Научная статья на тему 'К проблеме толерантности в контексте психологических исследований'

К проблеме толерантности в контексте психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
684
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НЕТЕРПИМОСТЬ / УСТАНОВКА / ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / TOLERANCE / COMMUNICATION / INTOLERANCE / INSTALLATION / EXTREMISM / EMPATHY / REGIONAL CONFLICTS / LOCAL CONFLICTS / ETHNIC CONFLICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кара Ж.Ю., Бруева А.Ф., Зюзко Д.М., Слепов В.А., Маркелова А.С.

Сегодня проблема терпимости, сопереживания, соблюдения моральных ценностей является одной из острых проблем современного общества и, в частности, проблем развития и воспитания молодежи. Иными словами, основы толерантности становятся менее воспринимаемы современным подрастающим поколением. Толерантность это не только взаимоотношения с окружающими, но и внутреннее восприятие межличностных, религиозных, политических и иных разногласий. Именно внутреннее понимание конфликтов, восприятия сложных ситуаций дает основу для формирования терпимости, доброжелательности и понимания к другим людям, то есть, основу для формирования толерантности. В связи с этим становится актуальна разработка программ для развития и воспитания в молодом поколении терпимости, взаимопонимания и хорошего отношения друг к другу. Для того, чтобы разработать полноценную программу и эффективно ее реализовать, необходимо опираться на большой опыт предшествующих поколений, имеющих знания и наработки в области исследования толерантности. Глубокий анализ понятий, признаков и форм проявления толерантности позволяет понять, насколько различны представления о толерантности у разных народов, людей разных эпох и уровня жизни. И на основе этого анализа представляется возможность разработать стратегию развития и воспитания, которая будет формировать в молодежи навыки взаимопонимания, доброжелательности, моральных ценностей. Исходя из теоретического анализа различных исследований, выделим наиболее значимые вопросы: взаимосвязь интолерантности и агрессивности, связь толерантности и культуры, динамичный и проблемный характер взаимодействия людей, пять компонентов толерантности (на международном уровне), положительная динамика изменения толерантности от длительности взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of tolerance in the context of psychological research

Nowadays, the problem of tolerance, empathy, following of moral values is one of the sharpest problems in modern society and particularly it is a big problem for bringing up and educating the youth. It means that the foundations of tolerance are becoming less perceived by the modern younger generation. Tolerance is not only a relationship with others, but also an internal perception of interpersonal, religious, political and other issues. It is the internal understanding of conflict and the perception of complex situations provide the basis for forming tolerance, goodwill and understanding of other people the basis of tolerance. In this regard, it becomes urgent to develop programs for the development and education of tolerance, mutual understanding and good attitude to each other in the younger generation. In order to develop a full-fledged program and effectively implement it, it is necessary to rely on the extensive experience of previous generations with knowledge and experience in the field of tolerance research. In-depth analysis of the concepts, features and forms of tolerance allows us to understand how different ideas about tolerance are among different peoples, people of different eras and living standards. And on the basis of this analysis, it is possible to develop a strategy of development and education, which will form the skills of mutual understanding, benevolence, moral values among the youth. Based on the theoretical analysis of various studies, we will highlight the most important issues: the relationship of intolerance and aggressiveness, the relationship of tolerance and culture, the dynamic and problematic nature of human interaction, five components of tolerance (at the international level), the positive dynamics of tolerance change from the duration of interaction.

Текст научной работы на тему «К проблеме толерантности в контексте психологических исследований»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ PSYCHOLOGY OF PERSONALITY

К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Жанна Ю. Кара

Дарья М. Зюзко

кандидат психологических наук, доцент Южный федеральный университет

магистрант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: dawazuzko@mail.ru

Владимир А. Слепов

магистрант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: V.A.Sl@mail.ru

г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: kara_j@mail.ru

Алена Ф. Бруева

магистрант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: alena-suhinina@mail.ru

