Научная статья на тему 'Некоторые аспекты воздействия современных медиатехнологий на формирование медийнойи информационной культуры молодёжи'

Некоторые аспекты воздействия современных медиатехнологий на формирование медийнойи информационной культуры молодёжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1413
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАКОНТЕНТ / МОЛОДЁЖЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулайманова Саида Равшановна, Маматова Якута Мухамеджановна

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния современных технологий производства медиаконтента на формирование медийной и информационной культуры молодёжи как наиболее массовой, вовлечённой и чувствительной референтной группы аудитории, не только активно потребляющей, но и самостоятельно производящей медиапродукцию. Исходя из этого, в ней определяются пути повышения информационного и медийного иммунитета изучаемой аудитории, а также задачи в этом направлении медиасообщества и гражданского общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сулайманова Саида Равшановна, Маматова Якута Мухамеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты воздействия современных медиатехнологий на формирование медийнойи информационной культуры молодёжи»

УДК 37

С. Р. Сулайманова, Я. М. Маматова

Националъныйуниеерситет УзбекистанаимениМирзо Улугбека, Ташкент

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДНАТЕХНОЛОГНЙ

НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния современных технологий производства медиаконтента на формирование медийной и информационной культуры молодёжи как наиболее массовой, вовлечённой и чувствительной референтной группы аудитории, не только активно потребляющей, но и самостоятельно производящей медиапродукцию. Исходя из этого, в ней определяются пути повышения информационного и медийного иммунитета изучаемой аудитории, а также задачи в этом направлении медиасообщества и гражданского общества в целом.

Ключевые слова: медиатехнологии, медиаконтент, молодёжь, информационная грамотность, медийная культура, медиаобразование, СМИ.

Современная коммуникационная реальность человеческой цивилизации целиком и полностью основывается на трёх цифровых китах: Интернет, новые медиа и медиатехнологии. Все эти три порождения и составных компонента информационной эпохи оказывают самое непосредственное влияние не только на образ, качество и характер жизни современного человека и общества, но, что еще важнее, -инаих будущее.

Для понимания степени влияния этих факторов на будущее человечества достаточно посмотреть как, в каком режиме, каким образом и для чего получают, используют и создают медиа молодые люди.

В условиях стремительных преобразований в политической, экономической, социальной сферах Узбекистана и информационно-коммуникационного бума, охватившего весь мир, требуется пересмотреть традиционно сложившиеся рамки комплексного анализа воздействия современных медиатехнологий на общество в целом, и молодежь, в частности.

Важно отметить, что влияние медиа на различные сферы жизнедеятельности человека возрастает с каждым днём. Уже сегодня мы является свидетелями того, что некоторые специалисты предсказывали ещё совсем недавно: Интернет и мультимедийные технологии займут ведущее положение: электронные книги заменят бумажные, ноутбуки заменят обычные тетрадки, на смену живому общению придёт виртуальное (8куре, 1МО, УШег, WhatsApp).

Это ставит перед обществом, прежде всего, системой образования, новые вызовы и задачи. Среди последних наиболее актуальными представляются воспитание молодого человека, не только имеющего представления о современных технических устройствах и свободно владеющего ими, - этого уже недостаточно. Он должен обладать определенным уровнем критического мышления и восприятия медиконтента. Речь идёт о способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты, разбираться в направленности медиаресурсов, определять их истинные цели и установки. Также молодой человек должен обладать навыками самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, ит.д.

Мы живём в эру стремительных скоростей и разнообразных форм производства и распространения информации, её многоканальности, вариативности и мобильности. СМИ становятся диверсифицированными, а это значит только одно: доступ к информации станет ещё более доступным. Уже сегодня ни один из традиционных дифференцирующих факторов (возраст, пол, география, социальный статус и др.), которые до недавнего времени считались ограничительными, не является препятствием на пути доступа к информации, её получения, использования и распространения.

Молодёжь является самой многочисленной, активной и, в пользовательском отношении, - самой продвинутой аудиторной группой. Она всё активнее использует медиа и технологии в своей ежедневной жизни. И, прежде всего, они активные в социальных сетях.

