Статья/Article
УДК 371.018:613,9
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-5
СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
З. И. Тюмасева1*, И. Л. Орехова2*
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Российская Федерация *e-mail: zit@,cspu.ru
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: в статье рассматривается семейная среда как основа физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка, а также сохранения, укрепления физического и психического здоровья. Представлены результаты диагностического исследования на предмет отношения родителей школьников к здоровому образу жизни как фактора благополучия своих детей; влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных, рационально-потребительских отношений к природе и ответственного отношения к своему здоровью. Цель статьи - доказать, что семейная среда играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни ребенка.
Материалы и методы: в процессе исследовательской деятельности осуществлен анализ научной литературы по проблеме семейного воспитания, семейной среды, воспитательного потенциала семьи и социализации ребенка. Использованы диагностические методики, включающие тестирование, анкетирование, опросник, взаимооценивание, а также педагогическое наблюдение и использование результатов воспитательного потенциала семьи в педагогической деятельности. Математико-статистический анализ позволил обобщить полученные данные диагностической работы. Исследование проведено на базе школы-интерната №8 Копейского городского округа Челябинской области и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты исследования: доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе, что является основой для нравственного и психического их здоровья. Расширены научные представления о семейной среде, дается авторское определение ключевого понятия «семейная среда» и подчеркивается ее уникальность на начальном этапе социализации будущего гражданина своей страны. Охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи, среди которых родительские установки обладают мощным стимулом для активизации влияния семейной среды на сохранение и укрепление здоровья детей. Описаны результаты проведенного диагностического исследования. Обсуждение и заключения: подчеркивается, что семейная среда способна заложить у детей
основы ответственного отношения к своему здоровью и способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию самосохранительного поведения.
Делается вывод о том, что для выстраивания позитивных отношений родителей и их детей необходимы когнитивные, поведенческие, нравственные, этические составляющие семейной среды. Семейная среда является основой для социализации ребенка и формирования здорового образа жизни, самосохранительного поведения. Основные положения:
— определено понятие «семейная среда»;
— охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи;
— доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе как основы нравственного и психического здоровья;
— представлены результаты диагностического исследования.
Ключевые слова: семейная среда, сохранение и укрепление здоровья, отношение, воспитательный потенциал семьи, здоровый образ жизни.
Для цитирования: Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 5.
FAMILY ENVIRONMENT AS MEANS OF PRESERVATION, STRENGTHENINGS OF HEALTH OF STUDENTS AND FORMATION OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOUR
Z. I. Tyumaseva1*, I. L. Orekhova2*
1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
*e-mail: zit@,cspu.ru
2
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
*e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: in the article the family environment as a basis of physical, moral and intellectual development of the child and also preservation, strengthening of physical and mental health is considered. Results of diagnostic testing regarding the relation of parents of school students to a healthy lifestyle as a factor of wellbeing of the children are presented; influence of family on formation at children of the sensual and esthetic, informative, rational and consumer relations to the nature and a responsible attitude to the health. The article purpose is to prove that the family environment plays a huge role in preservation and promotion of health and formation of a healthy lifestyle of the child.
Materials and methods: in the course of research activity the analysis of scientific literature on the problem of family education, the family environment, educational potential of family and socialization of the child is carried out. The diagnostic techniques including testing, questioning, the questionnaire, mutually estimation and also pedagogical observation and use of results of educational potential of family in pedagogical activity are used. The mathematics and statistics analysis allowed to generalize the obtained data of diagnostic work. The research is conducted on
the basis of boarding school №8 of the Kopeisk city district of Chelyabinsk region and the Southern Ural state humanitarian and pedagogical University.
Results: The study gives evidence that the influence of family on raising the children with sensual and esthetical, informative and rational attitude to the nature is the key to their moral and mental health. Scientific ideas of the family environment are expanded, author's definition of the key concept "family environment" is given and its uniqueness at the initial stage of socialization of future citizen of the country is emphasized. The main components of educational potential of family among which parental installations possess a powerful incentive for promotion of influence of the family environment on preservation and promotion of health of children are characterized. Results of the conducted diagnostic testing are described.
Discussion and Conclusions: it is emphasized that the family environment is capable of making the foundation of a responsible attitude to the health of the children and promotes preservation and promotion of health, formation of self-preservation behavior.
