Научная статья на тему 'Английское Просвещение в зеркале романной поэтики'

Английское Просвещение в зеркале романной поэтики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Английское Просвещение в зеркале романной поэтики»

Рецензии

ности человека. Он наполнил понятия «душа» и «внутренний мир» строго научным содержанием, раскрыл их сущность в соотношении с внешним миром, личностью, сознанием, деятельностью и поступками. Все традиционно описываемые психические процессы и образования в исследовании получают новую единую интерпретацию в континууме внутреннего мира. Автору удалось максимально приблизиться к пониманию индивидуального способа осуществления и достижения человечности.

В целом проблема поиска механизмов становления человечности - от индивида к личности, субъекту деятельности и затем индивидуальности - грандиозна по своей сложности и актуальности. В. Д. Шадриков обозначил проблему сущности индивидуальности как перспективу дальнейших научных разработок, которые ждут своих исследователей.

Монография интересна учёным, теоретикам и практикам, аспирантам, студентам и всем людям, которые любят следить за рождением новых идей и концепций.

Г. И. Корчагина, кандидат психологических наук, докторант кафедры практической психологии ВятГГУ

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ РОМАННОЙ ПОЭТИКИ

Соловьева, Н. А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи [Текст] / Н. А. Соловьева. - М.: Формула права, 2008. -272 с.

Художественное наследие века Просвещения в современной англистике изучается достаточно интенсивно, однако знаковых, масштабных трудов, которые на годы определяли бы дальнейшие направления научного поиска, появилось совсем немного. Среди них - сочинение видного отечественного литературоведа Н. А. Соловьевой «Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи», актуальность которого обусловлена сменой научных парадигм, необходимостью преодолеть бытующие социологические стереотипы и зависимость интерпретаций литературы Просвещения от максимально узко понятых принципов историзма. Отечественный канон английской литературы XVIII в. нуждается в пересмотре многих оценок и акцентов, новом, панорамном освещении художественных экспериментов этого периода с учетом того, что его вершинные произведения могут быть «прочитаны в нескольких эпохах», а те литературные факты и явления, которые традиционно относятся

ко второму эшелону словесности и не находят достаточного внимания со стороны литературоведов, могут более убедительно, по сравнению с классическими текстами, представить художественные искания своего века и предвосхитить открытия века последующего (как это показано в монографии на примере Г. Маккензи, женщин-писательниц Ф. Шеридан, С. Филдинг и др.).

В работе Н. А. Соловьевой представлена объемная характеристика английской литературы и общества в XVIII в., особый акцент сделан на взаимоотношениях эстетики и этики, показаны, в частности, истоки дидактизма английской литературы периода Просвещения, которые автор справедливо связывает с влиянием национальной моральной философии, исканий «шотландского возрождения».

Не случайно в монографии избран для анализа жанр романа, наиболее динамичная из всех литературных форм той поры: именно в нем находили наиболее яркое воплощение изменения общественного сознания, «приметы большого мира», эволюционировавшей публичной сферы, убедительно представленной в монографии с учетом трудов авторитетных социологов, в частности Ю. Хабермаса. Фундаментальным вкладом Н. А. Соловьевой в изучение теоретических основ английского романа XVIII в. является анализ эволюции нарративной эпистемологии, исследование соотношения «миф-history-romance-novel» в контексте цивилизационных процессов.

Рассмотрение эволюции английского романа периода Просвещения позволило Н. А. Соловьевой выявить общую нестабильность его жанровых категорий, проследить, как художественные новации переходного периода ведут к образованию новых субжанровых структур, новых видов романа, как в них проникают элементы рококо и осуществляется взаимодействие искусств.

Обстоятельный анализ литературного процесса XVIII в. способствовал определению в работе параметров художественной динамики, представленной во взаимоотношениях рационалистических и эмотивистских элементов, в различных формах воплощения дидактических интенций авторов.

