Научная статья на тему 'К технологии дифференцирования средств и методов физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов'

К технологии дифференцирования средств и методов физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвичев Ю. Н., Борисова О. В.

Раскрываются особенности различных соматических и психологических типов личности. Анализируется характер их взаимосвязи применительно к студенческому возрасту. С учетом этого обосновываются рекомендации по дифференциации физической подготовки студентов вузов, необходимость учета и использования множественности норм физической подготовленности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москвичев Ю. Н., Борисова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К технологии дифференцирования средств и методов физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов»

знательном поощрении учащегося, в акцентировании его положительных качеств и свойств, в высокой оценке его успехов. Такой метод работы, укрепляя веру учащегося в свои силы, свои профессиональные возможности, одновременно оптимизирует весь эмоционально-психологический диапазон отношений между тем, кого оценивают, и тем, кто оценивает.

5. Аналогичный эффект дает метод учебной работы, открывающий путь к свободным когнитивно-поисковым действиям учащегося - даже если эти действия в силу тех или иных причин вызывают скептическое отношение со стороны педагога. Последний в этой ситуации исходит из осознания того факта, что творческий рост как таковой - в силу присущих ему внутренних закономерностей - совершается, как правило, зигзагообразно, являя собой чередование удач и неудач, заблуждений и преодолений их. Такова, повторим, специфика процесса. С учетом этого педагогу следует применять гибкую, пластичную, тонко выверенную методику учебно-воспитательной работы, - прежде всего в занятиях с одаренными учащимися, которые, как правило, инициативны в своей деятельности и, одновременно, болезненно реагируют на критику собственных начинаний и инициатив. Принцип своевременной, «упреждающей» локализации конфликтных ситуаций в диадическом общении и предполагает, как было сказано, адекватную методику действий педагога. Допускается в этой связи возможность различных, несовпадающих подходов педагога и ученика к объекту учебной деятельности (музыкальному произведению), различных интерпретаторских версий этого объекта, чем и определяется, в конечном счете, методологический вектор деятельности педагога, его поведенческой стратегии и тактики.

6. В ряду перечисленных выше методов важную роль играет метод, суть и смысл которого выражаются в смене-чередовании функционально-ролевых взаимодействий учителя и ученика. Основанный на отказе от прямолинейного детерминизма в обучении, метод, о котором идет речь, ставит во главу угла варьирование ролевых функций педагога, диапазон которых может простираться, как свидетельствуют эмпирические данные, от тради-

ционных директивно-установочных до функций во многом противоположных (типа консультанта, советчика, эксперта, старшего коллеги и т. п.). Добавим, что в работе с определенной категорией учащихся - имеются в виду те из них, кто обладает неординарным природным дарованием, кто отмечен активностью и самостоятельностью профессионального мышления, -весьма эффективными могут быть методы латентного, т. е. косвенного, скрытого, завуалированного воздействия одного субъекта на другого, педагога - на ученика.

7. Наконец, способствуют оптимизации межличностных отношений внутри пары субъектов такие приемы и способы учебно-воспитательной практики, которые осуществляются в рамках внеклассной работы, как-то: совместное посещение концертов, музыкальных вечеров, иных мероприятий художественно-образовательного характера.

Вышесказанные соображения не исчерпывают, разумеется, всего комплекса вопросов, связанных с диадической формой занятий, однако намечают, на наш взгляд, достаточно перспективные направления в их решении.

Ю.Н. Москвичев, О.В. Борисова (Волгоград)

К ТЕХНОЛОГИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СООТНОШЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

Раскрываются особенности различных соматических и психологических типов личности. Анализируется характер их взаимосвязи применительно к студенческому возрасту.

С учетом этого обосновываются рекомендации по дифференциации физической подготовки студентов вузов, необходимость учета и использования множественности норм физической подготовленности молодежи.

