Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ МАСС МЕДИА'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ МАСС МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС МЕДИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕНТАЛИТЕТ / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИИ / ВЛИЯНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНАЛЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Мастерова Ксения Владимировна

Данная статья посвящена проблеме формирования социальных ценностей посредством масс медиа. В рамках статьи будут обозначены предпосылки, рассматриваемой проблемы, способы ее решения, а также причинно-следственная связь между ними. В нынешнем десятилетии влияние СМИ на менталитет общества, на образ его жизни и наконец, на действия и потребности социальных масс весьма значительно, поскольку это влияние чаще приводит к негативным последствиям, чем к позитивным, постольку в нем усматривается глобальная проблема 21 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Мастерова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FORMATION OF NEW SOCIAL VALUES THROUGH MASS MEDIA

This article is devoted to the problem of the formation of social values through the mass media. Within the framework of the article, the prerequisites for the problem under consideration, ways of solving it, as well as the cause-and-effect relationship between them will be indicated. In the current decade, the influence of the media on the mentality of society, on its way of life and, finally, on the actions and needs of the social masses is very significant, since this influence often leads to negative consequences than to positive ones, insofar as it is seen as a global problem of the 21st century.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ МАСС МЕДИА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_9 УДК 34.342,76

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ МАСС МЕДИА TO THE PROBLEM OF FORMATION OF NEW SOCIAL VALUES THROUGH THE MASS MEDIA

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д.1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

МАСТЕРОВА Ксения Владимировна,

студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: kmasterova17@yandex.ru

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

MASTEROVA Ksenia Vladimirovna,

3rd year student of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: kmasterova17@yandex.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования социальных ценностей посредством масс медиа. В рамках статьи будут обозначены предпосылки, рассматриваемой проблемы, способы ее решения, а также причинно-следственная связь между ними. В нынешнем десятилетии влияние СМИ на менталитет общества, на образ его жизни и наконец, на действия и потребности социальных масс весьма значительно, поскольку это влияние чаще приводит к негативным последствиям, чем к позитивным, постольку в нем усматривается глобальная проблема 21 века.

Abstract: This article is devoted to the problem of the formation of social values through the mass media. Within the framework of the article, the prerequisites for the problem under consideration, ways of solving it, as well as the cause-and-effect relationship between them will be indicated. In the current decade, the influence of the media on the mentality of society, on its way of life and, finally, on the actions and needs of the social masses is very significant, since this influence often leads to negative consequences than to positive ones, insofar as it is seen as a global problem of the 21st century.

Ключевые слова: масс медия; социальные ценности; менталитет; общество; коммуникации; влияние; государство; средства массовой информации; информационные технологии; цифровые технологии; оналйн.

Keywords: mass media; social values; mentality; society; communications; influence; state; mass media; information Technology; digital technologies; online.

Дата направления статьи в редакцию: 01.08.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Актуальность выбранной темы прежде всего обусловлена появлением новых источников средств массовой информации - социальных сетей, их количество растет с каждым годом, они отвечают различного рода потребностям социума: коммуникации, поиск нужной информации, просмотр объявлений о продаже различных материальных вещей, навигаторы и карты, приложения с играми и музыкой и многое другое. А с расширением возможностей масс медиа происходит переход общества в виртуальный мир, поскольку там интереснее, там есть все, что нужно каждому из нас, там есть целый мир.

В данной статье затрагивается актуальные проблемы формирования социальных ценностей через масс медиа. Именно СМИ, обладая всей широтой инструментария воздействия на населения способны направить общества в то или иное русло. А вот что это будет за направление - направление деградации или развития это уже зависит от ряда факторов. Объектом исследования является изучение разного рода способов воздействия масс медиа на общество. Новизна данной статьи выражается в том, что с появлением цифровых способов передачи информации возникает плодородная почва спекулятивного воздействия на общество. Данное исследование помогает выявить способы манипуляцион-ного воздействия и применять их на практике с целью минимизации отрицательного воздействия на население.

Для понимание темы исследования необходимо разобрать сам термин средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)[1].

Социальные ценности — это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигать, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Социальные ценности — важнейший элемент системы социальной регуляции поведения человека, социальной группы, общества в целом, обеспечивающий мотивацию их жизни и деятельности. На основе социальных

ценностей вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, соц. справедливость, гражданский долг и др.) [3].

Перемена социальных ценностей — это процесс не одного дня и даже не одного года, это явление носит длящийся характер и из-за этого оно во многом превращается в неосознанное действие, которое недостаточно контролируется на уровне личности.

