Научная статья на тему 'О системогенетическом подходе в психологии'

О системогенетическом подходе в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2612
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМОГЕНЕЗ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM GENESIS / ACTIVITY / ABILITIES / INDIVIDUALITY / THE INWARD MAN / DEVELOPMENT / TEACHING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Г. А.

Цель статьи познакомить читателей с различными аспектами научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительного члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова (р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира человека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что система взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии развития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогенетического подхода в психологии. Отмечается, что системогенетическая парадигма открывает много новых аспектов в исследовании актуальных проблем фундаментальной и прикладной психологии на качественно новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to describe different areas of scientific work of Vladimir Dmitriyevich Shadrikov (born in 1939), Doctor of Psychology, Professor, fellow of the Russian Academy of Education. The article briefly covers all of his fundamental publications on activity, abilities, individuality and inward man that are considered in the context of evolution of education. The author argues that as the distinguished Russian scientist was working at the issues of developmental and educational psychology he developed the methodology of system genesis approach in psychology. It is stated that the system genesis paradigm opens new aspects in fundamental and applied psychology research on a new level.

Текст научной работы на тему «О системогенетическом подходе в психологии»

О СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ПСИХОЛОГИИ

Щ_Г. А. Суворова

Аннотация. Цель статьи - познакомить читателей с различными аспектами научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительного члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова (р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира человека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что система взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии развития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-тического подхода в психологии. Отмечается, что системогенетическая парадигма открывает много новых аспектов в исследовании актуальных проблем фундаментальной и прикладной психологии на качественно новом уровне.

Ключевые слова: системогенез, деятельность, способности, индивидуальность, внутренний мир человека, развитие, обучение, воспитание, образование.

Summary. The purpose of the article is to describe different areas of scientific work of Vladimir Dmitriyevich Shadrikov (born in 1939), Doctor of Psychology, Professor, fellow of the Russian Academy of Education. The article briefly covers all of his fundamental publications on activity, abilities, individuality and inward man that are considered in the context of evolution of education. The author argues that as the distinguished Russian scientist was working at the issues ofdevelopmental and educational psychology he developed the methodology of system genesis approach in psychology. It is stated that the system genesis paradigm opens new aspects in fundamental and applied psychology research on a new level.

Keywords: system genesis, activity, abilities, individuality, the inward man, development, teaching, education.

«...В настоящее время складываются условия для действительной и последовательной реализации системного подхода. Это относится как к общей теории психологии, так и к ее специальным областям».

В. Д. Шадриков, 1976.

Ф

112

1. Системогенетическая парадигма

как новый этап развития системного подхода в психологии: краткое введение

В разработке методологических и теоретических проблем психологии, ее понятийного аппарата, исследовании, описании и объяснении психиче-

ского, формулировании законов функционирования психики, анализе тенденций развития психологической науки прочное место начинает занимать системогенетический подход.

Создатель нового системогенети-ческого направления в психологии -Владимир Дмитриевич Шадриков.

Имя Владимира Дмитриевича Шадрикова (р. 1939 г.) - видного Российского ученого, ученого-методолога отечественной психологической науки, доктора психологических наук (1977 г.), профессора (1978 г.), член-корреспондента АПН СССР (1982 г.), действительного члена РАО (1992 г.), основателя и руководителя одной из ведущих научных психологических школ в современной России, крупного государственного и общественного деятеля - хорошо известно в нашей стране и за рубежом всем, кто связан с вопросами психологической науки и психолого-педагогической практики в образовании. В фундаментальной и теоретической психологии он является авторитетным исследователем деятельности и способностей человека, сформировавшим новые перспективные направления их изучения и показавшим их глубинную внутреннюю взаимосвязь с методологическими проблемами психологии развития человека, его профессионального обучения, научения в широком смысле слова. Последовательно разрабатывая и реализуя принципы системного подхода для решения теоретических проблем психологии и практических задач, стоящих перед ней в различных сферах жизни современного российского общества, он формулирует теоретические и методологические положения, выделяет новые стратегии в познании и понимании мира психического, объективных законов психики, внутренней жизни человека.

Сформировав строгий понятийный аппарат для описания закономерностей психики, деятельности и способностей человека, его внутреннего мира, выделив методологические принципы и теоретические процедуры системного анализа психического как сложного объек-

та познания, В. Д. Шадриков делает важный шаг в развитии системы психологического знания о фундаментальных проблемах психологии [1].

2. Методологические и теоретические вопросы психологииm в трудах В. Д. Шадрикова: системогенетический аспект Общий список трудов В. Д. Шадри-кова включает более 200 работ, которые характеризуют его облик как теоретика-методолога, имеющего свою собственную четкую научную позицию по многим теоретическим вопросам психологии и их связи с практикой развития, обучения и воспитания, выдвинувшего ряд принципиально важных теоретических положений и гипотез, имеющих отношение ко многим отраслям психологической науки и обогативших ее самые разные отрасли, сформировавшего свою научную школу в области системогенеза деятельности, способностей, внутреннего мира человека. Через все труды В. Д. Шадрикова проходит идея систе-могенетического анализа психики, психики как целостной системы в развитии [2-15].