The conclusion is drawn that cognitive, behavioral, moral, ethical components of the family environment are necessary for forming of the positive relations of parents and their children. The family environment is a basis for socialization of the child and formation of a healthy lifestyle, self-preservation behavior. Highlights:
— the concept "family environment" is defined;
— the main components of educational potential of family are characterized;
— influence of family on formation the children's sensual and esthetic, informative and rational attitude to the nature as bases of moral and mental health is proved;
— results of diagnostic testing are presented.
Keywords: family circle, preservation and promotion of health, relation, educational potential of family, healthy lifestyle.
For citation: Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L. Family environment as means of preservation, strengthenings of health of students and formation of self-preservation behavior // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р 5.
Введение
В педагогической науке используются разные понятия специальных сред: школьная среда, обучающая среда, развивающая среда, воспитывающая среда, социальная среда, семейная среда и т.д., которые обладают самой разной общностью. Понятие «семейная среда» является одним из ключевых понятий, которое активно разрабатывается в последнее время.
В Большой советской энциклопедии [7, с. 718] семья рассматривается как кровнородственная малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является мультифункциональной. Среди множества функций семьи наиболее актуальной является созидательная, направленная на создание условий для развития личности ее членов (Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, В.М. Медков, Б.М. Левин, М.В. Петрович и др.). Поэтому семью необходимо рассматривать как малую социальную группу или ячейку общества, которая продуцирует
биологические, социальные, материальные, нравственные, духовные, идеологические, психолого-педагогические отношения [20, с. 357; 2; 3; 9].
Дефиницию «отношение» психологи определяют как психологическую связь человека с окружающей природной и социальной средой, другими людьми. Именно в семье зарождаются отношения, стимулирующие и поддерживающие личностное развитие детей. Но только в том случае, если они выстраиваются на основе психологической близости, взаимной авторитетности, доверительности, эмпатии и характеризуются позитивной эмоциональной окрашенностью [1; 19; 17].
Семья является важнейшим фактором здорового образа жизни детей, обладает неоценимым ресурсом при формировании ценностных ориентиров в области здоровья и здорового образа жизни [15]. Именно семья является первым институтом, который закладывает основы самосохранительного отношения и поведения человека в результате воспитания основных социальных ценностей: «... индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми.» [14, с. 113].
Образовательная организация становится помощником семьи при достижении данной цели [12]. Этот факт отображен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В нем подчеркивается, что родителей надо воспринимать как первых педагогов. Только они могут заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка, а для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, возможностей и необходимой коррекции недостатков его развития в помощь семье действует сеть образовательных организаций.
Семья как динамическая система характеризуется гомеостазом. Нарушения в ней и ее различные проблемы (жестокость, болезнь, развод, конфликты и т.д.) нарушают сложившийся гомеостаз и вызывают отклонения во взаимоотношениях и функциях во всех элементах семейной системы по типу обратной связи [24; 22].
Воспитание как важнейшая функция является доминантой семейного воздействия на ребенка. К сожалению, нередко реализуется она неудовлетворительно, если рассматривать массовое семейное воспитание. Причина в том, что семейное воспитание часто сводится к назиданию, понуканию, порицанию, указанию и т.д., а не рассматривается как образ семейной жизни, семейная среда жизни, формирование потребностей детей через подражание своим родителям или как потребность в здоровом и безопасном образе жизни, оздоровлении.
Данная проблема до сих пор остается актуальной, так как непониманием специфики и особенностей семейного воспитания, семейной среды отличаются не только многие родители, семьи, но и профессиональные педагоги, которых готовят в педагогических вузах страны. Доказательством является то, что основная причина нынешнего кризисного состояния российской семьи и подрастающего поколения заключается в неблагополучии многих семей. Об этом свидетельствуют работы Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, А.И. Антонова, С.В. Ковалева, Ю.Д. Леви, М.В. Петровича и других, в которых указываются неудачи, перекосы, ошибки, недоработки в семейном воспитании [2]. Кроме того, отмечается, что самой важной из выполняемых семьей функций является создание благоприятных условий для развития личности ее членов [10; 18].
В этой связи нельзя не отметить особую значимость эмоциональных отношений в семье, являющихся основой для эффективного взаимодействия родителей и детей. Данные отношения строятся на привязанности детей и ответных чувствах родителей. Характеризуя
эмоциональные взаимоотношения в семье, выделяют следующие параметры: «симпатия -антипатия», «уважение - неуважение», «близость - отдаленность», на основе которых можно описать такие типы родительского отношения к детям, как «действенная любовь», «отстраненная любовь», «действенная жалость», «отношения снисходительного отстранения», «отвержение и презрение» [6].