Масс медиа могут своим информационным воздействием, очень сильно исказить семейные ценности. В Советском Союзе ценность семейных отношений поддерживалась на высоком уровне. В журналах того времени всегда можно было встретить фотографии, на которых изображались счастливые семьи с несколькими детьми и это было нормой. Такого рода социальная реклама способствовала укреплению отношений между супругами, снижение числа разводов и увеличение рождаемости. Сегодня же исследовательские группы приходят к мнению, что в масс медиа фигурирует недостаточное количество информации способствующих укреплению традиционных семейных ценностей. Современные информационные источники демонстрируют через фильмы, рекламу и иные инструменты где демонстрируются измены, насилие, аборты, сцены курения, воспевается праздный образ жизни. Так как мы живем в рыночной экономики с присущей для неё всеми капиталистическими ценностями, то средства массовой информации заинтересованы в трансляции проблемных моментов в семейных отношениях. Именно поэтому так популярны фильмы с изменами, ревностью, разводами и так далее, так как именно это способно искусственно «подогреть» человека и вызвать у него тем самым интерес к данной картине. А если учесть, что в масс медиа часто демонстрируются такие телевизионные шоу как Дом 2, Каникулы в Мексике, где пропагандируются свободные отношения, нецензурная лексика и многое другое, что ведет в деградации не только семейный ценностей, но и всего обществ в целом. При этом надо понимать, что еще недавно были модными так называемые гендерные журналы типа Mens Health, Cosmopolitan, целью которых выступают не укрепление здоровья или построение счастливой семьи, а всего лишь сфера развлечений и удовольствий. Современные СМИ не только фиксируют нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, но, к сожалению, и сами порой способствуют процессу их девальвации[4].

При всем при этом необходимо четко понимать, что СМИ транслируя те или иные образы по своей сути программирует население именно на те действия которые и заложены в этих программах. И это касается не только формирования семейных ценностей но и всего остального. Например на данный момент Россия испытывает острый кризис рождаемости. И СМИ вполне может транслировать именно те смыслы, которые способны изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Медиаобразы, которые основаны на стереотипах, являются настолько устойчивыми, что могут серьезным образом воздействовать на демографическую ситуацию в обществе[5]. При этом также необходимо понимать, что активное внедрение новых информационных технологий также способно серьезно влиять на формирование обще признанных традиционных семейных ценностей. Так, например появление интернета и социальных сетей приводит к тому, что люди находятся на большом расстоянии друг от друга и общение онлайн вызывает эффект безопасности, что в свою очередь снижает страх, стыд и иные сдерживающие аспекты. Это приводит к тому что люди могут общаться на совершенно аморальные темы, что не происходило например до широкомасштабного появления цифровых технологий. В результате, это может привести к формированию противоестественных социальных ценностей. Ценностные ориентации семьи, которые репрезентируют СМИ, во многом определяют современные модели семейного поведения и создают значимые эталоны семьи, которые сопровождают человека всю жизнь и оказывают основополагающее влияние на его мировоззрение[8].

Помимо семейных ценностей СМИ могут оказывать негативной воздействие и на профессиональны ценности. Как известно, именно труд сделал из обезьяны человека и именно труд является той ценностью, которая способно вывести общество на принципиально более высокие уровни развития. И чтобы это именно так и происходило, для этого необходимо информационным ресурсам создавать позитивный образ. Так, например должна прослеживаться четкая причинно-следственная связь между работой и желанием ее выполнять. Для этого необходимо рекламировать именно работу, как нечто позитивное, хорошее благоприятное. Но к сожалению многие масс медиа делают совсем иначе. У многих людей посредством СМИ формируются именно отрицательные образы, связанные с работой и трудом, такие как «неизбежности работы», «работа это наказание», «работа это тяжело» и так далее. Эмоционально-оценочные реакции указывают на однозначно негативное отношение к работе, которое формируется СМИ[6]. Такое запрограммированное отношение к своей профессиональной деятельности вряд ли сможет улучшить экономическую ситуацию в современной России.

