Москва, 24-25 сентября 2021 года / под общей редакцией Т.Н. Владимировой, И.А. Купцовой. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. - С. 95-100
8. Максютова, H.H. Исследование информационно-педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования / H.H. Максютова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал.-2019. - № 1(29). -С. 223-241. -DOI 10.32516/2303-9922.2019.29.19
9. Микиденко, Н.Л. Цифровая образовательная среда: методология и практики исследования: монография / Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2022. - 156 с. - ISBN 978-5-91434-075-6 // IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/126691.html (дата обращения: 17.09.2023)
Педагогика
УДК 37.018.1
кандидат педагогических наук, доцент Валиахметова Альфия Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)
К ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется «институт семьи» как самостоятельный социальный субъект. Рассматривается институциональный подход как механизм развития социальной субъектности семьи. Анализируется творческое наследие ученых исследователей по проблеме семейной педагогики. Определяется воспитательный потенциал семьи, способствующий развитию личности ребенка, его интеграции и самореализации в обществе. Раскрывается содержание понятий: «семья», «институт семьи», «институализация семьи», «воспитательный потенциал семьи», «семейный досуг». Исследуются проблемы взаимоотношений взрослых и детей в современной семье. Анализируется развивающий и воспитательный потенциал семейного досуга. Определяется положительная роль совместного досуга семьи в социализации ребенка, его творческого развития и ценностного отношения к семье. Конкретизируются формы семейного досуга, способствующие духовно-нравственному развитию детей. Выявляется педагогический потенциал фольклорной праздничной культуры в становлении ребенка как гражданина, патриота своей Родины.
Ключевые слова: ребенок, «социальный институт», семья, институциональный подход, воспитательный потенциал семьи, семейный досуг, патриотизм, социализация, общечеловеческие ценности.
Annotation. The article studies the "family institution" as an independent social subject. The institutional approach as a mechanism for the development of social subjectivity of the family is considered. The creative heritage of scientific researchers on the problem of family pedagogy is analysed. The educational potential of the family that contributes to the development ofthe child's personality, his integration and self-realisation in society is defined. The content of the concepts is revealed: "family", "family institution", "family institutionalisation", "educational potential of the family", "family leisure". The problems of relationships between adults and children in the modern family are investigated. The developmental and educational potential of family leisure is analysed. The positive role of joint family leisure time in the socialisation ofthe child, his creative development and value attitude to the family is determined. The forms of family leisure time promoting spiritual and moral development of children are concretised. The pedagogical potential of folklore holiday culture in the formation ofthe child as a citizen, patriot of his homeland is revealed.
Key words: child, "social institution", family, institutional approach, educational potential of the family, family leisure, patriotism, socialisation, human values.
Введение. Сегодня в Российском обществе развиваются новые общественные отношения, меняется ее структура и социальные связи. Эти процессы протекают на всех уровнях социальных институтов оказывая большое влияние на становление подрастающего поколения, нуждающееся в поддержке нашего общества. Данный факт требует совершенствование всех институтов социализации в соответствии с изменениями во всех сферах жизни и реформирования государственной политики российского государства. Одним из фундаментальных социальных институтов обеспечивающий в обществе репродуктивную и социализирующую функции является семья. В период глобальных изменений как в экономике, политике так и в других сферах общественных отношений в обществе актуализируется значимость семьи в формировании нового гражданина страны, субъекта культуры.
Семья и благополучие детей являются ценностью российского общества. Но современные реалии вынуждают родителей много трудится, прежде всего для материального обеспечения своих детей, для этого они вынуждены проводить большое количество времени на рабочих местах, в отрыве от семьи. В связи с этим встает вопрос, как правильно организовать совместное досуговое время в семье способствующее развитию у детей семейной культуры. Как правильно использовать воспитательный потенциал семейного досуга во благо детей, доя формирования их личностных ценностных ориентиров в дальнейшей своей жизнедеятельности в социуме. Семейное воспитание подрастающего поколения является предметом и объектом исследования таких наук как: педагогика, психология, социология и др. В последние десятилетия, становится актуальным проблема воспитания и развития детей в условиях семейного досуга.