Системогенетическое направление разрабатывается в трудах В. Д. Шадри-кова и его учеников с 1976 г. по настоящее время. В 1976 г. В. Д. Шадриков защищает в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова докторскую диссертацию на тему «Системный подход в психологии производственного обучения», заложившую основы научной школы по проблемам системогенеза деятельности. Затем выходят его основополагающие работы по психологии деятельности и способностей человека (статьи, мо-

113

114

нографии, учебные пособия, др.), в которых он развивает основные теоретические положения концепции си-стемогенеза деятельности и психологической теории способностей человека. Одновременно с этим он разрабатывает важные теоретические вопросы психологии индивидуальности человека, его внутреннего мира в контексте проблем содержания современного образования.

Отличительная черта научных разработок В. Д. Шадрикова - раскрытие методологических возможностей системного подхода в познании и понимании психического, объективных законов психики, мира внутренней жизни человека, его интеллектуальной деятельности. Научные исследования ученого по разработке методологических и теоретических вопросов психологии входят в фонд отечественной психологической науки и отечественного образования, отражают многогранный характер его научной деятельности и государственный масштаб мышления. Они опубликованы в ряде монографий и методологических статей, научных докладов и выступлений на съездах психологов, международных, всероссийских конференциях по психологии, симпозиумах и круглых столах, представлены в многочисленных интервью и беседах с разными категориями работников образования.

Наиболее крупные и весомые работы теоретико-методологического плана: опубликованы в авторитетном по научному статусу журнале - «Психологическом журнале» Академии наук СССР (ныне РАН); утверждены к печати Институтом психологии Академии наук СССР (ныне Институт психологии РАН); вышли в издательстве «Наука»; изданы в сериях «Психо-

логи отечества» и «Достижения в психологии»; имеют гриф Министерства образования РФ и рекомендованы в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений.

Кратко охарактеризуем эти работы в назывном плане. Научную позицию В. Д. Шадрикова в разработке проблем деятельности и способностей как самостоятельных фундаментальных проблем психологии, имеющих диалектическую взаимосвязь, отражают четыре теоретико-методологические статьи, опубликованные в Психологическом журнале:

• «Психологический анализ деятельности как системы» (Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 3. -С. 33-46).

• «Проблемы профессиональных способностей» (Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 5. - С. 13-26).

• «О содержании понятий «способности» и «одаренность» (Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 5. -С. 3-10).

• «О структуре познавательных способностей» (Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 3. - С. 38-46).

В этих статьях В. Д. Шадриков ставит основные теоретико-методологические вопросы, которые в дальнейшем составят содержание научно-обоснованной программы и во многом определят стратегию экспериментальных исследований по системогенезу деятельности и способностей человека.

Методологически важное для развития системы высшего профессионального образования имеет публикация В. Д. Шадрикова «Методологические проблемы профессионального обучения», вышедшая в коллективной монографии «Методология инженерной психологии, психологии труда и

управления», посвященной анализу актуальных проблем прикладной психологии и изданной Институтом психологии Академии наук СССР (Отв. ред.: член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов и доктор психологических наук В. Ф. Венда. - М.: Издательство «Наука», 1981. - С. 43-58). Пути решения выделенных методологических проблем психологии профессионального обучения раскрываются в другом методологически значимом печатном труде-монографии «Введение в психологическую теорию профессионального обучения» (Ярославль, ЯГУ, 1981).

Весьма значима для разработки методологии психологического анализа деятельности монография В. Д. Ша-дрикова «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности», утвержденная к печати Институтом психологии АН СССР и вышедшая в издательстве «Наука» в 1982 г. Ответственный редактор этой монографии доктор философских наук К. А. Абульханова-Славская. В 2007 г. вышло второе издание этой монографии. Первая глава этого фундаментального труда «Системный подход к изучению деятельности», раскрывающая сущность и принципы системного исследования деятельности как сложного объекта познания и содержащая основные рабочие понятия общепсихологической теории деятельности, в силу своей огромной информационно-дидактической значимости в сокращенном варианте была помещена в «Хрестоматию по инженерной психологии» (Сост.: Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов. Под ред. Б. А. Душ-кова: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 171-183).

В 1997 г. в серии «Психологи отечества» выходит другой фундамен-

тальный труд ученого - монография «Способности человека» (М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1997), в котором излагается система научных взглядов В. Д. Шадрикова в области психологии способностей, при этом общие положения разработанной им теории способностей, раскрывающей сущность, структуру, детерминацию развития способностей, пути овладения человеком своими способностями, интерпретируются им на мнемиче-ских, перцептивных и духовных способностях в контексте деятельности, а также обучения и развития в процессе освоения деятельности, и подтверждаются экспериментальными данными, полученными аспирантами, докторантами и коллегами-психологами. В монографии помещен список наиболее значимых научных трудов В. Д. Шадрикова [14].

Духовные способности как объект научного исследования в психологии В. Д. Шадриков рассматривает в отдельной монографии (Духовные способности. - М.: Магистр, 1998). В этой . ... работе ученый впервые дает анализ I'5 понятий духовных способностей и духовных состояний, показывает эволюцию природных способностей в духовные, рассматривает архиважные для системы образования вопросы развития и воспитания духовности, духовных способностей человека, предлагает новое понимание педагогических способностей как духовных (книга выдержала три издания) [3].

