Научная статья на тему 'К проблеме «Сущности индивидуальности»'

К проблеме «Сущности индивидуальности» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме «Сущности индивидуальности»»

К ПРОБЛЕМЕ «СУЩНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: ИП РАН, 2009. - 656 с.

Монография В. Д. Шадрикова «От индивида к индивидуальности. Введение в психологию» посвящена проблемам исследования внутреннего мира личности. Это обобщающий труд, где автор пытается дать ответ на вопрос: в чём заключается сущность человека? Сама постановка этого вопроса не нова, но способ решения является инновационным и даже парадоксальным.

Контекст исследования поражает широтой своего диапазона и масштабностью постановки научных проблем.

В. Д. Шадриков исследовал природу человеческой психики в широчайшем предметном поле, начиная с анализа этапов эволюции homo sapiens и заканчивая духовными способностями. Кроме того, в исследовании объединены антропологический, нейроморфологический, психофизиологический, собственно психологический аспекты проблемы природы психики.

Владимир Дмитриевич, характеризуя свой путь научного познания, говорит о трёх уровнях анализа сущности человека: исторически-эволюционном, субъективно-эволюционном, деятельност-но-эволюционном. Наибольший интерес представляет собой исторически-эволюционный уровень -формирование человечности как сущностного качества развивающегося человечества, которая воплощается в индивидуальности конкретного человека, то есть соотношение архетипического и приобретённого в сущности личности.

Вопрос о человечном в человеке практически не исследуется в психологии, само понятие человечности до сих пор не определено. В этом смысле исследование человечности как сущностного качества человека для психологии проблема новая, которая может быть решена только с привлечением идей этики, религии, философии, культурологии, социальных наук, искусства, литературы. Это удалось сделать автору монографии.

В исследовании формируется новый контекст понимания проблемы сущности человека.

Контекст задаётся введением категории, которая интегрирует в себе все аспекты сложного объекта исследования. Такой интегративной категорией является «внутренний мир личности» или душа человека.

В самом широком понимании внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмо-ционально-информационную субстанцию, формирующуюся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающую всё многообразие его бытия. Внутренний

мир не может быть отделён от человека, от его потребностей и переживаний. Вся информация, составляющая его содержание, также пронизана переживанием.

Методологический подход к исследованию внутреннего мира личности или души человека нетрадиционен.

Внутренний мир человека представлен как система, которая постоянно функционирует и развивается. Системогенетический подход в исследовании происхождения и развития человеческого в человеке обусловил выбор ведущих методологических принципов: системности, детерминизма, функциональности как способа анализа и объяснения всех психологических проблем; деятельностного подхода.

Душа человека в концепции В. Д. Шадрикова становится живой субстанцией, объектом научного исследования, «душа-субстанция как сущность личности является устойчивым основанием личности» (с. 120). Говоря о душе как субстанции, автор реализует принципы системного подхода. Душа-субстанция или внутренний мир личности является организованным целым, имеющим свою структуру. Структурные связи образуют внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия.

Внутренний мир формируется в деятельности и через деятельность, имеет структуру и функции психологической деятельности, то есть функционирует как деятельность. Если деятельность это всегда система, то внутренний мир является функциональной системой. Внутренний мир как функциональная система тесно связан с внешним миром и в то же время может существовать независимо от него; его цель - сохранить тайну личности, которая защищает Я и выступает средством индивидуализации психических ресурсов.

Введение категории «внутренний мир» позволило включить в единую систему понятий такие базовые категории психологии, как «функциональная система», «психическая функция», «психический процесс», «психические свойства личности», «способности», «деятельность». Это позволило изменить границы исследования проблемы, расширить её предметную область.

Следует отметить особенности стиля автора.

Сочетание двух особенностей презентации содержания выглядит парадоксально: с одной стороны, чёткость и систематизированность изложения положений, основных идей определена единством и строгостью авторской концепции, с другой стороны, в изложении отсутствует категоричность и догматичность. Автор приглашает следовать за мыслью, открывая свободу для научного творчества.