Анастасия С. Маркелова

магистрант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: StaceyM@mail.ru

Сегодня проблема терпимости, сопереживания, соблюдения моральных ценностей является одной из острых проблем современного общества и, в частности, проблем развития и воспитания молодежи. Иными словами, основы толерантности становятся менее воспринимаемы современным подрастающим поколением. Толерантность - это не только взаимоотношения с окружающими, но и внутреннее восприятие межличностных, религиозных, политических и иных разногласий. Именно внутреннее понимание конфликтов, восприятия сложных ситуаций дает основу для формирования терпимости, доброжелательности и понимания к другим людям, то есть, основу для формирования толерантности. В связи с этим становится актуальна разработка программ для развития и воспитания в молодом поколении терпимости, взаимопонимания и хорошего отношения друг к другу. Для того, чтобы разработать полноценную программу и эффективно ее реализовать, необходимо опираться на большой опыт предшествующих поколений, имеющих знания и наработки в области исследования толерантности. Глубокий анализ понятий, признаков и форм проявления толерантности позволяет понять, насколько различны представления о толерантности у разных народов, людей разных эпох и уровня жизни. И на основе этого анализа представляется возможность разработать стратегию развития и воспитания, которая будет формировать в молодежи навыки взаимопонимания, доброжелательности, моральных ценностей. Исходя из теоретического анализа различных исследований, выделим наиболее значимые вопросы: взаимосвязь интолерантности и агрессивности, связь толерантности и культуры, динамичный и проблемный характер взаимодействия людей, пять компонентов толерантности (на международном уровне), положительная динамика изменения толерантности от длительности взаимодействия.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, нетерпимость, установка, экстремизм, интолерантность, эмпатия, региональные конфликты, локальные конфликты, межэтнические конфликты

Для цитирования: Кара Ж. Ю., Бруева А. Ф., Зюзко Д. М., Слепов В. А., Маркелова А. С. К проблеме понимания толерантности в контексте психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/2. - С. 12-21.

TO THE PROBLEM OF TOLERANCE IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Zhanna Y. Kara

Candidate of Psychological, Associate Professor Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia kara_j@mail.ru

Master Student Southern Federal University

Rostov-on-Don, Russia E-mail: dawazuzko@mail.ru

Dar'ya M. Zyuzko

Alyona F. Brueva

Master Student Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia E-mail: alena-suhinina@mail.ru

Master Student Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia E-mail: V.A.Sl@mail.ru

Vladimir A. Slepov

Anastasia S. Markelova

Master Student Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia E-mail: StaceyM@mail.ru

Nowadays, the problem of tolerance, empathy, following of moral values is one of the sharpest problems in modern society and particularly it is a big problem for bringing up and educating the youth. It means that the foundations of tolerance are becoming less perceived by the modern younger generation. Tolerance is not only a relationship with others, but also an internal perception of interpersonal, religious, political and other issues. It is the internal understanding of conflict and the perception of complex situations provide the basis for forming tolerance, goodwill and understanding of other people - the basis of tolerance. In this regard, it becomes urgent to develop programs for the development and education of tolerance, mutual understanding and good attitude to each other in the younger generation. In order to develop a full-fledged program and effectively implement it, it is necessary to rely on the extensive experience of previous generations with knowledge and experience in the field of tolerance research. In-depth analysis of the concepts, features and forms of tolerance allows us to understand how different ideas about tolerance are among different peoples, people of different eras and living standards. And on the basis of this analysis, it is possible to develop a strategy of development and education, which will form the skills of mutual understanding, benevolence, moral values among the youth. Based on the theoretical analysis of various studies, we will highlight the most important issues: the relationship of intolerance and aggressiveness, the relationship of tolerance and culture, the dynamic and problematic nature of human interaction, five components of tolerance (at the international level), the positive dynamics of tolerance change from the duration of interaction.

Keywords: tolerance, communication, tolerance, intolerance, installation, extremism, intolerance, empathy, regional conflicts, local conflicts, ethnic conflicts

For citation: Kara Zh. Yu., Brueva A. F., Susko D. M., Slepov V. A., Markelova A. S. The Problem of understanding tolerance in the context of psychology // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik -North-Caucasian Psychological Bulletin, 2017, no. 15/2, pp. 12-21 (in Russian).

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе развития общества исследование идеи толерантности, а также ее исторических воплощений является весьма актуальным, несмотря на то, что данному понятию более трехсот лет. Если же говорить о первых ее манифестациях, то они принадлежат еще временам античности. В современном же обществе одной из центральных проблем создающей препятствия для мирного существования людей является нетерпимость. Этнические конфликты, ксенофобия, дискриминация различных меньшинств, организации расистов, акты расистского насилия, экстремизм, распри между людьми, исповедующими разную веру, насилие по отношению к уязвимым группам - все это есть проявления нетерпимости. Толерантность же, в узком понимании, заключает в себе отказ от насилия, признавая равенство среди людей. Так как проблемой толерантности занимаются исследователи из разных областей наук, то и имеются различные подходы к определению понятия толерантности. Стоит отметить, что понятие толерантности употребляется не только в гуманитарной сфере, но и в биологии, медицине и т.д.

