УДК 340.131.4 ББК 67.042
Еркеев Ильшат Хамитович Erkeev llshal Hamitovich
преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического институт МВД России.
Teacher, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8 (919) 616-93-92.
Фролова Наталья Алексеевна Frolova Natalia Alekseevna
профессор кафедры теории государства и права им. Г. В. Мальцева юридического факультета
им. М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации доктор юридических наук,
профессор.
Professor, Department of Theory of State and Law named after G. V. Maltsev, Law Faculty after M. M. Speransky, Institute of Law and National Security of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor. Тел.: 8(915) 114-97-46.
К СООТНОШЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
To the relation of law in the economic sphere and economic security
В статье рассматривается соотношение законности в экономической сфере и экономической безопасности. Авторы полагают, что сравнительный анализ этих понятий не столь однозначный, как считают отдельные исследователи, и зависит от многих факторов. В рамках данной статьи осуществлена попытка раскрытия основных, наиболее существенных взаимосвязей этих явлений.
Ключевые слова: законность в экономической сфере, безопасность, экономическая безопасность государства, механизм обеспечения экономической безопасности.
Проблема развития экономики, недопущения ее критических состояний присуща всем государствам, исключением не является и Российская Федерация. Оказываемое воздействие внутренних (недиверсифицированность экономики, технологическая отсталость и так далее) и внешних (зависимость от конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы, санкционная политика западных стран) негативных факторов на экономику предопределяет необходимость совершенствования государственных органов, законодательства в целях обеспечения экономической безопасности страны. Потребности в устойчивом экономическом росте, определении экономической государственно-правовой политики, реформировании государственно-правовых институтов актуализируют исследова-
The purpose of writing this article is to review the legality of relations in the economic sphere and economic security. In our view, the relationship between these concepts is not as unambiguous as determined by individual researchers, and depends on many factors. In this article the attempt of opening the main, the most important relationships of these phenomena.
Keywords: act in the economic sphere, security, economic security of the state, mechanism to ensure economic security.
ния проблем законности в экономической сфере и экономической безопасности.
Исследователями соотношение законности и обеспечения экономической безопасности часто рассматривается как необходимое условие первого для реализации второго. Однако, на наш взгляд, законность будет фактором экономической безопасности в случае соответствия определенным критериям. Предлагаем рассмотреть наиболее существенные условия, при которых законность в экономической сфере действительно оказывается фактором экономической безопасности.
Проблемы понятия, сущности, гарантий и содержания законности изучались многими исследователями [1]. Законность понимают как цель, требование права, принцип юриди-
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ,
ческой деятельности, режим общественной жизни или же образ, модель, систему принципов, к которой стремится общество.
Столь же разнообразны мнения исследователей относительно понятия экономической безопасности, определяемой через устойчивое состояние экономики и институтов власти, экономические интересы (в широком значении - в качестве общенациональной демократической программы постоянного развития и совершенствования национальной экономики, при реализации которой учитываются интересы всех слоев общества, в узком -представляющей собой не что иное, как «набор методов и средств противодействия негативным проявлениям рыночных сил вследствие неорганизованного участия в мировых хозяйственных процессах, лечения общественных болезней, преодоления трудностей развития, обеспечения текущих военно-политических задач» и так далее) [2].
Таким образом, проблема соотношения законности и экономической безопасности обусловлена в первую очередь многогранным пониманием этих явлений.
Следует подчеркнуть, что основу законности составляет закон. Соответственно, понимание законности определяется трактовкой закона с позиций юридического позитивизма или естественного права.
В первом случае, признавая тождество права и закона, под законностью понимается соблюдение и исполнение законов всеми участниками правоотношений. По мнению исследователей, слабой стороной является то, что закон может иметь откровенно репрессивный характер.
Во втором случае законность возможна только при соответствии закона принципам естественного права и определяется как пра-возаконность. Как отмечает К. И. Амирбеков, в условиях режима правозаконности человек может вступить «в спор о праве» с самим законодателем, если действующее позитивное право, выраженное в законодательстве, не воплощает идею ценности прав человека. Принципы правозаконности содержат требования ограничения полновластия законодателя достигнутым мировым сообществом комплексом представлений о минимальных гарантиях свободы личности, зафиксированным в основополагающих международных документах
(декларациях, конвенциях, пактах) [3, с. 2-5]. Таким образом, определенное качество закона достигается наличием легитимного механизма корректировки закона.