Также необходимо понимать, что СМИ способны оказывать глобальное влияние на будущее здоровье нации. Транслируя сцены табакокурения или винопития и предавая им превосходную степень масс медия тем самым пропагандирует не здоровый образ жизни и подрывают нравственные устои общества. При чем главная опасность этого заключается именно в том, что под информационный удар попадает именно молодежь. Именно эта категория граждан, не обладая необходимым жизненным опытом, во многом не способна распознать тлетворное влияние данной пропаганды на свое здоровье. Очень часто в незрелом возрасте процесс социализации происходим у молодежи посредством некачественных, не проверенных источников, которые в добавок ко всему ещё могут нести в себя искажения по поводу здорового образа жизни. И именно на средства массовой информации должна возлагаться социальная ответственность за распространение подобные медиаобразов. Здоровый образ жизни должен быть неотъемлемой частью мировоззрения каждого молодого человека. И на этот процесс должны повлиять масс медиа[9].

Также необходимо отметить, что те смыслы которые несут в себе ряд кинокартин, показываемых с экранов телевидения содержащих в себе акты насилия, не справедливости легких денег, стрельбы и многого другого, способны только лишь провоцировать население и в первую очередь молодежь на такие паттерны поведения. Так, например исследователями было установлено, что после выхода киноленты «Бригада» в среде российской молодежи увеличилось количество людей, желающих сколотить банды и тем самым подражая героям фильма совершать преступления. При этом надо понимать, что в подобного рода фильмах преступные действия во многом оправдываются при чем в обход сознания и тем самым происходит полная загрузка криминальных стереотипов поведения. А с учётом того, что главные действующие лица этих филь-

мов ещё и демонстрируются как герои, то у молодежи вполне себе может произойти смещение социальных ориентиров в пользу криминальной составляющей. Исходя из этого можно сделать не утешительный вывод, что хотя СМИ могут очень сильно влиять на общество при чем в положительном смысле этого слова, но к сожалению в нашей действительности происходит во многом прямо противоположенная тенденция.

Необходимо отметить, что не только федеральные новостные каналы и иные масс медиа способны вызвать изменение в системе ценностей социума, но и как показывает практика региональные СМИ также оказывают серьезное воздействие на это. Так, например в городе Тамбов в пабликах в известных социальных сетях в эпоху коронавируса размещалась информация о том, что родители будут оштрафованы за то, что их дети вышли на улицу. Также распространялась дезинформация, касаемая распыления дезинфицирующего средства с вертолета, что также вызвало панику среди населения. Администрация пабликов в социальных сетях пыталась сделать все возможное для того чтобы граждане не поддавались на подобного рода фейки. На примере вышеописанных ситуаций мы видим, как непроверенная информация создает панику и опасения среди граждан за себя и свою семью, и как тамбовские СМИ своими текстами стараются подавить волнения и убедить граждан не распространять непроверенную информацию[10].

Предпосылками формирования социальных ценностей через масс медиа являются:

- расширение доступных СМИ ресурсов;

- компьютеризация образовательных услуг;

- все с более раннего возраста дети начинают пользоваться мобильными устройствами с возможностью выхода в интернет;

- подмена базисных понятий в сознании молодежи, которая несомненна выступает психологическим приемом влияния на социальные массы, происходит смысловое размытие ранее принятых терминов и их последующая замена на другие слова;

- семейное воспитание детей перестало было приоритетной задачей родителей, по отношению к своим детям;

- медиа повестка дня, каждого дня, ныне представляет собой исключительно манипуляцию человеческим сознание. Нам показывают по телевизору развлекательный контент в виде различных ток шоу, но в тоже время посредством различных СМИ мы видим в огромном количестве скандалы, сплетни, жестокость, насилие и решение проблем немирными путями. В интернете нам пропагандируют «красивую» жизнь, без приложения особых усилий, а также материальный достаток, который достигается съемкой видео в интернет. Что за медиа повестка? В чем ее ценность? Кто нам несет эту ежедневную медиа повестку? Достаточно ли образованные люди? С нужными ли жизненными ценностями? Со смыслом жизни заложенном в самореализации, в профессиональном росте? Вот одни из огромного множества вопросов, которые на мой взгляд должен задавать себе каждый человек, заходя в интернет.

- немаловажной предпосылкой выступает отношение населения к живой коммуникации и межличностному общению, как мотивации к

действию.

Ранее было изложена тоже определенного рода предпосылка перемены социальных ценностей через масс медиа, а именно изменения, которые происходят в государственном устройстве страны, в ее политических процессах. Так с появлением законодательного закрепления прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных и местных органов, а также общественных объединений мы как народ хотим и фактически имеем право на получения информации подобного рода и да, мы ее получаем, но является ли эта информация исчерпывающей, очевидно, нет. Это вызывает недовольства со стороны граждан страны и приводит к определенным неблагоприятным последствиям.