Три книги В. Д. Шадрикова выходят с грифом Министерства образования РФ. Прежде всего, следует назвать новый тип учебного пособия по общей психологии для студентов педагогических вузов, написанный под руковод-

116

ством В. Д. Шадрикова и в соавторстве с группой ярославских психологов -«Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1990», которое объединило информационные и практико-ме-тодические функции и предложило педагогам современные методы диагностики уровня развития познавательных способностей. Особого внимания заслуживает первое в России интегративное учебное пособие по общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и психологии развития - «Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: «Логос», 1996». Книга выдержала два издания; первое под названием «Деятельность и способности» вышло в 1994 г. в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России». В этой книге впервые показана взаимосвязь проблем психологии индивидуальной трудовой деятельности, учебной деятельности и способностей через понимание психологической сущности обучения как процесса формирования психологической системы деятельности.

Следует отметить и первое в России учебное пособие монографического плана, раскрывающее психологическую сущность человека и становление духовных основ человечности - «Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Логос, 1999», - также выдержавшее два издания (второе - 2001 г.). Рассматривая эволюционный путь, который прошло человечество в своем развитии, В. Д. Шадриков выделяет специальные механизмы выживания человека как биологического вида - его природные способности, при-

родный интеллект (способности индивида) и показывает, как на их основе в условиях групповой жизнедеятельности развивается социальный интеллект, способности человека как субъекта деятельности и личности. Впервые категории духовности и человечности вводятся в систему психологического знания. Ставя вопрос о духовности как специфически человеческом способе психической жизни, В. Д. Шадриков рассматривает вопросы развития и воспитания духовных способностей и констатирует важность системогенетического подхода к происхождению человечности и ее взаимосвязи с моралью [9].

Значительную методологическую значимость и большую практическую связь с педагогикой имеют книги «Философия образования и образовательные политики» (М.: Логос, 1993) и «Индивидуализация содержания образования» (М.: Издательский центр «Вентана-граф», 1997). В первой книге В. Д. Шадриков, обращаясь к родителям, учителям, организаторам образования, студентам педагогических институтов и университетов, выделяет узловые проблемы развития образования и педагогической науки в канун XXI в.: формирование педагогики личности; взаимосвязи универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции и принципы и пути построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса. Во второй - ставит вопросы трансформации содержания образования в соответствие с типом познания действительности человеком, типом интеллекта ученика, доминирующим способом его мышления и мерой выраженности отдельных способностей и организации учебного

процесса на основе индивидуально-ориентированного учебного плана. Глубокий анализ универсальной и этнокультурной функций образования позволил В. Д. Шадикову разработать принципы построения индивидуально-ориентированного учебного плана и выбора содержания образования в федеративном государстве. В. Д. Шадри-ков впервые подводит итог дискуссиям о соотношении репродуктивного и развивающего типов обучения в освоении содержания образования. Обучение по своей сути, констатирует он, является одновременно и репродуктивным и развивающим. Развивающая функция обучения наиболее ярко выступает в тех случаях, когда методы и задачи обучения осознанно направлены не только на передачу знаний и навыков, но и на развитие личности и ее способностей: когда ученик в процессе обучения учится овладевать и управлять своими способностями, понимая их операционные механизмы и формируя у себя соответствующий интеллектуальный инструментарий [14, с. 48-49].

На протяжении последних лет В. Д. Шадриковым опубликованы еще несколько важных монографий, посвященных анализу теоретико-методоло-ги че ских вопросов психологии:

«Способности и интеллект человека» (М.: Современный гуманитарный университет, 2004), в которой Владимир Дмитриевич на основе авторского понимания способностей раскрывает сущность интеллекта, предлагает новую модель интеллекта и выделяет пути его развития через освоение и формирован интеллектуальных операций, накопление ментального опыта, включение в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.

«Интеллектуальные операции» (М.: Логос, 2006), в центре внимания которой находятся интеллектуальные операции как самостоятельный класс психологических действий, дается их определение, проводится систематизация, а также показывается возможность их развития. Своего рода «периодическая система интеллектуальных операций» конкретизирует путь развития операционных характеристик способностей: становится ясно, за счет чего можно «увеличивать число активно используемых действий и формировать обобщенное умение в их выполнении». Эта книга имеет большое значение для развития таких направлений психологии, как психология обучения, психология способностей, психология мышления, педагогическая психология, психодиагностика, психология учебной деятельности и др.

Важным событием в разработке методологических проблем современной психологии стало издание монографии «Мир внутренней жизни человека» (М.: Логос, 2006). Книга получила очень высокую оценку научной общественности и была отмечена как 117 фундаментальный труд, открывающий перспективы развития психологической науки и показывающий пути выхода ее из состояния перманентного кризиса и перехода на новый в методологическом отношении этап развития. Два центральных ведущих психологических журнала - «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» -поместили рецензии на эту книгу. А. В. Карпов отмечает, что В. Д. Ша-дриков делает значительный шаг в развитии представлений о предмете психологии, намечает и реализует стратегию перехода от глобально-аналитического этапа развития психо-

118

логии к системному этапу, на котором осознание сложности и целостности психики должно рассматриваться как исходный путь познания и как его принцип [16]. К. Абульханова сопоставляет новую книгу В. Д. Шадрикова по полноте охвата проблем предмета психологии с «Основами общей психологии» С. Л. Рубинштейна, показывает смелость и конструктивность авторской концепции, восстанавливающей утраченное понятие души как высшей ценности историко-философской и историко-психологической мысли и дающей строго научное воссоздание внутреннего мира человека [17]. Г. А. Суворова отмечает большое значение категории «мир внутренней жизни человека» в системогенетической трактовке для консультативной практики в образовании [18, 19].