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы, связанные с терпимостью людей по отношению друг к другу. Это обусловлено в первую очередь тем, что процессы глобализации, так или иначе, делают наше общество поликультурным, вследствие чего возникают напряженные отношения в конфессиональной, этнической и расовой сферах. Это и определяет актуальность данной темы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Интересно то, что у некоторых культур толерантность является имманентной, хотя при этом не выведена в отдельное понятие. К таким культурам относится культура Востока (Китай, Индия). Отличие данных культур от европейской известный немецкий психолог и социолог Э. Фромм объяснил характером любви к Богу. Основой западноевропейской культуры - аристотелевская логика, в то время как в индийской и китайской преобладает парадоксальная [1]. Тем не менее, так сложилось, нам ближе диалектическая логика. Говоря о толерантности в нашей стране, важно отметить актуальность

данной проблемы в связи с нарастанием процессов миграции, смешения, соседствование разных культур, изменением в правовой, экономической и других сферах жизни общества. Возникает вопрос: чем чреват низкий уровень толерантности? Снижение толерантности среди населения может привести к усилению напряженности, проявлениям экстремизма, региональным и локальным и иным конфликтам [2, 3].

Формирование установок толерантного сознания и поведения, имеют для многонациональной России особую актуальность. Прежде всего, это обусловлено усиленной пропагандой средств массовой информации, сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и религиозными конфликтами, а также ростом национального экстремизма. В первую очередь, эта проблема охватывает молодое поколение нашего общества, которое формирует свое мнение под воздействием средств массовой коммуникации. Так, С.В. Клесова пишет, что проблема толерантности является одной из главных в современной России. Это связано, прежде всего, с тем, что наша страна является многонациональной, а значит, проблема межэтнических конфликтов поднимается часто в связи с сильнейшим воздействием средств массовой коммуникации, падением культурного уровня, пропагандой насилия, террора и жесткости по отношению к людям «не таким, как я» [4]. Больше всего под это воздействие попадает молодое поколение нашей страны, на которое возлагается большая ответственность за будущее. Именно поэтому необходимо формировать толерантность не только среди молодежи, но и среди всего населения России.

Проблемой толерантности занималось большое количество ученых. Проанализировав научно-литературные источники, стоит отметить, что такие авторы как: А. Г. Асмолов, И. М. Дзялошинский, Е. Ю. Клепцова, Г. У. Солдатова и т.д. показали множественность подходов к изучению толерантности [5, 6, 7, 8]. На основе этого можно сделать общий вывод - толерантность является существенной характеристикой личностного развития индивидов, которая подразумевает готовность и способность индивида жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Именно

поэтому становление толерантности также предполагает изучение «Интолерантности». «Интолерантность - свойство этнической общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов» [9]. Все же при наличии большого числа различных подходов и направлений к изучению и исследованию проблем толерантности, они все сходятся во мнении, что толерантность - это не что иное, как положительная характеристика личности человека. Другими словами, «хороший» человек - это толерантный человек, «плохой» же наоборот интолерантный. Понятие толерантность может входить в различные парадигмы и, в соответствии с этим, по-разному трактоваться. В 1995 г. была принята Декларации принципов толерантности принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО как попытка обобщенного понимания толерантности в целом [10].

На сегодня, многие ученые, в частности, такие как Л. М. Балабанова, Г. Л. Бардиер, Е. Г. Виноградова, Р. В. Габдреев, И. Б. Гриншпун,

A. В. Зимбули, В. М. Золотухин, А. И. Ильин, Г. С. Кожухарь, В. А. Лекторский, Н. Я. Маркова,

B. А. Петрицкий, А. В. Петровский, М. Рокич и другие по-своему формируют и трактуют виды и понятие толерантности. В настоящее время у современных исследователей проблемы толерантности не выработалось единого, общего понимания основных ее составляющих. В связи с этим обозначим наиболее удачный вариант структурирования разнообразия понимания толерантности, выделенные разными учеными в виде направлений: проявление толерантности как общественного сознания; концентрация на предмет воздействия толерантности; уровень проявления толерантности; ценностное содержание и внутренняя мотивация; проявление толерантного поведения; толерантность как устойчивость.

