Научная статья на тему 'Интервью с академиком рао В. Д. Шадриковым'

Интервью с академиком рао В. Д. Шадриковым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с академиком рао В. Д. Шадриковым»

ИНТЕРВЬЮ С АКАДЕМИКОМ РАО В.Д. ШАДРИКОВЫМ

Российское психологическое общество готовится к торжественному событию -70-летнему юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова. Он основал и руководит научной психологической школой в области системогенеза деятельности, способностей, внутреннего мира человека.

Большой интерес у студентов, аспирантов, преподавателей различных вузов, ученых из разных организаций, педагогов и психологов-практиков вызывают книги Владимира Дмитриевича, в которых отражены его научные достижения. Он автор более 200 научных работ, из них 15 монографий.

В научном творчестве В.Д. Шадрикова можно выделить взаимосвязанные между собой циклы исследований. Первый цикл исследований посвящен психологическим проблемам деятельности. В.Д. Шадриков разработал психологическую теорию системогенеза деятельности, которая отражена в его монографиях: «Психологический анализ деятельности: системогенетический подход» (Ярославль, 1979), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (Москва, 1982, 2007), «Деятельность и способности» (Москва, 1994), «Психология деятельности и способности человека» (Москва, 1996). Эти работы заложили основу для создания научной школы в области психологии способностей.

Второй цикл исследований посвящен психологическим проблемам способностей. В.Д. Шадриков разработал психологическую теорию способностей, которая отражена в ряде монографий: «Способности человека» (Москва, 1977), «Духовные способности» (Москва, 1998), «Происхождение человечности» (Москва, 2001), «Способности и интеллект человека» (Москва, 2004), «Интеллектуальные операции» (Москва, 2006), «Ментальное развитие человека» (Москва, 2006) и др.

Третий цикл исследований связан с разработкой психологических проблем индивидуальности человека. Он включает в себя работы: «Индивидуализация содержания образования» (Москва, 1997), «Психология индивидуальности: новые модели и концепции» (редактор коллективной монографии и соавтор), «Психологическая характеристика нормального человека или познай самого себя» (Москва, 2009), «От индивида к индивидуальности» (Москва, 2009) и др.

Новый, четвертый цикл исследований связан с разработкой системогенетиче-ского подхода к внутреннему миру человека. Начало этому циклу исследований положено в книге «Мир внутренней жизни человека» (Москва, 2005) и отражено в важном документе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» (разработан по государственному контракту № П 242 от 11.09.2006. / Под ред. Я.И. Кузьминова. В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. - М., 2006).

Учитывая то, что фигура В.Д. Шадрикова как автора современной поступательно развивающейся психологической школы, с одной стороны, типична для менталитета отечественного ученого, с другой - уникальна, нам хочется более

полно, через то, что он сам думает и говорит, раскрыть его образ как человека, организатора и ученого. Для этого мы использовали апробированную В. Познером форму интервью, на практике проверив ее эвристичность.

Итак, нон-стоп.

Вопросы студентов и аспирантов

1. (1 курс МПГУ) Как давно Вы начали заниматься психологией, и что вдохновило Вас на создание книги «Мир внутренней жизни человека»?

Психологией начал заниматься с 1964 года, когда решил поступать в аспирантуру. Интерес к познанию сущности человека.

2. (1 курс МПГУ) Есть ли предел любящей души? Как психологи определяют терпение, верность и преданность близкому человеку?

Предел есть всему, в том числе и терпению любящей души.

3. (1 курс МПГУ) Есть ли ограничения во времени, чтобы познать и понять психологию?

Козьма Прутков говорил: «Нельзя объять необъятное». Психология человека представляет из себя Вселенную и познавать ее можно всю жизнь.

4. (1 курс МПГУ) Чтобы познать психологию, достаточно ли прочитать различные учебники и пособия?

Психология познается не по книгам и учебникам, а в практике познания других людей. А психологическое знание только способствует этому.

5. (4 курс ГУУ) Над чем Вы сейчас работаете?

Продолжаю размышлять о мире внутренней жизни человека.

6. (4 курс РУДН) Что Вы относите к своим достижениям в области психологии за последние пять лет?

