Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПОХУ'

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОНЛАЙН / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье рассматривается предпосылки становления информационного общества в современной России, так как процесс перехода социума и государства в новое качество объективно неизбежен. В исследовании выявляются препятствия, а также объективные проблемы перехода на новые информационные рельсы развития. Анализируются и предлагаются современные и актуальные законодательные, а также иные способы и методы решения проблем, связанных с переходом и становлением информационного общества в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Ивлиев Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE NEW TECHNOLOGICAL ERA

This article examines the preconditions for the formation of the information society in modern Russia, since the process of transition of society and the state to a new quality is objectively inevitable. The study identifies obstacles, as well as objective problems of transition to new informational development paths. Analyzed and proposed modern and relevant legislative, as well as other ways and methods of solving problems associated with the transition and formation of the information society in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПОХУ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_95 УДК 342.76

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПОХУ On the problem of the formation of the information society in a new technological era

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается предпосылки становления информационного общества в современной России, так как процесс перехода социума и государства в новое качество объективно неизбежен. В исследовании выявляются препятствия, а также объективные проблемы перехода на новые информационные рельсы развития. Анализируются и предлагаются современные и актуальные законодательные, а также иные способы и методы решения проблем, связанных с переходом и становлением информационного общества в Российской Федерации.

Abstract: This article examines the preconditions for the formation of the information society in modern Russia, since the process of transition of society and the state to a new quality is objectively inevitable. The study identifies obstacles, as well as objective problems of transition to new informational development paths. Analyzed and proposed modern and relevant legislative, as well as other ways and methods of solving problems associated with the transition and formation of the information society in the Russian Federation.

Ключевые слова: Цифровые технологии; информационно-коммуникативные технологии; цифровая эпоха; информационное общество; онлайн; средства массовой информации.

Keywords: Digital technologies; information and communication technologies; digital age; Information society; online; mass media.

Дата направления статьи в редакцию: 13.10.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

Введение. Переход в цифровую эпоху является объективным, закономерным эволюционным явлением, которое нельзя не запретить не отменить. На протяжении всей истории развития цивилизации на планете земля шёл и продолжает идти глобальный эволюционный процесс, который сменяет один уровень развития другим. На сегодняшний день общество достаточно уверенно вступило в информационную эпоху и обратного пути нет. Использование цифровых технологий, которые во многом являются воплощением информационного общества содержит в себе естественно огромное количество положительных аспектов, которые сильно могут упростить и улучшить жизнь отдельно взятого человека и всего общества в целом. Так, например, сложно сегодня представить себе молодого человека или даже человека средних лет, который не пользовался интернетом или не имел мобильного телефона. При этом количество людей пользующихся современными цифровыми технологиями или имеющих всевозможные портативные технические гаджеты постоянно возрастает.

Необходимо отметить, что к сожалению переход в информационное общество содержит также и большое количество проблем и вызовов, которые могут создать социуму и государству ощутимые трудности и искусственные препятствия в развитии. Так например, переход в информационную эпоху порождает появления новых видов преступлений, находящих своё выражение в виртуальной среде. Также во многом остается очень спорным вопрос о вреде здоровью, который в себе несет инфраструктура и всевозможные современные технологии.

Цель исследования. На основе анализа норм действующего законодательства, регламентирующего улучшение жизни граждан и деятельности организаций, а также развитии экономической составляющей государства посредством использования разного рода информационно-коммуникативных технологий определить возможные пути совершенствования правового регулирования перехода в информационное общество.

Методы. Проведён сравнительно-сопоставительный анализ норм федеральных законов и иных нормативно правовых актов, регламентирующих жизнедеятельность населения посредством использования цифровых и информационно-коммуникативных технологий и их влияния на развития государства и общества.