Необходимым этапом исследования стала характеристика творчества А. Бен, Д. Мэнли и Э. Хейвуд как предшественниц С. Ричардсона, развивавших традиции «romance» и вместе с тем вводивших в его идейную структуру черты «novel», проблемы современной жизни, относящиеся к сфере политики, общественной морали. Синтез двух разновидностей эпической формы показан в работе также на примере Д. Дефо, представшего во всех ипостасях своей творческой личности - романиста, моралиста, политика, социолога.

Стабилизация жанровой категории «novel» происходила во многом под влиянием романной полемики С. Ричардсона и Г. Филдинга. В связи с этим большое внимание в монографии уделено анализу художественной структуры романа Ричардсона «Памела», совсем не такой однородной, как прежде представлялось отечественным литературоведам, сочетающей, как проницательно показано в работе, категориальные черты «romance», влияния рококо, нравоучительных мемуаров, творчества Э. Хейвуд и других авторов. Известная эклектичность, экспериментальность прозы С. Ричардсона предостерегает любого исследователя от прямолинейных противопоставлений его поэтики и жанровых новаций Г. Филдинга, который использовал в своих произведениях и элементы критикуемых им жанров, в частности сентиментального, любовного романа.

В результате «пристального чтения» произведений Филдинга в монографии Н. А. Соловьевой открыты новые грани его дарования как сатирика, политического мыслителя, пролагателя новых путей английской прозы, ориентировавшегося на возвращение к европейской эпической традиции, сделаны тонкие наблюдения над особенностями авторской иронии, драматизации романной формы. Большой заслугой автора монографии является анализ сложнейшего, малоизвестного отечественным литературоведам произведения Филдинга «Путешествие в другой мир», которое и в зарубежной англистике изучено недостаточно, хотя в нем, как справедливо отмечает Н. А. Соловьева, берет начало главная фило-софско-этическая проблематика творчества писателя. Убедительна характеристика нарративных стратегий Филдинга в «Путешествии», аллюзив-ной образности, выражения просветительских идей в комбинациях сюжета книги.

Жанр путешествия, так любимый английскими просветителями, как показывает Н. А. Соловьева, превращался в своеобразный политический дискурс, в связи с чем важным представляется обращение в монографии к романам Т. Смол-летта, в частности «Путешествию Хамфри Клинкера», на примере которого выявлено наиболее

значимое достижение Смоллетта-романиста, заключающееся в воссоздании «публичной социальной и политической среды, прекрасно уживающейся с новыми формами повествовательной техники» (с. 201).

Дальнейшее развитие английского романа XVIII в. представлено в сентименталистских и пред-романтических преломлениях его поэтики, в контексте художественных исканий зрелого и позднего английского Просвещения, также отмеченных полемикой, в частности между Стерном и Маккен-зи, не находившей в отечественной англистике достаточного освещения. Н. А. Соловьева выявляет различные модификации чувствительности в английском романе, в том числе обусловленные разными моделями национального сентиментализма, а затем показывает, как в рационалистической литературе Просвещения проявляется готическое, отражающее особенности просветительского сознания, и как соотносятся «чувствительное и сенсационное, возвышенное и подсознательное возвышенное» в художественном облике эпохи.

Как отмечает автор, ее исследование не ставит задачей исчерпывающее освещение творчества крупнейших романистов XVIII в. (да это и невозможно в рамках одной монографии), но, тем не менее, этот большой труд позволяет увидеть литературный процесс эпохи Просвещения в динамике, на современном уровне мировой литературоведческой мысли. Исследование обладает внутренним единством, обусловленным прежде всего эволюционной логикой английского романа XVIII в., его постоянным соотнесением с социокультурным контекстом и развитием повествовательных форм, категорий «novel», «romance», «history». Это фундаментальное сочинение, безусловно, найдет своих благодарных читателей и в академической среде, и в студенческой аудитории, станет настольной книгой всех специалистов, занимающихся английской литературой.

О. Ю. Поляков, доктор филологических наук, профессор по кафедре русской и зарубежной литературы ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.