Вопрос феномена социальных сетей уже достаточно масштабно разработан, изучен и осмыслен. «Социальные сети огромны. Почти у всех есть какие-то социальные аккаунты средства массовой информации, будь то Twitter, Facebook, MySpace, Vkontakte или что-то другое. Социальные сети - отличный инструмент для того, чтобы строить отношения, обмениваться контентом и обсуждать идеи» [1. С. 16].

Здесь важно отметить, что «...с одной стороны, «социальные сети подразумевают, что медийные каналы стали социальными по своей сути - <...> аудитория вовлечена в процесс производства и тиражирования информации». С другой стороны, в социальных сетях происходит демассификация, то есть «дифференциация социальной структуры служит отправной точкой для сегментации аудитории по интересам, ценностям, убеждениям, образу жизни» [2. С. 271]. Следовательно, «пересечение различных культур, взглядов, точек зрения создает определенное поле напряжения в интернет-пространстве <...> Возникает необходимость нормализации и гармонизации общения для успешного ведения коммуникативного процесса и избегания ситуаций ком-муникативныхнеудач» [3. С. 4]; [4. С. 76].

Молодые люди посылают в социальные сети текстовые сообщения и фото с мобильных телефонов и других устройств, постят новости и комментируют их, непрерывно общаются в виртуальном пространстве. Если взрослые вынуждены отграничивать время, посвящаемое работе, от времени досуга, молодежь не видит необходимости проводить границу между деятельностью в режимах онлайн и офлайн. Представители этого поколения используют глобальную сеть не только для общения с людьми, живущими в разных уголках мира, но и для коммуницирования с членами семьи, находящимися в соседней комнате: такова новая культура общения и с этим надо считаться. При этом непрерывный характер общения заводит их так далеко, что молодые люди не просто знакомятся в сети, но и заводят в ней виртуальные отношения, создают семьи и дома.

Специалисты уже присвоили данному социальному феномену название «поколение Google». «К нему относятся дети, родившиеся после 1993 года (самым старшим сейчас 17-18 лет). Эти дети отличаются своеобразным восприятием реальности, <...>, "через виртуальную пелену незнания и глобального непонимания". Считая себя умнее, образованнее и перспективнее старших поколений, "поколение Google" с детства погружено в инновационные разработки и живут по принципам постмодерна: "Главное не быть, главное - казаться", однако за кажущимися пониманием и вниканием в современную жизнь, они лишь усваивают наметки, "верхний слой" необходимой информации, даже не пытаясь разобраться в подробностях. Их знания и умения вторичны и весьманеоднозначны» [5. С. 25].

Представители этого поколения принадлежат к новому типу визуальной и коммуникативной культуры. Для них, очевидно, что юноша, ведущий блог о моде, может оказать влияние на формирование модных тенденций, или, что молодой музыкант может получить международную известность благодаря сети MySpace. «Стать знаменитостью» для них означает заявить о себе и получить поддержку и одобрение узкого или широкого, иногда международного круга пользователей.

«Для молодежи использование медиа имеет явный социальный характер» [7. С. 20]. Через социальные сети молодые люди поддерживают контакт с членами семьи, находящимися далеко от них, и находят новых друзей. Посредством сетей большинство выполняют свою работу: это, прежде всего, переписка, которая практически полностью вытеснила телефонные звонки и «живое» общение.

Кроме того, Интернет раскрывает внутренний, скрытый потенциал молодых людей, открывает их с совершенно другой стороны, нежели они есть в реальной жизни. Здесь можно примерить на себя различные социальные роли, трансформироваться или перевоплотиться. Застенчивый и тихий подросток может быть в сети разговорчивым и открытым. А весёлый и задорный в обычной жизни молодой человек в виртуальном пространстве может вести себя тихо и скромно. К сожалению, для подавляющего большинства молодых людей (и особенно подростков), виртуальность гораздо интереснее реальности.

Однако важно понимать, что далеко не все социальные навыки и роли можно освоить через интерактивное общение. Поэтому у молодёжи должны быть друзья и в реальной жизни. Нередко происходит параллельное общение: это когда сетевые друзья становятся друзьями и в реальной жизни и наоборот.

Как же в реальности современные медиатехнологии влияют на молодёжь - её образ жизни и поведение, поиск, потребление и самопроизводство информации, социализацию личности, предпочтения и запросы?

