Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕСТРУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕСТРУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таганова Анна Александровна, Лапсарь Маргарита Владимировна

Введение. Современное развитие личности, этапы ее социализации и своеобразие восприятия норм поведения реализуются в условиях активных процессов информатизации и компьютеризации. Связанные с этим изменения в повседневной жизни, общении, организации деятельности привносят как конструктивные, так и деструктивные факторы. Сложно оспорить тот факт, что информационно-коммуникационные технологии настолько прочно вошли в жизнь современного человека, что уже характеризуются не как способ упрощения деятельности, а как полноценная среда для формирования личностных особенностей и осуществления коммуникации. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что на активных пользователей информационно-коммуникационных технологий начинает оказывать воздействие контент различного содержания, в том числе разрушающего характера. Наиболее уязвимой группой пользователей оказываются несовершеннолетние лица (в силу своих личностных и возрастных особенностей). В связи с этим перед правоохранительной системой и общественными организациями ставится задача создания безопасных условий использования несовершеннолетними возможностей информационно-коммуникационной среды. Цель. Настоящее исследование проведено для обоснования актуальности изучения психологических факторов субъективного и объективного порядка, способствующих вовлечению несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий. Методология, методы, методики. Для проведения исследования по выбранной теме использовались универсальные для любой области научного познания системно-структурный и качественный подходы. Методология исследования опирается на современные научно-методические и социально-психологические характеристики формирования и развития деструктивного поведения несовершеннолетних. Результаты. Результаты проведенного научного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного изучения проблемы и подготовки научного обеспечения профилактической деятельности по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних. Научная новизна. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной разработанности выбранной для исследования проблемы, что обосновало научную новизну результатов, представленных в данной статье. Выявлена актуальность предстоящих исследований, что свидетельствует о необходимости их проведения. Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с недостаточной разработанностью указанной темы имеются определенные трудности в осуществлении профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, а полученные в ходе исследования результаты позволят восполнить существующий пробел и повысить эффективность работы с несовершеннолетними по предупреждению девиаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таганова Анна Александровна, Лапсарь Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF INVOLVING MINORS IN DESTRUCTIVE ACTIVITIES THROUGH INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Introduction. The modern development of the personality, the stages of its socialization and the peculiar perception of social norms of behavior are realized in conditions of active processes of informatization and computerization. The related changes in everyday life, communication, organization of activities bring both constructive and destructive factors. It is difficult to dispute the fact that information and communication technologies have become so firmly established in the life of a modern person that they are no longer characterized as a way to simplify activities, but as a complete environment for the formation of personal characteristics and the implementation of communication. This situation leads to the fact that active users of information and communication technologies begin to be affected by content of various content, including destructive one. Minors are the most vulnerable group of users of such technologies due to their personality and age peculiarities. In this regard, the law enforcement system and public organizations are faced with the task of creating safe conditions for minors to use the possibilities of the information and communication environment. Objective. This study was carried out to substantiate the relevance of studying the psychological factors of a subjective and objective nature that contribute to the involvement of minors in destructive activities through information and communication technologies. Methodology, methods, techniques. Universal for any field of scientific cognition, system-structural and qualitative approaches were used to conduct research on the chosen topic. The research methodology is based on modern scientific, methodological and socio-psychological characteristics of formation and development of the destructive behavior of minors. Results. The results of the conducted scientific research indicate the need for a comprehensive study of the problem and the preparation of scientific support for preventive activities to prevent deviant behavior of minors. Scientific novelty. The analysis of the scientific literature led to the conclusion that the existing insufficient development of the problem chosen for the study, which substantiated the scientific novelty of the results presented in this article. The relevance of the upcoming research is revealed, reflecting the need for their implementation. Practical significance. The practical significance of the study lies in the fact that today, due to the insufficient development of this topic, there are certain difficulties in the implementation of prevention of deviant behavior among minors, and the results obtained during the study will fill the existing gap and increase the efficiency of work with minors to prevent their involvement into deviant activities.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕСТРУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Таганова А. А., Лапсарь М. В. / Taganova A. A., Lapsar M. V.