Выделим наиболее значимые грани толерантности. В различных источниках по научной литературе основная сущность толерантности как явления рассматривается, прежде всего, с позиции уважения, признание равенства, уход от насилия, исключение доминирования, признание большого разнообразия культурных

проявлений человечества и правил поведения, исключение позиции сведения все к однообразию и единообразию. Интересным видится понятие толерантности, которое выделяет С. К. Бондырева: «Толерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом» [11, с. 5]. При существовании множества определений понятия «толерантность» Е. А. Мезенцев считает, что все же не стоит забывать о том, что и у этого понятия должны быть свои границы. Не стоит выходить за них, дабы не привести наше современное общество к безграничной толерантности, которая только породит хаос. Ведь если в обществе будут размываться культурные запреты, то в дальнейшем это приведет к сознательному отказу от них. Автор считает, что проблеме толерантности сейчас уделяется настолько много внимания, что это не что иное, как манипуляция, которая на основе Западных идеалов лишь расширяет наши границы дозволенного, при этом забывая о том, что существуют определенные нормы и правила, о которых не стоит забывать [12].

Г. Л. Бардиер указывает, что толерантность охватывает области «социальных отношений, социального познания и социального поведения», основываясь на психические явления, изучаемые разными школами (психоаналитического, когнитивисткого, бихевиористического, гуманистического, культурно-антропологического) [13].

Обозначим несколько критериев толерантности на наш взгляд представляющие сейчас наибольший интерес: 1) Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова и др. определяют такие компоненты толерантной личности как эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других [14]; 2) рядом исследователей, таких как Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шароваи др. выделяются компоненты толерантности, рассматриваемые в социальной среде: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [15, с. 10].

Изучение толерантности как «личностное образование», по мнению Ю. А. Ищенко, включает в себя: «адекватную самооценку; знание себя и признание других; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; ответственность за свои поступки; чувство юмора; самообладание; терпение; отсутствие стереотипов и предрассудков; умение выражать свое несогласие и аргументировать отказ от сотрудничества» [16, с. 34].

Понятие «толерантность» рассматривают также в системе этических знаний, сравнивая его с понятием «терпимость» - моральное качество, имеющее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, отражающее свою позицию к поведению других людей, расположение к другому человеку, учитывая его собственные убеждения. Н. Г. Капустина, Е.Г. Левченко акцентируют внимание на понимании толерантности как уверенности в себе, понимания надежности собственных позиций [17, 18].

В.В. Богданова рассматривает понятие толерантности с этимологической точки зрения. Понимание толерантности у разных народов и стран отличается определенными акцентами, обусловленными их историческим опытом и культурой. Однако в каждом понятии толерантности существуют общие черты: «... требование уважать права других («иных»); быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому, означает причинение вреда всем, в том числе и самому себе. Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого.» [19, с. 22].

А. И. Кислицын выделяет некоторые основные компоненты толерантности: эмпатия и коммуникативная толерантность. Эмпатию он описывает как: «.способность к эмоциональному отклику, сопереживанию; понимание человека на уровне чувств, проникновение в переживания другого человека.» [7, с. 27]. Коммуникативная толерантность описывается как: «.характеристика отношения личности к людям, отражающая степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков окружающих.» [7, с. 27]. Сквозь

призму основных компонентов толерантности, А. И. Кислицын рассматривает и межэтнические отношения. Различные пути развития в религиозной и культурной жизни народов накладывают определенный негативный отпечаток на отношения между этносами. Возникновение культурных ценностей складывалось в течение многих веков и во многих случаях рассматривалось народами как единственно возможный путь развития этнической группы. Препятствием на пути развития межэтнических отношений также может являться отсутствие доверия к другой культуре. Кроме того, разногласия в фундаментальных взглядах и принципах зачастую приводят к открытым конфликтам. Такие конфликты в настоящее время развиваются как между различными культурами в процессе их взаимодействия, так и внутри отдельных многонациональных государств. Таким образом, можно сделать вывод, что в области межэтнических отношений толерантность является важнейшим инструментом, который дает возможность народам с различными культурами, со своими взглядами, находить пути мирного сосуществования, сохранять уважение к иному этносу и принимать культурно-этнические особенности друг друга [7].

Е. И. Касьянова и Н. И. Виноградова пишут, что понятие толерантность с социально-философской точки зрения «.определяется как терпимость одного социального субъекта к политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта, т. е. она предполагает признание мировоззренческого, религиозного, социально-политического, культурного, национального и этического плюрализма.» [20, с. 30]. Они подчеркивают, что понятие толерантности многослойно. Также в исследовании толерантности авторы анализируют деятельностный подход, выделяя при этом творческо-деятельностный характер понятия. По их мнению, взаимодействие и деятельность на основе равенства социальных партнеров главное в толерантности. Достижение согласия с помощью диалога, используя методы убеждения и разъяснения, избегая насилия и сохранение своеобразия, индивидуальности каждого и предполагает сама толерантность [20].