В этой связи необходимо отметить, что обеспечение прав и свобод человека (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода предпринимательства, права частной собственности и так далее) является одним из базовых условий для развития рыночной экономики и ее роста. Соответственно, неспособность государства обеспечить продекларированные права и свободы человека и гражданина является деструктивным фактором экономической безопасности.
Абстрагирование от содержания закона и акцентирование внимания лишь на функциональной составляющей в виде требования беспрекословного исполнения и соблюдения закона выхолащивает такое емкое и многогранное понятие, как законность. Закон может иметь деструктивный характер в силу различных причин: отсутствия реальной политической конкуренции, позволяющей соблюдать баланс интересов общества, необеспеченности материального права процессуальным, иных дефектов юридической техники, негативной правоприменительной практики и так далее.
Взаимосвязи законности в экономической сфере и экономического развития и безопасности многогранны. Для обеспечения стабильного экономического роста, развития эффективной экономической политики необходимо современное законодательство. Закон определяет фундаментальные основы экономики: правовой режим собственности, формирование и распределение денежных фондов государства, экономические права и свободы, антимонопольные требования и другое. Как отмечает С. С. Алексеев, правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и потому глубоко проникает в ткань экономической жизни в качестве важного компонента механизма экономических процессов [4, с. 188].
Таким образом, законодательство определяет условия развития экономики, при этом может оказывать как стимулирующее, так и подавляющее воздействие.
По мнению многих исследователей, в Российской Федерации действует достаточно развитое экономическое законодательство. Однако необходимо дальнейшее совершенствование норм, регулирующих экономическую сферу, а также имплементация эффективных правовых институтов с учетом культурных, социально-экономических особенностей российской действительности.
Нормативно-правовыми актами регулируются система обеспечения экономической безопасности, структура и компетенция государственных органов, участвующих в процессе выработки и реализации решений в области обеспечения экономической безопасности, и так далее. В государственно-правовом механизме реагирование на деструктивные факторы, воздействующие на экономику, осуществляется всеми отраслями права - конституционным, финансовым, гражданским, уголовным и т. п.
В этой связи, как справедливо отмечает Т. Ашурбеков, важно обратить внимание на то, что законность взаимосвязана со всеми компонентами системы обеспечения национальной безопасности - ее целями, объектами, субъектами, ресурсами. Потому ее значение столь велико для формирования и становления новой системы обеспечения национальной безопасности страны. Без стабильной законности и твердого правопорядка сегодня немыслимо успешное решение этой проблемы [5, с. 2-6]. Полагаем, что эти положения справедливы и для экономической безопасности как части национальной безопасности.
Система источников норм права, направленных на регулирование общественных отношений в сфере обеспечения экономической безопасности государства, представляет собой комплекс международно-правовых и нормативно-правовых актов национального законодательства. Нормативно-правовые акты (федеральные законы, подзаконные акты) формируют правовую основу обеспечения экономической безопасности, составляют нормативно-правовую подсистему государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности.
На наш взгляд, для эффективного функционирования системы обеспечения экономической безопасности важна ее институционали-зация. Как отмечает И. Д. Хутинаев, институ-ционализация в системе государственной власти означает переход от модели функциони-
рования, основанной на персональных качествах и персональной воле субъектов управления, предполагающей значительную свободу и вариантность их поведения, к модели деятельности, четко регламентированной социальными нормами, преимущество среди которых, безусловно, принадлежит нормам права. Это приводит к определенности, предсказуемости процессов управления, выработке и реализации государственно-властных решений в экономике, политике и т. п. При таком политическом режиме участники государственно-правовых, экономических и социальных правоотношений изначально осведомлены о том, каким образом властные учреждения могут действовать и какие решения могут принять. Таким образом именно право становится теми рамками жизни общества, а деятельность государственной власти формализуется правом и осуществляется в этих рамках [6, с. 98].
Однако наличие современного законодательства не является достаточным как в целом для осуществления экономического роста, так и обеспечения экономической безопасности. Следующим важным моментом является пра-вореализационная и правоприменительная практика. Безусловно, крайне важное значение имеет соблюдение и исполнение принятых в государстве законов в целях обеспечения экономической безопасности и законности в экономической сфере [7].
Без обращения к потенциалу, которым обладает законность, нельзя наладить и обеспечить механизм перехода от правовой возможности к правовой действительности. Право устанавливает лишь «юридическую возможность», а от закона до его исполнения - огромная дистанция, которая при помощи законности может быть успешно преодолена. Но для этого важно, чтобы в ходе своего функционирования законность представляла собой единство должного и сущего. Именно в таком качестве она пронизывает правовую систему, процессы правотворчества и правореализации [8, с. 26].