Материалы и методы
Над проблемой семейной среды как средства сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения авторы работают с 2008 года на базе Челябинского государственного педагогического университета (ныне ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета) и школы-интерната 8 вида Копейского городского округа Челябинской области. В исследовании приняли участие 208 студентов, 56 родителей и 36 учеников.
С целью решения поставленных задач был проведен анализ социологической, эколого-валеологической и психолого-педагогической литературы, а также законодательных и нормативных документов об охране и укреплении здоровья. Кроме того, был использован комплекс эмпирических методов исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, взаимооценивание и математико-статистический анализ при обработке полученных результатов исследования.
Для оценки влияния семейной среды, в условиях которой осуществляется сохранение и укрепление нравственного и психического здоровья детей, формирование самосохранительного поведения, использовались следующие показатели:
— уровень сформированности у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе;
— уровень отношения родителей к утверждению в семье здорового образа жизни;
— выраженность личностно значимых качеств родителей по отношению к их детям.
Рассматривая проблему влияния семьи на сохранение и укрепление здоровья детей,
формирования у них самосохранительного поведения, мы ориентировались на исследования, раскрывающие особенности детско-родительских отношений, ресурсные возможности семьи в формировании у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе и здоровью человека, требования государства и общества к семейному воспитанию в современных условиях российского общества.
Результаты исследования
В результате исследования было выявлено влияние семьи на формирование у детей 7-10 лет чувственно-эстетических, познавательных, рационально-потребительских отношений к окружающей природе и своему здоровью на основе результатов проведенного нами исследования (методика З.И. Тюмасевой [23, с. 73]). Эти отношения закладывают основу потребности быть здоровым, получить представления и устремленность к здоровому образу жизни.
Рационально-потребительские отношения: родители / Rational-consumer relations: parents
Рационально-потребительские отношения: дети /
Rational-consumer relations: children
Познавательные отношения: родители / Cognitive Relations: Parents
Познавательные отношения: дети / Cognitive relationships: children
Чувственно-эстетические отношения: родители /
Sensual-aesthetic relationships: parents
Чувственно-эстетические отношения: дети / Sensual-aesthetic relationships: children
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% Низкий уровень / Low level ■ Средний уровень / Average level ■ Высокий уровень / High level
Рисунок - Влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе Figure - The influence of the family on the formation of children's aesthetic, cognitive and rational-
consumer attitudes towards nature
Методика «Оценка уровня сформированности у родителей учащихся отношения к индивидуальному здоровому образу жизни и благополучию своих детей» позволила оценить отношение родителей учащихся 1-10 классов к здоровому образу жизни как фактор благополучия своих детей, выявленное в ходе проведенного нами исследования [13].
Отношение родителей к утверждению в семье здорового образа жизни: 37,8% родителей демонстрируют выраженное отношение, 38,4% - удовлетворительное, 23,8% -индифферентное.
Обработка анкет показала, что отношение родителей к собственным активным действиям для утверждения в семье здорового образа жизни как фактора благополучия ребенка: 35,6% родителей ведут здоровый образ жизни вместе со своими детьми, 27,8% выражают готовность к таким действиям, 36,6% демонстрируют индифферентное отношение к здоровому образу жизни.
Отношение к семье как фактору формирования здорового образа жизни: у 41,5% родителей данное отношение характеризуется как «выраженное», у 34,8% -«удовлетворительное», у 23,7% - как «индифферентное».
Таким образом, только около 40% семей могут заложить у подрастающего поколения основы ответственного отношения к здоровью, способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Проведенное нами исследование среди родителей студентов первого курса ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета показало, что для 68,3% родителей их дети являются самой большой жизненной ценностью; отношения между родителями и детьми базируются на глубоком уважении, понимании, принятии и признании. Ответы 17,4 % респондентов свидетельствуют о том, что забота о детях является для них
вопросом первостепенной важности, но в отношениях между ними и детьми нет постоянства и целенаправленного воспитательного воздействия. 14,3% родителей демонстрируют в своих ответах отношения отстраненности и непонимания своих детей.