В 2001-2003 гг. у В. Д. Шадрикова выходит серия книг «Введение в психологию», в которых он переосмысливает научные факты, ряд теоретических и экспериментальных исследований, полученных в психологии за последние полвека, и дает новое понимание основополагающих положений психологической науки: «Введение в психологию: мотивация поведения» (2001), «Введение в психологию: эмоции и чувства» (2001), «Введение в психологию: способности человека» (2001, 2002), «Введение в психологию: мир внутренней жизни человека» (2002), «Введение в психологию: воля и волевые качества личности» (2004), «Введение в психологию: интеллект и творчество» (2004). Эти книги, предназначенные для ученых и специалистов в области психологии и наук о человеке, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям и специ-

альностям высших учебных заведений, расширяют представления о психологии и как науке, и как учебной дисциплине.

Важное значение для разработки проблем учебной деятельности имеет работа В. Д. Шадрикова «Цель учебной деятельности» (М.: МОСУ, 2001), где дается новая классификация учебных задач и характеристика отдельных задач познания.

О системогенезе личностных черт В. Д. Шадриков пишет в монографии «Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя» [10]. Анализируя различные подходы к описанию нормального (психически здорового) человека в работах отечественных и зарубежных психологов, он выделяет идеологические, теоретические и методологические проблемы, которые возникают при ее (психологической) характеристике. На примере способностей, мотивационных и эмоциональных характеристик он показывает существование личностных черт как реальности в структуре внутреннего мира человека, подлежащей объективному изучению, раскрывает сущность процесса формирования и воспитания личностных качеств. Ученый выявляет взаимосвязь сущностных качеств человека и ставит проблему малопараметрической модели индивидуальности.

Особо следует отметить новую книгу В. Д. Шадрикова «От индивида к индивидуальности: Введение в психологию» [7]. В предисловии к книге, написанном членом-корреспондентом, доктором психологических наук, профессором А. Л. Журавлевым и доктором психологических наук, профессором М. А. Холодной отмечается, что в этом исключительном по объему и сложно-

сти труде - обобщающей монографии «...отражены практически все основные сферы и проблемы современной психологической науки». В анализе природы человеческой психики, механизмов ее становления - от индивида к личности, субъекту деятельности и затем индивидуальности, подчеркивают они, категория «внутренний мир человека», разрабатываемая В. Д. Шадри-ковым в структурно-уровневом аспекте, позволяет «включить в единую систему понятий такие базовые категории психологии, как «функциональная система», «психическая функция», «психический (познавательный) процесс», «психические свойства личности», «способности», «деятельность»; объединить антропологический, нейрофизиологический, психофизиологический и собственно психологический аспекты проблемы психического; наметить путь к изучению феномена индивидуальности и высших уровней ментального развития - интеллекта, одаренности, таланта [20, с. 11-16]. Сам автор монографии отмечает три аспекта своего труда: исторически-эволюционный, субъективно-эволюционный и деятельностно-эволюционный [7, с. 17-19].

Взгляды и позиции В. Д. Шадрико-ва на отдельные вопросы и проблемы теоретической и практической психологии и педагогики личности изложены в ряде научных, научно-практических, научно-политических и научно-публицистических журналов («Проблемы психологии образования», «Педагогический вестник», «Профессиональное образование», «Педагогика», «Народное образование», «Высшее образование сегодня», «Экономика образования», «Телекоммуникации и информатизация образования»,

«Одаренный ребенок», «Вопросы психологии», «Вестник образования», «Прикладная психология», «Платное образование», «Признание» и др.) и газетах («Первое сентября», «Учительская газета» и др.).

3. О системогенезе деятельности и способностях человека

Проблема деятельности занимает одно из центральных мест в научном творчестве В. Д. Шадрикова [2, 8, 11, 15]. Глубокая и всесторонняя проработка комплекса вопросов психологического анализа деятельности человека на теоретико-методологическом, научно-методическом и конкретно-экспериментальном уровнях позволили В. Д. Шадрикову создать психологическую теорию системогенеза деятельности, которая апробирована на моделях двух основных видов деятельности человека - профессиональной и учебной. Проблемам системогенеза деятельности посвящаются специальные научно-практические конференции, на которых обсуждаются различные аспекты системогенетического подхода в психологии, его теоретико-методологические и методические возможности в решении широкого круга психологических проблем, актуальных для образования [21-23].

На протяжении многих лет широко обсуждается научная ситуация вокруг и вокруг проблемы деятельности и дея-тельностного подхода в психологии [8, 17-33]. Б. Ф. Ломов [33] подчеркивает важность разработки понятийного аппарата психологической теории деятельности. В. В. Давыдов [25] ставит вопрос о разработке «развернутой и подробно изложенной междисциплинарной общепсихологической теории деятельности». Е. А. Климов, считая во-

119

120

прос о разработке общепсихологической теории деятельности чрезвычайно важным, предостерегает о том, что данная теория может остаться недостаточно общей, если будет строиться на фактах «ничьей» деятельности - искусственной в условиях лабораторного эксперимента, абстрактной деятельности в «никакой» специальной области, мыслимой в порядке умственного эксперимента [30]. Понимание деятельности как системы формулирует в философско-психологи че ском плане А. Н. Леонтьев: «...деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», - пишет он [32, с. 81-82] и ставит вопрос о важности системного анализа деятельности.

