МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
2) четкий план;
3) независимое сознание/игнорирование «советов» некомпетентных людей;
4) сотрудничество с людьми, способными помочь в достижении цели [2].
За планированием идет этап принятия решения - быстрого, оперативного, с сознанием своей ответственности. Развитие в себе способности принимать решения - седьмой шаг алгоритма [1].
За ним следует восьмой шаг - настойчивость, который переходит в девятый шаг алгоритма -формирование «мозгового центра» для достижения цели.
Десятым пунктом является учет одухотворяющего женского влияния, потому что самая великая побудительная сила мужчины - это его желание понравиться женщине! Как пишет Н. Хилл - «Нередко наши умственные способности не дают желаемого эффекта по той причине, что они в значительной степени опираются на жизненный опыт. Идеи, возникшие благодаря творческому дару, более достоверны, потому что они возникают из источников более надежных, чем те, на которые может рассчитывать замкнутое, ограниченное человеческое сознание» [1].
Путь к таким источникам лежит через подсознание - это одиннадцатый шаг, двенадцатым является интеллект.
А вот на тринадцатом шаге появляется Высший Разум, в форме «шестого чувства» или интуиции. Высший Разум способен не только подсказывать идеи, он способен на много большее. Шестое чувство может предугадать о надвигающейся опасности, равно как и известить о шансах, которые нельзя упускать. Оно трудно поддается описанию, его понимание приходит, чаще всего, через медитацию.
Все перечисленные этапы не представляют собой чего-то особенного для понимания, кроме, может быть, последнего пункта, связанного с медитацией. Данный алгоритм будет полезен прежде всего молодому ученому, изобретателю на первых порах своей творческой исследовательской деятельности.
Список использованной литературы:
1. Хилл, Н. Думай и Богатей! Классическое издание, исправленное и дополненное / Наполеон Хилл. Москва: Астрель, 2013. - 384 с.
2. Садовников Н. В. Методическая подготовка учителя математики в педвузе в контексте фундаментализации образования. Пенза; ПГПУ, - 2005, - 283 с.
© Садовников Н.В., Пудовкина Ю.Н., 2016
УДК 37.01
Самохин Иван Сергеевич
к.ф.н., старший преподаватель ФГАОУ ВО РУДН г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ДИСКОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Автор излагает суть своей классификационной концепции, учитывающей результативность и эмоции школьников при освоении учебной программы. Выделяется четыре базовых уровня возможностей, но в данной статье рассматриваются только те уровни, которые не связаны с положительными эмоциями. Один из них является результативным, другой - нерезультативным.
Ключевые слова: Учащийся, педагог, эмоции, удовольствие, результат.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Нами была разработана классификация уровней развития возможностей, учитывающая результативность и эмоции школьников при освоении учебной программы. Каждый базовый уровень отражает наличие или отсутствие у учащегося: 1) требуемого результата; 2) удовольствия от деятельности. Внутренние уровни, включённые в один из базовых, учитывают также специфику движущих мотивов. Данная структура, на наш взгляд, позволит избежать смешения и «взаимного перетекания» понятий. При наименовании ступеней нашей классификации мы не ограничились лексическими единицами, которые используют психологи для обозначения потенциала. Нами были задействованы два ненаучных существительных («дар» и «бездарность») и психологический термин, описывающий сферу побуждений («склонность»). Эти слова мы тоже несколько переосмыслили.
Наличие или отсутствие требуемого результата устанавливается педагогом и отражается в журнале успеваемости в виде положительной или неудовлетворительной оценки соответственно. В течение четверти (семестра) учитель может оценивать текущие успехи школьника с любой периодичностью (желательно не реже, чем раз в две недели, за исключением младших классов). Учащихся инструктирует школьный психолог. Ученик фиксирует ощущения, испытываемые им при изучении предмета, в отдельной тетради -например, по десятибалльной шкале или в виде краткой словесной характеристики. Ощущения рекомендуется фиксировать дважды в день: после урока и после выполнения домашнего задания. При этом психолог должен особо подчеркнуть, что в записях нужно отражать именно своё отношение к предмету, а не к тому, кто его ведёт. В конце четверти (семестра) тетрадь сдаётся учителю. Основываясь на данных о результативности и эмоциональном факторе, он может сделать промежуточные выводы о потенциале учащегося и, при необходимости, предпринять определённые шаги.