Параллельно проведенное исследование среди первокурсников на предмет того, как бы они выстраивали отношения со своими будущими детьми, свидетельствует о том, что для 51,4% студентов эмоциональные взаимоотношения в семье не являются примером для подражания.
Таким образом, проанализировав эмпирические данные, полученные во время диагностического среза, можно отметить, что хорошо функционирующая семья является крепкой основой для воспитания детей, сохранения и укрепления здоровья, оздоровления и их реабилитации. Как любая динамическая система, семья развивается или должна развиваться вместе с развитием общества и природно-социальной средой.
Обсуждение и заключения
В результате проведенного исследования нами определено ключевое понятие «семейная среда». Под средой принято понимать совокупность экологических факторов или элементов, явлений (природных, антропогенных), которые прямо или косвенно влияют на организмы [12, с. 90]. Интегрируя родовые понятия «семья» и «среда», под семейной средой будем понимать комплекс условий, влияющих на биологические, социальные, нравственные, духовные, идеологические, психологические отношения членов семьи друг к другу, социуму, природе, обществу, а также способствующих сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья.
Уникальность семейной среды заключается в том, что она характеризуется многообразием взаимоотношений родителей и детей (материально-бытовых, эмоционально-нравственных, поведенческих, правовых, этнических, психологических, коммуникативных и других). Семейная среда способствует начальному этапу социализации будущего гражданина, усвоению им норм, ценностей, установок и образцов поведения, принятых в данном обществе.
Ряд ученых (Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян, О.В. Белоус и др.) социализацию детей в семье рассматривают как приобретение специальных навыков самосохранительного поведения, которые непосредственно связаны с сохранением и укреплением здоровья и жизни [4; 5].
В качестве основных компонентов воспитательного потенциала семьи нами были выбраны следующие:
— социально-культурный статус - доминирующий компонент, включающий материальный и духовный аспекты жизни семьи;
— типология семьи, которая базируется на наличии членов семьи (полная, неполная), количестве в семье детей; структуре поколений;
— воспитательные принципы, традиции, установки, эколого-валеологическое просвещение родителей;
— адекватная ориентация на основных воспитателей в семье (мать, отец, бабушка, дедушка и др.);
— традиционный, повседневный способ жизнедеятельности семьи (культура быта, досуг, тип взаимоотношений в семье);
— среда обитания детей, которая включает детскую предметную среду.
Все эти компоненты воспитательного потенциала семьи в большинстве случаев тесно взаимосвязаны.
Например, родительские установки обладают мощным стимулом для активизации влияния семейной среды на сохранение и укрепление здоровья детей. Семейная среда создает необходимую основу для здорового и безопасного образа жизни как самих родителей, так и их детей.
Уровневый анализ познавательного, нравственно-эстетического и рационально-потребительского отношения родителей дает основание корректировать воспитательный процесс, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них самосохранительного поведения.
Заметную роль и место в этом процессе занимают воспитательные принципы, традиции, эколого-валеологическое просвещение, направленные на развитие природы самого человека. Человек как феномен природы включает биологическую, социальную, духовную и психологическую сущности, которые находятся в неразрывной взаимосвязи.
А.В. Петровский отмечал, что успешность развития личности в подростковом возрасте зависит от способности семьи принять все проявления индивидуальности подростка, дать возможность им проявиться в принципе [16]. Рассматривая данную проблему, мы обращаем внимание на необходимость изменения ресурсов семьи, семейной среды, ее влияния на изменение процесса взаимоотношения родителей и ребенка, нацеленного на формирование потребности и в оздоровлении себя и своих близких. С.С. Жигалин [8] указывает, что семье с высоким воспитательным потенциалом, свойственны такие качества, как демократичность, стиль сотрудничества, стремление к общению, конструктивному диалогу, товарищеским взаимоотношением с подростком. Ученые установили, что жестокое обращение с ребенком в семье приводит к агрессивности в отношениях с другими детьми [20]. Дети, наблюдая за взрослыми, которые ведут себя агрессивно, впоследствии сами становятся подверженными сильному влиянию такого акта насилия, начинают копировать действия взрослых [2]. В этой связи социологи, биологи и педагоги в своих исследованиях пришли к тому, что важнейшим влиянием на формирование позитивного поведения оказывает устойчивая семейная среда [21; 11].