Разгадка секрета успешных педагогических действий в области физического

© Москвичев Ю. Н., Борисова О. В., 2006

воспитания и спортивной тренировки скрывается не только в познании законов и механизмов воздействия физических упражнений и других средств физического воспитания на телесную (соматическую) организацию человека, его физические кондиции и здоровье. Эту сторону дела хорошо раскрыли и обосновали еще на рубеже XIX и XX вв. российский врач и педагог П.Ф. Лесгафт, его многочисленные ученики. Но не менее важной является другая сторона, которая предполагает научное исследование собственно гуманитарных аспектов педагогического процесса.

Во-первых, раскрытие в физическом воспитании человека роли и значения его идеалов, убеждений, ценностных ориентиров и установок.

Во-вторых, экспликация в конкретных действиях и поступках занимающегося физической культурой и спортом человека того смысла, благодаря которому спорадические занятия спортом и физической культурой превращаются в занятия систематические, регулярные.

Эта проблема оказывается зачастую вне поля внимания ученых, исследующих процесс физического воспитания и физической подготовки молодежи, а ведь именно она составляет сущность гуманитаризации физкультурного образования в целом.

Гносеологический подход, традиционно используемый в научном исследовании педагогических явлений и процессов, с его делением участников педагогического взаимодействия на субъект (учитель) и объект (ученик), при решении задач гуманитаризации физкультурного образования нуждается в своем дополнении аксиологическим подходом, акцентирующим внимание ученых-гуманитариев на ценностно-смысловом аспекте деятельности сторон педагогических отношений как активных субъектов воспитания и обучения, творцов образовательного процесса.

Кроме того, без отражения в научном познании духовно-мотивационных характеристик деятельности объектов физического воспитания (учеников, студентов, спортсменов и т.д.) нельзя понять воспитание и обучение как процесс взаимодействия двух субъектов - учителя и ученика, тренера и спортсмена. Нельзя понять педагогический процесс воспитания вообще и, в частности, физического воспитания в качестве коммуникации двух субъектов, творческого союза двух личностей,

субъект - субъектных отношений, т. е., иначе говоря, как личностно ориентированный педагогический процесс.

Многое же в духовной организации человека определяется его психикой, психологическими особенностями, представляющими в той или иной степени его телесную организацию. О наличии закономерной связи между «определенными формами строения тела и определенными психическими предрасположениями» писал еще в 1922 г. известный антрополог и психолог Э. Кречмер (см.: Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер; пер. с немецкого. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 7).

Именно поэтому исследование физического воспитания, процесса тренировки физических качеств и способностей человека требует изучения взаимосвязи соматических и психических характеристик. Проникнуть научном взглядом в духовные аспекты физического воспитания можно только, изучив особенности психологической сферы - «средостения» между телесным и духовным миром человека.

Характеристика потенциальных двигательных возможностей занимающихся, которая базируется на конституциональной норме и типологических оценочных шкалах, служит эффективным педагогическим и социальным инструментом повышения мотивации студентов к физическому совершенствованию (Зайцева 1995; Сальников 1997).

А.А. Кудинов (1994), В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, Г.М. Маслов (1995) выявили, что повышение эффективности занятий физической культурой и спортом достигается при использовании типоспецифических методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности. Между тем учесть все индивидуально-типологические особенности каждого отдельного индивида нельзя. Но первый и очень важный шаг в сторону индивидуализации процесса физической подготовки предполагает учет общего типа конституции студента и особенностей его темперамента. Это вытекает из научного факта, что двигательные возможности каждого человека зависят не только от его антропометрических данных, но и от психологических свойств, в частности, от темперамента, поскольку он обеспечивает особенности

поведения и деятельности конкретных индивидов.

Поиск путей индивидуализации и дифференциации физической подготовки ведется давно. Традиционно применяется половозрастной критерий дифференциации. Исследования последних лет позволили выделить и другие основания, при которых учитываются следующие факторы.

1. Функциональные и морфологические показатели специальной работоспособности (Сараева 1999).

2. Данные оперативного контроля педагогического процесса (Пассиков 1990).

3. Типологические свойства нервной системы (Климов 1989).

4. Уровень развития физических качеств и морфологических показателей (Хо-даковски-Мальцевич 1992).

5. Показатели функционального состояния организма (Чубанов 2002).

6. Уровень здоровья и динамики результатов развития спортсмена (Антонов 2000).