Изложение основного материала статьи. Становление семейной педагогики и семейного воспитания имеет свою историю. Ценный вклад в развитие семейного воспитания внесли классики отечественной педагогики К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптеров, А.С. Макаренко. Ученые рассматривали домашнее воспитание ребенка важной составляющей в становлении его как личности, при этом отмечали о необходимости педагогического просвещения родителей [20]. П.Ф. Лесгафт, в своей работе «Семейное воспитание ребенка и его значение» придавал большое значение семье как естественной среде гармоничного формирование личности ребенка. При выборе средств воспитания педагог предлагал родителям особое внимание уделять играм и поощрять его самостоятельную деятельность [11]. П.Ф. Каптеров, первый создатель «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению детей в России» отмечал, что главной задачей семейного воспитания является формирование интеллектуальных способностей ребенка с учетом развития психолого-физиологических особенностей в различные возрастные периоды [7]. А.С. Макаренко рассматривал семью как коллектив и придавал большое значение в воспитании ребенка личному примеру родителей [13]. Основы теории семейной педагоги сосредоточены в работах Ш.А. Амонашвили, Н.К. Крупской, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского. В трудах данных ученых-педагогов подчёркивается, что семья должна стать доя ребенка школой подлинной человеческой любви, строгой, нежной и требовательной [19].
На современном этапе развития теории и практики семейной педагогики, ученые-исследователи Т.Ф. Биктагирова, В.П. Борисенков, Р.А. Валеева, С.Н. Куровская, О.В. Черкасова анализируют в своих исследованиях психолого-
педагогические проблемы взаимоотношений в современной семье [2]. Социологи А.И. Антонов, М.С. Мацковский, В.М. Медков, C.B. Мельникова в своих трудах особое внимание уделяют формированию ответственности внутри семьи и взаимоотношениям семьи с обществом [1]. Социокультурный аспект воспитания ребенка в условиях семейного досуга исследуют ученые Г.А. Аванесова, Т.Г. Кисилева, Т.А. Куликова, C.B. Лавренцова, Т.А. Маркова, Э.И. Тюрина, H.H. Ярошенко [9]. Зарубежные ученые исследующие педагогику досуга P.A. Стеббинс, К. Ройек, Т. Блэкшоу, К. Роберте рассматривают семейный досуг как один из определяющих факторов социализации и аккультурации современного человека [21].
Несмотря на сложившиеся сегодня объективные социально-экономические сложности развития российского общества, семья остается социальным институтом, мощным транслятором духовных ценностей от поколения к поколению. В научной литературе, содержание определения «социальный институт» рассматривается учеными с позиции институционального подхода. Исследователи-социологи термин «институциализм» рассматривают в контексте связи двух понятий: «институция», как - установление, норм, обычаев, правил, принятых в обществе; и «институт» - учреждение или закрепление норм и порядка в виде закона [15, С. 8]. Функциональные отношения между людьми, закрепленные обычаями и законом - рассматривается как «институция» семьи. Институализация, способствует развитию семьи и удовлетворению ее социальных потребностей. Институциональный подход, для оценки положения семьи в современном обществе по мнению социологов О.В. Кучмаевой и Т.К. Ростовской, позволяет выявить механизмы ее субъектности; наличие благоприятных условий для жизнедеятельности современной семьи, проявления ее самостоятельности при решении своих проблем, повышения ее социального статуса [15, С. 14]. Важнейшим каналом институализации семьи становится государство. Для того, чтобы семья могла успешно реализовать свои функции в процессе развития и воспитания детей, государство и общество должны регламентировать правовые и социальные нормы выделяя ресурсы и внедряя эффективные социальные технологии поддержки.
В контексте нашей статьи, проанализируем далее, содержание основных понятий исследования. Определение «семьи» в научной литературе существует большое количество, однако само понятие не имеет четкой научной характеристики. С точки зрения философии еще в древние времена Аристотель и Платон изучали вопросы семьи и понимали ее как необходимость для создания государства и организации социальной жизни [14, С. 236]. Средневековая философия сквозь призму религии рассматривала семью как союз супругов, основанный на браке для продолжения рода. Ф. Бэкон видел в семье - «школу человечности» и делал акцент на воспитательную функцию семьи - «воспитание стремления к добродетельным поступкам» [4, С. 31]. И. Кант считал, что цели семейного воспитания должны быть подчинены целям жизни общества, а именно - нравственное обновление и совершенствование общества, поэтому особое внимание родителям необходимо уделять развитию морально-нравственных качеств ребенка [6]. Британский социолог Э. Гидденс, определяет семью как ячейку общества состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически и психологически [5]. Американский социолог Дж. Масионис рассматривает семью как социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющих всех людей в группы, чтобы они могли сообща растить и воспитывать детей [12, С. 150].