Когда появится прибор, отражающий эмоциональную тональность ощущений (приятно / неприятно) в виде физической величины, его можно будет использовать наряду с описанным методом. Преимуществом подобного устройства является объективность данных об эмоциональном состоянии. Однако есть и серьёзный недостаток: отсутствие информации об источнике эмоций. Прибор не покажет, с чем именно связаны ощущения, испытанные учеником в определённый промежуток времени: только с отношением к учебному предмету или с чем-то ещё. Поэтому измеритель эмоций следует применять в качестве дополнительного средства оценки. На наш взгляд, технической основой может послужить технология виброизображения В. Минкина [4], а также, в случае успешной доработки, - «психофизиометр» С. Норы [3].
Всего мы выделяем четыре основных уровня возможностей: «бездарность», «склонность», «способности» и «дар». Для каждого из них характерно определённое соотношение двух компонентов -утилитарного (наличие / отсутствие приемлемого результата) и эмоционального (наличие / отсутствие удовольствия).
Информация о предполагаемом уровне возможностей доступна учителю и руководству школы. В крайних случаях, о которых будет сказано позже, её можно сообщить родителям ученика. Для самого же ученика данные сведения рассекречиваются только после выдачи ему аттестата зрелости (до этого момента они вообще не являются окончательными). Выпускник может руководствоваться полученной информацией при выборе высшего учебного заведения (факультета, специальности).
В данной статье речь пойдёт об уровнях возможностей школьника, не связанных с психологическим комфортом: о «бездарности» и «способностях» (применительно не к учёбе в целом, а к отдельно взятым дисциплинам).
БЕЗДАРНОСТЬ
Очень низкий уровень возможностей. Выражается в неуспеваемости по учебному предмету и нелюбви к нему.
Сейчас бездарного ученика обычно тянут до последнего, при этом не забывая стыдить и стращать различными проблемами. К сожалению, эти запугивания не совсем беспочвенны: за две годовые «двойки» имеют право оставить на второй год [6], а за провал на ЕГЭ - не выдать аттестат о полном среднем образовании [7]. Победитель международной олимпиады по биологии или истории, не сдавший государственный экзамен по математике, будет вынужден готовиться к повторной попытке (вместо того
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
чтобы уже учиться по призванию в одном из ведущих вузов страны). Конечно, возможности не могут равняться нулю. Их можно сравнить с очень маленьким положительным числом: 0,0000000... Если умножить его на число-гигант, обозначающее волевые усилия ученика и педагога, то результат может оказаться более-менее сносным. Но из-за этих неестественных усилий школьник, вероятно, не успеет совершенствоваться в своих главных предметах - легко дающихся и доставляющих удовольствие. В тех, которые обещают ему успех в профессии.
И это ещё не всё: ежедневно превозмогая себя, ученик может подорвать своё психическое здоровье и оказаться малоэффективным даже в том деле, для которого был создан природой. Иногда ребёнок вынужден зубрить ненавистный учебник от корки до корки по воле родителей. В таком случае педагогу следует встретиться с этими людьми в неформальной обстановке и постараться их переубедить... Порой дело не в родителях, а в самих детях. Как ни странно, некоторые из них борются со своей бездарностью добровольно. Причины могут быть самые разные: от болезненного перфекционизма до желания понравиться учителю или однокласснице. В любом случае, самоистязание закончится, как только у ребёнка появится любимое занятие, приносящее реальные плоды. Семья и школа должны этому всячески способствовать.
Если ученик признан бездарным в одном или двух предметах школьной программы, его следует освободить от соответствующих занятий и экзаменов. Это намного лучше, чем пытаться вытянуть его на положительную оценку «не мытьём, так катаньем». Многие возразят: мол, такой подход лишает ученика необходимых знаний, образует прореху в кругозоре. Однако беспокоиться не стоит. Ведь продолжая заниматься любимым делом во взрослом возрасте, человек неминуемо обнаружит точки соприкосновения с другими сферами. Возможно, он не воспринимал эти дисциплины в школе, но теперь они начнут сиять отражённым светом. Например, увлечение автора статьи философской проблемой «свободы воли» привело к тому, что он заинтересовался биологией (генетический детерминизм) и физикой (Копенгагенская интерпретация квантовой механики). Двух неплохих учителей превзошла «одна, но пламенная страсть».