Все перечисленные работы выполнены в области теории спортивной тренировки, поэтому их рекомендации вряд ли можно полностью переносить в область физического воспитания студенческой молодежи.

Если подобные задачи для школьного возраста успешно решаются О.Ю. (Жарова 2000; Беляев 2000; Лебедева 2004), то применительно к физической подготовке студентов нефизкультурных вузов достаточной разработки они не получили.

В последние годы отсутствуют научные исследования, в которых проблема технологии дифференцирования физической подготовки студенческой молодежи рассматриваются на основе учета соотношения соматических и психологических типов. Именно это обстоятельство вызвало необходимость в специальном научном анализе, определило актуальность и цель нашего исследования: разработать и экспериментально обосновать технологию дифференцирования подготовки студентов неспециализированных вузов на занятиях по физической культуре, учитывающую их соматические и психологические типы.

Мы исходили из предположения, что технология дифференцирования физической подготовки студентов будет педагогически целесообразной и эффективной, если при ее проектировании положить в

основу дифференцирования студентов учет как различий их конституциональных типов телосложения и типов темперамента, так и закономерной их взаимосвязи. На этой базе необходимо определить оптимальный набор типоспецифических групп студентов, для каждой из них подобрать рациональный состав тренировочных средств, методов и организационных форм построения учебного процесса, а также оптимальные параметры физической нагрузки.

Исследования проводились в период с 1997-го по 2006 г. на базе Волгоградского архитектурно-строительного университета и Волгоградского государственного университета. Всего было обследовано 567 человек в возрасте 17 — 20 лет (основная медицинская группа).

В процессе исследования нами анализировались показатели морфофункционального развития и физической подготовленности, обусловленные возрастными и половыми различиями, типологическими особенностями телосложения и темперамента. Проведенные обследования позволили констатировать, что большинство анализируемых показателей подготовленности студентов характеризуются высоким уровнем вариабельности. Разнообразие возрастно-половой изменчивости показателей морфофункционального развития и физической подготовленности связаны с соматическими и психологическими особенностями студентов.

Среди испытуемых было выявлено 28,4% юношей (75 чел.) и 34,7% девушек (105 чел.), отнесенных к торакальному типу телосложения. Число лиц с мышечным типом телосложения составляет 22,7% у юношей и 19,8% у девушек (по 60 чел.). К астеноидному типу принадлежит 34,1% юношей (90 чел.) и 32,7% девушек (99 чел.), а к дигестивному — соответственно 14,8 и 12,8%

Анализ соотношения типов темперамента показал, что 106 юношей (40,2%) — флегматики, а 104 девушки (34,3%) — сангвиники. Второе место у юношей занимают испытуемые сангвинического типа темперамента (35,2%), а у девушек — холерического типа (32,3%). На третьем месте находятся 21,6% юношей (57 чел.), имеющих холерический и 30,4% девушек (92 чел.) - флегматический типы темперамента. Меланхолическому типу темперамента

принадлежат всего по 3,0% юношей и девушек.

Встречаемость типов телосложения у студентов с различными типами темперамента представлена в табл. 1. Для юношей и девушек астеноидного типа телосложения типичен холерический и флегматический (соответственно 36,7 и 38,3 %) типы телосложения. У испытуемых с мышечным типом телосложения выявлено преобладание сангвинического типа нервной системы (соответственно 50,0 % и 36,7%).

Торакальный тип телосложения обнаружен у студентов всех типов темперамента, но если у юношей больше флегматиков (40,0 %), то у девушек значительно превалируют сангвиники (38,0 %). У юношей и девушек дигестивного типа телосложения преобладают флегматики (по 58,9 %). Меланхолический тип темперамента из 567 обследованных выявлен только у 17 студентов (3,0 %). Таким образом, отмеченные соотношения в целом характерны как для юношей, так и для девушек.

Типы телосложения и темперамента -важные характеристики индивидуально -типологических особенностей студентов, тесно связанные с их двигательными возможностями и умением реализовать эти возможности. Данные характеристики становятся одними из ведущих индикаторов индивидуальности человека в студенческие годы.