Оригинальная статья

УДК 159.9.072

DOI: 10.35750/2713-0622-2023-1-52-58

К проблеме вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий

Анна Александровна Таганова

Краснодарский университет МВД России (Краснодар, Россия) nurka2006@gmail.com

ORCID: 0000-0001-5071-2637 Маргарита Владимировна Лапсарь

Краснодарский университет МВД России (Краснодар, Россия) margaret-1572@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5295-383X

Аннотация

Введение. Современное развитие личности, этапы ее социализации и своеобразие восприятия норм поведения реализуются в условиях активных процессов информатизации и компьютеризации. Связанные с этим изменения в повседневной жизни, общении, организации деятельности привносят как конструктивные, так и деструктивные факторы. Сложно оспорить тот факт, что информационно-коммуникационные технологии настолько прочно вошли в жизнь современного человека, что уже характеризуются не как способ упрощения деятельности, а как полноценная среда для формирования личностных особенностей и осуществления коммуникации. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что на активных пользователей информационно-коммуникационных технологий начинает оказывать воздействие контент различного содержания, в том числе разрушающего характера. Наиболее уязвимой группой пользователей оказываются несовершеннолетние лица (в силу своих личностных и возрастных особенностей). В связи с этим перед правоохранительной системой и общественными организациями ставится задача создания безопасных условий использования несовершеннолетними возможностей информационно-коммуникационной среды.

Цель. Настоящее исследование проведено для обоснования актуальности изучения психологических факторов субъективного и объективного порядка, способствующих вовлечению несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий.

Методология, методы, методики. Для проведения исследования по выбранной теме использовались универсальные для любой области научного познания системно-структурный и качественный подходы. Методология исследования опирается на современные научно-методические и социально-психологические характеристики формирования и развития деструктивного поведения несовершеннолетних.

Результаты. Результаты проведенного научного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного изучения проблемы и подготовки научного обеспечения профилактической деятельности по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних.

Научная новизна. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной разработанности выбранной для исследования проблемы, что обосновало научную новизну результатов, представленных в данной

© Таганова А. А., Лапсарь М. В., 2023

статье. Выявлена актуальность предстоящих исследований, что свидетельствует о необходимости их проведения. Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с недостаточной разработанностью указанной темы имеются определенные трудности в осуществлении профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, а полученные в ходе исследования результаты позволят восполнить существующий пробел и повысить эффективность работы с несовершеннолетними по предупреждению девиаций.

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, личность, несовершеннолетний, деструктивное воздействие, девиантное поведение

Для цитирования: Таганова, А. А., Лапсарь, М. В. (2023). К проблеме вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий. Российский девиантологический журнал, 3(1), 52-58. 10.35750/2713-0622-2023-1-52-58.

Original paper

Anna A. Taganova

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia) nurka2006@gmail.com

ORCID: 0000-0001-5071-2637

Margarita V. Lapsar

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia) margaret-1572@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5295-383X

On the problem of involving minors in destructive activities through information and communication technologies

Abstract

Introduction. The modern development of the personality, the stages of its socialization and the peculiar perception of social norms of behavior are realized in conditions of active processes of informatization and computerization. The related changes in everyday life, communication, organization of activities bring both constructive and destructive factors. It is difficult to dispute the fact that information and communication technologies have become so firmly established in the life of a modern person that they are no longer characterized as a way to simplify activities, but as a complete environment for the formation of personal characteristics and the implementation of communication. This situation leads to the fact that active users of information and communication technologies begin to be affected by content of various content, including destructive one. Minors are the most vulnerable group of users of such technologies due to their personality and age peculiarities. In this regard, the law enforcement system and public organizations are faced with the task of creating safe conditions for minors to use the possibilities of the information and communication environment. Objective. This study was carried out to substantiate the relevance of studying the psychological factors of a subjective and objective nature that contribute to the involvement of minors in destructive activities through information and communication technologies.

Methodology, methods, techniques. Universal for any field of scientific cognition, system-structural and qualitative approaches were used to conduct research on the chosen topic. The research methodology is based on modern scientific, methodological and socio-psychological characteristics of formation and development of the destructive behavior of minors.

Results. The results of the conducted scientific research indicate the need for a comprehensive study of the problem and the preparation of scientific support for preventive activities to prevent deviant behavior of minors. Scientific novelty. The analysis of the scientific literature led to the conclusion that the existing insufficient development of the problem chosen for the study,

Таганова А. А., Лапсарь М. В. / Taganova A. A., Lapsar M. V.

which substantiated the scientific novelty of the results presented in this article. The relevance of the upcoming research is revealed, reflecting the need for their implementation.