В целом, удовлетворен.

7. (аспир-ка МПГУ) Что Вас удивляет в научной периодике по психологии?

Меня уже ничего не удивляет не только в психологии, но и в жизни.

8. (аспирант МГМИО) Какие воспоминания о военном времени у Вас самые яркие?

Разбитая банка с медом (мне было 3 года, мед стоил очень дорого и был большой редкостью).

9. (1 курс МИОО) Почему в своей новой книге «Психологическая характеристика нормального человека» Вы не уделили место своей эволюционной концепции личности?

Уделил, и очень много, внимание именно эволюции взглядов на понимание сущности человека в разные периоды времени. Это выразилось в анализе первоисточников, отнесенных к разным периодам развития цивилизации. В данном моменте указанная книга пересекается с монографией «Происхождение человечности».

10. (аспирантка МПГУ) Считаете ли Вы, что необходимо целенаправленно обучать детей интеллектуальным операциям уже с дошкольного возрасти?

Считаю это возможным, но обучение должно соответствовать возрасту, т.е. обучение должно происходить в деятельности, спроектированной таким образом, чтобы ее реализация предполагала формирование определенных интеллектуальных операций и это должен четко представлять воспитатель, но об этом не должны знать дети.

Вопросы преподавателей и научных сотрудников

1. (член-кор. РАО Карпов А.В., ЯГУ) Какие две-три основные особенности будут присущи психологии через 50 лет?

Те же самые, что и сейчас - стремление познать индивидуальность человека. Здесь есть и опасность - возможность управлять поведением человека. Эту этическую проблему должно разрешить психологическое сообщество.

2. (член-кор. РАО Карпов А.В., ЯГУ) Существует ли в психологии по аналогии с философией ее основной вопрос?

Таким вопросом является вопрос: «Что есть человек?»

3. (академик РАО Мухина В.С.) Кто были Вашими значимыми для Вас учителями?

Среди людей, оказавших на меня значительное влияние, каждый по-своему, я бы назвал Василия Степановича Филатова, Бориса Федоровича Ломова, Дмитрия Александровича Ошанина, Ксению Александровну Абульханову и Евгения Павловича Ильина.

4. (проф. Савенков А.И.) Связана ли духовная одаренность с интеллектуальной?

Да, конечно, интеллектуальная одаренность всегда проявляется на фоне определенного переживания, духовного состояния, которое характеризуется расширением сознания, активный процесс включения постижения истины подсознания, энергетической активизации, гармонизации личности, устранение противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, внутреннее равновесие, позитивным взглядом на жизнь и др. Интеграция интеллекта и духовности личности порождает духовные способности.

5. (проф. Савенков А.И.) Существует ли генетическая обусловленность в развитии духовной одаренности?

Генетика, как известно, определяет природные способности. Духовность личности является результатом усвоения культуры и социальных норм поведения.

6. (проф. Шемет И.С., РГУ) Чего Вы ждете от своих учеников?

Чтобы научный поиск им доставлял удовлетворение.

7. (проф. Холодная М.А., ИП РАН) Можно ли утверждать, что введение понятий «ментальный мир» и «ментальное развитие» приведет к трансформации предмета психологии и пересмотру оснований традиционной психодиагностики?

Мне представляется, что понимание сущности - что есть способности, должно привести к пересмотру традиционной психодиагностики способностей.

С"""-""""'

8. (проф. Холодная М.А., ИП РАН) Насколько правомерно трактовать личностные качества (целенаправленность, альтруизм и т.д.) как способности?

Личностные качества являются самостоятельной категорией. Фундаментальным признаком способностей является наличие функциональных систем, реализующих психические функции. Ориентируясь на этот фундаментальный признак, мы можем сказать, что существуют способности не только познавательные, но и способности желать и переживать.

9. (проф. Холодная М.А., ИП РАН) Как соотносятся понятия «интеллект» и «способности»?

В моем понимании, интеллект представляет собой системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности. Одаренность выступает как конкретное проявление интеллекта по отношению к конкретной деятельности.

10. (проф. Крупник Е.П., МПГУ) В чем секрет Вашего долголетнего и очень плодотворного творчества?