Конечно же, наша рекомендация адресована не педагогам и не директорам школ, а министерству образования. Возможность освобождения учащихся от учебных дисциплин должна быть прописана в документах федерального или хотя бы городского уровня. При этом наличие бездарности не может быть единственным условием для такой меры. Если дети поймут, что их неуспевающие сверстники получают право не посещать какие-то занятия, может начаться массовая симуляция неспособности к обучению.
Один из вариантов - освобождать лишь тех, кто имеет особые успехи в иной области. Не хочешь учить химию? Победи в какой-нибудь окружной олимпиаде - например, по истории! Теперь желаешь избавиться от биологии? Займи первое место в городской олимпиаде - и уже по другому предмету, скажем, по английскому языку. И так по нарастающей, со сменой предметов. Теоретически ученик может оградить себя от всех точных наук, но для этого он должен стать гордостью страны: победителем международной олимпиады по гуманитарной дисциплине (творческого конкурса, спортивного соревнования). А прежде ему нужно блестяще проявить себя в разных сферах на пяти более низких уровнях: окружном, городском, областном, региональном и национальном.
От некоторых дисциплин можно освобождать лишь на некоторое время. Речь о русском языке, чтении и начальной математике. Эти предметы имеют особую функциональную значимость, а неуспеваемость по любому из них, как правило, говорит не об отсутствии потенциала, а о проблемах психологического или медицинского характера. После устранения этих проблем (разумеется, не педагогами, а соответствующими специалистами) обучение следует продолжить. СПОСОБНОСТИ
Средний уровень возможностей. Способный ученик не увлечён предметом, но получает положительные оценки.
Удовольствие от выполняемой деятельности - великая сила и огромное благо, но, как показывает школьная практика, приемлемых результатов можно добиться и без него. Существует немало стимулов-эрзацев: жажда похвалы, страх наказания, гипертрофированное чувство долга перед самим собой; желание поскорее отвязаться от учителей и родителей, чтобы заниматься любимым делом. В прошлом году было проведено интересное исследование: учащихся с различной успеваемостью спросили, что именно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
мотивирует их к учёбе [2]. Школьников, осваивающих программу «по зову сердца», оказалось около половины (40 % - среди троечников и 55,5 % - среди отличников). Все остальные указали только те мотивы, которые не имеют непосредственной связи с положительными эмоциями (самый популярный вариант: «Желание стать хорошим специалистом»).
Прилагательное «способный» имеет два основных значения. Одно из них - «одарённый» (словарь Ожегова), «одарённый, талантливый» (словарь Кузнецова), «даровитый, талантливый» (словарь Ефремовой). Другое - «могущий что-н. сделать» (словарь Ожегова), «могущий или умеющий делать ч.-л.» (словарь Кузнецова). Мы отталкивались от второго значения. Оно не связано с психологией и педагогикой, но, в отличие от первого, не смешивает три разных понятия: «способности», «одарённость» и «талант». Способный школьник действительно может и умеет осваивать предмет, однако не считает его подарком судьбы, не чувствует себя одАренным ею. Когда деятельность не приносит радости, то даже самые значительные достижения - это не подарок, а трофей; не знак ответной любви, а всего лишь компенсация усилий и времени. Более того, компенсация может оказаться недостаточной, несравнимой с принесёнными жертвами.
Вспоминается случай Полины Осетинской - советской школьницы, в шесть лет выступившей с концертом в Вильнюсе. Её отец Олег Осетинский применял к девочке особую педагогическую методику, основанную на сверхнагрузках. «В мире есть вещи, которые вы ничем кроме насилия не сделаете. <...> Насилие - это всё. Насилие - это основа культуры» - заявил он в интервью. В итоге Полина так и не стала знаменитым музыкантом, а психологическая травма, нанесённая отцом, до сих пор даёт о себе знать. [5] Получается, «домашний Освенцим» окупился лишь краткой всесоюзной известностью...
