Научная статья на тему 'Психологические факторы, определяющие процесс обучения профессиональной лексике'

Психологические факторы, определяющие процесс обучения профессиональной лексике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахно Екатерина Михайловна, Логвина Светлана Андреевна

В статье рассматриваются психологические факторы обучения профессиональной иностранной лексике в медицинском вузе. Подчеркивается, что реализация таких методов активизации учебного процесса как учебно-игровая деятельность, моделируемые ситуации и симуляции, ориентированные на решение медицинских вопросов, способствуют процессу усвоения студентами не только отдельных слов, но формируют механизмы порождения речевых высказываний с ними и, кроме фоновых знаний по специальности, требуют знаний терминологии и умений ею оперировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахно Екатерина Михайловна, Логвина Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы, определяющие процесс обучения профессиональной лексике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

профессиональное хладнокровие. Но, с другой стороны, жить - значит, чувствовать. Восемь часов работы, не доставляющей почти никаких эмоций, трудно назвать жизнью. Поэтому будет лучше, если кто-нибудь из учителей выведет способного учащегося на новый уровень, объединяющий результативность и положительные эмоции.

Список использованной литературы

1. Боброва И. «Самый умный» на том свете // Московский комсомолец. - 06.10.2011. - URL: http://www.mk.ru/incident/2011/10/06/630426-samyiy-umnyiy-na-tom-svete.html

2. Лаврик О.В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. - № 7 (14). -Новосибирск: изд-во «СибАК», 2014. - 86 с. - С. 40 - 44.

3. Мельникова А. По шкале стресса // Новгородские ведомости. 26.02.2014. - URL: http://novved.ru/zdorove/28628-po-shkale-stressa.html

4. Минкин А.В. Виброизображение. - СПб.: «Реноме», 2007. - 108 с.

5. Осетинская П.О. Прощай, грусть. - СПб.: «Лимбус-Пресс», 2008. - 240 с.

6. Федеральный закон «Об образовании». № 3266-1 от 10 июля 1992 года.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.

© Самохин И.С., 2016

УДК 811.11(075)

Сахно Екатерина Михайловна

старший преподаватель КФУ имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь, РФ E-mail: yekaterina-s@yandex.ru Логвина Светлана Андреевна канд. пед. наук, доцент КФУ имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь, РФ E-mail: svet.logvina@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются психологические факторы обучения профессиональной иностранной лексике в медицинском вузе. Подчеркивается, что реализация таких методов активизации учебного процесса как учебно-игровая деятельность, моделируемые ситуации и симуляции, ориентированные на решение медицинских вопросов, способствуют процессу усвоения студентами не только отдельных слов, но формируют механизмы порождения речевых высказываний с ними и, кроме фоновых знаний по специальности, требуют знаний терминологии и умений ею оперировать.

Ключевые слова:

внутренняя и внешняя мотивация, субъект-субъектное сотрудничество, психологический климат, методы активизации учебной деятельности, обучение иностранному языку, психологические факторы

По наблюдениям психологов, процесс внедрения современных образовательных технологий в вузах определяется действием психологических факторов, прежде всего, готовностью преподавателей и студентов к творческой деятельности и позитивной мотивацией в учебных ситуациях, методами активизации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

инновационной деятельности студентов, психологическим климатом учебного процесса [1, с. 144-145]. Сделаем попытку проанализировать эти факторы.

Прежде всего рассмотрим такой фактор, как внутренняя и внешняя мотивация (С. Занюк, И. Зимняя, А. Леонтьев, А. Леонтьев, Ю. Машбиц, С. Рубинштейн, Р. Бурдент, М. Уильямс и др.), который определяет процесс усвоения иноязычного лексического материала в различных организационных формах учебной деятельности. Как известно из психологии, потребность в познании нового, внутренняя и внешняя мотивация приводят к образованию динамического стереотипа восприятия дифференциации, уточнения и хранения в памяти нового учебного материала, и, следовательно, служат тем приводным устройством, которое запускает в действие речевой механизм, определяет ход и результаты деятельности по обработке этого материала и автоматизации действий с ним [2, с. 99]. При искусственном характере мотивации высказывания студентов не превращаются в речевые поступки и не могут подняться выше уровня учебного говорения, когда в разговор вступают абстрактные лица без четко выраженных индивидуальных признаков, коммуниканты, не объединенные решением коммуникативной задачи в конкретных обстоятельствах [3, с. 71]. Итак, мотивация определяет уровень активности студентов в учебно-познавательной деятельности и качественно влияет на ее результаты.