В этом «повинны» отец и мать и условия моего жизненного пути.

11. (ст. преп. Буланова О.В., МПГУ) Что Вы говорите, когда хотите похвалить своего сына и внучку?

Молодец!

12. (ст. преп. Буланова О.В., МПГУ) Планируется ли переиздание очень важной и нужной для системы образования книги «Познавательные процессы и способности в обучении». Вы там научный редактор?

Хотелось бы, но пока не планирую. Есть желание создать авторский коллектив для написания базового учебника по психологии.

13. (проф. Петрушин В.И., МПГУ) Что главное в преодолении кризиса - экономика или личность и ее свобода?

Человек, находящийся в различных экономических и общественно-политических структурах, как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Разруха -это не старуха с клюкой. Разруха, прежде всего, находится в наших головах». То же самое можно сказать и о кризисе.

14. (проф. Морозюк С.Н., МПГУ) А Ваш взгляд: «Психологический портрет истинного ученого»?

Совестливый человек, увлеченный определенной идеей и подготовленный к научному поиску.

15. (проф. Морозюк С.Н., МПГУ) У Вас очень много учеников, как происходит «встреча» учителя и ученика, как Вы определяете для себя: «это мой ученик»?

Сие есть тайна. Наверное, ученик должен быть немного влюблен в учителя.

16. (проф. Исаев Д.Н., МПГУ) Как Вам удается совмещать серьезную научно-педагогическую деятельность с большой организационно-управленческой?

Трудно.

17. (доцент Таллина О.А., МПГУ) Вы видите будущее своей теории способностей?

Концепция системогенеза деятельности нашла своих продолжателей. Теорию способностей мы в настоящее время пробуем применить к развитию интеллекта школьника. Пока получается. Надеюсь, на основе этих исследований перевести теорию в методику развития способностей.

18. (доцент Стюхина Г.А., МИОО) В чем отличие модели функциональной психологической системы деятельности от модели функциональной психологической системы способностей?

Рассматривая теорию способностей, мы исходили из положения, сформулированного еще С.Л. Рубинштейном, о том, что психические функции являются родовыми формами деятельности. И с этой точки зрения, функциональная система способностей описывается функциональной системой деятельности. Именно изоморфность системы деятельности и системы способностей позволяет последним на основе доминирующей мотивации интегрироваться в единое целое.

19. (проф. Суворова Г.А. и проф. Воронин А.Н., ИП РАН) В своих исследованиях по психологии деятельности и способностям человека Вы обосновываете положение о познавательных действиях как операционных механизмах познавательных способностей и выделяете познавательные действия первого и второго уровня интеграции. Что интегрируется в познавательных действиях на разных уровнях?

Предложенное мною понимание структуры способностей (читатель более подробно может ознакомиться в монографии «Ментальное развитие человека». -Москва: Аспект Пресс, 2008) позволяет нам выдвинуть гипотезу интеграции способностей в деятельности, основанную на положении о том, что эта структура едина для всех способностей и аналогична структуре деятельности. Фактически при множестве способностей существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структурах отдельных способностей. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией.

20. (проф. Барановская Т.А., ГУ-ВШЭ) Считаете ли Вы, что в настоящее время преодолена пропасть «задатками и способностями»?

В моем понимании способностей данная проблема разрешается. Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые -свойствами функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, вторые - компонентов этих систем. Поэтому можно говорить только о развитии «вещей», которым присущи данные свойства. Возможно и другое понимание задатков: ихможно рассматривать в качестве генетических программ, определяющихразвитие функциональных систем, реализующих отдельные психические функции. Но и в этом случае мы не можем сказать, что способности формируются на основе задатков, ибо развиваться будут функциональные системы, а задатки, рассматриваемые в качестве генетических программ, месте со средой будут управлять этим процессом.

21. (проф. Суворова Г.А. и проф. Воронин А.Н., ИП РАН) Когда Вы высказываете мнение о том, что формирование и развитие психических функций одновременно выступает как процесс интеграции интеллекта, что Вы имеете в виду?

