Научная статья на тему 'К проблеме управления процессом адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении'

К проблеме управления процессом адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Гульнара Хависовна

В статье рассматривается проблема организации деятельности работы с детьми-мигрантами в условиях образовательной организации. Особую роль в этом вопросе имеет необходимость создания особых условий обучения и воспитания, дополнительной помощи и сопровождения в развитии навыков социального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме управления процессом адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении»

поведением являются люди, социализация которых происходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению, считаются нормальными или социум относится к ним достаточно толерантно. Особенную значимость среди условий, влияющих на развитие и формирование девиантного поведения подростков, имеет окружающая микросреда подростка, и в первую очередь, семья. Говоря о роли семьи в формировании личности ребенка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: взаимоотношения внутри семьи и вид воспитания [2].

Для детей подросткового возраста в структуру переживаний в периоде дистресса входят внутреннее беспокойство, душевный дискомфорт, чувственная напряженность с невысоким порогом агрессивных реакций, различных форм оппозиционного-вызывающего поведения с негативными установками в отношении норм и правил поведения, принятых в окружающей среде. Подобным способом появляется благоприятная ситуация для формирования стойких моделей девиантного поведения подростков [1].

Список литературы

1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. М.: Флинта, 2016. 560 с.

2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Спб.: Питер, 2012. 352 с.

3. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М.: Академия, 2016. 256 с.

4. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. М.: Феникс, 2016. 160 с.

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Зарипова Г.Х.

Зарипова Гульнара Хависовна - магистрант, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации деятельности работы с детьми-мигрантами в условиях образовательной организации. Особую роль в этом вопросе имеет необходимость создания особых условий обучения и воспитания, дополнительной помощи и сопровождения в развитии навыков социального общения.

Ключевые слова: адаптация, образовательное пространство, дети-мигранты, миграционные процессы.

Межнациональное и межкультурное взаимодействие сегодня становится актуальным не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В учебные заведения России стремятся мигранты разных национальностей, среди которых встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Особые проблемы, безусловно, возникают у детей-мигрантов, которые часто оказываются в ситуации не только социальной, но и психолого-педагогической дезадаптации. Современная ситуация такова, что многие школы не имеют возможностей и средств для привлечения квалифицированных и опытных специалистов, для решения

существующих проблем с учащимися-мигрантами, обладающих знаниями в области этнопсихологии [3, с. 199-201].

Проблема адаптации детей-мигрантов в последнее время становится актуальным не только в экономической, политической сферах, но и в образовании.

Можно выделить несколько работ по данной теме. Работа Е.М. Погребицкой включает в себя единую комплексную программу сопровождения адаптации и интеграции детей мигрантов, в которой основной акцент на психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления. При разработке своей программы по адаптации детей мигрантов опиралась на три уровня работы в данной проблеме: обучение, общение, культурное обогащение [8, с. 10].

Р.А. Костин в своей статье «Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе» отмечает влияние миграционных процессов на межнациональные отношения [7, с. 129].

Анализ документов международного и федерального уровней в отношении детей-мигрантов в статье Г.Х. Зариповой «К вопросу об организации деятельности с детьми-мигрантами в условиях образовательной организации» свидетельствует о необходимости создания особых условий обучения и воспитания, дополнительной помощи и сопровождения в развитии навыков социального общения [4, с. 344-345].

Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Е.А. Бауэр выделяет следующие из них: психологические стрессы, кризис идентичности, общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой; адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы образования, отсутствие необходимых условий и качества образования; трудности вживания в новую для ребенка среду общения [6, с. 111-114].

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей в части II ст. 12 гласит о том, что трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободу мысли, совести и религии. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, по крайней мере один из которых является трудящимся-мигрантом, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями [5].

В докладе «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации» констатируется, что Россия остается наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов из бывших Союзных республик. Можно отметить, что семейная миграция набирает обороты, ставя перед законодателями, госструктурами и обществом новые вызовы.

Ниже, в таблице № 1, представлена динамика въезда несовершеннолетних иностранных граждан.

Таблица 1. Динамика въезда несовершеннолетних иностранных граждан на 2015 год

Государство Количество несовершеннолетних детей % от общего числа въехавших детей

Украина 455,8 тыс. 28,0

Казахстан 322,2 тыс. 19,8

Киргизия 94,5 тыс. 5,8

Узбекистан 90,4 тыс. 5,6

Таджикистан 86,4 тыс. 5,3

Большинство среди прибывших несовершеннолетних мигрантов составляют граждане стран СНГ: Украины, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Основными регионами регистрации по месту жительства мигрантов до 18 лет в 2015

году являлись: Московская область, Калужская область, Краснодарский край, Ростовская область, Новосибирская область [1].