Изучение влияния семейной среды на сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование самосохранительного поведения позволило заключить следующее:
— для решения обозначенной выше комплексной проблемы необходимо выстроить терминологическое поле, включающее такие понятия, как «среда», «семья», «семейная среда»;
— семейная среда, включающая многообразие взаимоотношений родителей и детей, способствует начальному этапу их социализации, усвоению норм, ценностей, установок и образцов поведения, принятых в обществе;
— воспитательный потенциал семьи, который является системообразующим фактором семейной среды, обладает мощным стимулом сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также создает основу для здорового и безопасного образа жизни как самих родителей, так и их детей;
— сформированность у обучающихся чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к окружающей природе является основой
нравственного и психического их здоровья;
— чрезмерная опека, слепая родительская любовь как эмоциональная составляющая семейной среды может помешать формированию позитивных отношений родителей и детей;
— для выстраивания позитивных отношений родителей и их детей необходимы когнитивные, поведенческие, нравственные, этические составляющие семейной среды.
В настоящее время наблюдается снижение педагогического потенциала семей. Причин этому много, например, быстро идущий процесс социального расслоения общества, отмечается рост малообеспеченных семей; традиционная роль членов семьи нарушается, чаще доминируют женщины, а не мужчины; растет количество неполных семей; больше становится внебрачных детей; повышается коэффициент иждивенчества; коммерциализация образования и культуры и т.д.
Список использованных источников
1. Аветян А.М. Личностно-развивающий потенциал межличностных отношений старшеклассников // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. №6. С. 6-17.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: ИНФРА-М., 2010. 636 с.
4. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи: учебное пособие. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. 64 с.
5. Белоус О.В. Семья как фактор становления психологически здорового ребенка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. №1. С. 22-28.
6. Бодалев А.А., Столин В.В., Соколова Е.Т. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
7. Большая советская энциклопедия / глав. ред. А.М. Прохоров. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. Т. 23. 1899 с.
8. Жигалин С.С. Влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи подростков // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Шадринск, 2004. С. 164-171.
9. Левин Б.М., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. М.: Финансы и статистика, 2002. 198 с.
10. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьютста А. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. С. 59-73.
11. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72.
12. Орехова И.Л., Шурупова М.В. Педагогическая система здоровьесберегающей деятельности коррекционной образовательной организации: управленческий аспект: монография. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. 174 с.
13. Орехова И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2012. 357 с.
14. Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона. 2008. №2. С. 109-121.
15. Перепелкина Т.В. Роль семейного воспитания в формировании здоровья младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2013. №4(99). С. 80-85.
16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 96 c.
17. Радионова И. Семья - уникальный источник человеческого капитала // Социальная педагогика в России. 2009. №1. С. 35-37.
18. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. №1(17). С. 3-8.
19. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсно-смысловая нагрузка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. №8. С. 171-180.
20. Ткаченко И.В. Проблемы развития личности в семейном взаимодействии // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под ред. проф. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ. Книга 28, 2010. С. 357-371.
21. Ткаченко И.Т. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: монография. М.: ООО «ЦИУМ и НЛ», 2008. 244 с.
22. Тюмасева З.И. Парадокс - здоровье семьи как социальная проблема // Проблемы и перспективы развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2008 г., г. Челябинск). Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. С. 15-23.
23. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 149 с.
24. Тюмасева З.И. Семья как основа здорового образа жизни подрастающего поколения // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сборник статей III Международной научно-практической конференции (26 апреля 2013 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург: РосГППУ, 2013. С. 259-262.
25. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. №6(4). С. 23. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/893 (дата обращения: 27.05.2019).
26. Andre L., Annelies E.M. van Vianen, Thea T.D. Peetsma. Adolescents' and parents' regulatory focus as determinants of future time perspective on school and professional career // Learning and Individual Differences. 2017. Vol. 59. Pp. 34-42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.08.010.
27. Atance C.M., Jackson L.K. The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 102, no. 4. Pp. 379-391. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2009.01.001.
28. Browning C.R., Cagney K.A., Boettner B. Neighborhood, Place, and the Life Course // Shanahan M., Mortimer J., Kirkpatrick Johnson M. (eds) Handbook of the Life Course. Handbooks of Sociology and Social Research. Springer, Cham, 2016. Pp. 597-620. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0 26.
29. Chetty R., Hendren N., Katz L.F. The Effects of Exposure to Better Neighborhoods on Children: New Evidence from the Moving to Opportunity Experiment // American Economic Review. 2016. Vol. 106(4). Pp. 855-902. DOI: 10.1257/aer.20150572.