Выполненный нами анализ показывает, что широкое использование категории «деятельность» привело к формированию «деятельностностно-го подхода в психологии»; различные понимания деятельности сформировали разные направления внутри этого подхода; во всех направлениях развивающегося и по-прежнему сохраняющего свою актуальность деятель-ностного подхода присутствует стремление к системному анализу деятельности; наиболее полно это стремление реализовано в теории системоге-неза деятельности. Охарактеризуем пути решения важных теоретических вопросов психологии деятельности, разработанные в системогенетиче-ском подходе к ее исследованию.

Прежде всего, отметим, что название работ В. Д. Шадрикова по психологии деятельности имеет прямое отношение к разработке проблем систе-могенеза деятельности: «Психологический анализ деятельности: системо-

генетический подход» (Ярославль,

1979), «Психологический анализ деятельности как системы» (Москва,

1980), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (Москва, 1982, 2007), «Деятельность и способности» (Москва, 1994), «Психология деятельности и способности человека» (Москва, 1996).

В. Д. Шадриков расставляет акценты в своем подходе: деятельность - системный подход в изучении деятельности - системогенез деятельности - процесс, проблемы и закономерности формирования психологической системы деятельности - пути повышения эффективности деятельности. Он конкретизирует содержание психологического анализа деятельности и как самостоятельного предмета исследования, и как объяснительного принципа, выделяет систему понятий психологического анализа деятельности, методологические принципы и теоретические процедуры системного анализа деятельности как сложного объекта познания, предлагает решение вопроса о структуре и механизмах деятельности. (Следует отметить, что во всех своих концепциях и теориях и концепциях - теории системогенеза деятельности, психологической теории способностей, эволюционной концепции личности, концепции индивидуализации содержания образования, концепции фундирования опыта личности в процессе профессионально-предметной подготовки педагога, концепции педагогических способностей как духовных и др. - ученый уделяет большое внимание именно четкости понятийного аппарата.).

К основным понятиям общепсихологической теории деятельности В. Д. Шадриков относит следующие:

деятельность, мотив деятельности, цель деятельности, результат деятельности, параметры деятельности, параметры эффективности деятельности, параметры цели, параметры результата, способ деятельности, нормативно одобренный способ деятельности, индивидуальный способ деятельности, индивидуальный стиль деятельности, структура, функция (элемента, структуры, системы), система, элементы структуры и системы, компоненты структуры и системы, динамическая система, структура деятельности, психологическая структура деятельности, функциональная психологическая система деятельности, психологическая система деятельности, системогенез. Понимание деятельности как «человеческой формы активности, выражающейся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности» проходит красной нитью через все исследования ученого.

В психологическом анализе деятельности он впервые разводят понятия «структура деятельности», «психологическая структура деятельности», «психологическая система деятельности», а также понятия интеркорреляционной и интракорреляци-онной структуры деятельности. Осуществляется как бы «точечное зондирование» смысла понятий «система» и «структура» в психологическом анализе деятельности. Система определяется как «структура, рассматриваемая в отношении определенной функции»; в характеристике признаков системы, отмечается, что «один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные систе-

мы в зависимости от целевого назначения». По мнению ученого, система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия «система» и «функциональная система» выступают как синонимы.

Понятие «психологическая система деятельности» - центральное понятие теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова - приобретает статус методологического понятия. Впервые этот факт констатируется К. А. Абуль-хановой-Славской (1979, 2007); которая отмечает, что в разработке проблемы деятельности В. Д. Шадриков ставит вопросы методологического плана, четко и всесторонне выделяя собственно психологический аспект ее анализа: вводит в разработку проблемы деятельности новое понятие психологической системы деятельности, выделяет компоненты и уровни ее системогенетиче-ского анализа. Она показывает, что автор теории системогенеза деятельности прослеживает соотношение психологической структуры деятельности и реальной социальной деятельности, связь психологической реальности осуществления деятельности с ее социальной реальностью, выводит «на свет» субъективный результат деятельности, сопоставляя его с социальным результатом, через личность интегрирует эти две различные реальности деятельности [17, 34].

Согласно позиции автора теории системогенеза деятельности психологическая сущность и предмет психологического изучения деятельности - это «функциональная психологическая система деятельности, формирующаяся на основе индивидных качеств и реализующая цель деятельности» [12, с. 287]. В. Д. Шадриков утверждает, что взаимодействие человека с обстоятельствами

121

122

его жизни и развитие личности осуществляет именно психологическая функциональная система деятельности и поведения. Введение понятия функциональной психологической системы деятельности в психологический анализ проблемы деятельности, по справедливому мнению К. А. Абульхановой-Славской, позволило В. Д. Шадрикову поставить вопрос о глубине связи, существующей между интериндивидуальной структурой социальной деятельности и интраиндивидуальной структурой индивидуальной деятельности, и подойти к пониманию интраиндивидуальной структуры личности. Автор теории си-стемогенеза деятельности показывает, как свойства индивида начинают выступать в качестве свойств субъекта деятельности и личности и как в этом процессе исторически сложившаяся форма деятельности трансформируется в индивидуальную деятельность [17, 34].

Раскрыв специфику сложных объектов познания при системном подходе, выделив главную особенность и главные направления реализации системного подхода в изучении деятельности, а также условия единого понимания результатов системных исследований, В. Д. Шадриков формулирует объект, предмет, задачи, выделяет основные линии психологического исследования деятельности и предлагает универсальный теоретический конструкт (модель), реализующий принцип психофизического единства в ее исследовании.