Practical significance. The practical significance of the study lies in the fact that today, due to the insufficient development of this topic, there are certain difficulties in the implementation of prevention of deviant behavior among minors, and the results obtained during the study will fill the existing gap and increase the efficiency of work with minors to prevent their involvement into deviant activities.

Keywords

information and communication technologies, personality, minor, destructive influence, deviant behavior

For citation: Taganova, A. A., Lapsar, M. V. (2023). On the problem of involving minors in destructive activities through information and communication technologies. Russian Journal of Deviant Behavior, 3(1), 52-58. doi: 10.35750/27130622-2023-1-52-58.

Введение

Становление и развитие личности в современной действительности происходит в условиях повсеместной информатизации и компьютеризации. Данные процессы (их влияние на личностные изменения и общество в целом) обсуждаются в научной литературе и часто становятся предметом оживленных дискуссий. Существующая неоднозначность оценок требует углубленных исследований. Включенность личности в информационный поток и восприятие ею информации различного содержания оказывают воздействие на поведенческие ориентации как социально одобряемые, так и социально опасные, деструктивные. Среди пользователей информационно-коммуникационных технологий наиболее уязвимую социальную группу представляют несовершеннолетние лица. Это обусловлено спецификой их психики, а также не до конца сформированными личностными установками. В связи с тем, что несовершеннолетние подвержены деструктивному воздействию информационно-коммуникационных технологий и легко поддаются влиянию, одной из наиболее острых проблем становится вовлечение несовершеннолетних в деструктивную деятельность различного характера - экстремистскую, суицидальную, аддиктивную, преступную и т. д. Прямым доказательством этого выступает наличие соответствующего контента в социальных сетях, форумах, основной аудиторией для которых оказываются лица подросткового возраста и молодежь. Такая проблема представляет собой угрозу не только для индивидуального личностного развития подрастающего поколения, но и для нормального функционирования общества, безопасности государства. Подобная ситуация стала определяющим фактором направления данного теоретического исследования.

Обзор литературы

В научно-исследовательском дискурсе в области познания психологических процессов формирования личности несовершеннолетних особое внимание уделяется изучению правового сознания несовершеннолетних, совершающих правонарушения. Отдельной

проблемой выступает изучение условий и факторов вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную деструктивную деятельность.

Научные разработки классиков отечественной психологии, среди которых труды Б. Г. Ананьева, Л. И. Бо-жович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и современных авторов, разработавших актуальные теоретико-концептуальные подходы к проблемам личностного развития (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн), позволяют раскрыть содержание отдельных вопросов, связанных с изучением личности несовершеннолетнего. Однако накопленный теоретический материал не восполняет отдельных научно-методологических пробелов. В частности, мало изучены вопросы о внушаемости несовершеннолетних лиц, условиях оказания влияния на их поведение, образе мышления, потребностях. Чаще всего в научной литературе в качестве причин деструктивного поведения рассматривают психологические и физиологические особенности подросткового возраста. Исследуется связь негативных проявлений с физическим развитием организма, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, восприимчивостью к внешним воздействиям, как положительным, так и отрицательным, отсутствием критичности к себе и окружающим, нравственной незрелостью. Перечисленные возрастные особенности снижают эффективность психологической регуляции поведения и затрудняют формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе (Терегулова, 2021).

Несмотря на существующие научные разработки в области исследования психологии вовлечения несовершеннолетних в совершение различных правонарушений, вопросу об их интегрированности в деструктивную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий уделено недостаточно внимания. На практике это приводит к тому, что профилактические меры оказываются неэффективными и уровень вовлеченных в деструктивную деятельность несовершеннолетних лиц не только не снижается, но и продолжает расти.

Методология, методы и методики

Методология характеризуется сочетанием системно-структурного и качественного походов. Данное исследование имеет под собой базис в виде современных результатов научных исследований социально-психологических характеристик, факторов и условий формирования деструктивного поведения и его проявления у несовершеннолетних лиц. Обращение к качественному подходу позволило выявить актуальность проведения психологических исследований в области влияния информационно-коммуникативной среды на развитие деструктивного поведения несовершеннолетних.