Приведём более трагичный пример. Украинский школьник Сергей Резниченко демонстрировал блестящие успехи в английском, французском, математике, физике, химии, побеждал в интеллектуальных викторинах. В 15 лет Сергей уехал в другой город и поступил в институт, но скоро забросил учёбу, начал курить и злоупотреблять алкоголем. Выяснилось, что «быть самым-самым» мальчика заставляла мать, прибегавшая (как и Осетинский) к очень суровым мерам. Теперь сын жил в общежитии - поэтому женщина не могла влиять на него так, как прежде. Однако она обвинила его в неблагодарности, в «отсутствии отдачи». Сергей воспринял это болезненно. К конфликту с матерью добавились проблемы с девушкой, крупный денежный долг и угроза отчисления из вуза. В итоге мальчик покончил с собой. [1]
Безусловно, эти дети обладали незаурядным природным потенциалом. Ведь большинство ребят, занимающихся из-под палки, не дают зарубежных концертов и не побеждают в национальных викторинах. Часто их потолком становятся обычные пятёрки - однако и такие достижения могут стоить очень дорого. В прессе время от времени появляются статьи об отличниках, расставшихся с жизнью из-за первой двойки: боялись прогневать родителей. Ещё больше учеников «отделываются» психическим расстройством, но о них, как правило, не пишут в газетах.
Чаще всего дети учатся «через не могу» именно под родительским гнётом. В этом плане способным ученикам приходится даже тяжелее, чем бездарным. Как правило, любое давление на вторых не приносит желаемых результатов. Если мама с папой не тупые садисты, то они в итоге сдаются и оставляют чадо в покое. Способный же ученик всё-таки выполняет поставленные перед ним задачи - и это, на его беду, придаёт родителям уверенности в собственной правоте. Реакция учителей должна быть такой же, как в случае с давлением на бездарных школьников: первый шаг - разъяснительная беседа, крайний - звонок в службу защиты детей.
Напомним, что мы понимаем под способностями: получение приемлемых (хотя бы «троечных») результатов при отсутствии удовольствия от выполняемой деятельности. Отсутствие удовольствия не всегда сопровождается страхом или отвращением. Речь может идти о состояниях, не связанных с сильным дискомфортом: лёгкой скуке, снисходительном равнодушии. Детьми часто движет трезвый расчёт: например, «нормальные оценки = карманные деньги» либо «пятёрка в году = новый айфон». Такое отношение может распространяться на все учебные дисциплины, становясь чем-то вроде жизненной позиции. И следует признать, что она имеет право на существование. Когда человек получит образование и устроится на работу, его слабая эмоциональность может перерасти в довольно полезное качество -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
профессиональное хладнокровие. Но, с другой стороны, жить - значит, чувствовать. Восемь часов работы, не доставляющей почти никаких эмоций, трудно назвать жизнью. Поэтому будет лучше, если кто-нибудь из учителей выведет способного учащегося на новый уровень, объединяющий результативность и положительные эмоции.
Список использованной литературы
1. Боброва И. «Самый умный» на том свете // Московский комсомолец. - 06.10.2011. - URL: http://www.mk.ru/incident/2011/10/06/630426-samyiy-umnyiy-na-tom-svete.html
2. Лаврик О.В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. - № 7 (14). -Новосибирск: изд-во «СибАК», 2014. - 86 с. - С. 40 - 44.
3. Мельникова А. По шкале стресса // Новгородские ведомости. 26.02.2014. - URL: http://novved.ru/zdorove/28628-po-shkale-stressa.html
4. Минкин А.В. Виброизображение. - СПб.: «Реноме», 2007. - 108 с.
5. Осетинская П.О. Прощай, грусть. - СПб.: «Лимбус-Пресс», 2008. - 240 с.
6. Федеральный закон «Об образовании». № 3266-1 от 10 июля 1992 года.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.
© Самохин И.С., 2016
УДК 811.11(075)
Сахно Екатерина Михайловна
старший преподаватель КФУ имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Логвина Светлана Андреевна канд. пед. наук, доцент КФУ имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются психологические факторы обучения профессиональной иностранной лексике в медицинском вузе. Подчеркивается, что реализация таких методов активизации учебного процесса как учебно-игровая деятельность, моделируемые ситуации и симуляции, ориентированные на решение медицинских вопросов, способствуют процессу усвоения студентами не только отдельных слов, но формируют механизмы порождения речевых высказываний с ними и, кроме фоновых знаний по специальности, требуют знаний терминологии и умений ею оперировать.
Ключевые слова:
внутренняя и внешняя мотивация, субъект-субъектное сотрудничество, психологический климат, методы активизации учебной деятельности, обучение иностранному языку, психологические факторы
По наблюдениям психологов, процесс внедрения современных образовательных технологий в вузах определяется действием психологических факторов, прежде всего, готовностью преподавателей и студентов к творческой деятельности и позитивной мотивацией в учебных ситуациях, методами активизации