Конкретные задачи психологического изучения деятельности В. Д. Ша-дриков формулирует в виде поиска ответов на вопросы:

1) как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира;

2) каков механизм психической регуляции деятельности;

3) как в процессе деятельности меняется сам человек;

4) как деятельность влияет на завершение его природы;

5) как сама деятельность принимает индивидуальный характер [2, с. 10].

Рассматривая теорию системоге-неза деятельности, важно отметить, что для изучения теоретических основ деятельности В. Д. Шадриков разработал идеальную модель психологической системы деятельности, ее теоретический конструкт и наметил конкретные пути решения выделенных задач психологического изучения деятельности с использованием данной модели. Ученый пишет, что при разработке архитектуры психологической системы деятельности он опирался на архитектонику функциональной физиологической системы, разработанной П. К. Анохиным, и подчеркивает, что при внешнем сходстве этих моделей структурные образования психологической системы деятельности имеют иное содержание [2, 8, 11, 12]; это иное содержание и выделено и раскрыто в психологической теории системогенеза деятельности.

Вопрос о психологической структуре деятельности в теоретическом плане решен. Найден ответ и на вопрос об универсальном психологическом механизме деятельности - это «организованные в психологическую систему психические функции и процессы, необходимые для достижения цели деятельности».

Любая деятельность, отмечает В. Д. Шадриков, реализуется функциональной системой, которая на уровне психологического анализа высту-

пает как психологическая система деятельности. Поэтому анализ деятельности можно проводить в соответствии с архитектоникой психологической системы деятельности, раскрывая содержание отдельных ее компонентов. Любую деятельность можно охарактеризовать как со стороны развития, так и со стороны механизмов функционирования структуры. При этом автор теории системогенеза деятельности подчеркивает, что в каждой конкретной деятельности различны: содержание выделенных компонентов психологической системы деятельности; механизмы формирования выделенных компонентов; соотношения между компонентами психологической системы деятельности; связи между компонентным составом и продуктивностью психологической системы деятельности; системообразующие факторы деятельности на разных этапах ее освоения. Он обосновывает показатели сформированности деятельности - сформированность целостной психологической системы деятельности как единства ее компонентов (мо-тивационных, информационных, программирующих, исполнительных, контролирующих) [8].

В последующих своих работах В. Д. Шадриков обосновывает положение о близости структур профессиональной и учебной деятельности и возможностях распространения общих закономерностей системогенеза деятельности на учебную деятельность [2, 12]. Он проводит мысль о том, что структура деятельности и поведения определяют структуру внутреннего мира человека [6, 7].

В. Д. Шадриков констатирует важный научный факт: во всех направлениях деятельностного подхода под-

черкивается его главная сущность -человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, и поэтому изучаться они могут, прежде всего, через проявления в той или иной (тех или иных видах) деятельности. Однако, конкретный материал о том, как в деятельности развиваются психика, психические качества и свойства человека, сознание, личность, в психологии практически отсутствует. В ряде своих работ В. Д. Шадриков наиболее полно раскрывает сущность вопроса о развитии человека в деятельности. В серии своих исследований он показывает, что развитие психических качеств и свойств человека в деятельности происходит через развитие операционных механизмов этих свойств. Под влиянием требований деятельности операционные механизмы психических свойств человека перестраиваются. Этот процесс он называет процессом перестройки операционных механизмов в оперативные. По его мнению, именно этот процесс составляет сущность перехода от психических свойств к деятельностно-важным (профессионально-важным, учебно- 123 важным) свойствам (качествам). Опираясь на принципы системогенеза, В. Д. Шадриков раскрывает психологический механизм формирования качественных новообразований в процессе онтогенеза личности. Он пишет: «Процесс этот характеризуется стадиальностью, неравномерностью и гете-рохронностью развития отдельных качеств. Большинство качественных новообразований выступает в форме функциональных систем. Именно функциональные системы разрешают противоречия между ограниченностью сущностных качеств личности и многообразием форм деятельности и

поведения, одновременно позволяют проявляться индивидуальным качествам в стиле деятельности и индивидуальности поведения. Именно в функциональной системе качества наследуемые и развиваемые и качества воспитуемые, присвоенные выступают в единстве, определяя деятельность и поведение» [15, с. 57]. И далее отмечает, что развитие проявляется как в отношении отдельных сущностных качеств индивида, так и в формировании функциональных систем, реализующих отдельные виды деятельности и поведения.

Системное представление о деятельности, ее сущность как многоуровневого образования раскрывается в теории системогенеза деятельности через многоуровневый анализ: лич-ностно-мотивационный, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психофизиологический, индивидуально-психологический. Только сочетание всех выделенных уровней описания деятельности, подчеркивает В. Д. Шадриков, дает системное представление о ней. Деятель-'24 ность необходимо рассматривать как многоуровневое полиструктурное образование. Исходя из этого положения, ученый для каждого уровня анализа деятельности разработал стратегии, методические приемы и экспериментальные процедуры [8].

В. Д. Шадриков сформулировал тезис об идентичности структуры способностей и структуры деятельности, который дает возможность исследовать развитие способностей в процессе формирования психологической системы деятельности. Рассмотрение общих и специальных способностей на основе психологического анализа деятельности позволило автору тео-

рии системогенеза выделить путь развития профессиональных способностей из общих способностей человека - формирование у операционных механизмов способностей черт оперативности, предложить общие принципы диагностики способностей и обосновать метод диагностики способностей, который получает название метода развертывания деятельности. В. Д. Шадриков инициировал разработку своими учениками разных модификаций этого метода [1].