1. Молодые люди используют мобильность коммуникаций.

Коммуникационная мобильность подразумевает ежедневную «многоканальность». Молодые люди используют разнообразные медиаустройства и контенты в зависимости от своих потребностей и ситуации.

2. Молодые люди предпочитают фрагменты медиаресурсов.

Потребители могут выбирать медиа из множества предложений: какой видеоклип смотреть, какие новости открыть, какой информации доверять. Они соединяют воедино фрагменты информации, полученной из различных источников. А это значит, что существует опасность фрагментации и разрушения общей картины.

3. Молодые люди рекомендуют медиаконтент своим друзьям.

В социальных медиа каждый может стать центральным источником информации, фильтром мнений или авторитетным лидером. Здесь можно легко стать центром пересечения информационных потоков, так как инструменты доступны всем.

В этом отношении немаловажен фактор взаимодействия социальных сетей и средств массовой информации. По мнению большинства исследователей, они уже фактически интегрировались друг в друга и образовали собой новую, более обширную информационную площадку. Как результат - СМИ получили новую аудиторию (молодёжную), дополнительную возможность популяризации своих проектов, новые инструменты коммуницирования с читателями/зрителями/ слушателями [5.С. 17-18].

4. Молодые люди параллельно используют несколько медиа.

Несколько видов медиа могут использоваться одновременно: молодые люди слушают радио, читают журналы и переписываются с друзьями в Facebook в одно то же время.

5. Молодые люди всегда имеют при себе медиаустройства.

Почти у всех подростков всегда есть при себе мобильный телефон и МРЗ-плейер. Мобильный Интернет открывает новые возможности для социальных сетей, например, путем использования приложений, основанных наустановлении местоположения в пространстве [6. С. 19-20].

Здесь следует отметить особую референтную группу в структуре молодежной аудитории. Это творческая молодёжь, которую от остальных групп молодых людей отличает особая целеустремлённость в сфере самовыражения. Это играет ключевую роль в становлении их личности и профессионального кредо. Медиа же выступают универсальной средой, в которой они могут выразить свою целеустремлённость в различных ролях, моделях и экспериментах. Здесь речь идёт о самоидентичности творческой личности, которая предполагает автономность, независимость и осознанность мышления и эмоций. На базе этого постепенно у такой молодёжи формируется критическое мышление, которое предполагает высокий уровень самостоятельности, независимости, самоопределённости и нацеленности на конкретные результаты.

Безусловно, самооценка и самоидентичность молодых людей ярко выражена и подвержена влияниям извне. Медиа оказывают особое давление на них. Поскольку медиаресурс, посредством которого они самовыражаются, может оказаться результатам чужих усилий. В таких случаях, как уже отмечалось выше, им важно научиться критически воспринимать послания медиа, включающих самые разнородные и разнонаправленные ценности. Медиаобразование предоставляет разнообразные возможности для развития самосознания творческой молодёжи, их отношения к себе и окружающим, восприятия себя как части мира. Здесь особую актуальность приобретает их включенность в деятельность социальных сетей, которые являются мощным визуальным средством самовыражения. В этом смысле важно развивать в них не стремление к имитации образов популярных медиаперсон, а формированию собственной поведенческой модели, которая будет работать на создание и укрепление индивидуальной линии поведения, профессионального облика и творческого «я» молодого человека.

Здоровая самооценка содействует пониманию молодым человеком масштаба влияния медиа на его окружение, поведение и ожидания. В этом ракурсе начинающему журналисту важно понимать, что существуют как положительные, так и негативные аспекты идентификации с образами медиагероев. Так, представленные в медиаконтенте интерпретации поведения героев могут как

укрепить самооценку реципиента, так и лишить его собственного видения и своего, и чужого образа. Вот почему молодому человеку важно работать над собой в смысле формирования собственного творческого «я».

Медиа предлагают различные идеалы, ценности и мировосприятие. В профессиональном смысле молодежь через представляемые медиамодели определяет и свой творческий облик, идентифицирует себя с имиджами профессионалов-журналистов, лидирующими в различных масс-медиа. Через телевизионные передачи, социальные медиа, также другие каналы и формы контента, творческая молодежь формирует свой контент, содержащий в свою очередь свои ценности и отношения с миром. Тем самым они могут оказать влияние на своих сверстников, сформировать в них определённые модели социального поведения.

