Научная статья на тему 'К проблеме адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве'

К проблеме адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Гульнара Хависовна

В статье рассматривается проблема социальной и психолого-педагогической адаптации детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Особую роль в этом вопросе имеет поддержка и защита личности детей-мигрантов, создание благополучного психологического и социального климата. Выделены различные точки зрения по данной проблеме в рамках рассмотрения общепсихологической, этнокультурной и школьной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зарипова Гульнара Хависовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве»

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Зарипова Г.Х.

Зарипова Гульнара Хависовна - магистрант, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассматривается проблема социальной и психолого-педагогической адаптации детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Особую роль в этом вопросе имеет поддержка и защита личности детей-мигрантов, создание благополучного психологического и социального климата. Выделены различные точки зрения по данной проблеме в рамках рассмотрения общепсихологической, этнокультурной и школьной адаптации.

Ключевые слова: школьная адаптация, поликультурное образование, образовательное пространство, дети-мигранты, психолого-педагогические условия.

Межнациональное и межкультурное взаимодействие сегодня становится актуальным не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В учебные заведения России стремятся мигранты разных национальностей, среди которых встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Особые проблемы безусловно возникают у детей-мигрантов, которые часто оказываются в ситуации не только социальной, но и психолого-педагогической дезадаптации. Современная ситуация такова, что многие школы не имеют возможностей и средств для привлечения квалифицированных и опытных специалистов, для решения существующих проблем с учащимися-мигрантами, обладающих знаниями в области этнопсихологии.

Актуальность проблемы определяется противоречием между требованиями гуманистической концепции образования, диктующими социокультурное развитие личности, и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями (программы, среда, кадры, материальная база и т.п.) [11, с.192-198.].

Исследования проблемы адаптации к иной культуре обусловлено необходимостью (потребностью) в научно-обоснованной, продуманной государственной миграционной политике, особенно в сфере образования, и актуализируется ввиду значимости поддержки и защиты личности детей-мигрантов, адаптации их в поликультурной образовательной среде [8].

Подходя к вопросу изучения данной проблемы важно понимать, что школьная адаптация детей мигрантов - это сложный психолого-педагогический процесс вхождения в новую этнокультурную и образовательную среду [8]. Л.Н. Зимакова считает, что процессу адаптации детей мигрантов к иной для них образовательной среде должно помогать целенаправленное, планируемое и особым образом организуемое психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации детей мигрантов, позволяющее создать все необходимые условия для ее успешной реализации [8].

В трудах различных отечественных и зарубежных ученых можно отметить развитие педагогической теории и практики по проблеме приобщения детей к национальным ценностям, воспитание культуры межнациональных отношений, поддержка и защита личности. Так, к примеру, в своей работе «Социальные проблемы вынужденной миграции» В.С. Айрапетов рассматривает вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов [9]. Следует отметить и работу М.А. Болдыревой «Научно-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с

детьми-мигрантами в общеобразовательной школе Германии и России», в которой автор поднимает проблему педагогической поддержки детей-мигрантов в языковом образовании в России [4]. Особенности поликультурного образования учащихся -мигрантов на постсоветском пространстве раскрывает О.В. Гукаленко [7]. Программа сопровождения адаптации детей мигрантов Е.М. Погребицкой, уделяет внимание психолого-педагогическому, языковому и социокультурному направлению. [5, с.10]. Р.А. Костин в своей статье отмечает воздействие миграционных процессов на межнациональные отношения [2, с. 129].

Среди отечественных специалистов следует отметить и работу Н.М. Лебедевой, в которой обоснован тезис о том, что сложившееся многообразие национальных и этнических культур создает благоприятные обстоятельства для развития поликультурного образования и педагогической поддержки детей мигрантов в многокультурном обществе [3]. Вопросы школьной адаптации рассмотрены исследователями Э.М. Александровской, Ю.А. Александровского, М.В. Григорьевой, Н.В. Литвиненко. В частности, Э.М. Александровская для анализа процесса адаптации младших школьников выявляет следующие критерии в своей работе: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене, отношения с детьми и учителями и эмоциональное благополучие [1].