В настоящее время широко распространено понимание нормы как среднеста-

тистического норматива, рассчитываемого по материалам репрезентативной выборки однородной статистической совокупности.

Однако все чаще звучит мнение о том, что норма должна рассматриваться как зона оптимального функционирования системы, поэтому при определении нормы следует учитывать не только возраст, пол, но и соматические и психологические особенности студентов.

Внутри половозрастной группы показатели физического развития дифференцируются типом телосложения и темперамента. По нашим данным, студенты в возрасте 17 - 20 лет различных конституциональных типов существенно различаются внутри каждой половозрастной группы не только по средним значениям тотальных размеров тела, но и по показателям гемодинамики и двигательным возможностям.

В процессе выполнения диссертационной работы выявлены особенности морфофункционального развития и физической подготовленности у студентов различных конституциональных типов. Данные контингенты различаются по показателям длины тела, но более выражено -по показателям веса тела.

Показатели физического развития, дифференцированные по типам темперамента внутри возрастно-половой группы, имеют также определенную закономерность изменения. Наиболее высокорослые - студенты меланхолического типа: средние показатели длины тела юношей в возрасте 17 - 20 лет изменялись от 177,2 до

Таблица 1

Типы телосложения студентов в зависимости от их типа темперамента

Тип телосложения Пол Число студентов Доля студентов в каждом типе телосложения, % Доля студентов с данным типом телосложения в зависимости от их типа темперамента, %

холери- ческий сангви- нический Флегмати- ческий меланхо- лический

Торакальный м 75 28,4 20,0 36,0 40,0 4,0

ж 105 34,7 34,3 38,0 22,9 4,8

Мышечный м 60 22,7 10,0 50,0 35,0 5,0

ж 60 19,8 35,0 36,7 25,0 3,3

Астеноидный м 90 34,1 36,7 26,7 35,5 1,1

ж 99 32,7 38,3 30,3 30,3 1,1

Дигестивный м 39 14,8 7,7 30,8 58,9 2,6

ж 39 12,8 7,7 30,8 58,9 2,6

Всего м 264 100 21,6 35,2 40,2 3,0

ж 303 100 32,3 34,3 30,4 3,0

181,7 см, а у девушек - в диапазоне 167,1 -168,5 см. Учащиеся холерического типа имеют наименьшие весовые характеристики. Эта закономерность прослеживается как у юношей, так и у девушек.

Выявлены различия в показателях гемодинамики у студентов различных типов телосложения. Наименьшие показатели систолического артериального давления выявлены у представителей астено-идного типа, а наибольшие - у студентов дигестивного типа телосложения. Только у этих конституциональных типов выявлены существенные различия в данных показателях.

Студенты различных конституциональных типов дифференцируются по уровням двигательных возможностей. В большинстве случаев представители мышечного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками, особенно в развитии скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Наиболее высокий уровень координационных способностей и выносливости выявлен у студентов мышечного и торакального типов телосложения. По большинству анализируемых показателей представители дигестивного типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных действий.

Студенты различных типов темперамента также дифференцируются по уровням двигательных возможностей. Сангвиники имеют преимущество перед своими ровесниками в развитии скоростных способностей. Высокий уровень скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, скоростной выносливости выявлен у студентов холерического типа нервной системы. Флегматики в основном уступают в результативности многих двигательных действий по вузовской учебной программе.

Результаты наших исследований указывают на необходимость дифференцированной физической подготовки студентов неспециализированных вузов в зависимости от их конституциональных типов и типов темперамента. Анализ коэффициентов вариации показателей физического развития и физической подготовленности показал, что классификация данных характеристик на основе принадлежности к определенному типу телосложения или темперамента обеспечивает большую однородность групповых показателей.

В процессе обследования студентов нами изучалась важность таких факторов, как возраст, пол, тип темперамента и тип телосложения, для изменчивости признаков морфофункционального развития и физической подготовленности. Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют, что ведущим фактором изменчивости обсуждаемых показателей у юношей и девушек является тип телосложения. У юношей наиболее существенно значимость данного фактора выражена при изменении показателей бега на 100 м (26,6%), ОГК (24,2%) и бега на 30 м (22,7%). У девушек данная закономерность прослеживается при изменении показателей ОГК (25,5%), бега на 100 м (24,3%), поднимания и опускания туловища (21,3%).

