Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / РАСХОДЫ / ГАДЖЕТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Ивлиев Павел Валентинович

Современное общество не представляет своего существования без развитых технологий. Они влияют на его стремительное изменение, на доступность и получение любого вида информации, приобретение нужных товаров, заказа работ и услуг. В статье рассматриваются развитие технологических ресурсов и их правовая регламентация. Кроме того, характеризуется всестороннее влияние цифровизация имеющихся ресурсов на человека, включая давление на психологическое и физическое состояние людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF DIGITALIZATION OF CIVIL SOCIETY

Modern society cannot imagine its existence without advanced technologies. They influence its rapid change, the availability and receipt of any kind of information, the purchase of the necessary goods, the order of works and services. The article discusses the development of technological resources and their legal regulation. In addition, the comprehensive impact of digitalization of available resources on a person is characterized, including pressure on the psychological and physical condition of people.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_55 УДК 342.7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА LEGAL REGULATION OF DIGITALIZATION OF CIVIL SOCIETY

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: Современное общество не представляет своего существования без развитых технологий. Они влияют на его стремительное изменение, на доступность и получение любого вида информации, приобретение нужных товаров, заказа работ и услуг. В статье рассматриваются развитие технологических ресурсов и их правовая регламентация. Кроме того, характеризуется всестороннее влияние цифровизация имеющихся ресурсов на человека, включая давление на психологическое и физическое состояние людей.

Abstract: Modern society cannot imagine its existence without advanced technologies. They influence its rapid change, the availability and receipt of any kind of information, the purchase of the necessary goods, the order of works and services. The article discusses the development of technological resources and their legal regulation. In addition, the comprehensive impact of digitalization of available resources on a person is characterized, including pressure on the psychological and physical condition of people.

Ключевые слова: объекты гражданских прав, цифровые права, расходы, гаджеты, цифровизация ресурсов.

Keywords: objects of civil rights, digital rights, expenses, gadgets, digitalization of resources.

Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

Введение. Любой временной отрезок всегда характеризуется изобретениями человечества. Создание орудий труда, затем разных агрегатов, красок для тканей и пороха. Все это показатели развития человечества. Однако, человек захотел иметь возможность быстрого передвижения и перевозки грузов, летать и иметь возможность слышать и видеть других людей на расстоянии. Так человечество от обычных технологий в своем развитии перешло на совершенно новый уровень - разработку цифровых, нано технологий, которые позволяют ему только по отпечатку пальца, голосу или радужной оболочке глаза найти необходимую информацию в мировой интернет паутине, оплатить товары, увидеть родных. Сегодняшнее время уже делает различия между людьми не по социальному статусу, а проводит его по обладанию каждым предметами с развитыми технологиями. XXI столетие и молниеносное развитие современных технологий, привязка к всемирной интернет-паутине стали заменять человеку практически все. Виртуальные библиотеки, сайты с новостными ресурсами, новые виды транспорта, включая беспилотные такси. Однако, появление новых технологий по какой-то причине тесно связано с появлением и новых социальных рисков, которые становятся угрозой для человечества. Это дополнительно привело к тому, что в 2019-2020 годах и по настоящее время человек практически полностью стал зависимым от интернета: оформление покупок в продуктовых магазинах, заказ доставки, не менее важными стали сайты, на которых можно приобрести обувь, одежду, мебель, технику и многое другое.

Цель исследования. На основе анализа норм действующего законодательства о правах человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством РФ определить возможные пути совершенствования правового регулирования цифровизации гражданского общества.

Методы. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ норм федеральных законов, Конституции Российской Федерации, регламентирующих права и обязанности человека и гражданина, объекты гражданских прав, а также Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».

Правовое регулирование цифровизации. Большинство юридических коммерческих и некоммерческих лиц в последнее время стали дублировать свою деятельность при помощи создания виртуальных площадок.Сегодня с помощью цифровых технологий можно не только приобрести необходимые вещи и продукты питания, но и направить обращения в государственные учреждения и даже президенту - www.kremlin.ru.

Однако, проводимая политика зависимости человека от развитых технологий, в том числе - цифровых, приводит к необходимости совершенствования нормативного регулирования различных аспектов жизнедеятельности общества и места человека в нем. Однако на этом фоне стоит обратить внимание и на степень защищенности его прав и свобод со стороны государства. Сегодня уже со стороны государства имеется определенная тенденция проведения цифровой трансформации.