Е. М. Семенова в своем исследовании рассматривает психологическое и внутрилич-ностное содержание толерантности, выделяет уровни «проявления толерантности (высокий, средний, низкий), понимая под этим разную степень выраженности данного личностного свойства» [21, с. 244]. По ее мнению, высокий уровень выраженности толерантности не всегда является более предпочтительным. Она также рассматривает важную, по ее мнению, проблему толерантности. Е. М. Семенова называет ее как «многоаспектность и неоднородность ее психологического содержания» [21, с. 244]. Она пишет, что: «...невозможно с достаточной полнотой описать толерантность в одном измерении. Это сложный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» ...» [21, с. 245]. Автор отмечает, что понятие толерантность может пониматься в нескольких аспектах. Это может быть широкая и узкая интерпретация. При этом для естественных наук характерно именно узкое, конкретное понимание. Здесь этот термин понимается как: «... адаптация организма к внешней среде, которая выражается в ослаблении иммунологического ответа на воздействие какого-либо вещества, что способствует сохранению гомеостаза...» [21, с. 247].

Ж. Ю. Кара указывает на необходимость при исследовании толерантности учитывать внутриличностное наполнение толерантности, включающее в себя такие психологические аспекты как подлинная толерантность и межличностная толерантность [22]. В исследовании Ж. Ю. Кара, Д. В. Касьяновой показывается, что успешность формирования толерантности у детей дошкольного возраста, напрямую зависит от деятельности педагогов, психологов, включая разнообразные способы воздействия и взаимодействия с детьми. «Педагогам важно донести до детей, что толерантное поведение не принуждает насильно терпеть что-либо, а помогает людям понять и принять друг друга такими, какие они есть» [23, с. 79].

Не стоит забывать, что толерантность в первую очередь - это не уступка или снисхождение к другой нации, а, прежде всего, это признание человеческих прав и свобод, уважение другого этноса, осознание того, что в нашем мире существует множество народов, характеризующихся

совей индивидуальной культурой, языком, обычаями, религиозными и мировоззренческими убеждениями [4].

По мнению Т. А. Ефименко люди, живущие в России, совсем забыли о том, что наша страна еще издревле формировалась как многонациональная. Население, прожившее многие века, несмотря на многочисленные войны, диктаторство и смену властей - не знало, что такое межнациональная рознь, все возникающие конфликты сводились к минимуму, в людях с младенчества воспитывался дух патриотизма, единства народа, толерантность лежала в основе всего. Но что мы наблюдаем сейчас, в связи с падением культуры и образования? Все больше разжигается межнациональных рознь, которые не только разрушает нашу страну внутри, но и подрывают авторитет на международной арене, что только способствует дестабилизации нашей державы [24].

В своем исследовании А. Д. Вислова пишет, что на сегодняшний день происходит большой рост экстремизма, ксенофобии и этнофобии, столкновение разных культур, которые спровоцировала массовая миграция населения. В связи с этим, в современном мире происходят глобальные изменения и различные кризисные явления, которые влекут за собой преобразования в экономической, политической и социально-культурной сферах жизни общества, в целом, и российского, в частности. Из-за этого в жизни социума создаются предпосылки для социально-психологической напряженности. Это, в свою очередь, провоцирует межкультурные и межличностные конфликты, последствия и масштабы, которых тяжело предвидеть. И поэтому развитие толерантных установок, позволяющих интегрировать взаимоотношения между людьми, которые отличаются по культурным, социальным, религиозным, гендерным, этническим, возрастным, бытовым и др. признакам, позволит снизить обозначенные выше конфликты и разногласия. Исходя из этого, исследование проблемы формирования и развития толерантности в межличностных отношениях в подростковом и детском возрасте обретает особый смысл [25].

Одним из главных факторов, обуславливающих повышенный интерес к толерантности,

является ее научная междисциплинарность и потребность в социальной практике. В условиях политической модернизации этот процесс активно развивается и создает новые события и социальные процессы, которые способствуют возрастанию толерантности и провоцируют различные проявления инто-лерантности.