ЧЧ

В условиях информатизации современного общества и жизни человека несовершеннолетние лица, психическое состояние которых характеризуется неустойчивостью, максимализмом и склонностью к гиперболизации получаемых эмоций и впечатлений,

воспринимают информационно-коммуникационные технологии как источник достоверной информации

и

Результаты

По итогам проведенной работы сделан вывод о необходимости проведения комплексного социально-психологического исследования проблемы вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий, а также научного обеспечения профилактической деятельности в области предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних и внедрения его в практику организаций, непосредственно занимающихся работой с несовершеннолетними.

Обсуждение результатов исследования

Современные информационно-коммуникационные технологии активно внедрились во все сферы жизни личности и общества. Они внесли в процессы социального взаимодействия такие преимущества, как упрощение обмена информацией, быстрые темпы ее распространения, практически неограниченный доступ к образовательному развивающему контенту

и многие другие, которые на сегодняшний день уже воспринимаются не как достижение прогресса, а в качестве повседневного элемента деятельности. Наряду с конструктивными преобразованиями, вызванными информационно-технологическим прогрессом, общество сталкивается с деструктивными факторами, а именно агрессивным поведением в виртуальном пространстве, киберхулиганством, диффамацией в кибер-пространстве, кибертерроризмом, интернет-аддикци-ями, зависимостью от компьютерных игр, хакерством, распространением криминальной идеологии и т. д.

Принимая во внимание тот факт, что внутри информационного пространства сформировалась специфическая сфера взаимодействия общества и личности, перед социумом возникла проблема обеспечения безопасности личности при ее нахождении в виртуальном пространстве.

Традиционно под деструктивной (от лат. destructio -нарушение, разрушение) деятельностью мы понимаем деятельность, конечной целью которой является разрушение одушевленных или неодушевленных объектов и систем. Такая деятельность может быть направлена личностью как вовне - на уничтожение другого человека (убийство), разрушение социума (революция), нарушение природной среды, архитектурных памятников, различных предметов (вандализм), так и обращена на саму себя (суицид) (Лысак, 1999). Неудивителен тот факт, что активное развитие информационной среды в настоящее время благодаря своим характерным особенностям, в том числе латентности, анонимности и т. д., стало закономерной причиной возникновения в ней различных форм деструктивной деятельности. Одной из форм такой деятельности является распространение среди несовершеннолетних контента, вовлекающего их в деструктивную деятельность и преступное поведение.

В современных реалиях высокие показатели преступности среди несовершеннолетних во многом обусловлены тем влиянием, которое оказывают на их психику различные материалы криминогенного содержания, распространяемые в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Следует отметить, что личность несовершеннолетнего подвержена стороннему воздействию, особенно реализуемому с использованием информационных средств. В то же время взрослые люди, обладающие уже сформированной психикой, имеют более развитый механизм защищенности от такого воздействия, благодаря чему они способны самостоятельно избегать той информации, которая могла бы нанести вред их психике, а также выявлять контент, заранее характеризующийся как антисоциальный. Вовлечение несовершеннолетних в деструктивное и преступное поведение обеспечивается действием криминогенной информации и криминальной идеологии (Квашис, Ильницкий, 2021).

Таганова А. А., Лапсарь М. В. / Taganova A. A., Lapsar M. V.

Деструктивная деятельность необязательно может быть преступной, но при этом она характеризуется крайне опасными чертами, в том числе пропагандой антисоциального образа жизни и поведения (Сундиев и др., 2021). В условиях информатизации современного общества и жизни человека несовершеннолетние лица, психическое состояние которых характеризуется неустойчивостью, максимализмом и склонностью к гиперболизации получаемых эмоций и впечатлений, воспринимают информационно-коммуникационные технологии как источник достоверной информации. При этом сами информационно-коммуникационные технологии выступают не только как один из инструментов, влияющих на процесс формирования личности, но и как средство воздействия на сознание несовершеннолетних путем распространения деструктивного контента. Однако наиболее важным представляется изучение не самого процесса влияния деструктивного контента на несовершеннолетних, а психологических условий, способствующих данному вовлечению, в связи с тем что личностная предрасположенность, психологический контекст жизненной ситуации несовершеннолетнего и его социальное окружение обычно выступают наиболее важными факторами вовлечения несовершеннолетнего лица в деструктивную деятельность. Особенности психики несовершеннолетних и процесс социализации, который может сопровождаться проблемами с самоидентификацией, низкой самооценкой, поиском своего «Я», выстраиванием взаимоотношений в коллективе и формированием личностных особенностей, во многом влияют на то, как именно лицом будет воспринята та или иная информация, в том числе деструктивного характера. При этом важно отметить, что лица, которые уже участвуют в деструктивной деятельности, подвержены тем психологическим условиям, которые способствовали их вовлечению.