Такая работа начала проводиться на основании разработки стратегического направления в области цифровой трансформации госу-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

дарственного управления по перечню поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242, утвержденному по итогам конференции по искусственному интеллекту. [1] Основными направлениями работы по цифровизации вплоть до 2023 года станут повышение качества государственных функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, осуществление контрольной и надзорной деятельности, управление государственным имуществом, а также обеспечение безопасности государства и его граждан.

Изменение качества жизни и ее зависимость от технологического прогресса привело к изменению норм гражданского законодательства, а именно появлению с 18.03.2019 г. с помощью ФЗ №34-ФЗ новых видов объектов гражданских прав, а именно цифровые права. На данный момент почти каждый активный член нашего общества имеет хотя бы один собственный аккаунт (страничку). Там он хранит свои данные, а также информацию, способную охарактеризовать его как личность: фотографии, видео, плей-листы и иные материалы. Кроме того, сегодня с помощью таких аккаунтов сегодня осуществляются платежи и денежные переводы. На основе таких цифровых платформ, привязанных непосредственно к конкретному человеку можно устанавливать министанции (от Сбер и других представителей), организовывать работу системы «Умный дом». И именно на эти объекты гражданских прав в последнее время и направлено воздействие со стороны преступного элемента.

В современном мире кража данных человека равносильно обычной краже. Вот только последствия могут быть гораздо серьезнее. Особенно в случаях, когда человек в силу сложившихся обстоятельств, потери работы, заработка и иных проблемных вопросов в своей жизни становится должником какой-либо кредитной организации и его долг будет продан коллекторам[2]. Упрощение процедуры сбора информации не лишает каждого человека риска утечки данных о его личной жизни, собственности, дохода и т.д., использовании их в преступных целях заинтересованными лицами. Современные правообладатели часто используемых сайтов обычно не дают возможности доступа к нужным ресурсам без согласия заинтересованного лица предоставить определенную информацию о себе и согласия на ее обработку.

Говоря об этической стороне применения новых технологий, не следует забывать о праве как надежде людей на справедливость, на потребность общества в защите со стороны государства при возникновении новых рисков и угроз. Действующий основной закон государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение их и защиту - обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ), юридически закрепляет возможность выполнения такой обязанности (ст.ст.19, 21, 24 Конституции РФ). При этом целесообразно обратить внимание на адекватность правового регулирования вновь возникших общественных отношений (обязательной цифровизации в разных сферах общественной жизни), уровня развития самого общества, возможностям правовой системы государства и системы его законодательства.

В силу вновь возникших отношений, затрагивающих практически все социальные группы населения, всех членов общества, непростой иерархии нормативных правовых актов в РФ, при решении данной проблемы следует учитывать следующие факторы: разграничение предмета ведения Федерации и ее субъектов (ст.71-73 Конституции РФ), юридическую логику и юридическую нормотворческую технику; недопустимость «опережающего» нормотворчества.

Исходя из сложившихся реалий современной жизни, представляется два пути совершенствования правового регулирования обязательной цифровизации жизни общества. Первый путь - формирование новой отрасли права, имеющей свой предмет правового регулирования - общественные отношения в сфере новых технологий с использованием новых статей отраслевого законодательства. Другой путь - внесение изменений и дополнений в действующие отрасли законодательства в части, касающейся охраны (защиты) прав и свобод граждан с учетом вышеуказанных факторов.

Нерешение правового аспекта данной проблемы порождает хаотичность действий властей разного уровня, несбалансированность усилий общества и государства по их консолидации.

Не менее важным становится вопрос оформления документов и сбора как биометрических, так и данных всех видов документов, которые имеются у граждан: парспорта, СНИЛС, ИНН, сертификаты, водительские удостоверения и т.д.

Сегодня в России действует единый портал Государственных услуг, без которого практически ничего невозможно сделать. Записаться к врачу или на прием в государственное учреждение, получить информацию о штрафе или налоговой задолженности можно в основном только на данной платформе. Абсурд привязок состоит в том, что при отсутствии личного кабинета невозможно даже получить тот же сертификат о сделанных прививках, например, сертификат о прививке от Сл^-19 или <ЭК - код.