В России, преимущественно проблема семейного воспитания подрастающего поколения рассматривалась в русле религиозной философии. Теоретические основы такого традиционного подхода были заложены в многочисленных трудах B.C. Соловьева, В.В. Розанова, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского. В работах данных ученых прослеживается идея, что семью создает творческая сила любви и она является «образующим элементом всякого общества» [18, С. 178]. В современных исследованиях семья как социальный институт выступает в качестве саморегулирующейся системы, в которой члены семьи создают культуру взаимообогащения, поддерживают жизненные и духовно-нравственные ценности, разрешают возникшие внутрисемейные противоречия [15, С. 23].
На основе анализа различных по содержанию понятия «семья», представленных исследователями данной проблемы в научной литературе, можно дать следующее общее собирательное определение «семьи» - это социальная группа людей, связанная браком или кровным родством, основанная на совместном проживании, общих интересах, ответственности, общем быте, взаимопомощи, и являющаяся источником социальных установок. Отметим, что данное определение, нельзя назвать полным, в виду того, что современные семьи бывают без оформления гражданского брака, а также не проживающие на одной территории.
Семья выполняет репродуктивную, защитную функцию, экономическую; психологическую, хозяйственную, коммуникативную, социально-культурную, эмоциональную функции и др. Одна из основных функций семьи -воспитательная. Однако не каждая семья обладает высоким качеством воспитания в силу объективных и субъективных причин. Одни, например, не могут растить детей в силу болезни; другие не хотят или не придают этому должного значение и т.п. Поэтому можно сказать, что каждая семья обладает высокими или низкими воспитательными возможностями или воспитательным потенциалом семейного воспитания.
Рассмотрим содержание понятия «воспитательный потенциал» семьи. Основные факторы воспитательного потенциала семьи исследовались многими учеными и в научной литературе трактуется неоднозначно. Изучение данной проблемы имеет свою историю. В России, большое внимание уделялось изучению данного вопроса в трудах классиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского [20], A.C. Макаренко [13], В.А. Сухомлинского [19] и др.
Нередко слово «потенциал» (лат. сл. potential - сила) рассматривается как слово «возможность», то, что еще не реализовано или полностью не использовано в практике [17]. Понятие «потенциал» рассматривается и относительно характеристики каждого конкретного социума и его отдельных институтов (экономический, политический, социальный и др.). Применительно к семье можно говорить о ее потенциале в целом, компонентами которого являются: репродуктивный, нравственный, экономический, культурный и воспитательный.
Воспитательный потенциал семьи, это развитость ее возможностей, в формировании личности ребенка обусловленная общественными отношениями реализуемая через все стороны ее функций и особенно через воспитательную, отмечают исследователи Г.Ф. Биктагирова и Э.И. Муртазина [2, С. 91]. С.Н. Куровская, определяет воспитательный потенциал семьи как систему эмоциональных отношений родителей к ребенку, их позитивное или негативное восприятие ребенка и способы регулирования взаимодействия с ним [10]. Т.Н. Кобизь, воспитательный потенциал семьи рассматривает определяющим фактором первичной социализации личности ребенка, поскольку семья для него является той «питательной средой», которая помогает ему успешно интегрироваться в общество и самореализоваться в нем, а также противостоять его негативным явлениям [8, С. 66].
Как видим, исследователи пока не пришли к единому мнению относительно структуры понятия «воспитательного потенциала» семьи. Многие исследователи изучающие данную проблему выделяют и такие важные компоненты воспитательного потенциала семьи, как: личный пример, авторитет родителей основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции; внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи [16]. Е.В. Бондаревская считает, что одной из главных задач
семейного воспитания является воспитание ребенка - субъектом культуры. Воспитательная среда семьи и школы должна развивать способность ребенка правильно ориентироваться в мире ценностей культуры и в жизненных ситуациях, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки [3].
Одним из важных функций семейного воспитания является социализация ребенка - процесс и результат вхождения человека в социум для освоения и воспроизводства им социального опыта, понятия требований, норм и принципов общественных отношений; формирование гражданских, нравственных, общественных, семейных и иных социально значимых качеств личности. В ходе образования и воспитания человека, культура социализации передается из поколения к поколению, а ребенок, усваивая ее, включается в жизнь социума, становится личностью, индивидуальностью.
Рациональное распределение свободного времени и организация досуга, также является, важной функцией семейного воспитания. Анализ научной литературы показывает, что понятие «досуг» рассматривается исследователями по-разному. В современном понимании, досуг - это деятельность, культурно-образовательного и развивающего назначения в «свободное» от труда время; осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Это путь активного продвижения личности к культуре, освоению социокультурного наследия [9].
