Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов'

К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2231
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПОРЯДОК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ПРАВО / ЗАКОН / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / LEGAL REGIME / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIME / PROCEDURE OF LEGAL REGULATION / LEGAL MEANS / RIGHT / LAW / ADMINISTRATIVE-LEGAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович

В статье автор анализирует имеющиеся в науке административного права подходы к определению понятия и признаков административно-правовых режимов, соотносит данные понятия и признаки, формулирует собственную позицию относительно данной проблематики. Автором предложено методологически исследовать административно-правовые режимы через анализ их понятия и признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the concept and characteristics of the administrative-legal regimes

In the article the author analyzes existing in the science of administrative law approaches to the definition of the concepts and features of administrative-legal regimes, relates these concepts and features, formulates its own position on the issue. The author suggests methodologically to investigate administrative regimes through the analysis of their concepts and features.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов»

Зиборов Олег Валентинович

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: mary_rose@bk.ru)

К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов

В статье автор анализирует имеющиеся в науке административного права подходы к определению понятия и признаков административно-правовых режимов, соотносит данные понятия и признаки, формулирует собственную позицию относительно данной проблематики. Автором предложено методологически исследовать административно-правовые режимы через анализ их понятия и признаков.

Ключевые слова: правовой режим, административно-правовой режим, порядок правового регулирования, правовые средства, право, закон, административно-правовой анализ.

O.V. Ziborov, Master of Law, Assistant Professor, Head of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: mary_rose@bk.ru

To the question about the concept and characteristics of the administrative-legal regimes

In the article the author analyzes existing in the science of administrative law approaches to the definition of the concepts and features of administrative-legal regimes, relates these concepts and features, formulates its own position on the issue. The author suggests methodologically to investigate administrative regimes through the analysis of their concepts and features.

Key words: legal regime, administrative-legal regime, procedure of legal regulation, legal means, right, law, administrative-legal analysis.

Интерес к данной теме обусловлен имеющимися в науке административного права различными подходами к определению понятия и признаков административно-правовых режимов. Поэтому целью данной статьи является анализ предложенных специалистами мнений по данной проблематике.

О.С. Родионов под правовым режимом понимает «установленный законодательством особый порядок регулирования, представленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов» [1, с. 13-14].

С точки зрения профессоров А.В. Маль-ко и Н.И. Матузова, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [2, с. 25-26].

Производное от вышеизложенного определение дает Н.В. Макарейко, который определяет правовой режим как «особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях» [3, с. 144].

В широком смысле рассматривает правовой режим профессор С.С. Алексеев, который трактует его как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных связываний и создающих особую направленность регулирования [4, с. 243]. По мнению автора, для каждой отрасли права характерен ряд юридических особенностей, обусловленных предметом регулирования. Совокупность данных особенностей является юридическим признаком отрасли и образует особый юридический режим регулирования (правовой режим). Таким образом, любой отрасли свойствен свой специфический режим регулирования, и именно в нем концентрируется юридическое своеобразие отрасли [5, с. 184].

271

В специальной литературе можно встретить такое определение правового режима: это особый порядок правового регулирования, закрепляющий совокупность юридических и организационных средств, применяемых для установления правового состояния (положения, статуса) объекта воздействия (носителя режима) и направленный на обеспечение его устойчивого функционирования [6, с. 9-10].

Приведенные общеправовые определения правового режима позволяют, с одной стороны, отразить первый аспект в понимании правовых режимов - осуществить его понятийное исследование, с другой стороны, выделить в качестве одной из основополагающих его характеристик специфический механизм правового регулирования, особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют [2].

Второй подход к анализу правового режима как общетеоретической категории - исследование признаков правовых режимов и выяснение таким путем его содержания.

Профессор А.В. Малько выделяет следующие признаки правовых режимов:

1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;

2) имеют целью специфическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений [7, с. 19].

Исходя из того, что правовой режим - это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования, профессор Д.Н. Бахрах отмечает, что ему присущи следующие признаки:

правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенного объекта, предмета или процесса - носителя правового режима;

совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;

в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;

специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметров его функционирования;

деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей [8].