30. Diez Roux A.V., Mair C. Neighborhoods and health // Annals of the New York Academy of Sciences. 2010. Vol. 1186, no. 1. Pp. 125-145. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.05333.x.
31. Ellis B.J., Boyce W.T. Biological sensitivity to context // Current Directions in Psychological Science. 2008. Vol. 17, no. 3. Pp. 183-187. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fj.1467-8721.2008.00571.x.
32. Foster R.G., Kreitzman L. Seasons of life: The biological rhythms that enable living things to thrive and survive. Yale University Press, 2009. 303 p.
33. Helm B., Ben-Shlomo R., Sheriff M.J., Hut R.A., Foster R., Barnes B.M., Dominoni D. Annual rhythms that underlie phenology: biological time-keeping meets environmental change // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2013. Vol. 280, no. 1765. DOI: https://doi .org/10.1098/rspb.2013.0016.
34. Miller G.E., Chen E., Parker K.J. Psychological stress in childhood and susceptibility to the chronic diseases of aging: moving toward a model of behavioral and biological mechanisms // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137(6). Pp. 959-997. DOI: https://doi.org/10.1037/a0024768.
References
1. Avetyan A.M. Personal developmental potential of interpersonal relations of high school students. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya, 2016, no. 6, pp. 6-17. (In Russ.)
2. Andreeva T.V. Family psychology: study guide. St. Petersburg, Speech Publ., 2004. 244 p. (In Russ.)
3. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociology of the family. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 636 p. (In Russ.)
4. Astahova YU.G., Agasaryan M.V. Sociology of the family: a textbook. Lipetsk, Publishing house LGTU, 2012. 64 p. (In Russ.)
5. Belous O.V. The family as a factor in the formation of a psychologically healthy child. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya, 2014, no. 1, pp. 22-28. (In Russ.)
6. Bodalev A.A., Stolin V.V., Sokolova E.T. Family in psychological counseling: experience and problems of psychological counseling / ed. A.A. Bodalev, V.V. Stolin. Moscow, Pedagogy Publ., 1989. 208 p. (In Russ.)
7. Great Soviet Encyclopedia / chief editor A.M. Prokhorov. Moscow, Publishing House "Soviet Encyclopedia", 1976. Vol. 23. 1899 p. (In Russ.)
8. ZHigalin S.S. The influence of parental positions on the educational potential of a family of adolescents. Social'no-psihologicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinsk, 2004. Pp. 164-171. (In Russ.)
9. Levin B.M., Petrovich M.V. The economic function of the family. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2002. 198 p. (In Russ.)
10. Massen P., Kondzher Dzh., Kagan Dzh., H'yutsta A. The development of the child's personality. Moscow, Progress Publ., 1987. Pp. 59-73. (In Russ.)
11. Muhina T.G., Sorokoumova S.N. Spiritual and moral development of the individual based on humanistic values. Iniciativy XXI veka, 2016, no. 1, pp. 66-72. (In Russ.)
12. Orekhova I.L., SHurupova M.V. Pedagogical system of health-saving activities of a correctional educational organization: managerial aspect: monograph. Chelyabinsk: Publishing house of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, 2018. 174 p. (In Russ.)
13. Orekhova I.L. Ecologo-valeologization of diversified preparation of students for recreational activities in educational institutions: monograph. Chelyabinsk: Publishing house of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. 357 p. (In Russ.)
14. Pavlov B.S. Family and self-preserving behavior of young people. Ekonomika regiona, 2008, no. 2, pp. 109-121. (In Russ.)
15. Perepelkina T.V. The role of family education in shaping the health of younger schoolchildren. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal, 2013, no. 4(99), pp. 80-85. (In Russ.)
16. Petrovskij A.V. Children and family education tactics. Moscow, 1981. 96 p. (In Russ.)
17. Radionova I. The family is a unique source of human capital. Social'nayapedagogika v Rossii, 2009, no. 1, pp. 35-37. (In Russ.)
18. Rean A.A. Family as a factor in the prevention and risk of victimization behavior. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2015, no. 1(17), pp. 3-8. (In Russ.)
19. Tkachenko I.V. Child-parent relations: resource-semantic load. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya, 2017, no. 8, pp. 171-180. (In Russ.)