Из-за того, что усвоение моделей поведения и образцов мышления происходит почти также быстро как распространяются новости в СМИ, то массовые коммуникации в целом не приводят к какому-то долгосрочному положительному явлению.

СМИ имеют отличительную характеристику, которая складывается из следующих факторов: во-первых, доступность информации -поскольку сейчас приобрести себе мобильное устройство с выходом в интернет может каждый второй гражданин, постольку масс медиа обладают огромной популярностью не только среди определенного поколения, а среди общества в целом. Выход в интернет также не требует никаких специальных навыков и умений, исходя из этого мы говорим о простоте становления пользователем информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Во-вторых, универсальность масс медиа, оно для всех и каждого, это как один большой кружок по интересам, а по факту интерес у всех один. В-третьих, это реклама, как главный источник дохода СМИ. В данном ключе, что нам поставляют и представляют, посредством масс медиа, то мы и покупаем. Социальные ориентиры общества подменяются ценностями, ориентированными на неосознанное, бесцельное потребление чего бы то ни было.

Способы решения проблемы негативного влияния масс медиа на социальные ценности личности:

Во-первых, научиться скептически относиться к той информации, которую нам транслируют СМИ, а также градировать и дозировать эту информацию, с целью осознанного времяпрепровождения, приобретения и усвоения здоровых ценностных ориентаций, и минимизации отрицательного воздействия информационно-телекоммуникационных сетей.

Во-вторых, создавать в себе универсальный набор личностных качеств и жизненных принципов, развивать себя посредством чтения книг, посещения вебинаров и конференции на интересующие темы, походами в театры и музеи, а равно занятие спортом и иными досуговыми мероприятиями.

В-третьих, аккумулировать проблему негативного влияния масс медиа и проговаривать ее внутри своих коллективов, для того чтобы, обсудив сложившееся положение, найти совместные приемы его решения и распространить их дальше в массы.

В-четвертых, масс медиа должны прививать молодежи активную жизненную позицию, морально-нравственное воспитание должно стать приоритетной целью осуществления СМИ своей деятельности. Ведь именно от уровня образованности и воспитанности нынешней моло-

дежи зависит будущее нашей страны.

В 21 веке существует мнение о том, что СМИ являются четвертой ветвью власти в системе разделения властей и с таковым трудно не согласиться. Некоторые представители науки говорят, что СМИ действует наравне с политическими партиями, как политический институт, поскольку финансируется депутатами партий для того, чтобы первые положительно представляли в новостях их деятельность. Однако масс медиа далеко не всегда позитивно отзываются о деятельности политиков. Так, в периодическом издании «Народный контроль Сибири» была опубликована информация о деятельности гражданина А, являющегося высшим должностным лицом органа местного самоуправления, совершил правонарушение в сфере избирательного законодательства Российской Федерации, незаконной агитации в день перед выборами («день тишины») и личном присутствии на избирательном участке[2].

Четвертая ветвь власти не может управлять федеральной собственностью, издавать нормативно-правовые акты, отправлять правосудие, разрабатывать и представлять федеральный бюджет, обеспечивать оборону и безопасность РФ, она не обладает традиционными мерами пресечения и принуждения, однако масс медиа представляются очень мощным средством манипуляции сознания людей и оказания влияния на них, их мировоззрение, поведение. Так, как бы не старались политики, чтобы до общественности была доведена исключительно информация, не несущая в себе никакой провокации и побуждений к действию, СМИ могут любую новость преподнести нам таким образом и добавить в нее такие комментарии, что эта самая информация уже не будет такой положительной, как, казалось бы, была изначально. Не вызывает сомнений высказывание, что до сих пор за СМИ остается последнее слово, их методы подачи информации способны подвергнуть мотивы политиков сомнению и устроить массовые забастовки и пикетирования людей, посредством придания огласки различных негативных действий и высказываний политиков. Очень важно, чтобы медиа объективно и беспристрастно воздействовало на группы населения, в целях развития качественных и положительных ценностных ориентаций, предоставляло им всеобъемлющие и обширные возможности для избрания взглядов и убеждений, что в конечном итоге, должно вести к целостному развитию личности[7].