Н.Ф. Попова и Н.Н. Попова выделяют следующие признаки правовых режимов [6]:

нормативное регулирование осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах в интересах определенного объекта, предмета, процесса или деятельности - носителя правового режима;

в нормативных правовых актах определяется правовое положение носителя режима, которое отличается от правового статуса (состояния) других субъектов права;

регулируются определенные виды общественных отношений, которые требуют особых средств правового воздействия, а также юридического инструментария для их применения;

совокупность используемых правовых средств определяет режимные правила поведения (деятельности), которые обеспечиваются системой организационно-правовых мер и обусловливаются интересами государства и волей законодателя;

режимные правила определяют модель поведения, порядок реализации прав и обязанностей, ограничения участников правовых режимов;

устанавливают систему организационно-юридических гарантий выполнения режимных правил, устранения возможных нарушений.

Понятие и признаки административно-правовых режимов, а также их структура и содержание стали предметом исследования многих ученых. При этом часть высказываемых научных положений не вызывают сомнений и являются общепринятыми, с другой стороны, позиции отдельных авторов нуждаются в конкретизации,

272

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 4 (50)

а возможно, и в доработке. Так, рассматривая признаки административно-правовых режимов, П.В. Космынина в ряду таких, не вызывающих дискуссии признаков, как нормативность, специфический объект регулирования, особый характер используемых правовых средств и ограниченный круг целей, приводит и такой признак административно-правовых режимов, как «упрощенный порядок изменения содержания режима» [9, с. 35]. Причем в качестве примера упрощенного порядка изменения содержания режима автор приводит административно-правовой режим чрезвычайного положения. Ссылаясь на Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», П.В. Космынина отмечает, что при введении чрезвычайного положения спектр устанавливаемых правоограничений может варьироваться в зависимости от характера и сложности возникшей чрезвычайной ситуации. При каждом факте введения чрезвычайного положения реализуемые чрезвычайные меры, согласно закону, конкретизируются в соответствующем указе Президента РФ. На наш взгляд, приведенный пример свидетельствует как раз об обратном: используя тот или иной административно-правовой режим, государство должно

быть поставлено в жесткие рамки применения правовых средств, сопровождающих административно-правовые режимы. И приведенный пример как нельзя лучше демонстрирует не упрощенный, а, наоборот, усложненный порядок изменения содержания административно-правового режима. Ведь предусмотренная законом обязанность Президента РФ отразить в своем указе исчерпывающий перечень правовых средств обеспечения чрезвычайного и военного положений является гарантом защиты прав и свобод граждан на период действия данных режимов. А возможность дополнения перечня таких правовых средств только путем внесения изменений в соответствующий указ Президента никак нельзя назвать упрощенной процедурой.

Таким образом, правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой - обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды [8].

1. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

2. Матузов Н.И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 4.

3. Макарейко Н.В. Административное право. М., 2004.

4. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.

5. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

6. Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы. М., 2008.

7. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве //Журнал российского права. 2001. № 9.

8. БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2007.

9. Космынина П. В. Правовой режим предупреждения преступлений. М., 2005.

1. Rodionov O.S. The mechanism for establishing legal regimes with Russian legislation: auth. abstr. ... Master of Law. Saratov, 2001.

2. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: theory and practice issues // Jurisprudence. 1996. № 4.

3. Makareyko N.V. Administrative law. Moscow, 2004.

4. Alekseev S.S. Theory of law. Moscow, 1995.

5. Alekseev S.S. General permission and general prohibitions in Soviet law. Moscow, 1989.

6. Popova N.F., Popova N.N. Special administrative-legal regimes. Moscow, 2008.

7. Malko A.V., Rodionov O.S. Legal regimes in Russian legislation // Journal of Russian law. 2001. № 9.

8. BakhrakhD.N., RossinskiyB.V., StarilovYu.N. Administrative law: textbook for high schools. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2007.

9. Kosmynina P.V. The legal regime for the prevention of crimes. Moscow, 2005.

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.