Массовое распространение информации деструктивного содержания среди несовершеннолетних преследует вполне определенные цели, среди которых: искажение традиций и ценностных ориентаций, создание постоянного ощущения опасности и неблагополучия, вербовка несовершеннолетних в деятельность радикальных преступных организаций, ориентированных на разрушение, и многие другие, направленные на дестабилизацию общества. Часто одним из факторов успешного воздействия на несовершеннолетнего деструктивного контента, распространяемого посредством информационно-коммуникационных технологий, выступает стремление подростков к саморазрушению на всех уровнях своего существования.

Кроме того, можно выделить некое сочетание качеств личности, позволяющих легко сформировать деструктивные установки и направить на разрушающее поведение. Иными словами, высокий уровень

интеллекта, завышенная самооценка, стремление к самоутверждению в сочетании с недостаточным уровнем социального взаимодействия и проблемами в репрезентации себя в обществе могут легко привести к принятию деструктивного поведения как формы реализации своего «Я». Другой пример - это личность, неуверенная в себе, воспринимающая себя как неудачника со слабой «Я-концепцией». Подсознательное желание такой личности быть в составе сильной группы, испытывать чувство полезности может легко подтолкнуть к принятию деструктивной информации. Высокий уровень агрессии по отношению к миру, стремление самоутвердиться за счет других, фанатизм и преданность делу — те качества, которые объединяют приведенные выше примеры.

Социальную значимость ограждения несовершеннолетних от деструктивного влияния на их психику различных информационно-коммуникационных технологий регулярно подчеркивает в своих выступлениях Президент Российской Федерации В. В. Путин. «Весь мир сейчас решает задачу обеспечения безопасности в интернете для детей... Бессовестные люди, которые не думают ни о чем, кроме наживы, используют интернет для извлечения прибыли по максимуму», - заявил глава государства на встрече с финалистами конкурса «Учитель года-2021». «Здесь и доведение до суицида, здесь и детская порнография распространяется и всякая белиберда информационная, которая с ума сводит детей и доводит до крайних событий», - отметил Президент. Проблеме совершения несовершеннолетними лицами преступлений В. В. Путин уделил особое внимание 3 декабря 2021 г. на оперативном совещании с членами Совета Безопасности Российской Федерации, предложив обсудить защиту несовершеннолетних от вовлечения их в криминальную среду. Повышенное внимание к указанной проблеме можно проследить также в заинтересованности работой Альянса по защите детей в цифровой среде, создание которого состоялось 1 сентября 2021 г. путем подписания обязательств крупнейшими российскими интернет-компаниями.

Противодействие вовлечению несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий имеет высокую степень социально-политической значимости. Можно предположить, что эффективность работы в данном направлении будет выше в случае надлежащей обеспеченности соответствующими научными рекомендациями.

В целях повышения эффективности работы правоохранительных органов в сфере профилактики вовлечения несовершеннолетних (посредством информационно-коммуникационных технологий) в деструктивную деятельность целесообразно обеспечить постоянное взаимодействие между оперативными подразделениями и общественными объединениями,

осуществляющими мониторинг противоправного контента в сети Интернет. В сложившейся ситуации необходима реализация комплексного проекта, направленного на изучение интернет-привычек современных подростков, а также факторов, влияющих на проявление ими девиаций в сети. Полученные сведения об интернет-поведении способствуют планированию комплексных превентивных мер, направленных на минимизацию интернет-угроз, созданию и реализации психолого-педагогических программ, нацеленных на формирование интернет- культуры. Можно выделить следующие задачи, которые должны быть реализованы как в учебно-методическом, так и в научном направлении деятельности образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России: разработка и реализация комплексной системы, направленной на выработку навыков безопасной интернет-коммуникации за счет формирования интернет культуры у несовершеннолетних; методическое и научное обеспечение правоохранительной деятельности по антидеструктивной (антинаркотической, антисуицидальной, антитеррористической) деятельности; расширение дидактического инструментария сотрудников органов внутренних дел

за счет реализации программ профессионального обучения (повышения квалификации).