Именно так, так как я понимаю интеллект как системное проявление по-знавательныхспособностей, для которыхумственные способности выступают в качестве общего фактора (общие способности), влияющего на другие способности. Функциональные системы, реализующие отдельные познавательные процессы, определяют частные познавательные способности. В своем единстве они образуют функциональную систему, являющуюся природной основой интеллекта.

22. (ст. преп. Абрамова М.Г., МПГУ) Почему не продается Ваша с Нижегородцевой книга «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»?.

Не продается, т.е. нет в продаже. Это нас радует. Это говорит о ее востребованности и поэтому думаем о ее переиздании.

23. (доцент Данильченко С.Л., МИОО, ГУ-ВШЭ) Нужна ли российскому обществу 12-летняя школа?

Все зависит от структуры общего и профессионального образования. 12-летняя школа позволяет освободить от изучения ряда вопросов профессиональную школу. С учетом того, что общее среднее образование является всеобщим, 12-летняя школа может дать более высокий уровень общекультурного развития для всей подрастающей молодежи. Но хочу еще раз подчеркнуть, что вопрос 12-летней школы не может решаться изолированно вне всей системы образования.

24. (доцент Гаврилова Л.В., МПГУ) В чем Вы видите перспективы индивидуализации образования в высшей школе?

В идеале в высшей школе каждый студент должен учиться по индивидуальной программе, реализуя свои способности.

25. (доцент Гаврилова Л.В., МПГУ; Майсурадзе М.О.,зам директора ГОУ СУШ № 107) В первых классах начальной школы отменены отметки? Насколько это оправдано с Вашей точки зрения?

Все мы прекрасно понимаем разницу между отметкой и оценкой. Человек с момента рождения развивается под влиянием оценивания его со стороны родителей, сверстников, воспитателей, учителей и т.д. Вне оценивания не может быть целенаправленного развития. Отметка есть частный случай оценивания и очень плохо, когда отметка подменяет оценивание, но еще более тревожно, когда, отменяя отметку, отменяют оценивание.

26. (академик РАО Дубровина И.В.) Когда Вы говорите о способностях личности, не остается ли за бортом познание социальных отношений и их природы?

В нашем понимании способности личности - это и есть, в первую очередь, познание социальных аспектов бытия. Способности личности определяют социальную успешность и качественное своеобразие социального познания. Как отмечает Г.М. Андреева, процесс социального познания намного сложнее, чем познание физического мира. Процесс познания социального мира связан с постижением его смысла, социальное познание есть познание строго недетерминированного мира. Именно способности личности и обеспечивают этот процесс.

Вопросы по Марселю Прусту

1. Что для Вас счастье?

Быть самим собой.

2. Что для Вас насчастье? Когда насилуешь себя. 3.О чем жалеете?

О том, что пришлось сочетать научную деятельность с организационной.

4. В каких случаях лжете?

Стараюсь этого не делать. Когда ложь во спасение.

5. Если бы могли начать жизнь сначала, кем бы хотели быть? Повторить специальность психолога.

6. Чем увлечены? Ваше главное достижение?

По жизни - ученики. В науке - концепция системогенеза деятельности и теория способностей. В образовании - сохранение лучших качеств образования советского периода (общего и профессионального).

7. Чтобы попросили, если бы поймали золотую рыбку? Здоровье близких.

8. Чего боитесь?

Не успеть подготовить к большой жизни внучку.

9. Главная черта мужчины, женщины?

Порядочность.

10.Какой поступок (или недостаток) который не можете простить?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прощаю все, ибо слаб человек. 11.Что в себе не любите, что цените?

Затрудняюсь ответить, то, что ценю и в других - порядочность. 12.Ваш любимый герой, любимый фильм?

Фильм «Офицеры». Герой - поручик царской армии, который говорит: «Есть такая профессия - защищать Родину».

13.Что бы сказали, оказавшись перед богом?

Господи, прости их, ибо не ведают, что творят.

Владимир Дмитриевич! Большое спасибо за такие подробные ответы.

Интервью провели:

Председатель МПО проф. Д.Б. Богоявленская, председатель секции МПО «Психологическое консультирование» проф. Г.А. Суворова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.