К проблеме становления информационного общества. Бурное распространение и развитие информационно-коммуникативных, а

также телекоммуникационных технологий в XXI веке приобретает волнообразный характер невообразимого масштаба. По своей сути мы переживаем глобальную информационную революцию, распространяющая своё беспощадное воздействие на все сферы общественной жизни. Так, например, на сегодняшний день сложно себе представить мир, в котором купля-продажа применялась без использования пластиковых карт или иных способов электронной оплаты. Этот пример наглядно демонстрирует влияние цифровых технологий на экономическую сферу жизни. В политической сфере используются технологии позволяющее вести заседания органов государственной власти, а также всевозможные конференции и совещания посредством специальных программ в онлайн режиме. Духовную сфера также не осталась без внимания цифровых технологии, с помощью которых во многом происходит режим обучения как в государственных учебных заведениях, и уж тем более в частных с использованием онлайн курсов. Социальная сфера также не осталась без внимания цифровых технологий, так например многофункциональные центры используют электронные табло и цифровые платформы ускоряющие процесс обслуживания и повышающие их качество. Информационно-коммуникативные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формировании общества XXI века.1

За прошедшее 10-12 лет в Росси было принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов и государственных программ, так или иначе связанных со становлением в России информационного общества. Так, например, в Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 поставлена цель достижения достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.2 Также необходимо отметить, что Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 предлагает в целях осуществления прорывного развития установить цифровую трансформацию как одну из приоритетных целей.3 И конечно же Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 устанавливает формирование цифровой экономики как одной из главных целей в развитии информационного общества.4 Это означает, что информатизация общества становится необходимым условием и объективной потребностью в развитии экономики, науки, образования, культуры, национальной безопасности нашей страны[1].

Несмотря на объективные преимущества, которое несёт в себе информационное общество существует достаточно большое количество проблем и препятствий связанных с переходом российского общества на информационные рельсы развития.

Так например, первой такой проблемой будет являться тот факт, что к превеликому сожалению достаточно большое количество россиян не обладают необходимой культурой взаимодействия с цифровыми технологиями. Это выражается в том, что для большого количества населения электронные платежи или пользование различными онлайн сервисами представляется чем-то ненадёжным, не серьезным или даже вообще мучением. Очень часто от представителей предпенсионного возраста или чуть старше, после использования ими каких-то онлайн сервисов традиционно слышишь такую фразу «наконец-то отмучился». Конечно при таком подходе говорить о полноценном становлении информационного общества в Российской Федерации безусловно преждевременно. Прорешать эту проблему позволит активное применение компьютерных программ, которые сконструированы по интуитивному принципу. При реализации этого механизма пользователю не составит никакого труда активно применять цифровые технологии.

Следующей проблемой выступает тот факт, что глобальная информатизация современного общества неизбежно приводит к тому, что население, погружаясь в разные информационные потоки транслируемые через всевозможные гаджеты, получает большое количество сведений и знаний о том как устроена политическая система в зарубежных государствах, о том как выстроена система социального устройства в разных странах вообще. Обладающие большим объёмом информации граждане повышают свои требования к государству, к эффективности его деятельности, к полноте реализации своих прав[2]. Опасность здесь заключается в том, что государственное устройство в принципе каждой страны, и для Россия в частности является достаточно инертным для того чтобы оперативно отреагировать на запросы граждан. Более того государству необходимо для изменения инструментария государственного управления большое количество ресурсов, которое не всегда имеется. А раз так, то молниеносное инициирование изменений в социальной и государственных системах практически невозможно. И как следствие это будет формировать протестное настроение среди масс населения. Решение этой проблемы является процессом безусловно длительным и сложным. Одним из наиболее эффективных механизмов решения этой проблемы будет являться планомерное повышение политической и правовой грамотности населения, которое во многом должно быть инициировано государством и реализуемо в широком смысле слова через систему отечественного образования, а в узком смысле через средства массовой информации с помощью трансляции разного рода политических ток шоу.

Также необходимо отметить проблему формирования личности в новой информационной эпохе. Речь идет о том, что личность сегодня находится под постоянно возрастающем информационном потоке, который неизбежно пронизывает все сферы жизни деятельности социума. Цифровая среда формирует новую культуру в которой информационные технологии становятся объективными и неизбежными критериями становления четко сформулированных моделей и паттернов поведения и деятельности людей. Находясь под бесконечным воздействием разных масс медиа социальный сетей, сайтов и конечно же телевидения личность становится индуцировано втянутой в это информационное пространство. И при этом необходимо отметить, что данное информационное поле являясь абсолютно нелогичным и непредсказуемым оказывает хаотичное влияние, находящее своё отражение в стиле мышления, а также оценивание происходящего и восприятие личностью окружающей действительности. Информационное давление настолько глобально сказывается на личности, что она вполне себе может потеряться в информационно поле. Оказавшись не способной ориентироваться в больших объемах информации, личность не

1 Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник, 2000, № 8, с. 52.