Семейный досуг, предоставляет ребенку интересный совместный отдых со взрослыми, приносит ему и всем членам семьи положительные эмоции, способствует сохранению и восстановлению физического, психического и духовного здоровья, интеллектуального совершенствования. Главная цель семейного досуга - общение, поддержание гармонии во взаимоотношениях между всеми членами семьи, ощущение радости и взаимной любви, которую дарят друг другу взрослые и дети. Основной принцип организации семейного досуга - ориентация на всех членов семьи, при учёте их возрастных, психофизиологических особенностей, ценностей и интересов; придать ей полезную направленность, обогатить содержание, сделать ее интересной и творческой. Позитивный семейный досуг формирует семейную культуру детей и ориентирует их в дальнейшей своей взрослой жизнедеятельности к гуманному и бесконфликтному выстраиванию отношений в своих будущих семьях.
Значительный воспитательный потенциал формирования семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой большое место занимает художественное творчество сочетающее отдых и личностное развитие. В условиях новых рыночных отношений досуговая инфраструктура предлагает семье разнообразные формы занятий для развития их детей как в духовно-нравственном, так и в эстетическом аспектах. Традиционные семейные мероприятия увеличивают свою ценность новым содержанием и ориентируются на интересы семьи. Т.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников отмечают, что особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно задействованы такие механизмы общения как: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную и душевную привлекательность, укрепляет и сплачивает семью [9].
Одним из излюбленный видов семейного досуга является праздник, как форма коллективного и индивидуального творческого поведения, и коммуникации людей. По своей классификации праздники бывают светские, религиозные, трудовые, календарно-обрядовые, семейные, эксклюзивной направленности и др. Основной целью праздничной культуры является человеческое общение, способствующее единению людей на эмоциональном и мировоззренческом уровне. Большим воспитательным потенциалом обладают народные праздники, оказывающие положительное влияние на развитие таких общечеловеческих ценностей, как: гуманизм, забота о судьбе всего живого на земле, признание ценности человеческой личности. Общечеловеческие ценности, находят выражение и в национальной культуре. Ценность, это то, что дорого душе человека; круг ценностей личности воспитывается прежде всего сквозь призму знаний об истории и культуре родной земли, через дальнейшую жизнедеятельность человека. Участие детей вместе с родителями в народных праздниках способствует росту национального менталитета, формированию нового гражданина любящего родной язык, народные обычаи и традиции своего народа; содействует воспитанию такой социальной ценности личности, как - патриотизм. Основными компонентами патриотической личности являются: любовь к Родине, к своему народу и к культуре, готовность защищать их; все эти качества формируются в процессе социализации ребенка в условиях семейного воспитания, всей системы российского национального образования и культурного досуга. Положительное влияние семьи на формирование патриотических ценностей в сознании детей усиливается идентификацией своей Родины с Россией, в ощущение себя ее гражданином и гордость быть таковым.
Сегодня, в период неблагополучной военной обстановки и проведения новых государственных реформ в нашем обществе усиливается у молодежи и тревожность за судьбу Родины, опасение потерять близкое и родное, что выражается в неверии скорейшего выхода из кризиса. Поэтому, семья, с ее исторической культурой и памятью, должна стать защитником и проводником веры детей в свободное и гуманное будущее страны, а для этого, она должна обладать высоким социальным статусом родителей и семейным благополучием. Государство должно оказывать помощь жизнеспособности «института семьи», потому что к патриотизму нельзя только призывать, а нужно его воспитывать; и семья, своей любовью к ребенку, может положительно способствовать формированию его нравственной и патриотической культуры, формированию гуманного гражданина-патриота российского общества.
Выводы. В сложных условиях, сложившихся сегодня в современном российском обществе возрастает роль семьи как основы жизнедеятельности и воспитания подрастающего поколения. Семья для ребенка, является первым социальным институтом формирующий его из человека-индивида в личность, в субъект культуры. Безусловными ценностями семьи являются образование и семейный досуг, способствующие духовно-нравственному развитию личности ребенка. Семейный досуг способствует приобщению ребенка к обычаям, традициям, культуре своей семьи и своего народа; гармоничному вхождению в социум для получения навыков гуманного и демократического отношения с членами общества, формирует как гражданина и патриота своей малой и большой Родины.
Литература:
1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 302 с.
2. Биктагирова, Г.Ф. Психология и педагогика семьи / Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина - Казань: «Бриг», 2015.-232 с.
3. Бондаревская, В.В. Ценностные основания личности ориентированного воспитания / В.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36
4. Бэкон, Френсис. Новая Атлантида: Опыты и наставления нравственные и политические / Перевод З.Б. Александровой. - 2-е изд. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 238 с.
5. Гидденс, Энтони. Социология / Энтони Гидденс / Науч. ред. В.А. Ядов. - Москва, 1999. - 703 с.
6. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант / Перевод с нем. С.Я. Шейнман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьяна. - Москва: Мир кн.: Литература, 2007. - 399 с.
7. Каптерев, П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Ред. П. Каптерев; "Родительский кружок при Педагогич. музее в.-уч. зав. в СПб.". - Санкт-Петербург: Тип. Б. Бвдокимова, [1898-1910]. - 56 с.
8. Кобизь, Т.Н. Воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка / Т.Н. Кобизь // Дискуссия. Журнал научных публикаций Смоленского государственного университета. - 2011,- № 6 (14) июнь. - С. 64-66
9. Кисилева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2011.-539 с.
10. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 164 с.
11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - Санкт-Петербург: Лениздат: Команда А,2014. - 222 с.
12. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис / Перевод с англ. яз. 3. Замчука [и др.]. - 9-е изд. - СПб: Питер, 2004.-752 с.
13. Макаренко, A.C. Книга для родителей / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1988. - 300 с.
14. Платон. Законы / Платон. Сочинения в 4-х т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - СПб., 2007. - Т. 3. - Ч. 2. -С. 89-513
15. Ростовская, Т.К. Семья в системе социальных институтов общества / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. - Москва: Юрайт, 2019.-299 с.
16. Семак, Т.Ю. Семейное творчество - ведущая форма организации досуга семьи / Т.Ю. Семак // Культура и образование. - 2017,- № 2(25). - С. 93-100
17. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с.
18. Соловьев, B.C. Смысл любви: Избр. произведения: [Стихи, письма, филос. эссе Владимир Соловьев]. - Москва: Современник, 1991. - 524 с.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва: Концептуал, 2016. - 312 с.
20. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.
21. Ярошенко, H.H. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследованиях / H.H. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета. -2019. - № 5(91). - С. 92-101
Педагогика
УДК 37.035
кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент Сивцева Кира Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия «Центр глобального образования» (г. Якутск)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье раскрывается понятие социальных сетей, причины и возможные риски участия несовершеннолетних в социальных сетях. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы изучения социальных сетей и их влияния на социализацию подростков. Авторы представили факторы, влияющие на рост числа несовершеннолетних, предпочитающих виртуальное общение реальному. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики интернет-зависимости среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике негативного влияния социальных сетей на процесс социализации подростков в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.
Ключевые слова: социализация, подростки, виртуальное общение, социальные сети, интернет, профилактика.
Annotation. The article reveals the concept of social networks, the reasons and possible risks of minors participating in social networks. The relevance of the research problem is determined. The article contains an analysis of scientific literature taking into account the realities of the modern system of studying social networks and their influence on the socialization of adolescents. The authors presented factors influencing the growth in the number of minors who prefer virtual communication to real one. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of preventing Internet addiction among minors. The work experience presented in the article will allow social teachers, class teachers, and deputy directors for educational work to organize activities to prevent the negative impact of social networks on the process of socialization of adolescents in educational organizations.
Key words: socialization, teenagers, virtual communication, social networks, Internet, prevention.
Введение. Поскольку общение подростков и молодежи в современном обществе довольно часто осуществляется посредством социальных сетей, мы считаем необходимым изучить действие социальных сетей на процесс социализации. Влияние общения в социальных сетях и особенности социализации подростков будут рассмотрены как два взаимовлияющих друг на друга фактора и как результат.
«Социальная сеть - это сообщество пользователей, объединенных определенной онлайн платформой; площадка для взаимодействия пользователей, многопользовательский веб-сайт, наполнением которого занимаются сами участники сети» [11]. Появление социальных сетей, внесло немало новшеств в нашу жизнь, став неотъемлемой ее частью, постоянно совершенствуясь, захватив все возрастные категории. Социальные сети помогают людям находить и узнавать друг друга, предлагают различный видео-, аудио- и игровой контент. Для многих подростков социальные сети заменили реальное общение и прогулки со сверстниками на виртуальные. Исследованиями по этой проблеме занимались: Ю.Д.Бабаева, Л.А.Браславец, B.C. Власов, А.Е. Войскунский, А.Г.Мирумян, Т.С.Садыгова и другие.
Изложение основного материала статьи. Социализация как процесс рассматривалась многими исследователями, в различных словарях представлен достаточно внушительный перечень определений социализации. А.В. Мудрик рассматривал социализацию как процесс развития в период детства, отрочества и юности, а как процесс, протекающий на протяжении жизни человека, стали рассматривать позже (60-е гг. XX в.) [6].
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман и др. представлены ключевые этапы и особенности развития подростков (10-14 лет). С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др. в