Повышение мотивации до эффективного речевого взаимодействия при интерактивной обработке иноязычной лексики возможно при наличии благоприятного психологического климата в студенческом коллективе. Бесспорно, только в условиях психологической совместимости и комфортности всех субъектов учебного процесса возникают и реализуются в речи ситуации, которые обеспечивают восприятие новой лексической информации, развиваются механизмы языковой и логической догадки значений новых слов, поддерживается эффективное функционирование мыслительных операций со специальной лексикой в процессе ее усвоения и оперирования ею. Доброжелательная атмосфера учебного сотрудничества и взаимопомощи поддерживает высокий уровень саморегуляции интерактивной деятельности студентов, подчиняет внутренние мотивы каждого из них интересам и потребностям, которые вытекают из задач коллективной учебной деятельности. В этой связи большое значение имеет наличие или отсутствие внутригрупповых и межличностных конфликтов между участниками учебного процесса. С одной стороны, конфликты являются деструктивными факторами для общения и не способствуют реализации форм учебной деятельности. С другой стороны, по наблюдениям психологов наличие учебного конфликта имеет положительное влияние, поскольку противоречия и борьба мнений и взглядов позволяют в процессе «коммуникативного соперничества» выбрать оптимальные пути решения проблемы с наилучшими результатами [6, 170].

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов при обработке лексического материала, развития их языковых способностей важное значение имеет учет особенностей субъект-субъектного сотрудничества в составе всей группы. Исследователи (М. Артюшина, И. Герасимчук, Н. Мирошниченко, Т. Яценко и другие) характеризуют групповую форму учебной деятельности как создающую благоприятные условия для психического и социального становления личности, восприятия ценностей и потребностей других, развития творчества, формирования коммуникативных качеств и волевых компонентов для утверждения, отстаивания и защиты своих достижений. Примерами видов работы по усвоению лексического материала в условиях групповой учебной деятельности могут быть подготовка мини-докладов каждым участником группы и синтез этих сообщений в общую презентацию для всей аудитории, создание групповых докладов по изучаемой проблеме и обобщение теоретических положений и тому подобное. Такое взаимодействие как форма учебного сотрудничества является одной из главных движущих сил в изучении иностранного языка, поскольку благодаря этому студенты увеличивают свои шансы продуктивного использования лексического материала для совместного конструирования связного медицинского дискурса и контекстов усвоения лексической профессиональной информации. В общем, групповое речевое взаимодействие между партнерами в учебном процессе является психолого-педагогической детерминантой успешности обучения, средством стимулирования осмысленного усвоения лексического материала.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Для формирования лексической компетенции важное значение имеет учет такого психологического фактора, как методы активизации учебной деятельности. Одним из таких методов считаем учебно-игровую организацию работы с лексикой, поскольку игровые и соревновательные компоненты являются тем раздражителем, который стимулирует включение студентов в творческую деятельность, развивает образное восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение [4, с. 96]. В то же время это положительно влияет на эмоционально-чувствительную сферу личности, способствует адаптации учебного процесса к уровню языковой подготовки каждого студента. Как отмечают исследователи, обучение с использованием игровых методов обеспечивает преобладание смыслового компонента логической памяти над кратковременной и механической, слуховой над зрительной, а новизна формы представления учебной информации и познавательных действий обуславливает устойчивость внимания, переход произвольного ее вида в послепроизвольное, на котором базируется познавательный интерес - источник и стимул активной умственной деятельности студентов.