2 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество»

3 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

4 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»

может найти своего места, как в информационной среде, так и в обществе в целом[3]. Решение этой проблемы мы видим в улучшении системы образования и воспитания молодежи, где много ресурсов уделяется именно критическому мышлению и работе с большими объемами информации.

Ещё одной заметной проблемой в процессе становления информационного общества является манипуляционная составляющая характерная для современных масс медиа. Граждане доверившись контенту транслируемому через СМИ делают свой выбор в пользу того или иного товара, в котором вполне себе могут разочароваться, а если речь идёт о предвыборной программе, то за того или иного кандидата, который в последствии не оправдал надежд населения. Что же касается в целом политической конкуренции, то к превеликому сожалению надо отметить, что именно в этой сфере ярко проявляется спекуляция СМИ, что подрывает доверие как к отдельным масс медиа так и иным инструментам информационного общества. Примером этого может служить выборы США в ноябре 2020 года, когда активно использовался инструментарий онлайн голосования, который во многом дискредитировал себя, разочаровал населения и подорвал доверие к активному продвижению и использованию цифровых технологий. Важнейшим на данном этапе политического процесса становится отбор информации, что порой в условиях ее широкого многообразия сделать не так просто для непрофессионала[4]. Борьба с такого рода злоупотреблениями возможна только в условиях хорошо развитого гражданского общества с развитыми масс медиа, и правоохранительной системы, действующей на основе права в демократическом правовом государстве.

Также необходимо отметить, что формирование информационного общества в современной России неизбежно будет протекать более медленно и затруднительно нежели чем это происходит в западных странах. Речь идёт о том, что в нашем государстве прослеживается слабость горизонтальных связей, а также осознание гражданами себя как части государства в качестве его «подданных» что абсолютно не характерно для западных стран где традиционно сильно гражданское общество, которое является во многом противовесом государству, а отношения общества и власти строго подчинены закону. В таком случае полноценно развитое гражданское общество заинтересовано в освещении тех или иных проблем и их публичному обсуждению, в том числе через цифровые площадки, что безусловно создает плодородную почву для становления и продвижения информационного общества. Что нельзя сказать про российскую действительность где люди и власть разобщены и граждане страны не знают как повлиять на происходящее в государстве процессы. Очевидно, что в подобных условиях люди достаточно аполитичны и не стремятся к разнообразию информации как таковой, не пытаются анализировать эту информацию, а «впитывают» ее в том виде, в котором она подается соответствующими источниками [5]. Решение этой проблемы мы видим в том что необходимо вывести процесс социализации личности на иной уровень, а именно повышение грамотности в области информационно-коммуникативных технологий и повышения технико-электронной грамотности населения, а также развивать инфраструктуру субъектов федерации более стремительными темпами.

Необходимо отметить, что цифровизация очень сильно влияет на производственные процессы в экономике. Если раньше в индустриальную эпоху каждый работник был жестко привязан к конкретной локации, а самих сотрудников требовалось очень много, то сейчас при использовании современных технологий потребность в большом количестве работников отпала, а те что остались к ним предъявляются гораздо более сложные требования. Следствием этого становится значительное изменение распределения работников по местам их работы[6]. Это проблему не сложно прорешать, если государство будет создавать условии для переквалификации сотрудников, и получения нового образования в условиях становления информационного общества.

Ещё одной может быть не самой актуальной, но тем не менее достаточно часто встречающейся проблемой информационного общества является его виртуальность. Многие граждане, а в особенности молодежь использует ложные аккаунты в социальный сетях. Такие общности характеризуются простыми условиями вступления в них и низким уровнем социального контроля. Они предоставляют возможности для конструирования виртуальной личности, которая может в той или иной степени не совпадать с реальной [7]. Молодежь применяет в виртуальном общении такие паттерны поведения, которые они бы никогда не использовали в реальной жизни. Это безусловно подрывает доверие к информационному обществу во всех его проявлениях. Решение это проблемы мы находим в ужесточении контроля регистрации в социальных сетях, да и вообще во все интернете.

Также выделяется проблема нарушение тайны информации в случаях создания единого информационного пространства. Информация единожды попав с всемирную паутину вполне может стать достоянием общественности. Это в свою очередь может создать опасения с сознании людей и тем самым уменьшить количество пользователей цифровых технологий. Решение этой проблемы можно найти в повышении знаний и вообще в трезвом отношении к информационно-коммуникативным технологиям.