Медиа предоставляют удобную площадку для формирования и развития определённого эмоционального опыта. Их можно использовать сознательно, например, для достижения определенного эмоционального состояния. Для этого молодому человеку следует научиться распознавать и классифицировать чувственные эффекты, вызываемые медиа.

Если молодой человек готов к адекватному, критическому восприятию медиаконтента, то эмоциональное воздействие медиа на него будет, в основном, положительным. Но если он психологически, интеллектуально и физически не способен понимать природу эмоций, вызываемых медиа, то он может подвергнуться (и подвергнуть других) через собственный медиаконтент определенной опасности.

Так как же защитить молодое поколение, как его подготовить и чем вооружить перед лицом новых вызовов и угроз, вызванных к жизни цифровой эпохой? В этом смысле, правомерна точка зрения наших российских коллег о том, что в условиях медиатизированного общества бесполезно реформировать позиции и ценностные установки СМИ в отношении молодёжной аудитории и воспитательной функции, которую они перестали выполнять в силу коммерциализации деятельности, девальвации многих нравственных и этических ценностей, монетизации медиа-бизнеса и прочих объективных и объективно-субъективных причин [6. С. 2].

Речь о том, чтобы перестать пытаться изменить СМИ: следует сместить акцент на изменение отношения самой аудитории к медиа. И вот эта задача вполне выполнима консолидированными усилиями журналистского сообщества, аудитории СМИ и гражданского общества в целом. Через непрерывное медиаобразование «как набор средств и методов для обучения молодёжи осознанному восприятию средств массовой коммуникации» [6. С. 2].

Медиаобразование даёт аудитории медиа непрерывные знания, навыки и компетенции, необходимые для грамотного использования медиа в своей повседневной жизни. Его цель - воспитать медиаграмотного и защищённого пользователя, способного правильно коммуницировать и позиционировать в медиасреде. Говоря проще, медиаграмотный человек - это вакционированный пользователь, который получил прививку от медиавируса. Соответственно, у него вырабатывается повышенный иммунитет защиты, благодаря которому он профессионально фильтрует окружающий его медиаконтент и умеет создавать «правильный» информационный продукт сам.

В этом отношении мы абсолютно солидарны с мнением российских коллег о том, «что в современных высших учебных заведениях необходимо вводить специальный курс (специальное медиаобразование), в рамках которого будет формироваться медиакомпетентность студентов. < ... > такой курс позволит научить современную молодёжь адекватно оценивать получаемую информацию из средств массовой информации, что, возможно, сократит уровень девиантного и делинквентного поведения среди молодёжи» [8. С.22].

За нынешним молодым поколением, кроме упомянутых выше названий, прочно закрепилось ещё одно - медиапоколение. Это надо принять как данность, а усилия общества направить на подготовку системы непрерывного информационного просвещения и образования молодёжи, вовлечения всех её групп и слоёв в широкий общественный дискурс по самым актуальным вопросам развития медиапространства, обеспечить условия и мотивацию для её работы над созданием собственного творческого контента. Только таким путём можно воспитать духовно, идеологически и нравственно подготовленное поколение, обладающее навыками медийной и информационной культуры.

Список литературы

1. Симакова, И. С. Современная журналистика и социальные сети [Текст] / С. И. Симакова// Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2012. -№1 (9).

2. Пичугина, О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа [Текст] / О. А. Пичугина II Вестн. Рос. гос. гуманитар, ун-та. - 2013. -№ 1.-С.268-276.

3. Селютин, А. А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве: на примере анализа текстов социальных сайтов: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. А. Селютин. - Челябинск, 2009. - 247 с.

4. Морозова, А. А. Проблемные моменты коммуникативного взаимодействия в социальных сетях [Текст] / А. А. Морозова II Вестник Челябинского государственного университета. - Сер. Филология, искусствоведение. Выпуск 93. - Челябинск, 2014. - № 26 (355). - С. 76-81.

5. Вдовина, Ю. В. Влияние масс-медиа на культурную и политическую социализацию молодёжи [Электронный ресурс] / Ю. В. Вдовина II Молодежь и медиа. Цели и ценности. - Москва., 2011. - URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/molodezh_i_media._celi_i_cennosti.pdf (дата обращения: 09.01.2017).