Сформулировав общие положения системного подхода к исследованию сложных объектов познания при двух разновидностях системного знания (моносистемная и полисистемная фокусировки), В. Д. Шадриков разработал конкретные научно-методические требования к процедуре организации системного исследования деятельности как сложного объекта познания, рассмотрев при этом взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности и сопоставив уровни научного познания и способы научного мышления.

Законы системогенеза деятельности, установленные В. Д. Шадрико-вым, Б. Ф. Ломов относит к психологическим законам, формирующим «самый механизм» психических явлений [33, с. 112]. А. В. Карпов подчеркивает, что концепция системогенеза деятельности выступает как единство системного, генетического и собственно психологического изучения деятельности [28, с. 11]. В. А. Бодров отмечает, что концепция системоге-неза В. Д. Шадрикова является методологической основой психологического изучения профессиональной деятельности, отражая принципы системности психической активности

человека, ее предметности и изменчивости, а содержание концепции служит продуктивной основой для решения разнообразных прикладных задач психологии профессиональной деятельности» [24, с. 644].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основатель теории системогене-за деятельности, отметив продуктивность использования понятия «функциональная система» при изучении закономерностей поведения (важные работы П. К. Анохина, А. Р. Лу-рия), деятельности, показывает возможности его использования в разработке содержания понятий способности и одаренность.

Рассматривая вопрос о действии отдельных способностей в структуре деятельности и предложив свое понимание структуры отдельных способностей, В. Д. Шадриков выдвигает главную гипотезу в разработке проблемы способностей, «основанную на том принципе, что эта структура едина для всех способностей и аналогична структуре деятельности», т.е. «при множестве способностей реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуры отдельных способностей». Ученый отмечает, что «онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией». В теории способностей В. Д. Шадриков делает допущения о том, что « способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции» и « психические функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности».

К важным положениям теории способностей В. Д. Шадриков относит:

- определение места категории способностей в системе базовых понятий психологии;

- определение способностей человека в трех измерениях - индивида, субъекта деятельности, личности;

- выявление места способностей в структуре психики;

- раскрытие отношений между задатками и способностями, общими и специальными способностями;

- установление связи между способностями и психическими процессами;

- раскрытие механизма развития способностей: освоение интеллектуальных операций и формирование обобщенных умений в их использовании;

- классифицирование способностей по основным психическим функциям;

- установление путей развития способностей в деятельности: интеграция отдельных способностей в системе деятельности и приспособление способностей к предметному миру и требованиям деятельности и др.

- перевод проблемы способностей

в контекст проблемы ментального 125 развития человека [3, 5, 7, 14].

В. Д. Шадриков обосновывает и разрабатывает положения о том, что развитие интеллекта осуществляется через освоение интеллектуальных операций, формирование ментальных навыков, накопление ментального опыта, включение в интеллектуальную деятельность человека всего внутреннего мира [5].

Анализ развития взглядов В. Д. Ша-дрикова и оценка его исследований в области психологии способностей выполнены Н. С. Лейтес и И. В. Ра-вич-Щербо, Д. Б. Богоявленской И. В. Дубровиной.

Комментируя публикации Б. М. Те-плова по вопросам способностей и одаренности, Н. С. Лейтес и И. В. Ра-вич-Щербо [31, с. 313] отмечают, что одаренность как синтетическое понятие, характеризующее сферу способностей, рассматривается в его концепции как системное проявление способностей; дальнейшее же подробное рассмотрение этого вопроса, по их мнению, В. Д. Шадриков дает в своей статье «О содержании понятий «способности» и «одаренность» (Психологический журнал. - 1983. - № 5).

Д. Б. Боговленская подчеркивает, что теория способностей В. Д. Ша-дрикова реализует новый подход к проблеме природы и соотношения общих и специальных способностей и дает целостное представление об одаренности, которое позволило авторскому коллективу рабочей концепции одаренности выработать общую позицию ведущих отечественных специалистов в понимании одаренности как системного качества, выявлении принципов и путей развития одаренных детей [35].

'26 И. В. Дубровина, рецензируя работу В. Д. Шадрикова по развитию познавательных способностей в его докладе, сделанном на II Международной научно-практической конференции «Рабочая концепция одаренности - в практику образования» [36], отмечает, что в настоящее время существует школа В. Д. Шадрико-ва, которая имеет свои четко обозначенные и четко понимаемые принципы и позиции в науке, а та работа, которую он ведет в течение многих лет по проблеме способностей, - это глубокая теоретическая работа, которую стоит приветствовать и рассматривать как уникальное в нашем науч-

ном сообществе явление. В теоретическом осмыслении проблемы, отмечает она, В. Д. Шадриковым сделано очень много: расширены рамки проблемы способностей - природа человеческих способностей, их структура, развитие изучаются в контексте целостного человеческого бытия; сформулирован подход к способностям как проявлениям личности, которые всегда выражаются в уровне мастерства в любых видах человеческой деятельности - учебной, познавательной, профессиональной; подчеркнута сложность теоретических аспектов определения способностей в трех измерениях как способностей индивида, субъекта деятельности и личности и важность анализа хода и путей развития способностей.