В результате теоретического анализа констатируем, что существуют разные точки зрения на проблему толерантности. При существующем варианте структурирования разнообразия понимания толерантности выделим некоторые. В частности, невозможность использования принципа синонимической замены, так как понятие толерантность является многокомпонентным и интерпретация его как терпимость имеет ряд причин: 1) будучи терпимым к чему-либо или кому-либо субъект является бездеятельным, пассивным, и не будет иметь взаимодействие с другим объектом, «вынужденным допущением бытия другого» (М. Б. Хомяков) [26]. 2) Проявления страданий могут существовать в субъективном опыте индивида и на физиологическом, и психологическом уровнях имеется предел возможности человека выносить страдания - практически невозможно переносить страдания и при этом остаться психически и физически здоровым, а также доброжелательно принимать непонятного другого [26]. Направленность терпимости и толерантности все же разная. Переживая страдания, мы приходим к терпимости, тогда как, переживая интерес с положительным мироощущением - к толерантности. 3) Термин «терпимость» по семантическим признакам скорее ближе к глаголу «смириться», т. е. «перестать упорствовать, покориться обстоятельствам» [27]. Термин же «толерантность», при этом, ближе к глаголу «примириться», т. е. «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо» [27].

Исходя из анализа эмпирических исследований, отметим:

- интолерантность тесно связана с агрессивностью и приводит к усилению контроля и психологическим защитам [29];

- у представителей различных стран выявленные и эмпирически подтвердились пять

компонентов: общая коммуникативная толерантность, субъективный контроль, этническая идентичность, присутствие свойств авторитарной личности [29];

- выявлена значимая связь толерантности с культурой той или иной страны [29];

- взаимодействие носителей различных этнокультурных ценностей имеет динамичный, часто проблемный характер, особенно в отношении социального единства [29];

- выявлена положительная динамика межгрупповой толерантности в студенческих группах в зависимости от продолжительности обучения. Также выявлена взаимосвязь показателей межгрупповой толерантности с общим показателем внутригрупповых отношений [30];

- для успешного формирования межэтнической толерантности в целом, существенное влияние оказывают социально-психологические условия. Уровень межэтнической толерантности возрастает с ростом успеваемости учащихся [31].

В целом, отметим недостаточность практических данных особенно на фоне активного роста агрессии, расширение зон межэтнических конфликтов, как на государственном, так и на мировом уровне по отношению к «не таким, как ты». Эти социальные явления больше всего оказывают влияние на молодое поколение, среди которых наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. На проявление толерантности влияет комплекс социокультурных факторов, с помощью которых происходит формирование личности. Поэтому не стоит забывать, что толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности, а толерантные установки предполагают активную жизненную позицию в обществе.

Подводя общие итоги теоретического исследования в целом, хочется наметить перспективы дальнейшей работы: уточнение концептуального аппарата; пополнение эмпирической базы; наращивание научно-практических разработок, связанных с профилактикой и психологической экспертизой различных форм проявления интолерантности (экстремизма, терроризма, ксенофобии).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического анализа научных работ, можно сделать вывод о разносторонности подходов к изучению толерантности. При рассмотрении различных подходов, изучающих толерантность в работах современных исследователей, мы пришли к выводу о неоднозначности и многогранности применения этого понятия, как в науке, так и в современном обществе. Все возрастающая напряженность в отношениях между людьми на фоне происходящих трансформаций в социальной, экономической, политической, национальной сферах оставляет проблему развития и формирования толерантности, несомненно, актуальной, требующей дальнейшего изучения. Перспективу развития данного направления мы видим в формировании толерантных качеств у человека, прививая и развивая толерантность в современном обществе, для задания вектора общего гармоничного развития личности, включающего в себя сопротивление влиянию, которое вызывает чувство отчуждения и страха по отношению к другому. Необходимо развивать и формировать у современных детей и молодежи личностные качества, навыки критического осмысления, независимого мышления, выработки определенных суждений, которые основываются на культурных, этических, моральных ценностях разнообразными практическими психолого-педагогическими действиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тиш^в В. А. О толерантности // Этнополи-тический вестник России (Этнополис). -199S. - № S (11). - С. 24.

2. Amiot C. E., Terry D. J., Wirawan D., et al. Changes in social identities over time: The role of coping and adaptation processes // British Journal of Social Psychology. - 2C1C. - Vol. 49, Issue 4. -P. 8C3-826. - DOI: 1C.1348/C144666C9X48C624

3. Brown W. Regulating aversion. Tolerance in the age of identity and empire. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2CC6. - 288 p.

4. Kлeсoва С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодежи // Mолодой ученый. - 2C12. - № 4. - С. 3S7-3S9.

5. Асмoлoв А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. / На пути к толерантному сознанию. - M.: Смысл, 2CCC. - С. 4-8.

6. Дзялошинский И. М. Толерантность и муль-тикультурализм - ценностные ориентиры СМИ // Национальный психологический журнал. -2011. - № 2(6) - С. 122-125.