Финальная проблема, которую мы затронем в нашем исследовании касается тотальной информатизации способной породить нарастание авторитарных тенденций, исходящих от государства. Противники тотального контроля всех сфер жизни общества видят в всевозможных камерах, электронных средств платежа, телефонах и иных гаджетов возможности слежки и вмешательств в частную жизнь граждан и нарушения прав и свобод. Решение этой проблемы можно найти в предоставлении государством юридических гарантий, закрепленных в нормативно правовых актах.

Заключение и выводы. Подводя итог всему выше сказанному с уверенностью можно констатировать тот факт, что вступление России в новую информационную эпоху, насыщенную большим количеством технических устройств и онлайн сервисов, способно продвигать отечественную экономику вперед, развивать генетически обусловленный потенциал граждан, а также просто облегчить и качественно улучшить жизнь населения.

Необходимо отметить, что переход российского общества в информационную эпоху обременен рядом трудностей, таких как вероят-

ность тотального контроля над населением, не умением гражданами пользоваться цифровыми технологиями, негативное воздействие на становление личности и многое другое. Пути решения этих трудностей можно обобщить и выразить следующем образом:

Во-первых предоставление гражданам возможности получить соответствующие навыки и умения работы с техническими устройствами и компьютерными программами через систему обучения.

Во-вторых развивать инфраструктуры в субъектах Российской Федерации ускоренными темпами. В-третьих контролировать процессы утечки информации и защиты прав и свобод граждан.

В случае применения данных способов решения проблем, процесс становления информационного общества будет идти эффективно и

безопасно.

Библиогра фия:

1. Раенко С.И. «К вопросу о становлении информационного общества» // Наука и современность № 20 2013 г., С: 189-194.

2. Николаев А.И.«Правовые проблемы формирования информационного общества в современной России» // Российское государствоведение № 2 2016 г., С:

57-64.

3. Ёрмирзоева Ф.А. «Проблемы формирования личности в условиях информационного общества» // Успехи современной науки Том 5, № 9, 2016 г. С:11 -16.

4. Ивлиев П.В. Ананьева Е.О. «Средства массовой информации как четвёртая ветвь власти» // Закон и право № 1 2021 г., С: 51 -52.

5. Пашковский Е.А. «Актуальные проблемы формирования информационного общества в современной России» // Информация-коммуникация-общество Том № 1, 2011 Г. С: 114-117.

6. Цвык И.В.«Социальные проблемы информационного общества» // Инновационная наука № 4-4, 2016 г., С: 76-79.

7. Исмагулова А.К., Крамалева А.А. «Проблемы и перспективы развития информационного общества в условиях глобализации» // Новая наука: от идеи к результату, № 4-2, 2016 г., С: 103-107.

References (transliterated):

1. Raenko S.I. «К voprosu o stanovlenii informacionnogo obshchestva» // Nauka i sovremennost' № 20 2013 g., S: 189-194.

2. Nikolaev A.I.«Pravovye problemy formirovaniya informacionnogo obshchestva v sovremennoj Rossii» // Rossijskoe gosudarstvovedenie № 2 2016 g., S: 57-64.

3. YOrmirzoeva F.A. «Problemy formirovaniya lichnosti v usloviyah informacionnogo obshchestva» // Uspekhi sovremennoj nauki Tom 5, № 9, 2016 g. S:11-16.

4. Ivliev P.V. Anan'eva E.O. «Sredstva massovoj informacii kak chetvyortaya vetv' vlasti» // Zakon i pravo № 1 2021 g., S: 51 -52.

5. Pashkovskij E.A. «Aktual'nye problemy formirovaniya informacionnogo obshchestva v sovremennoj Rossii» // Informaciya-kommunikaciya-obshchestvo Tom № 1, 2011 G. S: 114-117.

6. Cvyk I.V.«Social'nye problemy informacionnogo obshchestva» // Innovacionnaya nauka № 4-4, 2016 g., S: 76-79.

7. Ismagulova A.K., Kramaleva A.A. «Problemy i perspektivy razvitiya informacionnogo obshchestva v usloviyah globalizacii» // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu, № 42, 2016 g., S: 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.