20. Tkachenko I.V. Problems of personality development in family interaction. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: monografiya / pod red. prof. O.I. Kirikova. Voronezh, VGPU. Book 28 Publ., 2010. Pp. 357-371. (In Russ.)
21. Tkachenko I.T. Personal-developing family resource: ontology and phenomenology: monograph. Moscow, OOO CIUM and NL Publ., 2008. 244 p. (In Russ.)
22. Tyumaseva Z.I. Paradox - family health as a social problem. Problemy i perspektivy razvitiya sovremennoj sem'i: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-27 noyabrya 2008 g., g. CHelyabinsk). Chelyabinsk, Publishing house of ChGPU, 2008. Pp. 1523. (In Russ.)
23. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Bystraj E.B. Priorities of preschool education: culture, ecology and health. Chelyabinsk, Publishing House Cicero, 2017. 149 p. (In Russ.)
24. Tyumaseva Z.I. The family as the basis for a healthy lifestyle of the younger generation. Problemy kachestva fizkul'turno-ozdorovitel'noj i zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij: sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26 aprelya 2013 g., g. Ekaterinburg). Yekaterinburg, RosGPPU Publ., 2013. Pp. 259-262. (In Russ.)
25. CHelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. Evolution of the mentoring system in teaching practice. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, no. 6(4), p. 23. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/893 (accessed: 27.05.2019). (In Russ.)
26. Andre L., Annelies E.M. van Vianen, Thea T.D. Peetsma. Adolescents' and parents' regulatory focus as determinants of future time perspective on school and professional career. Learning and Individual Differences, 2017, vol. 59, pp. 34-42. DOI: https://doi.org/10.1016/nindif.2017.08.010.
27. Atance C.M., Jackson L.K. The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years. Journal of Experimental Child Psychology, 2009, vol. 102, no. 4, pp. 379-391. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2009.01.001.
28. Browning C.R., Cagney K.A., Boettner B. Neighborhood, Place, and the Life Course. Shanahan M., Mortimer J., Kirkpatrick Johnson M. (eds) Handbook of the Life Course. Handbooks of Sociology and Social Research. Springer, Cham, 2016. Pp. 597-620. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0 26.
29. Chetty R., Hendren N., Katz L.F. The Effects of Exposure to Better Neighborhoods on Children: New Evidence from the Moving to Opportunity Experiment. American Economic Review, 2016, vol. 106(4), pp. 855-902. DOI: 10.1257/aer.20150572.
30. Diez Roux A.V., Mair C. Neighborhoods and health. Annals of the New York Academy of Sciences, 2010, vol. 1186, no. 1, pp. 125-145. DOI: https://doi.org/10.1111/n749-6632.2009.05333.x.
31. Ellis B.J., Boyce W.T. Biological sensitivity to context. Current Directions in Psychological Science, 2008, vol. 17, no. 3, pp. 183-187. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fi.1467-8721.2008.00571.x.
32. Foster R.G., Kreitzman L. Seasons of life: The biological rhythms that enable living things to thrive and survive. Yale University Press, 2009. 303 p.
33. Helm B., Ben-Shlomo R., Sheriff M.J., Hut R.A., Foster R., Barnes B.M., Dominoni D. Annual rhythms that underlie phenology: biological time-keeping meets environmental change. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 2013, vol. 280, no. 1765. DOI: https://doi .org/10.1098/rspb.2013.0016.
34. Miller G.E., Chen E., Parker K.J. Psychological stress in childhood and susceptibility to the chronic diseases of aging: moving toward a model of behavioral and biological mechanisms. Psychological Bulletin, 2011, vol. 137(6), pp. 959-997. DOI: https://doi.org/10.1037/a0024768.
© Тюмасева З.И., Орехова И.Л., 2019
Информация об авторах Тюмасева Зоя Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: №0000-0001-5895-0605, e-mail: [email protected]
Орехова Ирина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: №0000-0002-1671-7917, e-mail: [email protected]
Information about the authors Tyumaseva Zoya Ivanovna - Doctor of Sciences (Education), Professor, Manager of Department of Health and Safety and Medicobiological Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID: №0000-0001-5895-0605, e-mail: [email protected]
Orekhova Irina Leonidovna - Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Associate Professor, Department of Health and Safety and Medicobiological Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID: №0000-00021671-7917, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 09.06.2019 Принята к публикации: 10.07.2019 Опубликована: 09.08.2019