7. Кислицин А. И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 4 (26). - с. 105-107.

8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. -М.: Академический проект, 2004. - 176 с.

9. Национально-психологическая энциклопедия - URL: https://vocabulary.ru

10. Декларация принципов толерантности - URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

11. Бондырева С. К., КолесовД. В. Толерантность (введение в проблему) - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

12. Мезенцев Е. А. Проблема границ толерантности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 8 (39). -Ч. 5. - С. 10-12.

13. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности: дисс. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2007. - 457 с.

14. Безюлова Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум, 2003. -168 с.

15. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., ШайгероваЛ. A. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник -2001. - Вып. 1. - С. 8-18.

16. Ищенко Ю.А. Толерантность как фило-софско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. -1990. - № 4. - С. 48-60.

17. КапустинаН. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре этического мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. - Шадринск: Шадринский Дом печати, 2008. - 227 с.

18. Левченко Е. Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя: дисс. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006. - 248 с.

19. Богданова В. В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. -2006. - № 6. - С. 87-91.

20. Касьянова Е. И., Виноградова Н. И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. - 2014. -№ 4. - С. 28-34.

21. Семёнова Е. М. Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности // Ярославский педагогический вестник. -2012. - № 1. - С. 244-249.

22. Кара Ж. Ю. Этническая толерантность как взаимодействие культур // Психология в вузе. - 2011. - № 5. - С. 63-72.

23. Кара Ж. Ю., Касьянова Д.В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.-2017. - № 4. - С. 73-80.

24. Ефименко Н. А. Проблемы толерантности в современном обществе // Молодой ученый. - 2013. - № 11. - С. 526-527.

25. Вислова А. Д. Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале кабардино-балкарской республики): дисс.... д-ра психол. наук. - М., 2016. - 425 с.

26. Хомяков М. Б. Толерантность и ее границы // Национальный психологический журнал -2011. - № 2 (6) - С. 25-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование шшш.рБуеЬи. ги. - 2012. - № 2. - С. 300-310.

28. Солдатова Г. У., ШайгероваЛ. А., Шарова О. Д. Тренинг Учимся толерантности. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. -М., 2000. - С. 178-180.

29. Нури Т. Г. Кросскультурные особенности толерантности (на материалах Ирана и России): дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 159 с.

30. Машарский З. В. Динамика межгрупповой толерантности студенческих групп: дисс.... канд. психол. наук. - М., 2012. - 182 с.

31. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 214 с.

REFERENCES

1. Tishkov V. About tolerance. Ehtnopoliticheskij vestnik Rossii (Ehtnopolis) - Ethnopolitical Herald of Russia (Ehtnopolis), 1995, no. 5 (11), p. 24 (in Russian).

2. Amiot C. E., Terry D. J., Wirawan D., et al. Changes in social identities over time: The role of coping and adaptation processes. British Journal of Social Psychology, 2010, Vol. 49, Issue 4, pp. 803826. - DOI: 10.1348/014466609X480624

3. Brown W. Regulating aversion. Tolerance in the age of identity and empire. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2006. 288 p.

4. Klesova S. V. Education of tolerance among students. Molodoj uchenyj-Young Scientist LLC, 2012, no. 4, pp. 357-359 (in Russian).

5. Asmolov A. G. Tolerantnost': otutopii k real'nosti [Tolerance: from utopia to reality / On the way to a tolerant consciousness] / Na puti k tolerantnomu soznaniju / Otv. red. A.G. Asmolov. Moscow, Meaning, 2000, pp. 4-8.

6. Dzyaloshinsky I. M. Tolerance and multi-culturalism - value orientations of mass media. Nazionalniy psychological zurnal - National psychological journal, 2011, no. 2(6), pp. 122125 (in Russian).

7. Kislicin A.I. Psychological aspects of tolerance. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta - Vector of science of Togliatti state University, 2013, no. 4 (26), pp. 105-107 (in Russian).

8. Klepcova E. Ju. Psihologija i pedagogika tolerantnosti: Ucheb. Posobie dlja slushatelej sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija [Psychology and pedagogy of tolerance]. Moscow, Akadem. proekt, 2004. 176 p.

9. Nacional'no-psihologicheskaja jenciklopedija [The national psychological encyclopedia] -https://vocabulary.ru

10. Deklaracija principov tolerantnosti [The Declaration of principles on tolerance] - http:// www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

11. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Tolerantnost' (Vvedenievproblemu) [Tolerance (Introduction

to the problem)]. Moscow, Publ. Izdatel'stvo Moskovskogo Psihologo-social'nogo instituta; Voronezh, NPO «MODJeK», 2011, 240 p.