А.Ю. Тимакова и Л.В. Кокорина в своей работе «Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы» предполагают, что социокультурная адаптация учащихся-мигрантов в общеобразовательной среде будет успешна при создании особой единой комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов, включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления; сформировать мотивацию, положительное эмоциональное отношение, установить благоприятную позитивную связь детей мигрантов с новой средой; определить социологические аспекты межэтнических взаимоотношений при миграции как первостепенной проблемы в работе социального педагога с детьми родителей-мигрантов; обеспечить целенаправленную и систематическую работу педагогов по выявлению и использованию основных составляющих работы социального педагога с детьми-мигрантами [10, с.1566-1570].

Е.М. Погребицкая в работе «Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации» при разработке своей программы по адаптации детей мигрантов основывается на трех уровнях работы: обучение (предполагает формирование дифференцированных групп для внеурочных занятий по русскому языку или индивидуальных занятий), общение (включает в себя презентационный классный час с беседой об истории страны, откуда прибыли дети-мигранты и сплочение коллектива), культурное обогащение (в основу которого, входит организация целенаправленного досуга, изучение культуры через призму межкультурных мероприятий). По завершению работы с ребенком-мигрантом предполагается проведение необходимых контрольных мероприятий по определению эффективности его адаптации, а именно, изучается уровень владения русским языком, качество знаний по предметам, проверяется усвоение норм поведения, эмоциональное благополучие и преуспевание в социальных контактах [6, с.106].

Л.Н. Зимакова отмечает что, эмоциональное состояние школьников мигрантов сказывается на их жизнедеятельности, а именно в напряженных ситуациях школьной адаптации у детей мигрантов формируется динамический стереотип поведения [8].

Ключевым вопросом нашего исследования можно определить вопрос психолого-педагогических условий, способствующий успешной школьной адаптации детей мигрантов. Научная литература выявляет различные точки зрения по данной проблеме в рамках рассмотрения общепсихологической, этнокультурной и школьной адаптации. Среди таких условий выявляется благоприятная психологическая

атмосфера в классе, систему толерантных взаимоотношений, включающую в себя знания о культурах и организацию совместной деятельности.

Таким образом, в настоящее время в современной России существует проблема возникновения ситуации социальной и психо лого-педагогической дезадаптации детей-мигрантов в образовательной среде. Поддержка и защита личности детей-мигрантов, создание благополучного психологического и социального климата вокруг учащегося мигранта имеет определенную значимость в их адаптации в поликультурном образовательном пространстве.

Список литературы

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М.: Медицина, 1988. 153 с.

2. Костин Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. Регион. Политика. Социология. 2008. №3. С. 129.

3. Лебедева ЯМ.Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2014. 647 с.

4. Научно-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательной школе Германии и России [Электронный ресурс]. Электронная библиотека. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2001/03-02937.pdf/ (дата обращения: 05.06.2018).

5. Погребицкая Е.М. Адапация детей-мигрантов в условиях образовательной организации. Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 10.

6. Погребицкая Е.М. Адапация детей-мигрантов в условиях образовательной организации // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С.106.

7. Поликультурное воспитание в условиях глобализации [Электронный ресурс]. Научная электронная библиотека Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27362965/ (дата обращения: 05.06.2018).

8. Психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов [Электронный ресурс]. Сайт Наука/Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-shkolnoy-adaptatsii-detey-migrantov/ (дата обращения: 05.06.2018).

9. Социальные проблемы вынужденной миграции [Электронный ресурс]. Веда. Электронная библиотека. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/212876.html/ (дата обращения: 15.06.2018).

10. Тимакова А.Ю. Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.11. С. 1566-1570.

11. Тимакова А.Ю. Национальное образование в советской школе: проблемы и пути решения // Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы: Материалы межвузовской научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 192-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.