Так, в связи с введенными мерами в республике Татарстан без действующего QR-кода о прививке против Covid-19 или о перенесенном в течение последнего полугода заболевании не пустят в кафе, ресторан, столовую и даже в маленькую кофейню. Не окажут услуги в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-клубах. Также под запретом аквапарки, торговые, торгово-развлекательные центры, непродовольственные магазины площадью больше 400 квадратных метров. Большинство лиц, которым будет отказан доступ в таких вещах не зарегистрированы на подобных ресурсах из-за отсутствия технических возможностей, а справки в решении таких вопросов не действуют [3]. Но как быть престарелым гражданам, которые не могут себе позволить купить компьютер или смартфон, поддерживающий необходимый уровень, для создания аккаунта на нужной платформе. Сразу решить все подобные вопросы не удастся, но стоит помнить, что таким образом нарушаются гражданские права человека и гражданина данного субъекта.

Другой проблемой цифровизации всех жизненных процессов в гражданском обществе является ее влияние на особенности психологического развития несовершеннолетних. Часто в школах можно встретить проблему буллинга, возникшую в коллективе из-за разницы в доходах семей. Одному ребенку родители могут купить дорогостоящий гаджет известной компании, а у других родителейнеттаких возможностей [4]. Психологическое давление может происходить не только в реальной жизни, но перенестись как раз в цифровую среду. В этом случае уже под неизвестными «никами» - именами, одноклассники, одногруппники могут устраивать травлю своего оппонента. Такое воздействие может довести

и до суицидальных проявлений, когда затравленный таким образом гражданин, независимо от возраста, не находит иного выхода.

Следующей немаловажной проблемой является искоренение или пособничество к уничтожению русского языка. В соцсетях не требуется правильность написания и соблюдения правил русского языка. Наоборот, в них приветствуются все новые сокращения и вливание чуждых для слуха образованного и взрослого человека слов. При чем, все эти сленговые выражения начинают ассимилировать в родной речи путем их включения в продукцию средств массовой информации, например, в рекламе: чиил, краш, лайк.И такое «нововведение» коснулось не только виртуальной реальности, но и рекламных компаний, проводимых в СМИ. Например, реклама магазинов сети «Дикси» содержит такой слоган - «Ничёси цена». При чем органы исполнительной власти даже в лице Роспотребнадзора никак на это не реагируют.

Наблюдается зависимость студенческой аудитории от своих электронных средств связи и получения информации. Неуверенность при ответах на вопросы, которые были изучены на занятиях. Так, если нет возможности заглянуть на интернет страничку с заданным в ней аналогичным вопросом, это порой приводит студентов к состоянию истерии и агрессии.

Вопросы утрачиваемых правил поведения, воспитания детей в уважении к лицам старшего возраста, учителям, также оставляет множество пробелов. Размещаемые в интернете видеоролики приводят к тому, что несовершеннолетние знают только свои права, при этом забывают о правах других лиц, которые они нарушают. Например, ученик, получивший неудовлетворительную оценку, может себе позволить на повышенных тонах разговор с учителем, включая в него слова, оскорбляющие личность педагога, в том числе и нецензурную лексику. А его родители, реагируют на сообщение о подобном поведении таким образом, что это ребенок защищал себя от неправомерно поставленной плохой оценки.

Не менее странным требованием стала необходимость обязательной регистрации на сайте Госуслуг малолетних. Без подобной регистрации их просто невозможно записать в школу для будущей учебы. И даже записать ребенка в учреждение дошкольного образования возможно сделать в основном на специальных страничках ресурсов администраций муниципальных образований.[5]

Интересным стало последнее известие о введении цифровых технологий в жизнь граждан. В Москве на всех станциях метро должна войти в полноценный режим функционирования система оплаты проезда с помощью биометрических данных, работающая с помощью «умных» камер. Система FacePay позволяет оплачивать поездки «лицом».О том, что «умные» камеры заработают на всех станциях, сообщал Сергей Собянин.[6] Вот только как относиться к такому сообщению. Вопрос становится достаточно явным. По проведенным нами покупкам с помощью дебетовых и кредитных карт можно определить место нашего преимущественного нахождения и интересы. Украв биометрические данные возможно полностью лишить человека всей собственности и прочее. А с появлением таких камер у многих граждан вполне может возникнуть вопрос о тотальном контроле.