Наибольшее влияние типа темперамента на изменчивость признаков морфофункционального развития и показателей физической подготовленности выявлено у юношей в метании набивного мяча (18,4%) и в беге на 100 м (17,3%), у девушек — в беге на 30 м (15,3%) и ЧСС в покое (14,4%). Наибольшая значимость возрастных особенностей студентов проявилась у юношей при анализе показателей массы тела (16,3 %) и бега на 30 м (15,1%) и у девушек — характеристики САД (17,7%) и массы тела (17,4%).

Следовательно, возраст и пол - общепринятые факторы при разработке нормативов - не являются исчерпывающими для числов значений обсуждаемых показателей морфофунционального развития и физической подготовленности. Внутри половозрастной группы величины этих показателей дифференцируются типами темперамента и телосложения.

Для организации учебного процесса по физической культуре в вузе нефизкультурного профиля важны сведения об особенностях взаимосвязи показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности у студентов различных конституциональных типов и типов темперамента.

Студенты торакального типа телосложения по показателям морфофункционального состояния и физической подготовленности были разделены на две группы. Между пронализированными показателями выявлено 47 достоверных взаимосвязей из 120 возможных.

Первую группу составили 11 показателей. В ней выделена стволовая часть,

которая состоит из четырех показателей: масса тела, сила кисти, подтягивания на перекладине, бег 30 м Показатели подготовленности этой группы сгруппировались в четыре ветви. Наиболее высокие ветви образовали показатели длины тела, ОГК (ветвь 1). Во вторую группу вошли всего три показателя: ЧСС в покое, 6-минутный бег, бег 3000 м. Показатели САД и наклона туловища вперед представлены обособленно.

У студентов мышечного типа телосложения анализируемые показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности проявились системно. Нами выявлено 58 достоверных взаимосвязей.

Выделена стволовая часть — масса тела, сила кисти, бег 30 м, подтягивания на перекладине. Другие показатели распределились в шесть ветвей. Наиболее высокие ветви образовали показатели ОГК (ветвь 1), прыжка в длину с места, метания набивного мяча, поднимания и опускания туловища (ветвь 2).

Показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студентов астеноидного типа телосложения также проявились системно. Между ними выявлена 61 достоверная взаимосвязь. Выделена стволовая часть — масса тела, сила кисти, бег 30 м, подтягивания на перекладине, бег 3000 м. Показатели распределились на восемь ветвей. Наиболее высокие ветви образовали показатели наклона туловища вперед (ветвь 1), челночного бега 4Ч9 м (ветвь 2), длины тела, ОГК (ветвь 3), ЖЕЛ (ветвь 4).

У студентов дигестивного типа телосложения между показателями морфофункционального состояния и физической подготовленности выявлено 42 достоверных взаимосвязи. Показатели подготовленности разделились на три независимые группы. Первая группа состоит из десяти показателей, в ней выделены стволовая часть: бег 30 м, прыжок в длину с места — и четыре ветви. Вторую группу составили четыре показателя: ЧСС в покое, бег 3000 м, 6-минутный бег, наклон туловища вперед — распределенные в цепочку. В третьей группе — два показателя: ЖЕЛ и САД, которые представлены обособленно.

Анализ показателей морфофункционального состояния и уровня развития физических способностей у студентов и студенток различных типов телосложения

показывают разные варианты распределения результатов, что, безусловно, необходимо учитывать в учебном процессе. Во всех случаях нами выявлено от двух до четырех независимых групп показателей, что затрудняет решение комплексных задач по формированию двигательных умений и навыков, развитию физических способностей, снижает эффективность оздоровления студентов средствами физического воспитания.

Изучение связи результатов выполнения двигательных заданий вузовской программы с показателями и характеристиками структуры физической подготовленности студентов различных соматических и психологических типов позволило выявить, что структура физической подготовленности занимающихся разного пола в основном не совпадает. Характерными особенностями взаимосвязи показателей физической подготовленности обладают студенты одного пола, но различных типов телосложения и темперамента.