Заключения и выводы. Итак, социальные ценности выступают одни из важнейших структурных компонентов каждой личности. Соотношение личных ценностных ориентиров с нормами морали и нравственности, устоявшимися в обществе должно быть безусловным и непосредственным. Необходимость отбора исключительно нужной и правильной информации, представленной нам масс медиа, обусловлена дальнейшим существование психологически здорового общества, с исключительными случаями аморального поведения, пресекаемыми еще на уровне идеи, а не преступного результата. В заключении отметит, что переоценить влияние масс медиа на психологическое и социальное развитие личности сложно. В настоящее время с увеличением количество пользователей информационно-телекоммуникационной сети интернет, масс медиа овладевает сознанием огромного количества людей, оказывая пагубное влияние на их социальные ценности и нравственные устои, на их поведение, а также на менталитет общества в целом.

Библиогра фия:

1. Закон РФ от 27. 12. 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации » (ред. от 01.07.2021).

2. Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 4 октября 2017 по делу № 2-3905/2017. URL: https://sud-praktika.ru/precedent/446415.html (дата обращения: 02.10.2021).

3. Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999 г. URL: https://vocabulary.ru/termin/cennosti-socialnye.html

4. Маринина М.В. «Семейные ценности в современном обществе и влияние на них СМИ» // Система ценностей современного общества, № 40, 2015 г. С: 5054.

5. Автаева Н.О. Савинова О.Н. «Семейные ценности в гуманитарной повестке Российских СМИ» // Меди@льманах, № 4 (75), 2016 г., С: 39-46.

6. Хлопова А.И. «Влияние СМИ на становление базовой ценности работа» // Современный дискус-анализ, № 3-2 (20), 2018 г., С: 66-69.

7. Ивлиев П.В. «Роль СМИ в развитии человека» // Теория государства и права, № 1 (13), 2019 г., С: 52-56.

8. Адилова Л.Ф. Мищенко В.А. «Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ» // Вестник РГГУ, серия: философия, социология, искусствоведение, № 4 (126), 2014 г., С: 108-116.

9. Кошелюк Б.Е. Ивлиев П.В. «Влияние СМИ на молодёжь с целью формирования ЗОЖ: актуальные проблемы и пути решения» // Евразийский юридический журнал, № 5 (156) 2021 г., С: 170-171.

10. Семенова Е.А. «Новые городские медиа и их влияние на общественные и семейные ценности (на примере работы Тамбовских СМИ в период пандемии COVID -19)» // Вестник современных исследований, № 1-1 (31), 2020 г., С: 87-91.

References (transliterated):

1. Zakon RF ot 27. 12. 1991 №2124-1 «O sredstvah massovoj informadi » (red. ot 01.07.2021).

2. Reshenie Oktyabr'skogo rajonnogo suda g. Irkutska ot 4 oktyabrya 2017 po delu № 2-3905/2017. URL: https://sud-praktika.ru/precedent/446415.html (data obrashcheniya: 02.10.2021).

3. Krys'ko V.G., Fel'dshtejn D.I. Etnopsihologicheskij slovar'. 1999 g. URL: https://vocabulary.ru/termin/cennosti-socialnye.html

4. Marinina M.V. «Semejnye cennosti v sovremennom obshchestve i vliyanie na nih SMI» // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva, № 40, 2015 g. S: 50-54.

5. Avtaeva N.O. Savinova O.N. «Semejnye cennosti v gumanitarnoj povestke Rossijskih SMI» // Medi@l'manah, № 4 (75), 2016 g., S: 39-46.

6. Hlopova A.I. «Vliyanie SMI na stanovlenie bazovoj cennosti rabota» // Sovremennyj diskus-analiz, № 3-2 (20), 2018 g., S: 66-69.

7. Ivliev P.V. «Rol' SMI v razvitii cheloveka» // Teoriya gosudarstva i prava, № 1 (13), 2019 g., S: 52-56.

8. Adilova L.F. Mishchenko V.A. «Obraz sem'i i semejnye cennosti v rossijskih SMI» // Vestnik RGGU, seriya: filosofiya, sociologiya, iskusstvovedenie, № 4 (126), 2014 g., S: 108-116.

9. Koshelyuk B.E. Ivliev P.V. «Vliyanie SMI na molodyozh' s cel'yu formirovaniya ZOZH: aktual'nye problemy i puti resheniya» // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, № 5 (156) 2021 g., S: 170-171.

10. Semenova E.A. «Novye gorodskie media i ih vliyanie na obshchestvennye i semejnye cennosti (na primere raboty Tambovskih SMI v period pandemii COVID -19)» // Vestnik sovremennyh issledovanij, № 1-1 (31), 2020 g., S: 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.