6. Нафталиева, В. О. Влияние современных СМИ на молодёжь [Электронный ресурс] /

B. О. Нафталиева II Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - Москва, 2011. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-sovremennyh-smi-na-molodezh (датаобращения: 10.01.2017).

7. Узбекистан по пути развития медиаобразования [Текст] / Сост. Я. М. Маматова,

C. Р. Сулайманова. - Т.: «Extremum-press», 2015. - С. 90.

8. Киуру, К. В. Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежи как проблема медиапедагогики [Текст] / К. В. Киуру, А. А. Казеева II Знак. - 2014. -№6.-С. 19-23.

SOME ASPECTS OF THE IMPACT OF MODERN MEDIA TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF MEDIA AND INFORMATION CULTURE OF YOUTH

SulaymanovaS. R., National UniversityofUzbekistan, Tashkent, S_Saida@list.ru Mamatova Y.M., National University ofUzbekistan, Tashkent,ya_mamatova@mail.ru

The article observes some aspects of the influence of modern media content technologies on the formation of media and information culture of the youth as the most mass, involved and sensitive reference group audience, not only actively consuming, but also independently produces media products. According to this fact, it identifies ways to improve the information and media immunity of the study audience, as well as problems of media society in this direction and civil society in general.

Keywords: media technologies, media content, youth, information literacy, media culture, media education, media.

References

1. Simakova, I. S. (2012) Sovremennaya jurnalistika i socialnie seti [=Modern journalism and social networks], in: Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Problem field of media education], Chelyabinsk, no. 1 (9). (In Russ.).

2. Piguchina, O. A. (2013) Transformaciya massovoy kommunikativnoy realnosti v epohu socialnix media [=The transformation of mass communication a reality in the era of social media], in: Vestnik Ros. Gos. Gumanitarnogo Instituta [=Herald of the Ros. Gos. Institute of Humanities], no. 1, pp. 268-276. (In Russ.).

3. Selyutin, A. A. (2009) Kommutivnaya tolerantnost v virtualnomprostranstve: naprimere analiza tekstov socialnih saytov [=Communicative tolerance in virtual space: on the example of the analysis of texts of social sites], Chelyabinsk, 247 p. (In Russ.).

4. Morozova, A. A. (2014) Problemnie momenti kommunikativnogo vzaimodeystviya v socialnih setyah [=Problem points of communicative interaction on social networks], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], Issue 93, Chelyabinsk, no. 26 (355), pp. 76-81. (In Russ.).

5. Vdovina, Y. V. (2011) Vliyanie mass-media na kulturnuyu i politicheskuyuy socializaciyu molodeji [=The impact of the media on the cultural and political socialization of youth], in: Molodej i media. Celi i cennosti [=Young people and the media. The goals and values], available at: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/molodezh_i_media._celi_i_cennosti.pdf, accessed 09.01.2017. (In Russ.).

6. Naftalieva, V. O. (2011) Vliyanie sovremennyh SMI na molodej [=The impact of modern media on youth], in: Filosofskie problemy informaccionnih tehnologiy i kiberprostranstva [=Philosophical Problems of information technologies and cyberspace], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-sovremennyh-smi-na-molodezh, accessed 10.01.2017. (InRuss.).

7. Sulaymanova, S. and Mamatova, Y. (2015) Uzbekistan po puti razvitiya mediaobrazovaniya [=Uzbekistan on the way of development of media education], «Extremum-press», 90 p. (In Russ.).

8. Kiuru, К. V. and Kazeeva, A. A. (2014) Vliyanie sredstv massovoy kommunikacii na soznanie i povedenie molodeji как problema mediapedagogiki [=Influence of mass media on consciousness and behavior of youth as media pedagogic problem], in: Znak [=Field], no. 6, pp. 19-23. (In Russ.).

Сулайманова Сайда Равшановна - старший преподаватель кафедры теории и практики печати, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека; главный редактор Интернет-сайта «Kommersant.uz», Ташкент.

S_Saida@list.ru

Маматова Якута Мухамеджановна - доктор филологических наук, и.о. профессора кафедры теории и практики печати, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент.

ya_mamatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.