Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни и профилактика девиантного поведения подростков'

Формирование здорового образа жизни и профилактика девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1111
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко Алексей Иванович, Татаринцева Олеся Алексеевна

На сегодняшний день актуальными вопросами становятся связанные с социально-психологическим здоровьем детей. Практическая деятельность убеждает в том, что в современном обществе происходит снижение нравственно-моральных ценностей. Жизненные ценности стали измеряться в обществе материально, все меньший процент родителей затрагивают духовную и психологическую область воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Величко Алексей Иванович, Татаринцева Олеся Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни и профилактика девиантного поведения подростков»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1 2 Величко А.И. , Татаринцева О.А.

1Величко Алексей Иванович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании;

2Татаринцева Олеся Алексеевна - специалист, отдел безопасности,

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: на сегодняшний день актуальными вопросами становятся связанные с социально-психологическим здоровьем детей. Практическая деятельность убеждает в том, что в современном обществе происходит снижение нравственно-моральных ценностей. Жизненные ценности стали измеряться в обществе материально, все меньший процент родителей затрагивают духовную и психологическую область воспитания.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, девиантное поведение, подростки, воспитание.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это соблюдение условий повседневной жизни, позволяющие сохранить и восстановить естественное состояние организма, и которое предотвращает приобретение каких-либо заболеваний. ЗОЖ является:

- методом адаптации человека к раздражительно-психологическим, эмоциональным, информативным и другим перегрузкам;

- способом активизации неспецифических защитных сил организма, то есть средством, увеличивающим общую сопротивляемость организма абсолютно всем болезням;

- теоретическим обоснованием принципа профилактики [3].

Таким образом, можно отметить, что здоровый образ жизни, понятие емкое, содержащее в себе не только медицинские проблемы, но и общественные: материальное благополучие, жилищные условия, рациональное и полезное использование свободного времени, межличностные взаимоотношения, организация труда и отдыха, физическое развитие и формирование воспитания, правильное и сбалансированное питание, борьба с вредными привычками. Не так давно в нашем обиходе возникло понятие «девиантное поведение». На сегодняшний день им пользуются широкий круг специалистов.

Первым ввел в употребление термин «девиантное поведение» Я.И. Гилинский, который в настоящее время употребляется наряду с термином «отклоняющееся поведение».

Девиантное поведение подразделяется на две крупные группы.

- Это поведение отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);

- Это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Если подобные действия незначительны их называют правонарушениями, или серьезны и наказываются в уголовном порядке -преступлениями [4].

В настоящее время существует несколько подходов к изучению и объяснению девиантного поведению. Ряд ученых полагают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение попадается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации если нормативный контроль слабеет увеличивается возможность проявлений девиации. Личностями с девиантным

поведением являются люди, социализация которых происходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению, считаются нормальными или социум относится к ним достаточно толерантно. Особенную значимость среди условий, влияющих на развитие и формирование девиантного поведения подростков, имеет окружающая микросреда подростка, и в первую очередь, семья. Говоря о роли семьи в формировании личности ребенка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: взаимоотношения внутри семьи и вид воспитания [2].

Для детей подросткового возраста в структуру переживаний в периоде дистресса входят внутреннее беспокойство, душевный дискомфорт, чувственная напряженность с невысоким порогом агрессивных реакций, различных форм оппозиционного-вызывающего поведения с негативными установками в отношении норм и правил поведения, принятых в окружающей среде. Подобным способом появляется благоприятная ситуация для формирования стойких моделей девиантного поведения подростков [1].

Список литературы

1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. М.: Флинта, 2016. 560 с.

2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Спб.: Питер, 2012. 352 с.

3. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М.: Академия, 2016. 256 с.

4. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. М.: Феникс, 2016. 160 с.

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Зарипова Г.Х.

Зарипова Гульнара Хависовна - магистрант, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации деятельности работы с детьми-мигрантами в условиях образовательной организации. Особую роль в этом вопросе имеет необходимость создания особых условий обучения и воспитания, дополнительной помощи и сопровождения в развитии навыков социального общения.

Ключевые слова: адаптация, образовательное пространство, дети-мигранты, миграционные процессы.

Межнациональное и межкультурное взаимодействие сегодня становится актуальным не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В учебные заведения России стремятся мигранты разных национальностей, среди которых встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Особые проблемы, безусловно, возникают у детей-мигрантов, которые часто оказываются в ситуации не только социальной, но и психолого-педагогической дезадаптации. Современная ситуация такова, что многие школы не имеют возможностей и средств для привлечения квалифицированных и опытных специалистов, для решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.