Можем констатировать, что законность является фактором экономической безопасности при условии обладания закона определенным качеством, достигаемым наличием легитимного механизма корректировки закона, который позволяет гарантировать права и свободы человека и гражданина, определенный
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
уровень, состояние устойчивого развития личности, гражданского общества, государства и защищенность их экономических интересов. Следующим условием выступает реализация закона, положительная правоприменительная практика, то есть гарантированная реализация норм закона, эффективная работа правоохранительных и судебных систем. Согласимся с исследователями, отмечающими, что существование устойчивой тенденции увеличения масштабов теневой и криминально-коррупционной составляющих в российской экономике, их развитие в системе социально-экономических отношений, ее латентный характер обусловливают необходимость поиска новых подходов к организации процесса противодействия в современных условиях [9, с. 10].
Таким образом, на наш взгляд, проблема соотношения законности и экономической безопасности связана с многогранным пониманием этих явлений, качеством закона, которое достигается наличием легитимного
Литература
1. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
2. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
3. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000.
4. Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8.
5. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчаго-ва. 2-е изд. М., 2005.
6. Зайцева М. Н. Пути обеспечения экономической безопасности России как одно из направлений реализации стратегии социально-экономического реформирования // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2005. № 5.
7. Амирбеков К. И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. № 4.
механизма его корректировки, позволяющего гарантировать права и свободы человека и гражданина, определенный уровень, состояние устойчивого развития личности, гражданского общества и государства, защищенность их экономических интересов, эффективной работой правоохранительных и судебных систем.
Законность, выражающая как правовая категория важнейшие требования уважения и исполнения нормативно-правовых актов, защиты прав и интересов граждан, представляет ценностный потенциал экономической безопасности. Обеспечение законности требует целенаправленного воздействия на поведение и деятельность субъектов экономической безопасности. Учет экономических, политических, психологических и других факторов, механизмов их воздействия на деятельность субъектов экономической безопасности также влияет на обеспечение законности как режима общественной жизни.
Bibliography
1. Alekseev S. S. State and law. Initial course. Moscow, 1993.
2. Vitruk N. V. Legality: the concept, protection and promotion. Constitutional law and constitutional justice // The general theory of state and law. Academic course: in 2 vols / ed. by M. N. Marchenko. Moscow, 1998.
3. Theory of state and law: lectures / ed. by N. I. Matuzova and A. V. Malko. Moscow, 2000.
4. Pankov V. Economic security: global economic and internal aspects // Foreign economic relations. 1992. Vol. 8.
5. The economic security of Russia: general course: textbook / ed. of V. K. Senchagova. 2nd ed. Moscow, 2005.
6. Zaitseva M. N. Ways of ensuring the economic security of Russia as one of the areas of implementation of socio-economic reform strategy // The economic security of Russia: political orientation, legislative priorities and practices for // Journal of the Nizhny Novgorod fcademy of the MOI of Russia. 2005. № 5.
7. Amirbakov K. I. Transformation of views on the understanding of the rule of law as a legal category // Russian justice. 2016. № 4.
8. Alekseev S. S. General theory of law: in 2 vols. Moscow, 1981. Vol. 1.
8. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2-х т. М., 1981. Т. I.
9. Ашурбеков Т. Законность и национальная безопасность // Законность. 2008. № 5.
1 0. Хутинаев И. Д. Институциональная теория и совершенствование государственной власти Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 4.
11. Архипов Д. Н., Ребров А. А., Ханахме-дов А. С. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса России на современном этапе // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 3.
12. Тутинас Е. В., Шумилина А. Б. Законность как системное образование // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1.
13. Анищенко В. Н., Хабибулин А. Г. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России (экономико-правовой анализ). М., 2014.
9. Ashurbekov T. Law and National Security // Law. 2008. № 5.
10. Hutinaev I. D. Institutional theory and improvement of the state authorities of the Russian Federation // «Black Holes» in the Russian legislation. 2005. № 4.
11. Arkhipov D. N., Rebrov A. A., Ha-nahmedov A. S. Actual issues of ensuring the economic security of Russian fuel and energy complex at the present stage // Jurist-Pravoved. 2016. № 3.
12. Tutinas E. V., Shumilina A. B. Law as a system formation // Jurist-Pravoved. 2015. № 1.
13. Anischenko V. N., Khabibulin A. G. Criminal and financial threats to the implementation of socio-economic reforms and projects in Russia (economic and legal analysis). Moscow, 2014.