12. Mezencev E. A. The issue of the limits of tolerance. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal - International research journal, 2015, Vol. 5, no. 8 (39), pp. 10-12 (in Russian).

13. Bardier G. L. Social'najapsihologija tolerantnosti [Social psychology of tolerance]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. St. Petersburgb, 2007. 457 p.

14. Bezjulova G. V., Shelamova G. M. Tolerantnost': vzgljad, poisk, reshenie [Tolerance: view, search, solution]. Moscow, Verbum, 2003. 168 p.

15. Asmolov A. G., Soldatova G. U., Shajgerova L. A. About meanings of the concept of «tolerance». Vek tolerantnosti: Nauchno - publicis-ticheskij vestnik. - The age of tolerance: scientific and journalistic Bulletin, 2001, V. 1, pp. 8-18 (in Russian).

16. Ishhenko Ju. A. Tolerance as a philosophical and ideological problem. Filosofskaja i sociologi misl - Philosophical and sociological thought, 1990, no. 4, pp. 48-85 (in Russian).

17. Kapustina N. G. Psihologicheskie osobennosti formirovanija tolerantnosti v structure jetiches-kokgo mirovozzrenija na rannih jetapah onto-geneza [Psychological features of tolerance formation in the structure of ethical Outlook in the early stages of ontogenesis]. Monografija, Shadrinsk, Shadrinsky house of printing, 2008, 227 p.

18. Levchenko E. G. Psihologicheskie uslovija razvitija tolerantnogo povedenija uchitelja [Psychological conditions for the development of tolerant behavior of teachers]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. Krasnoyarsk, 2006. 248 p.

19. Bogdanova V. V. Tolerance of younger students: concept, model of formation. Izvestia PGU im. V. G. Belinskogo - News of PSU. V. G. Belinsky, 2006, no. 6, pp. 87-91 (in Russian).

20. Kas'janova E. I., Vinogradova N. I. Theoretical analysis of communicative tolerance. Uchenye zapiski ZabGU - Scientific notes ZabGU, 2014, no. 4, pp. 28-34 (in Russian).

21. Semjonova E. M. Psychological characteristics of a person with different levels of development of communicative tolerance. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, - Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2012, Vol. 1, pp. 244-249 (in Russian).

22. Kara Zh. Ju. Ethnic tolerance as the interaction of cultures. Psihologiya v vuze. - Psychology in high school, 2011, no. 5, pp. 63-72 (in Russian).

23. Kara Zh. Ju., Kas'janova D. V. The study of tolerance in the younger preschool age. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - News of the southern Federal University. Pedagogical science, 2017, no. 4, pp. 73-81 (in Russian).

24. Efimenko N. A. Problems of tolerance in modern society. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2013, no. 11, pp. 526-527 (in Russian).

25. Vislova A. D. Formirovanie tolerantnosti v mezhlichnostnyhotnoshenijah v detskom i podrostkovomvozraste (na material Kabardino-balkarskojrespubliki) [Formation of tolerance in interpersonal relations in childhood and adolescence (based on the material of the Kabardino-Balkaria Republic)]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. Moscow, 2016. 425 p.

26. Homjakov M. B. Tolerance and its limits. Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal - National psychological journal, 2011, no. 2 (6), pp. 25-33 (in Russian).

27. Chebykina O.A. Systematic analysis of approaches to the concept of «tolerance». [Jelektronnyj resurs]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological science and education, 2012, no. 2, pp. 300-310 (in Russian).

28. Soldatova G. U., Shajgerova L. A., Sharova O. D. Trening Uchimsya tolerantnosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu [Training Learn tolerance. On the way to a tolerant consciousness]. Moscow, 2000. 181 p.

29. Nuri T. G. Krosskul'turnye osobennosti tolerantnosti (na materialah Irana i Rossii) [Cross-cultural peculiarities of tolerance (on the materials of Iran and Russia)]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. Moscow, 2011. 159 p.

30. Masharskij Z. V. Dinamika mezhgruppovoj tolerantnostistudencheskihgrupp [Dynamics of inter-group tolerance of student groups]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. Moscow, 2012. 182 p.

31. Litvinova V. L. Social'no-psihologicheskie uslovija formirovanija mezh jetnicheskoj tolerantnosti rossijskoj molodezhi [Social and psychological conditions for the formation of interethnic tolerance of Russian youth]. Diss. Cand. Sci. (Psych.) Abstr. Moscow, 2007. 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.