Заключение и выводы. Таким образом, развитие общества невозможно остановить. С помощью цифровизации всех сфер государственной и коммерческой деятельности человек способен максимально облегчить свое существование. Развитие подобных технологий уже привело к появлению новых объектов гражданских прав (ст.128 ГК РФ). Вот только вопросы защиты цифровых данных пока никак не определены, да и цифровые технологии, способные защитить личные данные, собираемые госорганами, и предотвратить их утечку можно наблюдать только во время выборных компаний. Вопросы судебной практики по возврату похищенных денежных средств со счетов граждан при помощи похищенной личной информации так же не урегулированы.[7]Вместе с тем такие технологии приводят к прекращению простого человеческого общения и разрыву социально полезных связей и навыков, а незащищенные ничем цифровые объекты гражданских прав способны фактически уничтожить любую личность, попав в руки преступников. Значит, дать полноценную оценку такому развитию можно исключительно субъективно, принимая во внимание наименьшие условия, которые способны принести ущерб человеку, обществу или государству.

Библиогра фия:

1. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления». - (Электронный ресурс) - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/pnme/doc/402867092/ (дата обращения 10.11.2021 г.)

2. Правовые основы деятельности коллекторских агентств. Махиборода М.Н., Ананьева Е.О.// Российская юстиция. 2019. № 5. С. 13-16.

3. Куда можно, а куда нельзя с 11 октября без QR-кода в Татарстане/ - (Электронный ресурс) - URL: https://www.tatar-inform.ru/news/kuda-mozno-a-kuda-nelzya-s-11-oktyabrya-bez-qr-koda-v-tatarstane-5839027 (дата обращения 10.11.2021 г).

4. Проблемы развития подростка в современном мире. Ананьев О.Г., Ананьева Ж.Н.// Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. № 16. С. 35-39.

5. Администрация города Рязани официальный сайт - (Электронный ресурс) - URL: https://admrzn.ru/gorodskaya-sreda/upravlenie-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 10.11.2021 г).

6. В Москве на всех станциях метро заработает система оплаты лицом- (Электронный ресурс) - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/10/2021/616894ae9a79473535b7888b(дата обращения 10.11.2021 г).

7. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).-(Электронный ресурс) - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329423/(дата обращения 10.11.2021 г).

References (transliterated):

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22 oktyabrya 2021 g. N 2998-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii gosudarstvennogo upravleniya». - (Elektronnyj resurs) - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402867092/ (data obrashcheniya 10.11.2021g.)

2. Pravovye osnovy deyatel'nosti kollektorskih agentstv. Mahiboroda M.N., Anan'eva E.O.// Rossijskaya yusticiya. 2019. № 5. S. 13-16.

3. Kuda mozhno, a kuda nel'zya s 11 oktyabrya bez QR-koda v Tatarstane/ - (Elektronnyj resurs) - URL: https://www.tatar-inform.ru/news/kuda-mozno-a-kuda-nelzya-s-11-oktyabrya-bez-qr-koda-v-tatarstane-5839027 (data obrashcheniya 10.11.2021 g).

4. Problemy razvitiya podrostka v sovremennom mire.

Anan'ev O.G., Anan'eva ZH.N.// Vestnik obshchestvennoj nauchno-issledovatel'skoj laboratorii «Vzaimodejstvie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s institutami grazhdanskogo obshchestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologicheskie aspekty». 2019. № 16. S. 35-39.

5. Administraciya goroda Ryazani oficial'nyj sajt - (Elektronnyj resurs) - URL: https://admrzn.ru/gorodskaya-sreda/upravlenie-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki/doshkolnoe-obrazovanie (data obrashcheniya 10.11.2021 g).

6. V Moskve na vsekh stanciyah metro zarabotaet sistema oplaty licom- (Elektronnyj resurs) - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/10/2021/616894ae9a79473535b7888b(data obrashcheniya 10.11.2021 g).

7. "Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii N 2 (2019)" (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 17.07.2019).- (Elektronnyj resurs) -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329423/(data obrashcheniya 10.11.2021 g).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.