Важность ключевых вопросов психологии деятельности в разработке проблемы способностей, исследуемых В. Д. Шадриковым, подчеркивает А. К. Болотова [37]. Отметим, что к актуальным вопросам психологической теории способностей В. Д. Шадикова, имеющим большое значение для развития консультативной функции психолога в образовании, можно отнести разработку понятий «одаренность - способности -психическая деятельность - деятельность», постановку вопроса о развитии способностей в различных условиях жизнедеятельности; акцентирование внимания на важности экспериментального изучения механизмов развития способностей человека, и прежде всего, операционных механизмов развития познавательных способностей учащихся и выделение ключевой роли познавательных действий и познавательных задач в их анализе [18, 38].

4. Перспективы развития системогенетического подхода в психологии: вместо заключения

Не претендуя на полноту охвата всех идей в «интеллектуальной карте» систе-могенетического подхода, обратим внимание на главное. В. Д. Шадриков:

1) создал научно-исследовательские программы по развитию систе-могенетического подхода в разработке методологических и теоретических проблем психологии;

2) определил стратегии системо-генетического подхода в исследовании психики, деятельности, способностей, внутреннего мира человека, его индивидуальности;

3) сделал важные методологические выводы по актуальным теоретическим и практическим проблемам психологической науки в образовании.

Работы В. Д. Шадрикова имеют большое значение для разработки содержания и стратегий преподавания психологии как учебной дисциплины в системе вузовской подготовки педагогов и психологов, ибо в центр психологии обучения, развития и воспитания поставлен Человек, его активность, деятельность, нравственность, духовность, способность понимать, познавать и преобразовывать мир: внешний и свой внутренний.

Методология системогенетическо-го подхода реализуется в исследовании интегральных качеств и способностей личности, метакогнитивных и метаре-гулятивных процессов [29], психологической готовности детей к обучению в школе как частного проявления общего / всеобщего свойства человека -готовности к деятельности [39] и др. Работы системогенетического направления имеют основополагающее зна-

чение для развития экспертной деятельности психолога в средствах массовой информации и психологического консультирования в образовании [18]. Они позволяют открыть и вести многофункциональный и многоуровневый диалог разных поколений по проблемам: ментального развития человека, его интеллектуального воспитания в условиях города и деревни, саморазвития как личности и индивидуальности; действия психологических законов в формировании внутреннего мира человека; экзистенциальной психологии и жизненных сценариев; дет-ско-родительских отношений в новой культурно-исторической ситуации человеческого бытия; пропаганды психологических знаний о духовном развитии и росте человека и др.

Теоретическая и практическая значимость идей системогенетическо-го подхода в психологии для решения вопросов профессиональной подготовки высококвалифицированных педагогов нашла свое воплощение в новом профессиональном стандарте педагогической деятельности, разработанном на основе модели функциональной психологической системы деятельности В. Д. Шадикова [40]. На основе психологической теории си-стемогенеза деятельности выполнен психологический анализ педагогической деятельности, обобщены конкретные теоретико-экспери мен таль-ные данные о деятельности педагога, его функциональных задачах, педагоге как субъекте педагогической деятельности, и установлено содержание профессиональной компетентности педагога. Базовые компетентности педагога выделяются в соответствие с основным компонентами функциональной системы его деятельности,

127

128

обеспечивающими успех в работе. Заложена психологическая основа для определения содержания профессиональной подготовки современного учителя. Объединение деятельност-ного, системного и компетентностно-го подходов в профессиональном стандарте педагогической деятельности закладывает стратегические направления для развития психологических инноваций в образовании.

Расширение рефлексивных оснований системогенетического подхода как новой парадигмы психологической науки в образовании может быть продолжено в связи с тем, что в целостной научно-исследовательской программе по системогенезу деятельности и способностей человека продолжается исследование востребованных практикой образования вопросов личностного и профессионального становления человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суворова Г. А. Системогенез деятельности и способностей человека как направление исследований в научной школе Владимира Дмитриевича Ша-дрикова // Научные школы МПГУ. Юбилейный сборник. - М., 2007.

2. Шадриков В. Д. Деятельность и способности человека. - М.: Логос, 1994.

3. Шадриков В. Д. Духовные способности.

- М.: Магистр, 1998.

4. Шадриков В. Д. Индивидуализация содержания образования. - М.: Вентана-Граф, 1977.

5. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. - М.: Логос, 2007.

6. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. - М.: Логос, 2006.

7. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию».

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

8. Шадриков В. Д. Проблемы системоге-неза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982, 2007.

9. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 1999, 2001.

10. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. - М.: Университетская книга; Логос, 2009.

11. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетиче-ский подход. - Ярославль: ЯГПИ, 1979.

12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

13. Шадриков В. Д. Психология производственного обучения (Системный подход). - Ярославль: ЯГУ, 1976.

14. Шадриков В. Д. Способности человека. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1977.

15. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.

16. Карпов А. В. Книга о внутреннем мире человека // Вопросы психологии. -2006. - № 5. - С. 177-179.

17. Абульханова-Славская К. А., Денисов В. А., Чернышев А. П. Рецензия на книгу В. Д. Шадрикова «Психологический анализ деятельности. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГУ, 1979» // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. -№ 4. - С. 165-166.

18. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетиче-ская парадигма. - М.: Прометей, 2006.

19. Суворова Г. А. Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании // Материалы Всероссийской конференции «Психология индивидуальности», Москва, 2-3 ноября 2006 г. - М., 2006. - С. 490-493.

20. Журавлев А. Л., Холодная, М.. А. Предисловие к книге В. Д. Шадрикова «От индивида к индивидуальности: Введение в психологию». - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.