не разрешено законом — запрещено»).

Практическая реализация методов правового регулирования происходит посредством определенных специфических для каждой сферы общественных отношений способов. К таким способам правового регулирования относятся:

• запрещение (возложение обязанности воздерживаться от совершения чего-либо);

• дозволение (предоставление права на активные социально-позитивные действия, которые могут иметь юридические последствия);

• позитивное обязывание (возложение обязанности к активному правомерному поведению, влекущему юридически значимые последствия).

Отмеченные способы в тех или иных вариациях компонентов концентрируются в установлении особых правовых ограничений в целях недопущения негативных внешних проявлений участников общественных отношений и стимулировании необходимого позитивного поведения субъектов права.

Правовые ограничения заключаются в введении в правовую сферу элементов сдерживания противоправных устремлений субъектов, нарушающих интересы других лиц и общества в целом и представляют собой четкое законодательное определение границ (рамок) возможного поведения субъектов либо исключения определенных возможностей в их действиях.

Правовые стимулы выступают в виде специальных правовых побуждений к законопослушному поведению, создающих для удовлетворения собственных интересов субъектов права режим благоприятствования. Стимулирование заключается в установлении особых правовых средств, направленных на повышение уровня положительного поведения субъектов в данных конкретных условиях и включает в себя такие элементы, как: правовое поощрение (форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия); преиму-

щественное право (предусмотренная законом льгота материального, морального, процессуального характера для той или иной категории субъектов); правовые иммунитеты (совокупность особых льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретно определенных в законе лиц от имеющихся обязанностей (их части) либо от ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций); правовая льгота (правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав, так и в освобождении от определенных обязанностей).

Особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств — дозволений и запретов, и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права называется правовым режимом. Это волевое установление государством определенного полезного для него, как выразителя общественных интересов, порядка правового регулирования в конкретной сфере отношений. Такой инструмент, который позволяет достаточно избирательно и гибко корректировать их развитие в нужном направлении. Поэтому, упоминания о тех или иных правовых режимах можно встретить применительно только к некоторым публичным отраслям права (административному, таможенному, финансовому, налоговому, уголовно-исполнительному и др.). Правовой режим является органической составляющей правовой политики.

Вообще все вышесказанное, в целом, концентрируется в категории правовой политики (А.В. Малько), определяемой как деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.