Акцентируя свое внимание на роли и значении ситуации в контексте учебно-игровой деятельности с лексикой, важно отметить, что ситуации способствуют процессу усвоения студентами не отдельных слов, а формируют механизмы порождения речевых высказываний с ними, практикуют «не изолированное» толкование «какого-либо слова, словосочетания или грамматического знака, а изучение и усвоение их значений и свойств в полноценной коммуникации - обмене сообщениями» [7, с. 20]. Во время настоящей коммуникации студенты лучше понимают и воспринимают цель действий или операций с лексическим материалом, а поставленные преподавателем задачи становятся не только ясными, но и внутренне восприимчивыми, то есть приобретают, как отмечает С. Рубинштейн, значимость для студента и отзываются в его переживаниях [5, с. 31]. Это становится особенно актуальным на старшем этапе обучения в медицинском вузе, когда моделируются и широко используются ситуации, служащие основой и мотивационным толчком для проведения деловых игр и симуляций, которые ориентированы на решение медицинских вопросов и поэтому, кроме фоновых знаний по специальности, требуют знаний терминологии и умений ею оперировать. При этом важно, чтобы ситуации отражали социально-медицинские проблемы настоящего, имели личностно-значимый смысл для каждого студента, воспроизводили многогранный смысл будущей профессиональной деятельности медицинских работников.

Еще одним психологическим фактором, определяющим психологические основы организации деятельности по обучению лексике, является готовность преподавателей и студентов к творческой деятельности. Учет этого фактора предполагает изменение ролевой позиции преподавателя - из информатора и контролера он превращается в соучастника, организатора и регулятора учебно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Преподаватель становится помощником и советчиком студентов, координатором их действий, привлекая их к совместной работе с лексикой - от процессов планирования способов введения лексических единиц до самостоятельного анализа и взаимооценки результатов ее усвоения и овладения. Приобретенный студентами языковой опыт позволяет корректировать процесс обучения лексике и постоянно его совершенствовать, используя уже известные им методы и способы для овладения новым лексическим материалом.

Таким образом, учет указанных особенностей и психологических факторов, определяющих процесс организации деятельности по обучению профессиональной лексике, позволяет создать благоприятные психологические предпосылки для формирования лексической компетенции у студентов. Перспективу дальнейшего исследования видим в выявлении закономерностей функционирования психических процессов обработки лексического материала в учебных условиях.

Список использованной литературы:

1. Дзюба Л.А. Психологические факторы внедрения современных образовательных технологий в высшем учебном заведении: Дис ... канд. психол. наук 19.00.07 / Восточно-украинский национальный ун-т В. Даля. -Луганск, 2003. - 224 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

3. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред, В.А. Бухбиндера и Г.А. Китайгородской. - К.: Высшая школа, 1988. - 344 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

4. Прохорова Ж.Е. Пути и способы формирования культурно языковой коммуникации у студентов неязыкового вуза // Теория и практика подготовки к межкультурной коммуникации в системе непрерывного обучения иностранным языкам // Материалы конференции. - Минск: МГЛУ, 2006. - С. 95-99.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т, Т. 2. - М ,: Педагогика, 1989. -328 с,

6. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории сети и коммуникации: Монографическое учебное пособие. - К.: Брама, 2004. - 336 с.

7. Шубин З.П. Основные принципы методики обучения иностранному языку. - М.: Учпедгиз, 1963. - 192 с.

© Сахно Е.М. , Логвина С.А. , 2016

УДК 37.08

Екатерина Владимировна Сидоренко

Магистрант 1 курсаКГУ, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

г. Курск, РФ

E-mail: ekaterina.sidorenko .93@mail .ru

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация

Рассматривается проблема информационно-компьютерной компетентности учителя-дефектолога. Исследуется уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов.

Ключевые слова

Компетентность, ИКТ-компетентность, учитель-дефектолог.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, возникшая в связи с тем, что знания, умения и навыки уже не позволяютпоказать, измерить уровень качества образования. Компетентность - этокатегория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Её можнооценить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность.

ИКТ-компетентность - одна изключевых компетентностей современного человека, проявляющаяся, преждевсего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций,Интернета и др. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенноевладение педагогами цифровыми технологиями, инструментами коммуникации и сетями для получениядоступа к информации, управления ею,её интеграции и оценки для решенияпоставленных задач в учебной и профессиональной деятельности [2, с. 130].

Под ИКТ-компетентностью педагога мы понимаем не только использованиеразличных информационных инструментов, но и эффективное применение их впедагогической деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностяхИКТ;овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ[2, с. 71].

Формирование информационно-компьютерной компетентности педагога входит в состав общей профессиональной компетентности. Системное, целостное представление об информационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.