Владимиру Дмитриевичу присущи смелость и конструктивность в изложении концепции о сущ-

Рецензии

ности человека. Он наполнил понятия «душа» и «внутренний мир» строго научным содержанием, раскрыл их сущность в соотношении с внешним миром, личностью, сознанием, деятельностью и поступками. Все традиционно описываемые психические процессы и образования в исследовании получают новую единую интерпретацию в континууме внутреннего мира. Автору удалось максимально приблизиться к пониманию индивидуального способа осуществления и достижения человечности.

В целом проблема поиска механизмов становления человечности - от индивида к личности, субъекту деятельности и затем индивидуальности - грандиозна по своей сложности и актуальности. В. Д. Шадриков обозначил проблему сущности индивидуальности как перспективу дальнейших научных разработок, которые ждут своих исследователей.

Монография интересна учёным, теоретикам и практикам, аспирантам, студентам и всем людям, которые любят следить за рождением новых идей и концепций.

Г. И. Корчагина, кандидат психологических наук, докторант кафедры практической психологии ВятГГУ

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ РОМАННОЙ ПОЭТИКИ

Соловьева, Н. А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи [Текст] / Н. А. Соловьева. - М.: Формула права, 2008. -272 с.

Художественное наследие века Просвещения в современной англистике изучается достаточно интенсивно, однако знаковых, масштабных трудов, которые на годы определяли бы дальнейшие направления научного поиска, появилось совсем немного. Среди них - сочинение видного отечественного литературоведа Н. А. Соловьевой «Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи», актуальность которого обусловлена сменой научных парадигм, необходимостью преодолеть бытующие социологические стереотипы и зависимость интерпретаций литературы Просвещения от максимально узко понятых принципов историзма. Отечественный канон английской литературы XVIII в. нуждается в пересмотре многих оценок и акцентов, новом, панорамном освещении художественных экспериментов этого периода с учетом того, что его вершинные произведения могут быть «прочитаны в нескольких эпохах», а те литературные факты и явления, которые традиционно относятся

ко второму эшелону словесности и не находят достаточного внимания со стороны литературоведов, могут более убедительно, по сравнению с классическими текстами, представить художественные искания своего века и предвосхитить открытия века последующего (как это показано в монографии на примере Г. Маккензи, женщин-писательниц Ф. Шеридан, С. Филдинг и др.).

В работе Н. А. Соловьевой представлена объемная характеристика английской литературы и общества в XVIII в., особый акцент сделан на взаимоотношениях эстетики и этики, показаны, в частности, истоки дидактизма английской литературы периода Просвещения, которые автор справедливо связывает с влиянием национальной моральной философии, исканий «шотландского возрождения».

Не случайно в монографии избран для анализа жанр романа, наиболее динамичная из всех литературных форм той поры: именно в нем находили наиболее яркое воплощение изменения общественного сознания, «приметы большого мира», эволюционировавшей публичной сферы, убедительно представленной в монографии с учетом трудов авторитетных социологов, в частности Ю. Хабермаса. Фундаментальным вкладом Н. А. Соловьевой в изучение теоретических основ английского романа XVIII в. является анализ эволюции нарративной эпистемологии, исследование соотношения «миф-history-romance-novel» в контексте цивилизационных процессов.

Рассмотрение эволюции английского романа периода Просвещения позволило Н. А. Соловьевой выявить общую нестабильность его жанровых категорий, проследить, как художественные новации переходного периода ведут к образованию новых субжанровых структур, новых видов романа, как в них проникают элементы рококо и осуществляется взаимодействие искусств.

Обстоятельный анализ литературного процесса XVIII в. способствовал определению в работе параметров художественной динамики, представленной во взаимоотношениях рационалистических и эмотивистских элементов, в различных формах воплощения дидактических интенций авторов.

Необходимым этапом исследования стала характеристика творчества А. Бен, Д. Мэнли и Э. Хейвуд как предшественниц С. Ричардсона, развивавших традиции «romance» и вместе с тем вводивших в его идейную структуру черты «novel», проблемы современной жизни, относящиеся к сфере политики, общественной морали. Синтез двух разновидностей эпической формы показан в работе также на примере Д. Дефо, представшего во всех ипостасях своей творческой личности - романиста, моралиста, политика, социолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.