Вместе с тем, у студентов разного пола, но одного типа телосложения или темперамента различия в структуре физической подготовленности менее выражены.

Для успешного выполнения учебной программы нами в каждом двигательном задании определены наиболее значимые физические качества у студентов различных соматических и психологических типов. Данные характеристики систематизированы и отражены в специальной таблице. Ведущие компоненты структуры подготовленности студентов разных конституциональных типов и типов темперамента не совпадают даже при выполнении одного двигательного задания учебной программы. Наличие такой информации помогает преподавателю подбирать адекватные средства и методы, давать объективные оценки студентам.

Нами рассчитаны уравнения регрессии, на основе которых определяется базовая оценка физической подготовленности студентов (100-балльная шкала). Оценка подготовленности студентов с учетом конституциональных особенностей выявляется с помощью дополнительных коэффициентов, учитывающих закономерности развития физических способностей у различных контингентовобследуемых.

Средний показатель по четырем тестовым заданиям учебной вузовской программы, выраженный в баллах, характе-

Таблица 2

Оценка показателей физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля в 100-балльной шкале

№ п/п Упражнения Юноши Девушки

1 Бег 100 м (14,95 - х) 16,97+50,0 (17,48 - х) 22,58+50,0

2 Прыжок в длину с места (х - 200,6)- 1,25+50,0 (х - 155,0)- 1,10+50,0

3 Бег 3000 м (девушки - 2000 м) (813,8 - х) 0,42+50,0 (697,7 - х) 0,48+50,0

4 Подтягивания на пере-кладине (девушки - подни-мания и опускания туло-вища) (х - 7,25)- 4,71+50,0 (х - 32,6)- 0,93+50,0

Примечание: х — индивидуальные показатели (бег 100 м, с; прыжок в длину с места, см; бег 3000 м или 2000 м, с; подтягивания на перекладине, кол-во раз; поднимания и опускания туловища, кол-во раз).

ризует уровень физической подготовленности студентов: «отлично» — от 80 до 100 баллов, «хорошо» — от 60 до 79, «удовлетворительно» — от 40 до 59, «неудовлетворительно» — менее 40 баллов.

Проведенное исследование позволяет заключить, что у студентов нефизкультурного профиля разных типов телосложения имеются различия в морфофункциональном развитии и двигательной подготовленности, отчетливо выражена специфика структуры их физической подготовленности. Даже в одном упражнении учебной программы ведущие компоненты физической подготовленности не совпадают у студентов с различными типами телосложения, а в различных тестовых заданиях в основном существенно различаются.

В исследовании доказана необходимость учета и использования множественности норм физического подготовленности. Только такой подход обеспечит полноценную индивидуализацию учебного процесса. Становится ясно, что проблема индивидуализации тренировочных режимов не может быть исчерпана учетом пола и возраста, она должна решаться на основе глубокого понимания конституциональных особенностей человека, его адаптационного потенциала и индивидуально-типологических свойств, определяющих состояние здоровья и двигательные возможности.

У представителей различных конституциональных типов различия столь велики, что традиционное понимание единой нормы, принятое в физическом воспитании, становится некорректным с мет-

рологической, педагогической и физиологической точек зрения. Выходом из этого положения являются принятие множественности нормы в соответствии с типом конституции и разработка типологических половозрастных шкал и нормативов физической подготовленности студенческой молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.Ф. Худобина (Волгоград)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ФАКТОРЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Уточнено содержание понятия «психологический барьер» применительно к билингвальному обучению в вузе. Создана собственная типология психологических барьеров и представлены основные факторы их преодоления.

Присоединение России к Болонской конвенции по созданию общего образовательного пространства все более вынуждает систему высшего образования готовить выпускников к овладению и использованию в качестве средства обучения иностранные языки. Все чаще профессиональное обучение осуществляется в рамках билингвального образования.

Под билингвальным обучением понимается процесс, при котором обучение ведется на двух языках, в более широком же смысле это взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов в про-

© Худобина О. Ф., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.