В таблице №2 представлены основные регионы регистрации несовершеннолетних иностранных граждан.

Таблица 2. Процент (%) от общего числа зарегистрированных несовершеннолетних мигрантов

на территории РФ

Регион РФ Московская область Калужская область Краснодарский край Ростовская область Новосибирская область

Государство

Украина 54,1 34,3 3,5 3,3 3,1

Молдова 13,3 16,6

Узбекистан 8,3 24,2

Армения 5,6 6,4

Таджикистан 8,5

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из государств - участников СНГ) влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации. В образовательных организациях все более актуальным становится вопрос об организации деятельности с детьми-мигрантами.

Прежде чем разработать комплекс упражнений по повышению уровня адаптации детей-мигрантов в образовательных организациях необходимо понимать сущность понятия «адаптация», «мигранты», а также раскрыть психологические особенности детей, оценить факторы влияния на их адаптацию, провести диагностику состояния адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения.

Таким образом, эффективность адаптационного процесса детей мигрантов наибольшее значение приобретает в следующих потребностях: в чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть социально-психологической защищенным, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.

Список литературы

1. «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2015 год». [Электронный ресурс] // Минтруд России. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474/ (дата обращения: 02.02.2018).

2. «Европейская социальная хартия»: Страсбург, 3 мая 1996 года. [Электронный ресурс]. // Совет Европы. Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/moscow/evropejskaa-social-naa-hartia/ (дата обращения: 10.01.2019).

3. Зарипова Г.Х. К проблеме адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве // Вопросы науки и образования, 2018. № 10 (22). С. 199-201.

4. Зарипова Г.Х. К вопросу об организации деятельности с детьми-мигрантами в условиях образовательной организации (нормативно-правовой аспект) // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. (г. Нижневартовск, 3-4 апреля 2018 года)/ отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. Ч. 7. С.344-345.

5. «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»: принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года. [Электронный ресурс]. // Конвенции и соглашения. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml/ (дата обращения: 10.01.2019).

6. Бауэр Е.А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии / Е.А. Бауэр // Педагогика, 2008. № 1. С 111-114.

7. Костин Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лузанов // Регион. Политика. Социология. 2008. № 3. С. 129.

8. Погребицкая Е.М. Адапация детей-мигрантов в условиях образовательной организации / Е.М. Погребицкая // Пермский педагогический журнал, 2015. № 7. С. 10.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Дякончук А.О.

Дякончук Алексей Олегович — студент, кафедра программного обеспечения информационных технологий, факультет компьютерных технологий, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в данной научной статье рассматривается вектор проблематики, актуальной в эпоху современности науки и образования. Исследователь акцентирует свое внимание на основополагающих проблемах, касающихся мировой науки, а также представляет собственную трактовку проблем современного образования. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ проблем каждого из описанных векторов и прогнозируются вероятные пути их решения.

Ключевые слова: мировая наука, современное образование, глобализация, проблемный вектор.

Начало нового тысячелетия ознаменовало собой целую волну нововведений и реформ, прокатившихся по всему миру. Примечательно то, что в этот самый масштабный за всю мировую историю феномен были вовлечены практически все страны мира, за исключением лишь тех государственных формаций, кто слишком далек от цивилизации. Однако этот процесс полиморфен, то есть протекает в различных векторах, не оставляя ни один из них нетронутым: усиление промышленности, индустриальный переворот, экономические возвышения, политические воззрения, -абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности за два десятилетия оказались подвергнуты данному явлению, не говоря уже об образовательной, научной и профессионально-деятельностной отраслях [4, с. 34]. И данная научная работа посвящена рассмотрению проблем современной науки и образования.

В качестве отправной точки данной работы можно выбрать утверждение о том, что современная мировая наука, несмотря на огромное количество ее достижений, все же имеет некоторые фундаментальные и первостепенно важные в свете современности проблемы. Так, следует указать на то, что на сегодняшний день учёные несут большую ответственность перед будущим за своевременное и, что немаловажно, компетентное ориентирование в сложнейшем комплексе постоянно меняющихся проблем, поскольку именно это выступает в качестве ключевого аспекта в их решении. Рассмотрим кратко каждую из этих проблем по отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.