Выводы

Анализ собранного материала позволил определить одно из направлений научного исследования, которое заключается в изучении психологических условий, сопутствующих вовлечению несовершеннолетнего лица в деструктивную деятельность и, как следствие, в совершение правонарушений. Полученные в ходе исследования знания позволят восполнить теоретические пробелы, существующие в сфере работы с несовершеннолетними в направлении защиты от вовлечения их в деструктивную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основываясь на полученных результатах научных исследований, следует планомерно разрабатывать рекомендации по формированию психологической устойчивости несовершеннолетних к деструктивному влиянию информационно-коммуникационных технологий и транслировать их в область антикриминальной практики и профилактики деструктивного поведения.

Список литературы

Квашис, В. Е., Ильницкий, А. С. (2021). Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет. Научный портал МВД России, 2 (54), 26-31.

Лысак, И. В. (1999). Психические основы деструктивной деятельности человека. Известия ТРТУ, 2 (12), 219-223. EDN: KWTZXP

Сундиев, И. Ю., Коноплин, А. Б., Никитина, М. А., Феоктистова, Е. Е., Кузнецов, А. Г., Новосельцев, О. И., Демковец, О. В., Брехов, Д. А., Карайман. Ю. Н. (2021). Механизмы противодействия органов внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет: аналитический обзор с предложениями. Москва: ФГКУ «ВНИИ МВД России».

Терегулова, О. А. (2021). Психологические условия профилактики вовлечения несовершеннолетних в правонарушения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва.

Little, M., & Steinberg, L. (2006). Psychosocial Correlates of Adolescent Drug Dealing in the Inner City. The Journal of Research in Crime and Delinquency, 43 (4), 357-386. https://doi.org/10.1177/0022427806291260

Mededovic, J. (2017). The profile of a criminal offender depicted by HEXACO personality traits. Personality and Individual Differences, (107), 159-163. https://doi.org/10.1016/j-.paid.2016.11.015

Widiger, T. A., & Costa Jr., P. T. (Eds.) (2013). Personality Disorders and the Five-Factor Model of Personality (3rd ed.). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/13939-000

References

Kvashis, V. E., Il'nickij, A. S. (2021). Sovremennye formy proyavleniya kriminal'noj ideologii v seti Internet. Nauchnyj portal MVD Rossii, 2 (54), 26-31.

Lysak, I. V. (1999). Psihicheskie osnovy destruktivnoj deyatel'nosti cheloveka. Izvestiya TRTU, 2 (12), 219-223. EDN: KWTZXP

Sundiev, I. Yu., Konoplin, A. B., Nikitina, M. A., Feoktistova, E. E., Kuznecov, A. G., Novosel'cev, O. I., Demkovec, O. V., Brekhov, D. A., Karajman. Yu. N. (2021). Mekhanizmy protivodejstviya organov vnutrennih del (policii) gosu-darstv-uchastnikov SNG vovlecheniyu nesovershennoletnih v destruktivnye gruppy v seti Internet: analiticheskij obzor s predlozheniyami. Moskow: FGKU «VNII MVD Rossii».

Teregulova, O. A. (2021). Psihologicheskie usloviya profilaktiki vovlecheniya nesovershennoletnih v pravonarusheniya: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moskow.

Little, M., & Steinberg, L. (2006). Psychosocial Correlates of Adolescent Drug Dealing in the Inner City. The Journal of Research in Crime and Delinquency, 43 (4), 357-386. https://doi.org/10.1177/0022427806291260

Таганова А. А., Лапсарь М. В. / Taganova A. A., Lapsar M. V.

Mededovic, J. (2017). The profile of a criminal offender depicted by HEXACO personality traits. Personality and Individual

Differences, (107), 159-163. https://doi.org/10.1016/j-.paid.2016.11.015 Widiger, T. A., & Costa Jr., P. T. (Eds.) (2013). Personality Disorders and the Five-Factor Model of Personality (3rd ed.). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/13939-000

Информация об авторах:

Анна Александровна Таганова - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России.

Маргарита Владимировна Лапсарь - адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 13.02.2023 Одобрена после рецензирования 15.03.2023 Опубликована 29.04.2023

About the authors:

Anna A. Taganova - PhD in Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Margarita V. Lapsar - Adjunct of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Authors' contribution

All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors declare no conflicts of interests.

Submitted February 13, 2023 Approved after reviewing March 15, 2023 Accepted April 29, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.